Как начиналась партия. Часть 11

← Часть 10

А как быть с экономической борьбой, от которой марксисты отталкивались в своей агитации? Дело в том, что чисто экономическая борьба рабочих не опасна для крупной буржуазии. Развитие техники производства и рост ввиду этого производительности труда позволяли выжать из рабочего за 10 часов столько же прибавочной стоимости, как лет 5-7 назад при 12-часовом рабочем дне. Требования, вроде небольшого повышения зарплаты и некоторого улучшения условий труда, также могли быть удовлетворены за счёт ничтожной части прибыли капиталиста, которую он тут же возмещал, увеличивая интенсивность труда рабочих. В 1895 г. на заседании московского «Общества содействия мануфактурной промышленности» крупнейшие капиталисты-мануфактурщики Московской и соседних губерний признали, что от экономических уступок рабочему движению, проведённых законодательно, крупная промышленность не только не пострадает, но и выиграет — за счёт конкуренции со средними и мелкими предприятиями, для которых такие уступки означают крах.

Это означало, что крупной буржуазии не приходилось особенно опасаться организованного стачечного (сугубо экономического) движения. Она была готова примириться с рабочим движением, но при одном условии: движение должно было отказаться от самостоятельной политической борьбы, от выставления самостоятельной политической платформы, от создания своей классовой партии.

В тот момент марксизм подчёркивает прогрессивную сторону капиталистического развития России, борется со всеми остатками крепостничества и старых феодальных порядков, изобличает всю вредность и бесплодность попыток народников задержать развитие страны и сохранить старые сгнившие устои, диалектически видит зло в недостаточном развитии капитала. Поэтому для крупной буржуазии и в такой момент марксизм стал желанным союзником. Она быстро усваивает его терминологию. Печатные органы крупного капитала, вплоть до «Вестника Финансов и Промышленности», предоставляют свои страницы марксистам. Министр финансов Витте (фактический ходатай русского крупного капитала) пишет доклады царю с цитатами из «Капитала» Маркса.

Выходит, классовое сотрудничество? Нет. Буржуазия, используя марксизм, стремится лишить его классовой революционной сути. Она временно выставляет своими идеологами легальных марксистов — Булгакова, Струве, Тугана и др. и через них проводит свои классовые вожделения. Булгаковым поручается развивать сознание рабочих, изобличать перед ними существующий полицейский режим в России, призывать рабочих к экономической борьбе. При этом буржуазия требует от легальных марксистов, чтобы они разбивали «марксову ересь о пролетарской революции и социалистической миссии рабочего класса», марксову «теорию обнищания пролетариата», готовили, таким образом, для крупного капитала послушную ударную силу, которая пойдёт в бой за политическую свободу для буржуазии. Эта идея и становится ведущей у «легальных марксистов» — идеологов крупной буржуазии.

Читать далее