5 сентября 1919 года в борьбе за свободу и независимость нашей родины смертью храбрых пал легендарный герой, любимец народа и Красной Армии — В.И. Чапаев.
Василий Иванович Чапаев родился 28 января 1887 года в деревне Будайке Чебоксарского уезда, Казанской губернии. Отец его был плотником. Бедность семьи не позволила Чапаеву окончить сельскую школу. С 12 лет Василий Иванович начал работать: был «мальчиком» в магазине, «половым» в чайной, ходил с шарманщиком по городам и селам, плотничал с отцом и братом. Скитания по приволжским городам дали Чапаеву возможность хорошо познакомиться с тяжелой жизнью трудящихся царской России.
В 1908 году молодого Василия Чапаева взяли на военную службу в царскую армию, где ему пришлось перенести немало унижений и издевательств, В 1914 году началась мировая империалистическая война, и Чапаев снова был взят в армию и отправлен на германский фронт. Среди других солдат Чапаев выделялся решительностью и сметливостью. Из Чапаева выработался замечательный разведчик: смелый, инициативный, умеющий быстро ориентироваться на местности.
На фронте у Чапаева пробудился интерес к чтению. Книги дали ему возможность познакомиться с биографиями великих полководцев прошлого и с биографиями народных героев: Степана Разина, Пугачева, Гарибальди.
Осенью 1917 года Чапаев прибыл в город Николаевск Самарской губернии, где он связался с большевистской организацией и вступил в партию большевиков. По поручению большевистской организации Чапаев вел работу в 138-м запасном полку, стоявшем в Николаевске, единогласно был избран его командиром и принимал активное участие в борьбе за установление советской власти в Заволжье.
В конце 1917 года Чапаев, по поручению уездного комитета большевистской партии, приступил к формированию отрядов Красной гвардии и стал командиром этих отрядов. Уже к этому времени Чапаев завоевал огромный авторитет среди рабочих и солдат г. Николаевска. К концу декабря Чапаев имел в своих отрядах до 800 красногвардейцев, преданных большевистской партии и советской власти.
В январе-апреле 1918 года в Николаевском и Самарском уездах вспыхнул ряд крупных кулацких мятежей, руководимых эсерами и офицерами. Для ликвидации мятежей был послан Чапаев, который разгромил все контрреволюционные банды, восстановил в районах мятежей советскую власть и создал отряды Красной гвардии.
В марте 1918 года против советской власти выступила контрреволюционная часть уральского казачества и 29 марта захватила г. Уральск.
Саратовский совет принял решение подавить мятеж вооруженной силой. Была создана довольно сильная группа войск, получившая название «Особой» армии. К концу апреля армия насчитывала 4 000 бойцов, 18 орудий и 110 пулеметов. В составе «Особой» армии был и Чапаев со своими двумя отрядами. Сосредоточившись в районе станции Озинки, «Особая» армия 1 мая перешла в наступление. Чапаевские отряды наступали на ее левом фланге. Однако «Особая» армия не дошла до г. Уральска: из-за недостатка патронов и снарядов она отступила.
В этот период для борьбы с белогвардейцами и интервентами по инициативе Ленина и Сталина создавались регулярные части Красной Армии. Чапаев принял самое горячее участие в реорганизации партизанских отрядов в регулярные части Красной Армии и проявил в этом деле исключительную энергию. Он доставал обмундирование, оружие, проводил военное обучение и разъяснял бойцам и командирам необходимость перехода от партизанских отрядов к регулярной Красной Армии. Из разрозненных отрядов Чапаев создал бригаду в составе двух полков: имени Емельяна Пугачева и имени Степана Разина. Чапаев был назначен командиром бригады, которая к концу мая 1918 года насчитывала в своих рядах 2 700 штыков и 275 сабель при 65 пулеметах, 8 орудиях и одном автоброневике.
Между тем белая Уральская армия стала проявлять усиленную активность, и Саратовский Совет рабочих и крестьянских депутатов решил повторить наступление на Уральск. «Особая» армия, переименованная к этому времени в 4-ю армию, 28 июня выступила на Уральск.
6 июля вечером чапаевские полки достигли Уральска. Развернувшиеся под Уральском бои носили упорный характер. Красные бойцы израсходовали все боезапасы. В это же время противник захватил в тылу красных частей ст. Семиглавый Мар и отрезал 4-ю армию от основной базы. Пришло также сообщение, что чехо-словаки захватили Самару и продвигаются на Уфу, Челябинск и на юг — к Саратову и Царицыну.
В этой тяжелой обстановке, когда нужно было бы проявить исключительную стойкость, решительность и волю, командующий 4-й армией, бывший царский полковник и ставленник Троцкого, бросил армию на произвол судьбы, притворился больным и лег в лазарет.
7 июля уральские белоказаки перешли в контрнаступление. Нужно было выводить армию из окружения, спасать ее от разгрома. Штабом армии было созвано совещание командиров частей, на котором выполнение этой задачи было поручено Чапаеву.
Чапаев выполнил эту задачу и вывел армию из окружения. К 15 июля бригада Чапаева сосредоточилась в районе Пугачева (так стал называться г. Николаевск), готовясь к переходу в наступление против нового врага — контрреволюционных войск Комуча (Комитет членов Учредительного собрания), захватившего власть в Самаре. Комуч, возглавляемый эсерами, опирался на военные силы чехо-словаков и на офицерство. Власть Комуча признали уральские и оренбургские белоказаки.
Бои с чехо-словаками и учредиловцами шли в течение июля и августа. В начале сентября Чапаев, командовавший временно 1-й Самарской дивизией, разработал для разгрома противника глубоко продуманный план, основанный на учете конкретной обстановки. По этому плану Чапаев создал такую группировку своих сил, чтобы иметь возможность одновременно нанести глубокий удар чехо-словакам и белогвардейцам по их флангу и тылу и бить противника по частям.
8 сентября Чапаев, сосредоточив все полки и артиллерию в исходное положение для атаки противника, приказал одновременно открыть огонь из 12 орудий по с. Орловке, занимаемому белыми. Задуманный Чапаевым фланговый маневр удался полностью. Противник в панике бежал, а чапаевские полки стали освобождать селение за селением.
Благодаря умелому руководству Чапаева белогвардейские банды были разбиты наголову. Это позволило командованию 4-й армии перейти в решительное наступление в районе Самары, 7 октября полк имени Пугачева вступил в Самару.
Белогвардейская армия «Самарской учредиловки» была окончательно разгромлена, а чехословацкие легионы в панике отступили в Уфимском направлении.
После ряда блестящих побед над белогвардейцами слава о геройстве, отваге и доблести полков, руководимых В.И. Чапаевым, распространилась широко. Имя Чапаева стало известно не только на Урале и в Заволжье, но во всей Советской республике.
В ноябре 1918 года Чапаев был отозван на учебу в Военную академию Генерального штаба РККА. Чапаев оказался наредкость старательным учеником. Он усердно и аккуратно выполнял все задания, проявляя большой интерес к истории и географии, и очень внимательно слушал лекций, особенно по истории военного искусства. За короткий срок Чапаев сделал заметные успехи в учебе. Но его все время тянуло на фронт, и он, не закончив учебы, через три месяца добился разрешения вернуться в 4-ю армию.
В начале февраля 1919 года красные полки, выполняя приказ командарма 4 М.В. Фрунзе, взяли Уральск и вели наступление против белоказаков. Остатки разбитой Уральской армии отходили на юг.
В это же время в районе Александрова Гая топталась на месте отдельная Александрово-гайская бригада 4-й армии. Нерешительность этой бригады срывала выполнение общего оперативного плана по разгрому белоказачьей армии. М.В. Фрунзе назначил начальником Александрово-гайской бригады прибывшего из академии Чапаева, а комиссаром к нему был направлен Дмитрий Фурманов.
Приняв бригаду, Чапаев осуществил ряд мер по ее укреплению: создал кавполк, усилил артиллерию и влил в полки бригады новое пополнение. Фурманов развернул в бригаде широкую партийно-политическую работу и распределил коммунистов по полкам, батальонам и ротам. В результате этих мероприятий бригада окрепла, и в середине марта Чапаев перешел в решительное наступление. Искусным фланговым маневром он разгромил белых и занял ст. Сломихинскую, что создало крайне тяжелое положение для белоказаков. Однако дальнейшего своего развития наступление не получило, так как обстановка на Восточном фронте в это время резко ухудшилась. Выполняя план первого похода Антанты, армии Колчака в первых числах марта перешли в наступление и начали продвигаться к Волге.
Командующий южной группой Восточного фронта М.В. Фрунзе бросил навстречу врагу свои лучшие силы. В числе их была славная 25-я дивизия. В ее составе были полки, с которыми Чапаев одерживал победы над белыми. Начальником 25-й дивизии М.В. Фрунзе назначил Чапаева.
Части Чапаевской дивизии первыми вступили в бой с наступавшими колчаковскими войсками. 20 апреля под Бузулуком дивизия начала упорные бои с белыми. В результате этих боев Чапаев к 1 мая с честью выполнил задачу, нанес сильное поражение 11-й Уральской дивизии белых и отбросил белых от Бузулука и от Самаро-Златоустовской железной дороги. Под ударами чапаевцев части 3-го корпуса белых начали отходить к Бугульме, а остатки 6-го разбитого корпуса — к Белебею. Инициатива перешла к частям Красной Армии.
Успешно развивая преследование колчаковских армий, части Красной Армии подошли к рубежу р. Белой. Предатель и изменник Троцкий хотел здесь остановить начатое преследование белых.
В.И. Ленин, внимательно следивший за боевыми действиями Красной Армии, дал 25 мая 1919 года следующую телеграмму — директиву РВС Восточного фронта:
«Если мы до зимы не завоюем Урала, то я считаю гибель революции неизбежной; напрягите все силы; следите внимательно за подкреплениями; мобилизуйте поголовно прифронтовое население; следите за политработой; еженедельно шифром телеграфируйте мне итоги…» (В.И. Ленин. Из эпохи гражданской войны. Партиздат, 1934, стр. 52).
На рубеж р. Белой, как на важнейшую естественную преграду, Колчак возлагал большие надежды и для обороны Уфы направил свои лучшие ударные части.
Овладение Уфой М.В. Фрунзе возложил на Чапаева. В ночь с 7 на 8 июня чапаевские полки начали переправу через р. Белую. Фрунзе и Чапаев лично руководили переправой.
Белое командование сосредоточило огромные силы, артиллерию и пулеметы, стремясь не допустить переправы. К 10 часам белые бросили против 25-й стрелковой дивизии свою авиацию, но успеха не имели. К 16 часам авиация белых появилась вторично. М.В. Фрунзе был контужен бомбой, сброшенной с самолета. Чапаев получил тяжелое ранение в голову, но остался в строю и продолжал руководить боем.
Утром 9 июня противник перешел в контратаку, в которой приняли участие две дивизии, офицерский полк и юнкера. Белые шли ротными колоннами без выстрела и бесшумно, маскируясь рожью. Чапаевцы подпустили противника на близкую дистанцию и разгромили его.
Белое командование, пытаясь разбить части 25-й стрелковой дивизии, бросило в контратаку новые ударные части, но все атаки белых были отбиты, противник понес большие потери и вынужден был отступить.
К 20 часам 9 июня 1919 года Чапаевская дивизия освободила Уфу от белых.
За эту операцию Чапаев был награжден орденом Красного Знамени.
Разгром основных белых сил под Уфой имел для Советской республики огромное политическое и стратегическое значение.
После Уфимской операции М.В. Фрунзе выработал оперативный план окончательного освобождения Урала и разгрома армии Колчака. Для выполнения своего плана он приказал Чапаеву не позже 12 июля занять г. Уральск и освободить осажденную в нем 22-ю стрелковую дивизию. Чапаевские полки подошли к Уральску утром 11 июля, а вечером Уральск был взят. Белая Уральская армия отошла на юг, к Лбищенску.
Преследование отступающих белых частей М.В. Фрунзе возложил на В.И. Чапаева. С 22 августа начались ожесточенные бои под ст. Сахарная, имевшей важное оперативное значение, и продолжались до 26 августа, когда удачным фланговым маневром Чапаев нанес решительный удар белым и освободил от них Сахарную.
2 сентября Чапаев и военкомдив Батурин со штабом дивизии, дивизионной школой и другими специальными подразделениями прибыли в Лбищенск.
Белые, потеряв всякую надежду на успех и разгром частей Красной Армии, решили напасть на Лбищенск и убить легендарного народного героя Чапаева. Эта задача облегчалась для них тем, что находившийся в штабе дивизии белогвардейский шпион сообщил белым о расположении частей Чапаевской дивизии, штаба и политотдела, а также об охранении.
На рассвете 5 сентября белые силою более 1 500 сабель при 14 пулеметах и 4 орудиях неожиданно атаковали Лбищенск. Отряд белоказаков действовал по заранее разработанному плану. В самые же первые минуты налета белые окружили квартиру В.И. Чапаева и других командиров и захватили штаб дивизии. Военный комиссар дивизии Батурин был зарублен у пулемета.
Чапаев, выскочив через окно, с горсточкой бойцов вступил в бой, лично ведя огонь из пулемета и отбивая одну атаку за другой. Бой длился свыше 3 часов. Чапаев был ранен в руку. Белые прижали чапаевцев к р. Уралу. Бойцы под руководством Чапаева пробивали себе путь к Уралу штыками, гранатами и спускались к реке. Когда были исчерпаны все силы и израсходованы патроны, Чапаев, не желая попасть в плен, бросился в Урал в надежде переплыть реку и соединиться со своими частями. Переплывая Урал, Чапаев утонул.
После смерти своего славного начдива бойцы 25-й Чапаевской дивизии вписали еще много ярких страниц в историю вооруженной борьбы советского народа против интервентов и белогвардейцев.
Легендарный народный герой В. И. Чапаев стоит в ряду лучших, талантливейших командиров гражданской войны.
Величайший героизм, прекрасное знание военного искусства, беззаветная преданность своему народу, делу партии Ленина-Сталина создали Чапаеву колоссальный авторитет среди бойцов, командиров и комиссаров Красной Армии.
Чапаев был подлинным вождем масс, он любил массы, понимал их и опирался на них.
Чапаев любил свой народ и верил в его силу. Эта его вера в силу народа, в доблесть и бесстрашие бойцов Красной Армии давала ему успех в сражениях и приносила победы над врагом.
Чапаев любил воевать. На привалах во время походов он рассказывал бойцам и командирам, как лучше и с меньшей потерей человеческой крови разбить противника. Один боец-чапаевец в газете «Рабочий край» в статье «Лекция Чапаева о том, как одному семерых не бояться», красочно и ярко рассказал об этом:
«Неунывный, мужественный, чудесный был человек Василий Иванович. У него и трус становился храбрым, и угрюмый был веселым.
В одном бою как-то несколько молодых бойцов побежали было от противника. Струсили, проще сказать.
Василий Иванович узнал об этом после боя, созвал их всех и давай им лекцию читать о том, как одному семерых не бояться.
«Одному хорошо против семерых воевать, — говорил Чапаев, — семерым против одного трудно. Семерым нужно семь бугров для стрельбы, а тебе — один. Один бугорок везде найдешь, а вот семь бугров найти трудно. Ты один лежи да постреливай: одного убьешь, шесть останется, двоих убьешь — пять останется… Когда шестерых убьешь, то один уж должен сам напугаться тебя. Ты заставь его руки вверх поднять и бери в плен. А взял в плен — веди в штаб» (записано от б. бойца Чапаевской дивизии в с. Сулак Саратовской области, газета «Рабочий край» от 4 февраля 1938г., № 28).
Чапаев был требователен, но всегда умел сочетать требовательность с заботой о людях.
Он высоко ценил дисциплину, организованность, взаимодействие, товарищескую выручку в бою. Вместе с комиссаром дивизии Д. Фурмановым Чапаев принимал активное участие в политработе среди бойцов и командиров. Политическое руководство он ценил высоко.
Имя Чапаева является гордостью всего советского народа. Оно вдохновляет нашу молодежь на подвиги и героизм и служит примером беспредельной преданности и любви к своей социалистической родине, к великому делу Ленина-Сталина.