История психологии, как и любой другой науки, представляет собой историю ожесточенной борьбы материализма с идеализмом. Однако борьба эта в психологии имеет свои специфические особенности.
Изучение истории психологии показывает, что материалистическое направление в этой науке на протяжении многих веков было представлено крайне слабо, при этом выразителями его, как правило, были философы-материалисты или естествоиспытатели-материалисты.
Большая же часть психологов тяготела к теологии и к идеалистической философии. Этот факт в настоящее время открыто признают многие зарубежные историки психологии. Так, американский исследователь А. Робэк, автор вышедшей в 1952 г. книги «История американской психологии», пишет, что в Соединенных Штатах Америки до самого последнего времени почти все психологи были одновременно теологами или философами-идеалистами.
Свою самостоятельность как науки психология провозгласила менее 100 лет тому назад, в связи с распространением экспериментального метода исследования. Создание этого метода большинством зарубежных психологов рассматривалось как решающее обстоятельство, способствующее превращению психологии из служанки богословия в положительную науку. Однако экспериментальный метод не устранил и не мог в полной мере устранить антинаучной, идеалистической трактовки психологии, хотя он и подорвал позиции идеализма в этой науке.
Во второй половине XIX века в развитии психологии обнаружился конфликт, обусловленный несоответствием полученного фактического материала с традиционными теориями и. концепциями, которых придерживались многие психологи-идеалисты. В результате этого психология оказалась в состоянии тяжелого кризиса, в котором она в странах капитала находится и по сей день.
О кризисе психологии в капиталистических странах говорили и говорят сами психологи. В 1929 г. немецкий психолог К. Бюлер в книге «Кризис психологии» заявил, что для психологии пробил решительный час, что психология вступила в кризис, от разрешения которого зависит вся ее дальнейшая судьба. Три года спустя на X международном психологическом конгрессе в Копенгагене другой немецкий психолог — В. Келер выразил то же опасение. Он сказал, что, «если мы в ближайшее время не найдем связующие нити психологии, мы окончательно атомизируемся», т. е. возникнет бесчисленное множество психологических направлений и точек зрения и не будет единой психологической науки. Несмотря на многочисленные попытки, предпринятые и предпринимаемые сейчас рядом буржуазных ученых с целью вывести психологию из кризиса, кризис этот, как с горечью признает австрийский психолог П. Гофштеттер в работе «Психология и жизнь» (1951 г.), все еще продолжается, и в ближайшем будущем нет никаких перспектив на его окончание.
Вместе с тем реакционные круги поощряют образование разнообразных и многочисленных идеалистических течений и школ в психологии. Особой пестротой характеризуется психология в США, куда в 1933 г., после прихода к власти гитлеризма, эмигрировал из Германии и Австрии ряд представителей так называемой гештальт-психологии, фрейдизма и других психологических учений. Наряду с этим там возникли и «свои», американские, течения: разнообразные вариации бихевиоризма, операционализм, социометрия, психометрика и др.; широкое распространение получают прикладные направления, в первую очередь военная и так называемая индустриальная психология. Господствующие классы США выделяют большие суммы из фондов Рокфеллера, Форда, Карнеги для их развития. «Официальное мнение в США, — указывает П. Гофштеттер, — проявляет повышенный интерес к психологии, и от нее, в лице ее представителей, ожидается действительное улучшение жизни»[1]. Следует отметить, что американские психологи, действительно, активно помогают капиталистическим монополиям в усилении эксплуатации труда рабочих, в идеологической обработке сознания широких масс населения, в подготовке к новой войне. Профессор Раймонд А. Бауер в книге «Новый человек в советской психологии», изданной Гарвардским университетом в 1952 г., констатирует, что «в США групповые исследования за последние годы удовлетворяют растущий интерес правительства и индустрии…»[2]. Как сообщают авторы книги «Современные тенденции в области психологии в условиях напряженности международных отношений», выпущенной в 1952 г. Питтсбургским университетом в США, проделанная психологами работа в военной области будет способствовать «повышению эффективности использования военной мощи США в период войны».
В США, Франции, Англии и в других капиталистических странах имеются и прогрессивные психологи. Они ведут борьбу по разоблачению идеализма в науке, отстаивают научную, материалистическую психологию. Однако их деятельности постоянно противодействуют представители реакционных кругов. Очевидно, с целью поедать забвению работы материалистов прошлого из библиотеки конгресса США изъята книга американского психолога Джемса Раш «Краткий анализ человеческого ума», в которой он согласно материалистическому принципу познания утверждал, что «нет ничего в уме, чего не было бы прежде в природе и чувстве». Особенным нападкам подвергаются в США те ученые, которые стремятся популяризировать труды советских психологов. Известно, что в 1950 г. в городе Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) были подвергнуты судебному преследованию несколько американцев, распространявших брошюру со статьями советских психологов. «За последнее время в прессе опубликовано много статей о советской науке, с целью возбудить у читателей против нее чувство негодования»[3], — признает Р. Бауер.
У представителей современных идеалистических направлений в психологии нет согласия по самым коренным вопросам науки, что способствует неразберихе в психологии. Однако при тщательном анализе идейной направленности происходящих там споров легко установить, что борьба ведется по второстепенным, частным вопросам. Общие же философские принципы у подобных «враждующих» сторон оказываются одинаковыми.
Рассмотрению и критике этих общих методологических положений идеалистической психологии и посвящается настоящая статья.
* * *
Характерной чертой идеалистических течений в современной буржуазной психологии является прежде всего субъективизм.
Субъективизм присущ не только современной буржуазной психологии. В капиталистическом обществе субъективизм — типичная черта почти всех, в первую очередь гуманитарных, наук. Это объясняется общими для буржуазной науки общественно-историческими условиями их развития, общими задачами, которые ставятся перед буржуазными учеными миллионерами и миллиардерами, стоящими у власти и определяющими жизнь и политику империалистических государств.
Субъективизм в психологии, как и в других науках, прежде всего означает отрицание объективного характера закономерностей исследуемых явлений. Психологи, признает Р. Бауер, имея в виду своих американских и европейских коллег, — «знатоки использования слов». Старые лозунги они наполняют новым содержанием, произвольно манипулируют категориями своей науки, формулируют программные положения, которые «не эмпиричны в своей существенной части» и поэтому без всяких оснований считаются «верными» или «ложными».[4] Отвергая объективный характер закономерностей, субъективисты устанавливают разного рода псевдозаконы, результатом чего является возникновение самых беспочвенных, подчас просто фантастических и вздорных «концепций», «взглядов» и даже целых школ и течений. По собственному признанию зарубежных психологов, среди них бытует столько «психологий», сколько есть психологов.
Примером, подтверждающим вышесказанное, может служить вопрос о предмете психологии. Как же рассматривают психологи предмет науки, которой они занимаются?
В настоящее время сторонники эмпирической психологии предметом психологии провозглашают изучение «состояний сознания» в том виде, как они представляются каждому человеку. Психологи-неотомисты считают, что психология должна заниматься изучением особенностей «души». Представители фрейдизма и неофрейдизма главное внимание уделяют определению «законов бессознательных процессов», противопоставляя последние сознанию. Американские психологи-бихевиористы отрицают сознание вообще, предметом психологии они провозглашают поведение. Сторонники же довольно распространенного ныне в США направления, называемого социометрией, заявляют, что психологи должны заниматься изучением «психологической географии общества» (под этим термином они понимают совокупность каких-то «актуальных психологических компонентов взаимоотношений», которые имеются будто бы у людей и определяют собой весь социальный строй общества).
Примеры подобного рода без труда можно было бы увеличить во много раз. Но и сказанное неопровержимо свидетельствует о чрезвычайном разнобое, несогласованности, царящих среди зарубежных психологов по самому важному для них вопросу — о предмете психологической науки.
Единства мнений по коренным вопросам психологии не существует не только между представителями разных школ и направлений, но и между психологами внутри одной школы. Некогда сравнительно монолитные направления в психологии, например бихевиоризм, фрейдизм и др. представлены ныне многочисленными течениями и теченьицами, ведущими между собой спор по всем важным проблемам.
Об этом убедительно свидетельствует разноголосица среди сторонников фрейдизма. Известно, что Зигмунд Фрейд оценивал психическое как проявление «бессознательных» сексуальных влечений. «Мы пришли к выводу, — писал он, — что все чувства симпатии, дружбы и т. п., которые мы испытываем в жизни, генетически связаны с сексуальностью и развиваются из простого сексуального желания…»[5], хотя бы объект и не был сексуально оформлен. Последователь Фрейда А. Адлер подменил идею «сексуального бессознательного» идеей превосходства, К. Юнг создал доктрину о «коллективном бессознательном», а фрейдист Ф. Монт, следуя Юнгу, расширил тезис о сексуальности до космических масштабов. В журнале «Клиническая психопатология» он заявил, что половое влечение — «либидо» — это особая нематериальная энергия, пронизывающая собой все предметы от космоса до атомов. «Либидо», в понимании Монта, определяет собой все законы объективного мира: космические, атомные, общественно-исторические. Монт полагает, что все явления в мире объясняются отношениями двух начал — мужского и женского. На этом вымышленном, субъективистском основании он утверждает, что папа римский навсегда придан католической церкви, как мужское начало — женскому.
Не меньший произвол господствует и среди бихевиористов. В настоящее время насчитывается до двух десятков разных направлений в бихевиоризме: моточеловеческий, формальный, невристический, биосоциальный, биполярный, философский, методологический, психосоциальный, динамический, неврологический, генетический, психобиологический, телеологический и др. Представители каждого из этих направлений по-своему понимают предмет психологии. Родоначальник бихевиоризма — Э. Торндайк одним из основных законов поведения провозгласил «закон эффекта». По его мнению, внутреннее состояние «удовольствия» или «неудовольствия» определяет характер поведения. Таким образом Торндайк на деле приходил к признанию психических состояний, которые так решительно отвергались им на словах. С Торндайком не был согласен Дж. Уотсон, который, отрицая «закон эффекта», делал акцент на «законе частоты». Новое поведение, по Уотсону, образуется из тех случайных движений, которые чаще совершаются. Бихевиорист М. Мейер не соглашается ни с тем, ни с другим. Он утверждает, что поведение объясняется определенными «законами нервных функций», т. е. деятельностью нервной системы. А сторонники так называемого биполярного бихевиоризма (Холлингвортс, Уоррен, Пилсбери) настаивают на использовании при объяснении поведения и фактов сознания данных объективного метода.
Непознаваемые «силы», недоказуемые и фиктивные «аксиомы», голословное отрицание психики уводят современных субъективистов-психологов от правильного решения проблем психики, от научного понимания ее закономерностей. Но какие бы новые «законы» они ни придумывали, они не в силах скрыть идеалистической сущности своих концепций, опровергнуть важнейшее положение научного материализма о психике.
Ярким примером субъективизма, произвольности и вытекающего отсюда разнобоя в современной зарубежной психологии является проблема личности.
Выражая точку зрения ряда современных западноевропейских психологов, П. Гофштеттер утверждает, что наблюдаемые особенности людей ничего не дают для понимания их личности. Сама по себе личность, по Гофштеттеру, — это «чистая сущность», «персона». Поэтому истинное знание личности возможно якобы лишь через собственные переживания человека, через структуру «чистой сущности». Для других людей личность непознаваема.
Подобная точка зрения Гофштеттера в отношении оценки личности является явно субъективистской. Гофштеттер при истолковании личности, как и при истолковании психики, исходит из представления о противоположности того, что является (это он называет «одеянием», «облачением», «маской»), тому, что составляет сущность. В соответствии с феноменалистической философией он считает, что сущность не есть совокупность существенных связей, а нечто самодовлеющее и не зависимое от своего «облачения», познаваемое лишь путем самонаблюдения. «Мы переживаем себя сами как «пучок» свойств, ориентированный на «чистую» сущность, как структуру…»[6], — пишет Гофштеттер. В доказательство своего понимания личности он не может привести ни одного довода, кроме субъективистских, произвольных умозаключений.
Подобную же точку зрения в отношении понимания личности занимают, в сущности, и сторонники фрейдовской психологии. Большое внимание уделял этому вопросу К. Юнг, создатель психологической типологии личностей. Главным, что характеризует личность, Юнг считает некое коллективное неосознаваемое влечение. По его мнению, «либидо» может быть направлено «внутрь», на себя, и «вовне», на других людей. На этом основании он разделял людей на две группы: на «экстровертированных» (ориентированных вовне) и на «интровертированных», жаждущих власти и обращенных «в себя».
Не менее субъективистским и произвольным является понимание личности многими американскими психологами. Так, например, М. Принс, X. А. Меррей утверждают, что личность — это понятие биологическое, а потому ее следует определять и характеризовать с точки зрения физиологии и анатомии. Характеристикой личности, по мнению Принса, является нейрограмма — система нервных процессов, специфическая для каждого человека. Характеристикой личности, по Маррею, является совокупность специфических психофизических сил, проявляющихся у личности в момент действия внешних раздражителей и обусловливающих ее потребности. Подобное понимание личности американскими психологами не учитывает объективных особенностей и свойств личности, игнорирует общественно-историческую природу человека и его психики, является субъективистским.
Еще более произвольно понимание личности в социометрии. Согласно точке зрения сторонников этого направления личность — это «центр социального атома», осуществляющего свои многочисленные телеотношения с другими индивидами. (Под «теле» в социометрии понимаются невидимые излучения, идущие от одного человека к другому и являющиеся основой чувствительных процессов.) Подобная концепция полностью абстрагируется от реальности, имея дело только с вымышленными понятиями, не соответствующими действительности.
Таким образом, между отдельными направлениями в современной психологии за рубежом существуют довольно резкие разногласия в понимании того, что такое личность. «Представление западных людей о себе (т. е. понятие личности. — Н. М.) так часто и глубоко менялось за предыдущие семь столетий и за последнее в частности, — пишет Джером С. Брунер, — что они не могут теперь понять, что же они есть на самом деле»[7]. Однако констатировать лишь одни разногласия было бы совершенно недостаточным и неверным. Несмотря на различия, у многочисленных психологических направлений имеется и то общее, что объединяет их и дает право отнести их в лагерь идеализма.
Понимание личности зарубежными психологами абстрактно, хотя абстракции их различны по своему содержанию. Личность рассматривается вне реальных условий материальной жизни общества, вне отношений личности к обществу. Подобный абстрактный, внеисторический подход к пониманию личности препятствует пониманию положения личности в том или ином обществе, затушевывает антагонистический характер капиталистического общества, внушает мысль, будто в буржуазном обществе «все равны», все имеют одинаковые интересы «цели и возможности.
Субъективистские измышления зарубежных психологов по вопросу о личности являются поэтому отнюдь не «невинными заблуждениями» искателей истины. Объективно они играют вполне определенную роль — роль идеологического оружия по обработке сознания людей в нужном буржуазии духе. Кроме того, психологические теории личности играют также роль «научного» обоснования целого ряда практических мероприятий. Представление о наличии у человека каких-то таинственных «теле», «инстинктов», «персоны», определяющих собой сознание, личность и т. д., ориентирует воспитателей и педагогов на пассивное выжидание спонтанного «саморазвития» этих «могущественных» сил и заставляет их соответствующим образом организовывать педагогический процесс. «Мы не должны ни душить, ни коверкать таинственных сил, заложенных в ребенке, мы должны дожидаться их проявлений, которые, как мы знаем, естественно последуют», — пишет М. Мон- тессори в работе «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка». К каким результатам приводит такое воспитание молодого поколения, прекрасно показал Клеллон Холмс в статье «Опустошенное поколение», опубликованной в журнале «Нью-Йорк тайме мэгэзин». Молодое поколение США в настоящее время является морально и нравственно опустошенным, пишет Холмс. Если молодежь капиталистических стран в 20-х годах называли потерянным поколением, то молодежь настоящего времени надо назвать «опустошенным поколением». Сегодняшнюю молодежь, пишет Холмс, нисколько не тревожат жалобы по поводу грязи, мутящей источники нравственности. Она выросла среди развалин и уже не замечает их.
Хотя и нельзя согласиться с Холмсом, будто вся американская молодежь является ныне морально опустошенной, но не вызывает сомнения, что на пути морального растления юношества империализм добился немалых «успехов». Капиталистический общественный и государственный строй и его идеологи, среди которых немаловажную роль играют буржуазные психологи, привели американскую молодежь, как показывает Холмс, к глубокому духовному и моральному падению, «к спекуляции, к бибопу (новейшая разновидность разнузданной пляски под джаз. — Н. М.), к половой распущенности, к маклачеству». Разжигая низменные чувства и инстинкты в человеке, идеологи империализма пытаются внушить молодежи, что они создают якобы «новую культуру». На самом же деле они толкают молодежь на разрушение созданной веками культуры, готовят ее к новой войне, к безжалостному истреблению миллионов людей. Вероятно, атому поколению предложат сбрасывать бомбы и подвергнуться тому, чтобы эти бомбы на него сбрасывали, пишет Холмс.
Коренную противоположность субъективистскому пониманию личности, господствующему в зарубежной идеалистической психологии, представляет наше материалистическое понимание личности, основанное на принципах самой передовой философии — диалектического материализма. Личность, согласно материалистической психологии, — это не «чистая» самостоятельная сущность, «персона», абстрактная совокупность «нейрограмм» или мифический «социальный атом», образуемый вымышленными «теле». Личность — это конкретный человек как общественное существо, субъект познания и активный преобразователь мира. К.Маркс писал, что «…сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений»[8]. Каждая личность обладает и общечеловеческими, и индивидуальными, и специфическими особенностями, определяемыми ее классовой принадлежностью. Не физиологические процессы («нейрограммы»), не врожденные особенности «персоны» и не особое сочетание «теле», а конкретные общественно-исторические условия — вот что определяет личность. Материалистическое понимание личности составляет научную основу воспитания людей нового, коммунистического общества.
Пережитки субъективизма в виде конструирования тех или иных положений без тщательного обоснования их фактическими данными имеются и в нашей психологии. При этом далеко не всегда создатели подобных психологических «изобретений» находят в себе смелость отказаться от них перед лицом фактов.
* * *
Одной из причин произвола и хаоса, господствующих в идеалистических направлениях психологии, является отрицание практики как критерия истины. Психологи-субъективисты не признают, что практика, фактическое подтверждение выдвигаемых положений, является основным требованием научного исследования. В противоположность естествоиспытателям-материалистам, считающим обязательным для себя опытное изучение реальных фактов действительности, а практику — критерием истинности создаваемых гипотез, психологи-субъективисты главную свою задачу усматривают в произвольном истолковании собственных переживаний или поверхностно наблюдаемых фактов. Такое истолкование осуществляется в соответствии с тем или иным идеалистическим направлением в философии, большей частью в ущерб самим фактам. В результате возникают чрезвычайно произвольные, бездоказательные «закономерности», понятия и даже целые психологические «системы».
К субъективистским домыслам в психологии могут быть отнесены все основные положения фрейдистской психологии. Они не подтверждены опытным путем, больше того, они не выводятся из фактов в качестве их обобщения. Своим происхождением они обязаны игривой фантазии З. Фрейда.
Одно из главных положений фрейдистской психологии гласит: «…Течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия». Разъясняя свое понимание этого «принципа», Фрейд заявляет, что удовольствие «связано с количеством возбуждения в психике, которое поддерживается на постоянном уровне». Изменение уровня возбуждения порождает неудовольствие. Однако, что такое возбуждение, Фрейд объяснить не может, потому что он исходит не из фактов, а из предвзятых идей. «…Мы ничего не знаем о природе процесса возбуждения в элементах психических систем и не чувствуем себя вправе делать даже какое-либо предположение», — так пишет он по поводу этого вопроса. И получается, что то, о чем мы «ничего не знаем», о чем нельзя даже предполагать, является объяснением другого понятия («принципа удовольствия»), с помощью которого объясняется «течение психических процессов».
Куда приходит в конце концов Фрейд в своих беспочвенных спекуляциях относительно «возбуждения» и «принципа удовольствия», можно судить по следующим его высказываниям. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» он отмечает, что при некоторых нервных заболеваниях у больных наблюдаются навязчивые, повторяющиеся представления. Их возникновение он объясняет перемещением в «психических системах» энергии возбуждения. Затем из факта повторения представлений он делает абсурдный вывод: повторение есть всеобщий закон жизни, а потому всякое живое существо стремится возвратиться к прежнему состоянию — к небытию, к смерти. «…Целью всякой жизни является смерть, и обратно — неживое было раньше живущего». Стремление живых существ к самосохранению Фрейд объясняет как частное стремление, которое обеспечивает живым существам лишь собственный, а не любой путь к смерти. «Страх смерти, а равно и страх совести, может рассматриваться как видоизменение страха кастрации», — утверждает он. Бессмертие он объясняет как удлинение пути к смерти. Ясно каждому, что подобные субъективистские положения Фрейда, не обоснованные фактами, являются не чем иным, как идеалистическим вымыслом.
Характерным приемом психологов-субъективистов, помогающим протаскивать в науку вымышленные предположения, является использование понятий, известных ученым, в новом, искаженном значении. Так, например, понятие «возбуждение» было известно во времена Фрейда. Но он использовал знакомое слово совсем не в том смысле, в каком оно обычно использовалось учеными, создав этим видимость научности своих взглядов. Обычно понятие «возбуждение» означает не количество чего-то неизвестного в психике, а одно из двух — наряду с торможением — состояний, в которых находятся клетки нервной системы. И возбуждение, и торможение — состояния не фиктивные, не вымышленные, так как их можно наблюдать, фиксировать приборами и вызывать по своему произволу. «Нервное возбуждение является, следовательно, процессом, который меняет физиологическое состояние тех образований, в которых заканчиваются возбудившиеся нервные волокна»[9]. О состоянии возбуждения в нервном приборе исследователь судит по той деятельности, которая осуществляется органами тела, с которыми связан этот нервный прибор. В настоящее время ученые не только безошибочно могут знать о наличии возбуждения в нервной ткани, но имеют и строго научное предположение о биохимической сущности этого явления. С их точки зрения и возбуждение, и торможение — это различные биохимические состояния нервной ткани, определяемые разным соотношением ассимиляции-диссимиляции. И. П. Павлов считал, например, что возбуждение связано с преобладанием в клетке диссимиляции, а торможение — с преобладанием ассимиляции. Таким образом, опытное изучение явления возбуждения дает все основания для более глубокого знания его природы, в то время как спекулятивные рассуждения Фрейда о возбуждении не позволяют ему «делать даже какое-либо предположение».
Другим примером того, как психологи-субъективисты относятся к фактам и какую роль эти последние играют при создании самых новейших субъективистских концепций в психологии, может служить социометрия. Ее возникновение относится к 40-м годам текущего столетия. Одним из основных понятий этой новой «науки» является понятие «теле». «Теле», согласно взглядам сторонников социометрии, — это какие-то нематериальные связи, будто бы существующие между людьми. «Теле» не могут ощущаться человеком, а потому-де до сих пор никто из людей не знал об их существовании. (Об этом смогли «узнать», видите ли, лишь сторонники социометрии.) Невидимый поток «теле» несется будто бы от индивида к индивиду, воздействует на сознание людей, вызывая в них различного рода аффективные состояния: радости, горя и т.д. Более того, «теле» определяют «межиндивидуальную природу общества», обусловливают поведение людей, их сознание и т. д. Одним словом, «теле» — это единственный фактор, который определяет характер общественного строя и психику человека. Таково кредо социометрии.
Положения социометрии находятся в вопиющем противоречии с данными современной науки.
Из физиологии известно, что всякое изменение в организме — секреция желез, работа мышц и т.д. — возникает под влиянием внешних или внутренних материальных раздражителей. В периферических концах анализаторов (органах чувств), как доказал И. П. Павлов, энергия этих раздражителей трансформируется во внутреннюю энергию, которая в виде возбуждения передается затем в мозг. Нематериальное не может воздействовать на анализаторы и превращаться в материальный нервный процесс. Следовательно, положение сторонников социометрии о функциях нематериального «теле» находится в прямом противоречии с данными науки.
И. П. Павлов установил также, что аффективные состояния представляют собой результат определенной физиологической деятельности мозга, в частности результат изменения функциональных систем (динамических стереотипов), возникающих в больших полушариях головного мозга в соответствии с системой объективных раздражителей. «Мне думается, — писал великий ученый, — есть достаточные основания принимать, что описанные физиологические процессы в больших полушариях отвечают тому, что мы субъективно в себе обыкновенно называем чувствами в общей форме положительных и отрицательных чувств и в огромном ряде оттенков и вариаций, благодаря или комбинированию их, или различной напряженности. Здесь — чувство трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворенности и огорчения, радости, торжества и отчаяния и т. д. Мне кажется, что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового»[10]. Сторонники же социометрии полагают, что аффективные состояния порождаются не нервной системой, а нематериальными «теле», и тем самым вновь оказываются в противоречии с данными физиологической науки.
Как доказано историческим материализмом, характер того или иного общества определяется не характером нематериальных «межиндивидуальных человеческих связей», а теми реальными отношениями, в которые вступают люди в процессе общественного производства. «Производственные отношения, — писал Маркс, — в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером».[11]
Таким образом, основные положения социометрии явно противоречат твердо установленным фактам и положениям естественных и общественных наук. Это обусловлено тем, что социометрия является не наукой, а лженаукой, не отражением объективных закономерностей природы и общества, а субъективистской, словесной эквилибристикой.
Весьма близкой по своему содержанию к социометрии является модная ныне в Западной Германии так называемая парапсихология.
Фундаментальным положением парапсихологии является давно уже затасканное идеалистами положение о существовании «чистых» мыслей и о возможности передачи их на расстояние. По мнению сторонников парапсихологии, мысли способны преодолевать огромное расстояние от человека к человеку и проникать в них помимо органов чувств, т. е. внечувственно. Эти невидимые мысли обусловливают интуицию человека, которая является якобы сверхчувственным способом познания окружающего мира.
Лучшим опровержением теоретических установок парапсихологии является марксистско-ленинское учение о неразрывности языка и мышления, а также связанное с ним учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Оголенных мыслей, не связанных с языком, как убедительно показал марксизм-ленинизм, не существует. Мыслительная деятельность, согласно учению И. П. Павлова, является результатом взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Представляя собой систему речевых связей, вторая сигнальная система не существует помимо первой. Это означает, что наши мысли всегда возникают из чувственных данных, получаемых органами чувств (анализаторами), и неразрывно связаны с речевой деятельностью.
Парапсихология же допускает существование «чистых», «оголенных» мыслей, которые могут якобы «вкладываться», перемещаться непосредственно из головы одного человека в голову другого человека, минуя органы чувств. Допущение такого рода игнорирует элементарные законы физиологической науки и противоречит давно известным положениям материалистической философии.
Парапсихологи утверждают, что мозг производит излучение, которое каким-то образом воспринимается человеком. Мозг человека во время своей работы, действительно, производит излучение. Однако это излучение чрезвычайно слабо. Его можно улавливать лишь при помощи специальных чрезвычайно мощных усилителей (осциллографов). Вполне понятно, что такое слабое излучение не может восприниматься человеком не только на расстоянии нескольких сотен километров, но даже нескольких сантиметров. Даже если бы такая передача и имела место, она должна была бы воздействовать прежде всего на органы чувств, ибо давно известно, что единственными каналами, по которым осуществляется связь организма с внешним миром, являются наши ощущения.
Положение парапсихологии о существовании невидимых лучей — мыслей или особой «мыслительной субстанции» является субъективистским вымыслом. По существу нет никакой принципиальной разницы между «теле» сторонников социометрии и субъективистскими домыслами парапсихологов.
Подобного рода примеров субъективистских положений и целых школ можно было бы привести еще много. Перечислить все их — по существу означает разобрать все основные положения всех многочисленных направлений в идеалистической психологии, что не входит в нашу задачу.
Следует отметить, что процветание субъективистских, недоказанных и недоказуемых положений, «фактов», «закономерностей» в современной психологии капиталистических стран является неопровержимым свидетельством кризиса ее методологических основ.
* * *
Одной из идейных основ субъективизма в современной буржуазной психологии, игнорирующей опытное изучение психики и подменяющей факты конструированием вымышленных лжетеорий, является идеалистическая философия И. Канта. Согласно кантианской теории познания внешний мир дает толчок, в результате которого чувственная способность человека, данная от рождения, порождает хаос ощущений, восприятий и т. д. В этот хаос определенный порядок вносит человеческий разум, обладающий соответствующими априорными способностями. При помощи разума человек способен познать мир глубже и полнее, нежели при помощи органов чувств. Разум, сознание со своими априорными способностями, таким образом, предшествуют опытному, чувственному познанию и являются его условием. Исходя из этих положений, Кант утверждал, например, что законы природы, понятия причинности и времени не являются объективными, они — лишь проявления свойства познавательной способности (сознания) человека.
Допущение чувственного и сверхчувственного способов познания тесно связано у Канта с признанием существования «души» как особой бесплотной субстанции и бога, предопределяющего способности разума. О сущности своего трансцендентального идеализма он прямо заявлял: «Я должен был… ограничив знание, дать место вере…»
Вера, о которой упоминает Кант, занимает исключительно важное место в теории познания субъективистов — философов и психологов. Субъективист — философ или психолог — верит, что истинным является то, что мыслится ясно или отчетливо, просто или экономно, то, во что верят другие люди. Но подобный «критерий» истинности никак не может быть принят, ибо он целиком зависит от человека, является чисто субъективным. Познание является здесь замкнутым в себе процессом, мерилом правильности его становится сам познающий человек. Вполне понятно, что подобные «критерии» истинности, основанные на вере во что-либо, широко открывают двери для проникновения в науку всякого субъективистского вздора, поскольку для признания новых положений не требуется никакого объективного доказательства.
Взгляды Канта и неокантианцев находят широкое применение у психологов-субъективистов. как в прошлом, так и в настоящее время. Но если в устах психологов прошлого столетия субъективизм был выражен четко и откровенно, то современные психологи-субъективисты иногда стараются прикрыть его фальшивыми фразами. Однако существо дела от этого нисколько не меняется. Поэтому разбор субъективистских построений психологов XIX века позволяет лучше понять истинное содержание современной идеалистической психологии.
Психологи-субъективисты прошлого века, следуя за Кантом, старались как можно резче подчеркнуть различие между «разумом» и «чувствами», между психикой и материальным миром. Так, английский психолог Гамильтон, разделяя кантианское противопоставление разума чувствам, в сочинении «Человеческий ум» писал, что интеллект — «это видное свойство духа» — является содержанием психической жизни и спасением ее от чувств. Георг Ледд — американский психолог в своей работе «Психология как так называемая «естественная» наука», определяя сущность психики, старался подчеркнуть, что психика — это особое состояние, не сравнимое с материальными процессами, происходящими в мозгу.
Поскольку психические явления противоположны материальным, физическим явлениям, для их познания существует, по мнению психологов-идеалистов, свой, особый метод познания. На этом основании видный американский психолог Э.Б.Титченер, основатель так называемой «структурной психологии», главной целью психологии считал проведение резкой грани между психическим и физиологическим, биологическим исследованием. Того же мнения придерживались и русские идеалисты. Так, Н.Страхов и Г.Челпанов считали, что психические явления не могут быть восприняты и познаны через посредство органов чувств (глаза, уха и т. п.).
Положение, будто психические явления познаются, минуя органы чувств, является краеугольным тезисом субъективизма в психологии. Познание психических явлений осуществляется, как утверждают психологи-субъективисты, сверхчувственным способом познания, называемым ими «интроспекцией». «Интроспекция», как утверждают субъективисты, — единственный метод познания, адекватный природе психических явлений.
Исходя из кантианского противопоставления явления и сущности, психологи-субъективисты представляют внешний мир как совокупность не связанных между собой и противоположных «сфер»: из явлений, познаваемых чувственно (например, физиологических процессов), и из «психических феноменов», о которых можно судить, только минуя органы чувств. Так, целый ряд англо-американских психологов (Джемс, Спирмен и др.) утверждает, что в мире существует общечеловеческая («психическая») энергия, отличающаяся от энергии физического мира, о чем мы, как уверяет Джемс, в нормальном состоянии и не знаем.
Откровенно этот тезис защищает М. Грегори в работе «Психотерапия, научная и религиозная», изданной в Лондоне в 1939 г. Грегори полагает, что «душу» человеческую никто познать не может, что она открывается лишь непосредственно, интуитивно. Подобное познание человека человеком, как следует из концепции Грегори, осуществляется при помощи бога. Грегори вторит Генри Линк, который в работе «Возвращение к религии» пишет, что человеческую «душу» можно понять только с точки зрения «внутренних условий» и что личность сама влияет на мир своей «души».
По мнению субъективистов, поскольку психические явления противоположны материальным, они противоположны и физиологическим процессам, происходящим в мозгу. Отсюда вытекает резкое противоположение психических явлений физиологическим. Подчеркивая эту противоположность, психологи-субъективисты говорят о «специфичности психического», о его «неповторимости» и «своеобразии». Так, американский психолог Портер, считая психику «особой сферой», противоположной материальному миру, называет ее «активно независимой силой».
Следует отметить, что подобные утверждения о «специфичности психического» кое-кого вводят в заблуждение и поныне. Материалисты-психологи тоже считают, что психическое имеет свою специфику, свое отличие от физиологических явлений. Однако эту «специфичность» они усматривают не в противоположности и отрыве психических явлений от физиологических процессов, а в наличии у психических явлений своих собственных закономерностей. По мнению материалистов, психические явления есть проявления высшей нервной деятельности и как таковые они не могут противопоставляться физиологическим процессам. И вместе с тем они обладают собственными закономерностями, отличающими их от закономерностей протекания физиологических процессов.
Вопрос об отношении психического к окружающему миру и к физиологическим процессам тесно связан у психологов-субъективистов с пониманием соотношения явления и сущности. По их мнению, между энергией физического мира и «психической» энергией нет никакой закономерной связи. Нет ее и между психическими явлениями и физиологическими процессами. Отсюда вытекает, что психические «феномены» могут быть познаны лишь «непосредственно», «сами по себе». Судить о них на основании поведения или физиологических процессов будто бы невозможно, так как они с ними закономерным образом не связаны. Это приводит к признанию психических «феноменов» в качестве самостоятельно существующих, саморегулирующихся, полностью независимых от внешнего мира сущностей.
Отчетливо эту точку зрения изложил В. Вундт — один из классиков идеалистической психологии. «Еще менее может быть дозволено понимание психологии и ее задач, — писал он, — с точки зрения некоторых психологов и физиологов, пытавшихся решать психологические проблемы путем выведения психологических процессов из физических, как более первоначальных и причинно их обусловливающих (курсив мой. —Н.М.)… Задача психологии как эмпирической науки… почерпается из фактов, на основании которых она возникла. Эти факты суть факты человеческого сознания или, выражаясь конкретнее, процессы нашего ощущения, чувствования, представления, наших аффектов, волевые процессы и процессы действий, возникающих в них».[12] Таким образом, по мнению Вундта, психика не имеет никакого отношения к деятельности мозга, между психическими и физиологическими явлениями закономерной связи нет.
Это положение Вундта разделяется ныне многими буржуазными психологами. Так, П. Гофштеттер утверждает, что при изучении психических явлений не нужно считаться с физиологическими закономерностями работы мозга. Гофштеттер заходит настолько далеко, что заявляет, будто учение Павлова о высшей нервной деятельности принесло вред психологии.
Того же мнения придерживаются в современной зарубежной психологии сторонники социометрии и парапсихологии, представители так называемой «психологии религии» (Грегори, Линк и др.), неотомисты и лютеранские неосхоластики. Даже некоторые бихевиористы, в своих теориях говорящие о внешних «стимулах» и «реакциях» организма на них, и те по существу разделяют традиционную точку зрения субъективистов в психологии. «Стимулы» бихевиористы понимают не как объективно существующий внешний раздражатель, а как то, что действует в данный момент не на нервную систему, а «непосредственно» на тот или иной орган. «Реакцию» они понимают не как рефлекс, а как «непосредственную» и самостоятельную реакцию органа, осуществляемую помимо нервной системы. Такое понимание «стимула» и «реакции» роднит бихевиористов с Вундтом и другими последовательными и откровенными субъективистами в психологии.
Некоторые наиболее реакционные психологи обосновывают подобные утверждения при помощи феноменологии Гуссерля. Гуссерль, как известно, полагал, что «сущности» являются чем-то совершенно самостоятельным и не зависимым от явления. Эта точка зрения целого ряда психологов- субъективистов, представляющих психические «феномены» в виде самостоятельных сущностей, весьма удобна для обоснования «своеобразия психического» и адекватного ему метода познания — «интроспекции».
Утверждения субъективистов в психологии о противоположности сущности и явления, о сущности, которая никак не проявляется, о двух способах познания (чувственном и сверхчувственном) уже давно опровергнуты как совершенно неправильные, противоречащие науке и практике. Критикуя Канта и кантианцев, В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» указывал, что «решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет и быть не может»[13].
Согласно марксистско-ленинской теории познания сущность проявляется в отношении предметов друг с другом, в их взаимосвязи и взаимодействии. Закон и сущность являются понятиями однопорядковыми, выражающими углубление познания человеком окружающего нас мира. Закон есть отношение. Поэтому закон, сущность предметов вне взаимосвязи и взаимодействия предметов не могут быть познаны. Для познания закона, сущности нужно изучить взаимосвязи явлений. Сущность не может быть познана помимо явления, каким-то образом самостоятельно. Сущность является, говорил В. И. Ленин, явление существенно.
Блестящее воплощение материалистической точки зрения по существу затронутых вопросов содержится в трудах основоположника научной психологии И. М. Сеченова. Он исходил из убеждения, что психические явления познаются так же чувственным путем, как и весь окружающий нас мир. Но это возможно лишь в том случае, если они проявляются как-то вовне. Таким внешним проявлением психических явлений И. М. Сеченов считал мышечное движение. «Для нас, как для физиологов, достаточно и того, что мозг есть орган души, т. е. такой механизм, который, будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность»[14]. Сеченов был убежден, что без изучения влияния «внешних явлений» на психику понимание последней становится невозможным. Так преодолевалось им традиционное (для идеалистической психологии) противопоставление психических явлений всем остальным.
Противопоставление психических явлений физиологическим процессам со всеми вытекающими отсюда следствиями является составным звеном в субъективистском понимании психики и поведения человека.
Отрицание закономерностей связи психики с физиологическими процессами и явлениями внешнего мира обусловливает неверное решение психологами-субъективистами ряда вопросов. К ним относится прежде всего вопрос о происхождении психики. По мнению идеалистов, вопрос о происхождении психики вообще неуместен. Психика рассматривается ими как нечто извечное.
Психологи-субъективисты всегда утверждали далее, что психика, будучи самостоятельной субстанцией или сущностью, обладая только ей присущими закономерностями, имеет собственную причинную обусловленность. На такой позиции стоит, например, Мак-Дауголл, основатель термической психологии. Человек свободен, писал он, так как способен сам детерминировать свои силы независимо от внешних условий, не считаясь с закономерностями работы мозга и условиями существования. Как пишет американский психолог Ракмик в «Американском психологическом журнале», ум (т. е. психика. — Н. М.) существует лишь как активная сила и причина поступков человека.
«Теория» существования не зависимой от внешних условий психики человека была подвергнута критике еще со стороны русских материалистов-философов и естествоиспытателей второй половины прошлого столетия. Большой вклад в дело разоблачения волюнтаристских взглядов субъективистов внес И. М. Сеченов.
И. М. Сеченов блестяще показал, что хотя человек и побуждается к действию «умственным и нравственным побудителями», но эти «побудители» не следует отделять от внешних условий, потому что они действуют не иначе, как через посредство последних. Сеченов утверждал также, что эти психические побудители волевого действия не являются первичными, простыми и врожденными. Различие материализма от идеализма в данном вопросе, следовательно, заключается в решении двух вопросов: произвольна или первична психика и играют ли в отношении ее решающую роль внешние условия.
В разработке вопроса о решающей роли внешних условий в жизни животных и человека особенно много сделал И. П. Павлов. Подчеркивая определяющую роль внешних условий в формировании психики, он указывал, что в полном соответствий с окружающими внешними условиями происходит формирование, например, типа высшей нервной деятельности животных. «Образ поведения человека и животного, — писал он, — обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов»[15]. Наоборот, сторонники субъективизма в психологии утверждают, будто психологические явления обусловлены не внешними причинами, а причинами, находящимися в зависимости от самого человека, от его психики. Такими побудительными силами, или причинами, они считают желания, мотивы, волю и т. д. Это утверждение является характерным для особого направления в идеалистической психологии — так называемой динамической психологии.
По мнению.сторонников этой психологии (Энжел и др.), желания, мотивы, убеждения являются «механизмами» и «причинами» человеческого поведения. Каждая из этих «причин» — первично данная и самостоятельная сущность и потому изучается изолированно одна от другой. Поскольку всякий здравомыслящий человек на основе повседневных Фактов считает, что эти причины сами требуют объяснения, так как не являются первичными, психологи- субъективисты маскируют свой индетерминизм, выводя одну причину из другой. В результате получается замкнутая цепь причин, ни одна из которых не зависит от внешних условий.
Подобного рода субъективистские трюки в равной степени применялись субъективистами как полстолетия назад, так и в настоящее время. Возьмем высказывание американского психолога Вудвортса, который в качестве исходного «начала» психики человека называет способности. Способности, по его мнению, порождают интересы, а они — все особенности деятельности и характера человека.
К сожалению, следует отметить, что подобного рода объяснения все еще не изжиты до конца и в нашей психологии. В. Н. Колбановский, выступая на совещании психологов в 1952 г., привел следующую запись беседы преподавателя математики одной из школ с психологом:
— Почему ученик М. плохо усваивает предметы? (спрашивает педагог. — И. М.).
— Он не может сосредоточить на них свое внимание (отвечает психолог. — Н. М.).
— Почему же он не может сосредоточить внимание?
— Потому что у него слабая воля.
— Почему у него слабая воля?
— Потому что нет для этого соответствующих мотивов.
— Почему нет мотивов?
— Потому что он не осознал потребности в учении.
— Что мешает ему в этом?
— Неумение сосредоточить на этой потребности свое внимание[16].
Ясно, что подобное понимание связи и зависимости различных психических явлений не имеет ничего общего с материалистическим пониманием причинности и детерминизма и является типичным примером субъективизма.
Первопричиной всех изменений в сознании является внешний мир. Это положение легло в основу материалистической психологии. Оно является краеугольным камнем передового советского естествознания.
Отрицание закономерных отношений между психическими явлениями и физиологической деятельностью мозга, с одной стороны, и закономерностями внешнего мира — с другой, представляет собой самую суть субъективноидеалистического понимания психики. Отрицая причинную обусловленность психических явлений, психологи-субъективисты получают широкую возможность «создания» произвольных понятий и представлений, что и обусловливает царящий в психологии хаос.
* * *
Рассматривая своеобразные черты субъективизма в психологии, следует особо отметить присущий субъективистам отрыв мышления от языка. Они объявляют язык не средством обмена мыслями, а источником основных противоречий современного капиталистического общества. По их мнению, прямо противоречащему фактам, язык есть явление, не объединяющее людей в общество, а, наоборот, разъединяющее их.
В результате игнорирования роли звукового языка в становлении человечества субъективисты-психологи приходят к порочному представлению об индивидуалистическом характере психики, сознания, мышления. По их мнению, человек представляет собой изолированную единицу общественного развития, своего рода Робинзона, сосуществующего вместе с подобными же робинзонами. Развитие человека, по мнению психологов-субъективистов, — это не процесс усвоения общественно-исторического опыта, норм поведения, форм мышления и т. д., а спонтанное, недетерминированное «развертывание» врожденных сил и способностей. «…Истинное воспитание, — пишут Дьюи, — не есть что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый человек появляется на свет»[17].
Отрицая решающую роль общественно-исторической среды в формировании психики человека, субъективисты в психологии выступают защитниками откровенного невежества и мракобесия. Мы воображаем, пишет Смайлс, что если у нас много библиотек, учебных заведений и музеев, то мы ушли далеко по пути прогресса. На самом деле, вещает этот «ученый», все это очень часто скорее мешает «саморазвитию».
Основой всех этих субъективистских положений идеалистической психологии является буржуазный индивидуализм. Буржуазные психологи-реакционеры не хотят видеть в человеке общественное существо, стремятся «доказать» животно-биологическую, индивидуалистическую природу человека и его психики. Однако историческое развитие общества свидетельствует совершенно о другом.
С возникновением языка, который явился сам продуктом общественных отношений, индивидуальный опыт отдельного человека, его мышление, психика в целом перестали быть только индивидуальными. Оставаясь продуктами деятельности мозга, мышление, психические явления стали объектами познания людей, так как получили материальное выражение в языке и тем самым сделались доступными для восприятия их другими людьми. Как свидетельствуют факты, отсутствие общения при помощи языка существенно изменяет умственное развитие и психический склад людей. Это имеет место, например, при расстройстве зрения и слуха.
Марксизм-ленинизм рассматривает человека как общественное существо, как субъект истории. Вне общества немыслимо существование человека. В основе жизни общества находится общественное производство. Человек развил свое мышление, органы чувств и т. д. благодаря общественному труду. Усваивая общественный опыт поколений, человек усваивает не только навыки, приемы трудовой деятельности и язык, но и нормы, правила общественного поведения, формы мышления. Бытие человека, таким образом, становится общественным по своему содержанию. Человек в своем индивидуальном бытии, — писал К. Маркс, «является вместе с тем общественным существом»[18].
Так как решающую роль в формировании личности играет общественная среда, у человечества каждой эпохи вырабатываются свои особенные приемы и навыки мыслительной деятельности, определенные и специфичные для каждой эпохи проблемы исследования и методы их разрешения. Выходит, что психические явления имеют на себе печать эпохи, в которой живет человек. Поэтому понятие психики исторично; психика конкретного человека не может быть исчерпывающе понята помимо тех общественно-исторических условий, в которых живет и трудится человек.
Психологи-субъективисты не признают общественно-исторического характера психики, как не признают закономерностей ее развития. Они полагают, что психику человека можно исчерпать, установив лишь общечеловеческие закономерности психического. Это было бы правильно, если бы человек жил вне времени и вне общества, если бы он был «человеком вообще», а не представителем своего времени и своего класса в том или ином обществе.
Отрицание общественно-исторических особенностей психики есть искажение реальной действительности, есть субъективизм, приводящий к произвольному истолкованию психических явлений.
Наряду с оторванными от жизни и практики схоластическими, всякого рода умозрительными системами в современной субъективистской психологии широкое распространение получил чисто описательный метод истолкования психических явлений. Задача изучения психики сводится сторонниками подобного метода к установлению связей одного «феномена» (состояния сознания или констатируемого органами чувств «факта» в виде стимулов и реакций, как в бихевиоризме) с другим «феноменом». Такое «изучение» не дает установления причинно-следственных связей, без знания которых невозможно управлять психическими явлениями, поэтому оно бесплодно в практическом отношении.
О бесплодности идеалистической психологии для практики могут свидетельствовать следующие факты. Фрейдистская психология, как известно, возникла в клинике и широко применяется в буржуазной психиатрии и невропатологии (метод психоанализа). Казалось бы, что это — олицетворение теснейшего союза теории с практикой, психологии с психиатрией. Однако психоанализ не дал психиатрии никаких положительных результатов. Это вынуждены были признать даже адепты этого метода. Так, ученик и переводчик Фрейда на английский язык А. А. Брилль пишет, что его энтузиазм уменьшался по мере продолжительности психоаналитического эксперимента. За 11 лет, пишет далее он, мы имели дело с 600 пациентами, довели психоанализ до конца в 69 случаях и вылечили четырех.
Бессилие врача-психоаналитика перед страданием человека объясняется его несостоятельностью в раскрытии объективных закономерностей психической деятельности, подменой этих законов субъективистскими измышлениями фрейдистов.
Несмотря на практическую бесплодность, психоанализ, как и другие реакционные психологические течения, в настоящее время широко рекламируется в США идеологами империалистической буржуазии. В каких целях и как используется фрейдистское понимание психики и объяснение на этой основе психических заболеваний, можно судить по книге некоего Берглера «Основы невроза», опубликованной в Нью-Йорке в 1951 г.
По мнению фрейдиста Берглера, невроз возникает вследствие внутрипсихического конфликта между врожденными тенденциями быть Пассивным и быть агрессивным, которые проявляются у ребенка с момента рождения. От того, как будет складываться конфликт между врожденной пассивностью и агрессивностью, зависит, по мнению Берглера, то, каким будет ребенок: разовьется в нормального человека или будет психически больным. Патологическое развитие возникает якобы тогда, когда ребенок не может преодолеть врожденное чувство вражды по отношению к своим родителям, а нормальное — тогда, когда присущую ему враждебность он сумеет направить на кого-либо другого… Понимаемый таким образом невроз фрейдисты выдают за причину всех социальных зол современного капиталистического общества, за ключ к пониманию особенностей американского образа жизни.
В послевоенные годы американские реакционные психологи большое внимание уделяют вопросам войны и мира. По их мнению, происхождение и сущность войн, средств и путей предотвращения новой военной опасности — все вопросы, интересующие в настоящее время человечество, — входят будто бы в компетенцию психологии. При этом они грубо искажают истинную сущность и происхождение войн, пропагандируют среди населения заведомо ложные средства устранения военной опасности.
Так, в книге «Социальная психология войны и мира» американский психолог Мей пишет, что угроза новой войны всегда связана с существованием и развязыванием у людей врожденных «ужасных агрессивных тенденций». Обычно эти «тенденции» в человеке дремлют, не проявляясь вовне. Но стоит лишь совершиться «фрустрации» (под этим словом представители американской социальной психологии понимают изменение в худшую сторону в силу разнообразных причин обычного образа жизни), как дремлющая до сих пор агрессивность начинает якобы вызывать такие поступки, как преследование коммунистов, линчевание негров и т. п. Проявление проснувшихся «агрессивных тенденций» может пойти и другим путем. Это происходит в тех случаях, пишет американский психолог Стагнер, «если лидеры своими речами, газетными статьями и другими средствами будут распространять взгляд, будто «нашей группе» угрожает другая группа». В результате этого может возникнуть война.
Таким образом, война, по мнению социальных психологов, — это не общественное, а биопсихологическое явление. Вполне понятно, что подобная точка зрения ничего общего не имеет с научным пониманием сущности и происхождения войн.
Не менее ненаучными, субъективистскими являются и другие положения американской социальной психологии, занимающейся проблемами войны и мира. По мнению сторонников этой психологии, в психике человека имеются якобы особые механизмы, приводящие людей к войне. Ими являются следующие три «закономерности»: стереотип, национализм и милитаризм. Однако не нужно думать, что под вышеназванными терминами американские психологи имеют в виду то же самое, что обычно понимается при этом в науке.
Райт, Мей, Дурбин и другие психологи утверждают, что человек механически воспринимает в готовом виде культуру общества, в котором живет. Типичные для определенного класса привычки и представления, нормы и правила поведения усваиваются человеком и составляют его «стереотип». С точки зрения определенного «стереотипа» линчевание негров, пишет Мей, нужно рассматривать как нормальное явление. Ударить по лицу негра для американской девушки с Юга, указывает он, — развлечение, а для других это может показаться жестоким. Явление «стереотипа» в свою очередь определяет якобы две особенности человеческой психики: «проецирование» и «черно-белое мышление», присущие будто бы всем без исключения людям. Сущность «проецирования» состоит, по мнению этих психологов, в том, что человек будто бы видит в других те же качества, которыми обладает сам. Под «черно-белым мышлением» они понимают «тенденцию», согласно которой люди будто бы собственные неудачи объясняют кознями других людей или народов.
Еще более фантастичными и вздорными являются две другие «закономерности» психики, «открытые» социальными психологами. В книге «Международные заблуждения» Страттон определяет национализм как «удобный собирательный термин для выражения внутренних определенных желаний и импульсов: желания превосходства своей нации и подчинения других, импульс стремления увеличить свою нацию и ущемить другую». Страттон добавляет, что импульсы эти имеют «иррациональный», бессознательный характер.
Подобное истолкование «национализма» ничего общего не имеет с наукой. Национализм, как известно, — это отнюдь не «психическая закономерность», как старается представить дело Страттон; это — идеология и политика буржуазии, направленная на разжигание национальной розни между трудящимися различных наций. В эпоху империализма буржуазия превратила национализм в идеологическое средство оправдания политики порабощения чужих народов. Социальные психологи выхолащивают политическое содержание понятия «национализм», искажают его сущность. Подобная фальсификация имеет реакционное значение: она сбивает с толку простых людей. Стараясь обелить политику империалистических государств, социальные психологи выдают ее за проявление каких-то общечеловеческих- психических «закономерностей».
Такую же фальсификацию совершают социальные психологи и с понятием «милитаризм». Они считают, что милитаризм — это не реакционная политика вооружений и подготовки к войне, которая осуществляется империалистическими государствами с целью порабощения других народов, завоевания новых земель, получения новых рынков сбыта и сырья. По мнению Стагнера, милитаризм — это такая «закономерность» психики, которая заключается в высвобождении «агрессивных тенденций» под влиянием военной пропаганды, речей лидеров и т. п.
Таковы основные положения субъективистов-психологов, занимающихся социальными вопросами. Не факты и обобщения составляют их основу, а произвольные допущения и измышления. Однако произвол, который вносят социальные психологи в понимание общественных явлений, отнюдь не безвреден. Основываясь на изобретенных ими «закономерностях», они выступают ревностными защитниками существующего буржуазного строя, рьяно оправдывают империалистическую политику. «Потенциальный национализм — главный психологический барьер на пути утверждения мировой организации безопасности для коллективных действий», — утверждает Стагнер, старающийся с точки зрения психологии доказать необходимость подчинения всех народов господству американских монополий. «Фикция об абсолютном суверенитете должна уступить место осведомленности, ограниченной суверенности во взаимосвязанном мире. Кооперация, сложившаяся во время войны, должна перешагнуть все границы», — вторит ему Мей, ратуя за отказ народов от национального суверенитета и национальной гордости, пренебрежительно называя суверенитет и национальную гордость «иллюзиями».
Реакционные психологи-субъективисты утверждают, что предотвращение войны возможно якобы путем простой «реорганизации» существующей системы воспитания. Для этого необходимо, чтобы люди умели как-то контролировать свои «дремлющие инстинкты» и вовремя их обуздывать. «Проникновение в самого себя — вот первая цель, — вещает Мей. — Контроль и регулирование агрессивного напряжения в относительно разумных пределах — вот главная задача».
Подобными «рецептами» устранения угрозы новой войны американские реакционные психологи льют воду на мельницу миллиардеров и миллионеров, заинтересованных в подготовке войны и в ослаблении всемирного движения сторонников мира. Вместо привлечения к активной борьбе за мир самых широких народных масс всех стран они рекламируют пассивность и созерцательность, вместо подлинно действенных средств сохранения мира — заведомо ложные.
Но и не только это преследуют реакционные американские психологи своими проповедями «проникновения в самого себя». Гадание относительно «дремлющих инстинктов и тенденций», по их мнению, необходимо людям для того, чтобы уберечься от …влияния революционизирующих идей современности, от идей марксизма-ленинизма. «Человек, который не может понять своих собственных эмоций и мотивов, — пишет Стагнер, —быстрее может поддаться пропаганде, основанной на экономических… предрассудках».
Как видно, не в меру большие надежды возлагают идеологи империализма на самонаблюдение! Их беспокоит распространение во всем мире идей марксизма-ленинизма. Факты действительности не в их пользу. Поэтому-то они и проповедуют необходимость копания в собственных переживаниях, призывая тем самым людей к уходу от реальной действительности, от познания истинных причин бедственного положения трудящихся масс при капитализме. Пропагандой индивидуализма, якобы присущего природе человека и его психике, реакционные психологи пытаются ослабить воспитывающую, формирующую и мобилизующую роль передовых идей в жизни и борьбе трудящихся.
Таким образом, субъективистская психология бесплодна в деле действительного улучшения жизни людей, в деле выработки более эффективных приемов обучения, формирования правильного миропонимания и борьбы с предрассудками и т. д. Однако она совсем не бездейственна в реакционной практике идеологов империализма. В их руках она является одним из идеологических орудий в борьбе за оправдание и «обоснование» незыблемости капиталистического строя и захватнической империалистической политики.
Такова истинная цель субъективистских извращений психологии реакционными буржуазными психологами.
И. С. Мансуров
Статья из книги «Диалектический материализм и современное естествознание», М, Государственное издательство политической литературы, 1957 г., с.390-422
[1] P. Hofstailer, Die Psychologie und das Leben, Wien 1951, S. 23
[2] R. A. Bauer, The New Man in Soviet Psychology, Harward University Press, 1952, p. 186.
[3] Ibid., p. XI.
[4] R. A. Bauer, The New Man. in Soviet Psychology, Harward University Press, 1952, p. 143.
[5] S. Freud, Collected Papers, II, London 1950, p. 319.
[6] P. Hofstalter, Die Psychologie und das Leben, 1951, S. 58—63.
[7] См. предисловие к книге R. A. Bauer, The New Man in Soviet Psychology, написанное Jerome S. Bruner, p. XIX.
[8] К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, М. 1955, стр. 384.
[9] К.М.Быков, Г.Е.Владимиров, В.Е.Делов, Г.П.Конради, А.Д.Слоним, Учебник физиологии, Медгиз, М. 1955, стр. 30.
[10] И. П. Павлов, Полное собрание сочинений, т. III, кн. 2, М.—JL 1951, стр. 243—244.
[11] К.Маркс и Ф.Энгельс, Избранные произведения, т. I, 1955, стр. 63.
[12] В. Вундт, Введение в философию, Спб. 1903, стр. 50.
[13] В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 90.
[14] И. М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, Госполитиздат, 1947, стр. 71.
[15] И. П. Павлов, Полное собрание сочинений, т. 3, кн. 2, М.—Л. 1951, стр. 269.
[16] «Известия Академии педагогических наук РСФСР», вып. 45, М. 1953, стр. 240.
[17] Д. Дьюи и Э. Дьюи, Школы будущего, М. 1922,стр. 5.
[18] К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, Госполитиздат, М. 1956, стр. 587.
Спасибо за хороший учебник.
Я бы хотел увидеть статью с названием «использование психологических тестов для отказа в приёме на работу».
Более корректно было бы, если уж развивать эту тему, то в плане отбора буржуазией НУЖНЫХ ей кадров. Самый простой способ увидеть такую статью — это написать её и прислать в редакцию РП. Если где-то ошибётесь — подправим, не беда. Вы уже не первый год читаете материалы РП и активно комментируете — не пора ли переходить от комментариев к более действенному участию в комработе? Займитесь этим вопросом, товарищ.
Да я бы рад , но не смотря на свои наблюдения знаний у меня пока маловато статьи писать. Критиковать то всякий может, (реально случай со мной когда психотесты использовались в 2000х в одной гос.организации для отсеивания многочисленных безработных соискателей (печальное зрелище когда семейные соискатели говорят «возьмите меня мне семью кормить а ему ,- » а вы не прошли тест. Такая кухня.Было ли в союзе что то подобное ? Эх.)) а вот с применением диамата для анализа всего этого пока сложно. Изучаю понимаю.
Не было в Союзе такого. Там вообще тестов не было. Тестирование — следствие механистического мировоззрения. В Союзе и безработицы не было, напротив, была колоссальная нехватка рабочей силы. Везде работа есть, где хочешь, где по душе.