Махаевщина
Своеобразным сочетанием анархизма и плохо понятого марксизма является течение, получившее название „махаевщина“. Основатель этой теории — Ян-Вацлав Махайский, писавший под псевдонимом А. Вольский, находился в конце 90-х годов в сибирской ссылке.
Будучи сослан как социалист, Махайский под влиянием анархистских идей создал собственное учение, получившее некоторое распространение после революции 1905 года.
От марксизма Махайский позаимствовал теорию классового строения общества и учение о классовой борьбе, но при этом считал, что, кроме общеизвестных борющихся между собой общественных классов — буржуазии и пролетариата, феодалов и крестьян, существует еще один класс — интеллигенция.
Среди марксистов сторонником этой точки зрения был Карл Каутский, некоторое время пользовавшийся авторитетом в качестве проводника идей Маркса и Энгельса. Вопросу о классовой природе интеллигенции Каутский посвятил специальную статью, вышедшую на русском языке под названием «Интеллигенция и социал-демократия». Еще раз к этому вопросу Каутский возвращается в своей книжке «Социальная революция». Точка зрения, развиваемая Каутским, сводится к тому, что капиталистический строй создает весьма благоприятные условия для роста интеллигенции. «Образуется новый, количественно очень сильный и беспрерывно увеличивавшийся класс, прирост которого иногда в состоянии покрыть убыль в среднем сословии, убыль, вызванную упадком мелкого производствам». В другом месте Каутский пишет: „В лице интеллигенции возникает новый средний класс, созданный отчасти потребностями капиталистического производства, а отчасти мелкого производства; этот средний класс и по численности своей и по своему значению, постоянно растет сравнительно с мелкой буржуазией. Но в этом классе, вследствие чрезмерного предложения рабочих сил, все больше и больше развивается недовольство. Рост интеллигенции и рост ее недовольства — эти два важных момента побуждают социал-демократию обратить на этот класс свое внимание»[1]. К этому вопросу Каутский возвращается и в других местах, углубляя и развивая ту же точку зрения.
Как видим, бытующие сегодня в нашей буржуазной постсоветской России среди правых и значительной части левых ложные воззрения о так называемом «когнитариате» исторически имеют под собой все то же оппортунистическое основание.
Среди марксистов у Каутского в этом вопросе было тогда, в начале XX века, немало последователей. К ним относился, например, в свое время известный А. Изгоев, позже закономерно дезертировавший в лагерь злейших врагов марксизма и революции. „Современное общество,— писал Изгоев,— в отличие от того, как полагал Маркс, делится не на три, а на четыре великих класса: землевладельцев, капиталистов, физических рабочих и умственных работников»[2]. Напомним, что настоящие марксисты считали и считают интеллигенцию не самостоятельным классом, а социальным слоем, не имеющим своих самостоятельных классовых интересов.
Опираясь на ложные взгляды некоторых марксистов на интеллигенцию, Махайский, а вслед за ним другой теоретик этого учения, Е. Лозинский, развивают теорию классовой самостоятельности интеллигенции до ее логического конца.
„Во всех странах, во всех государствах,— пишет Махайский,— существует громаднейший класс людей, которые вовсе не имеют ни промышленного, ни торгового капитала и вместе с тем живут, как настоящие господа. Это класс образованных людей, класс интеллигенции. Они не владеют ни землей, ни фабрикой, ни мастерской, а пользуются не меньшим грабительским доходом, чем средние и крупные капиталисты. Они не имеют собственных предприятий, но они такие же белоручки, как средние капиталисты, так же, как и те, всю жизнь свободны от ручного труда, и если участвуют в производстве, то лишь как управляющие, директора, инженеры, т.-е. по отношению к рабочим, к рабам ручного труда являются такими же командирами и господами, как и предприниматели — капиталисты»[3].
Е. Лозинский развивает такую же точку зрения:
«В числе современных общественных классов крупное место занимает интеллигенция — класс умственных работников. В основе его материального существования лежит огромная и все растущая общественная сила — умственный труд, веками накопленное и в его руках сосредоточенное знание: искусства и науки. Эти знания, находящиеся в монопольном наследственном владении интеллигенции, и являются той основной скрепкой, которая делает из нее совершенно особый самостоятельный класс и именно класс умственных работников. Интеллигенция есть класс уже потому, что члены ее связаны общностью одного из коренных, присущих данному обществу источников дохода, т.-е. знаниями, умственным трудом, в результате которого получается и особый вид дохода — гонорар, жалованье, содержание.»
«Но интеллигенция есть класс еще и потому, что членам ее присуща также „общность», а именно: общность основных экономических интересов, естественно вытекающая из первой коренной общности. Равным образом, интеллигенция отвечает всецело и третьей части нашей установленной выше формулы, так как ей присуща общность большей или меньшей противоположности ко всем остальным основным экономически антагонистическим группам, т.-е. классам.»
«Итак, интеллигенция есть класс, владеющий особого рода собственностью, являющейся результатом эксплуатации (а именно: знаниями и дипломами) и дающей обладателям ее возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации.»
«…Интеллигенция есть класс, по самой своей природе привилегированный и эксплуататорский.
То обстоятельство, что интеллигенция не занимается непосредственным ограблением рабочих, дает ей возможность скрываться и прятать свое эксплуататорское лицо. Но факт ее соучастия в поглощении части прибавочной стоимости остается фактом. Этому уяснению эксплуататорской физиономии интеллигенции способствует то, что ей принадлежит преимущественное, почти монопольное право на владение всеми духовными благами, переходящими в рамках этого класса по наследству.»
Таким нехитрым способом, махаевцы твердо устанавливают характерные признаки интеллигенции как класса эксплуататоров, заключающиеся, во-первых, в соучастии в грабительских нетрудовых доходах за счет рабочего класса, во-вторых, в сохранении наследственного права на образование, на накопление умственного капитала.
Правда, интеллигенция в свою очередь также подвергается в большей или меньшей степени эксплуатации со стороны класса капиталистов, вот почему, ведя борьбу против рабочего класса, она борется одновременно и против буржуазии, но все же интересы интеллигенции в отношении к рабочему классу, как полагали махаевцы, совпадают с интересами капиталистов.
«Как ни антагонистичны, — пишет Е. Лозинский, — интересы капиталистической буржуазии, владельцев средств и орудий производства, с одной стороны, и класса умственных работников — с другой, но антагонизм этот не так велик, не так непримирим, как тот, который существует между этим последним классом, с одной стороны, и пролетариатом — с другой.»
«Как бы ни ссорились между собой привилегированные и эксплуататорские слои общества из-за большего или меньшего права участия в грабеже, их соединяет кровная связь паразитического происхождения, в жилах их течет все та же „благородная господская кровь“ потребителей неоплаченного труда, аматеров прибавочной стоимости. Это сродство душ, это взаимное тяготение двух родственных друг другу социальных элементов неудержимо проявляется в революционной деятельности социалистической интеллигенции даже в наиболее героические ее эпохи.»[4]
Двусторонняя классовая борьба интеллигенции направлена, по мнению махаевцев, главным образом, против пролетариата, который интеллигенция тем циничнее стремится обмануть, чем больше она эксплуатирует и грабит его. Будучи в ряде других сравнительно молодым общественным классом, интеллигенция быстро усвоила все звериные черты, свойственные всем эксплуататорам.
Изображая интеллигенцию как самостоятельный общественный класс со всеми вытекающими отсюда последствиями, махаевцы неизбежно должны были прийти к выводу о самостоятельной, только классу интеллигенции свойственной, классовой идеологии. Этой классовой идеологией интеллигенции, как считали махаевцы, и является социализм.
Социализм, по их мнению, есть сознательным обманом, придуманный интеллигенцией для завоевания рабочих масс. Социализм чужд интересам рабочего класса, и будущее социалистическое государство, которое сулит интеллигенция рабочему классу, является ни больше, ни меньше как царством, в котором безраздельно будут господствовать образованные слои общества. Если при капиталистическом строе класс интеллигенции является классом-эксплуататором второго разряда, классом, соподчиненным классу капиталистов, то после революции, с установлением социалистического строя, когда капиталисты будут свергнуты, управлять всем обществом будет только интеллигенция, а значит она и станет эксплуатировать рабочих.
Отсюда вытекают все нападки махаевцев на социал-демократическое движение, выступления против его руководителей и против марксизма как теоретической основы этого движения.
По мнению махаевцев, интеллигенция создает социалистические организации, в которые вовлекает рабочих для того, чтобы создать для себя руководящие посты. Но интеллигенты делают это не как представители буржуазии или мелкой буржуазии, а как представители именно самостоятельного общественного класса, стремящегося к утверждению своего господства и расширению своего влияния, направленного к пленению широких масс пролетариев и крестьян. Отсюда вывод: социализм есть не что иное, как порождение интеллигенции, отвлекающей рабочих от борьбы за свои непосредственные, кровные экономические интересы и толкающей рабочих на путь политической игры, нужной только классу капиталистов и классу интеллигенции.
Интересно, что «аргументация» некоторой части наших левых, сугубых эмпириков, напрочь отрицающих всякую теорию, а значит и марксизм-ленинизм, генетически близки. Все те же самые песни о партийных функционерах-интеллигентах, которые со своим научным социализмом только и стремятся, что сесть на шею рабочему классу.
Нападки махаевцев на теорию и практику социал-демократов большей частью были заимствованы из анархистских источников, и хотя они отличались очень большой резкостью, но все же не обладали такой обоснованностью по сравнению с боевой литературой анархистов, которые гораздо эффектнее спекулировали на обывательских, индивидуалистических настроениях масс.
Социализм, по мнению махаевцев, выгоден только интеллигенции. Для рабочих социалистический строй будет таким же миром неволи и рабского труда, как и капиталистический строй. «Обобществление средств и орудий производства,— говорит Лозинский,— вопреки обычному представлению, не уничтожает корней рабочей неволи, не устраняет коренных причин рабства и эксплуатации. „Обобществление” есть формула эмансипации лишь одного из господствующих классов, а именно — класса умственных работников. Обобществление освобождает не рабов ручного труда, а интеллигенцию от подчинения капиталистам и капиталистическому государству; оно ведет к укреплению классового рабства, к упрочению рабочей неволи»[5].
В качестве аргумента в пользу того, что интеллигенция вовсе не намерена покончить с эксплуатацией, махаевцы приводили цитаты из трудов виднейших марксистов, где говорится о том, что экспроприация капиталистов может происходить с использованием выкупа. Махаевцы считают это обстоятельство доказательством того, что интеллигенция не желает вступить на путь революционной борьбы против буржуазии, она вместо революции, спешит договориться с буржуазией, соблазнить ее перспективой богатого выкупа.
Изображая социализм как идеологию интеллигенции махаевцы считали, что единственными непримиримыми борцами за интересы рабочего класса являются они сами.
Но махаевцы не ограничиваются нападками на интеллигенцию. Они шли дальше. Кое-где они высказывали мысль, что и рабочий класс является классом привилегированным и реакционным. Поэтому махаевцы не возлагали на рабочих больших надежд в смысле проведения в жизнь высоких идей теоретиков махаевщины. Непригодность рабочего класса в качестве борца за идеалы махаевщины объяснялась ими тем, что он, по мнению махаевцев, развращен экономически и политически. На рабочий класс вредно влияет аристократическая верхушка — слой квалифицированных рабочих, хорошо оплачиваемых и потому враждебных истинно-революционному движению. Эта рабочая аристократия делает рабочий класс восприимчивым к социалистической агитации интеллигентов и абсолютно глухим к революционным призывам махаевцев.
Забраковав рабочий класс как носителя революционных идей, махаевцы пытались найти для себя точку опоры в какой-либо иной общественной группе. Ну и как большинство анархистских течений, опору для себя они нашли в безработных, босяках и хулиганах. От деклассированных люмпен-пролетариев махаевцы ждали революционного воздействия на усыпленный интеллигентским социализмом пролетариат и самой активной борьбы против командующих классов. В восхвалении хулиганских элементов махаевцы доходили до того, что восторгались даже погромными «подвигами» черносотенных банд, занимавшихся откровенной уголовщиной:
«Политическая революция, — пишет Махайский, — неизбежно должна была готовить против себя черные сотни из голодных русских масс. Буржуазная революция ничего не может дать этим людям: в черных сотнях им хоть предоставляют иногда богатые инородческие магазины»[6].
Характерно для махаевцев, восстающих против монополии интеллигенции в образовании, то, что они образцом для рабочего класса ставят самые отсталые, самые бессознательные элементы. «Для рабочего революционера,— пишут махаевцы,— никакого перевоспитания всероссийского «хулиганства» не требуется… Необходимо, чтобы всех рабочих столь же невозможно было соблазнить политической свободой, как и хулиганов. Необходимо, чтобы рабочие требовали от образованной буржуазии, как это делают хулиганы, не политических прав, не красивых идей и воспитания, не краснобайства, а самых настоящих денег»[7].
Таким образом, мы видим, что махаевцы не связывают осуществления своих идей с ростом сознательности рабочего класса. Наоборот, они превозносят элемент стихийности, неорганизованности, отбрасывая тем самым протестное движение на десятилетия назад, возвращая его к первобытным способам борьбы — к избиению хозяев, разрушению машин, разгрому и грабежам и т. д.
«Свободный, по одному уже отчаянному положению, от всевозможных профессиональных, кооперативных и т. п. увлечений, не одураченный воздействием со стороны нашей либеральной и социалистической интеллигенции, равнодушный ко всякой „политике» и верным чутьем предугадывающий в лице всех современных краснобайствующих политиканов своих злейших и опаснейших врагов, сосредоточенный вниманием вокруг одного лишь, пункта, но основоположного, все остальное обусловливающего — пункта карманного, экономического, воинствующий „хулиган» способен внести в остальную рабочую среду живую отрезвляющую струю здравого пролетарского смысла, разгадавшего, наконец, где раки зимуют и что надо делать и чего не делать в интересах пролетарского освобождения»[8].
Махаевцы рассчитывали, что стихийная революционность этой хулиганствующей среды внесет боевую струю в низшие слои рабочего класса, которые вместе с безработными поведут борьбу против окопавшихся на производстве квалифицированных рабочих.
По мнению махаевцев, квалификация рабочей силы, так же как образование у интеллигенции, получается путем «вложения части прибавочной стоимости». Правда, эта прибавочная стоимость дается квалифицированным рабочим в виде высокой заработной платы, но и это обстоятельство ставит рабочих высокой квалификации в привилегированное положение, дающее возможность, если не им самим, то их потомству выбраться из каторжного положения эксплуатируемых на путь приобщения к интеллигенции и, следовательно, на путь эксплуататорства и угнетения масс.
Ориентация на безработных, на люмпен-пролетариат — одна из многих черт, роднящих махаевцев со всеми другими оттенками анархизма в России. Вместе с прочими анархистскими группами махаевцы думали осуществить социальный переворот только при помощи общественных подонков, вопреки желанию интеллигенции и верхушки рабочего класса. В то же время махаевцы отличались от других анархистских группировок тем, что твердо и последовательно стояли на точке зрения классового деления общества.
Сами махаевцы, в лице своих теоретиков, не считали себя анархистами и даже нередко нападали на анархистов не менее ожесточенно, чем на социал-демократов. Махаевцы упрекали анархистов в том, что они недостаточно решительны в борьбе против эксплуататоров. Вождя анархистов Кропоткина они обвиняли в том, что он придает значение свержению самодержавия как этапу, приближающему к целям анархизма. Другим грехом западноевропейского анархизма махаевцы считали то, что он стремится к легализации и к открытому существованию своих организаций в рамках капиталистического строя. Анархисты, по мнению махаевцев, отделываются словами вместо того, чтобы путем организации рабочего конспиративного заговора подготовить нападение на буржуазию и ее правительство.
Отношение махаевцев к государству страдает неясностью. С одной стороны, они вместе с другими анархистами отрицали государство, считая его при всех условиях вредным и эксплуататорским. С другой же стороны, махаевцы предлагали массам безработных предъявлять свои требования именно к государству.
Махаевцы относились отрицательно к профессиональным союзам и не признавали никакой программы-минимум. Их же собственная программа-максимум была практически не разработана. Рабочие должны были, по мнению махаевцев, бороться „за достижение наивысшей платы за ручной труд“, за уничтожение безработицы. Для осуществления этого необходим всемирный заговор, всемирная рабочая стачка — восстание. Вот, собственно, и весь путь к счастью, указанный ими.
Анархо — махновщина
Среди русских анархистов начала XX века, как мы указывали в предыдущих главах, преобладало течение анархо-коммунистическое. В 1917 году, от Февраля к Октябрю, анархисты-коммунисты выступали в качестве дезорганизующего фактора по отношению к правительству Керенского. Что же касается синдикалистов, то нужно сказать, что вокруг них собралась группа аристократов от анархизма, интеллигентов, слабо связанных с рабочей массой.
Анархисты-коммунисты имели довольно значительные группы почти во всех центрах рабочего движения. Но в них преобладали деклассированные элементы, а из рабочих, как и во время революции 1905 г., к ним тянулись самые отсталые слои, как, например, булочники. Если до Октября 1917 года анархисты-коммунисты сыграли некоторым образом положительную роль, то после Октября роль их стала абсолютно отрицательной. Если задачи, поставленные большевиками до Октября, не вызывали в среде анархистов отрицательного отношения, то после победы пролетарской революции в процессе начавшейся гражданской войны анархисты не поддержали ни диктатуры пролетариата ни ее практических целей.
Как известно, гражданская война с наибольшей силой развернулась на юге. В России советская власть быстро справилась с контрреволюционными мятежами петербургских и московских юнкеров. На Украине же классовая война перепуталась с резко обострившимся национальным вопросом, и гражданская война затянулась там надолго. В этой обстановке активизировались анархисты, которые использовали сложность ситуации для оттачивания своего теоретического и практического оружие против большевиков, против пролетарской диктатуры. В этот период анархисты стали выдвигать идею второго Октября. (Как сейчас, очередного майдана! «За любой шухер, кроме голодовки.» Мелкая буржуазия в своем репертуаре… А если серьезно, то это результат идейной нестойкости мелкобуржуазных слоев населения, отражение их двойственного классового положения, результат отсутствия твердой классовой позиции.)
В 1918 году на совещании анархистов всех оттенков была выдвинута идея „единого анархизма», т.е. такого объединения, куда вошли бы анархисты всех течений. На этом совещании был разработан первый опыт единой платформы и заложена общая для всех организация, принявшая название „Набат». В период осуществления диктатуры пролетариата и свержения не только самодержавия и помещиков, но и капитализма, анархисты пытались сказать свое особое слово, выдвинуть свои, отличные от большевистских, задачи. Характерно, что эта попытка была сделана на юге, на Украине, где рабочий класс был сравнительно слаб и где доминирующее влияние принадлежит крестьянству.
1918 год и часть 1919 года проходили для анархистов в беспрерывных попытках организации сил. В поисках своей социальной базы, к которой, как мы знаем, анархисты относили прежде всего люмпен-пролетариат, опустившиеся и хулиганствующие элементы, они объединяются с „батькой» Махно, действовавшими с 1918 года со своими повстанческими отрядами сначала против немцев, а потом против Деникина в районах Екатеринославской (ныне — Днепропетровская область) и Таврической губерний (Крым с прилегающими районами).
Ориентация на махновское движение вполне определенно выявила социальную сущность анархизма вообще и бакунинско-кропоткинской его разновидности в частности. Связь вождей и теоретиков анархизма с махновщиной показала, где та классовая линия между анархистами и марксистами-ленинцами. Первые — выразители интересов мелкобуржуазных слоев населения, напуганных революцией, вторые — рабочего класса и трудового крестьянства. Не случайно анархистам-набатовцам нигде не удалось создать сколько-нибудь значительных сил в рабочем классе, ибо они выражали не его коренную классовую идеологию.
Махновщина не нашла и не могла найти опоры в среде осознавшего свои классовые интересы пролетариата. Развитие борьбы за укрепление диктатуры пролетариата в России, после преодоления керенщины, деникинщины и петлюровщины, пошло быстрым темпами. На Украине же организованное движение кулачества несколько затормозило развитие революции, и украинскому рабочему классу пришлось вести упорную борьбу за победу Октября.
Махно и его приспешникам суждено было стать вождями организованного кулачества в его борьбе против власти трудового народа — рабочих и беднейшего крестьянства. И если анархо-коммунистам, не нашедшим себя, своего социального лица, своего класса, удалось в процессе гражданской войны объединиться для первых попыток анархистского строительства только с Махно, то это как нельзя лучше показало истинную классовую физиономию анархизма.
В своих газетах („Набат», „Путь к Свободе») и листовках анархисты противопоставляли Красной армии повстанческую армию, Советам рабочих и крестьянских депутатов — беспартийные и безвластные Советы, объединяющие местные организации по предприятиям и деревням. Анархисты заявляли, что только повстанческая армия может быть истинной защитницей социальной революции и только безвластные Советы способны осуществить организацию нового строя.
И здесь мы видим, что и эта «замечательная» идея анархистов не пропала втуне, а подхвачена заботливыми руками наших сегодняшних левых, которые, именуя себя коммунистами и марксистами-ленинцами, так же, как анархисты-махновцы начала прошлого века, ратуют за беспартийные (т.е. бесклассовые!) Советы. Вот, оказывается, где были спрятаны корни «гениальных» идей ФРА (поповцев) и слепо бредущих за ними РКРП и Рот-Фронта! В анархизма, в махновщине!
Некоторые районы Екатеринославщины оставались в руках Махно в течение нескольких месяцев. В этих районах при штабе повстанческой армии Махно в качестве идеологов махновщины сидела группа анархистов с Волиным во главе. Эти анархисты от поры до времени устраивали совещания, редактировали и писали газеты и листовки, стараясь пропитать махновщину духом вольного анархизма. Но среди махновской армии анархистам едва ли удалось создать хоть сколько-нибудь значительный слой сознательных анархистов-борцов. Поэтому в итоге и создалось в этой «повстанческой армии» положение, при котором всякие попытки идейного характера оканчивались недовольством обеих сторон, и исторические опыты анархизма —„эксперименты анархического строительства» — заканчивались взаимным раздражением Махно и его сотрудников, с одной стороны, Волина и его сотрудников — с другой.
Слияние и совместная работа анархистов и махновщины показали, что анархисты в короткое время сделались игрушкой в руках Махно, а следовательно, политическими слугами тех кулацких слоев крестьянства, которые стали хозяевами и господами махновского движения.
(Точно так же как путь бесклассовых Советов неизбежно заканчивается подчинением их сначала мелкой буржуазии и кулачеству, а затем и крупной буржуазии).
Путь, пройденный анархизмом от Прудона и Бакунина к кулацким бандам Махно, — это смертный приговор для анархизма. Путь от идеи вольной анархии к тирании махновщины и кулачества (а значит и диктатуре буржуазии!) — это все, что мог сделать, анархизм. Это его последнее слово, и иного быть не могло.
Продолжение следует
[1] „Интеллигенция и пролетариат», стр. 17—18.
[2] „Интеллигенция, как социальная группа». Журнал „Образование», 1904 г., 14 1.
[3] „Буржуазная революция и рабочее дело*, стр. 86.
[4] Е. Лозинский. „Что же такое, наконец, интеллигенция», стр. 101.
[5] Е. Лозинский. „Что же такое, наконец, интеллигенция», стр. 282.
[6] «Буржуазная революция и рабочее дело», стр. 50.
[7] „Рабочий заговор», стр. 25 — 20.
[8] Е. Лозинский. „Итоги и перспективы», стр. 351—352.
Анархизм вновь популярен среди молодежи.
Махно был отрезан от промышленных районов, поэтому не удалось ему удержаться у власти. А про диктатуру буржуазии и кулачества, чья бы корова мычала, особенно вы, коммунисты-сталинисты ,с своей огромной бюрократической государственной махиной, ломающейся и разваливающейся в течении 70 ти лет. Нельзя построить коммунизм с государством, государство сперва надо ликвидировать, создать общественные трудовые комунны, объединенные на добровольных началах. Эти комунны, имея средства производства, будут взаимодействовать друг с другом и таким образом будет строиться коммунизм. А то, что ваши идеологи предлагают, это лишь поаорот не туда.
Политэкономическая безграмотность и дичайший наив очевидны. Ответ на эти давно заплесневелые идеи будет в статье на РП. Спасибо, что кратко изложили свое миропонимание. Ждите.
Долго ли еще ждать? просто уже год прошёл…
Напишите сами. Мы никого обслуживать не обязаны. Делаем столько, на сколько хватает сил.
Но вы же сами заявили в комментарии выш: «Ответ на эти давно заплесневелые идеи будет в статье на РП». Т.е. вы пообещали статью…
Пока нет времени. Вопросов задают много, а этот не самый насущный.
Вот как надо делать.
Модель анархо-коммунистического общества.
Только 3 вида собственности:
1. Общественная (для всех)
2. Коллективная (участники имеют равные права на пользование ею)
3. Личная (персональное право на личное пользование)
*Частной собственности нет, люди имеют только право на пользование, но не на продажу/аренду или покупку .
**Часть общественной собственности может приобретать статус личной или коллективной по решению городского/областного совета или референдума. В таком случае она может выдаваться на определенный срок или пожизненно, после чего снова становиться общественной.
***Личная собственность не предусматривает наличие средств производства (совокупность средств труда и предметов труда). Средства производства могут быть только в общественной или коллективной собственности.
Состав любого коллектива и его деятельность должны быть открыты и прозрачны для общественности.
*В коллективах могут формироваться:
— Промышленность
— Сельское хоз-во
— Образовательные учреждения
— Религиозные учреждения
— Культурные учреждения
— Научные учреждения
— Больницы и медпункты
— Прочие учреждения и отрасли.
Вступление в коллектив происходит исключительно по собственной воле человека.
Распределение различных ресурсов/благ среди населения производиться референдумом. Т.е. сначала предложениями и голосованием определяется средняя норма выдачи ресурсов, а потом эта доля корректируется индивидуально под каждого человека и принимается также на референдуме.
Пример:
На складе общины 1000 кг яблок на 1 месяц. В общине 100 человек. Один из них — Андрей, предложил выдавать из склада на 2 яблока больше своей жене, т.к. она беременна. Община принимает его предложение, но кол-во яблок, выдаваемых всем остальным сократиться и составит около 9,8 шт./мес. Если же предложение Андрея отклонили, то всё остаётся неизменным.
Ограниченные/ценные ресурсы выдаются по заранее утвержденной на референдуме нормы выдачи тому или иному человеку или коллективу или обмену по курсу, зависящему от спроса/предложения, опять же в пределах установленной нормы потребления.
Излишние/избыточные ресурсы выдаются свободно.
*Пример формирования обменного курса на ограниченные ресурсы:
В стране одинаковое потребление яблок и груш на душу населения — 300шт./год. Яблочные сады дают 200шт. на человека в год (дефицит), а грушевые сады соответственно 400шт. (профицит). Курс на обмен яблоки-груши устанавливается 1/2 соответственно, так как груш в 2 раза больше чем яблок при одинаковом спросе на них.
Все что является промышленностью и чей продукт может иметь массовое потребление является достоянием общественности или собственностью коллектива. Промышленным (производственным) продуктом считается тот, объем производства которого превышает установленную норму потребления самого производителя или его семьи.
Все законопроекты, решения о наказаниях и любые действия, которые могут иметь прямое или косвенное влияние на быт, жизнь и здоровье людей принимаются исключительно всеобщим голосованием на соответствующем уровне (коллектив, город, область, федерация)
Голосование на разных уровнях осуществляется путем сбора граждан в одном или нескольких, предназначенном для этого зданиях и/или рассылкой бланков каждому отдельно почтой (можно и в электронном виде) с последующим сбором этих бланков в предназначенном для этого месте.
* Коллективное голосование может проходить на других условиях.
Если есть люди, несогласные с решением референдума (меньшинство), они должны предложить свой вариант решения. Действует принцип: отрицаешь — предлагай. Если ни один из вариантов не был одобрен большинством голосующих, то принимается результат первого голосования (первоначального большинства), а меньшинству предоставляется выбор — смириться с мнением большинства или уйти из города/области/страны.
Главные здания в городе — городской совет и общественный склад ресурсов.
Городской совет — место, где проводятся референдумы, а представители принимают иностранных/иногородних гостей.
Представитель — единственное должностное лицо в стране/области/городе. Его деятельность — внешняя политика. Абсолютно все его решения и результаты деятельности должны всегда быть открыты для общественности. Назначается и увольняется решением голосования.
Общественный склад ресурсов — место, где можно взять, отдать или обменять продукты/ресурсы.
Обмен ресурсов/продуктов может осуществляться:
1. Между отдельными гражданами напрямую.
2. Между общественным складом и гражданином (при условии соблюдения установленной нормы потребления для гражданина)
3. Между коллективом и гражданином напрямую (при условии соблюдения установленной нормы потребления для граждан, участвующих в обмене)
4. Между общественным складом и коллективом.
5. Между двумя коллективами напрямую (при условии не превышения установленной нормы потребления для всех участников коллектива в совокупности).
Это хозяйственные коммуны по Дюрингу. Это приведёт к реставрации капитализма. Энгельс давно обосновал невозможность социализма в вашем предложенном обществе.
Зря вы Денис старались. Таким неизвестно имя Энгельса.
Чувак пытается толкать идеи утопии Кропоткина. Забавно…
Ничего себе, какие люди тут были в комментах. Привет союзу анархистов им. Батьки Махно, Яна Солдатова посадили по 282 статье. Не знаю когда выйдет.
Кстати, будете помогать политзаключённому анархо-коммунисту Яну Солдатову? Всё таки идеалы у вас левых схожие.
Не знаем такого. Никаких общих идеалов с комментатором, подписавшимся Яном Солдатовым, у РП нет.
Хороший материал, гнать в шею надо было эту шваль антинародную в виде махновцев, левых коммунистов, меньшевиков и пр.