1. Предисловие
Без сомнения, происходящее на Украине волнует сегодня миллионы российских и украинских рабочих. С большой тревогой смотрят на украинские события и трудящиеся других бывших советских республик. Но в чем суть украинского конфликта, кто с кем и за что воюет, толком не может объяснить никто.
Понятное дело, что от буржуазных правительств и «ученых лакеев буржуазии» — всех этих социологов, политологов, экономистов и разного рода экспертов иного и не дождешься – правды они отродясь не говорили. Плохо то, что и левые — даже те из них, кто гордо называют себя коммунистами, не могут дать удовлетворительное объяснение происходящим на Украине событиям, и, по сути, повторяют только то, сказали те или иные буржуазные деятели.
Вопрос о сущности украинского конфликта — важнейший, можно сказать, ключевой. Поскольку от ответа на него прямо зависит не только отношение трудящихся к происходящему, но и их действия. А действия рабочего класса — авангарда трудящихся масс важны чрезвычайно. Фактически только он, рабочий класс, сплотив вокруг себя массы трудового народа и выступив как единая политическая сила, способен положить конец украинскому конфликту, «раздав всем сестрам по серьгам». Иное дело, что произойти это может только в том случае, если рабочий класс будет четко понимать, что происходит — кто с кем воюет и за какие интересы, и в чем состоит его, рабочего класса, собственный классовый интерес.
Добиться же этого понимания очень непросто, учитывая тот факт, что анализа событий, происходящих на Украине, с классовой позиции пролетариата нет, а объяснения, выдаваемые за такой анализ, которые в огромном количестве предлагаются трудящимся разными левыми политическими силами Украины и России, отражают лишь интересы класса буржуазии.
К чему призывают ныне трудовой народ Украины и России все без исключения политические партии, в том числе и якобы коммунистические?
Только и исключительно к поддержке одной из сторон украинского конфликта!
Иной путь (и единственно верный для рабочего класса!) не рассматривает никто.
Аргументация этих политических партий, хотя и различается между собой, но по сути своей совершенно несущественна — это все одежка, декорации, призванные подать главный посыл класса буржуазии в том виде, в котором его лучше усвоит тот или иной слой трудящихся масс. Клюнут массы на призывы сражаться за «Великую Украину, Россию (ненужное зачеркнуть)» — хорошо, станут морщиться – дадим им лозунг «Борьбы с фашизмом». Разницы нет никакой – главное, чтобы трудящиеся делали то, что требуется национальной буржуазии.
А что хочет буржуазия от трудового народа? Самой «малости» — чтобы он шел умирать за ее интересы, только и всего. Ради этого и ведется вся та массированная пропаганда, что захлестнула сейчас и Россию, и Украину, начиная от бьющихся в истерике буржуазных СМИ, и заканчивая статьями и выступлениями деятелей, именующих себя марксистами.
Во всем этом нет ничего нового — буржуазия всегда и везде решала и решает свои внутриклассовые проблемы чужими руками. И она не может этого не делать, ибо численно чрезвычайно мала. Потому-то конфликтующие на Украине стороны и стремятся во что бы то ни стало втянуть трудовой народ в свои «разборки», рассчитывая на то, что «пушечное мясо», в качестве которого они только и рассматривают рабочий класс, поможет им выяснить между собой кто из них сильнее.
Вопрос в том, что эти «разборки» давно перешли ту черту, где воюют только словом или экономическими мерами. На Украине идет гражданская война, и это осознают уже все. Причем воюют между собой не эксплуатируемые и эксплуататоры, не угнетаемые с угнетателями, как это обычно бывает в гражданских войнах, а сами угнетатели между собой, выясняя, кому из них принадлежит право грабить трудовой народ.
И на этой войне реально убивают. Убивают не тех, ради чьих интересов она ведется, не главных инициаторов этой войны, а тех, кто клюнул на их пропаганду, наивно полагая, что он воюет за великую идею (неважно какую!). Счет убитых и покалеченных на Украине пошел уже на тысячи. И умирают не только воюющие с оружием в руках, но и мирные граждане. С каждым днем война разгорается все сильнее и сильнее. Воюющие стороны все дальше и дальше отходят от каких-либо моральных принципов, полагая, что война спишет все. Еще недавно о бомбежках мирных украинских городов никто не мог и подумать, а сегодня это печальная реальность наших дней. Тысячи разрушенных домов на Донбассе, разбитая инфраструктура и коммуникации, неработающие предприятия, аптеки и магазины, сотни тысяч бездомных, голодных, лишенных самого необходимого людей, которые явно не смогут без серьезной посторонней помощи пережить зиму.
Эти люди не были в чем-то виноваты, они ни в каких «разборках» не участвовали. Но война не спрашивает, кого бить – она наносит удары не выборочно, а по всем сразу. Сегодня на Украине по погибшим сыновьям плачут матери не только в Донбассе, но и на Львовщине, и в Черниговщине. Приходят похоронки уже и в России.
Что это означает? А то, что от политики и экономики защититься невозможно! Сколько не пытайся от них убежать и спрятаться, они застанут тебя и в Сибири, казалось бы очень далекой от Украины. Похоронки могут прийти и туда. Да и голод, вполне реальная вещь для современной России, утерявшей продовольственную безопасность, не боится огромных расстояний. А с ним пушками и ядерными боеголовками не справиться – ровно наоборот, это он способен победить любые пушки, и любые боеголовки. Голод, как и войну, можно победить только принципиально иной системой хозяйствования и принципиально иным управлением страной, когда цель государства не прибыль, как сейчас, а благополучие ее трудящегося населения. Но такая цель для буржуазного государства невозможна по определению. Ведь оно выражает интересы только и исключительно класса буржуазии, который существует ради получения прибыли. Благополучие трудящегося населения может быть целью только для пролетарского государства, выражающего интересы рабочего класса. А образование такого государства возможно только в условиях, когда политическая власть принадлежит самому рабочему классу.
Чем раньше все это поймет российский и украинский рабочий класс, тем скорее закончится эта, абсолютно ненужная трудовому народу Украины и России война, которая в противном случае неизбежно будет разрастаться все шире и шире, втягивая в себя новые области и новые территории (не факт, что только украинские!).
Но с чего же она началась, эта проклятая война? Чего добиваются и за что воюют ее главные «кукловоды»? Кто они вообще такие и чего не поделили между собой такого серьезного, что платить за это приходится человеческими жизнями людей, не имеющих к ним никакого отношения?
Чтобы ответить на все эти вопросы, для начала нам следует определиться, с какими принципами мы будем подходить к оценке происходящих на Украине событий и явлений. То ли выдумывать выводы из головы, как это делают буржуазные эксперты разных мастей и уподобляющиеся им левые «аналитики». Или же мы попробуем объективно отразить реальность окружающего нас общественного бытия, рассматривая его не изолированно, а во взаимосвязи с предыдущим общественным развитием. Первый подход есть идеалистический подход, всегда и неизбежно отражающий классовую позицию буржуазии. Второй подход есть подход диалектическо-материалистический, и это он выражает классовую позицию рабочего класса. Приложенный к истории и оценке общественных явлений диалектический материализм называется историческим материализмом.
Если мы решаем пойти вторым, по нашему мнению, единственно верным путем, то нам необходимо будет сначала указать на чем основывается материалистическое понимание истории, и показать с помощью этого понимания особенности того этапа империализма, в котором находится современная нам капиталистическая миросистема.
Да, по-иному никак, придется брать глубоко и широко, а значит, текста будет немало. Но иначе понять до конца суть происходящего на Украине нам не удастся.
Поэтому если кто желает, чтобы ему в одной фразе быстренько объяснили весь смысл украинских событий, то таким товарищам придется довольствоваться самым простым пояснением, которое крайне упрощенно, но в принципе верно отражает реальность — это «разборки» мирового капитала.
Научно же вывод нашего исследования звучит так:
Происходящее на Украине – это одно из проявлений острой фазы конкурентной борьбы мировых империалистических монополий за новый передел мира, итогом которой вполне может стать новая мировая империалистическая война.
Тем же, кто хочет знать, как был получен нами этот вывод, кто стремится разобраться во всем более подробно, желая понять, стоит ли ему принимать чью-то сторону в украинском конфликте и отражает ли вообще какая-либо из сторон, участвующих в гражданской войне на Украине, его собственные классовые интересы, придется читать не один десяток подготовленных нами страниц. Короче написать не получилось, уж простите великодушно, поскольку многое нам приходится разъяснять достаточно подробно, чтобы было понятнее даже тем, кто совсем не знает марксизма, да и фактического материала, использованного в данных исследованиях, было немало.
2. Принципы исследования
Материалистическое понимание истории, которым мы руководствовались в процессе своего исследования, исходит из следующих основных принципов:
1. Общественные процессы регулируются объективными законами (т.е. независящими от воли людей) развития общества, которые могут быть познаны. Законы развития капиталистического общества были открыты классиками марксизма – К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И.Лениным.
2. Политика, идеология и взгляды людей есть отражение материальной жизни общества и происходящих в ней изменений.
3. Возникающие на основе материальной жизни общества политика, идеология и взгляды людей, в свою очередь оказывают активное влияние на материальную жизнь общества (так называемая «обратная связь»).
4. Человеческую историю делают народные массы (общественные классы), вожди же или исторические личности выражают всегда интересы тех или иных классов и служат им.
5. Движущей силой общественного развития являются внутренние противоречия в самом обществе – именно они являются источником общественного движения (самодвижения). Внешние же причины источником общественного движения быть не могут, хотя и влияют на развитие общества, определяя, в частности, конкретное время и место совершения тех или иных общественных событий, которые, тем не менее, возникают в силу внутренних причин, а не в связи с внешними воздействиями.
Это, как мы выше указали, основные принципы исторического материализма, т.е. материалистической диалектики, примененной к области человеческой истории и общественной жизни.
Исходя из них, становится ясно, почему, к примеру, являются ложными те или иные утверждения левых и буржуазных аналитиков, то объясняющих гражданскую войну на Украине решениями якобы существующего «мирового правительства», то обнаруживающих в этой стране «американский фашизм».
Пункт № 5 из перечисленных выше ставит на всех этих буржуазных идеалистических выдумках жирный крест. И отмахнуться от этого пункта никак нельзя, если прямо не отречься от марксизма и материализма применительно к общественной жизни человечества. Дело в том, что это важнейший принцип диалектического материализма, многократно доказанный и теоретически и практически. Это объективный закон, по которому происходит всякое развитие в окружающем мире и человеческом обществе.
Из него в частности прямо вытекает, что причины украинских событий конца 2013-2014 года мы должны искать не вне Украины, а в первую очередь внутри самой Украины. Разумеется, влияние извне на ситуацию на Украине имело место и имеет до сих пор, однако если бы в самой стране не сложились для подобных событий все условия, они никогда бы не смогли произойти. Потому корень проблемы следует искать именно внутри страны. Вот о чем нам говорит принцип № 5.
Потому для выявления всех причин, сделавших возможными гражданскую войну на Украине, нам нужно будет рассмотреть все классовые противоречия внутри данной страны, которых там накопилось немало. Да еще и рассмотреть их на фоне внешних классовых противоречий, поскольку Украина существует не изолированно от всего капиталистического мира, а вписана в его систему.
Но чтобы каждому из этих противоречий найти свое точное место и учесть степень влияния каждого противоречия на украинские события, мы сначала должны вернуться немного назад – к истории появления современной буржуазной Украины, к тому, каким был тогда мир капитализма и каким он стал теперь, что в нем изменилось за прошедшие четверть века.
Л.Сокольский
Продолжение следует