Как известно, у рабов капитала нет и не может быть настоящих праздников. Тем более их не бывает в концлагерях: узники не могут искренне радоваться тем обстоятельствам, которые сделали или делают их жизнь лучше, свободнее, зажиточнее, культурнее, потому что таких обстоятельств при капитализме у трудящихся нет.
Поэтому говорить будем о том, что поставлено самой жизнью на злобу дня. А из первых вопросов — это тяжёлая политическая отсталость и неорганизованность широких рабочих масс, которой добился современный фашизм в России.
Об экономическом и политическом положении российского пролетариата
Что является экономической базой политической отсталости и неорганизованности пролетариата?
1.Относительное рабочее перенаселение за счёт милитаризации хозяйства пока не достигло критического уровня. Иначе говоря, в России низкий уровень безработицы в том смысле, что в городах отсутствуют постоянные миллионные армии полностью и хронически безработных, ищущих работу и готовых работать за еду. То же касается и аграрного перенаселения. Существенную роль в снижении безработицы сыграло военное наёмничество и переход части пролетариата на службу в росгвардию, полицию, частные охранные предприятия и другие фашистские карательные органы, расширяемые финансовой олигархией в связи с войной и ростом скрытого недовольства в массах.
2. В связи с войной есть рост спроса капитала на квалифицированную рабочую силу, которая сопровождается тенденцией к вытеснению квалифицированных рабочих более дешёвыми неквалифицированными. Причины этого в том, что крупнейшим российским монополиям, связанным с поставками для войны, удалось за три года частично обновить основной капитал (по нашим расчётам, «Газпром» обновил технику производства на 3-4%, «Роснефть» — на 4%, «Система» — на 6%, «Лукойл» — на 4%, Уралвагонзавод — до 5%, «НИИ Точмаш» — до 7%, «Русал» — до 5%, РЖД — 3%, «КАМАЗ» — до 6%, артиллерийский завод в Мотовилихе — до 4%, пороховые и патронные заводы в Тамбове и Рязани — до 7% и т. д.). Источник обновления капиталов и относительного роста производства везде одинаковый — военные заказы правительства.
Новая, более совершенная техника производства требует для себя меньше рабочих, а старая техника (старый капитал), воплощаясь в новых материальных формах, отталкивает старых рабочих. Отсюда — нынешнее противоречивое положение спроса и предложения рабочей силы: с одной стороны, рост спроса на неё со стороны монополий в связи с военным производством и освоением (вывозом капитала) захваченных районов Украины. С другой стороны, рост конкуренции рабочих за лучше оплачиваемое место, когда для низко-квалифицированной работы от рабочего требуют диплом колледжа или института. Здесь же и отталкивание капиталом старых рабочих, которые не выдерживают высокой интенсивности труда или не могут быстро освоить новую технику, уступая, таким образом, место более здоровым и молодым.
Читать далее