Вопрос: Как опровергнуть слух, что при социализме верующих в партию не принимали? Потому что сведения очень противоречивые, одни утверждают так, другие обратное.
Ответ: Это не слухи, это правда, при социализме верующий действительно не мог быть членом партии.
Заметим, именно при социализме, а не вообще. Вопрос о том, может ли верующий (или даже священнослужитель) быть членом коммунистической партии, на разных этапах истории партии решался по-разному. И это правильно, ибо только такой подход к вопросу и является диалектическим.
В дореволюционный период, когда религиозные предрассудки были весьма распространены среди трудящихся, а перед большевистской партией стояла задача объединить всех трудящихся и эксплуатируемых для борьбы за установление диктатуры пролетариата, В. И. Ленин считал возможным прием в партию рабочих, еще не порвавших окончательно с религией. Их надо привлекать в партию, говорил Ленин, для воспитания в коммунистическом духе и, не оскорбляя религиозных чувств, создать условия для полного разрыва их с религией.
В тех условиях Ленин допускал, что возможен прием в партию даже служителей церкви, если они идут в партию для борьбы против самодержавия. Однако практически случаев приема в партию священников не было. Отдельные низшие служители культа состояли в партии.
Но, допуская в свои ряды рабочих, еще не порвавших с религией, и, в отдельных случаях, служителей церкви, партия всегда подчеркивала противоположность своих целей тем целям, которые ставит религия, бдительно следила за чистотой своего научного мировоззрения.
И когда в годы столыпинской реакции в рядах партии появилась группа буржуазных интеллигентов, пропагандировавших богостроительство под видом дальнейшего развития социалистического учения (А.Богданов и пр.), она была из партии исключена.
В 1919 году на VIII съезде партии была принята новая программа, в пункте 13 которой было записано, что партия не удовлетворяется отделением церкви от государства и школы от церкви. Она, организуя широкую научно-просветительную работу и антирелигиозную пропаганду, стремится содействовать фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков.
Программа партии, принятая на VIII съезде, требовала от каждого коммуниста не только безусловного атеизма, но и ведения атеистической пропаганды среди беспартийных масс.
В развитие этих программных положений ЦК партии принял постановление «О постановке антирелигиозной пропаганды и о нарушении пункта 13 программы». ЦК партии постановил не принимать в партию тех, кто выполняет какие-либо обязанности священнослужителей любого из культов. Если член партии выполняет такие обязанности, то перед ним следует поставить категорическое требование — прекратить связь с церковью любого вероисповедания. Если эта связь не прекращается, то такого человека из партии следует исключить.
Верующие допускались в партию лишь в отдельных случаях, в виде исключения, если эти лица своей революционной борьбой или работой в пользу революции, защитой ее в опаснейшие моменты доказали свою преданность делу коммунизма. ЦК обращал внимание на необходимость вести с ними воспитательную работу, направленную на преодоление в их сознании религиозных предрассудков.
В СССР религия была частным делом каждого по отношению к государству, которое обеспечивало свободу совести (быть верующим, или быть атеистом). Но религия не может быть частным делом коммуниста. Атеизм обязателен для всех коммунистов.
И это вполне понятно и логично. Разве может быть коммунистом человек, который не способен идти впереди остальных и еще не преодолел сам в себе буржуазных предрассудков? Который не стоит твердо на точке зрения рабочего класса и чье мировоззрение не диалектический материализм, а идеализм?
Опасность идеалистического мировоззрения сложно переоценить. Люди, его разделяющие, всегда и неизбежно встанут в итоге на позицию буржуазии, и если не окажут ей активной поддержки, то, по крайней мере, будут ее безвольными соучастниками. Последнее нам отлично доказала перестройка, когда с помощью идеалистического мировоззрения трудящихся масс СССР, навязанных им ревизионистами послесталинской КПСС, крайне слабый и малочисленный класс новоявленной советской буржуазии смог захватить политическую власть и реставрировать в стране старые капиталистические производственные отношения.
Вот потому в Уставе КПСС, принятом на XXII съезде, борьба с религиозными предрассудками рассматривалась как одна из обязанностей коммуниста, и потому член партии в СССР не мог быть ни верующим, ни тем более служителем церкви.
Однако, история СССР и поражение советского социализма показали, что одной борьбы с религиозными предрассудками недостаточно. Религия — только одно из проявлений идеализма. А для окончательной победы над капитализмом, требуется непримиримая борьба со всеми видами идеалистического мировоззрения, которых немало, и к числу которых относятся многие формы ревизионизма. Только атеизм, т.е. материалистическое мировоззрение в его диалектической форме есть путь к светлому будущему человечества.
Важно отметить, что борьбу с религией не следует понимать как войну с религией, как оскорбление верующих. Еще Энгельс говорил, что война с религией недопустима, ибо она только укрепляет религию. А Ленин в статье «Об отношении рабочей партии к религии» прямо называет войну с религией анархической фразой, указывая, что никогда подобная задача перед настоящей коммунистической партией поставлена быть не может.
Основа религии — страх человека перед неведомыми ему природными и общественными силами, которые его пугают и угнетают и которые он не знает, как изменить. При социализме эти угнетающие человека силы в значительной мере ликвидированы и социальные корни религии подорваны, но окончательно они отомрут только тогда, когда все граждане социалистического общества будут вовлечены в общественную практику, т.е. в управление своим государством, своей страной и, следовательно, своей жизнью. Только в этом случае люди перестанут зависеть от неких темных и неведомых им сил, природных и общественных, и смогут сами стать вершителями своей судьбы.
«…религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию», — писал Маркс.
Л.К.