Производство белка в СССР. Взлёт и падение отрасли

производстов белкаЧто такое белок? Белок – это элемент живой материи. Из белка, впервые сформировавшегося на нашей планете из элементов неживой природы, сформировались первые живые организмы, которые развивались, улучшая свои механизмы приспособления, в течение сотен миллионов лет. Белком питаются все консументы, от микроорганизмов до людей.

Хронический белковый голод в нашем буржуазном государстве — одна из острых, социально значимых проблем. С ним увязана напрямую и высокая смертность, и низкая рождаемость. По данным Института питания РАМН, ежегодный дефицит пищевого белка превышает 1 миллион тонн. Нынешний рацион российского трудящегося не сбалансирован, прежде всего, по мясной и молочной продукции. За годы буржуазной контрреволюции, когда шло активное уничтожение бывших социалистических производительных сил, поголовье крупного рогатого скота, свиней, птицы упало в 2 с лишним раза, а овец и коз — более чем в 4 раза. Зависимость буржуазной Российской Федерации от импорта мяса составляет 41 процент, в то время как продовольственная безопасность считается обеспеченной при доле собственного производства мясопродуктов и самого мяса в 85 процентов.

Но когда-то страна не была в таком плачевном положении, как сейчас. Советским рабочим классом строилась и успешно вводилась в строй отдельная отрасль, созданная для снабжения сельского хозяйства белком, необходимом в животноводстве.

Повышению продуктивности животноводства в СССР мешала несбалансированность кормов по белку. Поэтому в 60-е годы ХХ века руководство страны поставило задачу по производству источника кормового белка, превращающегося в пищевой белок при откорме животных и птицы в виде мяса, яиц и молока.

Возможность получать кормовой белок и использовать его в качестве кормовой добавки была реализована в Советском государстве 85 лет назад, в 1935 году. Тогда был введен в строй первый завод, производящий кормовые дрожжи из древесных гидролизатов и отходов сельского хозяйства. Важный факт: во время блокады Ленинграда местный дрожжевой завод вырабатывал кормовые дрожжи для выпечки хлеба. Люди в блокадном городе были обеспечены белковым питанием. Были спасены тысячи жизней. После войны производство белка из растительного сырья продолжало набирать обороты.

Большая часть территорий СССР имеет холодную снежную зиму, вечнозеленых полей, как, например, в Южной Америке, у нас нет. Развитие микробиологии дало бы советскому государству источник микробного белка, который не подвержен климатическим воздействиям. Осознавая эти факторы, советские ученые-микробиологи предложили закрыть вопрос дефицита кормового белка за счет производства его из нефтяных парафинов с использованием дрожжеподобных грибов под названием “Candida Gillermondi” в качестве технологической культуры. Для этого большого и важного дела создавались целые институты и лаборатории. С 1961 года начались эксперименты. Учеными изучалось влияние синтетического белка на животных. Опыты проводились на бройлерах, курах-несушках, на свиньях, крупном рогатом скоте, дойных коровах и кобылах, овцах, на молодняке, на карпе в рыбоводческих хозяйствах. В хозяйствах 11 областей и краев отрабатывалась сбалансированность дозировки. Впоследствии выращенным на БВК (белково-витаминных концентратах) мясом полгода кормили испытателей-добровольцев.

Проведенные испытания оказались успешными, и в 70-е годы было решено начать строительство биохимических заводов по производству кормовых дрожжей.

Как же тогда в то время обстояли дела у стран империалистического лагеря?

Пока СССР делал успехи в производстве БВК, крупные западные компании, из-за страха потерять прибыли, как могли душили прогрессивное производство. Возьмем для примера такую буржуазную страну, как Италия. Там построили два завода. Но соевое лобби, опасаясь падения цен и конкуренции, оказало сильное давление на буржуазное итальянское правительство. В итоге в 1976 году оба предприятия законсервировали. Более в капиталистическом лагере подобных заводов не имелось, не считая отдельных хилых установок в Англии.

Аналогичные процессы происходили и в капиталистической Японии. Там у капиталистов были примерно те же мотивы: стремление поддерживать конкурентоспособность между производителями традиционных кормов, падение цен на соевую и рыбную муку в 1973—1974 годах и взлет цен на нефть с нефтепродуктами.

В то время производительные силы еще работающего, правда, уже со сбоями из-за ползучей контрреволюции, социализма, вне всякого сомнения, сделали СССР крупнейшим в мире производителем белка одноклеточных культур. Применение БВК сокращало время откорма животных и повышало, при существенной экономии кормов, их ежедневный привес. Концентрат охотно закупали Финляндия, Чехословакия, а также ГДР, Куба и КНР.

Что происходило с отраслью в перестройку, на финальном этапе контрреволюции?

Как и весь социалистический народно-хозяйственный комплекс, отрасль страшно лихорадило. Заводы по производству БВК стали объектом противостояния двух сторон. С одной стороны, советское государство, производители белка и ученые. С другой — вылезшие изо всех щелей большей частью проплаченные империалистами «экологи» и «зеленые». Врачи, животноводы и микробиологи в составе межведомственной бригады во главе с замминистра Минмедбиопрома ездили по заводам, встречались с местным населением, разъясняли действительное положение дел. Но их мало кто тогда их слушал… Контра куда громче, истеричнее и красочнее описывала советскому обывателю страшные картины всевозможных экологических катастроф из-за БВК. Но не в обывателе дело – не он решал. Решала партия и правительство. А они проводили вовсю контрреволюционную политику в интересах западных империалистов.

В разных концах Советского Союза, как по команде, начали появляться «народные» экологические движения.

При этом отрасль еще долго работала. Так, к 1987 году заводы БВК выпускали 1,1 миллиона тонн продукции, что позволяло сэкономить 6,6 миллионов тонн фуражного зерна. На БВК уже основательно опиралось все советское птицеводство.

С выходом на крупнотоннажные объемы производства кормового белка обнаружилась избирательная аллергенная активность белковой пыли в отношении некоторого процента людей (аналогично воздействию пыльцы цветов, трав…). Но эту проблему решали: подверглись пересмотру нормативы зон отчуждений, были созданы приборы по автоматическому контролю за уровнем белка в окружающей среде. Была запатентована экологически чистая и безотходная технология производства микробного белка. Сначала технологию применили в Кременчуге, потом в г. Кириши. Там удалось полностью исключить выброс белковой пыли в атмосферу и сток в реку Волхов. Технологию доводили до ума, и в итоге довели бы, если бы не уничтожение социализма, новых передовых производительных сил. В итоге в ходе уничтожения Советского Союза и социализма появившееся на месте РСФСР буржуазное государство потеряло еще одну из своих стратегических отраслей.

На месте большинства передовых советских заводов теперь руины. Буржуазная РФ закупает белковые корма за рубежом.

Но унывать не стоит, никому еще не удавалось повернуть историю вспять. И нынешней монополистической буржуазии РФ не удастся, свернет ей рабочий класс голову рано или поздно. Опыт в производстве белка есть, будущим поколениям уже легче будет победить белковый голод и накормить страну.

Тов. Василий

https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vyzovov-i-sovremennyh-tendentsiy-razvitiya-tehnologiy-na-rynke-belkov

https://cont.ws/@vitimbabi4ev/375162

https://knivy.livejournal.com/109127.html

https://oko-planet.su/politik/politikrus/187116-kak-unichtozhili-proekt-ravnyy-atomnomu.html

https://vk.com/@bhz.kirishi-hronologiya-sobytii

Производство белка в СССР. Взлёт и падение отрасли: 8 комментариев Вниз

  1. И радостно, и грустно. Такой прорыв и так все профукали. А ведь коммунисты могли бы накормить всю планету.

  2. Нагляднее было бы указать отдельно падение поголовья, на пример, поголовье КРС сократилось с 1990 г с 30 млн. голов до 9 млн.! Вот эта цифра показывает масштаб катастрофы, постигшей с/х страны; число бурёнок стало меньше, чем в царской России.
    По свиньям и птице падение не такое сильное, точнее, после провала, произошло частичное восстановление поголовья при вливании государственных дотаций в крупные агрохолдинги. Но, учитывая, что качество мяса птицы и свинины уступает говядине, да ещё нашпиговано химией и не может соответствовать советским ГОСТам, то говорить о восстановлении этих отраслей нельзя. Фактически, мы имеем производство мясного фальсификата.
    С молочной отраслью ситуация такая же. По официальным данным, производство молока достигло 70 литров на человека в год, что не сильно уступает советским временам (90 литров). Только молоком это пойло назвать нельзя. Молоком в СССР не считалась жидкость с процентным содержанием жира менее 3,4 %. В РФ нормальным стало называть молоком растворы с содержанием жира от 1 %.
    Как показатель реального состояния дел в животноводстве, стала цена на натуральное сливочное масло, зашкаливающая за 1000 руб. и сыр под 800 руб. за килограмм. При дефиците белка никакими приписками не замазать отсутствие в холодильниках граждан говядины, натуральных масла и сыра.

    1. Поправлю сам себя. Допустил ошибку в цифрах потребления молока в советские времена и сейчас, перепутав с потреблением мяса. На самом деле, потребление молока и молочных продуктов в СССР составляло 396 кг на человека в год (1989 г.), в РФ — 250 кг (2018 г.). После «дна» в начале нулевых, когда потребление молока на душу населения едва переваливало за 200 кг в год, наблюдался пологий подъём до 2018 г., но в 2019 г. опять произошёл спад потребления, примерно на 15 кг.
      Следует отметить, что потребление молока и молочных продуктов в наименее обеспеченных домохозяйствах не превышает 175 кг на человека в год.

  3. Отлично,у новой советской республики будет больше шансов пережить гражданскую войну и послевоенный голод даже с учетом применением ядерного оружия по территории страны.

  4. Помните «аварию» на Киришском биохимическом заводе в апреле 1987 года? Теперь конечно известно, что не авария, а сверхнормативные выбросы в атмосферу запустили маховик войны между экологами и микробиопромом. Митинги, скандалы, делегации, проверки, снова митинги… Завод полностью закрылся в 1993 году, оставив после себя цеха №№ 8 и 9, в которых наладилось производство водки и старых добрых спиртовых настоек.

    Но что было между 1987 и 1993 годами? Вас никогда не тревожил вопрос выживания такого сложного производства в условиях перестройки, экологического и экономического кризиса? Меня всегда коробило полное отсутствие информации об этом этапе жизни завода, и наконец-то, благодаря сохранённой Владимиром Васильевым газете «Биохимик», мы можем окунуться в историю тех конкретных лет — 1987-1990.

    Как мы помним, был и лизин, и закваски для силосования, и ещё невесть что, но все эти проекты так и не были реализованы. Что же до следующего кандидата на спасение завода? Тут хотя бы добрались до испытаний.

    Итак, РУК ОБ. Растительные углеводные корма, обогащенные белком. Неказистое и почти дурацкое название. Лучше РУБК — растительные углеводные белковые корма, не правда ли?

    Кормовая добавка, разработанная в институте ВНИИгидролиз и испытанная на КБХЗ и других заводах страны. На КБХЗ установка стояла в 6-ом цехе — опытно-промышленном, а в административно-лабораторном корпусе (вероятнее всего) этого цеха — Киришская отраслевая лаборатория технологии и аппаратуры биологический активных продуктов. А ведь там еще и твердофазное культивирование базидиальных грибов (РБК, тоже кормовая добавка), и гемосовместимый полимер — гемотан, и полупродукты для кровезаменителей. О безумно интересных новинках микробиологической промышленности расскажет следующая статья 1988 года. Кстати, вот они, советские БАВы!

    https://vk.com/mikrobiopromussr?w=wall-196546965_229

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code