В середине восьмидесятых в нашей стране началась активная подготовка идеологической почвы для завершения буржуазной контрреволюции и реставрации в стране капитализма. Буржуазные идеологи методично извращали историю революции и обливали грязью имена революционеров и коммунистов. Особую ненависть у вершителей перестройки вызывал Павлик Морозов.
Его чернили просто с каким-то бешенством. Хотя, что можно было поставить ему в вину? Что Павлик Морозов, пионер, искренне преданный советской власти, разоблачил своего отца, скрытого и коварного ее врага? Что он в свои тринадцать лет нашел силу и мужество поступить по убеждениям, не побоявшись злобы родственников и мести кулацкого отребья?
Либералы с пеной у рта обвиняли Павлика, что он «предал отца». То есть, что во имя убеждений пренебрег кровным родством, что общественные интересы поставил выше семейных связей.
Однако если мы посмотрим в историю, увидим, что все герои, служащие для человечества примером духовного величия и гражданской доблести – поступали именно так. Они жертвовали личным, частным во имя общего. Великую общественную идею, гражданское служение они ставили выше личных привязанностей и родственных уз. И именно поэтому они – Герои. Именно поэтому человечество преклоняется перед их духовным величием и именует совершенное ими Подвигом.
И напротив – те, кто поступал наоборот, кто поддавался родственным или семейным чувствам и отступал от убеждений – оставались в истории как образец слабости и малодушия, как презренные ничтожества, не стоящие никакого уважения окружающих.
Когда человек жертвует собой, своими личными интересами во имя общества – это благородно, это героизм. Когда же он ради родственных связей предает более высокое – свой общественный и гражданский долг – то это низость. Последнее – ничтожно, и остается в памяти потомков как постыдное падение, как предательство общего дела во имя собственных интересов. Отдать самое дорогое, что у тебя есть — свою жизнь, родственные связи и личные привязанности за счастье других — это и есть та единственная ценность, о которой с полным правом можно говорить, что она общечеловеческая, ибо в истории всех народов земли именно это и называли Подвигом.
Больше того: ведь и христианство в первые века, когда оно еще играло прогрессивную роль и вызывало колоссальный подъем духа – приказывало ставить идею выше семьи, духовное родство выше кровного. «Кто не оставит отца и мать и не пойдет за мною – тот недостоин меня». То есть, кто не пожертвует семейными связями во имя Идеи, тот недостоин уважения и дружбы.
Христос сказал своей матери – что у меня общего с тобой? И, указав ей на своих единомышленников, сказал, что это они – его настоящая семья. И здесь тоже явно звучит мысль о том, что идейное родство выше кровного и единомышленники ближе родных.
Кстати, либералы в перестройку как раз поднимали на щит христианство, которое велит ради идеи «оставить отца и мать». Значит, либеральную ненависть Павлик вызывал не тем, что выдал отца – а именно тем, какую именно Идею он защищал. Либералы и демократы ненавидели и ненавидят до сих пор Павлика Морозова за то, что он был пионер, что был предан идеям коммунизма и ради них пожертвовал родством. А если бы было наоборот, если бы, скажем, Павел выдал отца-коммуниста кулакам – вряд ли бы это возмутило либералов, они бы, наверное, ему сами памятники везде поставили.
В перестройку либеральная братия захлебывалась от ненависти к Павлику Морозову, с пеной у рта проклинала его. Теперь она решила сменить тактику. И эта новая тактика намного подлее и лицемернее. Ныне либералы уже не трясутся от злобы, проклиная Павлика – они решили его «понять и пожалеть».
В «Аргументах и фактах» была опубликована на эту тему статья[1], которая есть не что иное как отвратительное, подлое фарисейство. Буржуазные лицемеры, решившие якобы «оправдать» Павлика Морозова – на самом деле ставят себе целью его оболгать еще раз, еще раз опошлить его подвиг и вообще опошлить само понятие подвига.
«Оправдать» Павлика пытаются с помощью двух версий. Первая версия – что Павлик выдал отца вовсе не из идейных соображений. Павлик якобы мстил отцу за мать, которую тот избивал, а потом бросил. Цитируем статью: «Не так давно появилась версия о том, что Павлик выдал своего отца вовсе не из коммунистических убеждений, — мальчик был обижен за то, что Трофим бросил многодетную семью и ушёл к соседке-любовнице.»
В этой антикоммунистической кампании по «оправданию» Павлика принимают посильное участие и некоторые левые. Например, активно «оправдывает» Павлика писатель Владимир Бушин, часто печатающийся на страницах «Правды» и позиционирующий себя коммунистом! Посмотрите же, как этот «коммунист» помогает либералам «оправдать» Павлика: «Отец Павлика бил жену, детей, а потом вообще ушёл из семьи к другой бабе. Конечно, мальчишке было больно пережить такое предательство. Может, Павлик кому-то что-то и сказал про отца, но сделал это не со зла — он просто думал, что этим защищает семью, спасает маму».
Значит – если Павлик Морозов действовал по убеждению, если он сознательно поставил общественные интересы выше семейных (то есть, поступил как герой) – то нет ему оправдания. А если он просто воспользовался случаем, чтобы свести счеты с отцом (то есть, поступил, как примитивный обыватель) – ну, тогда дело другое, тогда его можно простить. Так, гражданин «коммунист»?
И посмотрите на слащавый язык этого писателя: «мальчишке было больно», «сделал это не со зла», «спасает маму». Этот «коммунист» сюсюкает и лицемерит, чтобы «оправдать» пионера Павлика Морозова, мол, не такой он и плохой, его по-человечески понять надо! Этот «коммунист» юлой вертится, чтобы доказать — не было Павлика Морозова, отдавшего жизнь за коммунистические убеждения! Был всего лишь обыкновенный мальчик, который обиделся на отца и свел с ним счеты.
Конечно, такой Павлик Морозов антисоветским идеологам очень желателен. Такого можно и «оправдать». И «коммунист» Владимир Бушин им в этом помогает изо всех сил.
Эти непрошенные защитники Павлика понимают – «оправдывая» его таким манером, они лучше всего клевещут на коммунистическую идею. Они внушают – внушают хитро, исподтишка — что ни Павлик, ни кто другой не мог сознательно жертвовать собой за Советскую власть. Значит, и Павлик, и все коммунисты, отдавшие жизнь за Советскую власть, на самом дел поступали так — из каких-то побочных, личных соображений. Значит, и не было подвига, и не было беспримерного, невиданного в истории героизма миллионов коммунистов. Значит – и никакой коммунистической идеи не было – а была пропаганда, «идеология», навязанная извне. А без этой пропаганды человек как был животным, так и остался. Это как раз то, что надо антисоветчикам.
Да, гражданин Бушин – вы служите антисоветчикам, ненавистникам коммунизма. Вы – позорная антисоветская подстилка. И вы еще смеете называть себя левым и даже коммунистом? Впрочем, не вы первый, не вы последний. Немало развелось теперь «коммунистов», которые, вместо того чтобы гордиться Революцией, пытаются ее «оправдать», извиняются за подвиг дедов, как бешеных собак уничтожавших тех, кто десятилетиями над ними издевался, угнетал, унижал и притеснял!
Основа либеральной, буржуазной идеологии – обывательщина. Либералы – насквозь обыватели. Проклинают ли они коммунистов с пеной у рта или же лицемерно их «оправдывают» — они и в том и другом случае действуют с позиций обывательщины.
Обывателям трудно представить себе, что человек может действовать не из личного интереса. Жизнь во имя идеи им непонятна. Они пытаются объяснить героизм по своему ничтожному разумению. И, конечно, их объяснения соответствуют их обывательской мерке: «Павлик Морозов выдал отца, потому что обиделся за мать», «Ленин устроил революцию, потому что мстил за брата».
Либералам трудно себе представить, что Ленин мог посвятить всю жизнь борьбе за революцию, идти в тюрьму и ссылку, не иметь дома, жить под чужими паспортами на нелегальных квартирах, подвергаться смертельному риску – не из личных соображений, а потому что служил великой Идее, был настоящим коммунистом.
Если они сами не способны ничем пожертвовать во имя идеи, потому что никакой идеи не имеют (кроме собственного благополучия) – то они и не могут себе представить, что кто-либо, да еще такой молодой человек, как Павлик – мог быть предан идее, ради нее пойти против родных и даже поплатиться жизнью за то, чтобы она торжествовала на земле, за то, чтобы другие были свободными.
Как говорится – каждый судит по себе.
На случай же, если эта первая версия не сработает – либералы предусмотрительно заготовили вторую, вероятно, решив «оправдать» (то есть сделать неопасным для себя) Павлика Морозова любой ценой.
Вторая «оправдательная» версия звучит так: Павлик Морозов — жертва «идеологии». «Учтите: ребёнок рос в жёстко идеологизированном обществе и мог свято верить в то, что, разоблачая отца-вредителя, приносит обществу пользу. В те времена люди всерьёз считали, что так поступать правильно» — говорит некая Анна Пастухова, которая в начале статьи «оправдывала» Павлика тем, что он не из идейных соображений выдал отца, а обиделся за мать.
Теперь она уже признает: да, тот, кого они пытались изобразить обидевшимся на отца мальчиком – на самом деле был сознательным борцом за Советскую власть и сознательно разоблачил отца-врага. И она снова «оправдывает» Павлика – мол, совсем заидеологизировали ребенка, что с него взять! Ведь идеологизированность общества-то какая была!
Этот миф антикоммунистической пропаганды мы слышим который год, и будем слышать еще долго. Он гласит: «В советской время людей пичкали идеологией, всюду была сплошная идеология. Ну, а теперь, слава богу – у нас с этим порядок, нас никакой идеологией не пичкают. Наше общество свободное, что хочешь, то и думай – никакую идеологию тебе никто не навязывает».
Антикоммунисты не понимают (или не хотят понимать), что общества без идеологии не бывает. Идеология – эта система нравственных ценностей, которая господствует в обществе. Ясно, что та или другая господствующая система нравственных ценностей есть в любом обществе. Значит – в любом обществе есть та или другая идеология. То, что в советское время была идеология, а у нас теперь ее нет, или что у нас теперь ее меньше – это ложь.
На самом деле у нас безраздельное господство идеологии. Такое, какое и советскому обществу не снилось – пикнуть не дают. Но если в советское время господствовала идеология рабочего класса – социализм, то у нас господствует идеология буржуазии – либерализм. Какой класс у власти, такая в стране и идеология. Идеология – следствие экономики, она прямо из нее вытекает. Если все общее и всем управляет вместе, это один разговор. А если в экономики каждый стремится получить прибыль, вырвав ее у другого, это совсем другой разговор.
В нашем современном обществе засилье буржуазной идеологии тотальное и повсеместное. Оно охватывает все сферы нашей жизни. Правящий класс, буржуазия – внедряет свою идеологию в сознание общества всеми возможными средствами.
Реклама, которая кричит тебе, что ты станешь вполне счастливым, если купишь какую-нибудь кастрюлю или средство для мытья посуды. Она везде — в телевизоре, телефоне, в интернете и на улице. Она без спроса лезет тебе в глаза. И это не просто так, это – пропаганда. Тебе неуклонно внушают буржуазные ценности – потребительство, основа которого — культ личного материального благополучия. В твоем сознании создают идеал буржуазного счастья — иметь много вещей, часто тебе совсем не нужных.
Примитивные, бездарные песенки будто бы «про любовь». Ими заполнен эфир. А ведь это тоже пропаганда. Они профанируют любовь, мельчат чувства, воспитывают цинизм и поверхностность, одновременно лишая человека действительного личного счастья – глубокой и любви и верной дружбы. То есть опять-таки формируют тебя в том направлении, которое требуется для капитализма.
Новости, подобранные так, что рядом с кровавым терактом стоит сообщение о новом любовнике какой-нибудь певицы или о счастливом медовом месяце пожилого олигарха и его юной жены. Опять-таки цель – очерствить чувства, воспитать равнодушие, приглушить сострадание и сопричастность с народом, смешать важное и пошлое, раздробить сознание, уничтожить духовные ориентиры. Подача новостей, язык, которым они излагаются – все это является частью все той же буржуазной пропаганды. И каждая часть имеет свое назначение, поражает свою цель в душе и сознании человека, порабощает его низменной буржуазной идеологией.
Буржуазной идеологией пропитаны все области нашей современной жизни. Буржуазная машина пропаганды не останавливается ни на минуту, стараясь перемолоть каждого из нас, чтобы сделать нас апатичными рабами, не способными к сопротивлению.
Эти новоявленные «адвокаты» Павлика Морозова, которые говорят, что он был «идеологизирован», а себя считают свободными от идеологии, нагло лгут. Они сами идеологизированы и полностью порабощены буржуазной идеологией. Этой идеологией как раз и продиктованы их стремления «оправдать» подвиг Павлика Морозова, и ею пропитаны все их рассуждения по поводу причин поступка мальчика. Ведь все они сводятся к непоколебимой мещанской уверенности — нормальный человек не может пожертвовать личным во имя общего. А если он это сделал, то либо у него были на самом деле какие-то другие, побочные мотивы, либо он «заидеологизирован», а попросту, дурак.
Это как раз и есть буржуазная мораль, идеология буржуазного общества – эгоизм, самость, преобладание частного над общим, части над целым, единичного над множеством. Последнее – жизненно необходимо буржуазии, которая всегда составляет ничтожное меньшинство населения капиталистического общества, для того, что доказать свое моральное право на господство, оправдать свой диктат над миллионами трудящихся. А «защитники» Павлика, якобы свободные от идеологии — на самом деле вполне убежденные сторонники буржуазной идеологии, ее активные защитники, защитники вот этого самого ничтожного меньшинства, угнетающего миллионы.
Свою статью они закончили лицемерным призывом «понять и пожалеть ребёнка», то есть Павлика.
Господа лицемеры! В вашей жалости Павлик Морозов не нуждается. На свете нет худшего оскорбления, чем ваша жалость. Его вообще жалеть не требуется. Героев не жалеют – о них скорбят и гордятся ими, как гордимся им мы вместе с миллионами трудящихся нашей страны.
Мы презираем ваши попытки «оправдать» — то есть еще раз оболгать и опошлить имя Павлика Морозова.
Вы сюсюкаете и называете его ребенком. Но мы знаем — Павел, несмотря на свой юный возраст — был сознательным коммунистом. Нет, не как обиженный мальчик разоблачил он отца. Из его речи на суде видно – Павлик понимает, что его отец — враг Советской власти, а значит, и его личный враг.
Когда борьба идей делит общество пополам, разлом часто проходит через семейные и родственные связи. Если родные люди оказываются по разные стороны баррикад – то они становятся врагами. Павел Морозов и его отец оказались по разные стороны. Они были врагами. Павлик Морозов боролся с врагом, и не пошел против своей совести, не поступился убеждениями ради родства.
Вечная память ему! Придет время – и мы очистим грязь с его имени. Мы вновь поставим памятники на место снесенных — и Павлику, и другим героям, ныне оклеветанным нашими врагами и их невольными невежественными холуями.
А пока – пусть его имя вызывает у врагов злобу и бешенство! Пусть они лицемерят, призывая «пожалеть» его! Мы знаем, почему они это делают — потому что боятся. И это радостно для нас. Тринадцать лет было этому мальчику, восемьдесят лет назад его убили – а все боятся!
Как же нам не верить в свое дело, не идти твердо своим путем, если даже этот мальчишка, совсем еще пацан, в свои молодые годы смог проявить такую силу духа?
Мы учимся у Павлика быть такими же верными идеям Коммунизма и также преданно и твердо как он бороться за свободу рабочего класса и всех людей труда на земле. И мы обязательно победим, потому что в наши ряды встанут тысячи, миллионы Павликов – великих Героев и борцов за победу Социализма!
Анна Тропинина