Лекция № 33. «Социализм и коммунизм»

Ленин(Подготовлено в рамках курса «Основы марксизма-ленинизма»)

Ранее мы говорили, что социалистическая революция имеет коренное отличие от всех остальных социальных революций.

В чем оно состоит?

В том, что предыдущие социальные революции не меняли главного характера общества – оно оставалось классовым. Основа классового общества – частная собственность на средства производства. Потому новые производственные отношения имели возможность вызревать в значительной степени в рамках старого общества.

К примеру, буржуазные отношения начали появляться и развиваться еще в рамках феодального строя – появились первые мануфактуры и вместе с этим стали зарождаться новые общественные классы – буржуазия и пролетариат. Аналогичным образом в рамках рабовладельческого общества возникали и развивались феодальные отношения – появились крупные собственники земли (феодалы) и зависимые от них крестьяне.

Социалистические производственные отношения могут появиться только в результате самой социалистическое революции, которая не заканчивается завоеванием политической власти революционным классом, как прежние революции, а только с этого начинается! Задача социалистической революции как раз и состоит в том, чтобы пролетариат, используя политическую власть, уничтожил в обществе старые капиталистические производственные отношения и выстроил новые производственные отношения, социалистические, которые  развиваясь, подготовят почву для эволюционного перерастания социалистического общества в коммунистическое.

Как в общих чертах должен происходить этот процесс, очень хорошо разъяснено В.И.Лениным в работе «Государство и революция». Эта одна из основополагающих работ в марксизме-ленинизме, где сущность социализма и коммунизма и путь к их построению – диктатура пролетариата показаны как нельзя лучше.

Что говорит Ленин об этапе перехода к коммунизму, о социализме?

Что во всех отношениях социализм еще несет на себе отпечаток старого общества. Т.е. социализм как бы стоит одной ногой в капитализме, а другой ногой – в коммунизме. Отсюда вытекают и все противоречия этого общества, с которыми столкнулись все социалистические страны, в т.ч. СССР.

Это не антагонистические противоречия и для их разрешения не нужна революция. Эти противоречия вполне могут быть преодолены правильной политикой господствующего в условиях социализма рабочего класса. История СССР ленинского-сталинского периода это наглядно доказала. Тогда в самых острых и тяжелых ситуациях, руководствуясь истинным знанием – марксизмом-ленинизмом, руководители Советской страны находили верный выход, приводивший к успеху и двигавший советское общество вперед по пути к коммунизму.

К сожалению, позже, после смерти Сталина ситуация изменилась. Марксизм-ленинизм был руководством страны отброшен за ненадобностью, от него осталась только оболочка, содержание же стало откровенно оппортунистическим, меньшевистским, пробуржуазным. Не будучи вовремя пресеченной и исправленной, эта политическая линия закономерно привела к тому, к чему и должна была привести – к реставрации капитализма в СССР, как о том неоднократно предупреждали классики марксизма-ленинизма, к числу которых мы, безусловно, относим и И.В.Сталина.

Читая сейчас Ленина, наглядно видишь, как много в СССР было от коммунизма, несмотря на то, что были, разумеется, и ошибки. И эти ошибки социалистического строительства тоже теперь хорошо видны, хотя раньше, живя в СССР, мы их не замечали. Все это крайне важно выявить,  понять и сделать соответствующие выводы, поскольку новым строителям социалистического общества неизбежно придется столкнуться с чем-то подобным. Мы уверены, что восстанавливать социализм придется не когда-то в будущем, а уже нашему с вами поколению. И мы должны четко знать, что нам примерно придется делать, хорошо понимать суть своих действий, свои цели и задачи.

Какие отпечатки старого общества еще несет на себе социализм?

В первую очередь, это государство. Социализм не может существовать без своего государства – государства пролетариата, которое будет диктовать волю победившего в революции класса всем остальным классам общества, и в первую очередь, эксплуататорским классам, которые сразу не исчезнут. Государство необходимо пролетариату, чтобы совершить все те изменения, которые необходимы для перехода к коммунистическому обществу.

Если сущностью государства капиталистического является диктатура буржуазии, то сущность пролетарского государства есть диктатура пролетариата.

«…Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата… », — писал Маркс.

Может ли пролетариат воспользоваться для своих целей существующим буржуазным государством?

До сих пор в истории именно так и было — новый победивший класс использовал старую машину угнетения и порабощения, несколько усовершенствуя ее под себя. И она также преданно на него работала. Может ли пролетариат сделать то же самое?

Нет. Аппарат насилия эксплуататорских классов (буржуазное государство) пролетариату совершенно не подходит.

Во-первых, буржуазное государство не способно выполнять те функции, которые стоят перед победившим пролетариатом. Машина для угнетения подавляющего большинства населения, каким является буржуазное государство, для такого дела просто не предназначена — у нее для этого нет ни соответствующих структур, ни механизмов, ни специалистов. В то же время, у буржуазного государства куча огромных подразделений, которые пролетариату не нужны – например, налоговые инспекции, судебные приставы, антимонопольные комитеты, парламенты-говорильни и т.п.

Во-вторых, чиновничество, этот  привилегированный слой населения во всех классовых обществах, в условиях капиталистического общества непосредственно примыкающий к классу буржуазии и неизбежно превращающийся в бюрократию, не способно отражать интересы победившего пролетариата и так как требуется, проводить его волю в жизнь. Мало того, этот слой «профессиональных управленцев» есть тормоз движения социалистического общества к коммунизму, ибо он отодвигает подавляющую массу населения – трудящихся от государственного управления.

Посмотрите на современную капиталистическую Россию. В стране экономический кризис и на многих предприятиях сокращают рабочих и всеми способами урезают им зарплаты. А государственным служащим (чиновникам) их поднимают. Высшее чиновничество только заработную плату получает в размере 250-500 т.р., это кроме всех остальных выплат и доплат – премий, компенсаций и пр., которых у них существует множество. Чиновникам каждый год строго индексируют зарплаты, чтобы не дай бог они не ощутили на себе инфляцию. У них колоссальные социальные гарантии (соцпакет), даже у средних и низших госслужащих – оплата больничных, пенсии, отпуска и пр. Соцпакет чиновников — лучший в стране! Даже менеджмент в иностранных компаниях имеют меньшие социальные привилегии.

Далее, значительная часть чиновников в РФ, да  и везде во всех буржуазных странах, находятся на особом положении. Например, судьи  или депутаты Госдумы. Им фактически никакой закон не писан. Они могут творить, что душа пожелает, и никто ни за какие преступления их наказать не может. Уголовная ответственность на них не распространяется, только если на то будет дано веление высшей власти. Даже заявление в полицию на действия судей, следователей или прокуроров у нас в стране не принимаются! Существует такое специальное положение в системе законодательства РФ, о котором знают немногие. Законы в России написаны для нас, для трудового народа. А буржуям и их холуям позволено все, что вздумается. Для них законов не существует. Случай с Сердюковым не исключение, а система для буржуазного государства.

Почему госслужащие на таком привилегированном положении?

Потому что чиновничество и армия – это два столпа, на которых держится всякое эксплуататорское государство! 1% населения (буржуазия) не сможет по-другому управлять остальными 99% населения,  если не купит себе кучу преданных людей, которые будут проводить его волю в жизнь, силой заставляя миллионы людей подчиняться.

Теперь вопрос, будет ли этот государственный аппарат выполнять волю трудового народа, который ему такой райской и привилегированной жизнью больше жить точно не позволит?

Разумеется, нет. Этот аппарат сделает все возможное, что вернуть власть частных собственников-буржуев, чтобы опять жить за счет трудового народа припеваючи. А потому у победившего пролетариата после только один выход – разрушить это буржуйское государство до основания и построить свое, новое, пролетарское государство, которое бы выражало волю трудового народа. Это новое государство будет государством диктатуры пролетариата.

Для чего нужна пролетариату диктатура?

«…пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство, как таковое, перестает существовать.», — писал Ф.Энгельс.

Из этой глубокой мысли Энгельса становится ясно, что диктатура нужна победившему пролетариату, в первую очередь для того, чтобы сломить сопротивление эксплуататорских классов, чтобы разрушить буржуазное государство – аппарат насилия, с помощью которого класс буржуазии утверждал в капиталистическом обществе свою волю. Но не только для этого нужна пролетариату диктатура, а еще и для того, чтобы изменить в обществе экономические отношения – разрушить капиталистические и создать социалистические производственные отношения.

Какие социалистические преобразования осуществляет диктатура пролетариата?

  1. В первую очередь, она отменяет частную собственность на средства производства – источник всякой эксплуатации и всякого угнетения. Все средства производства становятся общенародной собственностью. Этот процесс в каждом конкретном случае будет происходить по-разному. Вполне возможно, что полностью частная собственность будет отменена не сразу, а процесс этот будет постепенным. Но в итоге это будет именно так. Разумеется, эксплуататорские классы не сдадутся без боя. А потому государству диктатуры пролетариата требуется вооруженная сила, чтобы сломить сопротивление эксплуататоров. Такой силой в государстве диктатуры пролетариата является вооруженный народ, вооруженные рабочие и трудящиеся – победивший пролетарский класс. А поскольку местным буржуям всегда помогает международная буржуазия, то защита отечества тоже становится важной функцией пролетарского государства.
  2. Далее, общественное производство государством диктатуры пролетариата организуется на основе планирования, а не хаоса рынка.

В условиях общественной собственности производство по-иному и организовать невозможно, это, во-первых. Даже внутри капиталистических монополий, как мы помним, уже нет никакого рынка, и широко применяется планирование.

А во-вторых, планирование отлично учитывает все потребности общества и согласовывает их с имеющимися на этот момент у общества возможностями. Откуда сразу становится видно, какие направления экономики следует развивать. Т.е. диктатура пролетариата выполняет функции управления обществом, и в первую очередь, управления экономикой страны.

  1. Не менее важной функцией государства диктатуры пролетариата является и функция воспитательная. Одной из важнейших задач социализма является создание нового человека, способного жить в будущем коммунистическом обществе.

А это значит, что, во-первых, в людях должны быть искоренены все буржуазные привычки – пьянство, тунеядство, разгильдяйство, зависть, карьеризм, желание пожить за чужой счет и пр. – все то, что они впитали в себя, живя в старом, буржуазном обществе.

Во-вторых, уже современный уровень развития производительных сил требует высокообразованных людей, профессионалов, специалистов в разных областях науки и техники. Коммунистическое же общество, к которому стремится социализм, будет невозможно без широкой и разносторонней образованности всех и каждого своего члена.

Особое значение в условиях социалистического общества приобретает образование политическое. Мы видели, к чему приводит провал с политическим знанием – гибель СССР не в малой степени обязана этому печальному факту. Без политического знания высокого уровня невозможно прийти к коммунизму.

Почему?

Да потому главным условием развития социалистического общества в направлении коммунизма является все более широкое участие масс в управлении страной, своим собственным государством. Этот путь устранит одно из важнейших препятствий на пути к коммунизму – чиновничество, т.е. специально выделенных людей, функция которых управлять обществом. Чем шире будет участие масс в управлении страной, тем меньше будут требоваться чиновники и неизбежно наступит то время, когда они станут совсем не нужны. Только такой путь позволит избежать перерождения социалистического чиновничества, которое неизбежно должно появиться в начальном периоде строительства социалистического общества, в бюрократию.

Откуда следует, что одной из важнейших задач государства диктатуры пролетариата является проведение культурной революции, может быть в еще более широком масштабе, чем она была проведена в свое время в СССР. По крайней мере, политическому знанию и борьбе за чистоту марксизма-ленинизма должно быть уделено первостепенное внимание.

И хотя государство пролетариата это тоже аппарат насилия,  аппарат господства, Ленин и Маркс называют его полу-государством.   Почему?

Во-первых, потому что в этом государстве подавляющее большинство населения осуществляет свою диктатуру над ничтожным меньшинством в противовес тому, как буржуазное и иные государства всегда отражали волю меньшинства, заставляя подчиняться ей большинство. Большинству, чтобы заставить меньшинство подчиняться своей воле, по определению не требуется проводить такие мощные репрессии, как это делали предыдущие господствующие классы, которые до сих пор составляли незначительное меньшинство населения. В силу чего диктатура пролетариата это значительно более широкая демократия, чем самая полная буржуазная демократия.

Вот что говорит Ленин о буржуазной демократии: «Демократия для ничтожного меньшинства, демократия для богатых, — вот каков демократизм капиталистического общества. Если присмотреться поближе к механизму капиталистической демократии, то мы увидим везде и повсюду, и в «мелких», якобы мелких, подробностях избирательного права (ценз оседлости, исключение женщин и т. д.), и в технике представительных учреждений, и в фактических препонах праву собраний (общественные здания не для «нищих»!), и в чисто капиталистической организации ежедневной прессы и так далее и так далее, — мы увидим ограничения да ограничения демократизма. Эти ограничения, изъятия, исключения, препоны для бедных кажутся мелкими, особенно на глаз того, кто сам никогда нужды не видал и с угнетенными классами в их массовой жизни близок не был (а таково девять десятых, если не девяносто девять сотых буржуазных публицистов и политиков), — но в сумме взятые эти ограничения исключают, выталкивают бедноту из политики, из активного участия в демократии.»[1]

Демократия при диктатуре пролетариата более широкая, но не абсолютная, это нужно хорошо понимать.

Вот что об этом пишет Ленин: «…диктатура пролетариата, т. е. организация авангарда угнетенных в господствующий класс для подавления угнетателей, не может дать просто только расширения демократии. Вместе с громадным расширением демократизма, впервые становящегося демократизмом для бедных, демократизмом для народа, а не демократизмом для богатеньких, диктатура пролетариата дает ряд изъятий из свободы по отношению к угнетателям, эксплуататорам, капиталистам. Их мы должны подавить, чтобы освободить человечество от наемного рабства, их сопротивление надо сломить силой, — ясно, что там, где есть подавление, есть насилие, нет свободы, нет демократии.»

И далее Ленин резюмирует: «Демократия для гигантского большинства народа и подавление силой, т. е. исключение из демократии, эксплуататоров, угнетателей народа, — вот каково видоизменение демократии при переходе от капитализма к коммунизму.»

Что же касается коммунистического общества, то в нем нет и не может быть никакой демократии, потому что там никто ни над кем не властвует. Народ сам над собой властвовать не может, потому что власть это насилие. Насилия над собой не бывает. Насилие бывает только над кем-то другим. Заставить же себя делать что-то, что не очень хочется, есть сознательность, а не насилие. Потому «народовластие» — это утопия, выдуманная просто для красного словца буржуазией для того, чтобы пудрить мозги политически неразвитым трудящимся массам. Коммунистическое же общество будет управляться не насилием, а сознательностью его членов. А раз там нет насилия одних над другими, то там нет и государства, которое есть непременное условие всякой демократии.  То есть получается, что расширяясь на все общество, демократия исчезает, превращаясь в свою полную противоположность – в сознательность всех членов общества.

Вот как поясняет это момент Ленин: «Только в коммунистическом обществе, когда сопротивление капиталистов уже окончательно сломлено, когда капиталисты исчезли, когда нет классов (т. е. нет различия между членами общества по их отношению к общественным средствам производства), — только тогда «исчезает государство и можно говорить о свободе». Только тогда возможна и будет осуществлена демократия действительно полная, действительно без всяких изъятий. И только тогда демократия начнет отмирать в силу того простого обстоятельства, что, избавленные от капиталистического рабства, от бесчисленных ужасов, дикостей, нелепостей, гнусностей капиталистической эксплуатации, люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития, к соблюдению их без насилия, без принуждения, без подчинения, без особого аппарата для принуждения, который называется государством.»

Во-вторых, потому, что насилие отнюдь не главная и не единственная его функция государства диктатуры пролетариата. Главная его функция это строительство новых экономических отношений, воспитание нового человека.

Еще одним из отпечатков старого буржуазного общества при социализме является  фактическое неравноправие, хотя идеологи буржуазии нередко упрекают социализм в уравниловке. Никакой уравниловки научный социализм, разумеется, не предусматривает, кратко сущность социализма выражается формулой «от каждого по способностям – каждому по труду», что уже говорит о том, что уравниловки нет и быть не может. Но, тем не менее, при социализме еще действует буржуазное право, которое декларирует равные права каждому. Равноправие — вроде бы это хорошо, как нас приучили думать. Мы помним, что право это есть воля правящего класса, возведенная в закон. Значит, если правящий класс – пролетариат решил, что у всех равные права и не только на бумаге, как при капитализме, но и в реальной жизни, значит это хорошо.

Оказывается, не так-то все просто, как кажется на первый взгляд. Ленин замечательно разъясняет этот момент, приводя мысли Маркса: ««Равное право» — говорит Маркс — мы здесь действительно имеем, но это еще «буржуазное право», которое, как и всякое право, предполагает неравенство. Всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не одинаковы, не равны друг другу; и потому «равное право» есть нарушение равенства и несправедливость. В самом деле, каждый получает, отработав равную сдругим долю общественного труда, — равную долю общественного продукта (за указанными вычетами).

А между тем отдельные люди не равны: один сильнее, другой слабее; один женат, другой нет, у одного больше детей, у другого меньше, и т. д.

«… При равном труде, — заключает Маркс, — следовательно, при равном участии в общественном потребительном фонде, один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого и т. д. Чтобы избежать всего этого, право, вместо того, чтобы быть равным, должно бы быть неравным…»

Справедливости и равенства, следовательно, первая фаза коммунизма дать еще не может: различия в богатстве останутся и различия несправедливые, но невозможна будет эксплуатация человека человеком, ибо нельзя захватить средства производства, фабрики, машины, землю и прочее в частную собственность.»

Но сохраняя еще свое действие при социализме, буржуазное право становится уже не таким, каким оно было при капитализме. Частично оно отменяется тем, что средства производства при социализме не частные, а общественные. Полностью же буржуазное право отомрет вместе с государством: «…На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям»», — писал Маркс.

Потому классики и смеялись над сочетанием слов «свобода» и «государство». «Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.», — говорит Ленин

«Государство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит правило: «каждый по способностям, каждому по потребностям», т. е. когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям. «Узкий горизонт буржуазного права», заставляющий высчитывать, как бы не переработать  лишних получаса против другого, не получить бы меньше платы, чем другой, — этот узкий горизонт будет тогда перейден. Распределение продуктов не будет требовать тогда нормировки со стороны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать «по потребности», — пишет о коммунистическом обществе Ленин.

Все это непременно будет в будущем, к которому мы должны стремиться. А чтобы нам не сбиться в пути, нужно хорошенько запомнить указания классиков относительно того, что обязательно должно быть осуществлено в социалистическом обществе:

  1. Уничтожен буржуазный парламентаризм — пустые говорильни должны быть заменены работающими учреждениями. Представительные учреждения при социализме должны быть выборными, в одно и то же время принимающими законы и исполняющими их.
  2. Полная выборность и сменяемость в любое время всех без исключения должностных лиц, сведение их жалованья к самой обычной заработной плате рабочего, отмена всяких выдач денег на представительские расходы, отмена всяких денежных и не денежных привилегий чиновникам.
  3. Уничтожение постоянной армии, замена ее вооруженным народом.
  4. Отделение церкви от государства, избавление трудящихся от духовного угнетения.
  5. Отмена кажущейся независимости судей, их публичная выборность и сменяемость.

Эти пункты были выдвинуты Марксом, самым внимательным образом изучившим опыт Парижской Коммуны. Ленин добавил к ним следующие:

  1. Устройство государства на принципах последовательного пролетарского демократического централизма.
  2. Всесторонний учет и контроль.

Последний пункт – важнейший и один из самых сложных в реализации, как показал опыт СССР. Вот как разъяснял этот пункт Ленин в 1917 году перед самой Октябрьской революцией:

«До тех пор, пока наступит «высшая» фаза коммунизма, социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления, но только контроль этот должен начаться с экспроприации капиталистов, с контроля рабочих за капиталистами и проводиться не государством чиновников, а государством вооруженных рабочих.»

И еще по тому же вопросу большая, но очень важная цитата Ленина:«Учет и контроль — вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества. Все граждане превращаются здесь в служащих по найму у государства, каковым являются вооруженные рабочие. Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государственного «синдиката». Все дело в том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдая меру работы, и получали поровну. Учет этого, контроль за этим упрощен капитализмом до чрезвычайности, до необыкновенно простых, всякому грамотному человеку доступных операций наблюдения и записи, знания четырех действий арифметики и выдачи соответственных расписок.

Когда большинство народа начнет производить самостоятельно и повсеместно такой учет, такой контроль за капиталистами (превращенными теперь в служащих) и за господами интеллигентиками, сохранившими капиталистические замашки, тогда этот контроль станет действительно универсальным, всеобщим, всенародным, тогда от него нельзя будет никак уклониться, «некуда будет деться».

Все общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы.

Но эта «фабричная» дисциплина, которую победивший капиталистов, свергнувший эксплуататоров пролетариат распространит на все общество, никоим образом не является ни идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой, необходимой для радикальной чистки общества от гнусности и мерзостей капиталистической эксплуатации и для дальнейшего движения вперед.

С того момента, когда все члены общества или хотя бы громадное большинство их сами научились управлять государством, сами взяли это дело в свои руки, «наладили» контроль за ничтожным меньшинством капиталистов, за господчиками, желающими сохранить капиталистические замашки, за рабочими, глубоко развращенными капитализмом, — с этого момента начинает исчезать надобность во всяком управлении вообще. Чем полнее демократия, тем ближе момент, когда она становится ненужной. Чем демократичнее «государство», состоящее из вооруженных рабочих и являющееся «уже не государством в собственном смысле слова», тем быстрее начинает отмирать всякое государство.

Ибо когда все научатся управлять и будут на самом деле управлять самостоятельно общественным производством, самостоятельно осуществлять учет и контроль тунеядцев, баричей, мошенников и тому подобных «хранителей традиций капитализма», — тогда уклонение от этого всенародного учета и контроля неизбежно сделается таким неимоверно трудным, таким редчайшим исключением, будет сопровождаться, вероятно, таким быстрым и серьезным наказанием (ибо вооруженные рабочие — люди практической жизни, а не сентиментальные интеллигентики, и шутить они с собой едва ли позволят), что необходимость соблюдать несложные, основные правила всякого человеческого общежития очень скоро станет привычкой.

И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства.»

Мудрости и гениальному предвидению классиков марксизма можно только удивляться. Опыт строительства социализма 20 века показывает, что все указанные ими пункты действительно потребовалось реализовать в реальной жизни, чтобы обеспечить продвижение общества по социалистическому пути развития. Иное дело, что построение нового общества оказалось делом невероятно сложным и трудностей на этом пути встретилось немало. Значительная часть из них была преодолена, но некоторые преодолеть не удалось. Социализм пока потерпел поражение. Но это поражение временное, поскольку законы общественного развития действуют неумолимо – капитализм как способ производства уничтожает сам себя, и с каждым годом это все более и более очевидно каждому думающему человеку. А это значит, что окончательная победа нового социалистического строя не за горами и рабочий класс должен быть к ней готов.

[1] В.И.Ленин «Государство и революция»

Л.Сокольский, МЛД «Рабочий Путь»