Серия «Вопросы и ответы», выпуск 1. «О всплеске пневмоний»
Ответ РП на вопрос одного из читателей:
«Тут у меня среди близкого окружения есть такой факт: один хорошо знакомый мне человек, ведущий здоровый образ жизни, никогда не ходивший в маске, умудрился в сентябре переболеть пневмонией. Так сказать, на пустом месте, с высокой температурой, и едва не попал в больницу. Это разве не ковид?»
Здравствуйте! тут вот на просторах интернета попалась статья такого содержания что скажите?
Одной из причин быстрого свёртывания реформ Косыгина в начале 1970-х была не только опасность введения рыночного социализма вместо казённого, но и сокращение 30-50% рабочих мест в экономике СССР. Один из экспериментов такой «перестройки» был проведён Иваном Худенко в казахском совхозе. Два года работы при хозрасчёте показали, что из 800 работников совхоза оставили только 80 человек, в том числе с работой прежних 110 управленцев справлялись 2 человека. Уволенных работников хозрасчётный совхоз посадил на вэлфер 30 рублей в месяц. При этом производительность труда у Худенко выросла в 3 раза, а зарплаты — в 2,5 раза.
Эксперимент в совхозе «Илийский» проводился с марта 1963 года до конца года. Основные итоги. С работой в полеводстве, с которой до эксперимента не справлялись 800 человек (на уборку из Алма-Аты привлекалось 500 человек) выполнили 80 человек. Рост производительности труда впечатляющ.
В совхозах Казахстана (как и в целом по всех совхозам и колхозам СССР) был чрезвычайно раздут административно-хозяйственный аппарат. В среднем на совхоз приходилось 110 работников этого аппарата. В течение одного месяца в совхозе требовалось составить только по учёту и оплате труда 15 тысяч различных накладных, учетных листов и других расчетных документов, содержащих 1800 показателей.
Новая система Худенко предельно сокращала непроизводительные затраты. В Опытном хозяйстве пятилетний план производства продукции и сдачи её государству, численности работников и фонда заработной платы, с объёмом капитальных вложений и кредитных вложений размещался на двух страницах, а годовой бухгалтерский отчет о его выполнении — на одной странице.
Итоги работы в экспериментальном хозяйстве Худенко за 1969 год были таковы. Размер вновь созданного продукта на одного работника — 5140 рублей в год. В обычных совхозах Казахстана — 840 рублей. Годовая зарплата одного работника у Худенко — 3000 рублей, в совхозах Казахстана — 1268. Цифры говорят сами за себя: в Опытном хозяйстве производительность труда опережала зарплату, а в совхозах, зарплата в полтора раза превышала размер вновь созданного продукта.
В середине 1970 года эксперимент был прерван. В Министерстве сельского хозяйства писали, что если эксперимент Худенко распространить на всю республику, то работу в колхозах и совхозах потеряли бы 40-55% работников.
Похожие эксперименты по обкатке «реформ Косыгина» были проведены и в других отраслях советской экономики.
Так, в 1967 годуна Щёкинском химическом комбинате был начат экономический эксперимент по проверке основных положений реформы, получивший известность как Щёкинский эксперимент.
Суть эксперимента заключалась во внедрении на предприятии элементов хозрасчёта. Предприятию был определён стабильный фонд зарплаты на 1967-1970 годы, а вся экономия этого фонда при повышении производительности труда и при сокращении числа работников оставалась в распоряжении коллектива предприятия. За два года эксперимента число рабочих на комбинате сократилось на 870 человек (с 2 тысяч), объём выпускаемой продукции вырос в 2,7 раза, производительность труда в 3,4 раза, почти в 4 раза повысилась рентабельность, расходы заработной платы на рубль товарной продукции снизились с 13,9 до 5 копеек. В 1976 году этот эксперимент был прекращён.
Похожий эксперимент проводился в Дальневосточном морском пароходстве. К 1975 году на 140 судах было высвобождено 730 человек.
Косыгину позволили осуществить лишь малую часть задуманного, но даже этой малости хватило резко увеличить темпы роста советской экономики. 8-я пятилетка (1966-1970 годы) оказалась самым успешным периодом для послевоенной советской экономики. Так, в эти годы среднегодовой рост ВВП составлял 7,7% (примерно как в нынешнем Китае). Для сравнения: в пятилетку 1975-79 годов этот показатель был 4,4%.
Эти эксперименты показали, что через 10-12 лет косыгинских реформ в советской экономике было бы сокращено 30-55% работников (в зависимости от отрасли). В частности, в начале 1970-х была свёрнута идея Косыгина о замене магазинов супермаркетами, которая позволила бы высвободить до 40% торговых работников.
В руководстве СССР не понимали, куда пришлось бы девать десятки миллионов безработных. Так, старцы из Политбюро пожертвовали прогрессом, выбрав вместо него стабильность — которой хватило всего на 10-15 лет.
Они не «выбрали стабильность», они целенаправленно вели страну к реставрации капитализма.
А действительно, куда пришлось бы девать миллионы сокращённых рабочих, при таком устройстве экономики? Просто интересно.
Почитайте про автоматизацию при социализме. Здесь на сайте есть статьи по этой теме.
Спасибо. Если что, я знаю про отличия в производственных отношениях при социализме и капитализме, то что при первом никого не оставят на улице. Просто интересно было именно узнать в подробностях про обеспечение рабочих местами при социализме, происходящее одновременно с механизацией труда и удешевлением/упрощением административно-хозяйственного аппарата.
Нашли проблему «куда людей деть».
Если это все действительно так было, то рядом с Худенко нельзя организовать обработку той же продукции совхоза? Варенье, компот, рафинад или какое там сырье он производил. А высвободившуюся от этого рабочую силу в городе перебросить на другой участок.
Про то чем занять людей в городе, судоходстве и т.п. говорить вообще смешно.
При вводе НЭПа как то не стеснялись «оптимизировать» коллективы, и решали эти задачи, хотя время было куда как неспокойнее чем в 60-70е.
Извиняюсь, сказал не подумав. Только учиться начал. Читаю сайт уже год и два месяца, но по настоящему начал учиться МЛ только в середине этой весны. Весь прошлый год и некоторую часть этого, я даже не знал что такое классы! Начинал читать РП со статей, отвечающих на более «узкоспециализированные» вопросы (конкретно дефицита, репрессий, голодоморов и т.д.), а потом перешел на более высокий уровень, связанный с изучением марксистской политэкономии, диалектики и теоретических трудов (сначала Корнфорт, потом читал несколько сочинений Ленина про мелкобуржуазный революционаризм и ребячество, статьи Сталина про оппозицию и экономические проблемы социализма в СССР).
Еще где то в конце 2019-го и после НГ, я был фанатом меритократии, читал ПРОРЫВ, левых имперцев и даже Жака Фреско (и ведь всему верил), был противником любой гражданской свободы и демократии (поскольку я тогда не имел понятия о классовых противоречиях, то был противником демократии «вообще», восхваляя диктатуру, как будто это что то надклассовое). Морочил голову глупыми вопросами правильного распределения ресурсов, без затрагивания способа производства и общественно-экономической формации, читал про корпоративное государство, в котором, как я думал, все работало «как часы и у каждого свое место» (теперь понятно, что это означает), искал «идеальную систему», работающую во все времена. В общем был мелкобуржуазным левым, который не знал ни историю партии, ни теорию классиков марксизма.
Читая статьи Рабочего Пути я узнал, кто такие меньшевики, троцкисты, анархисты, синдикалы, оппортунисты всех мастей (про которых раньше я только слышал), что такое средства производства, общественно-экономические формации и какие они есть, идеализм и материализм, противоречия классовых обществ, смысл марксистских трудов (про которые я тоже впервые узнал на сайте, изучая все материалы авторов), принципы капитализма и координальное отличие его от социализма, обоснованность коммунистического общества в будущем и методы его построения, а также много других не менее важных материалов, изложенных в понятном стиле, за что я сильно благодарен редакции. В том числе я благодарен некоторым комментаторам за правильные поучения и дополнения пол статьями, которые я также всегда читаю.
Когда то я читал РП чисто, чтобы заниматься софистикой в интернете, споря с троллями или с промытыми зомби, но теперь большую часть своего времени я трачу на чтение ваших статей, обдумыванием в голове разных вопросов и информации, считанной с них, больше не воспринимаю всерьез указанных выше «левых», не заседаю в пабликах ВК, и трачу время не на бессмысленные споры, а на интеллектуальное совершенствование по части теории. Также я вызвал интерес у трех моих товарищей к изучению марксизма-ленинизма, начав давать им к прочтению сначала брошюры про коронавирусную аферу, а затем они стали самостоятельно выискивать информацию в интернете, читая документы партсобраний и высказывания марксистских философов, и вот уже спустя 3-4 месяца они знают все об общественных классах, легко аргументируют в спорах с коллегами, и умеют отвечать на главные вопросы.
Я к этому пришел самостоятельно, пережив за это время то впадания в анархизм, то в упадничество, но в конце концов встав, как я думаю, на правильную линию.
Так что спасибо за все советы, уточнения и замечания, постараюсь принять их к сведению и дальше-больше самостоятельно обучаться! Уже начинаю знакомиться со статьей Ленина «О придании законодательных функций Госплану», и с его высказываниями о НЭПе, а также связанными с ними возгласами троцкистской оппозиции об «отступлении в сторону капитализма».
Всего хорошего!
«Также я вызвал интерес у трех моих товарищей к изучению марксизма-ленинизма…»
===========================
Это очень хорошо. Работа на местах — ключевой момент в поднятии масс. Теперь задача — организовать своих товарищей для совместных действий. Вода камень точит. И пишите нам с мест. Рабкоры нужны.
Понял.
Я кстати подумал, что слова т. Константина были адресованы мне, потому и расписался здесь.)