Туркменистан-2015

В середине декабря 2013 года «Рабочий Путь» публиковал материалы о ситуации в Туркменистане – одной из самых закрытых стран мира. Вышло подряд две статьи, в которых наши товарищи, там проживающие, описали всю «прелесть» жизни в условиях полуфашистского государства азиатского типа, в традициях и культуре которого сохранилось еще немало пережитков феодализма, чем с превеликим удовольствием пользуются новоявленные властители страны, взобравшиеся на Олимп государственной власти благодаря горбачевской Перестройке — см. «Как выглядит фашизм на постсоветском пространстве»  и «О ситуации в Туркмении «из первых рук»».

Сегодня наши товарищи из Туркменистана рассказывают о том, как изменилась ситуация в этой стране за прошедшие полтора года.

*   *  *

Оппозиции в Туркменистане нет, интернет один из самых дорогих и дерьмовых в мире – вот пример цен с официального сайта Туркментелеком: для негосударственного сектора (т.е. коммерческих организаций и частных лиц) стоимость безлимитного тарифа со скоростью 2 Мбит\с составляет 2 192,98 долларов США, а при скорости 10 Мбит\с — 4 561,40 !!!

Новогодний подарок от правительства Туркменистана (читай — от президента!) получился воистину «царский»: с 1 января 2015 на 20% обвалился манат (валюта Туркменистана — прим. ред. РП) – с 2,85 до 3,5. Цены тут же взлетели на 50% и более.

Во всех обменниках в банках огромные очереди, драки, меняют максимум 1000 долларов по паспорту. Место в очередях продают за 50 долларов, чёрный курс вообще стал 5 манат.

Бензин подорожал  тоже – с 0,6 до 1 маната. Также был введён большой налог на содержание скота и земли. Ну, и конечно на 30% выросли тарифы ЖКХ и были отменены бесплатные талоны на бензин (120 литров в месяц).

В довершение всего туркменские власти хотели вырубить с 5 февраля полностью весь интернет, но потом, видимо, испугались народного гнева и объявили эту свою затею провокацией. И судя по всему, заплатили немалые деньги неким IT-компаниям: только 1% VPN ещё еле работает, остальные вместе с TOR и любыми прокси с анонимайзерами давно заблокировали. Самые популярные ресурсы типа youtube, facebook, wechat, mobimeet и прочие были заблокированы еще раньше, теперь вот добивают остатки. Это значит, что очень боятся протестов трудового народа — чуют, что недолго осталось.

И уж конечно «солнцеликий» Туркменбаши  Аркадаг (так в Туркменистане положено величать Президента страны Бердымухаммедова — при. ред. РП) решил повыпендриваться перед такими-же как и он, полагающими, что им можно творить все, что в голову придет — перед олимпиадой или спартакиадой 2016 в Ашхабаде запретил все машины не белого цвета !!! Т.е. у кого чёрная, красная и т.д. –  их надо теперь обязательно перекрашивать! Ввоз в страну не белых запретил. Правда, докУмента на это нет – сие вербальное право, как и невозможность получения водительских прав женщинам. Последним сейчас вроде негласно разрешили, а вроде и нет… Короче, даже буржуазные законы тут в Туркменистане не работают – всё только на бумаге. На деле каждый чиновник творит, что ему в голову взбредет.

При этом цена перекраски машины с полной её разборкой и сборкой до винтика – 2500-3000 долларов, не говоря уже про взятки, нервы и время на документальное оформление этого никому не нужного дела, отражающего только лишь очередную придурь туркменского царька.

Белые машины — немалая головная боль водителям. Их надо постоянно мыть, поскольку за малейшую грязь на кузове даже во время дождя в Туркменистане положено наказание – штраф или лишение прав! С мытьем тоже не все просто — дома не получится, ибо мыть машину можно только на мойке. Если то же самое попытаться провернуть на улице — тоже штраф, но уже от ментов. А мойка недешева — 10 долларов, в день приходится мыть минимум 2 раза, чтобы не влететь в штрафы за грязь на машине!!!

Понятное дело, что запрещены всякие заводские тонировки стёкол 15%, многие виды покрышек, малейшие царапины на кузове и пр. — тут уж работает фантазия гаишника, к чему он придерется. Но  в ГАИ есть официальная агитка с рисунками всех этих запретов, за нарушение которых полагаются санкции как к грязной или не белой машине.

Самодурство этого среднеазиатского зубного врача царька (Бердымухаммедов, нынешний президент Туркменистана, раньше был зубным врачом у предыдущего президента Ниязова — прим. РП) не знает границ. Эта «элита» (Геок-депинский клан) уже настолько оторвана от народа, что напрочь забыла – что этот самый народ может в один прекрасный день не выдержать. Машина для большинства населения – это способ выживания — такси, нигде не регистрированное. С ее помощью из-за страшнейшей безработицы в стране кормят семью, детей, зарабатывая жалкие крохи и отдавая гаишникам и прочим нахлебникам в лице государства подавляющую часть заработка.

Сигареты теперь минимум по 5 долларов, с 2016 года хотят ввести вообще заоблачные цены. Продают и поштучно, но это вроде как запрещают. Т.е. простой человек от такой жизни даже не покурит –  не по карману. А вот богатым «баурам» (нуворишам) это не грозит – для них это ничего не стоит, они курят сигареты самых дорогих марок и пьют мартини.

Теперь небольшой обзор по экономике и политике, общественному строю Туркменистана.

Чисто внешне – города все в белом мраморе, покрашены, то тут, то там блестит позолота. Однако дороги в провинции ужасные. Трассу Чарджоу-Красноводск строят уже 20 лет. За это время «распилили» кучу денег, запретили большегрузные самосвалы и сменили кучу строительных компаний. На дорогах везде камеры и гаишники, вымогательство денег обычное – минимум 20-50 долларов, блатные, разумеется, ездят без правил. Также стали строить новую скоростную платную дорогу Ашхабад-Красноводск (от переизбытка денег в казне и нищете населения).

Самая дешёвая водка 0,25 л или 0,33 л – 1 доллар, 0,5 л – 2-3 доллара, баклажка местного пива (Zip, Berk) – 1-2 доллара. Водка полностью 100% произведена на госпредприятиях (частных нет, контрафакта тоже нет), качественная. Пиво – частные пивоваренные заводы (примерно 90% рынка). Вино тоже полностью государственное, качественное и дешёвое (от 0,5 доллара до 3 долларов), остались еще винсовхозы.

Жильё – ипотека и прописка. Последнюю практически невозможно сменить. Земли в Туркмении много, населения официально 6 млн (из них минимум миллион батрачат в Турции и Европе). В Россию миграции  нет, ибо Туркменистан не входит в СНГ, а значит невозможно ездить работать.

Землю начали в этом году выдавать бесплатно (у чёрта на куличиках в безводной пустыне). В нормальном месте её продают по 10 тысяч долларов за 4-6 соток.

Квартиры: в Ашхабаде хрущёвки от 100 тысяч у.е., мраморные элитки без газа и возможности подходить к окнам (охрана президента это запрещает, предупреждают, что будут стрелять на поражение!) – от 300-500 тысяч долларов США. Ипотека выдавалась раньше на 30 лет, теперь только на 5-10 лет. Разумеется, сотые доли % населения способны ее оплачивать (выходит 1-3 тыс долларов в месяц), поэтому район элиток в столице назвали «мёртвым городом».  Чтобы заработать строительстве элиток деньги, ранее сносили целые посёлки, жителей выкидывали на улицу — при Ниязове-Туркменбаши даже были бунты с применением оружия.

Стоимость проезда в городском транспорте: автобус  60 тенге, маршрутка 1 манат, пригородные маршрутки – 2-3 маната. Такси в Ашхабаде 3-5-10 манат в зависимости от расстояния, в областных центрах – 2-3-5 маната независимо от расстояния. Самолёт – примерно 50-60 манат до столицы из любого областного центра. Самолёты новые, все Боинги. Поезд – 10-30 манат в зависимости от расстояния и сервиса (купе/плацкарт). Все вагоны новые китайские, плацкарте в 3 ряда, можно только еле заползти и лежать, приподняться уже не получится. Курить нигде — на улицах, в кафе, в поездах, возле подъездов, в пустыне и т.д. — нельзя. Типа это всё «общественные места», штраф 200 долларов.

Продукты:  хлеб 1 манат чорек (овальная лепёшка) или 0,5 маната буханка, мясо и рыба 20-30 манат в зависимости от сорта, картошка 2 маната, яйца – 4 маната 10 шт, консервы мясные и рыбные – 1-2 доллара,  колбаса — 4-20 манат в зависимости от сорта или упаковки/веса. Яблоки — 2-3 маната, мандарины/апельсины – 2-4 маната, помидоры — 3-4 маната, огурцы — 2 маната, зелень пучок — 0,2-1 манат.

Одежда и обувь — 95% китайский самый дерьмовый ширпотреб. Цена джинсов — 30-100 манат, кожаных курток — 50-100 долларов, обуви — 20-100 манат.  Более дорогих и качественных практически нет. Народ в Туркменистане бедный, потому, в основном, продают подделки типа Dadidas или неизвестных фирм. На 30% одежда местного пошива. В стране куча фабрик – как  огромных государственных, так и частных. В основном на 99% всё из чистого хлопка, качество ниже плинтуса — на 1 стирку, после которой вещь обычно увеличивается в ширине в 2-4 раза. Но при этом цены 4-10 долларов.

Аудио, видео, бытовая техника, компьютеры, сотки —  всего этого полно, буквально завалено. Цены недорогие, но много некачественных подделок.

Телевидение — у всех тарелки. Государственных каналов — 5, там постоянно песни и пляски вперемежку с новостями о том, как всё хорошо. Пляшут и поют даже когда совсем нехорошо – например, взрыв военного склада боеприпасов в пригороде Ашхабада (Безмеин-Абадан) 07.07.11 – по ТВ ноль, когда снаряды прилетали в сам город , не говоря уже о большом огненном «грибе» с бабахом. На ТВН — никаких катастроф, войн, жёлтой прессы.

В отличие от Путина, местный Аркадаг  очень любит снимать и сажать министров за воровство и «неоправдание доверия» с прямым показом этого шоу по телеящику. Тут если сняли – то обязательно посадят, причём вместе со всеми родственниками. Последних если не посадят, то с работы уволят до 7-го колена точно. В Туркменистане вообще при устройстве на работу в отделе кадров требуют сведения о пра-пра-пра-пра-бабушке, кем она была, с кем она была и т.д.

Читать и смотреть нечего совершенно — ввоз в страну любой литературы запрещён. В библиотеках, кроме книг Рухнама и примитивных книг с картинками, где президент на лошади, в истребителе,  в танке, в дорогой спортивке, в гоночном Камазе (подражание Путину!), ничего нет. Вообще нет, можете даже не искать! Так что с саморазвитием и самообразованием — полная напряженка. Местным властям чем народ тупее и глупее, тем лучше.

Промышленность и рабочий класс. Промышленность  практически вся государственная, миллиардеров Абрамовичей нет. Миллионеры есть. Рабочий класс полностью дезорганизован и пока аполитичен. Трудовое законодательство более-менее соблюдается, зарплаты рабочих обычно 1000-1500 манат, есть и поменьше – 600-800 манат. Сокращения бывают, но обычно людей всегда переводят на другую работу. При необоснованном увольнении восстанавливают через прокуратуру. Безработица очень большая, устроиться на работу стоит обычно от 1000 и выше долларов, хотя если специальность дефицитная – то этого не требуется, возьмут с руками и ногами. В Туркмении строится много новых заводов и модернизируются старые. Зарплаты в этом году стали переводить на карточки (ну, примерно 30% предприятий и организаций), банкоматов мало и они сдирают немалый % за обналичку, и, конечно, там всегда очереди.

Бухучёт в стране до недавнего времени был советский, в 2014 году ввели МСФО – при помощи USAID, подчиняющейся ЦРУ, с целью продажи самых лакомых активов Абрамовичам и иже с ними и дестабилизации туркменской экономики, точнее того, что от нее осталось. Но «новые мировые стандарты» в Туркмении провалились — на эту экономическую диверсию повелось не более 1% предприятий, и те больше имитировали переход, выдавая за «международный учёт» откровенную халтуру. Причём практически все это делали сознательно, тайно продолжая вести советскую систему счётов и проводок, что, в принципе, не удивительно — выучить 500 счетов с 8-мью знаками каждый непонятно для чего для нормального человека практически невозможно.

Фонды (в МСФО их нет вообще) – как бы на бумаге есть, но фактически все деньги у министерств и концернов, которые их пускают во всевозможные проекты строительства, поддержку убыточных предприятий и остатки под распил. Многие предприятия и министерства закредитованы, и у них заблокированы счета в банках. Велика вероятность либерализации экономики, т.е. продажи средств производства частникам — по сути именно для этого и вводили эти международные стандарты. Правда, пока против этого выступает само туркменское правительство, но как долго оно будет сопротивляться международному давлению, не известно.

Миллионеры, как мы уже говорили, в Туркмении есть, а вот миллиардеров — только один. Частникам отдали торговлю на 50%, различные услуги, производство продуктов питания с очень жёстким контролем качества со стороны государства.

Религия. Здесь положение значительно лучше, чем может даже в России. В школы и институты мракобесов не пускают и не дают им никакой возможности выступать по ТВ.  Мечети строят, и хотя практически любой туркмен скажет, что он мусульманин, на деле это не совсем так — о  религии тут вспоминают только при рождении, во время свадьбы и на похоронах. Аналога Гундяева и его РПЦ, ставшего фактическим одним из институтов российского буржуазного государства, тут и близко нет. За всеми муллами и ишанами установлена слежка КНБ, при малейшем подозрении на ваххабизм — их сажают. Война не за горами, это чувствуют и власти. Молодежь сейчас отлавливают и отправляют на границу защищать «отчизну» от басмачей ИГИЛ, которые уже начали разведку боем и даже вывесили свой чёрный вонючий флаг с афганской стороны.

Образование в Туркмении бесплатное, но никудышное — на туркменском языке, обязательная сдача Рухнамы, постоянные сажания ёлок, встречи президента и принудительное катание на велосипедах для этих встреч – причём даже тучных директоров заводов.

Медицина платная, очень дорогая и очень плохая. Операции стоят до 1000 долларов, формально есть медстрахование. Но если наличных денег нет – то сдохнешь, это вам не СССР, даром за красивые глаза не помогут — сначала нужно внести деньги в кассу.

Пенсии платят, и их, как и зарплаты, каждый год увеличивают на 10%, что, в общем-то, совсем неплохо для стариков.

Курс доллара с 2008 года не менялся ни на копейку, что тоже очень удобно.

Но некоторый позитив не скрашивает общий негативный фон существования в этой стране, где людей работоспособного возраста и особенно у молодежи нет никаких перспектив на улучшение жизни. Народ в Туркмении сейчас крайне недоволен. Вполне возможен бунт, в том числе и из-за перекраски машин, на которую у простых людей попросту нет денег. Ведь без машины тут многие элементарно не выживут. Прецеденты уже случались, еще даже при Ниязове, когда запретили правый руль. Тогда по всей стране с праворульных машин сняли номера. Так дело кончилось тем, что ночью все ездили без фар и вообще без правил, а гаишников просто сбивали насмерть, если они осмеливались выйти на дорогу. Уже никакой страх перед полицейщиной не мог удержать людей, когда дело дошло до физического выживания. И сейчас вполне возможно то же самое.

Плохо одно, что народ  здесь точно так же, как и в России, заражён мелкобуржуазным сознанием. Каждый бедняк тут на востоке мечтает стать баем и частично оправдывает буржуйчиков – дескать, они же работу дают (!), сами смогли заработать, значит и старательный работяга сможет. Иллюзий полно, учитывая специфику Туркменистана, где действительно многие из сегодняшних богачей «поднялись с нуля», с простого рабочего или служащего, 90-х годов с разборками и перестрелками бандитов в Туркмении, как в России, не было. Потому вести социалистическую пропаганду непросто. Главное условие ее успешности, как, собственно, и везде, собственные знания агитаторов и пропагандистов, их умение донести до людей суть происходящего и пути  изменения окружающей их жизни. Вот таких товарищей тут в Туркменистане совсем немного, но эта проблема стоит везде, иначе трудовой народ давно бы скинул с себя кровопийц и угнетателей.

Добавлю еще кое-что из недавних событий. Туркменистан объявил мобилизацию — всех отслуживших мужчин запаса отлавливают и отправляют на границу с Афганистаном якобы на 3-х месячные военные сборы. Хотя и так все знают, что на самом деле отправляют на войну.

Настроения в народе такие, что защищать будут — я говорил с некоторыми товарищами, в том числе и с офицерами. Многие прекрасно понимают, что государство ничего им особо не дало, просто им понятно — что будет хуже, если придут бородатые головорезы из ИГИЛ. Т.е. люди идут защищать не страну, а свои дома, свои семьи. То есть песня все та же, как и на Украине, и на Донбассе, да и в России она слышна все громче и громче. Как будто защитить свою семью можно воюя за одного бандита против другого…

Спецслужбы больше всего внимания уделяют белуджам — это пуштунская народность из Пакистана, проживающая на юге Туркмении — в Йолотани, Талхатан-Бабе, Тахта-Базаре. Они так и не прижились тут, живут в основном отдельно, обособленно, туркмены с ними особо не контактируют и не любят их. У белуджей зачастую вообще нет никаких документов, а в их поселениях нет никаких органов власти и законов. Живут они очень бедно, спят прямо вместе с курами и баранами, занимаются сельским хозяйством и наркотрафиком, хотя его неплохо сократили за последние годы. С наркотой в Туркменистане безжалостно борются, за наркотики тут без раздумий сажают на 25 лет. Есть, конечно, и цивилизованные белуджи, но их мало.

Общая боеспособность армии Туркменистана близка к нулю — никого не учили воевать и обращаться с современным вооружением. Общая численность не более 4 тыс., а у талибов только на границе в 2 раза больше, причём это этнические туркмены, т.е. это потомки басмачей, бежавших от Советской власти в годы Революции и коллективизации, которые требуют возврата «их» земель — реституции.

Местное население ИГИЛ очень боится — все знают про их зверства, и их идеи в Туркменистане популярностью не пользуются.

Понятно, конечно, что эту войну развязывает мировой капитал и через религиозные идеи вербует себе пушечное мясо для борьбы с конкурентами и со слабыми странами, надеясь прибрать к рукам их национальные богатства. Свара, ясное дело, идет из-за того, кому выкачивать прибыли от продажи нефти и газа. Китаю ведь без разницы кому платить. Басмачи к тому же (вернее, их хозяева) хотят провести новый газопровод ТАПИ через Афганистан, да и европейцы тоже мечтают свой трубопровод построить (Набукко), желая тем самым ослабить Россию. Короче, идет обычная буржуйская возня — конкурентная борьба крупного капитала, которая всегда заканчивается войнами, кровью и страданиями трудящихся.

Туркмены ещё понимают, что идут воевать вовсе не за государство, а за чужие прибыли — с ними можно говорить. Но вот как убедить мусульманских фанатиков-убийц с той стороны, отцы и деды которых в свое время были злейшими классовыми врагами советского трудового народа, это пока неясно.

Иван С., Нажип А., Туркменистан, март 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code