Возможен ли при капитализме свободный труд?

Detskij-trud.-BRW-MagazineСреди наемных работников в России довольно широко распространено мнение, что они якобы полностью свободны в своих действиях, что их никто не угнетает и не эксплуатирует, что они сами принимают решение — трудиться им или нет, идти работать к тому или иному работодателю или не идти, и что если уж они решили пойти куда-то работать по найму — значит предлагаемая заработная плата их вполне устраивает.

Знакомо, верно? Это старая песня, которую мы опять-таки помним со времен перестройки. Именно так защитники рыночного пути развития страны нам доказывали преимущества капиталистической системы, добавляя, разумеется, свое коронное о «полной личной свободе человека в буржуазном обществе», которой якобы были лишены советские трудящиеся в СССР. Ведь в Советском Союзе паразитировать, жить за счет других действительно не разрешалось, и существовало даже уголовное наказание за тунеядство, в соответствии с которым хронических бездельников наказывали. А тут, мол, при капитализме, полный рай: хочешь — работай, не хочешь — не работай. Никто над тобой с палкой не стоит.

Так ли это на самом деле?

Теперь, пожив более 25 лет при капитализме, многие российские граждане отлично поняли, что все эти рассуждения были очередным подлым обманом, примитивной демагогией рвущихся к власти капиталистов, целью которой было одурачить советских людей, заставить их сомневаться в превосходстве социализма, а самим под шумок быстренько забраться им на шею.

На самом же деле та палка, которую капитализм держит над головами людей не в пример более тяжелая, если не сказать убийственная. Та форма принуждения, с помощью которой капитализм заставляет трудиться, носит экономический характер, а не политический, как при социализме. В социалистическом обществе даже самого злостного тунеядца максимум, что ждало, — это принудительная работа пару-тройку лет на благо всего общества, но куска хлеба и всего остального, самого необходимого для существования человека — жилья, пищи, воды, тепла, медицины, образования и пр. никто его лишить не мог в силу самого характера социалистического общества. То есть за то, что человек не работал, никто у него права на жизнь не отнимал. Воздействие на таких людей носило в СССР в общем и целом воспитательный характер.

Принципиально по-другому обстоит дело в буржуазном обществе. Неработающий человек при капитализме фактически лишается права на жизнь. Ему не только элементарно становится нечего есть, но и негде жить, негде обогреться, невозможно получить медицинскую помощь в случае болезни и т. п. И причина, по которой этот человек не трудится, — заболел ли он или не может найти работу — никого в капиталистическом обществе не интересует. Угроза голодной смерти висит над ним, как дамоклов меч, превращая тем самым всякие рассуждения о личной свободе при капитализме в заказное и примитивное словоблудие.

Но самое страшное в другом: капитализм не может существовать без этого дамоклова меча, постоянно занесенного над головами миллионов граждан в каждой буржуазной стране. Безработица есть необходимое условие получения прибыли немногими от труда миллионов. И граждане капстран это отлично прочувствовали на своей шкуре — самое страшное, что с ними может приключиться, самое большое несчастье, которое с ними может произойти — это потеря работы. Этот дикий страх преследует их постоянно, угнетает, сковывает все мысли и чувства, не оставляя ни на секунду.

Могут ли люди при капитализме, находясь постоянно под угрозой голодной смерти, выбирать: работать им или нет? Кое-кто действительно может — те, у которых есть «фабрики, заводы, газеты, пароходы». Они действительно имеют все возможные свободы и главную из них — право на жизнь. Они на самом деле могут не работать и при этом жить припеваючи, не задумываясь о хлебе насущном, ведь этого «хлеба» у них валом — собственность, которой они владеют, позволяет им присваивать произведенное другими. Но таких граждан в капиталистическом обществе всего 1%.

А вот у остальных 99% выбора иного нет, кроме как идти на поклон к первым, чтобы они взяли их на работу. При этом уровень заработной платы определяют вовсе не наемные работники, а их работодатели, те самые собственники «фабрик и заводов».

Помните известное выражение: «Кто платит — тот и заказывает музыку»? Оно абсолютно точно отражает то, что происходит в капиталистическом обществе. «Сколько хочу, столько и заплачу. Не нравится — сиди голодный.», — вот позиция работодателей. И наемным работникам ничего не остается, как соглашаться работать за ту зарплату, которую им предлагают.

Является ли при таких условиях их выбор свободным? Конечно, нет! Здесь нет никакого выбора и никакой свободы в принципе. Здесь есть скрытое и очень мощное принуждение. Ведь у работника нет никакой возможности найти другого работодателя, который за ту же работу платил бы ему больше.

Цену рабочей силы наемного работника определяет рынок труда. А на нем главный кнут — безработица. При капитализме изначально нет работы для всех. Законы рынка так устроены, что в любом случае значительная часть граждан буржуазных стран должна сидеть без работы, ведь в противном случае капиталистам невозможно будет получить никакой прибыли.

Почему?

А потому что прибыль капиталисту приносит только наемный труд. Не «фабрики, заводы» сами по себе, а люди, на них работающие. И прибыли у капиталиста тем больше, чем меньше он этим людям платит.

Откуда берется у капиталиста прибыль?

Наемный работник производит по общей стоимости значительно больше, чем выплачиваемая ему заработная плата. Разницу присваивает себе капиталист, за счет чего он и богатеет. Это и есть эксплуатация, которой подвергает каждый наемный работник в любом капиталистическом обществе.

Просто кто-то это понимает и пытается бороться с такой несправедливой системой, а кто-то предпочитает закрывать глаза на очевидное, думая, что если он будет молчать и терпеть, все как-нибудь само собой рассосется.

К сожалению, не рассосется. Год от года и день ото дня становится только хуже — рабочие беднеют, а бизнесмены богатеют. Современный капитализм постоянно выдумывает все новые и новые способы недоплачивать рабочим, урезать их заработные платы, давить на них, пугать, держать в страхе, чтобы они терпели, не сопротивлялись угнетению и несправедливостям.

И выход у наемных работников только один — объединяться друг с другом в борьбе за свои человеческие права, за более справедливое переустройство всего общества.

Г. Гагина

Аудио

Возможен ли при капитализме свободный труд?: 5 комментариев Вниз

  1. А почему капиталисту выгодна безработица?

    Ответьте пожалуйста, если не составит труда.

    1. Потому что безработица — это рынок товара «рабочая сила», без которого капиталист не может получать свои прибыли. Все его богатство, всю его прибыль создают капиталисту его наемные рабочие, он лишь присваивает результат их труда, оставляя им крохи на физическое выживание. Чем меньше эти крохи (зарплата), тем больше прибыли у капиталиста. Высокая безработица позволяет капиталисту снижать зарплату рабочим даже ниже уровня их физического выживания, буквально высасывая из людей из физические силы.

  2. //Ведь в Советском Союзе паразитировать, жить за счет других дей
    //ствительно не разрешалось, и существовало даже уголовное наказа
    //ние за тунеядство, в соответствии с которым хронических бездельни
    //ков наказывали.

    Вот только этот законодательство принято хрущёвской хунтой.

    ‘4 мая 1961 года на основании ст. 12 Конституции Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».’

    И фактически в сознание граждан стало вдалбливаться какая-то протестантская этика, честное слово.

    1. «Протестантская этика» стала «вдалбливаться десятилетиями ранее. Она изначально такой была. А чего Вы ожидали? Либеральной мерзости, когда что хочу — то и ворочу?
      Никакой свободы быть уродом не надо, надо свободу в рамках хорошего. Для чего свобода нужна? Для того, чтобы человек мог жить хорошо. А если от такой свободы в обществе жизнь превратится в помойку, то в чем же польза такой свободы?

      1. Вопрос, который поднял товарищ Red_PestyZide, и в самом деле весьма дискуссионный.

        Но вы же ещё вчера писали здесь на сайте, что ни бельмеса не смыслите в марксизме https://work-way.com/blog/2024/10/06/iz-opyta-berlinskogo-podpolya/comment-page-1/#comment-64932 . И обещали начать борьбу со своим политическим невежеством.
        Так что давайте договоримся, что вы станете выступать в дискуссиях с утверждениями после того, как подтяните политическую грамотность.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code