19 февраля — годовщина отмены крепостного права в России

19 февраля 2015 года будет 154 года, как в России было отменено крепостное право, действие, которое российскими буржуазными идеологами выдается за освобождение русских крестьян от рабства. Было ли это на самом деле освобождением и стало ли русское крестьянство после этой царской реформы действительно свободным и независимым, читайте в архивном документе эпохи самодержавной России, который мы сегодня публикуем на страницах нашего сайта.

ЛИСТОВКА ПЕТЕРБУРГСКОГО КОМИТЕТА РСДРП

К ГОДОВЩИНЕ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ 1861 ГОДА,

19 ФЕВРАЛЯ 1903 г.

Товарищи рабочие!

19-го февраля 1861 года пало крепостное право в России, возвращена была «воля» русскому народу. «Воля», отнятая у него хитростью и обманом, по признанию самого царя, Николая 1.

Страшное это было время, время крепостного права. 22 миллиона крестьян находилось в полной власти у помещиков. Помещики делали с ними, что хотели: мучили непомерной работой, били, истязали, калечили, убивали, ссылали в Сибирь, отдавали в солдаты… и не отдавали никому отчета в своих поступках. И жили себе припеваючи, как у Христа за пазухой, за счет пота и крови своих рабов… Жили и ни о чем думать не хотели… а рабы тем временем начали глухо волноваться и мстить господам за свое рабство.

Все чаще и чаще совершались убийства помещиков, все чаще и чаще возникали «бунты» крестьян,— к 1854—55 гг. слово «бунт» стало обиходным, жалобы властям сыпались без конца, становые пристава и исправники почти не возвращались на свои квартиры; к этому времени «бунты» охватили 29 губерний, и как ни старалось правительство строгостью и силой подавить эти «бунты», сколько ни посылало солдат в села и деревни для усмирения, сколько ни пороли крестьян целыми селами, сколько ни заковывали в цепи, ни ссылали в Сибирь, — «бунты» все росли и росли… так что правительство сильно над этим задумалось и еще Николай I сказал: «этому должно положить конец; лучше нам отдать добровольно, нежели допустить, чтобы у нас отняли»…

Однако еще в течение 30 лет он ровно ничего не сделал для осуществления своего желания…

Единственными средствами поддержать начавшее давно разрушаться здание крепостного права были строгость и сила, и ими пользовались при Николае 1 в широких размерах, чтобы воспрепятствовать проявлению неприятных течении в общественной жизни. Крымская война доконала то, что стало уже разрушаться само собою, крымская война показала воочию как бесчисленные недостатки войска, так и всей старой системы управления, основанной на чиновничьей опеке и на полном отсутствии гласности, на охране всего существующего, начиная с крепостного права. Повальное казнокрадство и продажность вверху, рабство и невежество внизу.

К концу царствования Николая I Россия была накануне разорения. «Сдаю тебе команду, но к сожалению не в таком порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот», — сознался умирающий царь-солдат Николай I своему наследнику Александру II. Новый царь далеко не был расположен отменить крепостное право, и Николай I, умирая, взял с него слово совершить это дело, а несколько месяцев спустя министр нового царя Ланской объявил во всеуслышание, что «государем ему поведено ненарушимо охранять права, венценосными его предками дарованные дворянству», т. е. крепостное право. И вскоре затем царь сам произнес речь перед московскими дворянами, в которой говорил: «Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение от крепостного состояния, — это несправедливо. Вы можете сказать это направо и налево, но… мы живем; в таком веке, что со временем это должно случиться… гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу».

Страх перед пугачевщиной и нужда в деньгах заставили однако Александра II и его правительство поторопиться с отменой крепостного права. Дело это, натурально, было поручено чиновникам-помещикам, и все старание было направлено на то, чтобы и волки были сыты и овцы целы: большинство стояло за освобождение без земли, за так называемую «волчью волю».

Но все тот же страх заставил отказаться и от этой мысли. «Как отнять от насущного хлеба 22 миллиона душ? — писал главный работник по крестьянскому делу Ростовцев. Я уверен, что если у них совсем отрезать землю, будет пугачевщина».

Без земли освободить не решились… освободили с землей, но за эту землю (в небольшом количестве и скверную по качеству) крестьяне должны были заплатить дорогой выкуп, вознаграждение для помещиков; причем правительство оставило в силе целый ряд законов, ограничивающих, сравнительно с другими сословиями, права крестьян на личную свободу и распоряжение своим имуществом, а также телесное наказание, круговую поруку, паспортные стеснения.

Даже из этого немногого, сказанного нами, вы видите, товарищи, что если правительство и возвратило волю народу, то не по своему желанию, а против своего желания, из опасения народного восстания, нуждаясь в деньгах, не имея возможности поправить свои дела при крепостном праве. Освободило не вполне, не без оговорок, а с выкупом тяжелым и несправедливым. Лишь бы успокоить народ, лишь бы оттянуть время и с тайным намерением под шумок народной радости начать урезывать эту «волю», которую принуждено было дать 19 февраля. Уже в августе 1861 года Александру II показалось, что народ получил слишком много и он начал помышлять об ограничениях.

Много воды утекло с тех пор на Руси, далеко вперед шагнула Россия. Выросли люди, не знающие крепостного права, развилась промышленность, торговля, выросли города с тысячами фабрик, народился многомиллионный рабочий класс. О крепостной зависимости от помещиков теперь не может быть и речи, но о «воле» и теперь приходится думать и говорить: на место власти помещиков стала власть правительства самого, чиновников и полиции. Теперь они у нас господа, теперь они творят суд и расправу, хватают людей, сажают в тюрьмы, ссылают в Сибирь и делают все это, не давая никому отчета.

И теперь народ должен подумать об этом самодурстве чиновников и полиции и начать настойчиво требовать свободы и политических прав для себя.

Требовать, чтобы не смела полиция никого арестовывать, сажать в тюрьмы, ссылать без суда и следствия, чтобы суд был независим от правительства, чтобы имели право свободно собираться, свободно говорить, писать и печатать о всех своих нуждах, свободно соединяться в союзы, свободно образовывать кассы и свободно устраивать свою жизнь.

И в день 19-го февраля, вместо панихиды по царе-освободителе, который на самом деле только тормозил освобождение, нам, рабочим, надо настойчиво выставлять свои требования политической свободы и политических прав, — и это будет самым верным способом празднования этого памятного для России дня.

Да здравствует политическая свобода!

Да здравствует Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия!

Февраль 1903 г.

Петербургский Комитет Российской Социал-Демократической Рабочей Партии.

Мим., 2 стр., 27’/,Х18 СМ., библиотека ИМЭЛ, листовка № 110.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code