Введение
Значение науки об обществе. Изучая историю человечества, мы можем проследить, как люди, в борьбе за существование, шаг за шагом создавали и совершенствовали свои орудия труда. Тем самым они подчиняли себе природу, увеличивали количество и улучшали качество необходимых им средств существования, делали свою материальную жизнь все более обеспеченной и независимой от стихийных сил природы.
Развитие человеческой техники есть тот основной процесс, по которому легче всего и правильнее измерять общественный прогресс.
Путь, проделанный человеком от первобытного каменного топора, единственного орудия, которым он владел в давнопрошедшие времена, до современных машин, пара и электричества, характеризующих технику нашего времени, ярко свидетельствует о достижениях человечества. В повседневной борьбе с природой человек узнавал ее, знакомился с ее силами и способами их использования в своих интересах. От медленного, инстинктивного прогресса он постепенно переходил к пониманию окружающей природы и сознательному ее исследованию и преобразованию. Так из инстинктивной техники вырастала наука и основанная на науке техника.
Наука необычайно ускорила технический процесс. Облегчая разрешение практических задач, выраставших перед человечеством, она необычайно ускорила развитие техники. За последние 150—200 лет прогресс материальной жизни совершается с быстротой, которая не может идти в сравнение с медленным развитием ее на протяжении всей прошлой человеческой истории.
Но если в общем и целом развитие общества показывает нам технический прогресс, свидетельствует о непрерывном возрастании власти человека над природой, мы видим также, что выгодные последствия этого прогресса не в одинаковой степени шли на пользу всем членам общества. Материальное богатство, которое возрастало по мере развития техники, распределялось неравномерно между членами общества. Все известные нам по сохранившимся историческим документам общества обнаруживают существование крайне резкого неравенства между их членами, наличие бедных и богатых, имущего класса, живущего в роскоши, и неимущих, прозябающих в нужде. Это неравенство влекло за собой борьбу между бедными и богатыми, между эксплуататорами, живущими на счет чужого труда, и эксплуатируемыми.
Общественные противоречия порождали классовую борьбу, вызывали попытки угнетенных переустроить общественную жизнь, толкали мысль к поискам новых, более совершенных форм жизни.
Уже с давних пор в древней Греции мы встречаем идею о коммунистическом строе, как о наилучшей организации общества в интересах всех. В древнем христианстве мы видим практическую, но жалкую попытку к уничтожению имущественного неравенства. Те же попытки и идеи возникают в позднее средневековье и в новое время. Но все они не приводят ни к каким результатам. Мы называем все эти идеи о коммунистическом переустройстве общества, возникавшие в истории человечества до средины прошлого (XIX) столетия, утопическим социализмом.
Марксу и Энгельсу принадлежит обоснование научного социализма.
Утопический социализм свидетельствовал своим появлением о наличии резких противоречий внутри общества, резкого неравенства между богатством одних и нуждой других. Утописты правильно видели в частной собственности причину общественного неравенства и в общественной собственности — основу такого общества, где неравенства, нужды и эксплуатации не будет. Их ошибка и недостаток заключались в том, что они не видели невозможности перехода к новому строю общества без борьбы угнетенных против угнетателей, зависимости этого перехода и победы угнетенных от наличия определенных материальных и общественных условий, создаваемых самим развитием общества.
Научный социализм — учение Маркса и Энгельса — потому и является научным, что показывает борющемуся пролетариату, как назревают материальные условия, которые делают возможной победу социализма, обращается к рабочему классу как той силе, которая во главе всех угнетенных ведет борьбу за социализм, учит его распознавать своих врагов и друзей.
Осуществление социализма не может быть достигнуто агитацией среди господствующего класса за преимущества такого строя, как полагали утописты, а только борьбой рабочего класса с угнетателями. Но эта борьба может вестись успешно и с наименьшими жертвами лишь в том случае, когда она опирается на ясное понимание пролетариатом хода общественного развития.
Материалистическое понимание истории, разработанное Марксом и Энгельсом, так же необходимо для классовой борьбы пролетариата, как знакомство с современным естествознанием (физикой, химией, механикой и т. п.) для дальнейшего усовершенствования нынешней техники. Общественные науки, освещенные с марксистской точки зрения, и дают возможность разобраться пролетариату в сложной обстановке классовой борьбы, и с другой стороны — ведут к выработке марксистско-революционного мировоззрения, без которого невозможно правильное решение вопросов революционной борьбы, успешная борьба с классовым врагом.
Материалистическое понимание истории
Сущность материалистического понимания истории была коротко формулирована Марксом в предисловии к вышедшей в 1859 г. его книге «К критике политической экономии». Эти две странички представляют гениальное обобщение сущности исторического процесса, сделанное Марксом на основании детального изучения современного капиталистического общества и широкого знакомства, насколько позволяло в его время состояние исторической науки, с прошлой историей человечества. Этот новый взгляд на содержание истории имеет огромную научную ценность и при исследовании современности, и для ознакомления с прошлым и ясного понимания его.
Изложим теперь вкратце содержание материалистического понимания истории.
Что такое общество?
Основным содержанием общественной жизни Маркс считает процесс совместной борьбы людей с природой за удовлетворение своих материальных потребностей. Такая точка зрения является материалистической.
До Маркса, да и в наше время, среди большинства буржуазных ученых господствует тот взгляд, что основной характерной чертой общества является духовная связь между людьми, т.е. религиозная, национальная общность представлений, чувств, верований и т. д. Для этой точки зрения сущность исторического процесса заключается в развитии «ума», т.е. общественных взглядов, представлений и т. п. А от состояния общественной психики зависят и учреждения людей и их отношения: экономические, государственные, правовые и т. п. Такая точка зрения опирается на непосредственно данные факты. Ведь люди сами создают и меняют свой общественный строй. Человеческая история представляет историю человеческих действий. А человек, в отличие от животного, действует не инстинктивно, а сознательно, преследуя определенную цель. Человеческая история, при поверхностном взгляде, представляется, таким образом, как осуществление целей, которые ставят себе люди. Эти же цели объясняются взглядом людей.
Но почему меняются взгляды людей и соответственно с этим меняются и цели — этого идеалистическая точка зрения объяснить не может.
Маркс подходит к вопросу совершенно иначе. Для него человеческое общество— независящий от воли людей продукт борьбы человека с природой. Особенность человеческого общества (от животного стада) — в своеобразии человеческой борьбы с природой.
Отличие человека от животного
Приспособление животного к окружающей природе выражается в изменении органов тела, в их целесообразном устройстве, наилучшим образом обеспечивающем им добывание пищи, борьбу с врагами и с неблагоприятными внешними условиями. Целесообразное устройство органов животных не является, однако, результатом сознательности, а достигается совершенно бессознательно путем естественного отбора. Неприспособленные животные чаще гибнут, оставляют после себя немногочисленное потомство, наоборот — приспособившиеся быстрее размножаются и передают свои полезные черты по наследству.
Таким образом, приспособление животных выражается в двух характерных чертах: изменении органов тела и передаче выработавшихся полезных приспособлений путем наследственности при действии естественного отбора.
Человек тоже развивался из низших животных. В определенный момент своего развития он, находясь в известных внешних условиях, приобрел прямую походку, у него дифференцировались, т.е. приобрели особое назначение, верхние и нижние конечности, появились ноги и руки. Обособление рук является завершением животной, биологической стадии человеческого развития и началом его человеческого развития.
«Если бы природа дала нам вместо рук и гибких пальцев лошадиные копыта, можно ли сомневаться в том, что люди, лишенные искусств, жилищ, беззащитные против зверей, исключительно занятые заботой о пище и самосохранении, продолжали бы блуждать в лесах, подобно стадам животных?» — писал еще в XVIII веке французский материалист Гельвеций.
Обособление рук позволило человеку перейти к изготовлению орудий труда. Только не нужно думать, что эта деятельность носила с самого начала сознательный характер. Конечно, она предполагала известную степень развития, которую мы наблюдаем, например, у высших животных.
История культуры показывает нам, какого огромного времени требовали первые шаги по новому пути. Десятки тысяч лет первобытный человек пользовался только грубообитым камнем и палкой. Изготовление хотя бы этих примитивных орудий труда влекло за собою развитие сознания, что облегчало дальнейший технический прогресс.
В нашу задачу не входит сейчас останавливаться подробно на ходе развития человека, мы должны отметить лишь те особенности этого развития, которые вытекают из перехода к изготовлению орудий труда и кладут резкую грань между развитием человека и развитием животного.
Биологическое приспособление, т.е. изменение органов тела у человека, отныне отходит на второй план. Оно не прекращается, но определяется уже не непосредственно природой, а характером орудий труда (развитие мускулатуры, гибкость пальцев, острота слуха, зрения). На первом плане стоит приспособление через орудие труда, т.е. создание искусственной среды, по выражению Плеханова, которую человек ставит между собой и внешней природой.
Но орудие труда имеет совершенно другие возможности развития и усовершенствования, чем орган животного, по двум причинам.
Во-первых, орудие труда не ограничено способностями и возможностями организма. Лучше всего это видно из сравнения могущества человеческих орудий труда с органами наиболее приспособленных в том или ином отношении животных. Это превосходство орудий труда над естественными органами уже с самого начала позволило человеку, в сущности одному из самых беззащитных животных, устоять в борьбе против крупных хищников и постепенно вытеснить их.
Эта же особенность орудий труда дала человеку возможность их всестороннего развития. Так, в современной технике человек одновременно приобретает острый глаз (микроскоп, телескоп), быстроту движений (поезд, автомобиль, самолет, ракета), тонкий слух (телефон), огромную мускульную силу (подъемные краны) и т. д. При помощи орудий труда человек овладевает всей природой, ее силами, веществами и свойствами, и границей усовершенствования орудий труда является лишь совокупность сил и свойств природы.
Во-вторых, изменение и усовершенствование орудий труда совершается не путем биологической наследственности и естественного отбора, как при изменении органов тела, а передачей накопленного опыта и орудий труда из поколения в поколение, т.е. несравненно быстрее. Эти обстоятельства ведут к тому, что развитие человеческого общества совершается несравненно быстрее, чем развитие животных. Через орудие труда приспособление человека к окружающей среде из пассивного, каким оно было у животного, стало активным, т.е. стало одновременно приспособлением, подчинением природы человеку.
«Человек, воздействуя на природу, изменяет свою собственную природу.» Развитие духовных и физических способностей человека и есть то изменение природы человека, которое является результатом его воздействия на внешнюю природу.
Производственные отношения
«В общественном отправлении своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных, производительных сил», — формулирует Маркс существо общественных отношений.
Человек производит свою материальную жизнь не в одиночку, а вместе с другими людьми. Характер общественного союза определяется характером производства, т.е. степенью развития материальных производительных сил. Общество есть, прежде всего, производственная организация людей, производственный коллектив.
В письме к П. Анненкову от 28 декабря 1846 года Маркс писал:
«Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Избирают ли люди свободно ту или иную общественную форму? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, — и у вас будет определенная форма обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, словом — определенное гражданское общество, и вы получите определенные политические отношения, которые являются официальным выражением гражданского общества…
Излишне прибавлять к этому, что люди несвободны в выборе своих производительных сил, которые являются основой всей их истории, потому что всякая производительная сила—продукт предшествующей деятельности. Таким образом, производительные силы—это результат практической энергии людей, но сама эта энергия ограничена теми условиями, в которых люди находятся, производительными силами, уже приобретенными раньше, общественной формой, существовавшей раньше, которую создали не эти люди, которая является созданием поколений. Благодаря тому простому факту, что каждое последующее поколение находит производительные силы, добытые предшествующими поколениями, и эти производительные силы служат ему сырым материалом для нового производства, благодаря этому факту возникает связь в человеческой истории, образуется история человечества, которая в тем большей степени становится историей человечества, чем больше выросли производительные силы людей, а следовательно их общественные отношения. Отсюда необходимый вывод: общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают ли они это или нет. Их материальные отношения образуют основу всех их отношений. Эти материальные отношения суть лишь необходимые формы, в которых осуществляется их материальная и индивидуальная деятельность».
Мы привели длинную выдержку из раннего письма Маркса для того, чтобы показать, во-первых, почему общественные отношения людей не зависят от их воли, а определяются состоянием производительных сил. Во-вторых, отметим фразу Маркса: «Их материальное отношение образует основу всех их отношений. Эти материальные отношения суть лишь необходимые формы, в которых осуществляется их материальная и индивидуальная деятельность».
Материальные отношения, о которых говорит Маркс, — производственные отношения, т.е. отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальной жизни. Они — основа всех общественных отношений. И в этом смысле правильно сказать, что общество, в первую очередь, есть производственный коллектив. То, что характеризует каждую форму общества, — это его производственные отношения.
Факторы производства
Если мы попытаемся определить полностью сущность производства, мы придем к такому выводу: производство заключается в воздействии человека посредством орудий труда на внешнюю природу. В процессе производства мы имеем две основных группы:
1) рабочую силу — личный фактор, по Марксу;
2) орудия труда и природу — вещественные факторы.
Обе группы представляют собой в истории человечества переменную величину. Это ясно относительно труда и орудий труда. Это верно и относительно природы. Мы рассматриваем при этом природу не в совокупности ее сил и свойств, независимо от человека, а как объект общественного трудового воздействия. В этом смысле природа различна на разных ступенях развития общественного труда. Нельзя объяснить современного состояния России, не учитывая ее естественных минеральных богатств (нефть, природный газ, руда и пр.). Они для нас безразличны и не имеют никакого значения, если речь идет об истории Киевской Руси, но для сегодняшнего дня более чем важны.
Совокупность личных и общественных факторов и образует материальные, производительные силы общества. Для того, чтобы процесс производства был возможен, необходимо объединение указанных факторов — соединение в трудовом процессе рабочей силы, природы и орудий труда. Материальные, иначе производственные отношения и есть, выражаясь языком Маркса, «необходимые формы, в которых осуществляется их (людей) материальная и индивидуальная деятельность».
Во 2-ом томе «Капитала» Маркс поясняет эту мысль следующим образом:
«Каковы бы ни были общественные формы производства, факторами их все же остаются рабочие и средства производства. Но, как те, так и другие—только возможные факторы, и находятся, в состоянии разделения одни от других. Чтобы производить, они должны соединяться. Различные экономические эпохи общественного строя характеризуются теми особенными способами и родами, в которых это соединение совершается».
Схема общества
Отсюда видно, что, согласно Марксу, производственные отношения занимают центральное место в общественной жизни. Они образуют основу всех отношений людей. Их можно назвать остовом или костяком общественной жизни.
Совокупность производственных отношений, характеризующих определенное общество, Маркс называет его экономической структурой.
Экономическая структура есть общественный базис, по отношению к которому все остальные стороны общественной жизни суть его надстройка. В письме к Анненкову и в предисловии, цитированном выше, Маркс перечисляет, что составляет надстройку:
«Возьмите определенную ступень развития производства, обмена, потребления — и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, словом — определенное гражданское общество, и вы получите определенные политические отношения, которые являются официальным выражением гражданского общества»…
«Совокупность этих производственных отношений образует экономическую структуру общества, реальное основание, на котором возвышаются и правовая и политическая надстройки и которому соответствуют определенные формы общественного сознания»[1].
Наконец, процитируем Плеханова из «Основных вопросов марксизма», который делает краткую сводку взглядов Маркса на взаимоотношения различных сторон общественной жизни. «Если бы мы захотели кратко выразить взгляд Маркса-Энгельса на отношения знаменитого теперь „основания» к не менее знаменитой „надстройке», то у нас получилось бы вот что:
1) состояние производительных сил;
2) обусловленные им экономические отношения;
3) социально-политический строй, выросший на данной экономической „основе»;
4) определяемая частью непосредственной экономикой, а частью всем выросшим на ней социально-политическим строем психика общественного человека;
5) различные идеологии, отражающие в себе свойства этой „психики»».
Эту схему не нужно, однако, понимать односторонне, механистически. Не следует думать, что различные стороны общественной жизни, расположенные нами, начиная с состояния производительных сил, в порядке возрастающих цифр, находятся друг к другу в строго определенном отношении причины и следствия, соответственно месту, которое они занимают в схеме. Что, к примеру, экономические отношения являются следствием состояния производительных сил (но на это состояние производительных сил не оказывают никакого влияния) и причиной социально-политического строя (не испытывая обратного влияние этого строя). Такая точка зрения была бы неправильной.
На деле все стороны общественной жизни оказывают воздействие друг на друга, т.е. находятся в постоянном взаимодействии между собой. Общество представляет собою единое целое, и отдельные стороны его, представленные схемой Плеханова, — только отвлечение от единого целого, а не самостоятельные части. Выделение различных сторон общественной жизни приводит к так называемой теории факторов, в которой каждая такая сторона рассматривается как особая сила, обусловливающая целиком или частично развитие общества.
Об этой теории Плеханов писал в статье «О материалистическом понимании истории»: «Социально-исторический фактор есть абстракция, представление о нем возникает путем отвлечения (абстрагирования). Благодаря процессу абстрагирования, различные стороны общественного целого принимают вид обособленных категорий, а различные проявления и выражения деятельности общественного человека — мораль, право, экономические формы и пр. — превращаются в нашем уме в особые силы, будто бы вызывающие и обусловливающие эту деятельность, являющиеся ее последними причинами».
Теории факторов Плеханов противопоставляет синтетический взгляд на общественную жизнь (т.е. взгляд на общество, как на единое целое), присущий диалектическому материализму.
Противоречит ли такая точка зрения вышеприведенной схеме?
Нет, если последнюю понимать диалектически.
Для пояснения мы приведем следующий пример. Человеческий организм состоит из ряда отдельных органов и тканей. Мы говорим о кровеносной системе, нервной системе, системе пищеварения, скелете и т. д. Но в живом человеческом организме они неразрывно связаны и не могут быть отделены друг от друга. Их обособление означает смерть организма. Следовательно, организм — это живое единство множества различных органов. Тем не менее, вполне правильно рассматривать организм, как единство, сущность которого заключается в процессе ассимилирования (т.е. усвоения) пригодных для жизни веществ внешней природы, и с этой точки зрения мы можем разместить в определенном порядке различные органы по значению, которое они имеют в этом основном, существенном процессе организма.
То же и в материалистическом понимании истории. Мы рассматриваем общество, как производственный коллектив. Общественное развитие имеет своим основным, существенным моментом развитие производительных сил. Общество — материальная форма, в которой это развитие происходит, обусловленная развитием производительных сил, она вместе с тем сама на него влияет. С развитием производительных сил меняются формы общества. Мы переходим тем самым к динамике общественной жизни.
Динамика общественной жизни
У Маркса читаем:
«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества вступают в противоречие с существующими производственными отношениями или, употребляя юридическое выражение, с имущественными отношениями, внутри которых они до сих пор действовали. Из форм развития производительных сил эти последние становятся их основами. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономического основания более или менее быстро преобразуется и вся громадная надстройка над ним».
В этих словах Маркс дает объективную схему общественного развития. Каждая форма общества, т.е. определенная система производственных отношений, складываясь на известном уровне развития производительных сил, дает простор для их дальнейшего развития. Но тем самым производительные силы перерастают ту общественную форму, в недрах которой они развивались. Это противоречие разрешается коренной ломкой общественной формы и заменой ее новой, которая дает возможность дальнейшему развитию производительных сил.
Значение материалистического понимания истории для истории общественных форм
Мы уже знаем, что материалистическое понимание истории было у Маркса и Энгельса обобщением их изучения развития человеческого общества и, в первую очередь, развития капиталистического общества. В эпоху Маркса и Энгельса историческая наука была еще слабо развита, и они располагали недостаточным историческим материалом, к тому же прежние историки смотрели на историю сквозь идеалистические очки и видели в ней только развитие человеческого «ума».
Взгляды Маркса, несмотря на то, что они резко расходились с интересами буржуазии и потому официально опровергались буржуазной наукой, оказали все же прямо или косвенно огромное влияние на дальнейшую разработку научного материала. Этому способствовали также резко обострившиеся с развитием капитализма социально-экономические вопросы, которым нельзя было не уделять внимания при трактовке новой истории, и это, в свою очередь, толкало к пересмотру установившихся взглядов на прошлую историю человечества.
«Экономический момент» стал играть все большую роль и при изложении истории прошлого.
Это обстоятельство, равно как накопление соответствующего материала, значительно облегчает задачу дать марксистское изложение истории человеческого общества в ее основных звеньях, показать конкретно главные формы общества в их историческом развитии, следуя взглядам Маркса.
Наша схема не будет делением истории на древнюю, среднюю и новую. Она укажет основные типы экономических структур, которые были положены в основу соответствующих экономических формаций и на этой основе объяснит социально-политическую и идеологическую надстройку каждой эпохи. Вместе с тем схема покажет для каждой эпохи конкретные формы противоречия между производительными силами и производственными отношениями, которые были в то время движущими силами развития и вели к разложению старого общественного порядка и к созданию нового.
Экономические эпохи истории
Попытки составить схемы экономического развития человечества предпринимались буржуазными учеными не единожды.
Одну такую схему предложил немецкий экономист Карл Бюхер в книге «Развитие народного хозяйства». Бюхер различает в истории три экономические формы: натуральное или ойкосное хозяйство, городское хозяйство и народное хозяйство. Принципом, который он выбрал для деления экономической истории на эти три эпохи, служит длина пути между производством и потреблением, вернее — между производителем и потребителем.
Но, прежде всего, необходимо определиться с понятиями.
Во-первых, с понятием хозяйства. Под хозяйством мы понимаем общественную организацию, имеющую своим содержанием хозяйственную деятельность, т.е. совокупность всех действий, направленных к удовлетворению потребностей его членов в материальных благах. Хозяйство охватывает, таким образом, как деятельность людей, направленную на внешнюю природу, так и совокупность взаимоотношений людей, складывающихся для удовлетворения вышеуказанной цели.
Если мы назовем отношение человека к природе технической стороной хозяйства, а отношения между людьми в процессах их хозяйственной деятельности — социальной стороной, то хозяйственная организация включает два момента — технический и социальный. Социальная сторона хозяйства не что иное, как то, что мы уже встречали раньше под названием производственных отношений. В этом именно смысле мы говорим о капиталистическом или о рабовладельческом хозяйстве.
Хозяйство предполагает ряд сознательных и планомерных действий со стороны людей, участвующих в нем. Так например, капиталист, владелец фабрики, работает по определенному плану, намечает заранее, по крайней мере — на ближайшее время, размер производства, нанимает соответственное количество рабочей силы, закупает нужный материал, оборудование, организует процесс производства.
Мы можем назвать такую хозяйственную единицу, которая характеризуется деятельностью участников по заранее намеченному плану, хозяйствующим субъектом.
Хозяйствующий субъект может не совпадать с хозяйством в целом. Например, в капиталистическом обществе хозяйствующим субъектом является предприятие, подчиненное капиталисту, хозяйство же в целом представляет собой взаимоотношения отдельных хозяйствующих субъектов, устанавливающиеся стихийно, а не сознательно. Ведь капиталист сознательно действует только в той части, которая касается производства продукта данного предприятия; в приобретении же сырья и оборудовании, равно как в сбыте продуктов, в найме рабочей силы, он сталкивается с условиями, которые определяет не он, а которые даны рынком.
После выяснения данных определений нам будет легче понять сущность трех бюхеровских хозяйственных форм.
Натуральное или ойкосное хозяйство — это такое, где понятия хозяйства и хозяйствующего субъекта сливаются. Например, крестьянское хозяйство, которое ничего не приобретает со стороны, удовлетворяет потребности всех своих членов своим собственным производством. Проще говоря, натуральное хозяйство — это такое, в котором нет обмена.
Под городским хозяйством Бюхер понимает тот тип хозяйства, который, по его мнению, характерен для позднего средневековья. Хозяйство состоит из двух хозяйствующих субъектов — крестьянина и городского ремесленника. Обмен есть, но движение его идет только в двух противоположных направлениях. Крестьянин продает продукты сельского хозяйства ремесленнику. Последний отдает в обмен на них продукты своей ремесленной деятельности. Самодовлеющим хозяйственным целым, т.е. хозяйством, является ремесленный город с прилегающим к нему сельско-хозяйственным округом.
Наконец, третий тип хозяйства или народное хозяйство состоит из многих хозяйственных субъектов. Типом его может служить современное капиталистическое хозяйство. Поток обмена между хозяйствами идет в самых разнообразных направлениях, не ограничиваясь прямым движением от производителя к конечному потребителю, как в городском хозяйстве.
По мнению Бюхера, эпоха натурального или ойкосного хозяйства охватывает всю первобытную историю человечества, древнюю и большую часть средневековой истории, городское хозяйство — позднее европейское средневековье и часть нового времени, наконец, народное хозяйство — эпоху капитализма.
Схема Бюхера вызвала много критических замечаний со стороны других ученых, экономистов и историков, находящих ее фактически неверной, неприменимой к указанным историческим эпохам.
Приведем некоторые из возражений.
Основным является возражение немецкого историка Эдуарда Мейера, автора многотомных трудов по истории древности. Э. Мейер не согласен с Бюхером в том, что можно включать целиком всю историю древности в натуральное хозяйство. Мейер, напротив, находит в древности экономические условия, во многом сходные с теми, которые представляет современность. В Риме и в Греции, по крайней мере — в период их расцвета, он усматривает широкое развитие обмена, денег, капитала и т. д. Исходя из этого, он, как и некоторые другие историки древности, считает возможным говорить об античном капитализме, а для более ранней эпохи древности — об античном феодализме, т.е. о таком общественном строе, который до сих пор считали характерным только для европейского средневековья. Единственную особенность древнего капитализма Э. Мейер видит только в том, что ему присущ рабский труд вместо наемного труда, характеризующего современный капитализм.
Отсюда он выводит следующее заключение — развитие экономической истории человечества совершается циклически. Это означает, что человечество некогда начало свое экономическое развитие с простейших форм натурального хозяйства, дошло до более сложных форм его (феодализма) уже в древности, от них перешло к товарному хозяйству, основанному на обмене, и, наконец, закончило наиболее развитой формой товарного хозяйства, капитализмом, уже в античной древности. Рост имущественного неравенства, вызванное этим усиление классовой борьбы ведут к разложению и гибели античной культуры. Круг развития замыкается. На смену древним римлянам и грекам приходят германские народы. У них тоже развитие начинается с примитивных форм натурального хозяйства, которые переходят в феодализм; на смену последнего приходят товарное хозяйство и капитализм. Таким образом, новое европейское общество, по Э. Мейеру, пришло к своей заключительной стадии экономического развития, соответствующей античному капитализму, а за ней неизбежно последует крах цивилизации в результате обострения классовой борьбы.
Приведенные нами обе точки зрения на закономерность экономического развития человечества представляют большой интерес, поскольку являются попытками систематизации истории человечества в целом. Но с марксистской точки зрения эти обе теории нужно признать несостоятельными.
Начнем с рассмотрения бюхеровской теории. Если признать в качестве основного принципа деления хозяйственной истории человечества степень развития обмена, то — с некоторыми ограничениями — можно согласиться с основными формами, установленными Бюхером. К тому же он сам позднее признавался, что, относя всю первобытную, древнюю и большую часть средневековой истории к натуральному или ойкосному хозяйству, он не думает этим совершенно отрицать наличие торговли, денег и вообще хозяйственного обмена. Он лишь подчеркивает, что обмен в ту эпоху имел совсем не такое значение, какое ему принадлежит в современном хозяйстве. Основной стиль экономической жизни был натуральным хозяйством. А это, в общем, верно.
Мы не будем останавливаться на доказательстве этого положения, так как в дальнейшем нам придется вернуться к этому вопросу. Приведем лишь в подтверждение одну цитату из Маркса из 20-й главы III тома «Капитала», относящуюся к характеристике торгового капитала и вообще роли торговли до развития товарно-капиталистического современного хозяйства.
«Самостоятельное купеческое состояние, в виде господствующей формы капитала, есть обособление процесса обращения по отношению к обеим его крайним точкам, а крайние точки — это сами обменивающиеся производители. Эти крайние точки остаются самостоятельными по отношению к процессу обращения, а последний — по отношению к ним. Продукт при этом становится товаром вследствие того, что попадает в торговлю. Следовательно, капитал является капиталом только в процессе обращения. В процессе обращения деньги превращаются в капитал. Только в обращении продукт превращается в меновую стоимость — в товар и деньги. Капитал может образоваться в процессе обращения, прежде чем он научится овладевать обоими крайними пунктами, различными отраслями производства, обращению между которыми он является посредником. Денежное и товарное обращение могут содействовать отраслям производства самых разнообразных организаций, которые по их внутреннему строению имеют в виду главным образом производство потребительных стоимостей. Такое обособление процесса обращения, причем отрасли производства связываются между собою третьими лицами, выражается двояким образом. С одной стороны — в том, что обращение еще не овладело производством, но относится к нему, как к чему-то данному, что уже предполагается. С другой стороны — что производство еще не поглотило обращения, последнее не стало простым его моментом. В капиталистическом производстве произошло, напротив, и то и другое. Процесс производства вполне основывается на обращении, а обращение есть простой момент, переходная фаза производства, простая реализация продукта, произведенного в виде товара, и возмещение элементов его производства, произведенных в виде товаров».
Это замечание Маркса проникает в самую сердцевину экономических взаимоотношений до-капиталистического общества. А тот двоякий способ, о котором он говорит, дает краткую, но гениальную характеристику особенностей античного хозяйства и хозяйства позднего средневековья.
Из этого понимания роли торговли и обмена, денег и капитала в до-капиталистическом обществе у Маркса вытекает следующая оценка торговли в древности:
«Торговые народы древности существовали, как боги Эпикура в между-мировых пространствах или, лучше сказать, как евреи в порах польского общества. Торговля первых самостоятельных, широко развившихся торговых городов и торговых народов, как простая посредническая торговля, основывалась на варварстве тех производящих народов, между которыми они служили посредниками».
Мы ограничимся этими ссылками на Маркса в подтверждение того, что Бюхер не ошибается, приписывая обмену и капиталу в до-капиталистическом обществе ограниченное значение с точки зрения общего его экономического уклада. Несравненно шире, однако, было значение форм обмена для этого общества в смысле их разлагающего влияния на натурально-хозяйственный строй и на социальные отношения древнего общества, чего Бюхер из-за своей схемы не замечает. У Маркса по этому поводу есть много замечательных мыслей, которые мы тоже приведем ниже.
Несравненно наивнее взгляды Э. Мейера о циклах в экономической истории человечества. Он совершенно не понял значения рабства в античном хозяйстве.
У Маркса же мы находим по этому поводу следующие соображения:
«Развитие торговли и торгового капитала повсюду направляет производство на изготовление продуктов в виде товаров, меновых стоимостей, увеличивает его размер, разнообразит и космополитизирует его, обращая деньги во всемирные деньги. Поэтому торговля повсюду оказывает более или менее разлагающее влияние на ту организацию производства, которую она застает и которая во всех ее разнообразных видах направлена преимущественно на потребительные стоимости. Но степень ее влияния на разложение старых способов производства находится прежде всего в зависимости от устойчивости их и от их внутреннего расчленения. Куда приводит такой процесс разложения, т.-е. какой новый способ производства заместит прежний, — это уже будет зависеть не от торговли, а от характера самого прежнего способа производства. В античном мире влияние торговли и развития торгового капитала постоянно имело последствием рабовладельческое хозяйство; но, смотря по отправной точке, оно имело также последствием превращение рабства патриархального, имеющего в виду производство непосредственных средств существования, в такое рабовладельческое хозяйство, которое имело целью производство прибавочной стоимости. Напротив того, в новом мире оно обращается в производство капиталистическое. Отсюда следует, что сами эти результаты зависели совсем от иных условий, а не от развития торгового капитала».
Эти мысли показывают недостаточность обеих схем, страдающих слишком большой простотой, представляющих себе ход развития экономической истории, как единообразный процесс. Схема Бюхера, имеющая все же большие достоинства, чем схема Э. Мейера, имеет с точки зрения марксизма один основной недостаток.
Припомним мысли Маркса: «Различные экономические эпохи общественного строя характеризуются теми особенными способами и народами, в которых это соединение (рабочих и средств производства) совершается». Маркс определенно подчеркивает, что необходимо выбрать для характеристики различных экономических эпох материальные отношения людей в процессе производства, их производственные отношения. Выбирая развитие обмена в качестве основы для деления, Бюхер приходит к поверхностной схеме, стирающей особенности производственных отношений, и это ясно обнаруживается при рассмотрении первой же установленной им стадии натурального или ойкосного хозяйства. В него входит, по меньшей мере, 5 различных по производственным отношениям хозяйственных форм: первобытное охотничье племя, родовой быт, древнее азиатское общество, античное рабовладельческое общество и феодальное общество. Эти совершенно различные по своей экономической структуре общества сливаются у Бюхера в силу недостаточности положенного им в основу своей схемы принципа, в одну форму.
Единообразие исторического процесса
И Бюхер и Э. Мейер исходят, сознательно или бессознательно, из предпосылки, что существует единая лестница экономического развития, по ступенькам которой поднимается необходимо всякое общество. Различные общества отличаются одно от другого только тем, что они находятся не на одних и тех же ступеньках, что вызывается различиями в темпе их развития. Если для Бюхера эта лестница имеет ступеньки, идущие всегда в одном и том же направлении, все выше и выше, то для Э. Мейера одна и та же серия ступенек через известные промежутки времени снова повторяется.
У Маркса в цитированных выше отрывках мы находим принципиально иную точку зрения. Экономическая история — не постоянно и единообразно восходящий процесс и не замкнутый, регулярно повторяющийся круг. Ее можно скорее уподобить ветвящемуся дереву.
Этой же точки зрения придерживается и Плеханов. В главе IX «Основных вопросов марксизма» мы читаем у него:
«По замечанию Маркса, восточный, античный, феодальный и современный нам буржуазный способы производства могут быть рассматриваемы в общих чертах, как последовательные («прогрессивные») эпохи экономического развития, общества. Но надо думать, что, когда Маркс ознакомился впоследствии с книгой Моргана о первобытном обществе, то он, вероятно, изменил свой взгляд на отношение античного способа производства к восточному. В самом деле, логика экономического развития феодального способа производства привела к социальной революции, знаменовавшей собой торжество капитализма. Но логика экономического развития, например, Китая или Древнего Египта вовсе не вела к появлению античного способа производства. В первом случае речь идет о двух фазах развития, одна из которых следует за другой и порождается ею. Второй же случай представляет нам скорее два сосуществующих типа экономического развития. Античное общество сменило собою родовую общественную организацию, и та же организация предшествовала возникновению восточного общественного строя. Каждый из этих двух типов экономического устройства явился как раз результатом того роста производительных сил в недрах родовой организации, который, в конце концов, неизбежно должен был привести ее к разложению. И если эти два типа значительно отличаются один от другого, то их главные отличительные черты сложились под влиянием географической среды, в одном случае предписывавшей обществу, достигшему известной ступени роста производительных сил, одну совокупность производственных отношений, а в другом другую, весьма отличную от первой».
Мы сомневаемся в том, что Плеханов правильно истолковал мысль Маркса из предисловия «К критике политической экономии», в которой читаем: «В общих чертах можно наметить, как прогрессивные, эпохи экономического формирования общества: азиатский, античный, феодальный и современный буржуазный способы производства».
Плеханов заменил у Маркса слово «прогрессивные» «последовательными», приведенные же нами выше цитаты из III-го тома «Капитала» не оставляют сомнения, что Маркс ясно представлял себе процесс развития до-капиталистического общества не как единообразный. С нас достаточно того, что ни у Маркса ни у Плеханова мы не находим мысли об единообразии экономического развития общества. Нам только представляется, что взгляды, высказанные на этот счет Марксом, гораздо глубже, чем у Плеханова, для которого дело сводится к разнообразию исключительно в процессе разложения родовой общины и под влиянием только географической среды.
Схема изложения
Каким же планом руководиться при кратком изложении схемы развития общественных форм?
В основу деления мы кладем различные формы производственных отношений, согласно материалистическому пониманию истории. Мы делим, прежде всего, историю человечества на 4 основных момента, характеризуемые не хронологически, в порядке исторической последовательности, а типологически:
1) примитивное доклассовое общество, подразделяемое на 2 формы (охотничье племенное и родовое скотоводческо-земледельческое);
2) классовое общество до-товарно-капиталистическое, подразделяемое нами на феодальное, древне-восточное и античное;
3) товарно-капиталистическое и
4) организованное социалистическое общество.
Обоснование такого деления будет дано самим ходом изложения нами исторического материала.
Литература
- К. Маркс «К критике политической экономии» (предисловие).
- К. Маркс и Ф. Энгельс «Письма» (письмо к П. В. Анненкову № 2).
- Ф. Энгельс «От обезьяны к человеку».
- Г.В. Плеханов «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (гл. V. Современный материализм).
- Г.В. Плеханов «Основные вопросы марксизма» (главы VI—XV).
- Г.В. Плеханов «О материалистическом понимании истории» (из сборника «Критика наших критиков»).
- Г.В. Плеханов «Очерки по истории материализма» (очерк о К. Марксе).
- К. Маркс «Капитал», т. III, гл. 20 и 36 (очень ценны, но трудны в освоении).
Несколько переработанная редакцией РП статья И.Плотникова «История общественных форм», опубликованная в № 1 журнала «Коммунистический университет на дому», 1925 г.
[1] Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 6—7
Часть 2. Первобытное общество
Интересно, довольно полно и важно, благодарю. Сейчас могу сделать одно замечание—в новых работах, вроде бы у Семёнова, «азиатское» общество в разных его вариантах называется политарным( в какой-то степени)