Сразу же после победы буржуазной контрреволюции в СССР победивший класс паразитов и эксплуататоров усиленно старался разрушить в России все, что было создано в советское время. Не то чтобы это было его прямой целью, просто таковы законы капитализма, той самой рыночной экономики, к которой усиленно стремилась в перестройку наиболее глупая и жадная часть советского общества.
Противопоставляя рынок плану, эти деятели, среди которых было немало представителей экономической науки, особо упирали на положительные стороны рыночной экономики, действительно имевшие место на заре развития капитализма, когда он еще носил прогрессивный по сравнению с феодализмом характер, и совершенно умалчивали об отрицательных сторонах рынка, которые присутствуют при капитализме всегда на любой стадии его развития, и особенно усиливаются во время последнего, завершающего этапа его существования, в котором мы сегодня и пребываем.
Именно рынок, то есть полная неорганизованность, бессистемность, беспорядочность, а иначе говоря, анархия производства, ведет к тому, что отдельные, независимые друг от друга производители вынуждены конкурировать между собой не на жизнь, а на смерть. В этой конкуренции выживает сильнейший, тот, кто имеет более мощное и крупное производство, больше капитала, больше запаса на черный день, т.е. получает большую, чем другие производители, долю прибыли. В результате чего погоня за прибылью становится главной движущей силой всего капиталистического производства, подчиняя себе и все остальные сферы общественной жизни.
Погоня за прибылью заставляет капиталистов, в том числе и новоявленных российских «эффективных собственников», как грибы, выросших по всей стране после перестройки, выжимать прибыль отовсюду, превращая в деньги все, до чего могут дотянуться их жадные руки. Переделив между собой советское народное достояние, российские буржуи быстро поняли, что сами по себе ни заводы, ни фабрики, ни даже природные ресурсы прибыли не приносят. Ее создает только человеческий труд. И чем дешевле этот труд будет обходиться капиталисту, тем больше будет у капиталиста прибыли. Речь в данном случае идет не только и не столько о заработной плате, которую буржуи вынуждены платить наемным работникам за их труд. Не менее важны еще и те общественные блага, без которых невозможно вырастить и подготовить самих наемных работников, способных работать в условиях современного производства – об образовании, здравоохранении и т.п. На эти социальные блага любое буржуазное государство вынуждено тратить огромные средства, уменьшая тем самым долю прибыли, которая идет непосредственно в карман «эффективных собственников».
Получается, что с одной стороны, капиталисты, чтобы выжить, вынуждены гнаться за прибылью, всеми способами увеличивая ее размер, а с другой стороны, получение прибыли становится невозможным без того, чтобы не тратить значительную ее часть на социальные нужды населения. Возникает серьезное противоречие, которое в рамках капитализма разрешиться не может – этого не позволяют сами основы капиталистического мироустройства — тот самый рынок, которому буржуи всех стран поют осанну, поскольку лично им этот рынок позволяет жить безбедно, паразитируя на труде миллионов.
Как пытаются капиталисты разрешить это противоречие?
Когда экономика на подъеме, они увеличивают затраты на социальные нужды населения, но когда наступает очередное и вполне закономерное падение производства (т.е. экономический кризис, неизбежное следствие анархии производства), первое, что делают буржуи всех стран, это снижают затраты на социалку, не желая нести убытки и перекладывая все тяготы экономических кризисов на плечи трудящегося населения. К примеру, российское правительство, признавшееся недавно в том, что Россия ныне находится в состоянии серьезного экономического кризиса, заявило о значительном сокращении социальных гарантий для российских граждан: отменяется ранее широко рекламируемый материнский капитал[1], неработающих россиян теперь лишат права получать бесплатную медицинскую помощь[2], готовится новая пенсионная реформа, от которой трудящимся явно не следует ждать ничего хорошего, вводятся по всей стране социальные нормы потребления на коммунальные услуги[3] и пр.
Почему так получается? Почему капиталист не берет на себя даже малую часть убытков во время кризисов? Почему он вынужден бить по самому важному для населения, сокращая затраты, идущие на нужды всего общества, такие как социальные гарантии, образование, здравоохранение, культура, массовый спорт, национальная безопасность и пр.? Неужели буржуи настолько глупы, что не понимают, что рубят сук, на котором сидят?
Вовсе нет. Это не глупость, а закономерное следствие законов капиталистического мироустройства. «Эффективный собственник» не может думать о будущем, даже если бы он того очень хотел. Ему требуется конкурировать здесь и сейчас, во что бы то ни стало выжить сегодня, иначе завтра его собственность будет принадлежать другому, тому, кто оказался сильнее, богаче, а, следовательно, и конкурентоспособнее него, а он сам будет вынужден пополнить ряды наемных работников.
Эта генетическая «близорукость» капиталистов приводит к тому, что последствия капиталистического способа хозяйствования с течением времени ударяют по буржуазному обществу все сильнее и сильнее. Те же экологические проблемы, с которыми мир столкнулся в последние десятилетия, имеют свой корень в рынке. И прогрессирующая культурная и интеллектуальная деградация населения, в том числе в самых развитых капиталистических странах, это тоже закономерное следствие рыночной экономики.
Что же касается России, то ей, как никакой другой стране мира, в последние 20 лет пришлось на своем горьком опыте убедиться в верности всего того, о чем предупреждали классики марксизма, ощутив действие законов капитализма и связанные с ними «блага» на своей шее. Рынок с присущей ему анархией ударил по России так, что в считанные десятилетия сумел превратить процветающую могучую державу в зависимую колониальную страну, неспособную обеспечивать себя самым необходимым. От всего, что ранее составляло гордость СССР – самой современной промышленности, самой передовой науки, лучшего в мире образования и самых квалифицированных инженерных и рабочих кадров в мире, ныне остались лишь рожки да ножки.
Именно рынок стал всему этому причиной. Закон анархии производства, а следовательно, и погони за прибылью, просто не мог привести ни к чему другому. Российским «эффективным собственникам» требовалось выжить сейчас, победить в конкуренции в данный момент, а не когда-то потом, потому они просто не могли позволить себе тратит огромные деньги на науку, культуру, медицину и образование, какие без всяких проблем тратило советское государство, организованное совершенно по другому принципу – на основе порядка, а не хаоса экономики. Ведь целью социалистического мироустройства является не прибыль отдельных лиц, а благо всего общества в целом.
В итоге наши новоявленные буржуи, гордо называющие сами себя господами, оказались сегодня у разбитого корыта, карманы-то то у них полные, да вот работать на них оказалось некому. Современное производство стало настолько сложным, что неквалифицированным работникам с «церковно-приходским» образованием, которое так активно вводилось в России в последние годы, там делать нечего. Ведь производство не офис, не торговая точка, где достаточно уметь нажимать на кнопки калькулятора. На производстве нужны реальные знания и умения, а не «корочка», не дипломы об окончании вузов, которые нынче можно купить в любом подземном переходе оптом и в розницу, как и любые научные степени[4].
Действия российских «эффективных собственников» и угождающей им во всем буржуйской российской власти, ударили сегодня по самим буржуям, поставив их собственные предприятия на грань банкротства. Они так старательно убивали российское образование, так «эффективно» на нем экономили ради получения прибыли «здесь и сейчас», что теперь им стало остро не хватать квалифицированных инженерных и рабочих кадров.
Дело дошло до того, что Россия в ближайшие годы вообще может распрощаться со всей своей промышленностью из-за острой нехватки инженеров[5] и квалифицированных рабочих кадров[6]. Наибольший дефицит инженеров и квалифицированных рабочих испытывают регионы, где много промышленных предприятий, такие как, например, Ленинградская и Калужская области. Местные сборочные производства, принадлежащие мировым автомобильным корпорациям, теперь вынуждены бороться за каждого специалиста. Вот только где их взять, когда лучшее в мире советское образование было убито (слишком оно было слишком дорогое в содержании), а его место заняли бестолковые ЕГЭ и болонская система, за много лет до их введения в России доказавшие на примере западных стран свою полнейшую непригодность.
Об этой проблеме пишут не только буржуйские СМИ. О том же самом во всеуслышание заявляют и специалисты – аналитики, экономисты и кадровики, горестно вздыхают по этому поводу работодатели-буржуи, и даже руководители нашей страны вынуждены отмечать эту проблему в своих публичных выступлениях. Например, в конце 2011 года на недостаток инженерных кадров в России сетовал Путин, бывший в то время еще премьером. Тогда он даже заявил, что проблема квалифицированных кадров для российской экономики важнее, чем коррупция и административные барьеры. А ведь известно об этой проблеме было еще в начале 2000-х гг., когда этот гражданин возглавил нашу страну.
И что? Какой результат всех этих заявлений и сетований, больше напоминающих крики «Караул!»?
А никакой – полный ноль! Российское образование как убивали, так и продолжают убивать, что среднее, что высшее.
Сколько ни критикуют ЕГЭ, полностью доказавшем свою бесперспективность и даже вредность для будущего нашей страны, воз и ныне там – эту убогую систему образования, которую-то и образованием назвать сложно, российские власти защищают всеми способами, натурально вцепившись в нее зубами. Дебилы, выходящие после ЕГЭ, им важнее и дороже, чем процветание России, поскольку таких легче дурить и обманывать, а значит, на власть буржуйскую некому будет покушаться. Идеал для российской буржуазной власти это самодержавная Россия, в которой на 1 школу приходилось 4 церкви и 12 питейных заведений[7]. «Обучать грамоте весь народ — говорил в эпоху Николая I министр просвещения А. С. Шишков, — принесло бы более вреда, нежели пользы». Не потому ли по данным Счетной палаты РФ за 2005-2010 гг. в России закрыто 12 377 школ, 81% из которых — в сельской местности?
В вузах на инженерно-технических специальностях как урезали наполовину спецпредметы, заменив их никому не нужной гуманитарщиной, так и до сих пор и выпускают «инженеров-обществоведов», абсолютно не способных к самостоятельной инженерно-технической работе. Мало того, что болонская система вместо специалистов с высшим образованием теперь готовит фактически кадры со средне-техническим (бакалавриат), так еще и повсеместно теология вводится в курсы обучения всех вузов страны. Кадилом такие «профессионалы» может махать и научатся, а вот самостоятельно спроектировать что-либо требуемое промышленности или организовать работу на сложнейшем автоматизированном современном производстве, они вряд ли сумеют.
Да и средне-специальное образование, ранее в советское время выпускавшее сотни тысяч квалифицированных рабочих, без которых ныне задыхается российская промышленность, «эффективно» уничтоженное еще в 90-е гг., премьеро-президенты, прыгающие из кресла в кресло, восстанавливать в России что-то не спешат. Они будут лучше театрально закатывать глаза и ломать руки перед телекамерами, жалуясь на судьбу-злодейку, чем действительно сделают что-либо, способное исправить существующее положение.
А кто виноват в том, что от советского образования, некогда лучшего в мире, остались одни воспоминания?
Да как раз те, кто публично рыдает сегодня об отсутствии в России квалифицированных кадров! Именно они и руководили всем процессом уничтожения российского образования, не слушая ни специалистов, которые предупреждали их о последствиях, ни население, которое массового протестовало против подобных убийственных реформ.
К чему тогда все это лицемерие власти?
А это всего лишь попытка сделать красивую мину при плохой игре. Российская буржуазная власть прекрасно знает, что дни капитализма сочтены, он умирает. Законы, действующие в нем, привели к тому, к чему они и должны были привести со всей исторической неизбежностью – к эпохе социалистических революций, которые в этот раз прокатятся по всему миру. Глобализм сделал свое дело, объединив мировое общественное производство в одну цепь. Частная собственность и рынок стали тормозом общественного развития, и разгул финансового капитала, давно оторвавшегося от реальности, доказывает это со всей очевидностью. В этих условиях российским частным собственникам единственное что остается, это попытаться хоть на миг задержать колесо истории, чтобы еще немного, еще чуть-чуть иметь возможность пожить за чужой счет. И сделать они это могут, только опираясь на невежество масс. Люди, неспособные самостоятельно мыслить и понимать что есть что, прекрасно поддаются манипуляциям, их легко запутать и обдурить, заставить делать то, что им крайне невыгодно. Обыватели, интересы которых не поднимаются выше бутылки пива и «Дома-2» это идеальная среда для паразитов всех мастей, в условиях которой капитализм может продержаться еще десятки лет.
Создание таких обывателей и есть главная и основная цель современного российского образования, ради которой оно так тщательно реформировалось все последние годы. Все разговоры об инновациях и модернизации, с которыми периодически выступали представители российской власти, это была мишура, призванная скрыть истинные цели и задачи умирающего класса российских «эффективных собственников», на деле доказавших свою полную профнепригодность.
Поставленная российской буржуазной властью задача была успешно выполнена — российское образование более не способно подготовить квалифицированных специалистов. Но успех неожиданно обернулся катастрофой. Историю, как оказалось, не обмануть — законы капитализма неумолимы, и теперь под вопросом стоит само экономическое существование класса буржуазии, неспособного жить в отсутствии наемного труда того качества, которое требуется.
Сумеет ли выбраться российская буржуазия из того тупика, в который она сама себя загнала, неизвестно. Квалифицированные кадры за 5 минут не слепить, они создаются многолетним трудом всего общества.
Российским же рабочим нет никакого смысла ждать и надеяться на чудо, в любом случае им в условиях умирающего капитализма уже ничего не светит. Рабочим пора брать свою судьбу в свои руки. Они должны выполнить свою историческую миссию, избавив и себя, и весь мир от власти паразитирующих частных собственников.
Л.Сокольский