«Пропагандист и агитатор РККА», № 17, сентябрь 1939 г.
В обстановке новой империалистической войны вопрос о характере войн в современную эпоху приобретает чрезвычайно важное значение. Между тем «Широкое распространение приобрели извращения марксистско-ленинских взглядов по вопросу о характере войн в современную эпоху, непонимание различия между войнами справедливыми и несправедливыми, неправильный взгляд на большевиков, как на своего рода „пацифистов“» (Постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года).
У отдельных товарищей существует неясность, путаница по вопросу понимания отечества. Понятие «отечество» они противопоставляют понятию «родина» и приходят к совершенно неправильному выводу: родина, дескать, понятие географическое, а отечество — понятие политическое. Такое упрощенчество, когда понятие «родина» сводится к месту рождения, неизбежно ведет к утверждению: если пролетариат при капитализме не имеет отечества, то он имеет родину, которую и должен защищать при любых исторических условиях.
Какова общая формула марксизма по вопросу об отношении пролетариата к «отечеству» в условиях господства буржуазии?
«Рабочие, — читаем мы в «Коммунистическом манифесте», — не имеют отечества. У них нельзя отнять того, чего у них нет»[1]. Это общее положение марксизма об отношении рабочего класса к буржуазному отечеству абсолютно правильно. Строй наемного рабства, капиталистической кабалы и гнета не может быть отечеством рабочего класса.
Буржуазное отечество есть отечество капиталистического гнета, а буржуазия — заклятый враг рабочего класса и трудящихся масс, у которых не может быть единого отечества с эксплоататорами.
Только революционное низвержение власти эксплоататоров и установление диктатуры пролетариата избавляет человечество от гнета капиталистического рабства. Только в условиях советского строя, при социализме, рабочий класс и трудящиеся обретают подлинное отечество, в котором они являются хозяевами всех материальных и духовных богатств, хозяевами своей судьбы. Только в условиях СССР трудящиеся обрели подлинное отечество, подлинную, а не мнимую родину. «В прошлом, — говорит товарищ Сталин, — у нас не было и не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас рабочая, — у нас есть отечество и мы будем отстаивать его независимость» (И. Сталин. «Вопросы ленинизма», с. 445. Выделение — ред.)
Великая Октябрьская социалистическая революция дала рабочим и трудящимся всех стран социалистическое отечество — Советский Союз, защита которого является долгом чести всего международного пролетариата.
*
Общая формула марксизма «Рабочие не имеют отечества», высказанная великими основоположниками научного коммунизма Марксом и Энгельсом более чем 90 лет назад, не является мертвой застывшей догмой, ее нельзя применять и механически распространять на все частные и конкретные случаи жизни.
В своем блестящем докладе на XVIII съезде партии товарищ Сталин, развивая и обогащая марксистско-ленинскую теорию о государстве новым огромной ценности вкладом, формулируя новую теорию социалистического государства в капиталистическом окружении, дал гениальный образец того, как надо применять и развивать дальше общие руководящие положения марксизма в новых конкретных условиях.
В «Коммунистическом Манифесте» речь идет о задачах пролетариата в борьбе с капитализмом, за разрушение буржуазного отечества там, где уже созрели для этого условия, где буржуазное отечество сыграло свою исторически-прогрессивную роль. Речь, следовательно, идет об эпохе не прогрессивного, а реакционного, отжившего капитализма, об эпохе социалистической революции.
В условиях господства буржуазии отношение пролетариата к вопросу о защите отечества зависит от принципиальной его позиции по отношению к данной войне. Без глубокого понимания характера эпохи, всей сущности войны, ее причин, содержания и целей нельзя установить и правильной позиции в вопросе о защите отечества.
«Вопрос об отечестве… — говорит Ленин, — нельзя ставить, игнорируя конкретно-исторический характер данной войны» (Соч., т. XVIII, стр. 69).
Большевики не являются пацифистами, противниками всякой войны и лозунга «Защита отечества» при всех условиях. Большевики — противники захватнических, империалистических войн, в которых фразы о защите отечества являются обманом народа.
Развивая марксистско-ленинское учение о войне, «Краткий курс истории ВКП(б)» со сталинской четкостью и глубиной указывает, что война бывает двух родов:
«а) война справедливая, незахватническая, освободительная, имеющая целью либо защиту народа от внешнего нападения и попыток его порабощения, либо освобождение народа от рабства капитализма, либо, наконец, освобождение колоний и зависимых стран от гнета империалистов, и
б) война несправедливая, захватническая, имеющая целью захват и порабощение чужих стран, чужих народов»[2].
Это сталинское указание о двух родах войн дает ключи к решению вопроса о защите отечества. Если войну ведет исторически прогрессивный класс, класс революционный, против национального порабощения, против капитализма, защита отечества в такой войне необходима и законна. Если войну ведет класс реакционный в целях закабаления других народов, закабаления трудящихся, в целях грабежа и передела мира, то фразы о защите отечества недопустимы и являются изменой своему народу.
Гнусные троцкистские провокаторы и шпионы, агенты буржуазных разведок утверждают, будто рабочий класс отрицает защиту отечества при всех условиях. Вместе с лжемиротворцами, проповедующими «мир во что бы то ни стало», они разоружают демократию и помогают капиталистам в их разбойничьей политике грабежа и насилия.
В условиях господства буржуазии рабочие не имеют отечества, но рабочему классу не безразлична судьба своего народа, своей национальной культуры. Трудящимся дорого прошлое и настоящее своей страны, ее независимость, материальные и культурные ценности, созданные их трудом, потом и кровью. Рабочему классу не безразлично, в каком «отечестве» он живет — в фашистской разбойничьей Японии или в буржуазно-демократической Америке. Пролетариату отнюдь не безразлично, какая буржуазия стоит во главе «отечества» и распоряжается судьбами его страны — национальная или иноземная. Поэтому в войнах за национальную независимость, в войнах революционных защита отечества необходима и законна.
В несправедливой, захватнической, антинародной войне большевики выступают решительными противниками лозунга «Защита отечества». Несправедливые войны всегда продолжают политику грабежа и насилия. Это — антинародные войны, и защита отечества в этих войнах является прямой изменой своему народу. К такому роду войн относятся все колониальные грабительские войны, которыми так богата история капитализма. К этому роду войн относятся войны империалистических государств за раздел и передел мира, войны реакционной подыхающей буржуазии за захват и порабощение чужих стран и народов. Несправедливой, контрреволюционной является всякая война против пролетарской революции, против отечества победившего социализма.
К числу войн, в которых защита отечества необходима и законна, относились национально-освободительные войны эпохи подымающегося капитализма.
Во главе национальных движений, как правило, шла тогда буржуазия, возглавлявшая борьбу против феодальных устоев. Но победа буржуазии означала в тех условиях победу нового общественного строя — буржуазной демократии. Эта победа не освобождала пролетариат и трудящихся, но она создавала историческую почву и условия этого освобождения. Победа буржуазии была победой новой общественной формации, которая создавала большие возможности освободительной борьбы народа. Защита отечества в национально-освободительных войнах не означает защиту своей национальной буржуазии и ее прав на угнетение своего народа. Пролетариат, защищая отечество в этих войнах, исходит не из буржуазных побуждений. Он защищает общественно-политические условия развития своей освободительной борьбы, и вопрос об отечестве тут подчинен интересам развития борьбы против буржуазии.
Маркс и Энгельс считали, что поражение Наполеона III в войне 1870—1871 гг. создавало лучшие условия и большие возможности для освободительной борьбы рабочего класса Германии и Франции. Поэтому, исходя из интересов классовой борьбы пролетариата, Маркс и Энгельс рекомендовали немецким рабочим примкнуть к национальному движению своего народа. Они подчеркивали при этом различие между национально-германскими и династически-прусскими интересами.
Маркс и Энгельс глубоко изучали характер франко-прусской войны, внимательно следили за ходом ее развития и за нараставшим движением против Наполеона III. Сразу же после его свержения и установления во Франции республики Маркс и Энгельс выступили за прекращение войны против революционной Франции, за почетный мир с французским народом.
История знает немало справедливых, исторически прогрессивных, национально-освободительных, революционных войн. К числу таких войн относятся революционные войны французского народа против реакционной монархической Европы в 1792—1793 гг. Эти войны продолжали политику революционной Франции, они обороняли завоевания революции против феодально-монархических сил Европы.
Справедливой, народной была война великого русского народа против попыток порабощения нашей родины Наполеоном Бонапартом в 1812 году. Это была величайшая отечественная война, связанная с интересами всего народа. Повелитель европейских коронованных дворов, полководец великой армии — Наполеон начал несправедливую, грабительскую войну с русским народом. Посягнув на независимое национальное существование нашей родины, он пытался превратить ее в одну из своих вотчин. Имея перед собой угрозу унизительного рабства, весь русский народ поднялся на отечественную войну. Это была одна из величайших победоносных эпопей русской и мировой истории.
Справедливыми были в середине XIX века революционные войны Гарибальди, этого смелого вождя, гениального народного стратега, «с таким блестящим успехом обнажившего свой меч за дело итальянского единства и независимости» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XII, ч. II, с. 144).
Национально-освободительной, отечественной войной была героическая война испанского народа против Наполеона в 1808—1811 гг. прошлого столетия.
Правящие классы старой Испании, феодальная камарилья во главе с королевой Луизой, ее фаворитом Мануэлем Годоем и королем Карлом IV предали свой народ. В 1807 году они вступили в заговор с Наполеоном против испанского народа, отдав свою страну на разграбление иностранным хищникам.
Но свободолюбивый народ Испании не хотел национального гнета. Он организовал и вооружил всю страну, выдвинул из своей среды ряд блестящих вождей-полководцев и отстоял независимость своей родины.
Война Испании против Наполеона была справедливой, народной, отечественной войной, войной за свободу и независимость, против внешнего порабощения свободолюбивого народа. Защита отечества в такой войне была законна и необходима.
Отечественной, национально-освободительной войной начинается история современного американского народа. «Это была война американского народа против разбойников англичан, угнетавших и державших в колониальном рабстве Америку, как угнетают, как держат в колониальном рабстве еще теперь эти «цивилизованные» кровопийцы сотни миллионов людей в Индии, в Египте и во всех концах мира» (Ленин, Соч., т. ХХШ, с. 176).
Национально-освободительные войны типичны для эпохи подымающегося капитализма (1789—1871 гг.). В этих войнах марксизм признает защиту отечества и различает исторически прогрессивные и реакционные классы, ведущие войну.
Но не все войны этой эпохи были национально-освободительными и носили справедливый характер. Наряду с этими войнами были и реакционные, династические, колониальные войны.
Для последующей империалистической эпохи характерными являются войны захватнические, империалистические, войны за передел мира, но наряду с этими войнами в эпоху империализма имеют место и справедливые, национально-освободительные, революционные войны, особенно колониальных и зависимых стран против империалистических насильников.
Национально-освободительные войны неизбежны в эпоху империализма, когда больше половины всего человечества томится под колониальным гнетом и угнетается кучкой империалистических хищников. В этих войнах пролетариат выступает против империализма на стороне угнетенных и порабощенных народов.
Великая Октябрьская социалистическая революция в России, свергнув наемное рабство в нашей стране, покончила и с национальным гнетом. Она открыла новую эпоху национально-освободительных революционных войн. «…Октябрьская революция открыла новую эпоху, эпоху колониальных революций, проводимых в угнетенных странах мира в союзе с пролетариатом, под руководством пролетариата» (Сталин, «Вопросы ленинизма», с. 206).
В наши дни такой национально-освободительной войной, отечественной и справедливой, является война великого китайского народа против японских фашистских захватчиков. Эта война поднимает сотни миллионов китайского народа к национальной жизни, к борьбе за национальную независимость. Она вызвала в Китае невиданный патриотический подъем. С каждым днем силы китайского народа крепнут, крепнет единый национальный фронт против японских разбойников. Усилия японской военщины и подлых троцкистских агентов подорвать этот единый фронт терпят крах, конечная победа останется за китайским народом.
Война против агрессоров является новым видом национально-освободительной войны. Это — война за национальное существование, против попыток ограбления и удушения чужих стран и народов. Всякая война против капиталистических агрессоров является справедливой войной, и защита отечества в этой войне справедлива и законна.
*
К числу войн, в которых защита отечества недопустима и преступна, относятся империалистические, захватнические войны эпохи империализма. Это войны нисходящей реакционной буржуазии. Они продолжают политику захвата и удушения целых народов. Цель этих войн — ограбление и передел мира.
Такой хищнической, несправедливой войной была первая империалистическая война 1914—1918 гг. Больше 30 больших и малых государств было втянуто в эту войну, 75 миллионов трудящихся поставлены под ружье. Ради удушения народов и господства над миром было убито и искалечено 30 миллионов человек. Ценой крови этих миллионов империалистические грабители решали свой спор о переделе мира.
Лозунг защиты отечества в такой войне был несовместим с интересами рабочего класса и трудящихся. Он прикрывал грабеж своей национальной буржуазии и измену своему народу.
В такой войне, говорит Ленин, нет ни нападающей, ни обороняющейся стороны. Это схватка двух хищников и «…вопрос о том, который из этих двух хищников первый вытащил нож, не имеет никакого для нас значения» (Соч., т. XXX, с. 338).
Социалистические партии II Интернационала вместе с буржуазными учеными, журналистами и попами старались доказать народу необходимость защиты отечества, нации и культуры в империалистической войне. Они перешли на позиции социал-шовинизма и защиты империалистической грабительской буржуазии. Они предали рабочий класс и изменили делу социализма. Под флагом защиты отечества социал-шовинисты защищали грабительские планы империалистической буржуазии, натравливая рабочих воюющих стран друг на друга.
Только партия большевиков была единственной партией, сохранившей верность интересам международного пролетариата. Разоблачая ложь буржуазии и ее пособников, Ленин писал: «…эта война в трояком смысле есть война рабовладельцев за укрепление рабства. Это, во-1-х, за укрепление рабства колоний посредством более «справедливого» раздела и дальнейшей более «дружной» эксплуатации их; во-2-х, за укрепление гнета над чужими нациями в самих «великих» державах, ибо и Австрия и Россия… держатся только таким гнетом, усиливая его войной; в-3-х, за укрепление и продление наемного рабства, ибо пролетариат расколот и придавлен, а капиталисты выигрывают, наживаясь на войне, растравляя национальные предрассудки и усиливая реакцию, которая подняла голову во всех, даже самых свободных и республиканских странах» (Соч., т. XVIII, с. 197).
Исходя из глубокого анализа империалистической эпохи и характера империалистических войн, большевики призывали рабочих к активным революционным действиям. Большевики выдвинули лозунг «Превращение войны империалистической в войну гражданскую» и призывали трудящихся всех стран повернуть оружие против буржуазии собственной страны. Не защита буржуазного отечества, а поражение своего правительства и своей буржуазии в этой грабительской войне, превращение ее в священную, справедливую войну против буржуазии — вот за что боролись большевики.
Гениальный анализ империалистической эпохи дан Лениным в его теоретических работах. В книге «Империализм как высшая стадия капитализма» Ленин показал, что империализм есть подыхающий капитализм, что эпоха империализма есть канун социалистической революции. Ленин показал неизбежность империалистических войн и определил отношение пролетариата к этим войнам.
В своих работах «О лозунге Соединенных Штатов Европы» и «Военная программа пролетарской революции» Ленин первый из марксистов открыл закон неравномерности развития капитализма в эпоху империализма и дал гениальную новую теорию социалистической революции, теорию победы социализма первоначально в нескольких странах или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране, Ленин показал, что одновременная победа социализма во всех странах невозможна в силу той же неравномерности развития капитализма.
Это была новая теория социалистической революции, которой Ленин вооружил пролетариат всех стран в борьбе с империализмом. Развивая марксизм в новых исторических условиях, поднимая бессмертное учение Маркса—Энгельса на новую ступень, Ленин первый из марксистов дал гениальный анализ новым империалистическим войнам и отношения к ним пролетариата. Ленин вооружил рабочий класс невиданной силы оружием, выкованным в ожесточенной борьбе с врагами марксизма, оппортунистами и социал-шовинистами всех разновидностей.
В борьбе с врагами марксизма Сталин и другие ученики Ленина отстояли ленинскую теорию социалистической революции; они развивают эту теорию дальше, применительно к новым историческим условиям классовой борьбы пролетариата.
Ленинский анализ новых империалистических войн и отношения к ним пролетариата исходит из условий новой эпохи. На основе новой теории социалистической революции Ленин первый из марксистов создал учение о войнах эпохи империализма.
Развивая и обогащая учение Маркса и Энгельса изучением противоречий эпохи империализма, Ленин и Сталин дали новую, единственно правильную и единственно марксистскую трактовку империалистических войн и отношения к ним рабочего класса.
Несправедливый, разбойничий характер носит и вторая империалистическая война.
Обстановка этой новой войны иная, чем в войне 1914—1918 гг. На одной шестой части земного шара существует могучее государство рабочих и крестьян, построивших под руководством большевистской партии социалистическое общество. Это социалистическое общество есть отечество мирового пролетариата и могучая база освободительной борьбы трудящихся против империализма. Защита этого отечества является священным долгом международного пролетариата.
Вторая империалистическая война происходит в условиях, когда в ряде стран установлена кровавая диктатура самых хищных империалистических групп. Методами еще неслыханных зверств эта война продолжает политику буржуазии, направленную к ограблению и насильственному переделу мира.
Защита своей страны, своего отечества пролетариатом во всякой справедливой войне необходима и законна. В то время как реакционная буржуазия всячески саботирует национальную оборону и выступает пособником агрессоров, в то время как лицемерные миротворцы под флагом «защиты мира» сплачивают силы мировой реакции, пролетариат должен поднять народ на защиту своего отечества.
Только враги марксизма, троцкистские агенты иностранных разведок могут стирать разницу между странами, где свирепствует диктатура военных верхов, и странами, заинтересованными в сохранении мира и демократии. Единый национальный фронт, защита своей страны от порабощения — священная обязанность пролетариата и трудящихся демократических стран.
*
Великая Октябрьская социалистическая революция вырвала Россию из капиталистического рабства и ужасов империалистических войн. Русский пролетариат, руководимый великой партией большевиков, в результате социалистической революции сверг капиталистическое рабство и навсегда покончил с империалистическими войнами.
Социалистическая революция пролетариата — единственное средство положить конец всяким войнам. Но неправильно думать, будто социалистическая революция, победа социализма в одной стране сразу кладет конец всяким войнам, тем более реакционным войнам против победоносного социализма. Военные провокации, как учит ленинизм и как это показал опыт существования СССР в капиталистическом окружении, диверсии, шпионаж империалистических государств неизбежны против страны социализма. Эти военные провокации в любой момент могут привести к разбойничьей войне против Советского Союза.
Вопрос об отечестве, об «оборончестве» в корне меняется с победой Великой Октябрьской социалистической революции. Если во всех предшествующих буржуазных революциях народные массы, проявляя чудеса революционного героизма, боролись лишь за мнимое отечество, то в результате победы Октябрьской социалистической революции пролетариат впервые обрел подлинную родину, подлинное отечество. После победы Октябрьской социалистической резолюции Ленин писал: «Мы — оборонцы теперь, с 7 ноября (25 октября) 1917 г., мы — за защиту отечества с этого дня. Ибо мы доказали на деле наш разрыв с империализмом… Мы свергли свою буржуазию… Мы — за защиту Советской социалистической республики России» (Соч., т. XXII, стр. 291).
Война победившего пролетариата является самой законной из всех законных, самой справедливой из всех справедливых войн. Такого рода войн еще не знала история человечества.
Справедливая война рабочего класса продолжает освободительную политику самого последовательного революционного класса. Она направлена не на замену и утверждение одной формы эксплоатации другой, хотя бы и более прогрессивной, а против всякой эксплоатации и угнетения. Если справедливые войны прошлого защищали национальную независимость против иноземного ига и не освобождали трудящихся от классового гнета, то справедливые войны рабочего класса утверждают такой общественный строй, при котором исключена возможность эксплоатации человека человеком. Если справедливые войны в прошлом с изменением социального характера внутри той или иной страны превращались в войны несправедливые, захватнические, контрреволюционные, то справедливые войны рабочего класса ни при каких условиях не перерастают и не могут перерасти в войны несправедливые. Угнетенным всего мира они несут мир и освобождение от капиталистической кабалы и эксплоатации.
Такой войной была великая гражданская война СССР против иностранных хищников и буржуазно-помещичьей нечисти. Интервенты вместе с внутренней контрреволюцией хотели разграбить, расчленить нашу родину, поработить великий русский народ, восстановить гнет помещиков и капиталистов в нашей стране, превратить нашу страну в колонию империалистов. Советский народ в этой по-новому справедливой войне оборонял первую в мире социалистическую революцию, свою родину, свою отнятую у помещиков землю, отнятые у капиталистов фабрики и заводы. Созданная гением нашей партии и народа Красная Армия защищала независимость нашей страны, освободившейся от оков капиталистического рабства. Это была по-новому отечественная война за родину, за отечество без эксплоататоров — помещиков и капиталистов и против эксплоататоров и угнетателей. Красная Армия сражалась за светлое будущее всего человечества. Оборона революции, защита отечества в такой войне были священны.
Война победившего пролетариата против империализма — это по-особому новая война. В этой войне пролетариат защищает дело международного социализма. «Мы за «защиту отечества», но та отечественная война, — писал Ленин, — к которой мы идем, является войной за социалистическое отечество, за социализм, как отечество, за Советскую республику, как отряд всемирной армии социализма» (Соч., т. XXII, с. 378).
Справедливые войны всегда являются продолжением политики прогрессивных, революционных классов, они всегда связаны с интересами народа. Несправедливые, грабительские войны — войны антинародные, реакционные.
Политическое содержание войны, ее характер определяются не тем, на чьей территории идет война, «кто войну начал». Несправедливую войну ведет тот, кто защищает контрреволюцию, реакцию против народа, против интересов пролетарской резолюции. Война угнетенных народов, война исторически прогрессивного класса, война революционная не перестает быть войной справедливой от того, что ее начинают угнетенные классы или народы. Великая национально-освободительная война американского народа была «начата» американцами, но от этого она не перестала быть справедливой. То же можно сказать о войнах французской революции 1792—1793 гг., «начатых» революционной Францией, оборонявшейся от феодально-монархической Европы.
Исторически прогрессивной, справедливой войной является, например, война героического народа Китая, защищающего свою родину, свою страну, свою культуру от японских разбойников. Справедливейшей из всех справедливых войн будет война СССР против агрессоров, если они посмеют нарушить наш мирный труд. Это будет война, продолжающая принципиально мирную политику партии Ленина—Сталина, советского правительства и советского народа. Это будет война за защиту социализма, как отечества мирового пролетариата.
В священной войне против врагов социализма Красная Армия, опираясь на объединенные усилия великого советского народа и международного пролетариата, будет защищать народы всего мира от ограбления, порабощения и закабаления, от средневековых погромов и неслыханных издевательств над человеческим достоинством. Красная Армия будет защищать трудящихся всех стран от мук голода и разорений, она будет защищать человеческую культуру против варварства и одичания. Красная Армия будет вести эту войну за дело всего передового, прогрессивного человечества, против извергов реакции, эксплоатации, контрреволюции.
При известных условиях Красная Армия может предупредить нападение агрессоров на отечество социализма. Железной рукой она возьмет разбойника за горло прежде, чем он успеет вынуть свой кровавый нож.
Одним из моментов, характеризующих действия нашей Красной Армии, является ее активность и наступательность. Еще Маркс писал, что наступление — самый лучший вид обороны.
Враг окружает нас со всех сторон, постоянно угрожая активно враждебными нам действиями. Это значит, что не исключена возможность такой международной обстановки, когда самим ходом исторического процесса рабочий класс вынужден будет взять на себя инициативу военных действий. Тут, как говорил Фрунзе, мы имеем полное совпадение требований военного искусства и общей политики, «Отнюдь не исключена возможность такой обстановки, при которой пролетарскому государству, быть может, придется взять почин действий на себя» (М. В. Фрунзе, Соч., т. I, с. 395).
Красная Армия призвана решать интернациональные задачи и если обстановка сложится так, что наша помощь может дать решающие политические и военные результаты, то эту помощь мы окажем. Наша Красная Армия глубоко предана делу международного рабочего класса; она и политически, и технически, и психологически готова для разрешения интернациональных задач. Пусть буржуазные «политики» и «стратеги» не думают, что справедливый характер войны СССР и наша принципиально мирная политика исключают наступательные действия Красной Армии в военно-стратегическом и оперативно-тактическом смысле. Наоборот, Ленин и Сталин учат, что лучшая оборона — это переход в наступление на врага, разгром врага в его стране. «На чужой земле защищать свою землю» — так учил Ленин, так учит Сталин, таковы наши стратегия и тактика.
В 1920 году на VIII Всероссийском съезде Советов, указывая на постоянно грозящую нам опасность со стороны мирового империализма, Ленин указывал: «говорить нам, что мы должны вести войну только оборонительную, когда над нами до сих пор занесен нож… говорить это нам — значит повторять старые, давно потерявшие смысл фразы мелкобуржуазного пацифизма. Если бы мы перед такими постоянно активно-враждебными нам силами должны были дать зарок, как нам это предлагают, что мы никогда не приступим к известным действиям, которые в военно-стратегическом отношении могут оказаться наступательными, то мы были бы не только глупцами, но и преступниками» (Соч., т. XXVI, с. 49—50).
Это было сказано 18 лет назад. Верная заветам Ленина и указаниям Сталина, Красная Армия перейдет границы агрессора, раздавит врага мощью своего оружия и вооруженной рукой поможет трудящимся стран-агрессоров свергнуть капиталистическое рабство.
Полковой комиссар Н. Осипов
[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест коммунистической партии. М.: Государственное издательство политической литературы, 1951, с. 53. Ред.
[2] История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под. ред. комиссии ЦК ВКП(б). М.: Государственное издательство политической литературы, 1952, с. 161. Ред.
важная статья в нынешнее время