Ещё шаг к концлагерю

Как известно, 8-часовой рабочий день не был дарован буржуазией пролетариату, а был завоёван им в XIX–XX вв. в долгой и тяжёлой борьбе с капиталистами и правительствами. Это стоило нескольким поколениям рабочих больших жертв. Сегодня буржуазия стремится увеличить рабочий день до 9–10 часов и далее не только фактически, как это уже делается на многих предприятиях и учреждениях, но и юридически, в законе. Это требуется капиталистам для того, чтобы выбить у трудящихся даже формальное основание «законно» протестовать против усиления эксплуатации, против дальнейшего увеличения неоплаченного труда.

Так, «Парламентская газета», №3 за 30.01–05.02.2026 г., в статье «Россиянам предложили трудиться сверхурочно вдвое дольше» пишет, что Госдума поддержала поправки в Трудовой кодекс, по которым лимит сверхурочной работы могут увеличить вдвое, со 120 до 240 часов в год. Эти поправки фашисты объясняют необходимостью «снизить дефицит кадров и увеличить доходы работников». Пока что по закону рабочее время в неделю не должно превышать 40 часов. Всё что свыше этого есть переработка, сверхурочная работа. Её не должно быть больше 120 часов в год.

Чтобы выжимать из рабочих максимальную прибыль, у буржуазии есть два основных способа: удлинять прибавочное рабочее время и увеличивать интенсивность труда. При любой возможности буржуазия объединяет эти два пути эксплуатации рабочих, что приводит к хищническому употреблению рабочей силы. Но если такая комбинация невозможна, то применяется какой-то один из этих способов: то ли сверхурочные работы, то ли изматывающая потогонная система при 8-часовом рабочем дне.

Смысл увеличения рабочего дня до 10–12 часов в том, чтобы капиталист получил увеличенный прибавочный продукт (прибавочную стоимость), не увеличивая зарплату работников. Капиталист вынуждает рабочих расходовать свою рабочую силу в процессе труда. При этом он оплачивает стоимость рабочей силы, т. е. стоимость необходимого продукта. Капиталист получает при этом стоимость всего продукта, произведённого трудом рабочих. Что выигрывает капиталист? Стоимость прибавочного продукта, или прибавочную стоимость. В этом и состоит вся суть капиталистической эксплуатации: капиталист, покупая рабочую силу и оплачивая её стоимость (стоимость необходимого продукта), присваивает без оплаты всю прибавочную стоимость, т. е. стоимость прибавочного продукта, созданного трудом. Но чаще всего капиталисты оплачивают рабочим не всю стоимость их рабочей силы, а только часть её, всегда стремясь при этом ещё уменьшить зарплату — вплоть до физиологического минимума.

Как это выглядит практически? В 2025 г. дневная стоимость рабочей силы сварщика с Уралвагонзавода была примерно 6 000 руб. В течение 8-часового рабочего дня он употребил на 1 000 руб. специальных электродов и износил сварочный аппарат и другие орудия производства на 500 руб. При этом он сварил деталей на 32 000 руб. Вычтя отсюда стоимость средств производства и амортизацию, получим, что сварщик за день создал новой стоимости на 32 000 – 1 500 = 30 500 руб.

Читать далее