Объем вкладов, утраченных населением в результате отзыва банковских лицензий с начала 2013 года, составил 51,9 миллиарда рублей. Такую цифру опубликовал новостной портал Lenta.ru. При этом вернуть вкладчикам смогут только около 10% от потерянных денег, т. е. примерно 5 млрд.
Какая часть этих денег принадлежит обычным вкладчикам — трудящимся, а сколько крупным игрокам – предпринимателям и бизнесменам, сказать сложно, СМИ это не указывают. Но потеря накоплений теми, у кого их и так почти нет, безусловно, ощущается острее, чем когда теряется небольшая часть того, что имеешь. Т.е. проиграет, как всегда, рабочий класс, самый малообеспеченный и слабо защищенный слой российского населения.
Но потеря вкладов это еще не самое страшное, чем могут закончиться данные явления, которые мы наблюдаем последнее время у нас в России.
За весь прошлый год и 2 месяца нового Центробанк отозвал 57 банковских лицензий, причем у 43-х банков — по собственной инициативе, остальные же были отозваны вследствие ликвидации или слияния банков.
По мнению рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2014 году может быть отозвано еще около 50 лицензий.
Если говорить по-простому, то фактически в стране начинаются полноценные банкротства в банковской сфере, прикрытые юридически и политически корректным «отзывом лицензии».
С чем же связано такое массовое закрытие крупных и не только банков?
Многие могут сказать, что все дело в нарушении денежного обращения как такового, и регулирование в банковской сфере позволит решить эту проблему. Такого мнения придерживаются многие буржуазные экономисты. Но постоянные циклические кризисы, происходящие в капиталистическом мире, несмотря на все старания правительств их избежать, явственно доказывают ложность данного тезиса.
Банки всегда были тесно связаны с реальным производством, а сейчас эта связь стала еще более крепкой. У многих промышленных корпораций есть собственные банки, например Газпромбанк. При этом не следует забывать, что денежная сфера является вторичной по отношению к производству. Она хотя и имеет относительную самостоятельность, но при этом всегда реагирует на кризисные явления в экономике раньше, чем разгорается сам экономический кризис.
Почему так происходит? Все дело в сущности самих банков как таковых. Любой банк в капиталистическом хозяйстве выполняет одну основную функцию — концентрация и накопление свободно обращающегося капитала и дальнейшее его распределение тем, кто в нем нуждается. Отсюда операции банков делят на пассивные и активные.
Пассивными операциями обычно считают открытие счетов в банке, как срочных, так и текущих, выпуск ценных бумаг, получение кредитов от других банков, т. е. все операции, связанные с привлечением денежного капитала в банк.
Активными операциями считаются: выдача ссуд, кредитование предприятий и бизнеса, потребительское и ипотечное кредитование, инвестирование средств в производство, покупка ценных бумаг и валюты, т. е. все операции, связанные с выдачей денежного капитала.
Активы и пассивы между собой банки стараются сбалансировать, т. е. уравнять количество выданных ссуд и пр. с суммой привлеченных средств. Но это далеко не всегда получается.
Все банки при капитализме являются коммерческими структурами, т. е. своей основной целью ставят получение прибыли.
Откуда в подобной деятельности возникает прибыль?
В первую очередь, из разницы в выплатах процентов между ссудами и срочными вкладами. Все знают, что проценты по кредитам всегда выше, нежели проценты по вкладам.
Кроме того, большие прибыли банки получают в результате спекуляций на рынках ценных бумаг, инвестирования в промышленность и другие долгосрочные проекты.
Для того чтобы увеличить свои прибыли, банкам нужно увеличить размер средств, которыми они могут пользоваться. Потому современные банки стараются максимально привлечь все возможные денежные средства, в том числе и средства населения, открывая частным лицам текущие счета, например зарплатные.
В связи с этим возникает важный вопрос о банковской ликвидности, т. е. способности банка платить в срок по своим обязательствам. Если, например, какой-нибудь банк вложил все средства с текущих счетов (пускай это будут зарплатные счета) в долгосрочную ссуду, рассчитывая получить в будущем огромную прибыль, но не слишком хорошо просчитал все связанные с этим риски, и деньги в итоге пропали (к примеру, прогорел какой-нибудь очередной проект горе-предпринимателя, которому банк предоставил эту ссуду), то люди, пришедшие все одновременно за зарплатой, не смогут ее получить, т. к. у банка просто не будет денег.
Но обычно такого не происходит, т. к. банки знают статистику движения денежных средств на подобных счетах, ограничивают максимальные суммы для снятия или перевода в день, используют межбанковские кредиты и т. п., тем самым снижая для себя риск подобных неприятных происшествий.
Вопрос в том, что все это возможно только в бескризисный период капиталистического цикла, когда выданные банком кредиты оплачиваются в срок без задержек. Но если наступает очередной кризис перепроизводства, когда нарушается сбыт товаров, то нарушается и движение денежного капитала, например, прекращается или сильно уменьшается оплата выданных ранее банком кредитов и ссуд. Первое время банк еще может просуществовать, выплачивая по своим обязательствам из оставшихся обязательных резервов и собственного капитала. Но если кризис не прекращается, то рано или поздно банк вынужден объявить себя банкротом, т.е. неспособным платить по своим обязательствам. Предвосхищая банкротство банка, чтобы не слишком нервировать население, в очередной раз сообщая ему, что экономический кризис в стране и не думает прекращаться, а только все более углубляется, Центробанк может отозвать у банка лицензию. Что, вообще говоря, сути дела не меняет.
Именно это сейчас и происходит на наших глазах. Причем процесс отзыва банковских лицензий в России только начался. Пока об экономическом кризисе нам открыто власти не говорят, но некоторые признаки его уже видны, например, заявление ряда представителей российского капитала о серьезном сокращении производства и планирующемся увольнении десятков тысяч рабочих. Судя по всему, кризисные явления в российской экономике будут только нарастать и к концу года мы увидим новую волну кризиса, которую скрыть от населения будет уже невозможно. А это значит снова безработица, замораживание зарплат при неуклонном росте цен на товары, усиление недовольства трудящихся России.
И кто знает, как и чем все это может закончиться, учитывая острый политический кризис на Украине?
Вполне может оказаться так, что кто-то захочет перенять украинский евромайданный «опыт» и в наших российских условиях.
И тут задача коммунистов должна быть предельно ясной и четкой:
— широкая пропаганда и агитация среди всех слоев трудящегося населения России и в первую очередь среди рабочего класса;
— выявление в среде рабочего класса наиболее сознательных и активных рабочих – будущих лидеров и организаторов революционного движения пролетарских масс, способных организовать трудящихся на активные и решительные действия;
— обучение этих лидеров и объединение их в единую централизованную организацию, координирующую и направляющую их действия, т.е. формирование передового отряда пролетариата – новой настоящей коммунистической партии, единственно способной в полной мере реализовать тот шанс, который может быть предоставлен России самой историей.
А. Колотовин.