Почему в России буксует рабочее движение? Почему на улицы выходят мелкие буржуа, студенты и офисный планктон, а голос рабочего класса не слышен? Почему, капитал наглеет все больше и больше, а трудящиеся нашей страны, чувствуя по себе, как постоянно ухудшается их жизнь, не готовы бороться за свои права?
Многие коммунисты ломают голову сегодня над этим вопросом. Но ответа на него ищут где угодно, только не у классиков марксизма, забывая подчас, что классики были не только гениальными теоретиками, но еще и не менее гениальными практиками, тесно связанными с тем самым рабочим классом, который и есть главная движущая сила социалистической революции. И ведь если уж кто и смог бы ответить на эти вопросы, то только они.
Левые и даже многие из тех, кто называет себя коммунистами, зачастую истории партии большевиков и работ классиков марксизма боятся как огня. Заставить их прочитать и осмыслить работы Маркса, Ленина, Сталина, заглянуть в историю РСДРП(б), ознакомиться с решениями и резолюциями ее конференций и съездов зачастую невозможно даже не самых последних в интеллектуальном отношении людей. Они будут лучше блуждать в трех соснах, ломиться в давно открытую дверь, не видя ответов, которые даны давно и верность которых неоднократно доказана исторической практикой.
Ведь не так трудно сообразить элементарную вещь, что если ты действительно хочешь активной содействовать делу построения социализма в стране, а не изображаешь протестную активность ради самопиара, то сначала потрудись усвоить как следует теорию марксизма, который еще классиками был назван «единственным оружием пролетариата в борьбе с буржуазией», переосмысли весь опыт мирового коммунистического и рабочего движения, и особенно внимательно отнесись к опыту русских большевиков, потому что у них ПОЛУЧИЛОСЬ первыми в мировой истории, и знать, КАК именно они вели революционную деятельность это половина успеха в твоей борьбе. Сначала освой все это и только потом придумывай что-то свое, новое.
Вот и с объединением левых такая же ситуация. Сколько говорят о том, что нужно объединение всех левых сил в стране, придумывают какие-то новые партии, уставы, программы, платформы, организуют форумы левых сил, но ни слова не говорят о самом главном, о том, в чем состоит главная цель левого движения, какое будущее собираются строить левые. Некоторые из левых хотят в России китайский «социализм», другие мечтают о капитализме «с человеческим лицом», третьи – вздыхают о сталинизме с добавлением частной собственности, четвертые готовы вернуть советский социализм и т.п. А ведь идеал будущего это и есть та основа, на которой только и возможно объединение. Сам смысл-то объединения левых сил ведь не в том, чтобы подписать какие-то бумаги и пожать друг другу руки под вспышки фотоаппаратов, а в том, чтобы действовать организованно, совместно, слаженно ради общих целей и задач.
Не лучше обстоит дело и у коммунистов, которые по идее должны были бы быть значительно более идейно определившимися. Но и у них кто в лес, а кто по дрова.
Значительная часть левых и даже коммунистов считает, что давайте сначала объединимся, а потом разберемся, что нам делать и как делать. Постановка вопроса исходно несерьезная, ибо объединяться неизвестно ради чего и искренне надеяться, что из этого выйдет что-то хорошее, могут только чрезвычайно наивные или политически невежественные люди.
Левые и коммунистические силы в сегодняшней России это только активисты многочисленных левых партий, партиек, групп и группок, но ни одна из этих левых сил, пытающихся выступать на политическом поле России, не имеет связей с массами. Некоторые левые и левоватые, хорошо рассуждающие о классовой борьбе, вообще массы боятся, не знают, как и подойти к трудящимся. Другие — пытаются угодить массе всем, чем могут, потакая ее сиюминутным интересам и желаниям, и вместо того, чтобы поднимать массу до своего уровня, опускаются до уровня самых неразвитых ее слоев.
Вот и получается, что разговоров об объединении много, а объединяться, по сути, и некому. Несколько десятков или даже сотен людей, называющих себя левыми и коммунистами, периодически мелькающих в каких-то акциях, интересных только им самим, но не трудовому народу – вот и все наличные силы наших левых.
Но революции ведь делают не малочисленные группки людей, пусть и именующие себя партиями, а огромные массы народа — классы. Этот тезис классиков бесспорен даже для либералов и правящих классов нашего общества, которые отнюдь не оставляют трудящихся без своего внимания, усиленно навязывая им свою идеологию.
Так почему левые и особенно коммунисты до сих пор так и не научились за 20 постперестроечных лет работать с массами, хотя многие из них понимают, что это и есть их основная работа? Ответ тут только один – колоссальное нежелание учиться! Ратуя на словах за марксизм, подавляющая часть сегодняшних коммунистов и левых отрицает его на деле, частенько публично заявляя, что опыт большевиков устарел, что жили они больше века назад и сейчас все вокруг другое.
С такой точкой зрения никак нельзя согласиться. Кое-что сейчас, действительно, другое, — сотовые телефоны, компьютеры, самолеты и пр., но это «другое» — третьестепенно, оно ничуть не изменяет законов общественного развития и психологии людей. Люди остались людьми, капитализм — капитализмом, а законы общественного развития и человеческой психологии – теми же самыми законами, которые действовали во времена большевиков. Игнорировать науку это со всей неизбежностью сидеть потом в глубокой луже, как и сидят сейчас наши левые.
Что знает среднестастистический левый о работе большевиков с массами? Много ли он знает о том, КАК большевики работали с пролетариатом?
Максимум, что помнит более-менее подготовленный политически левый, это то, что массы в Российской империи начала прошлого века были неграмотны, что рабочего класса было мало, что значительную роль в Октябрьской социалистической революции играли солдаты и крестьяне. Ну, еще может вспомнить, что массы в то время были не в пример более активны, чем сейчас – крестьянские бунты и забастовки рабочих были вполне обыденным явлением для России конца 19 — начала 20 века. Вот и все. И ничего — о методах, способах, приемах, стратегии и тактике большевиков, которые первые в мировой истории сумели поднять и организовать народ на совершение социалистической революции !
Для эффективной политической деятельности и работы с массами, которая бы давала ощутимый результат, таких знаний, безусловно, мало. А ведь опыт большевиков просто богатейший, без преувеличения — уникальный, в силу особых условий, в которых развивалось русское революционное движение начала прошлого века! Он тщательно и подробно изучался и анализировался многими историками во времена СССР. Почему же сегодня работы классиков марксизма и труды советских партийных историков так слабо востребованы нашими коммунистами и левыми? Не потому ли они постоянно совершают ошибки, которых вполне можно было бы избежать? Хотят заново изобрести велосипед? Ну, флаг им в руки. Только пусть знают, что к коммунистической работе это не имеет никакого отношения. Это не более как интеллигентские мелкобуржуазные капризы.
Нам сейчас должно быть намного проще взывать к разуму современника, чем большевикам в свое время, ведь средний уровень образованности наших граждан сегодня хоть и ниже советского, но все равно на несколько порядков выше, чем средний уровень образованности населения Российской империи начала 20 века. По логике получается так. А вот на практике выходит совсем по-другому. 100 лет назад сознательность рабочего класса — главной опоры коммунистов в социальной революции и его активность была намного выше, чем сейчас.
Сегодня пролетариат в России даже толком не понимает происходящих в стране процессов, он во многом еще надеется на милость и совесть нашего буржуазного правительства, вот уже 20 лет разрушающего страну и каждый день все сильнее и сильнее его притесняющего. У российского пролетариата до сих пор не выработалось классового сознания, не выработалось понимания того, что его работодатель, российское правительство и все российское государство это его классовый враг, который без борьбы ничего не уступит. Сегодняшний рабочий класс не чувствует своей силы и не видит еще своих целей, не понимает того, что только он единственный и может осуществить социалистические перемены в нашей стране.
Почему же так получается — мы образованнее и грамотнее, но понимаем и умеем меньше, чем трудящиеся РИ в начале прошлого века? Одна из причин тому просто лежит на поверхности – в отсутствии в стране настоящих коммунистов, политически грамотных, прекрасно владеющих теорией марксизма, практикой борьбы, опытом, накопленным всем мировым и рабочим движением лидеров рабочего движения. У нас нет сейчас квалифицированных пропагандистов и агитаторов, способных работать с трудящимися, объяснять им что, как и почему. Мы не то пишем, не то говорим и совсем не к тому призываем.
Мы вообще толком не знаем, чем должны заниматься коммунисты и уж точно не знаем, КАК надо работать с массами. Некоторых из наших «коммунистов» даже умудряются применять в своей работе манипулятивные методы, занимаются пиаром своих партий и движений, подражая буржуазии и не понимая, что настоящие коммунисты всегда обращаются к разуму человека, к его сознанию, к логике и здравому смыслу. Коммунисты никогда не манипулируют человеком, не воздействуют на его подсознание втайне от него самого, что свойственно всем идеологиям эксплуататорских классов – от различных религий до неолиберализма. Коммунистов народ оценивает по делам, а не по степени их известности и популярности в буржуазных СМИ. Потому и авторитет их так надежен и крепок, а не сиюминутен, как у буржуазных политиков. Потому и идеи коммунизма так глубоко проникают в массы, что они есть следствие собственных размышлений людей, их приобретенных знаний и убежденности, а не навязанных им чужих «точек зрения».
Проблема в том, что в России фактически не осталось коммунистов, — их нужно создавать заново!
Наши коммунистические партии по эффективности своей идеологической и организационной работы даже в подметки большевикам не годятся, несмотря на то, что под носом у них лежит бесценный опыт этих самых большевиков. Они оказываются не в состоянии не только его повторить, но даже осмыслить и осознать. А часто еще хуже — они отказываются его вообще ЗНАТЬ!
Так как же большевики работали с массами? А так, что нашим «компартиям» и не снилось!
Приведу буквально несколько примеров 1905 года.
Только в Петербурге активно функционируют 9 райкомов РСДРП(б) и 36 подрайкомов! Партийные комитеты РСДРП(б) существуют почти на всех заводах Петербурга!
По всей стране постоянно работают 27 кружков специально для пропагандистов и агитаторов высшего типа и почти десяток партшкол в среднем с числом слушателей от 20 до 300 человек! РСДРП(б) издает 157 центральных и местных партийных печатных изданий, в работе которых постоянно участвуют несколько тысяч рабочих корреспондентов со всех уголков страны!
Думаю, после этого никто не удивится, узнав, что по призыву только одной большевистской листовки вставали как один человек 250 тысяч в одном только Петербурге! Сравните хотя бы с Маршами Миллионов этого года, когда левые вместе с либералами самым активным образом использовали все существующие современные информтехнологии.
Напомню, это 1905 год. В 1917 активность большевиков в работе с массами увеличилась в разы!
А ведь большевикам было не в пример сложнее, чем нам сейчас. У них не было интернета. У них не было образованных масс. У них не было богатого опыта предшественников. Они работали в условиях сильнейшей реакции, когда за неосторожно сказанное слово можно было угодить на каторгу. По сравнению с ними мы сейчас находимся в суперкомфортных условиях.
Да, у них был Ленин. Да, у нас сейчас своего Ленина нет. Пока нет. Но у нас есть богатейшее ленинское наследие и бесценный опыт его партии!
Я предлагаю вспомнить этот опыт. Осмыслить его, осознать и попробовать применить в условиях сегодняшней реальности. Если получилось у них, то почему не должно получиться у нас? Тем более, мы ничего не теряем. Куча российских левых уже пытались идти своим путем, и у них мало что получается. По крайней мере, хуже не будет, это точно.
Особенно ценен для нас сейчас опыт большевиков в дооктябрьский период их деятельности. В эти годы (1903—1917), писал В. И. Ленин, большевизм «проделал… практическую историю, которая по богатству опыта не имеет себе равной в свете».
Опыт большевиков в дооктябрьский период очень убедительно свидетельствует о том, что успехи революционного движения находятся в прямой зависимости от уровня идеологической деятельности компартий, от умения убедить массы, сплотить и повести за собой, т.е. от правильно поставленной партийной пропаганды и агитации.
Пропаганде и агитации В.И.Ленин всегда придавал огромное значение, считая ее мощным средством политического воспитания трудящихся, способным мобилизовать их на борьбу за победу демократической и социалистической революций. Еще планируя создание марксистской партии в России в статье «С чего начать?» он писал, что систематическое ведение принципиальной и всесторонней пропаганды и агитации составляет постоянную и главную задачу социал-демократии. В работе «Что делать?» Ленин особо отмечал, что стихийный подъем масс, усиление революционного движения в стране будет требовать от партии, в том числе и усиления ее идеологической работы. И главная ответственность тут лежит на партийных руководителях, на создании такой партийной организации и такой постановке всей партийной работы, которая бы позволила вырастить для партии тысячи высоко подготовленных пропагандистских кадров.
Ленин вообще считал пропагандистско-агитационную работу пролетарской партии до завоевания пролетариатом политической власти главной, доминирующей сферой ее деятельности. В 1920 г., обобщая опыт большевизма, он писал: «Пока речь шла (и поскольку речь еще идет) о привлечении на сторону коммунизма авангарда пролетариата, до тех пор и постольку на первое место выдвигается пропаганда».
А многие ли сегодняшние коммунисты знают об этом? Думаю, что немногие. Большинству даже в голову не приходит, что пропаганда и агитация могут стать великой силой, если ими умело воспользоваться.
Для нас сейчас более чем актуальна проблема умелой постановки пропагандистско-агитационной работы, эффективного использования различных форм и методов идеологического воздействия на массы. Учет опыта пропаганды и агитации большевистской партии должен состоять не в том, чтобы механически заимствовать те или иные приемы идеологической работы, а в том, чтобы адаптировать его к современным условиям, творчески его осмыслить, расширить, обогатить, на его основе найти наиболее эффективные пути борьбы за умы и сердца наших сегодняшних современников.
Исторический опыт пропаганды и агитации большевиков еще и убедительно опровергает клеветнические утверждения наших либералов о том, что большевистская партия была заговорщической, сектантской группой, не имевшей связей с массами, но сумевшей вскружить народу голову с помощью «демагогических» посулов. Этот момент тоже немаловажен, учитывая нашу сегодняшнюю необходимость бороться с тем количеством либеральных мифов, которые накопились в головах наших граждан за 20 последних лет активной промывки мозгов. Кстати, и тогда в начале 20 века большевикам тоже приходилось бороться с буржуазной идеологией, и они считали эту борьбу одной из важнейших функций своей пропагандистско-агитационной работы.
Опыт большевиков огромен. Направлений их партийной деятельности, в том числе и пропагандистско-агитационной, множество. И поскольку тема, за которую мы взялись в настоящей статье, получается слишком объемной, нам придется для удобства читателей разбить материал на ряд статей, которые мы будем выкладывать по мере их подготовки в рубрике «Опыт большевиков».
Л.Сокольский
У меня такой вопрос.Вот вы пишете об умении большевиков работать с рабочим классом и критикуете теперешних коммунистов за их неумение. У вас все так просто.Но вы не учитываете тот момент, что сейчас, в отличие от дореволюционного рабочего класса, советский РК в перестройку предал свои классовые интересы.Вы изучали психологию? Каково теперь работать с предателями? Рабочий класс дореволюционной России свой классовый интерес не предавал.
те о ком вы говорите, кто встал на идеологические позиции буржуазии во времена перестройки, им сейчас лет за 55 и больше, и они скоро уйдут на покой если уже не ушли, а работать то придётся с теми кто никаких классовых интересов не предавал, они классовое сознание ещё не выработали даже.
Не согласен с вами.Говорите что не выработали классовое сознание? Есть только два сознания: пролетарское и буржуазное. У потомков тех, кому как вы говорите — за 55, сознание тоже буржуазное (мелкобуржуазное), тут постарались буржуазные СМИ и буржуазные общественные инситуты, хотя по возрасту тогда они и не голосовали за ,,демократию» и независимость Украины (Прибалтики, Грузии), не бастовали за ту же ,,демократию», как шахтеры Донбасса и Кузбасса.