Мы не раз писали о том, что главной причиной глубочайшего кризиса современного российского коммунистического движения являются ревизионизм и оппортунизм. Проявляются они и нас в России, и в бывших республиках СССР, в самых разнообразных формах. По сути, сегодня в России на свет божий вытащено практически все, что когда-либо существовало в истории мирового рабочего и коммунистического движения. Раздрай в головах людей, как правило, искренне стремящихся к социализму, просто страшный. Потому-то наша страна, имея столь богатый революционный опыт, до сих пор сидит в болоте капитализма, не даже боится мечтать о мощных массовых выступлениях трудящихся масс, которые ныне идут чуть ли не по всему миру.
Одной из опаснейших форм ревизионизма является механицизм, проявляющийся обычно в форме догматизма, начетничества, выстраивания универсальных схем и лекал, под которые потом «коммунисты» пытаются подогнать действительность. Потому редакция РП решила опубликовать на страницах сайта одну статью 1950 г., которая как раз посвящена этой проблеме.
Статья публикуется без купюр, в оригинале, потому читатель должен учесть время ее написания и сделать скидку на излишнее восхваление И.В.Сталина ее автором — Константиновым Ф.В., по всей видимости принадлежавшим к тем советским ученым, которые, таким способом стремились выслужиться перед партийным руководством. Не стоит думать, что все советские обществоведы были такими, как Константинов. В том же самом журнале, откуда взята данная статья, статьи других авторов не содержат подобного перебарщивания и столь явного угодничества перед Иосифом Виссарионовичем, в чем может убедиться каждый читатель — часть статей их этого номера журнала мы уже публиковали ранее на сайте. Не случайно, видимо, потом гр.Константинов получил немалые преференции от послесталинского партийного руководства, возглавив Отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС и задавая тон в главном теоретическом журнале КПСС «Коммунист».
Но как бы то ни было, в 1950 году его деятельность строго контролировалась и тогда он писал вполне правильные вещи. Потому, как нам кажется, данная статья будет полезна нашим читателям, тем более, что в ней даются советы марксистам, которые не будут лишними и сегодня.
Против догматизма и начётничества
I
Великая, неодолимая сила марксизма состоит в том, что он является научным выражением революционной классовой борьбы пролетариата, теоретическим обоснованием его исторической роли как могильщика капитализма и творца коммунизма.
Великая сила марксизма состоит в том, что он является идейным знаменем революционной борьбы эксплуатируемых масс и угнетённых народов во всём мире. В СССР, стране победившего социализма, марксизм является знаменем строительства бесклассового коммунистического общества.
И. В. Сталин в работе «Марксизм и вопросы языкознания» даёт глубокое и всестороннее, классическое определение марксизма: «Марксизм есть наука о законах развития природы и общества, наука о революции угнетённых и эксплуатируемых масс, наука о победе социализма во всех странах, наука о строительстве коммунистического общества»[1].
В этом определении подчёркивается, во-первых, внутренняя, неразрывная связь марксистской теории с революционной практикой, с практикой строительства коммунистического общества, и, во-вторых, творческий характер марксистской науки как науки о законах развития природы и общества. Будучи наукой о законах развития природы и общества, о социалистической революции, о революционной борьбе угнетённых и эксплуатируемых, о строительстве коммунистического общества, эта наука не может не развиваться. Она должна постоянно совершенствоваться, обогащаться на основе нового опыта, на основе изучения новых отношений, которые постоянно возникают в развивающейся действительности, в революционной практике, в практике строительства коммунизма.
Научная теория, являющаяся самым точным, истинным отражением развивающейся общественной жизни, не может отставать от жизни, от практики. Иначе она перестанет быть истинной и, следовательно, перестанет быть надёжным руководством для действия.
Непреодолимая сила марксизма состоит в том, что только это учение даёт научные ответы на великие вопросы современности, поставленные всем ходом мировой истории, насущными потребностями развития материальной жизни общества.
Марксизм, вечно живая, творчески преобразующая, революционная теория, возник в борьбе с догматическими — философскими, социологическими и экономическими — буржуазными теориями, рассматривавшими капитализм и его законы как неизменные, а свои метафизические положения как «вечные истины» в последней инстанции.
Марксизм, научный социализм, возник в борьбе против догматического, утопического социализма, видевшего в своих формулах об идеальном устройстве будущего общества священные догмы, которые стоит только зазубрить, чтобы мир сам собой мог преобразиться.
Душу марксизма составляет материалистическая, революционная диалектика.
«Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее,— к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, — вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли»[2].
Материалистическая диалектика, отвергшая субъективизм, релятивизм, признаёт объективную истину, истинность и мощь человеческого познания, проверенного и доказываемого практикой. Вместе с тем диалектика не признаёт ничего неизменного, застывшего, окостенелого. Диалектика учит, что всё в мире, в общественной жизни находится в развитии, изменении. Все общественные явления, события надо изучать в их конкретной исторической связи, взаимообусловленности, в развитии. В силу этого абстрактной, вечной, неизменной, раз навсегда, на все времена установленной истины нет. Истина всегда конкретна.
«Все зависит от условий, места и времени, — говорит товарищ Сталин. — Понятно, что без такого исторического подхода к общественным явлениям невозможно существование и развитие науки об истории…»[3].
Когда марксизм победил в рабочем движении, враги рабочего класса стали на известное время рядиться в марксистские одежды, выступать под флагом марксизма. Но эти мнимые «друзья», мелкобуржуазные попутчики марксизма, на деле вытравляли из него революционную душу — диалектику,— наиболее полное, богатое и всестороннее учение о развитии, научный метод познания, так же как и учение о диктатуре пролетариата.
Это оппортунистическое, ревизионистское течение всегда было связано с другой оппортунистической разновидностью, характерной чертой которой являлось формальное, чисто догматическое, в высшей степени педантское понимание марксизма.
Ещё Марксу и Энгельсу пришлось вести борьбу и против такой формы извращения марксизма. Критикуя педантов-буквоедов из немецких марксистов, руководивших американским рабочим движением, Фридрих Энгельс писал: «Немцы не сумели сделать из своей теории рычаг, который привел бы в движение американские массы. Они в большинстве случаев сами не понимают этой теории и относятся к ней доктринерски и догматически, считая, что ее надо выучить наизусть — и этого уже достаточно на все случаи жизни. Для них это догма, а не руководство к действию»[4].
После смерти Маркса и Энгельса величайшие теоретики марксизма — Ленин и Сталин — и их ближайшие ученики были единственными марксистами, которые творчески развивали, двигали вперёд марксистскую теорию, обогащая её на основе нового опыта в новых исторических условиях классовой борьбы пролетариата.
Поэтому именно Ленин и Сталин являются творцами ленинизма — марксизма эпохи империализма и пролетарских революций. Ленин и Сталин творчески развивали марксизм в беспощадной, непримиримой борьбе как против открытого ревизионизма, пересматривавшего основные, коренные принципы марксизма, так и против догматического, чисто словесного, талмудистского признания марксизма, против людей, которые хватались за устаревшие положения марксизма вопреки требованиям живой, революционной практики борьбы рабочего класса, вопреки вечно развивающейся общественной жизни, которая никогда не стоит на месте.
Представителями такой догматической формы извращения марксизма во II Интернационале были так называемые «ортодоксы» во главе с Каутским и Плехановым. К этому лагерю примыкали и русские меньшевики.
Большевизм, ленинизм, возник, развивался и одерживал победы, ведя беспощадную борьбу с превращением марксизма в мёртвую догму.
Характеризуя эту оппортунистическую группу, И. В. Сталин писал: «Не умея или не желая вникнуть в существо марксизма, не умея или не желая претворить его в жизнь, она живые и революционные положения марксизма превращает в мёртвые, ничего не говорящие формулы. Свою деятельность она основывает не на опыте, не на учёте практической работы, а на цитатах из Маркса. Указания и директивы черпает она не из анализа живой действительности, а из аналогий и исторических параллелей. Расхождение слова с делом — такова основная болезнь этой группы»[5].
О такого сорта «марксистах» говорили, что они не стоят, а лежат на точке зрения марксизма.
Революционное развитие рабочего движения, социалистическая революция отбросили их прочь с дороги. Победу одержал большевизм, ленинизм, представляющий собою творческий марксизм, учитывающий и обобщающий всё то новое, что возникает в общественной жизни, в рабочем движении.
Характеризуя большевизм, товарищ Сталин писал, что он «переносит центр тяжести вопроса от внешнего признания марксизма на его проведение, на его претворение в жизнь. Намечение путей и средств осуществления марксизма, соответствующих обстановке, изменение этих путей и средств, когда обстановка меняется,— вот на что, главным образом, обращает своё внимание эта группа. Директивы и указания черпает эта группа не из исторических аналогий и параллелей, а из изучения окружающих условий. В своей деятельности опирается она не на цитаты и изречения, а на практический опыт, проверяя каждый свой шаг на опыте, учась на своих ошибках и уча других строительству новой жизни. Этим, собственно, и объясняется, что в деятельности этой группы слово не расходится с делом и учение Маркса сохраняет полностью свою живую революционную силу. К этой группе вполне подходят слова Маркса, в силу которых марксисты не могут останавливаться на том, чтобы объяснить мир, а должны итти дальше с тем, чтобы изменить его. Имя этой группы — большевизм, коммунизм.
Организатором и вождём этой группы является В. И. Ленин»[6].
Вместе с Лениным, рука об руку с ним, создавал большевизм, творчески развивал марксизм, поднимая его на новую, высшую ступень, гениальный соратник Ленина — величайший мыслитель И. В. Сталин. Победа великих идей марксизма, социализма в СССР была бы невозможна, если бы вожди большевизма Ленин и Сталин не разгромили представителей догматического «марксизма», если бы они не отбросили теоретические догмы II Интернационала, если бы они не вскрыли новые закономерности эпохи монополистического капитализма и не обобщили научно нового опыта рабочего движения.
Маркс и Энгельс, опираясь на анализ домонополистического капитализма, который ещё развивался по восходящей линии, когда закон неравномерности развития ещё не мог действовать с полной силой, пришли к выводу, что в этих условиях победа социализма в одной, отдельно взятой стране невозможна, что социализм может победить только в результате общего удара во всех или, по крайней мере, в большинстве капиталистических стран.
Этот вывод в ту эпоху был единственно правильным, вполне соответствовавшим условиям середины XIX века.
Но с начала XX века домонополистический капитализм превратился в капитализм монополистический, в империализм. Восходящая линия развития капитализма сменилась нисходящей линией. Закон неравномерности экономического и политического развития выявился с особой силой. В этих условиях по-новому встал вопрос о возможности победы социализма в одной стране.
Педанты, догматики, скрытые враги марксизма продолжали цепляться за старую формулу марксизма о невозможности победы социализма в одной стране. Они задерживали, тормозили развитие революционного движения рабочего класса, борьбу за социализм. Троцкий, Зиновьев, Каменев — враги ленинизма — были в рядах тех, кто цеплялся за устаревшую формулу Энгельса с тем, чтобы задержать развитие социалистической революции, сорвать возможность победы социализма в России.
Иначе подошли к делу великие вожди большевизма В.И. Ленин и И.В. Сталин. На основе анализа монополистического капитализма и действия закона неравномерности экономического и политического развития капитализма Ленин пришёл к новому выводу — к выводу о возможности победы социализма первоначально в одной, отдельно взятой стране и невозможности этой победы одновременно во всех странах.
«…В начале XX века,— пишет товарищ Сталин,— особенно в период первой мировой войны, когда для всех стало ясно, что капитализм домонополистический явным образом перерос в капитализм монополистический, когда капитализм восходящий превратился в капитализм умирающий, когда война вскрыла неизлечимые слабости мирового империалистического фронта, а закон неравномерности развития предопределил разновременность созревания пролетарской революции в разных странах,— Ленин, исходя из марксистской теории, пришёл к выводу, что в новых условиях развития социалистическая революция вполне может победить в одной, отдельно взятой стране, что одновременная победа социалистической революции во всех странах или в большинстве цивилизованных стран невозможна ввиду неравномерности вызревания революции в этих странах, что старая формула Маркса и Энгельса уже не соответствует новым историческим условиям»[7].
Выводы Ленина и Маркса исключают друг друга именно потому, что каждый из них является истиной для своего времени. Марксовский вывод вполне отвечал условиям своего периода, а ленинский вывод вытекал из условий, из обстановки новой эпохи.
«Какие-нибудь начётчики и талмудисты, которые, не вникая в существо дела, цитируют формально, в отрыве от исторических условий,— могут сказать, что один из этих выводов, как безусловно неправильный, должен быть отброшен, а другой вывод, как безусловно правильный, должен быть распространён на все периоды развития. Но марксисты не могут не знать, что начётчики и талмудисты ошибаются, они не могут не знать, что оба эти вывода правильны, но не безусловно, а каждый для своего времени: вывод Маркса и Энгельса — для периода домонополистического капитализма, а вывод Ленина — для периода монополистического капитализма»[8].
Открытие новых закономерностей эпохи империализма дало возможность Ленину и Сталину создать новую теорию социалистической революции. Это было величайшее открытие в общественной науке, в марксизме, смелый, революционный подвиг, составивший эпоху в развитии научной мысли и открывший новые перспективы в борьбе рабочего класса против капитализма, за социализм. Без этого открытия нельзя было достигнуть всемирно-исторической победы рабочего класса в октябре 1917 года в России.
Опираясь на новую теорию социалистической революции, великий Ленин в апреле 1917 года призвал питерский пролетариат к переходу от буржуазно-демократического этапа революции к следующему её этапу, который должен дать власть рабочему классу, привести к установлению диктатуры пролетариата.
Плеханов и подобные ему педанты, догматики и предатели утверждали, что социалистическая революция должна начаться и победить на Западе, а потом уже, лет через 50—100, в России. Так, мол, сказано во всех немецких учебниках, написанных Каутским и по Каутскому. На такой же меньшевистской позиции стояли подлые предатели революции, штрейкбрехеры Зиновьев и Каменев.
Разоблачая этих догматиков и предателей — троцкистов, бухаринцев,— товарищ Сталин на VI съезде партии большевиков заявил: «Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму… Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указать нам путь. Существует марксизм догматический и марксизм творческий. Я стою на почве последнего»[9].
Победа социалистической революции и социализма в СССР нанесла величайшее поражение догматическому, меньшевистскому пониманию марксизма. История доказала великую правоту Ленина и Сталина, правоту творческого, всепобеждающего марксизма-ленинизма.
«Что было бы с партией, с нашей революцией, с марксизмом, если бы Ленин спасовал перед буквой марксизма, если бы у него нехватило теоретического мужества откинуть один из старых выводов марксизма, заменив его новым выводом о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой, стране, соответствующим новой исторической обстановке? Партия блуждала бы в потемках, пролетарская революция лишилась бы руководства, марксистская теория начала бы хиреть. Проиграл бы пролетариат, выиграли бы враги пролетариата»[10].
Начётчик, талмудист, не вникая в существо дела, цепляется за букву, за фразу, за цитату, убивая живое содержание марксизма, вступая в непримиримое противоречие с его методом, требующим конкретно-исторического подхода к явлениям. Критикуя в 1927 году врагов народа Зиновьева и Троцкого, стремившихся использовать в своих целях старую формулу Энгельса, товарищ Сталин сказал, что если бы Энгельс был жив, он сам бы отказался от утратившей свою истинность формулы о невозможности победы социализма первоначально в одной стране и стал бы приветствовать нашу Октябрьскую революцию, говоря: «К чорту все старые формулы, да здравствует победоносная революция в СССР»[11].
Ленин, боровшийся против догматиков, талмудистов, цеплявшихся за старые, отжившие формулы, любил повторять слова немецкого поэта: «Теория, друг мой, сера, но вечно зелено дерево жизни…»
Великий мыслитель Ленин хотел этим сказать, что нельзя цепляться за старые, отжившие свой век формулы и игнорировать живую жизнь, революционную практику, передовой опыт широчайших масс, творящих историю.
Общественная жизнь не стоит на месте, она движется вперёд. И теория марксизма, являющаяся руководством к действию, не может стоять на месте. Она должна отражать, обобщать то новое, что возникает и развивается в жизни, иначе она перестаёт быть надёжным руководством, ибо теория играет тем большую роль в общественном развитии, чем точнее, правильнее она его отражает.
В условиях, когда диктатура пролетариата уже одержала победу в России, враги марксизма, враги социализма, а также начётчики, талмудисты продолжали цепляться за старые формулы, за цитаты из произведений Энгельса об отмирании государства после победы социалистической революции. Начётчики и талмудисты из нашей партии настаивали на принятии мероприятий, ведущих к скорейшему отмиранию советского государства и его органов, требовали отказа от постоянной, регулярной армии, роспуска местных советов и замены их правлениями колхозов и т.п. Что было бы с советским народом, с судьбами социализма, с нашей Родиной, если бы партия послушала догматиков, талмудистов и в своей политике исходила бы из старой марксистской формулы, относящейся к другой обстановке, имеющей в виду одновременную победу социализма во всех или в большинстве стран? Если бы коммунистическая партия послушала начётчиков, талмудистов и не укрепляла всеми мерами наше советское государство, его армию, органы разведки и т. п., мы оказались бы безоружными перед врагом, загубили бы дело социализма, наше Отечество стало бы игрушкой, разменной монетой в руках вооружённых хищников и советский народ впал бы в порабощение.
Исходя из новых исторических условий, когда социализм победил ещё только в одной стране, при наличии враждебного капиталистического окружения, великий Сталин доказал, что формула Энгельса не может быть применима к нашим условиям. Пока социализм победил только в одной стране, пока существует враждебное капиталистическое окружение, учил товарищ Сталин, обязанность нашей партии, первейшая и решающая задача среди всех задач — всеми мерами укреплять, усиливать мощь советского социалистического государства и его органов — армии, разведки. Иначе революция и её силы будут разгромлены и неизбежно будет восстановлен капитализм. «Русские марксисты, — пишет товарищ Сталин, — пришли к выводу, что формула Энгельса имеет в виду победу социализма во всех странах или в большинстве стран, что она неприменима к тому случаю, когда социализм побеждает в одной, отдельно взятой стране, а во всех других странах господствует капитализм.
Как видно, мы имеем здесь две различные формулы по вопросу о судьбах социалистического государства, исключающие друг друга.
Начётчики и талмудисты могут сказать, что это обстоятельство создаёт невыносимое положение, что нужно одну из формул отбросить, как безусловно ошибочную, а другую, как безусловно правильную,— распространить на все периоды развития социалистического государства. Но марксисты не могут не знать, что начётчики и талмудисты ошибаются, ибо обе эти формулы правильны, но не абсолютно, а каждая для своего времени: формула советских марксистов — для периода победы социализма в одной или нескольких странах, а формула Энгельса — для того периода, когда последовательная победа социализма в отдельных странах приведёт к победе социализма в большинстве стран и когда создадутся, таким образом, необходимые условия для применения формулы Энгельса»[12].
Благодаря гениальному сталинскому предвидению о необходимости всемерного укрепления социалистического государства были раскрыты и разоблачены органами советской разведки ещё до Отечественной войны коварные замыслы врагов народа, шпионов иностранных разведок.
II
М. А. Леонов в книге «Очерк диалектического материализма», к сожалению, в ряде важнейших вопросов впадает в догматизм, приводит цитаты вне их исторической связи, без выяснения существа вопроса. Так, например, разбирая вопрос о переходе количества в качество, Леонов пишет: «Примером перехода количества в качество является смена буржуазной демократии пролетарской демократией. «Здесь, — говорит Ленин, — наблюдается как раз один из случаев «превращения количества в качество»: демократия, проведенная с такой наибольшей полнотой и последовательностью, с какой это вообще мыслимо, превращается из буржуазной демократии в пролетарскую, из государства (= особая сила для подавления определённого класса) в нечто такое, что уже не есть собственно государство»[13].
Цитата взята Леоновым из гениального труда «Государство и революция», написанного Лениным накануне Октябрьской социалистической революции, когда советского государства, государства нового типа, ещё не было. Леонов в 1948 году цитирует ленинский текст в отрыве от исторической обстановки и тем самым искажает, извращает этот текст. При таком, без учёта времени и пространства, цитировании ленинского текста получается, что нынешнее наше советское государство не является собственно государством.
Благодаря руководству гения Ленина и Сталина мы создали самое могущественное социалистическое государство, которое мы укрепляем и будем укреплять, вопреки всем начётчикам и талмудистам, на страх врагам мира и социализма, на радость всем трудящимся.
Не исключена возможность, что коммунизм победит в нашей стране раньше, чем успеет победить социалистическая революция в остальных странах Европы и в Америке. В этих условиях, учит товарищ Сталин, государство сохранится и при победившем коммунизме в СССР. Это будет могучее коммунистическое государство, стоящее на страже мира и независимости коммунистического общества.
Творческий гений товарища Сталина научно обосновал возможность и необходимость сохранения государства и при полном коммунизме, если сохранится капиталистическое окружение, а начётчики и талмудисты, не вникая в существо ленинских высказываний, твердят о том, что наше государство не является уже собственно государством.
Марксизм учит, что каждая общественно-экономическая формация имеет свои особые законы возникновения, движения и развития. Некоторые, наиболее общие законы развития общества, свойственные всем его фазам, также проявляются по-особому, специфически в каждой общественной формации.
Величайшая заслуга Ленина и Сталина состоит в том, что они, руководя строительством нового, социалистического общества, открыли особые, специфические законы его становления и развития.
Одна из первых отличительных особенностей возникновения нового, социалистического общественного строя состоит в том, что он, вырастая из капитализма, опираясь на материальные предпосылки, возникающие стихийно в недрах капитализма (новые производительные силы, обобществление труда в гигантских масштабах, без чего немыслим был бы социализм), строится, однако, сознательно, по плану, на основе открытых экономических и социальных законов. Социализм возникает в результате исторического, сознательного творчества масс, руководимых марксистской партией.
Советский народ сознательно, под руководством коммунистической партии осуществил социалистическую индустриализацию страны — эту материальную основу социализма.
Сознательно, на основе политики советского государства, по его инициативе и при поддержке снизу, со стороны народных масс, была осуществлена величайшая революция в сельском хозяйстве — коллективизация.
Враг народа Бухарин, опираясь на буржуазную теорию равновесия, проповедовал стихийный переход деревни к социализму, без преобразующей роли советского государства. Это была сознательная вражеская попытка сорвать дело коллективизации. Враг народа Бухарин догматически переносил закономерности буржуазного общества на социализм.
Товарищ Сталин разоблачил эту вражескую, кулацкую теорию, рассчитанную на реставрацию капитализма в нашей стране. Он доказал, что старая деревня могла идти стихийно за капиталистическим городом потому, что они однотипны: и в городе и в деревне хозяйство при капитализме зиждется на частной собственности на средства производства.
Иначе обстояло дело в условиях советских, когда речь шла о коренном преобразовании экономических основ хозяйства десятков миллионов крестьян на базе социализма, на базе общественной, коллективной собственности на средства производства. И здесь город, советский, социалистический город, играл ведущую, руководящую роль, но эта руководящая роль могла осуществляться только на основе сознательного, активного, планомерного воздействия и помощи преобразуемой деревне со стороны социалистического города.
Важнейшей закономерностью возникновения, формирования социалистического общества была классовая борьба, самая острая, приобретавшая многообразные формы. Эта борьба велась в области политической, экономической и теоретической. Без этой ожесточённой, непримиримой классовой борьбы нельзя было ликвидировать эксплуататорские классы, обеспечить победу нового, передового над старым, отживающим, победу социализма над капитализмом.
Характеризуя закономерности развития советского общества в переходный период от капитализма к социализму, товарищ Сталин говорил в 1927 году: «Всегда у нас что-либо отмирает в жизни. Но то, что отмирает, не хочет умирать просто, а борется за своё существование, отстаивает своё отжившее дело.
Всегда у нас рождается что-либо новое в жизни. Но то, что рождается, рождается не просто, а пищит, кричит, отстаивая своё право на существование…
Борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся,— вот основа нашего развития. Не отмечая и не выявляя открыто и честно, как это подобает большевикам, недочёты и ошибки в нашей работе, мы закрываем себе дорогу вперёд. Ну, а мы хотим двигаться вперёд. И именно потому, что мы хотим двигаться вперёд, мы должны поставить одной из своих важнейших задач честную и революционную самокритику. Без этого нет движения вперёд. Без этого нет развития»[14].
Товарищ Сталин говорил на XV съезде, что без честной, прямой самокритики, без честного, открытого исправления своих ошибок нельзя успешно двигаться вперёд. Особенно возросла роль самокритики как новой закономерности и движущей силы развития после ликвидации эксплуататорских классов, когда победил социализм и в Советской стране установилось морально-политическое единство народа.
И в этих условиях, в условиях победившего социализма, развитие протекает в форме борьбы нового, передового со старым, отживающим.
Враждебных классов у нас уже нет, — нет, следовательно, внутри страны и столкновений классов. Но у нас есть ещё пережитки капитализма в сознании людей. Эти пережитки пытается оживить капиталистическое окружение.
Частнособственнические пережитки в сознании людей проявлялись, а кое-где и теперь ещё проявляются в экономической жизни в форме разбазаривания колхозных земель, в нерадивом, несоциалистическом отношении к общественной собственности, в нарушении трудовой дисциплины, в работе с прохладцей, не по способностям и т. д.
В области политической пережитки капитализма проявляются в бюрократизме, сковывающем творческую инициативу масс, в нарушении социалистических законов некоторыми советскими и хозяйственными органами и их представителями, в забвении некоторыми работниками ленинско-сталинского положения о том, что советские служащие, кто бы они ни были, есть слуги, представители народа, призванные блюсти общенародные, общегосударственные интересы.
Борьба нового со старым идёт и на идеологическом фронте, в области науки, литературы и искусства. Это борьба против враждебных буржуазных теорий, тормозящих дело развития советской науки, литературы и искусства, мешающих делу коммунистического воспитания, делу строительства коммунизма.
Борьба старого и нового составляет в настоящее время закономерность развития советского общества, а критика и самокритика выступает как важнейшее, решающее средство сознательного обнаружения противоречий, возникающих в нашем обществе, как надёжное, испытанное средство разрешения этих противоречий, как могучая движущая сила развития советского общества.
И чем дальше, чем ближе к коммунизму, тем большее значение приобретает и будет приобретать критика и самокритика как средство сознательного воздействия миллионов строителей коммунизма на ход общественного развития, на все стороны жизни нашего общества.
Таким образом, новая закономерность развития социалистического общества состоит в том, что самое содержание борьбы нового и старого носит принципиально иной характер, чем в капиталистическом обществе или даже в переходный период от капитализма к социализму. Это уже не борьба антагонистических сил.
Противоречия, возникающие в СССР, в социалистическом обществе, — не антагонистические противоречия. Поэтому и разрешаются они не в порядке классовых столкновений, без взрывов, а в порядке сознательной деятельности миллионов, руководимых партией и советским государством, через развёртывание критики и самокритики.
Противоречия в социалистическом обществе вскрываются и разрешаются народом, воодушевляемым советским патриотизмом. Движимый советским патриотизмом, сильный морально-политическим единством, дружбой народов, используя критику и самокритику, советский народ быстрыми темпами развивает свои производительные силы, укрепляет и развивает социалистические производственные отношения, и соответственно с этим укрепляется и развивается вся советская социалистическая надстройка, возвышающаяся над социалистическим базисом.
Товарищ Сталин, творчески развивая марксизм, доказал, что в социалистическом обществе действуют новые закономерности и движущие силы развития. Эти движущие силы неизмеримо более могущественны, чем те, которые были в досоциалистических общественных формациях.
Следует указать, что в преподавательской и научной работе мы не сделали всех выводов из сталинского учения о новом характере закономерностей развития социалистического общества, о новых движущих силах его развития. Мы ещё во многом догматически подходим к вопросу, не умея показать, как законы диалектики по-новому проявляются в условиях социализма, когда кончилась «предистория» общества и началась подлинная история, сознательно творимая трудящимся народом.
III
Всеобщим законом развития в природе и обществе является закон единства противоположностей. «Развитие есть «борьба» противоположностей»[15],— пишет Ленин.
Чтобы понять явления природы и общества, их сущность, надо вскрыть их внутренние противоречия.
«…Процесс развития от низшего к высшему,— пишет товарищ Сталин,— протекает не в порядке гармонического развертывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке «борьбы» противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий»[16].
Отсюда вытекает важнейшая задача научного исследования — обнаружение внутренних противоречий, на основе которых развёртывается борьба противоположных сил и тенденций.
Тот, кто забывает эту истину при изучении экономических, социальных, политических и идеологических процессов, происходящих в капиталистическом обществе, закрывает себе дорогу к познанию общественных явлений.
Маркс в «Капитале» дал классический образец научного анализа противоречий и антагонизмов капиталистического экономического строя и капитализма в целом. Он проследил развитие этих противоречий и антагонизмов от простейших, зародышевых форм, от противоречий, заложенных в товаре, до коренного противоречия капитализма между общественным характером производства и частной формой присвоения, являющегося экономической основой социалистической революции, призванной уничтожить капитализм.
Всё капиталистическое общество расколото на противоположности и соткано из антагонистических противоречий снизу доверху, от глубоких экономических основ до идеологических вершин.
Движение капиталистического общества идёт через развитие и углубление противоречий, через обострение классовой борьбы. Забвение или затушёвывание этих противоречий означает измену истине, марксизму, коммунизму. Когда некоторые советские экономисты, занимающиеся послевоенной капиталистической экономикой, расписывали рост техники и количества станков в США и «забывали» при этом о росте, углублении и обострении экономических, социальных и политических противоречий и классовой борьбы в капиталистическом обществе, то это означало измену марксизму, сползание на позиции реформизма, объективизма, апологетики капитализма.
Ну, а как действует закон единства противоположностей при социализме, как видоизменяется этот закон?
Конечно, и при социализме развитие идёт через возникновение и разрешение противоречий, через борьбу на этой основе старого и нового, через победу нового над старым. Закон единства противоположностей сохраняет свою силу и здесь. Новое, однако, состоит в том, что противоречия в социалистическом обществе — это противоречия нового типа, неантагонистического характера. Это во-первых. Во-вторых, борьба противоположностей, на основе этих противоречий, в целях их преодоления, происходит в социалистическом обществе на базе единства з способе производства, в рамках морально-политического единства советского общества.
Великая заслуга И. В. Сталина перед общественной наукой состоит и в том, что он открыл новые закономерности и движущие силы развития советского общества: полное соответствие между производительными силами и производственными отношениями, возникшее на этой почве морально-политическое единство советского общества, дружба народов и советский патриотизм, идейно сплачивающий и объединяющий весь советский народ, людей всех наций.
Новые движущие силы, присущие социалистическому обществу, представляют собою прямую противоположность тем движущим силам, которые были свойственны антагонистическим формациям, которые присущи ныне капитализму.
Развитие капитализма — это обострение его противоречий и антагонизмов, углубление всех противоположностей: между производительными силами и производственными отношениями, или между общественным характером производства и частной формой присвоения, между эксплуататорами и эксплуатируемыми, между богатством буржуазии и нищетой масс, между господствующими нациями и угнетёнными, между городом и деревней, между умственным и физическим трудом и т. д.
Развитие социалистического общества происходит на базе полного соответствия производительных сил и социалистических производственных отношений, в направлении ещё большего усиления, углубления морально-политического единства советского народа, братства и сотрудничества народов, к полному уничтожению противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, к ещё большему развитию единой социалистической культуры, единой, безраздельно господствующей марксистско-ленинской идеологии.
Единство, снизу доверху пронизывающее советское социалистическое общество, является самой могущественной движущей силой развития, какую только знала история человечества.
И здесь, в условиях социализма, задача научного исследования состоит в познании этой новой закономерности растущего, углубляющегося и развивающегося единства в экономике, в социальных отношениях, в отношениях между народами и национальностями СССР.
Противоречия, возникающие в советском обществе, преодолеваются путём борьбы нового со старым, происходящей на почве и в рамках экономического, социального, национального, политического и идеологического единства советского общества.
Эту борьбу за преодоление противоречий, трудностей, пережитков старого возглавляет коммунистическая партия. Она ведёт за собой весь народ, сплочённый морально-политическим единством. В этой борьбе преодолевается сопротивление всего отсталого, косного, консервативного.
Товарищ Сталин учит, что каждое явление имеет свои специфические особенности и задача науки состоит в том, чтобы познать это явление в его своеобразии, специфичности.
Закономерности развития социалистического общества специфичны. Конкретные проявления общих законов диалектики, наиболее общих социологических законов здесь видоизменяются, выступают по-новому. А у нас и в этой области нередко допускается шаблонный, догматический подход.
Возьмём, например, вопрос о закономерностях развития производительных сил и производственных отношений в СССР. Так как до социализма развитие производительных сил и производственных отношений шло через возникновение и разрешение противоречий между ними, то некоторые товарищи видят главную задачу исследования развития социалистического способа производства в поисках его внутренних противоречий. А если нет противоречий между производительными силами и социалистическими производственными отношениями, то они высасывают их из пальца, изобретают эти противоречия и видят в этом свою научную заслугу. Это и есть одно из проявлений талмудизма, догматизма, начётничества в применении диалектики к общественной жизни.
Начётчики и талмудисты не понимают, что полное соответствие между производительными силами и социалистическими производственными отношениями является источником сил, неизмеримо более могущественных, чем силы, порождавшиеся противоречиями, через разрешение которых осуществлялось расширенное воспроизводство, развитие производительных сил при капитализме.
Разве не ясно, что развитие социалистического способа производства осуществляется ускоренным темпом, происходит непрерывно, без кризисов, без экономических катастроф и разрушений уже созданных производительных сил, что всё это происходит именно благодаря полному единству в социалистическом способе производства!
Конечно, это не значит, что в развитии социалистического способа производства нет частных противоречий, противоречий в рамках соответствия социалистических производственных отношений современному характеру и уровню производительных сил. К числу таких частных противоречий относится, например, противоречие между современной передовой сельскохозяйственной техникой, огромными возможностями колхозного строя, с одной стороны, и наличием множества мелких колхозов — с другой, что затрудняет использование в полной мере современной техники и всех возможностей социализма. Это противоречие разрешается советским государством и партией путём укрупнения колхозов.
Придёт время, когда колхозная форма социалистической собственности исчерпает себя и уступит место всенародной, общегосударственной собственности на средства производства. Развитие в этом направлении путём перерастания низшей формы в высшую уже происходит, поскольку удельный вес общенародной собственности на средства производства неуклонно возрастает в социалистическом сельском хозяйстве через увеличение парка сельскохозяйственных машин МТС, через осуществление всё большей механизации сельскохозяйственного труда. Удельный вес средств производства, принадлежащих сельскохозяйственным артелям, из года в год уменьшается. Как видим, в условиях социализма процесс нарождения нового и отмирания старого происходит в рамках и на почве полного соответствия социалистических производственных отношений современному характеру и уровню развития производительных сил.
Раньше, до социализма, движение, развитие производительных сил приводило к конфликту с существующей формой производственных отношений, к необходимости полного устранения рабовладельческих, феодальных, а затем — в нашу эпоху — отживающих свой век капиталистических производственных отношений. Развитие производительных сил социалистического общества никогда и ни при каких условиях не приведёт и не может привести к несоответствию их с социалистическими и коммунистическими отношениями, ибо последние не только обеспечивают полный и безграничный простор для развития производительных сил, но и толкают их вперёд.
Будут расширяться рамки, границы господства социалистических (коммунистических) производственных отношений, охватывая всё новые и новые страны мира, будет расти и развиваться социалистическое, а затем и коммунистическое сотрудничество, взаимопомощь между людьми, между народами земного шара, но самый тип, форма социалистических (коммунистических) производственных отношений будет сохраняться, упрочиваться и развиваться безгранично.
Так решается проблема диалектики развития производительных сил и производственных отношений при социализме.
Талмудизм, догматизм проявляются и в непонимании характера революционного развития социалистического общества.
Некоторые товарищи, заучившие по-книжному законы диалектики, считали, что развитие будто бы всегда должно идти через взрывы, так как иначе-де невозможно превращение одного качества в другое.
Товарищ Сталин, критикуя начётчиков и талмудистов, пишет: «Вообще нужно сказать к сведению товарищей, увлекающихся взрывами, что закон перехода от старого качества к новому путём взрыва неприменим не только к истории развития языка,— он не всегда применим также и к другим общественным явлениям базисного или надстроечного порядка. Он обязателен для общества, разделённого на враждебные классы. Но он вовсе не обязателен для общества, не имеющего враждебных классов. В течение 8—10 лет мы осуществили в сельском хозяйстве нашей страны переход от буржуазного индивидуально-крестьянского строя
к социалистическому, колхозному строю. Это была революция, ликвидировавшая старый буржуазный хозяйственный строй в деревне и создавшая новый, социалистический строй. Однако этот переворот совершился не путём взрыва, т. е. не путём свержения существующей власти и создания новой власти, а путём постепенного перехода от старого буржуазного строя в деревне к новому. А удалось это проделать потому, что это была революция сверху, что переворот был совершён по инициативе существующей власти при поддержке основных масс крестьянства»[17].
И в дальнейшем революционное развитие социалистического общества происходило и будет происходить без взрывов. Осуществляемый советским народом под руководством коммунистической партии и социалистического государства постепенный переход от социализма к коммунизму — это по своим масштабам, историческому значению также переход революционного характера.
Он предполагает дальнейшее революционное развитие материально- технических основ общества, означает полную ликвидацию различий между рабочими и крестьянами, между людьми умственного и физического труда. Это переход от социалистического общества, где ещё есть классы и различия между классами, к обществу без классов, с полным преодолением родимых пятен капитализма, с осуществлением принципа коммунизма: от каждого — по его способностям, каждому — по его потребностям. Переход этот будет означать скачок, изменение качества, но в пределах одной коммунистической формации, на базе единого социалистического способа производства, на общей политической и идеологической основе.
Этот скачок совершается поэтому без взрыва, так как происходит по инициативе и под руководством социалистического государства, при сознательном историческом творчестве десятков миллионов людей.
IV
Задача советской общественной науки состоит прежде всего в том, чтобы теоретически обобщать то новое, что возникает в общественной жизни, раскрывать новые закономерности, взаимосвязи явлений социалистической общественной жизни, ставить открытие новых закономерностей на службу партии, советскому государству, социалистическому обществу.
И никогда ещё в истории не открывались перед общественной наукой такие широкие, поистине безграничные возможности для творческого развития, как в социалистическом обществе.
Никогда в истории не было общественного строя, который развивался бы такими темпами, как советский социалистический строй. Никогда в истории не поднимались к сознательному историческому творчеству такие гигантские массы, как в условиях социализма.
Вот почему никогда в истории не возникало за такой короткий отрезок времени так много нового, подлинно великого и беспримерного, как в нашей стране ныне, в эпоху социализма и постепенного перехода к коммунизму.
В то же время в истории человечества не было общества, где бы общественные отношения были столь прозрачно ясными, как в условиях социализма. И несмотря на это, советские учёные — философы, экономисты, правоведы — дают ещё мало новых книг, статей, монографий, исследований, где бы творчески поднимались и разрабатывались новые вопросы из области экономической, социальной, политической, а также из области культуры.
Это объясняется прежде всего догматическим, талмудистским, начётническим, нетворческим, чуждым марксизму подходом к вопросам науки и к самой науке, тяготеющим над умами некоторых советских учёных, отдающих невольную дань разгромленным Лениным и Сталиным меньшевистским и меньшевиствующим традициям.
Это объясняется также вытекающей из начётнического усвоения марксизма-ленинизма теоретической трусостью, боязнью смело ставить и решать новые вопросы в духе ленинизма.
Чуждая большевизму боязнь критики и самокритики — также одна из причин отставания в разработке новых проблем, выдвигаемых ходом строительства коммунистического общества и ходом развития самой марксистской науки.
Несомненно, известную отрицательную роль играет в этом и допускаемая в ряде случаев огульная, небольшевистская критика, порочащая из-за отдельных ошибок, из-за тех или иных неудачных положений и то ценное, что содержится в обсуждаемых работах.
Примером заушательской, рапповской критики, а вместе с тем и примером талмудизма, начётничества в вопросах марксизма явилась статья А. Белика в журнале «Октябрь» (№ 2, 1950 год), получившая отпор в нашей партийной печати.
В. И. Ленин в 1905 году в статье «Партийная организация и партийная литература» выступил против продажной, торгашеской литературы, за партийность пролетарской литературы.
В. И. Ленин в той обстановке, когда происходила размежовка классовых сил и ожесточённая классовая борьба, выдвинул лозунг: «Литература должна стать партийной!», «Долой литераторов беспартийных!».
А. Белик, как типичный начётчик, характеристику Лениным развращённой, лживой торгашеской литературы перенёс на советскую литературу и советских литераторов. Это не марксизм, а издевательство над марксизмом!
В социалистическом обществе создано морально-политическое единство. Здесь партийных и беспартийных объединяет советский, социалистический строй, противостоящий капиталистическому окружению. У нас на почве советского строя выросли самые передовые, самые идейные литература и искусство, обслуживающие советский, социалистический базис, служащие делу коммунистического воспитания.
Советскую литературу и искусство создают литераторы и работники искусства, как состоящие в партии, так и формально беспартийные, одинаково преданные делу коммунизма. Литературный критик-марксист обязан подходить к анализу литературных явлений социалистического общества конкретно-исторически, а не с точки зрения начётчика, талмудиста, как это сделал Белик, жонглируя цитатами, изменяя духу марксизма, большевизма. Только рапповцы и пролеткультовцы третировали беспартийных советских писателей и анархически относились к классикам великого русского искусства.
Статья Белика явилась рецидивом разгромленной партией рапповщины, рецидивом анархического отношения к великому наследству классической литературы и искусства.
Развитию науки мешает отсутствие большевистской критики тех произведений, которые не содержат ничего нового, свежего ни в постановке проблем, ни в их трактовке, а потому не представляют никакой научной ценности. С таким ненормальным явлением следует вести самую решительную борьбу.
Итак, слабое развитие критики и самокритики, творческих дискуссий по актуальным проблемам марксистской науки — третья причина неблагополучия в постановке новых теоретических проблем, ибо, как учит товарищ Сталин, «общепризнано, что никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики»[18]. Наконец, существенно тормозит творческую разработку актуальных проблем марксистской науки об обществе недостаточное знание нашими профессиональными философами (и не только философами) богатой и разносторонней советской социалистической жизни, их отрыв от практики коммунистического строительства. Нельзя творить новое в науке, в философии, ставить и решать новые проблемы, не опираясь на богатство фактов.
Худосочие, ненаучность, анемичность ряда работ, появившихся в печати, а также многих защищаемых диссертаций на соискание учёных степеней и званий — результат незнания бьющей через край, полнокровной, богатейшей советской жизни, того нового, коммунистического, что в ней ежедневно возникает во всём своём красочном многообразии в республиках, областях, районах, в городах и сёлах.
Некоторые наши научные работники ограничиваются пересказом уже неоднократно опубликованных фактов, не давая при этом свежих теоретических обобщений. А от десятикратного пересказа давно известного ничего, кроме смертельной скуки, не получится и получиться не может.
Творческая смелость в постановке и решении новых проблем приходит и может придти только тогда, когда научный работник, вооружённый марксистско-ленинской теорией, знает общественную жизнь, изучил досконально факты, материалы, относящиеся к изучаемой проблеме, когда он работает во всеоружии фактов. «Факты — это воздух учёного»,— справедливо говорил великий русский учёный И. П. Павлов.
Необходимо при этом подчеркнуть, что одних фактов мало для творческого развития науки. Факты — это лишь одно из необходимых условий. Без глубокого овладения марксистско-ленинским, единственным подлинно научным методом исследования невозможно возникновение смелой большевистской, ленинско-сталинской мысли, творчески обобщающей факты. Только соединение того и другого может обеспечить творческую постановку и творческое решение новых проблем, двигающих марксистскую, философскую и экономическую науку вперёд.
Задача овладения марксизмом ленинизмом как орудием научного познания решается упорным, вдумчивым изучением произведений классиков марксизма, гениальных трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.
Обеспечить настоящее, глубокое знание того нового, что создаётся миллионными массами в социалистическом обществе, возможно различными путями. Один из них — изучать материалы, которыми располагают соответствующие ведомства: министерства, хозяйственные и советские органы. Другой — на известное время покидать научные кабинеты и отправляться на заводы, фабрики, в шахты, колхозы, совхозы. Само собой разумеется, что важным источником знания живой действительности является и кропотливое, вдумчивое изучение фактов, публикуемых в нашей печати.
Мы живём в эпоху величайших коммунистических строек, каких не знал ещё мир. Под руководством и по инициативе товарища Сталина в нашей стране разрабатываются и осуществляются такие грандиозные планы, которые превосходят самые смелые мечты лучших людей, когда- либо живших на земле. И всё это осуществляется сотнями тысяч советских людей на основе великих достижений науки и техники. Это новое, великое нужно понять, осмыслить, оценить как важнейшее звено в общем поступательном движении социалистического общества к коммунизму. Каждый передовой советский завод, каждая передовая фабрика, шахта, колхоз или совхоз могут быть предметом тщательного, глубокого изучения, темой для теоретических статей, книг, монографий, диссертаций. Ведь показать этих новых людей, всесторонне осветить и теоретически обобщить их передовой опыт — значит сделать его всеобщим достоянием.
У нас пишутся десятки диссертаций на темы, ни в малейшей степени не связанные с сегодняшней действительностью, чтобы, получив учёную степень, положить затем эти защищённые диссертации на полку, сдать в архивы.
Почему мы не предъявляем к соискателям учёных степеней в области философских, экономических и юридических наук требований писать диссертации на темы актуальные, связанные со строительством коммунизма, на основе конкретного материала, изучения передового опыта коммунистического строительства в различных областях хозяйственной, советской, культурной жизни? Надо смело переключить наши кадры на актуальную тематику при обязательном условии тщательного и всестороннего изучения живых образцов строительства коммунизма. Кое-что в этой области сделано, но это только начало коренного поворота.
Будущие кандидаты и доктора наук нередко приходят в институты Академии наук и спрашивают, на какую тему им написать диссертацию. Пусть изучают новые процессы коммунистического строительства на примере передовых предприятий, колхозов, советов, культурных учреждений. Пусть товарищи, желающие писать, например, на тему о роли социалистической идеологии в развитии советского общества или о коммунистическом воспитании на современном этапе, изучат практическую работу какого-либо района и его организаций, пусть покажут конкретные образцы высшей коммунистической сознательности трудящихся, а наряду с этим — проявления пережитков капитализма в сознании людей, как они, эти пережитки, отражаются в экономике, на трудовой дисциплине, в быту и т. п. Вместе с тем товарищи смогут показать, как ведётся органами советского государства, партийными и комсомольскими организациями, органами печати работа по коммунистическому воспитанию, какая творческая инициатива проявляется ими в этой области.
Диссертации и другие работы на актуальные темы, работы, основанные на конкретном материале, взятом из гущи великой жизни социалистического общества, могут в дальнейшем послужить источником более широких теоретических обобщений.
Это один из путей борьбы с отрывом от практики, а вместе с тем и борьбы с догматизмом, талмудизмом.
В Советском Союзе много кафедр марксизма-ленинизма в вузах во всех концах страны. Эти кафедры обязаны вести научно-исследовательскую работу. К сожалению, почти нет сколько-нибудь известных научных трудов, выпущенных этими кафедрами. Некоторые работники кафедр часто разрабатывают проблемы, связанные с их диссертациями, на свой собственный риск, вне коллектива всей кафедры. А почему бы преподавательским коллективам этих кафедр не поручить изучение какой-либо актуальнейшей проблемы из жизни социалистического общества на опыте и на материале данной области, края, города?
Таких проблем огромное множество. Взять, например, вопрос о культурно-техническом росте рабочего класса или колхозного крестьянства, вопрос о новых формах социалистического соревнования, о содружестве учёных и работников фабрик, заводов, шахт, колхозов, о роли науки в развитии материально-технических основ коммунизма, о превращении труда в первую жизненную потребность, о процессе уничтожения противоположности умственного и физического труда на данном этапе и т. д. и т. п.
Когда-то, до революции, либеральный общественный деятель А. И. Шингарев описал жизнь одной русской деревни Воронежской губернии[19]. Он более или менее правдиво показал нищую, убогую жизнь крестьян, их разорение, бедствия, безысходные страдания. И объективно получился приговор старому общественному строю. Появление этой книги было литературным событием.
Советский экономист К. М. Шуваев в 1937 году выпустил книгу «Старая и новая деревня»[20]. Автор этой книги основывался на изучении материалов, относящихся к деревням, описанным либералом Шингаревым. Картина получилась изумительная. Многочисленные яркие факты убедительно свидетельствовали о коренном перевороте, происшедшем за годы революции в советской деревне, о всестороннем социалистическом прогрессе, охватившем все области жизни советского колхозного крестьянства.
Такие книги о наших сёлах, заводах, фабриках, районах, городах, областях крайне нужны советскому читателю.
Сегодня мы можем показать тысячи наших сёл и деревень, их социалистическую экономику, новый быт, культуру и передовое, социалистическое сознание, расцвет новой личности, передовых советских людей, лучших людей на земле. Самый передовой колхоз — это ведь завтрашний день всех остальных колхозов. Он открывает перспективу развития всем отстающим и указывает, как достигнуть высокой производительности труда, обилия продуктов, высокого уровня материальной и культурной жизни, достойной всех советских людей.
Ведь подобно тому, как воронежская деревня, описанная Шингаревым, была клеточкой, показывающей жизнь целого общественного организма — буржуазного общества, так и каждая советская деревня, колхоз, совхоз, завод — живая клеточка социалистического общественного организма. В этой части великого целого можно отчётливо, хотя и не всегда полно, увидеть всю новую, богатую, многогранную жизнь советского социалистического общества.
Теоретические, публицистические работы о передовых заводах, колхозах, сёлах, деревнях, если они написаны людьми с широким кругозором, на основе тщательного изучения, с любовью, если они показывают изучаемую частицу общества в связи с целым, с общим движением нашего общества к коммунизму, на живом конкретном примере, — такие работы будут большим событием, ценнейшей помощью партии, социалистическому государству в их руководстве строительством коммунистического общества. А в этом главная задача нашей теоретической работы — быть на службе политики коммунистической партии, руководящей строительством коммунизма.
Но, скажут, не угрожает ли это нам другой опасностью: в борьбе с абстрактностью, догматизмом, талмудизмом впасть в ползучий эмпиризм? Эту опасность можно преодолеть, избежать её, если, во-первых, правильно применять к изучению явлений марксистский, диалектический метод, если не отрывать часть от целого, если изучать явления в свете нашего мировоззрения. Во-вторых, десятки и сотни частных исследований надо использовать для более широких теоретических обобщений. И, в-третьих, не сводить, понятно, дело к этим частным исследованиям. Широкие общетеоретические проблемы, такие, как проблемы постепенного перехода от социализма к коммунизму, теоретическое освещение роли партии, роли советского государства, науки, социалистической идеологии, вопросы коммунистического воспитания, проблемы материально-технических основ коммунизма — все эти и другие проблемы должны всегда и при всех обстоятельствах быть ведущими, центральными. Но работы эти не должны быть компилятивными, простым пересказом цитат, а смелым, творческим исследованием, опирающимся на богатый фактический материал.
Одни работы будут дополнять и взаимно питать друг друга. Получится своеобразное разделение труда, которое благотворно отразится на творческой разработке различных областей марксистской науки. В результате такой связи появятся новые вопросы, новые проблемы.
При правильном применении марксистского диалектического метода, при изучении части (завода, колхоза) в связи с движением, развитием всего советского общества опасность ската к эмпиризму будет преодолена. Неуменье же применить научный метод исследования способно дать даже при охвате проблемы во всесоюзном масштабе в лучшем случае жалкую сводку фактов, без широких и смелых теоретических обобщений.
В.И. Ленин свою гениальную статью «Великий почин» написал на основе данных о нескольких «коммунистических субботниках», проведённых на Московско-Казанской и Александровской железных дорогах и в Саратове. А какие глубокие и широкие теоретические обобщения и выводы сделал Ленин на основе этих немногих фактов!
В предисловии к книге Микулиной «О стахановском движении» товарищ Сталин советует тщательно изучать творческий опыт масс, психологически анализировать переживания самих участников социалистического соревнования. Следовательно, дело не в обилии фактов, материалов, изучаемых философами или экономистами, а в том, как, каким методом изучаются эти факты, какие выводы и обобщения делаются на их основе.
Подлинный марксист, изучающий конкретный материал, никогда не станет рассматривать его вне связи с общим развитием социалистического общества, ограничиваясь рамками завода, колхоза, района, области. Из многочисленных фактов марксист будет отбирать типичные, то, что характеризует закономерность всего развития социалистического общества.
Творческой разработке теоретических проблем должна содействовать и более тесная, живая связь между научными сотрудниками различных институтов: философов с экономистами, правоведами, историками, литераторами, искусствоведами, естествоиспытателями и т. д. Отсутствие такой систематической связи крайне отрицательно сказывается на различных областях науки. Это ярко показала дискуссия по вопросам языкознания.
Великая сила научных исследований Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина заключается и в том, что в их трудах — философских, экономических и политических — все три составные части марксизма связаны неразрывно. Образцом этого может служить и «Манифест», и «Капитал», и «Анти-Дюринг», и «Что такое «друзья народа»…», «Империализм», «Государство и революция», «Вопросы ленинизма», «Краткий курс», «Марксизм и вопросы языкознания», любой доклад товарища Сталина на съезде партии. Экономический анализ богатейших фактов в этих трудах, докладах освещён глубочайшей философской мыслью и обязательно сопровождается политическим анализом и политическими выводами.
В силу этого каждая теоретическая работа классиков марксизма-ленинизма зовёт к действию, служит руководством в действии. Теоретические работы наших рядовых научных работников страдают односторонностью, философские работы не опираются на экономический материал, работы экономистов часто лишены широких теоретических обобщений. Союз, тесная связь работников различных отраслей теоретического фронта, кооперация их труда — верный путь к смелой, творческой разработке проблем.
За последние пять—шесть лет советские писатели дали ряд превосходных художественных произведений, удостоенных Сталинских премий. Из них прежде всего следует назвать «Молодую гвардию» А. Фадеева, «Счастье» П. Павленко, «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Кавалер Золотой Звезды» и «Свет над землёй» С. Бабаевского, «Белую берёзу» М. Бубеннова и др.
Высокие художественные достоинства этих произведений — результат высокого мастерства их авторов. Эти произведения захватывают читателя потому, что они посвящены важнейшим вопросам жизни нашего народа, жизни социалистического общества.
Одна из причин, почему советские писатели в художественном познании советской действительности идут впереди советских философов, та, что лучшие советские писатели глубоко изучают советскую жизнь, чутко прислушиваются ко всему новому.
Прекрасные образы советских людей, созданные советской литературой и драматургией, — правдивое отображение советской жизни на основе глубокого и всестороннего её изучения. Этому советские философы должны учиться у писателей, следовать их примеру. Только тогда они смогут ставить и решать новые проблемы, освободиться от имеющих ещё место мертвечины, сухости, бесплодия, от набившего оскомину начётничества, догматизма и цитатничества.
Все эти явления — следствие незнания живой жизни или неуменья творчески применять научный, марксистский метод к её изучению.
Отрыв от конкретных наук характерен не только для многих товарищей, работающих в области исторического материализма, но и для многих научных работников, занимающихся проблемами диалектического материализма.
Значительные работы с широкими, смелыми философскими обобщениями созданы за последние годы крупными советскими учёными в различных областях знания. К числу таких прежде всего следует отнести работы Т. Д. Лысенко, С. И. Вавилова, К. М. Быкова, О. Б. Лепешинской, А. Г. Иванова-Смоленского и др.
К сожалению, в области диалектического материализма мы не имеем за последние годы крупных исследовательских работ. И нет их потому, что товарищи, занимающиеся диалектическим материализмом, оторваны зачастую от современного естествознания, не занимаются серьёзно философским обобщением великих достижений в этой области, ограничиваясь выхватыванием более или менее ярких примеров, могущих служить иллюстрацией законов диалектики, и только.
Примером дилетантизма в области естествознания может служить работа М. А. Леонова «Очерк диалектического материализма».
В этой книге автор приводит тут и там примеры из области естествознания. Но эти примеры часто берутся из вторых и третьих рук, без серьёзного проникновения в ту или иную отрасль естествознания, без глубокого изучения существа современных проблем физики, химии, биологии. В результате получается бойкое скольжение по поверхности, показная учёность, начётничество и талмудизм, а не творческая разработка проблем диалектического материализма в связи с достижениями современной науки.
Наши учители — Ф. Энгельс в «Диалектике природы», В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», И. В. Сталин в работе «О диалектическом и историческом материализме» и других философских трудах — показывают, как надо относиться к конкретным наукам, сколь тщательно их надо изучать, чтобы двигать философскую науку вперёд.
Известно, что В. И. Ленину пришлось вести борьбу и в этой области против Плеханова, который сводил диалектику к сумме примеров, а борьбу против махизма пытался вести без учёта того, что происходит в современном естествознании.
В. И. Ленин писал об этом: «С другой стороны, нельзя взять в руки литературы махизма или о махизме, чтобы не встретить претенциозных ссылок на новую физику, которая-де опровергла материализм и т. д. и т. п. Основательны ли эти ссылки, вопрос другой, но связь новой физики или, вернее, определенной школы в новой физике с махизмом и другими разновидностями современной идеалистической философии не подлежит ни малейшему сомнению. Разбирать махизм, игнорируя эту связь,— как делает Плеханов, — значит издеваться над духом диалектического материализма, т. е. жертвовать методом Энгельса ради той или иной буквы у Энгельса. Энгельс говорит прямо, что «с каждым, составляющим эпоху, открытием даже в естественно-исторической области» (не говоря уже об истории человечества) «материализм неизбежно должен изменять свою форму» («Л. Фейербах», с. 19 нем. изд.). Следовательно, ревизия «формы» материализма Энгельса, ревизия его натурфилософских положений не только не заключает в себе ничего «ревизионистского» в установившемся смысле слова, а, напротив, необходимо требуется марксизмом»[21].
В.И. Ленин, в отличие от Плеханова, глубоко изучал современное естествознание, в особенности революцию в области физики, и на этой основе дал не только уничтожающую критику современных форм идеализма, поповщины, но и поднял диалектический материализм на новую, высшую ступень. М. А. Леонов, хотя и цитирует обильно работы классиков марксизма, в том числе и работы В. И. Ленина и И. В. Сталина, но он к современному естествознанию в книге «Очерк диалектического материализма» относится больше по-плехановски, чем по-ленински.
Недовольство естествоиспытателей философами за недостаточную помощь им вполне законно. Лишь тесный, неразрывный союз советских философов с естествоиспытателями и естествознанием, сотрудничество и взаимопомощь в этой области являются надёжным путём к созданию философских работ, дающих смелые творческие обобщения новейших данных естествознания.
Догматизм, талмудизм, начётничество, имеющие место в научно-литературной работе, отражаются и в области преподавания марксизма-ленинизма.
Нередко преподавание основ марксизма-ленинизма ведётся в отрыве от современности, от строительства коммунизма, от борьбы, которую ведёт лагерь мира, демократии и социализма против лагеря империалистической реакции и поджигателей войны.
Нельзя изучать произведения классиков марксизма-ленинизма без учёта той обстановки, в которой они были созданы, и вне связи с современной борьбой, которую ведёт рабочий класс против империалистической реакции, в отрыве от задач строительства коммунизма.
Разрыв теории и практики — одна, из коренных черт оппортунизма. Неразрывная связь теории с практикой, проверка теоретических положений в огне практики — важнейшая, решающая черта ленинизма.
Изучать марксизм-ленинизм, произведения классиков марксизма-ленинизма в отрыве от современности — это путь, ведущий к начётничеству, талмудизму, схоластике.
Изучение марксизма-ленинизма должно теоретически вооружать кадры строителей коммунизма, расширять их кругозор, идеологически закалять их, вырабатывать из них убеждённых борцов за великое дело Ленина — Сталина.
Марксизм-ленинизм — это источник убеждения в правоте великого дела коммунизма. Тому, кто постиг марксизм не как книжник, начётчик, а как подлинный борец за дело коммунизма, не страшны никакие испытания, никакие трудности.
Творческое изучение марксизма-ленинизма воспитывает в советских людях бесстрашие, мужество, смелость, любовь и преданность советской Родине, народу, коммунизму, делу Ленина — Сталина.
Именно в таком духе воспитала наша партия многочисленные кадры советской интеллигенции, доказавшей на деле свою преданность коммунизму.
Но жизнь не стоит на месте. Она идёт вперёд и предъявляет всё новые и новые требования к нашим кадрам, ставит перед ними всё новые вопросы, связанные с уменьем свободно ориентироваться во внутренней и международной обстановке. А потому надо упорно, систематически, творчески изучать марксистскую науку — так, как учит товарищ Сталин, не жалея на это сил и времени, ибо это окупится сторицей.
В преподавании марксизма-ленинизма, диалектического и исторического материализма в высших учебных заведениях достигнуты известные успехи. Но догматизм, начётничество, отрыв преподавания теории марксизма от практики далеко ещё не везде изжиты.
Марксизм-ленинизм — это вечно живая, творчески развивающаяся теория, оружие строительства коммунизма. Она, наша теория, не терпит шаблона.
* * *
Марксизм-ленинизм — это могучая сила, вдохновляющая борцов за коммунизм во всём мире, сила, помогающая нам строить величественное, светлое здание коммунизма.
Марксизм-ленинизм — это источник коммунистического убеждения, сила, дающая нам возможность ориентироваться в окружающей обстановке, видеть историческую перспективу, понимать внутреннюю связь событий.
Овладеть этой теорией — не значит заучить тексты марксистских произведений, запомнить цитаты. Изучить марксизм-ленинизм — значит понять внутреннее существо этого великого учения и, поняв, уметь творчески пользоваться им в строительстве коммунизма, в борьбе рабочего класса.
Есть немало людей, неплохо знающих тексты марксистских произведений, вызубривших наизусть целые страницы из сочинений классиков марксизма. Но это мешки с цитатами, а не марксисты, если они не в состоянии применять марксизм- ленинизм к анализу конкретной обстановки, к практике.
Гениальный труд И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» представляет собой классический образец творческого развития марксизма. Этот труд своим остриём направлен против вульгаризаторов и упрощенцев в области марксистской теории, против талмудистов и начётчиков, подменяющих существо марксизма его буквой, конкретный диалектический анализ явлений — механическим заучиванием цитат и формул.
О таких людях товарищ Сталин пишет:
«Начётчики и талмудисты рассматривают марксизм, отдельные выводы и формулы марксизма, как собрание догматов, которые «никогда» не изменяются, несмотря на изменение условий развития общества. Они думают, что если они заучат наизусть эти выводы и формулы и начнут их цитировать вкривь и вкось, то они будут в состоянии решать любые вопросы, в расчёте, что заученные выводы и формулы пригодятся им для всех времён и стран, для всех случаев в жизни. Но так могут думать лишь такие люди, которые видят букву марксизма, но не видят его существа, заучивают тексты выводов и формул марксизма, но не понимают их содержания.
…Марксизм, как наука, не может стоять на одном месте,— он развивается и совершенствуется. В своём развитии марксизм не может не обогащаться новым опытом, новыми знаниями,— следовательно, отдельные его формулы и выводы не могут не изменяться с течением времени, не могут не заменяться новыми формулами и выводами, соответствующими новым историческим задачам. Марксизм не признаёт неизменных выводов и формул, обязательных для всех эпох и периодов. Марксизм является врагом всякого догматизма»[22].
Великий Сталин учит наши кадры творчески развивать нашу великую теорию.
Борьба за творческое развитие нашей марксистской теории связана с борьбой против талмудистов и начётчиков. Борьба за творческое развитие марксизма неразрывно связана с боевыми задачами строительства коммунистического общества.
Творческое развитие марксистской теории предполагает широкое развитие дискуссий, постоянный живой и широкий обмен мнений как форму социалистической взаимопомощи в области научной работы.
Великий Сталин своими трудами учит нас быть непримиримыми врагами доктринёрства, талмудизма, быть смелыми, бесстрашными, принципиальными, такими, каким был Ленин.
Ф. В. Константинов
«Вопросы философии», 1950 г., №3 стр.96-116
Оригинал здесь
[1] И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, стр. 54—55. Госполитиздат. 1950.
[2] В. И. Ленин. Маркс—Энгельс—марксизм, стр. 60. 1940.
[3] «История ВКП(б). Краткий курс», стр. 105
[4] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XXVII, стр. 606.
[5] И. Сталин. О Ленине, стр. 5—6. 1950.
[6] Там же, стр. 6—7.
[7] И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, стр. 49.
[8] Там же, стр. 49—50.
[9] «История ВКП(б). Краткий курс», стр. 189.
[10] Там же, стр. 341.
[11] И. В. Стали н. Соч. Т. 8, стр. 303.
[12] И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, стр. 50—51.
[13] М. А. Леонов. Очерк диалектического материализма, стр. 224. 1948.
[14] И. В. Сталин. Соч. Т. 10, стр. 331.
[15] В. И. Ленин. Философские тетради, стр. 327. 1947.
[16] «История ВКП(б). Краткий курс», стр. 104.
[17] И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, стр. 28—29.
[18] И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, стр. 31.
[19] А. И. Шингарев. Вымирающая деревня. М. 1907.
[20] К. М. Шуваев. Старая и новая деревня. Материалы исследования села Ново-Животнинского и деревни Моховатки, Березовского района, Воронежской области. 1901—1907 гг.; 1926—1937 гг.
[21] В. И. Ленин. Соч. Т. 14, стр. 238.
[22] И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, стр. 54-55.