«Interessengemeinschaft». Часть 2

← Часть 1

Ещё до получения «независимости» концентрация и централизация капитала в Польше достигла высокого уровня. Следствием этого была высокая степень монополизации в виде концернов, картелей, синдикатов и господство финансовой олигархии, которая возникла в результате сращивания промышленного и банковского капитала. Это сращивание в Польше было дополнено и укреплено срастанием финансового капитала с крупнейшим помещичьим землевладением. Вся эта финансовая олигархия Польши находилась в постоянной зависимости от иностранного капитала.

В основных отраслях производства решающую роль играли несколько крупнейших предприятий, объединённых в картели и синдикаты. В угольной промышленности и металлургии имелись 23 крупные акционерные компании, каждая с капиталом свыше 5 млн. злотых. Более 50% совокупного акционерного капитала этих компаний приходилось на три фирмы: Катовицкое горно-металлургическое общество, «Верхнесилезские объединённые металлургические заводы Гуты Крулевска и Лаура» и компания «Гута Покуй».

В 1928 г. Катовицкое горно-металлургическое АО объединилось с фирмами «Бисмарк» и «Силезия». В 1929 г. это АО слилось с АО «Верхнесилезские объединённые металлургические заводы Гуты Крулевска и Лаура». В результате возник крупный угольно-металлургический концерн «Вспульнота интересув». Вскоре 35% акций этого концерна покупает американо-германская акционерная компания «Консолидэйтид стил корпорейшн». Этой компанией владела «Юнайтед Стейтс стил», хозяином которой был банк Моргана.

Компания «Вспульнота интересув» имела собственного капитала на 260 млн. злотых, заёмного (акционерного) капитала — 54 млн. злотых. Она производила 30% всего польского кокса, 37% чугуна, 44% стали, 40% проката, 55,5% металлоизделий. На предприятиях компании в 1923 г. работало 45 000 рабочих и служащих.

Одновременно с концерном «Вспульнота интересув» в результате разорения отдельных капиталистов, поглощения их предприятий, обмена контрольными пакетами акций, финансовых сделок, иностранных займов и других многочисленных махинаций был создан огромный металлургический концерн «Гута Покуй». В него вошли шахты Баллестрема, акционерная компания «Феррум», литейные заводы в Сюхеднюве и Кельцах, акционерные компании «Зеленевский», «Фитцнер и Гампер», «Польские заводы Бабкок–Зеленевский» и «Паровозостроительный завод». На предприятиях этого объединения работало около 60 000 рабочих.

Эти два мощных концерна держали в своих руках 42% всего производства кокса в стране, 70% добычи железной руды, 66% производства стали, 71% производства проката, 74% производства металлоизделий. По официальным (уменьшенным) данным прибыли концерна «Вспульнота интересув» в 1937 г. составили 4 млн. 655 тыс. злотых.

Читать далее

К годовщине образования СССР


В материалах прошлых лет РП упоминал основные причины, по которым Россия и советские национальные республики объединились в Союз республик. Поскольку спекуляции на этом вопросе не прекращаются, будет нелишним кратко напомнить эти причины.

В конце 1922 г. Всероссийский ЦИК получил ряд постановлений от съездов советов Закавказья, Украины и Белоруссии о необходимости объединения этих республик в одно союзное государство. К тому времени между республиками существовали старые договорные отношения в виде конвенции, которые себя исчерпали. Жизнь требовала постоянных и общих для всех республик исполнительных и законодательных органов. Образовались три группы обстоятельств, потребовавших объединения республик в союз.

Первая группа — хозяйственное положение Советской России и национальных республик. После 7-ми лет войны хозяйственные ресурсы у всех были крайне скудными. Требовалось объединить эти скудные средства для более рационального использования и развития основных отраслей хозяйства, которые были материальной основой советской власти в республиках. Чтобы ликвидировать разруху, необходимо было сложить силы всех советских республик, все экономические и финансовые возможности бросить на дело восстановления основных отраслей промышленности. Отсюда вытекала необходимость объединения советских республик в одно союзное государство.

Во-вторых, имелось сложившееся исторически разделение труда между различными районами и республиками. Россия снабжала окраины мануфактурой, лесом, окраины снабжали Россию продуктами, хлопком, топливом и пр. Такое разделение труда делало невозможным хозяйственное развитие отдельных районов при раздельном существовании республик. Это обязывало республики объединяться в единое хозяйственное целое.

Читать далее

Сто тысяч за отпуск

Приближается праздник Новый год. Военные наёмники и призванные солдаты, как и все люди, хотят на праздник домой. В этой связи наши помощники из разных прифронтовых мест сообщают одну и ту же вещь. «Отцы-командиры» требуют у солдата 100 000 рублей за то, чтобы тот поехал в новогодний отпуск.

Как известно, у наёмников российской армии в контракте указан годовой отпуск в 4 недели, по две недели два раза в год. Право, как говорится, законное. Но оказывается, что солдату не так-то просто этим правом воспользоваться. Отпуск солдатам даётся на усмотрение командиров и зависит, например, от напряжения боёв на данном участке, наличия резервов, людской замены, приказов вышестоящих штабов и т. п. Это понятно, всё же война есть война. Интересно другое. На участках временного затишья, во вторых эшелонах и в тылах множество солдат написало рапорты о новогоднем отпуске. При этом большинство из них не «отгуляли» ещё отпуска за 2023-24 гг. Причём отпуска, не использованные в 2023 г., «сгорели» и в зачёт не идут. Командование отказывает солдатам в законных отпусках, мотивируя это тем, что «некому держать фронт», «нельзя оголять участок», «некому воевать» и т. п. Но при этом, если солдат согласен дать командиру роты 100 000 рублей взятки, такой солдат отпуск получает и может рассчитывать на Новый год.

В некоторых подразделениях на N-ском участке фронта согласились дать командирам взятки до 40% солдат, лишь бы попасть домой. Выходит, что бесплатно «оголять фронт» нельзя, а за деньги можно. Больше того, есть случаи, когда солдаты регулярно платят по 50–100 тыс. командирам и получают возможность бывать дома несколько раз в год.

Как к этому относиться?

Чем чаще солдаты бывают дома и чем сильнее солдаты рвутся домой, тем хуже для буржуазии, так как в тылу у наёмников возникают такие общественные отношения, которые постепенно пересиливают желание воевать за деньги. Чем больше и чаще солдаты будут бывать дома, чем больше будет таких солдат, тем крепче может быть производственная и обывательская связь с домом, что, в общем, хорошо для дела антивоенной борьбы, для разложения и деморализации империалистической армии.

Читать далее

«Interessengemeinschaft». Часть 1

В материалах мы постоянно указываем, что хозяином общества и господином в политике всех нынешних правительств являются не президенты и министры, а финансовый капитал. Он не просто переплетается с государством, как это было на заре империализма, он целиком подчиняет себе буржуазное государство, которое действует только в интересах кучки магнатов капитала.

Не следует обманываться. Если тот или иной миллиардер, вроде Путина или Трампа, является главой государства, это не значит, что этот представитель финансового капитала может управлять, как захочет, что от него лично зависят судьбы народного хозяйства, войны и мира. Стоит Трампу или Путину сделать в политике что-то против интересов финансовой олигархии или даже поступить против интересов определённой могущественной группы капиталистов в пользу «своего бизнеса» (как когда-то сделал Дж. Кеннеди) — монополисты сотрут его в порошок, невзирая, что он свой — миллиардер, один из них.

Надо также учитывать, что эти Трампы, Путины, Маски, Гейтсы и т. п., у кого 100–200 млрд. долл., — это «baby dogs», ручные собачонки для хозяев мировой экономики, вроде банкирского дома Морганов, Дюпонов, Меллонов, Кливлендской или Чикагской групп. По самым скромным подсчётам дом Морганов владеет и контролирует 83 крупнейших монополии с совокупным акционерным капиталом в 3,4 триллиона долларов. Основной и оборотный капитал 15-ти крупнейших фирм из этой корпорации сопоставим с государственным бюджетом таких стран, как Россия, Германия, Франция.

Если капиталы «выскочек» Трампа, Маска, Цукерберга и пр. — это, в основном, дома, земля (т. е. рента), акции, трасты, биржа (т. е. фиктивный капитал), интернет-сделки, то капиталы Моргана, «кливлендцев», «чикагцев», Рокфеллеров охватывают собой, прежде всего, «живое мясо и кровь» мирового производства: кредит, металл, машины, руды, химия, топливо, зерно, транспорт, электричество, связь, продукты питания и пр. — то, без чего общество существовать не может. Без акций, биржи и т. н. «соцсетей» можно обойтись. Без металла, зерна, машин общество погибнет.

Это, конечно, не значит, что Трамп, Цукерберг или Маск не стремятся захватить себе производство и рынки «старой» олигархии. Это значит, что «старая» олигархия через акционирование использует капиталы «щенков» в важнейших отраслях материального производства и кредита, но не даёт «щенкам» там хозяйничать.

Читать далее

О событиях в Одессе

О событиях в Одессе известно немного. Фактом является, что 26.10.2024 г. жители города устроили бунт против сотрудников ТЦК, которые пришли с облавой на местный рынок «7-й километр».

Суть такова. Сотрудники местного ТЦК пришли на рынок охотиться за «пушечным мясом» и задержали там много мужчин. Однако местным жителям удалось вытеснить «военно-фашистов» с рынка и отбить задержанных. На опубликованных видео горожане, требуя освободить задержанных, окружили железные ворота на входе в здание, где забаррикадировались сотрудники ТЦК, раздаются удары по металлу. Сколько мужчин удалось отбить, скольким удалось скрыться от ТЦК — точных данных нет.

Ранее украинское «гестапо» (Служба безопасности Украины) устроило массовую облаву на администраторов т. н. «пабликов» и т. н. «блогеров», которые когда-либо публиковали перемещения сотрудников ТЦК по городу в поисках «мяса» для войны. «Гестаповцы» задержали 19 администраторов и корреспондентов Telegram-каналов, которые «пытались сорвать мобилизацию и публиковали локации ВСУ».

Кроме этого, был случай, когда фашисты из украинского военкомата «выкуривали» мужчину из автомобиля с помощью газового баллончика. Иначе говоря, украинские фашисты травили человека газом точно так, как в войну их коллеги — эсэсовцы травили «Трилоном-Б» советских людей в каменоломнях Аджимушкая. Или узников в душегубках Дахау. Суть одна и та же.

Говорят, в России такого нет. Но было бы то же самое, если бы под рукой правительства было не 35 млн. годного для войны мужского населения, а 6–7, как на Украине. Было бы, не имей российская буржуазия экономической возможности воевать наёмной армией, в т. ч. за счёт «дешёвых» кредитов китайского правительства и огромных поставок в Китай российского газа, нефти, леса, руды и прочего «национального достояния» миллиардеров по низким ценам. Украинское правительство не имеет возможностей содержать до миллиона наёмников со средним жалованьем 2 000 долларов США в месяц. Хотя в 2014 г. Порошенко прилюдно обещал «Правому сектору» нечто подобное (1 000 гривен в сутки в ценах 2014 г.).

Читать далее

Как начиналась партия. Часть 10

← Часть 9

Аресты 1895-97 гг. тяжело ударили по российской социал-демократии. Наиболее сознательные кадры рабочих руководителей оказались в тюрьме и ссылке. Это вызвало снижение сознательности всего рабочего движения в стране. Но не только массовые аресты первых русских марксистов вызвали кризис социал-демократии. Огромную роль в увлечении сугубо экономической борьбой — борьбой в целях поднятия благосостояния занятых рабочих — сыграл подъём русской промышленности. Была и третья причина роста «экономизма» — переполнение рядов партии непролетарскими элементами, массой «интеллигентов» из учащейся молодёжи.

До 1895 г. учащаяся молодёжь, в целом, враждебно относилась к марксизму. С 1895 г. обстановка резко меняется. Причины: а) влияние быстро растущей марксистской и якобы-марксистской литературы на массы интеллигентной молодёжи, б) «неожиданное» выступление на сцену широкого рабочего движения, которое народники и их воспитанники считали невероятным и утопическим. Эти обстоятельства привели к тому, что ненависть к марксистам («слугам желудка») сменилась бешеным, поголовным, стадным увлечением марксизмом. Но как и все «бешеные» увлечения, увлечение марксизмом касалось не его революционных выводов, которые вели к научному социализму и революционной практике, а только критической, разрушительной части его. Интеллигентная молодёжь приветствовала марксизм за его критику утопического народничества. В то же время молодёжь не поняла революционной, классовой точки зрения марксизма, с которой и велась эта критика.

В начале 90-х гг. XIX в. марксистской литературы в России почти не было. В 60-х гг. был издан перевод 1-го тома «Капитала» Маркса, который стал редкостью и ценился на вес золота. Экземпляры книги передаются из кружка в кружок, как реликвии. «Капитал» изучают только члены кружков. Те, кто не входил в этот узкий законспирированный круг, доступа к книге не имели. Рабочие, организованные вокруг кружков, почти не имели доступа и к нелегальной марксистской литературе, так как её было мало. Социал-демократы, у кого была литература, не успевали удовлетворять сильно возросший спрос на неё среди рабочих. Марксисты на первое место ставили работу среди пролетариата, а на работу среди учащейся молодёжи смотрели как на второстепенное дело. Поэтому ясно, что вся литература, которой и так было мало, отдавалась рабочим. Литература, которую издавал Московский рабочий союз, не доходила даже в марксистские интеллигентские кружки, не то что в руки учащихся. Немецкая с.-д. литература была доступна лишь немногим, кто владел немецким языком.

И получилось, что для большинства русской интеллигенции марксистской литературы не было. Единственным источником знакомства с марксизмом для интеллигенции стало изложение взглядов Маркса в статьях Михайловского и других народников и споры на вечеринках. Доступ на эти вечеринки был ограничен. Споры там велись без системы, безалаберно, отвлечённо, так что дать верное представление о марксизме они не могли.

Читать далее