Доморощенные либералы, которые преобладают в украинском политикуме и СМИ, превозносят США как оплот свободы и демократии, образцовую экономическую модель и общество благоденствия. Свобода и демократия по-американски – это особый разговор. Но сейчас более актуальным является вопрос о том, что собой представляет самая сильная экономика мира и почему она оказалась на грани дефолта.
О процветании американского общества наши соотечественники, побывавшие там или уже отбывшие на постоянное место жительства, отзываются восторженно: вот где царство изобилия! А это статистические данные: составляя 5% населения Земли, США используют 40% всех мировых потребительских ресурсов. Каждый американец сегодня потребляет за восьмерых жителей Земли и за 12 человек незападного мира. Может такое сверхпотребление обусловлено особым трудолюбием американцев?
Однако официальная статистика свидетельствует, что около 40 % населения США в возрасте от 16 лет и выше не работают. Не ходят на работу 30 % американцев и 50 % американок. Более 10 % населения работает неполный рабочий день. Причем большинство белых американцев испытывают глубокое презрение к физическому труду, а все тяжелые, грязные и непрестижные работы там выполняют афроамериканцы, индейцы и эмигранты, в том числе и ваши бывшие соотечественники.
А это значит, что сверхпотребление Америки достигается за чужой счет. США выработали особые механизмы для перекачки ресурсов, принадлежащих всему человечеству, в свою пользу. Одним из важнейших инструментов такого перераспределения является доллар, как мировая валюта.
Как известно, США здорово обогатилась на Первой, а еще больше на Второй мировой войне. Если в 1938 г. золотой запас Вашингтона составлял 13 тыс. тонн, то в 1949 г. – 21,8 тыс. тонн, т.е. 70% мировых золотых запасов. В то время доллар стал самой сильной валютой. Поэтому на международной конференции ООН в Бреттон — Вудсе (США) в 1944 г. были утверждены паритеты валют в золоте, но не напрямую, а через золотодолларовый стандарт. Это практически означало, что доллар стал мировой денежной единицей, с помощью которой велись международные платежи. Была установлена и официальная цена: 35 долл. за одну тройскую унцию.
Превращение доллара в мировую валюту не устраивало советское правительство. В 1950 г. оно приняло постановление об отмене определения курса рубля по отношению к иностранным валютам на базе доллара и переводе его на более устойчивую золотую основу, в соответствии с золотым содержанием рубля. СССР поддержали другие страны, не желавшие подчиняться «долларизации» и диктату проамериканских организаций МВФ и МБРР. В 1952 г. на Международном экономическом совещании в Москве рассматривалось предложение о создании СССР и странами СЭВ общего рынка товаров, услуг и капиталовложений социалистических и развивающихся стран. Это предложение поддержали КНР, Индия, Индонезия, Мексика, Иран, Сирия и ряд западных стран — Швеция, Австрия, Финляндия, Ирландия, Исландия. Показательно высказывание министра иностранных дел Швеции Эстена Ундена: «Развитие равноправного экономического сотрудничества предотвратит захват мировой экономики и торговли несколькими сверхкрупными корпорациями, намеренными диктовать свои правила игры и подавлять даже потенциальных конкурентов». Однако после смерти Сталина и ухудшения отношений с Китаем от проекта финансовой реформы отказались.
А через 15 лет подобную идею выдвинул президент Франции Шарль де Голль, проводивший независимый от Вашингтона политический курс. Он заявил, что считает необходимым, чтобы международный обмен был установлен на бесспорной основе золотого стандарта и потребовал от США обменять 1,5 млрд. долларов на золото по официальному курсу 35 долл. за унцию. Американскому президенту Джонсону доложили, что французский корабль, груженный «зелеными фантиками» находится в Нью-Йоркском порту, а в аэропорту приземлился самолет с таким же «багажом». В итоге Джонсон объявил, что золотое обеспечение доллара отменяется[1]. Новые принципы валютного регулирования были согласованы в 1976 г., доллар остался ключевой валютой в международных расчетах. Вместо всяких привязок к золоту доллар сам занял место золота. А прочие валюты стали определяться в привязке к доллару. Таким образом, доллар не имеет ни золотого, ни товарного обеспечения, его ценность определяется только мифом «Великой Америки». Это дает США возможность за необеспеченные реальными ценностями бумажки перекачивать себе огромные ресурсы, принадлежащие другим странам. Главный товар США, на котором они больше всего «зарабатывают» на мировом рынке, это не техника и не машины, а бумажные доллары с искусственно завышенным курсом покупательной способности.
Как отмечал известный сербский публицист-международник Д. Калаич: «Доллары — лишь клочки бумаги, несущие на себе знаки пустопорожних обещаний. Однако производители этих бумажек и торговцы долгами и по сей день бесплатно пользуются богатствами, услугами и трудом человечества, вынужденного повиноваться великому блефу».
Создание МВФ и Всемирного банка сделали американских банкиров главными регуляторами мировых цен для целых государств. Пользуясь этими преимуществами, США и другие западные страны создали специальный инструмент перераспределения в свою пользу ресурсов других государств, значительно занижая цены на сырьё и топливо (кроме нефти), поступающие из развивающихся стран. Не доплачивая этим странам за сырье и топливо, они опутали их сетью кабальных долгов, выплаты по которым составляют почти 25% их экспорта.
Перекачка ресурсов в пользу США осуществляется и ТНК, как в форме контроля над жизненно важными ресурсами стран размещения филиалов, так и через систему так называемых трансфертных цен, то есть, завышая цены товаров и услуг при расчете с дочерними филиалами, американские ТНК получают дополнительную прибыль в сотни миллиардов долларов. Еще одним источником перераспределения дохода в пользу США является экономия на заработной плате рабочих в зарубежных странах (таких как Мексика, Бразилия, Тайвань, Южная Корея и др.), где она в 9-10 раз ниже, чем в США.
Важным источником экономического паразитизма США и других западных стран является наркобизнес. Ежегодно в странах только западного мира отмывается 300 млрд. долл, полученных от продажи наркотиков, 90% этих денег инвестируется в промышленность этих стран. Операции с такими крупными суммами были бы не под силу обычным банкам, они, как правило, осуществляются крупнейшими американскими банкирами, ближайшими сотрудниками МВФ и Всемирного банка.
Стремясь к еще большому обогащению, финансовые магнаты не гнушаются спекуляцией и мошенничеством. Пример такого мошенничества подробно описал американский режиссер и писатель Майкл Мур в книге «Америка, которую мы потеряли». В конце 90-х финансисты надували пузырь Интернет-экономики. Началась бешеная торговля акциями, которые до марта 2000 г. росли в цене. Все бросились покупать акции. Профсоюзы вложили в них свои средства. Рабочие, получая зарплату, просили своих брокеров прикупить еще акций. Но все это было гигантским обманом. Цена акций была взвинчена до немыслимых пределов. Благодаря этой лихорадке Америка как пылесос втягивала триллионы долларов со всего мира. Параллельно американские финансисты вели игру на снижение котировок золота. Но в то время как Си-эн-би-си призывал покупать, как можно больше акций, ультра-богатые потихоньку уходили с рынка, распродавая в первую очередь акции своих собственных компаний. А потом пузырь лопнул. Прежде, чем люди успели опомниться, их деньги исчезли. Всего на фондовом рынке было потеряно свыше 4 триллионов долл. Еще 1 трлн. пропал в пенсионных фондах и университетских вкладах. А скупщики дешевого золота оказались в выигрыше, так как желтый металл к 2007г. подскочил в цене втрое-вчетверо. Потом мошенники начали раздувать «пузырь недвижимости», который лопнул в 2008 г. Весь мир был ввергнут в кризис. При этом финансовые магнаты добились 700 млрд. вливаний в банковскую систему за счет налогоплательщиков. Подобным же образом выбивали государственные деньги, банкиры других стран, в том числе Украины, чтобы их присвоить, а затем перейти к скупке реальных активов.
Современная финансовая система, ядром которой является Уолл-Стрит, особенно после ее либерализации в 80-е годы, совершенно оторвавшаяся от реальной экономики, создает возможность надувать «мыльные пузыри» и получать миллионы и миллиарды долл. буквально из воздуха, отвлекая при этом ресурсы из реального производства и порождая дисбалансы в экономике. Спекулятивными операциями грешили все киты нынешней американской экономики. Следующие цифры говорят сами за себя: весь мировой ВВП составляет 50 трлн. долл., а деривативы (забалансовые активы) 516 трлн. долл. «Следовательно, современный финансовый рынок является спекулятивным наростом, лишним звеном экономической системы, главным генератором ее нестабильности», — пишет украинский экономист О. Носова. Спровоцировав финансово-экономический кризис, финансисты и топ-менеджеры не только не понесли никакой ответственности, но еще и получили миллионные бонусы. Так, общий пакет бонусов компании «Меррил Линч» в 2007г. составил 9,5 млрд. долл., тогда как объем государственной помощи банку в рамках антикризисной программы равнялся 10 млрд. долл. Такая же ситуация была и по другим инвестиционным банкам: «Банк оф Америка», «Морган Стенли», «Ситигрупп» и др. И все это на фоне массовых банкротств и увольнений, падения доходов и ухудшения благосостояния миллионов людей в период кризиса.
Особенностью финансово-экономической системы США является жизнь в долг, это характерно как для большинства американцев, так и для государства в целом. В начале 90-х годов размер частной задолженности американцев составлял около 1 трлн. долл., а внутренняя задолженность государства превышала 3 трлн. долл. К настоящему времени образовалась огромная пирамида долгов. По расчетам русского экономиста Д. А. Митяева ее структура такова: 16 трлн. долл. – обязательство казначейства-минфина, включая ипотечные обязательства, столько же – обязательства корпоративного сектора. До 7-8 трлн. – задолженность штатов и муниципалитетов. Более 13 трлн. долл. – долги домашних хозяйств. В итоге выходит — 50 трлн. долл. К этому следует еще добавить часть непокрытых резервами обязательств систем медицинского и пенсионного страхования , а это еще 25-30 трлн. Только на обслуживание этой долговой пирамиды американцы должны тратить от3 до 5 трлн. долл. Уже в мае 2009 г. президент Обама заявил, что долг непосилен, и однажды Китай (равно как и другие страны) перестанет покупать деловые бумаги Казначейства США, прекратив кредитовать страну.
В июле нынешнего года американская экономика оказалась на грани дефолта, который вызвал бы финансовый шок и дестабилизировал всю мировую экономику, нанес бы сильный удар и по Украине. Его удалось избежать, повысив потолок госдолга на 2 с лишним трлн. долл. Но это не решение проблемы, а только ее отсрочка. Дамоклов меч долгов висит над американской экономикой, рано или поздно он обрушится, и последствия будут катастрофическими.
Валентина Крот
[1] Примечание редакции сайта РП – у автора статьи здесь небольшая ошибка, золотое содержание доллара было отменено президентом США Ричардом Никсоном 15 августа 1971, который объявил о временной приостановке конвертируемости доллара в золото. Причина отмены «золотого стандарта» — несоответствие реальной покупательной способности доллара относительно декларируемого золотого паритета, длительные отрицательные платежный и торговый балансы США. Тем не менее, доллар остался основной резервной валютой, несмотря на явный кризис Бреттон-Вудской валютной системы. Источник ru.wikipedia.org/wiki/%C7%EE%EB%EE%F2%EE%E9_%F1%F2%E0%ED%E4%E0%F0%F2