Материалистическая диалектика нужна коммунисту, чтобы верно понимать происходящее. Владея диалектикой, он не позволит врагам сбить себя с толку и легко даст им отпор, разоблачит лживость и реакционность их идеологии. Материалистическая диалектика — беспощадный сверкающий меч, который крошит в куски все доводы мракобесов, реакционеров, лицемеров и клеветников. Никакие их уловки и никакая софистика не могут устоять перед этим мечом.
Наши враги, буржуазные идеологи разных толков, отличаясь друг от друга кое-какими нюансами, сходятся в главном — все они стремятся сохранить капитализм, утвердить его вечность и незыблемость, провозгласить его на все времена. С этой целью они всеми способами клевещут на социализм. Например, объявляют, что Великая Октябрьская революция была каким-то аномальным явлением в истории, так сказать, историческим недоразумением, неестественным для России, что она была делом каких-то чуждых сил, и так далее. Отрицая социалистическую революцию, они тем самым отрицают закономерность, неизбежность и необходимость перехода нашего общества от нынешнего, изжившего себя строя, к следующему более прогрессивному этапу человеческого развития — социализму. И увековечивают на все времена дорогой их сердцу буржуазный строй.
Коммунист, владея материалистической диалектикой, может в пух и прах разгромить эту подлую клевету.
Как же может послужить ему диалектический материализм?
Движение есть форма бытия материи. Не бывает ни материи без движения, ни движения без материи. Всякая материя движется, то есть — изменяется, проходит через разные этапы своего развития. Материя не может существовать, не изменяясь. Изменяется все: любой предмет и любое явление природы, любое общественное явление и любое общество. Изменяется человек, изменяется дерево. И то и другое проходит через разные этапы развития: сначала растет, мужает, достигает зрелости, после начинает стареть, увядать. Постоянно изменяется окружающая нас природа — состояние воздуха, земли и воды.
Можно спросить у буржуазного реакционера: «Если все вокруг изменяется, если все явления действительности переходят через разные этапы развития, то почему он считает, что человеческое общество не должно меняться и не меняется?» Ведь история, наоборот, говорит нам, что человеческое общество все время менялось и проходило разные этапы развития так же, как и все в этом мире. Оно проходило через разные общественно-экономические формации: сперва пребывало в первобытно-общинном строе, затем перешло к рабовладельческому, потом к феодальному, и, наконец, к капиталистическому, в котором мы ныне живем.
Или, может быть, он против того, что человечество проделало этот путь развития? Может быть, он хотел бы, чтобы оно оставалось неизменным, на одном этапе развития? На каком? На стадии феодализма? Или человечество должно было остаться навсегда в рабовладельческом строе? Или, может быть, оно обязано было до сих пор пребывать в первобытном состоянии?
А если он не против того, что общество развивалось до сих пор, если он одобряет, что человечество перешло от рабовладения к феодализму и от феодализма к современному буржуазному строю, то почему он считает, что теперь человечество должно прекратить свое развитие и навсегда остаться на стадии капитализма? Почему он против перехода от капитализма к следующему, более прогрессивному и справедливому строю — социализму?
Ответ на этот вопрос прост. Потому, что наш буржуазный идеолог в ныне существующем строе уютно пригрелся под крылышком буржуазных хозяев, и надеется, что это его личное положение останется неизменным. Но вслух он этого не скажет. Вслух он станет говорить другое: что он, конечно, тоже за развитие, за прогресс, но только чтобы это развитие было постепенным, безо всяких там революций, как-нибудь тихонько шло само собой, не задевая никого и не угрожая его личному материальному благополучию. И, конечно, снова начнет изливать яд на Октябрьскую революцию за то, что она была революцией, т. е. коренным изменением в общественных отношениях, уверяя всех, кто ему внимает, что это аномально, противоестественно. Он будет убеждать всех вокруг себя, что социалистическая революция в России была совершена чуждыми силами (евреи, «жидо-масоны», англосаксы, «немецкий шпион» Ленин и пр.) и в ней пострадало множество «хороших людей». Но может ли быть вообще общественный прогресс незаметным, не задевающим людей? Зачем и кому нужен такой прогресс, такое «кардинальное общественное изменение», которое ничего в обществе не меняет? Это не прогресс, а загнивание — попытка остановить развитие общества, что есть действие, полностью противоречащее законам природы и общества.
Коммунист-диалектик может с легкостью опровергнуть эту клевету на социалистическую революцию, использовав, например, закон единства и борьбы противоположностей.
Революцию в обществе не может совершить внешняя сила со стороны. Предпосылки для революции заложены в самом обществе, внутри него. Общество изменяется и переходит через разные этапы развития не под влиянием чуждой силы извне, а потому, что в нем самом заложены причины этого движения.
Возьмем человеческий организм. Он переходит через разные этапы развития, через разные физиологические возрасты. И причины этого развития — в самом организме. В человеческом организме заложены противоречия, в нем действуют противоположные силы и постоянно идут противоположные процессы. Например, процесс нарождения и роста клеток и тканей и процесс их отмирания. Эти процессы противоположны и находятся в постоянной борьбе друг с другом. До определенного момента процессы роста тканей в человеческом организме превалируют над процессами отмирания — в это время человеческий организм растет, взрослеет, мужает. Потом процессы роста и отмирания уравновешиваются — наступает зрелость человеческого организма. А через какое-то время процессы отмирания тканей пересиливают, берут верх над процессами восстановления, роста новых клеток, и начинается старение, увядание человеческого организма.
То есть человеческий организм совершает свое движение и развивается потому, что в нем самом заложены предпосылки для его изменения и развития. Он развивается в силу действующих внутри него противоречий.
Совершенно очевидно, что и человеческое общество, как любая материя, развивается в силу заложенных в нем самом противоречий.
Противоречия есть в любом обществе. В классовых обществах существуют противоположные классы, чьи интересы полностью враждебны. В рабовладельческом строе это рабы и рабовладельцы, при феодализме — феодалы и крепостные крестьяне, в современном нам капиталистическом строе — буржуазия и пролетариат. Между ними идет постоянная борьба, ибо, как мы сказали, их интересы непримиримо враждебны. Одни из них находятся в положении паразита, а другие — в положении жертвы. Паразит и жертва не могут не бороться друг с другом, точно так же не могут не бороться между собой и противоположные общественные классы. Именно эта борьба и определяет развитие данного общества.
В дореволюционной России XIX—начала XX века тоже были противоположные классы. С одной стороны — капиталисты и помещики, с другой — рабочие и крестьяне. Первые были в роли паразита, а вторые — в роли жертвы. Между ними шла постоянная борьба за выживание, и именно эта борьба определяла развитие всей дореволюционной России. Пиком, вершиной этой борьбы как раз и стала Великая Октябрьская социалистическая революция.
То есть социалистическая революция в России не была принесена никем извне — она вызрела внутри самого российского общество в силу самих законов общественного развития.
Вот так, с помощью диалектико-материалистического понимания развития, сущности противоречия и закона единства и борьбы противоположностей мы сразу увидели и достаточно легко разоблачили ложь буржуазных адептов о том, что революция была совершена чуждыми силами, «масонами» и «шпионами в запломбированных вагонах».
Но наш реакционер не сдается, он продолжает настаивать на том, что революция все-таки, мол, есть явление аномальное, противоестественное, и лучше бы обойтись без нее, лучше бы двигаться в рамках «мирного постепенного развития».
Тут нам на помощь приходит другой закон материалистической диалектики — закон перехода количества в качество.
Что такое переход количества в качество? Это перерыв постепенности развития. Чередование развития постепенного, медленного, с развитием скачкообразным, революционным. Причем это чередование вполне естественно, необходимо, и в окружающей жизни мы встречаем его на каждом шагу. Например, мы помещаем куриное яйцо в тепло и выдерживаем его там некоторое время при постоянной температуре. В яйце начинают происходить изменения. Внутреннее содержимое яйца постепенно меняется. Изменения внутри яйца постепенно накапливаются. И вдруг в какой-то определенный момент происходит резкий переход, резкое превращение — яйца больше нет, а вместо него появился цыпленок. Это и есть перерыв постепенности, скачок. Одно исчезло и вместо него появилось совершенно другое. Революция…
То же самое с куколкой бабочки, т. е. гусеницей в коконе. В коконе происходят изменения, происходят постепенно, медленно. Вдруг наступает момент резкого перехода — куколка исчезает, и вместо нее появляется бабочка. Перерыв постепенного развития, скачок. Революция.
То же и при рождении человека. Девять месяцев он находился в материнской утробе в виде зародыша, плода, и в результате резкого перехода, скачка, революции — появился на свет в виде человека.
То же самое мы наблюдаем и в неорганической природе. Например, охлаждение воды. Мы охлаждаем воду, в ней в результате охлаждения происходят изменения. Но вода, несмотря на эти изменения, остается водой. Вдруг мы достигаем какого-то уровня охлаждения, какой-то определенной температуры — и происходит скачок: воды больше нет, вместо нее появляется лед. Перерыв постепенности. Революция.
Подобных примеров можно дать огромное количество — их миллионы вокруг нас, достаточно только приглядеться. О чем это говорит? О том, что революция, скачок в развитии — обычное явление в жизни природы, что без таких скачков развитие вообще невозможно. То есть революция есть этап, которым завершается эволюция. Развитие постепенное сменяется развитием скачкообразным, революционным, и оба они — и эволюция, и революция — естественные, закономерные и неизбежные этапы развития вообще.
Разъяснив все это нашему реакционеру, можно спросить его: если никакое развитие в природе не может обойтись без скачков, без революции, и если даже он сам без такого революционного скачка не мог бы выйти из материнской утробы, то почему он считает подобные скачки в развитии общества чем-то аномальным и противоестественным?
Ведь общество развивается по тем же законам, что и природа. Как в природе развитие не может обойтись без перерыва постепенности, без скачков, без революции, точно так же не может обойтись без них и развитие общества. Как закономерен, естественен и необходим революционный скачок при превращении яйца в цыпленка, точно так же на определенном этапе человеческого развития в обществе закономерна и необходима социальная революция.
Вот так, владея оружием материалистической диалектики, мы отразили выпады буржуазного идеолога, разоблачили его ложь, причем разоблачили не выдумками и абстрактными тезисами, а фактами из реальной жизни, которых видит вокруг себя каждый. А значит, любой человек сможет убедиться, что правы именно мы, а не этот буржуазный идеолог. Насколько это важно для каждодневной работы коммуниста — наверное, говорить не надо.
Понятно, что этого буржуазного идеологами мы не переубедили: он изначально знал, что врет и просто отрабатывал буржуйские денежки. Вряд ли после нашего разоблачения он успокоится. Скорее всего, он будет изобретать и готовить новую клевету на социализм и марксизм.
Главное другое: на тех, кто нас слушал, кто раньше этому буржуазному идеологу внимал и верил — на этих людей непременно произведет впечатление ясность, простота и в то же время неотразимость диалектической логики, которую мы применили. Прозревшие люди облегченно вздохнут, начав, наконец, понимать происходящее вокруг них. Они непременно захотят помочь прозреть и другим людям, станут помощниками в борьбе за социализм, нашими единомышленниками и, может быть, даже коммунистами.
Видя же, какое это безошибочное и точное оружие — материалистическая диалектика — они тоже захотят овладеть им, и это прекрасно, ибо без владения материалистической диалектикой, без умения применять законы развития на практике, социалистическое общество построить невозможно. Строителей социализма мы должны готовить уже сейчас. Ведь социалистическая революция это не столько конец, сколько начало — начало нового, огромного и очень трудного пути человечества.
Вот почему так важно для всякого коммуниста овладеть материалистической диалектикой. Ведь это — его главное оружие в борьбе за социализм!
Анна Тропинина
Спасибо! Отличная аналитико-популяризаторская статья! Для мелкобуржуазного тупого сознания может быть начнёт «доходить», чем нужно думать.