Предисловие РП
Редакция «Рабочего Пути» предлагает вниманию читателей очень интересную и важную статью 1948 г. из журнала «Вопросы философии» советского ученого-психолога М.Г.Ярошевского с критикой реакционных буржуазных направлений в психологии. Важна она потому, что объясняет корни многих явлений, которые мы наблюдаем в нашей современной жизни. В частности, в этой статье ясно показывается, что явилось методологической базой тех самых технологий обработки массового сознания, которые сегодня приняты на вооружение империалистами практически всех стран мира.
Мы не раз писали о том, что именно благодаря доминированию буржуазии в сфере идеологии, достигнутому благодаря активному и широкому применению самых разнообразных методов и способов манипуляции массовым сознанием, ей во многом и удается удерживать трудящиеся массы в подчинении, сохраняя тем самым в обществе свое господство. Система оглупления трудового народа доведена империалистической буржуазией до совершенства. Во многом именно с ее помощью капиталу удается направлять могучую революционную энергию масс в безопасное для себя и даже выгодное ему в конкурентной борьбе друг с другом русло.
Насколько важно рабочему классу понимать «откуда ноги растут» у этого опасного оружия, каким владеет сегодня буржуазия, объяснять, наверно, не надо. Понятно, что эффективно противодействовать буржуазным масс-технологиям, устраняя последствия их применения или уменьшая степень их воздействия на рабочий класс — основную революционную силу современности, можно только хорошо понимая, где лежит их гнилой корень. И именно об этом нам и рассказывает тов. Ярошевский в своей статье.
Настоящая статья не первая на нашем сайте по данной теме. Не так давно мы уже публиковали замечательный материал 1957 г. с критикой реакционных направлений в психологии И. С. Мансуров «Против субъективизма в психологии». И далее собираемся продолжать ту же тему. В ближайшее время будет опубликована еще одна интересная статья об идеализме и метафизике в психологии, тоже 1948 года.
Последнее не случайно — обострение общего кризиса капитализма после Второй мировой войны (победа советского народа над фашизмом, разрушение колониальной системы империализма, образование новых социалистических стран, мощное национально-освободительное движение и пр.) отразилось на всех сферах капиталистического бытия, особо остро и ярко проявившись в идеологии — науке, культуре, морали, этике и пр. Вся гниль умирающего капиталистического общества, его идейный маразм, крайний упадок, аморализм общественных отношений и крайняя безысходность существующего бытия сконцентрировались в самых реакционных философских системах, став основой множества лженаучных направлений. Именно в те годы буржуазная наука, озабоченная только и исключительно холопским прислуживанием господствующему классу, окончательно разворачивается в сторону реакции, забыв обо всем том прогрессивном, чему она учила ранее.
Сегодня мы видим печальные итоги того процесса, начавшегося тогда, еще в первой половине XX века. И понимаем, насколько правы были марксисты-большевики, более чем полвека назад показавшие классовые корни всех этих буржуазно-идеалистических завихрений и к чему неизбежно приведут.
Буржуазные психологи США в борьбе за ликвидацию сознания
Современная буржуазная психология находится в состоянии безысходного кризиса, основной причиной которого является превращение её в орудие империалистической реакции.
Эта лакейская роль современной буржуазной психологии особенно ярко выступает в США, где получили широкое распространение самые реакционные течения, пропагандирующие расизм, космополитизм, мистику, фрейдизм и менделистско-морганистские теории наследственности.
Теоретической основой буржуазной психологии в течение нескольких столетий являлась так называемая интроспективная теория сознания, сложившаяся ещё в XVII веке.
Принципиальная порочность этой теории состоит в обособлении сознания от бытия, отражением которого оно в действительности является. Предметом психологии признаётся лишь то, что выступает перед субъектом при наблюдении за собственными психическими процессами. Сознание, являющееся по самой своей сущности отражением реальных предметов, их свойств и отношений, замыкается в самом себе и, отрываясь от реального мира, обращается на духовные «объекты» — образы, идеи и представления.
Несостоятельность идеалистической интроспективной концепции была вскрыта ещё в середине XIX века Марксом и Энгельсом, создавшими впервые в истории человечества материалистическое учение о сознании, на основе которого только и может быть воздвигнута подлинно научная, подлинно жизненная психология.
Классовая ограниченность буржуазных психологов лишила их возможности принять это новое, плодотворное учение. Буржуазная психология, становившаяся во второй половине XIX века самостоятельной наукой, строилась на идеях старой, идеалистической теории сознания. Эта теория объединяла буржуазных психологов всех мастей и направлений.
Однако к концу XIX — началу XX века положение в буржуазной психологии существенно изменилось. Причин для этого было немало. Мир вступил в эпоху войн и пролетарских революций. Перерождение капитализма в империализм сопровождалось обострением борьбы империалистических коалиций за мировые рынки, широкой колониальной экспансией и наступлением на жизненные интересы рабочего класса. Все эти экономические и политические перемены поставили новые задачи перед идеологами империализма. Буржуазия, некогда прославлявшая сознание и разум, теперь не только в страхе отворачивается от них, но и объявляет против них крестовый поход.
Политика империалистической буржуазии, основанная на несправедливых, агрессивных войнах, противоречащая коренным устремлениям народных масс, заставила срочно искать пути оглупления масс, выращивания тупых, покорных наёмников капитала, ненавидящих разум, избавленных от необходимости осознавать собственные поступки, подчиняющихся не сознательным мотивам, а звериным импульсам.
Именно в этих целях стало изготовляться «учение» о беспредельной мощи инстинктов, о фиктивности сознания и т. п.
Возникли различные расистские теории, взывающие к тому, чтобы могущественный голос «расы и крови» заглушил голос сознания. Эти теории были созданы для «оправдания» политики бесчеловечной эксплоатации и истребления колониальных и полуколониальных народов.
Серьёзной и опасной для империализма силой становилась растущая сознательность рабочего класса, которая не только была помехой на пути проведения империализмом его захватнической политики, но и ставила под угрозу самое его существование.
Под могучим воздействием марксистско-ленинской теории стихийное влечение рабочих к социализму повсеместно превращается в сознательное.
В нападках на марксистско-ленинскую теорию с буржуазными философами и психологами — фальсификаторами науки — соревнуются всякого рода ревизионисты — агенты буржуазии в рабочем движении, вешающие в угоду своим хозяевам, что идеи не представляют якобы никакой ценности с точки зрения марксизма и что признание никчёмности сознания и есть будто бы стержень марксистской теории.
Разоблачая эти попытки извратить и опошлить марксизм, Ленин и Сталин в полном соответствии с воззрениями Маркса и Энгельса учат, что сознание, идеи играют важную роль в историческом развитии человечества, что общественное сознание оказывает обратное воздействие на развитие общественного бытия.
Идеи марксизма-ленинизма являются организующим и мобилизующим началом в революционной борьбе пролетариата. Активная роль сознания может быть правильно понята лишь в том случае, если будет отброшено идеалистическое представление о сознании как чисто духовной активности, не имеющей якобы ничего общего с материальной практикой, и если будет понято, что только те идеи обладают силой, которые являются отражением объективных законов развития общества.
Вполне понятна та бешеная ненависть к интеллекту, к сознанию, которая звучит лейтмотивом во всех современных псевдонаучных теориях буржуазной философии и психологии. Она порождена стремлением отрезать человеческому мышлению путь к познанию объективного мира, ибо такое познание выносит суровый, безоговорочный приговор капиталистическому строю, ставшему тормозом исторического развития.
Ввергнуть сознание в пучину иррационального, лишить человеческую жизнь и деятельность разумного смысла — таково было задание, полученное буржуазной психологией на последнем этапе существования капитализма, этапе его загнивания и приближающегося краха. Реализуя это задание, буржуазные психологи оставили некогда устраивавшую их интроспективную феноменалистическую концепцию и заменили её рядом других концепций, столь же ненаучных, но ещё более реакционных, ещё в большей мере соответствующих интересам империалистической буржуазии.
Борьба за ликвидацию сознания в современной американской и западноевропейской философии и психологии идёт по двум основным направлениям: одни буржуазные психологи торопятся доказать, что сознание подчиняется тёмным иррациональным психическим силам, якобы фатально предопределяющим жизнь людей и их идеологию; другие начисто отрицают существование сознания; внутреннее содержание жизни и деятельности человека при этом лишается значения, а сам человек трактуется как автомат, слепо реагирующий на внешние раздражители.
Одним из самых значительных проявлений современного кризиса буржуазной психологии считают обычно шумное появление на свет американской поведенческой психологии — бихевиоризма (от английского behavior — поведение).
Бихевиоризм был порождён той идеологической и политической борьбой, которая развернулась в США в начале XX века.
«В 1912 году, — писал главарь бихевиоризма Уотсон, — бихевиористы решили разделаться с психологией или же попытаться превратить её в естественную науку».
«Сделать психологию естественной наукой» в устах бихевиористов означало избавиться от сознания, хотя именно сознание и отличает содержание психологии от содержания физиологии и других естественных наук.
Взамен сознания было предложено изучать поведение, реакции организма на стимулы внешней среды. Установив однозначное отношение между стимулом и реакцией, психолог, согласно бихевиористическому плану, должен по данному раздражителю предсказать, какая реакция последует в ответ на него, а с другой стороны, наблюдая какую-либо реакцию, должен суметь определить, каков был вызвавший её раздражитель.
Эти установки были наиболее прямолинейно сформулированы уже помянутым Джоном Уотсоном, оставившим впоследствии свои психологические занятия и ставшим хозяином капиталистической фирмы.
Человек, по Уотсону, должен трактоваться как организм, который живёт и движется, не сознавая того, что делает.
Буржуазные горе-теоретики пытаются доказать, что бихевиоризм заменил психологию физиологией, восприняв учение о высшей нервной деятельности, созданное великим русским учёным И. П. Павловым. Но претенциозные попытки доказать связь материалистической теории Павлова с бихевиоризмом совершенно несостоятельны. На самом деле бихевиористы с самого же начала фальсифицировали гениальное открытие Павлова, стремясь приспособить его к своим антинаучным построениям.
Для того же Уотсона презрительное отношение к физиологии мозга не менее характерно, чем презрительное отношение к психологии. Физиология мозга, утверждает он,— это загадочные картинки в учебниках плюс сопровождающие их легенды, подгоняемые к фактам, которые они должны объяснить.
Продолжая издеваться над научным, материалистическим представлением о работе мозга, Уотсон пишет, что мозг — это таинственный ящик, куда психология помещает свои проблемы, чтобы создать иллюзию того, что она их объяснила.
Основное для Уотсона — это мышцы и железы, и задача бихевиоризма, согласно его проекту, заключается в том, чтобы регистрировать сокращения мышц и выделения желёз, отбросив представление о мозге как главном координирующем и интегрирующем деятельность органе.
Современная физиологическая наука опровергла бихевиористские бредни Уотсона. Труды советских учёных неопровержимо доказали решающую роль мозга как в познании внешнего мира, так и в регулировании жизнедеятельности организма.
Внутренний мир человека, являющийся отображением внешнего мира, бихевиористы полностью игнорируют, так как все их стремления направлены к тому, чтобы предельно опустошить сознание.
Психолог должен, по их замыслу, подходить к человеку как к аппарату, совершающему определённые движения, и записывать с помощью различных механических приборов мышечные сокращения, изменения дыхания, пульса, состава крови и т. п., дающие точную картину этих реакций, которыми, по мнению бихевиористов, и исчерпывается психическая жизнь человека.
Буржуазные историографы пытаются представить бихевиоризм как продукт развития одной из отраслей психологии — психологии животных.
Дело изображается так, будто после того, как Торндайк начал сажать кошек в ящики с различными запорами и задвижками, наблюдая, как они оттуда выберутся, а Уотсон — запускать крыс в лабиринт, последовательно лишая их зрения, слуха, обоняния и осязания, психологам пришла в голову «счастливая» мысль — применить подобный метод исследования и к человеку. И точно так же, как при изучении поведения животных была отброшена предпосылка о наличии у них сознания или мышления, бихевиористы решили и при изучении поведения человека принять такую же точку зрения, т. е. совершенно игнорировать сознание. Чтобы придать своим теориям видимость научной обоснованности, бихевиористы охотно подчёркивают свою связь с зоопсихологами. Действительно, развёрнутой программе бихевиоризма предшествовали работы по зоопсихологии Ллойд-Моргана, Гобгауза и др., однако экспериментальные данные зоопсихологии отнюдь не подтверждают бредовых теорий бихевиоризма.
Нетрудно понять, в каких целях буржуазные историографы усиленно отстаивают подобное объяснение. Они стремятся доказать, что различные направления современной зарубежной философско-психологической мысли являются результатом прогресса позитивного научного знания. Точно таким же образом изображают они возникновение и других реакционных психологических концепций. Фрейдизм рассматривается как результат обобщения данных неврологической клиники, а гештальт-психология — как следствие сделанного в лабораториях экспериментальной психологии открытия, что слуховые и зрительные восприятия являются сложными образованиями, не сводимыми к простой сумме входящих в их состав ощущений.
Нужно со всей определённостью подчеркнуть, что подобное объяснение является искажением действительного положения дел в современной буржуазной психологии.
В действительности, бредовые обобщения всех этих школ и направлений свидетельствуют не о прогрессе позитивной науки, а о классовой направленности буржуазной психологии, служащей интересам империалистов. Преднамеренная установка на зоологизацию человека породила экспериментальную практику всех этих бихевиористов. Крыса превратилась в героя современной американской буржуазной психологии потому, что была поставлена задача трактовать человека как животное.
«Я уверен, — пишет один из главарей современного американского бихевиоризма, Толман, — что всё, что есть важного в психологии… может быть, в сущности, исследовано путём продолжающегося теоретического и экспериментального анализа детерминант поведения крысы в лабиринте»[1].
Можно без преувеличения сказать, что атаки, которые предпринимали и предпринимают бихевиористы против признания сознательного характера человеческого поведения, в значительной мере мотивированы этим стремлением отождествить принципы объяснения поведения животных и поведения человека. Для того же, чтобы превратить психологию человека в зоопсихологию, нужно было убрать с пути серьёзную помеху — устранить из психологии сознание и прежде всего общественное сознание. Бихевиористы отрицают сознание как особое свойство, принципиально отличающее человека от животных.
Это со всей определённостью подчёркивает Уотсон в своей работе «Поведение: введение в сравнительную психологию», в которой он требует от психологов, чтобы они отказались от интроспективной терминологии.
«Если это будет сделано, — пишет Уотсон, — работу, над людьми можно будет непосредственно сопоставить с работой над животными» (подчёркнуто мной. — М. Я.).
Стремясь представить закономерности поведения человека как тождественные закономерностям поведения животных, бихевиористы в отношении последних также преднамеренно заняли определённую методологическую позицию.
Дело вовсе не обстояло таким образом, будто бихевиористы сперва совершенно объективно изучали, как ведёт себя животное в определённых условиях, а затем применили полученные результаты к человеку. В действительности эти результаты заранее интерпретировались с точки зрения определённой предвзятой концепции, так называемой теории «проб и ошибок».
Согласно этой теории, характер отражения мозгом действительности — нерасчленённость или диференцированность восприятия, понимание связей и отношений и тому подобные факторы — никакого значения для поведения не имеет.
Организм совершенно случайно, чисто механически производит определённые действия, пробует, ошибается и вновь пробует и в результате отбора произведённых наугад движений разрешает стоящую перед ним задачу.
Таким образом, это «объяснение», которое было выдвинуто бихевиористами в отношении поведения, умышленно игнорировало всякое психическое отражение, возникающее, как известно, на определённой ступени развития живой материи и играющее, как показали исследования выдающихся русских зоопсихологов — Вагнера, Северцева и других,— важную роль в приспособлении животного к окружающей среде.
Совершенно неправильно также было бы полагать, что бихевиоризм возник как направление, преследующее сугубо специальные цели, связанные с методикой исследования поведения, что весь его пафос заключался в изгнании самонаблюдения (интроспекции) из психологических лабораторий.
Такой взгляд культивируется представителями буржуазной психологии с целью замаскировать подлинную идеологическую сущность бихевиоризма.
В действительности программа бихевиоризма с самого же начала включала определённые социальные и политические задачи. Недаром эту программу, развёрнуто изложенную в книге Уотсона «Бихевиоризм», восторженно приветствовала вся буржуазная пресса.
«Эта книга, — писала газета «Нью — Йорк таймс», — знаменует новую эпоху в интеллектуальной истории человечества»… «Нью-Йорк таймс» вторила «Трибюн»: «Возможно, это самая важная книга из тех, что когда-либо были написаны. Она ослепляет читателя воплощённой в ней огромной надеждой». Бихевиористы не только пытались вытеснить из психологии сознание: их планы шли неизмеримо дальше. Они выдвинули требование реформировать социологию и подойти с позиций поведенческой психологии к рассмотрению «конкретных проблем американской жизни».
«Бихевиористы,— отмечал лондонский журнал «Нейшен»,— выдвигают не новую методологию и не новую психологическую теорию, но систему, которая, по их мнению, революционизирует этику, религию — фактически все духовные и моральные науки».
Суть бихевиоризма заключалась в обещании предоставить боссам средства, владея которыми они могли бы по своему произволу управлять людьми с такой же лёгкостью, с какой можно управлять сложными машинами.
Бихевиористы настойчиво требовали изгнать сознание не только потому, что оно представлялось им барьером, отгораживающим психологию от других наук, но прежде всего потому, что усматривали в нём препятствие к преобразованию человека в беспрекословно следующий за внешними стимулами, лишённый собственной внутренней активности механизм.
Психология, из которой будет вытравлено сознание, сможет, по мнению бихевиористов, преподнести бизнесменам и военачальникам чрезвычайно эффективное орудие управления деятельностью людей и контроля за их реакциями.
Таким образом, цель бихевиористической психологии — направленное изменение поведения. Однако это направленное изменение должно осуществляться, по их плану, не путём воспитания соответствующих форм сознательного отношения, а, наоборот, путём искоренения всякого сознательного отношения, путём культивирования слепого повиновения воздействующим на человека внешним стимулам.
Нет ничего удивительного в этой ненависти бихевиористов к сознанию, ибо рост сознания миллионов простых людей превращается для империализма в грозную силу. В заключение своей книги «Бихевиоризм» Уотсон обращается к читателям со следующий и словами:
«Я пытаюсь соблазнить вас вербальными раздражителями, которые, если только они подействуют, постепенно преобразуют этот мир, ибо мир изменится, если вы воспитаете ваших детей не в духе свободы вольнодумцев, а в духе бихевиористической свободы».
Мистер Уотсон, стало быть, мечтает о том времени, когда на земле погаснет последний проблеск сознания и люди превратятся в роботов, механически выполняющих распоряжения начальников. Однако напрасно Уотсон надеется, что такая перспектива может показаться соблазнительной для миллионов тружеников капиталистических стран, которые с надеждой обращают свои взоры к той стране, где подлинное счастье и свобода соединены с невиданным расцветом высших форм сознания!
Тот неоспоримый факт, что сознательность масс трудящихся растёт, заставляет буржуазных психологов изощряться в изобретении всё новых способов отупления сознания масс.
Те же самые социально-политические условия, которые породили бихевиоризм, явились почвой для возникновения другого течения современной буржуазной психологии, являющегося ещё одним вариантом общей программы борьбы за ликвидацию сознания.
Мы имеем в виду так называемую «глубинную» психологию. Под эту рубрику попадает фрейдизм с отпочковавшимися от него направлениями, «гормическая» психология Мак-Дауголла и ряд других менее известных, но столь же реакционных школок, утверждающих, что за «поверхностью» сознания, в непознаваемых «глубинах» организма скрыты тёмные влечения, являющиеся якобы властителями людских дум и поступков. На первый взгляд может показаться, что «глубинной» психологии свойственен ряд черт, принципиально противоположных поведенчеству, однако в действительности то, что их роднит, имеет значительно большее идеологическое значение, чем то, что их различает.
Их роднит прежде всего беспредельная ненависть к признанию человеческой деятельности как деятельности, направленной на осуществление сознательно поставленных целей. Как для бихевиористов, так и для фрейдистов сознание — жалкая иллюзия, самообман, который должен быть как можно скорее рассеян якобы для «блага науки». Поэтому и бихевиористы и сторонники «глубинной» психологии в равной мере отчаянно протестуют против понимания психологии как науки о сознании. Различие между ними заключается лишь в том, что они расправляются с сознанием различными способами.
Если бихевиористы пытаются ликвидировать сознание, сводя его к реакции организма на внешние стимулы, то сторонники «глубинной» психологии утверждают, что в самом организме скрыты те незримые, но могущественные силы, которые правят деятельностью людей и их сознанием.
Отправляясь от разных пунктов, и бихевиористы и фрейдисты идут к одной цели, реализуют одно задание — принизить роль сознания с тем, чтобы изобразить человека жалким рабом внешних стимулов или внутренних влечений.
Это необходимо им для пропаганды определённых социальных и политических идей, нацеленных на отвлечение людей от сознательной борьбы против капиталистического рабства и империалистической агрессии.
Подобно бихевиоризму, выступившему, как это было показано выше, с очень широкой программой преобразования психологии в науку, которая предоставила бы возможность контролировать и направлять поведение людей в соответствии с интересами Уолл-стрита, «глубинная» психология также претендует на обоснование определённой социальной программы. Как и бихевиористы, представители «глубинной» психологии стремятся доказать вечность капиталистического строя, бесплодность попыток заменить его другим, более прогрессивным социальным строем.
Нет ничего удивительного в том, что и по ряду существенных методологических вопросов взгляды бихевиористов и представителей «глубинной» психологии совпадают. В этом нетрудно убедиться, если взять, например, высказывания такого матёрого зубра американской «глубинной» психологии, как Мак-Дауголл, и сопоставить их с требованиями, предъявленными к психологии зачинателем бихевиоризма Джоном Уотсоном. Подобно Уотсону, Мак-Дауголл настаивает на превращении психологии из науки о сознании в науку о поведении, причём аргументация Мак-Дауголла сводится, в конечном счёте, к утверждению, что традиционная интроспективная психология неспособна предоставить сколько-нибудь ценные сведения для решений социальных проблем.
«Психология,— пишет он,— должна рассматривать интроспективное описание потока сознания не как свою главную задачу, а только как предварительную часть своей работы. Подобное интроспективное описание, подобная «чистая психология» никогда не создадут науки… никогда не смогут приобрести ценность для общественных наук» (выд.— М. Я.).
Приобрести же ценность для общественных наук психология, как полагает Мак-Дауголл, сможет только тогда, когда она покончит с интеллектуализмом и вскроет те подспудные психические импульсы, которые, по его мнению, устанавливают и поддерживают весь ход человеческой деятельности.
Бихевиоризм и «глубинную» психологию объединяет также трактовка человека как зоологической особи, а общества — как совокупности таких особей.
Между ними существует различие лишь в оттенках. Для бихевиориста человек-животное — это тело, функционирование которого предопределено внешними воздействиями, для Мак-Дауголла, Фрейда и других детерминирующие факторы поведения лежат внутри организма, носят инстинктивный характер.
Этот тезис ясно выступает в писаниях уже упомянутого Мак-Дауголла. Поставив в качестве главной задачи построение социальной психологии, т. е. такой науки, которая бы объясняла, исходя из психологических закономерностей, общественные отношения и общественные институты, Мак-Дауголл выдвигает в качестве первичного и самого фундаментального факта — поведение как инстинктивное влечение к цели.
Мак-Дауголл приводит длинный список инстинктов, являющихся, по его мнению, основными мотивами человеческого поведения. Здесь мы находим инстинкт драчливости, инстинкт отвращения, стадный инстинкт, инстинкт бегства и т. д., и т. п.
Инстинктивные импульсы, утверждает Мак-Дауголл, составляют фундамент социальной жизни: они определяют объединение людей в общественные группы, возникновение религии, политическую борьбу, войны и т. д.
Таким образом, те или иные формы социальных отношений, по Мак- Дауголлу, определяются не условиями материальной жизни общества, а передающимися по наследству от поколения к поколению инстинктивными влечениями. Здесь мы видим непосредственную связь «глубинной» психологии с реакционным вейсманизмом-морганизмом.
Фальсифицируя истинные причины войн, Мак-Дауголл рассматривает их как различные проявления инстинкта драчливости. Инстинкт драчливости, утверждает он, играет исключительную роль в эволюции общества; в наши дни он действует сильнее, чем когда-либо.
По Мак-Дауголлу выходит, что современные империалистические войны порождены не борьбой монополистического капитала за мировое господство, а вековечным инстинктом, который некогда побуждал животных предков человека, вцепляться друг в друга когтями или зубами.
В страхе перед неминуемой гибелью капитализма его идеологи пытаются извращённо изобразить реальный исторический процесс, перенести в глубь биологического индивида всё то, что в действительности свойственно определённой социально-экономической формации, увековечить капиталистическую эксплоатацию, войны и неравенство, насилие и произвол, приписать уродства буржуазного строя «человеческой природе».
Другие направления «глубинной» психологии в принципе ничем не отличаются от «гормической» психологии Мак-Дауголла. Между ними имеются лишь некоторые расхождения в перечне тех инстинктов, которые будто бы направляют человеческое поведение.
У одних число этих инстинктов достигает нескольких сот, у других сводится к одному или двум. Среди разновидностей «глубинной» психологии следует упомянуть психоанализ Фрейда, глубоко пустивший свои ядовитые корни в сознание интеллигенции капиталистических стран. Фрейдизм — одно из самых омерзительных проявлений растленной буржуазной культуры.
В качестве основной инстинктивной силы Фрейд первоначально выдвинул половое влечение. Вся жизнь людей, как индивидуальная, так и общественная, сводится, по Фрейду, к борьбе между «немощным сознанием» и непобедимым половым инстинктом — властелином всех действий человека, чуть ли не с момента его рождения.
Задача фрейдизма, как мы видим, также сводится к тому, чтобы снизить роль сознания и отвлечь человека от социальных проблем, выдвинув на первый план проблему пола.
В соответствии с основной установкой современной буржуазной психологии на объяснение истории социальных отношений особенностями индивидуальной психики, в свою очередь, сводимой к биологическому потенциалу организма, фрейдизм пытается подогнать под свою пансексуалистическую схему все проявления человеческой культуры — от первобытного тотемизма до архитектурных стилей.
Отражая утрату современным буржуа человеческого облика, фрейдизм возвёл патологический аморализм во всеобщий закон.
Нетрудно установить идейные истоки фрейдизма и примыкающих к нему направлений.
Борьба против разума, против сознания как психической деятельности человека, принципиально отличающейся от инстинктивной (в широком смысле) психики животных, была начата философствующими агентами немецкой буржуазии во второй половине прошлого века. Эта борьба ставила целью воспитание наглых кондотьеров германского империализма, не обременённых сознанием и совестью. Выдвинутое Ницше положение о том, что сознание есть манифестация бессознательных импульсов и сил, легло в основу «глубинной» психологии в целом, фрейдизма в частности. «Глубинная» психология (Фрейд и др.), не без основания замечает один американский психолог, многому научилась у Фридриха Ницше.
Считая первоначально, что фонд бессознательного состоит из сексуальных влечений, Фрейд впоследствии под влиянием известного мракобеса неодарвиниста Вейсмана приходит к мысли, что важнейшим двигателем поведения является… стремление к смерти, к возврату в безжизненное состояние неорганической материи. Это стремление, утверждает он, свойственно уже зародышевой плазме, и если жизнь вопреки ему развивается, то причину следует искать в воздействии внешних раздражителей, сдерживающих волю организма к смерти. Такое иррациональное стремление к исчезновению, к небытию является, по Фрейду, причиной войн и социальных потрясений.
Будучи ярчайшим симптомом загнивания современной буржуазной культуры, насквозь пессимистическое учение Фрейда отражает маразм личности буржуа, пытающегося выдать собственную обречённость за закон природы, но вместе с тем фрейдизм выполняет и определённое идеологическое задание.
Фрейдистское «объяснение» происхождения войн — это ещё одна версия давным-давно разгромленной марксизмом теории вечности войн. В качестве основной силы, побуждающей воевать, фрейдисты изобретают слепую биологическую потребность самоуничтожения, заложенную якобы в самой природе организма.
Фрейдизм, с одной стороны, маскирует действительные причины кровопролитных конфликтов, порождаемых в настоящее время рвущейся к мировым рынкам империалистической олигархией, а с другой — извращает действительную цель освободительных войн порабощённых народов, сражающихся, вопреки господам фрейдистам, за утверждение жизни и её расцвет.
Оказывая тлетворное влияние на умы людей, живущих в капиталистическом обществе, фрейдизм внушает, что борьба народов за демократию и социализм бессмысленна, так как единственная цель жизни — это отрицание жизни, отрицание активной деятельности, являющейся, согласно этому лжеучению, чем-то противоестественным.
Среди фрейдистов до сего дня не прекращается спор относительно характера тех бессознательных сил, которые якобы движут индивидуумом и обществом. В этой возне родились новые «пророки» «глубинной» психологии, изощряющиеся в изобретении модных психологических систем, претендующих на независимость от Фрейда, а в действительности протаскивающих залежалые фрейдистские идейки.
Такова, например, «индивидуальная психология» Альфреда Адлера, присяжного психолога австро-марксизма, утверждающего, что подсознательным психическим двигателем являются чувство неполноценности и воля к власти, или «аналитическая психология» Юнга, предпочитающего обозначить бессознательное «таинственным» словечком «либидо», договорившегося до признания этого «либидо» — «психической энергией космоса».
Если для буржуазного мировоззрения в целом характерно антинаучное представление о том, что сознание, разум, идеи, мнения якобы безраздельно правят миром, что общественная жизнь, общественное бытие определяются идеями, духовной жизнью общества, то в период империализма это представление об определяющей роли духа приобретает специфический оттенок в связи с тем страхом, который испытывают империалистическая буржуазия и её дипломированные приказчики перед растущим сознанием трудящихся масс.
Духовная жизнь общества по-прежнему рассматривается буржуазными психологами как определяющая причина его материальной жизни, однако теперь на передний план выдвигаются бессознательные, иррациональные силы, выводимые в связи с расистскими установками идеологов современной буржуазии из биологических особенностей расы.
Характерным примером может служить выдвинутая Юнгом лженаучная концепция «коллективного бессознательного».
Вся человеческая деятельность, утверждает Юнг, есть в конечном счёте производное от коллективного или расового бессознательного. Это «расовое бессознательное» коренится якобы в самом организме, в его тканях и крови, и передаётся по наследству от поколения к поколению. Структура мозга, сложившаяся у данной расы на заре её истории, дошла якобы неизменной через бесчисленное количество поколений и предопределяет способы действия и способы мышления современных людей. «Архетипы» мысли, возникшие ещё в первобытном обществе, лежат в основе современного научного познания, утверждает Юнг, а вся история человеческой культуры, техники, промышленности есть символическая модификация и объективизация расового бессознательного.
Другим отпрыском фрейдизма является входящая ныне в моду на Западе «психодрама». Полностью унаследовав все его пороки, «психодрама» отличается от обычного фрейдизма некоторым новшеством в методике изучения психики человека и воздействия на неё. В то время как большинство фрейдистов пользуются так называемой клинической беседой, тестом на свободные ассоциации и т. д., изобретатели «психодрамы» придумали театр, сцену, действуя на которой в определённой ситуации, в течение очень краткого срока, субъект, по их замыслу, должен раскрыть свои подлинные влечения. В Вене — родине фрейдизма — психиатр Морено открыл первый театр «психодрамы», затем это направление перекочевало в США, где приобрело за последнее время значительную популярность, как метод «лечения» психических заболеваний.
Не следует думать, что «психодрама» используется буржуазными психологами как терапевтическое средство лечения душевнобольных.
Адепты «психодрамы» не только рассчитывают на то, что таким путём им удастся выявить особенности характерологического склада человека, его внутренние побуждения и т. д.
Программа проповедников «психодрамы» значительно шире. С сокрушением они вынуждены признать, что положение простого человека в современном капиталистическом обществе крайне неблагополучно. Неуверенность в завтрашнем дне, крушение надежд, социальная несправедливость, материальная необеспеченность — всё это ввергает личность в состояние предельной неудовлетворённости. Накапливаются огромные «резервуары» недовольства, что неизбежно ведёт к социальным конфликтам. Из этого сторонники «психодрамы» вовсе не делают вывода о необходимости преобразования существующего общественноэкономического строя с тем, чтобы уничтожить материальные условия, порождающие бедствия народных масс. Напротив, основную задачу они видят в том, чтобы подыскать рецепт для спасения существующих общественных отношений.
В качестве такого рецепта и предлагается психодраматический спектакль. Участвуя в нём, личность, как полагают неофрейдисты, очистившись от недовольства, от «агрессивных» намерений и т. д., вернётся умиротворённая к выполнению своих обязанностей. Такое «очищение» должно, по замыслу Морено, вести к установлению дружеских отношений между различными социальными группами, к ликвидации антагонизма между классами и др. Иначе говоря, недовольство подлинной жизнью должно быть перенесено в театр «психодрамы» с тем, чтобы превратить его из реального в условное сценическое действие, разрядив тем самым опасные для существующего социального порядка силы.
Смягчение классовых противоречий, примирение эксплоатируемых с эксплоататорами — такова цель, ради которой была изобретена «психодрама». Распространение подобных методов воздействия на массы—ещё одно свидетельство не только деградации современной буржуазной психологии, но и того, к каким ухищрениям она должна прибегать, чтобы выслужиться у своих хозяев при выполнении возложенных на неё социальных задач.
«Глубинная» психология (Мак-Дауголл, Фрейд и др.) выдвинула на первый план проблему мотивов поведения, слабо разработанную в пропитанной феноменализмом буржуазной психологии XIX века.
Зарубежные историографы пытаются доказать, что повышенный интерес к мотивации был вызван якобы тем, что Фрейд и другие столкнулись с некоторыми специфическими явлениями душевной жизни (истерия, неврозы и пр.), подсказавшими мысль о важной роли мотивов.
Подобные объяснения столь же лживы и антинаучны, как и вся интерпретация так называемого «кризиса» психологии. О действительных причинах акцентирования проблемы мотивов невольно проговорился Мак-Дауголл в своей критике интеллек- туалистической психологии. Она плоха, указывает он, потому, что не может быть положена в основу общественных наук.
Социолога, историка, экономиста, юриста в капиталистическом обществе интересует не человек сам по себе, с его мыслями, чувствами, стремлениями, со всем богатством человеческой психики, а лишь мотивы человеческого поведения, т. е. то, что побуждает, например, людей повиноваться существующему способу правления или, напротив, бунтовать против него, ради чего они идут на войну, устраивают стачки и т. д.
Существующая психология, утверждает Мак-Дауголл и другие, беспомощна, она не в силах предоставить социологам сколько-нибудь удовлетворительное объяснение мотивации. Превращение вопроса о мотивах в центральную тему психологии явилось, с другой стороны, следствием определённой идеологической установки — психологизировать явления общественной жизни, подменить общественно-экономические закономерности психологическими. Под предлогом разработки проблемы мотивов в противовес марксистскому учению об общественном бытии, определяющем общественное и индивидуальное сознание, выдвигается лживая психологизированная социология, призванная отстаивать в угоду своим хозяевам бредовую идею господства подсознательных инстинктов, определяющих якобы ход общественно-исторического процесса. В основе этой теории лежит совершенно порочная мысль о том, что причины возникновения тех или иных общественных учреждений, права, морали, религии, классовой борьбы надо искать не в условиях материальной жизни общества, не в способе производства, а в подсознательных инстинктах индивида.
Марксизм разоблачает научную несостоятельность феноменализма и интеллектуализма буржуазной идеалистической психологии, показывая, что в своей трактовке деятельности она объясняет один психический феномен другим психическим феноменом, не выходя из порочного круга имманентной духовной причинности, между тем как в действительности индивидуальное и общественное развитие детерминированы не психикой, не интеллектом, а материальными причинами, по отношению к которым сознание вторично, производно.
Выступая против психологии сознания, «глубинная» психология заменяет одну порочную теорию другой, ещё более порочной: феноменализм — иррационализмом — и стремится подпереть прогнившую буржуазную социологию, снабдить её такой концепцией, которую она могла бы использовать в своих злобных нападках на единственно научное учение об обществе — исторический материализм.
Ярким свидетельством превращения американской психологии в прислужницу империалистической реакции является широкое распространение в ней расистского мракобесия.
Психология была служанкой расизма ещё в фашистской Германии. Группа гитлеровских молодчиков во главе с дипломированным бандитом Иеншем утверждала, что она может предоставить прямые и неопровержимые доказательства существования биологического типа, составом крови которого якобы определяется его право истреблять непокорные Гитлеру народы.
Эта банда настаивала на истреблении «разрушающих культуру расовых гибридов», в число которых зачислялись не только «неарийцы», но и все те, кто не хотел солидаризироваться с фашистским режимом.
С молодчиками Иенша вполне могут конкурировать американские расисты.
Они пытаются «доказать» неполноценность народов, не принадлежащих к англо-саксам. С этой целью буржуазные психологи используют особые испытания (тесты) и утверждают, что каждому возрасту в соответствии с уровнем способностей доступны определённые тесты. Проводя через тесты испытуемого, они устанавливают, каков его «умственный возраст». Если испытуемый субъект справляется с тестом, предназначенным тестологами для более старшего возраста, то даётся заключение о высоком развитии его умственных способностей, если же окажется, что он не справился с тестами, соответствующими якобы его возрасту, то он зачисляется в категорию умственно отсталых. Отношение между «умственным» возрастом и фактическим («ИКУ») выступает в современной буржуазной психологии как основное мерило всех способностей человека. (Речь идет об известном тексте IQ — прим. ред РП)
При этом в качестве руководящего выдвигается положение о том, что указанное отношение — «ИКУ» — остаётся якобы постоянным в течение всей жизни, независимо от того, в каких социальных условиях будет жить человек.
«Вас,—пишет американский психолог Бонгейм,— это может удивить и показаться странным и вы можете спросить, неужели действительно интеллект ребёнка остался тем же и его дарования в течение этих лет не развились. Конечно, развились. Однако отношение между действительным и «умственным» Еозрастом осталось неизменным, так как тесты показывают способности, а не достижения (achievment); способности же в отношении возраста остаются константными»[2].
Неизменяемость способностей в течение всей жизни человека, их независимость от воспитания и обучения может, очевидно, быть объяснена только одной причиной — их наследственной предопределённостью. «Среда имеет некоторое значение,— продолжает Бонгейм,— однако эксперименты показывают, что наследственность — это более влиятельный фактор»[3].
Опираясь на вейсманистско-морганистское учение, насквозь пропитавшее своим ядом не только зарубежную биологическую науку, но и зарубежную психологию, современные буржуазные психологи утверждают, что духовные особенности человека определяются не его образом жизни, а передающимися от поколения к поколению генами. Способности личности, черты её характера, интересы, идейная направленность — всё это объявляется зависящим от неизменных носителей наследственности, от зародышевой плазмы, которая, как утверждают апологеты расизма, «сохраняется одной и той же в течение поколений, передаваясь от предков к потомкам. Ребёнок наследует гены не от своих родителей, а от всех своих прямых предшественников»[4]. Наследственные биологические ресурсы, а не социально-экономические условия, не общественные отношения выступают в этой махрово реакционной теории в качестве основной движущей силы психического развития. Представление о генах, как известных носителях наследственности, научная несостоятельность которого убедительно показана мичуринской биологией, буржуазные психологи используют для обоснования расистского взгляда на личность.
В этой связи следует упомянуть о том, что в качестве апостола своей лженауки современные тестологи превозносят небезызвестного Гальтона — одного из изобретателей тестовой процедуры и одного из соавторов теории «зародышевой плазмы».
Не кто иной, как Гальтон, разработал статистические приёмы изучения наследственности, которыми широко пользуются современные психологи-расисты, рьяно бросившиеся по заданию своих хозяев на обследование умственных способностей различных национальностей и рас.
Объясняя неграмотным, не понимающим чужого языка жителям Африки, Австралии, Океании, Аляски с помощью мимики или ломаного английского языка различные тесты, требующие операций со сложными геометрическими фигурами, цифрами и т. д., эти психологи, разумеется, получали худшие результаты, чем у студентов американских колледжей. Ссылаясь на эти результаты, они делали выводы об умственной неполноценности колониальных народов.
Не учитывая ни уровня культурного развития, ни своеобразия культуры этих народов, англо-американские расисты ставят решение тестов в зависимость от состава крови и тщательно проверяют «чистоту крови» у своих испытуемых. Они исходят из того, что пресловутое «ИКУ» (показывающее якобы уровень умственного развития) находится в прямой зависимости от биологической природы индивида.
Типичными в этом отношении являются проведённые на Аляске «исследования» Андерсена и Ильза. «Наши материалы, — утверждают эти американские расисты,— указывают на то, что «ИКУ» примитивных рас: эскимосов, алеутов и индейцев — ниже, чем у белых», следовательно (?!!), величина «ИКУ» должна прогрессивно расти соответственно примеси крови белых»[5].
Опираясь на свою лженаучную тестологию, это фашистское отребье категорически отвергает возможность изменения интеллекта у порабощённых народов в зависимости от изменения социальных условий.
«Эскимосы с несмешанной кровью,— пишут они,— имеют одни и те же умственные способности независимо от степени их контакта с цивилизацией белых»[6].
Американская «тестология» обнажает истинное звериное лицо психологии современного империализма, призванной психологически «обосновать» политику расового и классового угнетения, внушить, что право на материальные и духовные блага принадлежит империалистам, так как они, по утверждению расистов, являются представителями «высшей» расы, что низкий уровень культуры в колониальных и полуколониальных странах предопределён не бесчеловечной эксплоатацией живущих там народов, а тем, что мозг этих народов не имеет якобы соответствующих задатков для духовного развития.
Рядом с наследственностью современные англо-американские психологи ставят ещё один детерминирующий фактор — среду, влияние которой они охотно признают. Согласно такой точке зрения, две силы правят человеческим поведением — гены, с одной стороны, внешнее воздействие среды — с другой.
Однако то понятие о среде, которое ими утверждается, не имеет ничего общего с марксистским пониманием бытия, определяющего психический склад людей. Под средой буржуазные психологи разумеют различные внешние обстоятельства — географические, климатические и прочие, — которые, по их мнению, во взаимодействии с биологическими силами и создают ту или иную породу людей.
В качестве дополнения к человеческой зоологии вносится предложение создать человеческую экологию. В настоящее время в ряде университетов США свора дипломированных приказчиков монополистического капитала — психологов, географов, этнографов, климатологов — корпит над изучением проблемы влияния климата на человеческое поведение и общественную жизнь в целом. Профессор Гантингтон уже опубликовал на эту тему огромное количество статей и 28 книг, вроде следующих: «Цивилизация и климат», «Среда и характер расы» и др. В последнем своём опусе, «Главная движущая сила цивилизации», Гантингтон объявляет таковой изменение климата[7]. Цивилизации возникали и рушились, народы мигрировали, уровень жизни повышался и опускался, люди умнели и глупели — всё это, по Гантингтону, происходило в зависимости от климата, от содержания озона в воздухе и от температуры воздуха, а отнюдь не от социальных причин.
Доктор Мильс подводит «экспериментальную» базу под эти «климатологические» бредни. В своём сочинении «Климат делает человека» он приводит результаты опытов на а мышами, помещавшимися в разные температурные условия. Выводы, которые делаются из этих опытов, не оставляют сомнений в том, что «климатическая психология» есть своеобразный вариант расовой теории, опираюшейся в данном случае не на фактор наследственности, а на фактор среды.
Опыты с мышами расцениваются как доказательство превосходства расы, живущей в холодном климате, над расами, живущими в тропических странах.
Такой вывод вполне устраивает американских плантаторов, так же как и дальнейшие измышления лженаучных климатологов о склонности южных народов к чувственным наслаждениям, меланхолии, к экономике, основанной на рабском труде, и к деспотическому образу правления[8].
Нетрудно понять, в каких целях идейные оруженосцы империализма ставят общественную и духовную жизнь в зависимость именно от этих двух факторов — наследственности и среды, — которые трактуются буржуазными псевдоучёными с ложных, антинаучных позиций.
Они стремятся любой ценой сохранить существующий эксплоататорский строй.
Если причины социальной несправедливости, войн, нищеты, голода кроются, как они утверждают, в конечном счёте в генах или в атмосферном давлении, а не в материальных условиях жизни, не в социально- экономических отношениях, то очевидно, что тем самым обессмысливаются всякие попытки преобразовать эти отношения.
Почти половина американских психологов непосредственно служит в вооружённых силах США. Но и те, кто не работает в секретных лабораториях и военных штабах, распространяя идеалистическую и расистскую отраву, как показывают приведённые нами материалы, столь же яростно отстаивают интересы своих хозяев, интересы американского империализма.
М. Г. Ярошевский
Журнал «Вопросы философии», 1948, № 3 стр. 280-293
[1] «Psychological Revue», p. 244. 1937.
[2] Boenheim «Introduction to present- day Psychology», p. 20. 1946.
[3] Ibid. p. 22.
[4] Нагriman «Encyclopedia of Psychology». P. 254. 1946.
[5] «Psychological Bulletin», о. 341. 1940.
[6] Ibid, d. 344.
[7] Hantington «Mainsprings of civilization». 1945.
[8] Наггiman «Encyclopedia of Psychology», p. 140. 1946.
Ниче себе !