В России явно назревают серьезные события. Приведут ли они к смене власти в стране, к кардинальным изменениям ее политической и экономической системы, сказать пока сложно. Это зависит от очень многих факторов, значительная часть которых пока не проявилась в полную силу. Ясно только одно, что чем глубже наша страна погружается в пучину мирового экономического кризиса, тем все более неустойчивой становится в ней и политическая ситуация, которая обостряется еще и серьезными социальными проблемами, накопившимися в обществе за 20 лет либеральных реформ.
Показательно другое — российское общество революционизируется прямо на глазах. Скорость, с которой происходит этот сдвиг в сознании наиболее образованной его части – интеллигенции, традиционно являющейся флюгером общественных настроений, удивляет. К примеру, значительная часть буржуазных СМИ, еще недавно вполне лояльных действующей власти и полностью разделяющих либеральные идеи, теперь вдруг начала публиковать на своих страницах материалы по темам, от которых ранее шарахалась: статьи, посвященные социальной тематике; резкую критику действующей власти и либеральной оппозиции; аналитические обзоры и интервью, в которых без всякого смущения употребляются дико пугавшие их ранее слова «революция» и даже «восстание».
Один из наиболее интересных материалов подобного рода – интервью с политологом Павлом Салиным, озаглавленный «С подписанием закона Димы Яковлева началась открытая война элит», был сегодня опубликован на сайте «Накануне.ру.».
Лучшего разоблачения подлинной сущности либеральной оппозиции, которая действует в явном сговоре с властью и преследует свои и только свои цели, наплевав на интересы простых людей, даже тех самых «рассерженных горожан», которых она выводит на улицу, просто трудно сыскать. Тем более что все это утверждает не коммунист, а буржуазный политолог, ярый сторонник капитализма и буржуазной демократии.
Говоря об итогах только что прошедшего в Москве «Марша против подлецов», Салин справедливо отмечает, что протест не вышел на новый уровень, а действует исключительно в рамках, предложенных действующей властью, что либеральная оппозиция, главная действующая политическая сила всех протестных акций прошедшего и текущего года, держится за современную политическую систему и из всех непопулярных декабрьских законов выбрала самый «неопасный».
Вообще говоря, в самом «антимагнитском» законе о запрете на усыновление говорится гораздо меньше, чем о запрете деятельности НКО с американским капиталом, о запрете лицам с американским гражданством входить в общественные организации, участвующие в политике. Об этом представители либеральной оппозиции почему-то не говорят ни слова, муссируя исключительно проблему детей-сирот. Это тоже один из показательных моментов «антимагнитского-белоленточного» протеста, о котором политолог не забывает упомянуть, как и о социальной тематике, которую либералы просто боятся:
«По большому счету, … сироты ни власть, ни оппозицию не волнуют.»
«Если бы все было всерьез, то оппозиции в декабре не брюзжать по поводу закона Димы Яковлева надо было, а поднимать другие темы. Нужно было указывать на конкретные больные места. Начиная с 14 декабря, все граждане страны должны сами платить за ремонт своих домов, что есть жесткий удар по бюджетам граждан, проживающих в провинции, где колоссальная изношенность жилого фонда. Начиная с 1 января 2013 года, чтобы тебя приняла «скорая помощь», при себе необходимо иметь полис обязательного медицинского страхования — к этому нужно апеллировать.»
«Организаторы и участники протеста от выступления к выступлению не поднимают те лозунги, которые подняли бы провинцию, не поднимают проблемы, которые интересуют людей, о том, как власть залезает в карманы обычных людей например.»
«Самое главное, что не прозвучало никаких новых лозунгов, а лозунги, которые прозвучали, были сформированы тем дискурсом, который формирует власть.»
«… наша оппозиция боится поднимать фундаментальные проблемы, потому что она сама боится того «цунами» народного недовольства, которое может вызвать таким образом, но удержать не сможет, и она предпочитает такие весьма неболезненные поводы.»
«…оппозиция боится … массового восстания. Если, конечно, понимать под оппозицией московскую либеральную тусовочку. Она боится масс, потому что если те восстанут, они, оппозиционеры, их не удержат. Волну народного возмущения им поднять под силу, но вот удержать — нет. Наша оппозиция либеральная чувствует это на уровне костного мозга. Поэтому либеральная оппозиция играет на стороне власти и по правилам власти.»
Салин полагает, что даже в требовании роспуска Госдумы оппозиция играет на стороне власти: «Власть… заинтересована в том, чтобы после всего компромата, который «Единая Россия» взяла на себя, … ее списали со счетов, а в Госдуму вошел Народный Фронт. Смотрите, оппозиция поднимает тему о роспуске Госдумы, власть прогибается под это требование — в итоге Народный Фронт с триумфом садится в депутатские кресла. Идеальная ситуация! Оппозиция показала себя как оппозиция, а власть избавилась от скомпрометировавшей себя «Единой России».»
По мнению Салина, вся ситуация вокруг «антимагнитского акта» наглядно показывает, что российская элита окончательно раскололась, и «элитная война», начавшаяся еще летом, перешла из латентной стадии в открытую. Война эта идет между двумя группами крупной российской буржуазии: олигархии силовой (сторонники Путина) и олигархии компрадорской (сторонниками нового порядка, буржуа, появившиеся при Ельцине). Первых – меньшинство, но его поддерживает общественное мнение, которое одобряет запрет на усыновление американцами российских сирот. Вторых – большинство, у них активы за рубежом и они ни в коем случае не хотят закрытия страны. У компрадорской олигархии есть такой ресурс, как московская либеральная тусовка, которая имеет влияние на несколько десятков (максимум несколько сотен тысяч) столичных жителей, «рассерженных горожан».
Политолог считает, что противоборствующие элиты неизбежно будут обращаться к обществу, искать поддержки и сторонников, и вот тут ситуация вполне может выйти из под их контроля:
«А это очень опасно для политической системы. Я не могу предсказать, чем это закончится. При не самом пессимистичном варианте развития ситуации все это закончится революцией (повторюсь, действительно не самом пессимистичном, то бишь может быть и хуже). Революцией, конечно, не образца февраля 1917, а чем-то вроде «цветной революции», в ходе которой, однако, не факт, что к власти придут либералы.»
«…происходящая сейчас «верхушечная борьба» напоминает возню перед февральской революцией 1917 года. Вопрос в том, что, как в свое время правильно заметила Новодворская, в России «февраль» всегда заканчивается «октябрем». Сейчас в России имеет место попытка устроить «февраль», но если эта попытка будет успешной, то в течение нескольких месяцев, максимум года-двух, она закончится «октябрем».»
Интересный прогноз и очень немаловажный для нас, коммунистов. К тому же Салин считает, что именно 2013 год даст ответы на многие вопросы, станет своего рода решающим, определив путь развития страны на будущее.
Приведенный материал поучителен, — уж если буржуазные политологи всерьез говорят о возможности и реальности революции в России, то левым, и тем более коммунистам, давно пора перестать бояться и начать действовать более решительно, чем они это делали до сих пор.
Иное дело, что этот наш призыв к сегодняшним российским левым, скорее всего, не имеет большого смысла — они мало чем принципиально отличаются от тех же либералов, выходящих «протестовать» с белыми ленточками и надувными шариками, что наглядно показало поведение Левого Фронта во главе с Удальцовым, всякого рода анархистов, анархо-синдикалистов и т.п., активно поддержавших все игрушечные протесты и инициативы либеральной оппозиции.
Что касается Левого Фронта, то иного и не могло быть – широкая организация, не имеющая четкой идеологии, пытающая стянуть к себе все сколько-нибудь левые и левоватые силы, изначально не могла иметь каких-либо серьезных перспектив в политике. Ее раскол (или распад) был неизбежен и то, что он фактически уже произошел (vk.com), вполне закономерное явление. Ту же судьбу в скором будущем повторит и недавно зарегистрированный Рот Фронт, который ее учредители, РКРП, Левый Фронт и ряд профсоюзов, пытаются втащить за уши в политику, не сумев закрепиться в ней сами.
Все разговоры, что Левый Фронт мог в итоге превратиться в левую политическую партию, чуть ли не заменить собой КПРФ, не более чем утопия, как утопия и то, что такой партией может стать Рот Фронт. Для того чтобы действительно быть политической партией, не изображать из себя таковую, заседая в буржуазном парламенте, а действительно иметь поддержку у масс, мало называться политической партией и иметь регистрацию в Минюсте, нужно еще иметь и четкую идеологию и программу действий, на деле выражать волю конкретного класса, его коренные интересы.
Партий всех классов, т.е. «широкой организации» существовать не может в принципе. Т.е. она, конечно, может быть создана «сверху» и даже зарегистрирована юридически, вот только удержаться на политической арене такое искусственное объединение не сможет. В реальной политике реальными действующими игроками всегда станут только те политические партии, которые действительно на деле отражают интересы конкретных классов, а больше одной партии каждому классу просто не нужно, в связи с чем, все остальные партии и партийки неизбежно будут обречены на гибель, распад и забвение.
В том числе и поэтому истинных коммунистов совсем не страшит недавно принятый закон, по которому можно зарегистрировать теперь любую партию, которая только придет в голову. Этот закон искренне пугает только те партийные структуры, которые заняли не свое место. Вот, к примеру, данного закона о партиях серьезно испугалась КПРФ. А почему? Да потому что она никогда не была коммунистической партией ни по своей идеологии, ни по своим действиям. Это типичная социалистическая или социал-демократическая партия, выразительница интересов мелкой буржуазии. Интересов пролетариата КПРФ никогда не выражала и не выражает.
Но партий мелкой буржуазии множество — это та же «Справедливая Россия», те же недавно зарегистрированные Рот Фронт и «Коммунисты России», незарегистрированный, но широко разрекламированный Левый Фронт, незарегистрированные, но претендующие на официальную регистрацию РКРП и МОК и др. Понятно, что КПРФ следует беспокоиться не на шутку, ведь конкуренция в этом формате довольно высока — чтобы победить, ей нужно перестать сидеть на двух стульях и либо отказаться в своем названии от слова «коммунистическая», привести, так сказать, форму в соответствии с содержанием, либо кардинально изменить свою сущность, став на деле партией пролетарской, что вряд ли возможно. Среди всех этих партий в итоге неизбежно останется только одна, та, которая наиболее полно и наиболее точно сможет выразить чаяния и истинные интересы мелкобуржуазных слоев населения.
А вот политических партий, отстаивающих на деле коренные интересы пролетариата (рабочего класса), в России пока не имеется. И вряд ли здесь вообще будет какая-то конкуренция, уж больно рискованное это занятие, крайне сложное и совсем не доходное. И хотя некоторые из перечисленных выше партий позиционируют себя партиями рабочего класса, даже называются коммунистическими, рабочими или марксистско-ленинскими, это все не более чем декорация для широкого привлечения публики, что отлично понимает сам рабочий класс, отказывая этим партиям в доверии.
Отсутствие на политической арене России истинно пролетарской партии это серьезное упущение российских левых и коммунистов. Хотя после более чем полувекового торжества оппортунизма и ревизионизма в СССР и РФ иного, вероятно, и невозможно было ожидать. Хорошо уже то, что сей факт – отсутствие настоящей компартии в России, хотя бы уже стал осознаваться значительной частью коммунистов нашей страны. Если бы к этому осознанию добавилась бы еще и активная работа по созданию такой партии, то можно было бы всерьез надеяться, что в случае возникновения революционной ситуации в России, о которой фактически шла речь в интервью Салина, российский рабочий класс не стал бы снова игрушкой в руках либералов.
Какой должна быть настоящая партия рабочего класса гадать и изобретать не надо – все описано у тех, кому удалось в свое время превратить «февраль» в «октябрь». Сейчас важнее другое, осознание своей колоссальной ответственности каждым настоящим коммунистом и каждым сознательным рабочим за будущее всего трудового народа России, которому история уже в самом скором времени может предоставить еще один шанс. Главное для нас – не упустить этот шанс, ведь другого может больше не быть.
И тогда новый «октябрь» может стать для нас не далекой мечтой, а близкой реальностью…
Л.Сокольский