Как начиналась партия. Часть 4

← Часть 3

В то время принципиального разногласия между этими двумя путями ещё не было. Те и другие ставили себе задачу классового воспитания рабочих. Те и другие считали необходимым не только экономическую борьбу, но и подготовку пролетариата к политической борьбе. Однако в черте оседлости евреев были особенности. Там преобладал ремесленный пролетариат, немногочисленный, со своими условиями жизни. В его среде почти не было полицейской слежки, все говорили на жаргоне идиш, из-за усиленного национального гнёта большинство еврейства, в т. ч. часть крупной буржуазии, было настроено враждебно к полицейскому режиму в России. Эти обстоятельства способствовали быстрому росту и развитию касс взаимопомощи, а вместе с ними организационной связи распропагандированных рабочих с массой.

В остальной России, особенно в крупных центрах, кассы взаимопомощи развивались плохо, но всё же лучше, чем кассы поддержки борьбы рабочих. Кассы борьбы требовали от рабочих уже известного уровня сознательности. При нелегальном существовании касс взаимопомощи было невозможно правильно и широко их применять. Передовые рабочие относились к ним лишь как к средству привлечения более широких масс рабочих к кружковым занятиям. Иначе и быть не могло. Взносы в кассу были 10-20 коп., число членов кружка обычно было 10-15 человек. При таких условиях трудно было собрать дееспособную кассу. Расширять состав кружка ради больших взносов было невозможно по политическим и конспиративным соображениям.

Поэтому передовики считали, что пока к движению не примкнут массы, идею касс нужно продвигать, объяснять их значение, проводить в жизнь, где обстановка позволяет. Но действительное значение кассы взаимопомощи приобретут лишь после того, как получат легальное существование. Сейчас же главная задача касс — не сбор средств на борьбу, а приучение рабочих к организации, приучение смотреть на всё движение, как на своё собственное дело, а не дело каких-то пришельцев и благодетелей.

Так, в кружках крупных центров рекомендовалось брать с рабочих за прочтение книг и брошюр некоторую мизерную плату, выписывать вскладчину газету или сообща покупать книги. Большинству рабочих такой порядок понравился, и они в конце концов привыкли смотреть на кружковое дело, как на своё собственное, кровное дело. На кружковых занятиях горячо обсуждались способы наилучшего приобретения литературы. При этом некоторые рабочие по своей инициативе заводили знакомства с разными либеральными деятелями, библиотекарями, архивариусами, членами комитетов грамотности и т. п. лицами, имеющими доступ к литературе и документам. Так добывались книги и ценные документы. Каждый кружок выбирал из своей среды кассира и библиотекаря.

Читать далее