Вопрос: «Что такое наемный труд и как его отличить? Я вот лично понимаю так: говорит какой-то буржуй: сделаешь вот это, вот это и это и вот столько я тебе заплачу. Ну, естественно ясно, что это 7—10% от полной стоимости, но этот момент не относится ни к какому найму, это обычное ограбление. То есть зарплата и прибыль — это просто способ передела валового продукта в пользу капиталиста.
Вчера с одним разговаривал, так он считает, что и в СССР тоже наемный труд был, просто тогда частников не было. Но люди шли на заводы наниматься. «А вот если я, к примеру, буду клеить обои дома, тогда это уже не наемный труд», — сказал он. Ведь работали все на госпредприятиях, устраивались туда, значит, нанимались к государству на работу. При социализме ведь тоже зарплату назначали, она ведь по желанию работника не устанавливалась.
И потом, при коммунизме собственность будет общенародная, тогда, значит, человек будет наниматься к народу, так что ли? Карл Маркс в своей работе «Капитал» утверждал следующее: «В условиях капиталистического способа производства рабочая сила является специфическим товаром. Носитель рабочей силы является её собственником и юридически свободен…» Тогда что — при коммунизме рабочий не будет являться собственником своей рабочей силы? Что-то какая-то путаница получается… В принципе это описание наемного труда можно и к другим формациям применить, не только к капитализму.»
Ответ: Наемный труд — это когда человек, лишенный возможности сам для себя произвести продукты, необходимые ему для физического выживания, потому что у него просто не из чего и нечем их производить (нет средств производства), для того, чтобы как-то выжить, продает единственное, что у него имеется — свою способность к труду. Вот эта способность человека к труду и называется «рабочая сила».
Отсюда понятно, что рабочая сила существовала и будет существовать всегда, во всех общественно-экономических формациях. Но только при капитализме она продается и покупается, т. е. является товаром.
Что это значит? А то, что только при капитализме создаются такие условия, когда человек вынужден продавать свою рабочую силу на рынке, менять свою способность к труду на нужные ему для физического выживания продукты и вещи (которые при капитализме тоже выступают как товары).
Дело в том, что при капитализме товарное производство, существовавшее и ранее в некоторых предыдущих формациях, становится всеобъемлющим, охватывая чуть ли не все стороны человеческого бытия. Это важнейшая особенность этого общественно-экономического строя.
Вторая его особенность это тот самый наемный труд, который и отличает капитализм от всех остальных формаций. Нигде до капитализма способность человека к труду на рынке не продавалась, и нигде до капитализма не существовало рынка рабочей силы.
При первобытно-общинном строе человеческие сообщества производили все необходимое для жизни внутри себя, и все произведенное сами же и потребляли без остатка. В те времена никакого рынка (обмена товаров) не существовало, потому что просто нечего было еще обменивать: производительные силы общества были чрезвычайно низки, орудия труда и технологии производства примитивны.
При рабовладельческом строе уже появилось товарное производство. Но оно, как и при более высоком феодальном строе, не носило еще всеобъемлющего характера, не охватывало все сферы экономики. Основная масса общественного продукта (тех продуктов, которые произведены всем обществом в целом), производилась внутри отдельных частных хозяйств и внутри них же и потреблялась, т. е. господствовало так называемое «натуральное хозяйство». При рабовладельческом строе товаром был сам человек (раб) вместе с его способностью к труду (со своей рабочей силой).
В феодальном обществе феодал (помещик) уже не владел работником безраздельно, как это было при рабовладельческом строе. Помещик владел землей, к которой были тесно привязаны крестьяне (закрепощены). Это владение землей и давало ему большие или меньшие права на труд крестьян, которые работали на него, имея в то же время свое собственное хозяйство, обеспечивающее их физическое выживание. Закрепощение крестьян означало, что они обязаны были принудительно трудиться на помещика, владельца земли. Этот принудительный труд крестьян в пользу помещиков выражался либо в исполнении ими личной работы в пользу помещика (барщина), либо в платеже определенных (обычно денежных) сборов (оброк).
И только при капитализме работник, обладая личной свободой, но при этом лишенный средств производства, находится в таких экономических условиях, что вынужден нести на рынок единственное, что у него имеется — свою рабочую силу.
При коммунизме также не будет существовать рынка рабочей силы, потому что при этом экономическом строе не будет товарного производства. При коммунизме все средства производства будут принадлежать не части общества, как в предыдущих формациях, основанных на частной собственности на средства производства, а всем членам общества (общественная собственность на средства производства). Общественная собственность на средства производства исключает рынок — он просто становится не нужен. Производиться при коммунизме будут продукты труда, но не товары. Это означает, что продукты питания и вещи, необходимые для жизни людей, в коммунистическом обществе будут производить не для продажи, не для получения прибыли, а для удовлетворения потребностей самих производителей — всех членов коммунистического общества.
Рабочая сила человека в коммунистическом обществе не будет продаваться и покупаться, ведь людям незачем будет просить владельцев средств производства купить у них рабочую силу в обмен на часть материальных благ, позволяющих им выжить. Они сами станут владельцами средств производства и из произведенного ими же самими общественного продукта смогут брать столько, сколько им требуется для удовлетворения всех своих потребностей.
Что же касается заработной платы при социализме (к примеру, в СССР), то ее содержание совершенно иное, совсем не то, какое она имеет при капитализме. Название остается прежнее — «заработная плата», а вот суть совершенно другая.
Заработная плата при капитализме — это цена рабочей силы на рынке труда. В среднем это такое минимальное количество материальных благ (выраженное в деньгах), которое требуется для поддержания рабочей силы работника в рабочем состоянии (чтобы он вообще мог трудиться). При капитализме рабочему ничего не принадлежит — ни средства производства, ни им же произведенный продукт. И даже свою собственную рабочую силу он должен постоянно продавать капиталисту. При капитализме все принадлежит капиталисту — и средства производства, и произведенный рабочими продукт труда, и даже рабочая сила работников, которую капиталист по мере надобности покупает на рынке.
Иное дело при социализме. Там основой экономики является общенародная (общественная) собственность на средства производства. А это значит, что каждому гражданину СССР принадлежали практически все средства производства в стране (советские люди были богаче любого современного олигарха!) и им же принадлежал весь произведенный с помощью этих средств производства продукт совместного труда. Советским рабочим, служащим, интеллигенции не требовалось продавать свою рабочую силу. Зачем ее продавать, если у них имелось все, что нужно для того, чтобы произвести то, что им требуется для жизни? И кому ее продавать — самим себе что ли?
Ведь при капитализме рабочий потому продает свою способность трудиться капиталисту, что у самого рабочего нет средств производства! Нет у него фабрик, заводов, станков, оборудования, электростанций, земли, недр и пр. — всего того, без чего нельзя ни продукты питания вырастить, ни одежды произвести, ни дом себе построить. У того же бедного крестьянина при феодализме хоть землица, соха да лошадь были, чтобы вырастить себе еду и плохонькую одежонку, а у рабочего вообще ничего нет! Именно это и вынуждает его продавать свою рабочую силу. Разве бы он стал продаваться, если бы у него имелась хоть какая-то возможность этого не делать? В том-то и дело, что нет у рабочего такой возможности. Отобрал у него эту возможность капиталист, лишив его средств производства. (В нашей стране это было осуществлено в Перестройку, вся суть которой в том и состояла, чтобы отобрать все средства производства у советских рабочих и крестьян.) А из этого вытекает только одно: продается рабочий только тому, у кого есть средства производства. Другому рабочему он же не продается. Он продается только капиталисту — владельцу средств производства!
А при социализме сам рабочий — владелец всех средства производства в стране. И ему нет никакой необходимости продавать свою рабочую силу.
Вот потому заработная плата рабочего при социализме имеет совсем иное содержание, чем при капитализме. Это не продажа своей рабочей силы советскому государству, как полагает товарищ, задавший нам вопрос. Советское государство — это сам советский трудовой народ, его орган управления. Для советского рабочего продать себя советскому государству означает то же самое, что продать себя самому себе, т. е. заведомую глупость.
Заработная плата в СССР — это некая часть общего национального дохода страны, выделяемая работающему советскому гражданину для обеспечения его текущих потребностей. А оставшаяся часть национального дохода СССР планомерно и целенаправленно тратилась на все общество в целом, на всех граждан страны сразу. Благодаря ей развивалась советская промышленность и сельское хозяйство, наука и техника. Оттуда финансировались бесплатное для всех граждан СССР образование, здравоохранение, культура, спорт, жилищное строительство. Из этой части выплачивались пенсии и стипендии, содержались дома отдыха, санатории, пионерлагеря и пр.
На какой бы работе советский человек не работал, он обогащал все общество в целом и через это самого себя, потому что всем, чем располагало советское общество, располагал и каждый член этого общества.
Л. К.
В очередной раз спасибо. Распространяю.
Может стоит в будущем разграничить эти политэкономические категории что бы не было путаницы? Допустим, если при капитализме — наемный труд, то при социализме, предположим, социалистическиц труд. Использование старых категорий присущих кап.фармации могут вносить путаницу. Не все люди разграничмвают форму и содержание.