Возможно ли развитие общества без конкуренции?

Большинство наших граждан уже увидели своими глазами и испытали на своей шкуре:  капитализм отвратителен, жесток и циничен. Но, испытывая искреннее и вполне естественное отвращение к капитализму – они все-таки не встали твердо и определенно на позиции социализма. Они  не пришли к выводу, что капитализм – насквозь порочный, отживший, гниющий и отравляющий своим гниением  все народы земли, все человечество – должен быть уничтожен и ему на смену должен прийти новый, прогрессивный строй – социализм, а значит, борьба за уничтожение капитализма и построение нового строя, за возрождение человеческого рода – главное дело каждого человека, и этой борьбе нужно отдать все силы и всю жизнь. Только такой взгляд на действительность – прямой и честный, есть взгляд единственно достойный настоящего человека.

Однако большинство людей у нас пока еще так на социальную действительность не смотрят.  Их убеждения размыты, незакончены, неопределенны, боязливы. С одной стороны – они ноют и жалуются на свое тяжелое положение при капитализме. Клянут и разоблачают его мерзости: возмущаются страшным социальным неравенством, падением культуры и нравственности, оголтелой пропагандой пошлости, засильем наглой, навязчивой рекламы. Приходят в ужас от озлобленности и цинизма нашего общества, от испорченности молодого поколения.  Сокрушаются по поводу деиндустриализации, разрухи в промышленности и сельском хозяйстве, потери продовольственной безопасности и пр.

Все эти явления – суть сопутствующие явления нашего российского капитализма, его плоть от плоти, его родные дети.

Против всех этих явлений наши граждане ропщут и негодуют. Иногда даже предпринимают всякие малоэффективные акции, вроде сбора подписей и пикетов, которые служат только для выпускания их протестного пара.

Однако когда им объясняют, что все эти возмутительные явления созданы капитализмом, и чтобы уничтожить  проявления, нужно уничтожить причину – капитализм,  частную собственность на средства производства – эти граждане начинают по-обывательски мямлить и  жаловаться. Обывательское нытье сводится к следующему:  капитализм, спору нет, отвратителен – но, к сожалению, по-другому не получается, альтернативы нет.  Значит — надо приспосабливаться к тому, что есть, как-то улучшать капитализм, понемножку реформировать его, двигаться шажочками, довольствоваться крошками с барского стола олигархов.  Социализм, конечно – говорят обыватели – штука заманчивая и весьма прекрасная, но только ведь он неосуществим. Стало быть, нечего мечтать попусту, надо жить тем, что есть. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Утверждение о невозможности социализма – главная идейная опора  капитализма и в прошлом, и в настоящее время.  Это главное идеологическое оружие буржуазии, стремящейся к вечному господству.

Буржуазия понимает:  внедрить в сознание масс идею о невозможности социализма – ее единственное спасение, потому что только на этом неверии держится ее власть.  Рабочие массы будут бороться за социализм только в том случае – если будут убеждены в его осуществимости на деле.

Потому-то с такой ненавистью идеологи буржуазии относятся к марксизму, который научно доказывает не только возможность социализма – но и его неизбежность, его непременное торжество на всей планете. Марксизм дал пролетариату оружие, дал ему волю и силу для борьбы.  Поэтому-то так бешено возликовала вся мировая буржуазия, когда погиб советский социализм. Она тут же выдала дело рук своих – свои сознательные и целенаправленные действия по уничтожению советского социализма за «системную ошибку самого социализма», что якобы опыт СССР неопровержимо доказал невозможность устойчивого существования социалистического общества, которое якобы все равно неизбежно скатывается в капитализм. Буржуазия стала кричать на весь свет, что якобы марксизм-ленинизм потерпел поражение, что основоположники марксизма ошибались и ввели в заблуждение своих последователей. О, как она торжествовала! Поскольку отлично понимала – опорочив и оплевав марксизм, она выбивает из рук пролетариата оружие, а следовательно у нее появляется серьезный шанс на увековечивание своего мирового господства.

И  в наше время основная работа ее идеологов – не дать пролетариату вооружиться. Не дать ему поверить в возможность социализма, убеждать его, что социализм невозможен, укреплять и поддерживать в нем это убеждение.

На чем же держится буржуазная пропаганда о невозможности социализма? Основная ее опора —  утверждение о том, что при социализме  останавливается развитие экономики и всего общества (что мы якобы видели на примере социалистических стран).  Экономика и общество  развиваются только благодаря конкуренции – говорят они.  Нет конкуренции – нет развития. Социализм упраздняет конкуренцию – и тем самым якобы останавливает развитие общества. Поэтому-то социализм невозможен и неосуществим, как  строй, обрекающий общество на застой и регресс.

Буржуазные ученые исходят из того, что единственный двигатель общественного  развития – это капиталистическая конкуренция. А что такое капиталистическая конкуренция? Это борьба за экономическое выживание, в которой действует только один закон – если не съешь ты, то съедят тебя. В этой борьбе нет правил, кроме одного – побеждает тот, кто сильнее. То есть, капиталистическая конкуренция – это взаимное пожирание, право крепких клыков, право, не ограниченное никакими законами. Это своего рода бои без правил, не зря же они так популярны в капиталистическом обществе – ведь они отражают в миниатюре само это общество. По мнению буржуазных идеологов, конкуренция, т.е. вот эта беспощадная экономическая борьба,– единственное, что в состоянии толкать человеческое общество вперед, заставлять его развиваться.

Но марксизм доказывает, что это не так. Марксизм говорит – да, при капитализме движущей силой экономики и общества действительно является конкуренция, но каждый общественный строй имеет свои законы. При социализме действуют другие законы.  Не экономическая борьба будет толкать общество вперед при социализме. Не стремление уничтожить экономически соперника, чтобы занять его место, будет заставлять человека действовать, созидать,  развивать промышленность, науку, культуру. Другие силы будут вести вперед человека в солидарном обществе, при социализме и коммунизме.

Какие же это силы? Что может заставить человека действовать, если ему не нужно бороться за экономическое выживание? Пойдет ли он вперед, если его не подстегивать кнутом экономических потребностей?

Марксизм учит, что в человеке изначально заложена великая творческая сила, что естественная потребность человека —  созидательный труд на благо общества.  Человек – общественное существо. Он сформировался таким в течение миллионов лет.  Вне общества человек жить не может. Жить с людьми, жить в обществе и для общества – естественная, природная  потребность человека. А стремление к созиданию, к достижению все новых и новых вершин во всех областях жизни – свойство существа мыслящего, способного познавать природу и себя. Человеку дано вечно стремиться вперед, к новым и новым вершинам культуры,  науки, философии,  искусства и общественного устройства.

В классовом обществе эти естественные  стремления человека заглушены или изуродованы. Но они проявляются даже там. Мы видим их, пусть и в искаженном виде.  Ведь тот же предприниматель, устраивающий промышленное предприятие,  связывающий между собой людей для организованного общественного труда – ведь он тоже, можно сказать, созидатель, организатор. Но в капитализме вся его созидательная энергия направлена в одну сторону – на собственное обогащение.  Обстоятельства вынуждают его быть грабителем и хищником – присваивать себе труд своих рабочих и грызть глотку конкурентам.  Экономические законы капитализма – рамки, через которые не перепрыгнуть.

Даже те из капиталистов, которые имеют альтруистические  стремления, могут их проявить только в искаженном  виде.  Мы знаем о капиталистах-благотворителях, о дореволюционных купцах и промышленниках, которые строили богадельни, школы, учреждали музеи и дарили им собранные коллекции произведений искусства. Некоторыми из них, помимо тщеславия и соображений престижа – действительно руководило желание общественного блага. Но это свое стремление и купец, и промышленник могли воплотить только в изуродованном и абсурдном виде.  Для того чтобы облагодетельствовать общество – они должны были сперва это самое общество ограбить. Сначала присвоить себе, украсть  труд множества бедняков, которые на него работают, и потом на эти украденные деньги построить школу для детей этих же самых бедняков.  Сначала уничтожить, разорить  конкурентов, пустить по миру их семьи – и потом, разбогатев за счет разоренных, построить богадельню для сирот и нищих.

По-другому действовать они просто не могли и не могут!

Но если даже в буржуазном строе, душащем и уродующем созидательные силы человека,  эти силы все-таки проявляются, то как же колоссально они развернутся  в обществе, где устранено все, что мешает  их свободному высвобождению! В обществе, где нет классового угнетения и вынужденного взаимопожирания, созидательная натура человека раскроется во всю свою мощь, изменив человеческое общество до неузнаваемости, сделав его действительно миром, в котором хочется жить.

При капитализме такие человеческие качества, как честность, порядочность, сострадание,  желание служить обществу – прямо осмеиваются буржуазными идеологами, объявляются смешными и лишними.  Или же они на словах признаются похвальными – но перечеркиваются самой жизнью, которая требует от человека противоположных качеств – наглости, цинизма, жестокости,  неразборчивости в средствах, бесчестности.

В коммунистическом обществе все благородные качества человека не просто будут поощряться – они станут нормой.  Трудиться на благо общества – для будущего человека будет все равно, что дышать. Без этого человек коммунистического общества не сможет представить себе свою жизнь.

И вот именно в этом – в созидательной работе на благо общества – и будут соревноваться люди коммунизма.  Жажда общественного признания – естественное свойство человека, как общественного существа.  При капитализме это качество опять-таки искажалось, принимало отвратительную  форму тщеславия, чванства или властолюбия.  Но в своем естественном виде это свойство человека – могучая созидательная сила.  Жажда общественного признания – это нормальное и естественное стремление всякого человека, в основе которого лежит желание быть полезным обществу, ощущать свою востребованность и необходимость.  Героическое желание совершить для общества что-то чрезвычайно необходимое и значительное – вот что будет руководить людьми коммунистического общества. И вот что станет движущей силой общественного развития. Эта сила будет вести вперед промышленность, науку, искусство, культуру – все общественное устройство!

Люди социалистического общества будут чрезвычайно чувствительны к общественному одобрению или порицанию. Больше всего они будут дорожить уважением своих сограждан, больше всего будут бояться потерять это уважение.  И высшей наградой для человека будет признание и благодарность сограждан за его созидательный труд, восхищение его особо значительными достижениями в этом благородном деле.

Так что, как видим, и при социализме будет «состязательность» в обществе. Но она будет совершенно иного характера. Люди будут не конкурировать между собой, кто больше обогатится, больше высосет соков из общества и окружающих – а будут соревноваться, кто больше сделает для общества доброго и хорошего.  Не чваниться тем, что много награбил, много украл  – а гордиться той действительной пользой, которую принес обществу.

Буржуазные идеологи утверждают, что общество не сможет развиваться, если людям не нужно будет пожирать друг друга. Это похоже на утверждение церковников – что человек не будет нравствен, если не будет бояться загробного воздаяния.  И те и другие не верят в человека, отрицают его созидательную природу.

Нас, материалистов, обвиняют в том, что мы якобы унижаем человека, ставим его на один уровень с животными.  На самом деле именно мы оцениваем человека по достоинству. Именно мы утверждаем величие человека и взываем к его духовной силе.

Назначение человека – исключительно высоко. Живая, высокоорганизованная, мыслящая материя, способная осознавать себя и окружающий мир – это большая редкость во Вселенной. Природа должна затратить колоссальные силы, чтобы создать сначала из  мертвой, неорганической материи живую, органическую, а затем сделать ее разумной и мыслящей.  Разум – величайшая драгоценность Вселенной. И мы – обладатели этой драгоценности. Имеем ли мы право этим разбрасываться, занимаясь бездумным самоуничтожением?

И когда нам задают такие вопросы: «Если бога нет, и человек не создан по образу и подобию божию – то за что ему себя уважать? Если он не будет бояться божьей кары – то почему он будет поступать нравственно? Если он не будет бояться умереть с голоду – то почему он будет работать, создавать, двигать общественное развитие?» мы отвечаем так: потому что трудиться для усовершенствования мира, создавать разумное и справедливое общество, отдавать этому обществу свои созидательные силы – только этот путь достоин человека и его места в мире.  И это его естественная потребность, заглушенная и искаженная преступным общественным устройством. А потому наша цель, цель коммунистов,  – уничтожить это общественное устройство, дать возможность созидательной энергии человека проявиться свободно и естественно.

Оксана Снегирь

Аудио

Возможно ли развитие общества без конкуренции?: 2 комментария Вниз

  1. У меня вопрос. Первобытный человек в охоте на дичь, объединялся с другим человеком из-за естественной потребности в оказании помощи или из-за того, что у него собственная мотивация в желании получить кровь мамонта которой он нарисует на скале абстрактный рисунок?

    1. Добыча краски для наскальной росписи — это очень второстепенный результат успешной охоты на момента. Во всяком случае это, наверно, последнее, о чём думает человек, отправляясь на охоту за мамонтом.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code