Еще одно оболганное сегодня идеологами буржуазии имя — Иван Петрович Павлов, 14 (26) сентября 1849 г., г.Рязань — 27 февраля 1936 г., г. Ленинград) величайший русский и советский ученый, о выдающих достижениях и работах которого сегодня знает, может быть, только старшее поколение, учившееся еще в советских школах и вузах. Из молодежи, если кто и слышал о Павлове, то только те, которые специализируются в области биологии и медицины, но не более того.
А ведь это был человек удивительной судьбы. Великий ученый Российской империи, еще в царское время получивший Нобелевскую премию по физиологии. (Первым из русских ученых, кстати. Сподобились европейцы, наконец, признать выдающиеся заслуги русских ученых в науке. Напомним, что Нобелевку «не заслужили» такие всемирно известные ученые как создатель периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеев, изобретатель радио Александр Степанович Попов (вместо него Нобелевскую премию получил за это изобретение итальянец Маркони), выдающийся физиолог, основатель материалистической, истинно научной, психологии Иван Михайлович Сеченов и многие другие выдающиеся естествоиспытатели, совершившие прорывные открытия или ставшие родоначальниками новых направлений в науке.) Родоначальник многих направлений в физиологии (физиология мозга, физиология пищеварения и др.), создатель учения о высшей нервной деятельности. Диалектик-материалист по своему мировоззрению, И.П. Павлов приветствовал Великую Октябрьскую революцию, и в годы Советской власти, будучи уже в преклонном возрасте, много и плодотворно работал на благо трудового народа Страны Советов.
Немало сил отдал академик Павлов борьбе против идеализма в биологической науке, против реакционных лженаучных теорий, распространявшихся в естествознании в угоду империалистической буржуазии, объявившей «крестовый поход» против материализма. Его собственные научные работы в области физиологии мозга неопровержимо доказали правоту материализма, важнейшего его положения, что сознание есть не что иное как функция мозга, свойство высокоорганизованной материи — именно то, что и утверждали всегда классики марксизма.
Возможно, поэтому имя академика Павлова сегодня в буржуазной России замалчивается, а его выдающиеся достижения известны только узким специалистам. Тот факт, что Павлов со всей своей энергией отстаивал верность диалектического материализма, активно пропагандировал диалектико-материалистический метод как истинно научный метод исследования действительности, защищал и поддерживал Советскую власть, никак не дает покоя буржуазным идеологам, которые не гнушаются ничем, никакой фальсификацией, чтобы оплевать и опорочить его светлое имя.
Например, популярная Википедия, рупор буржуазной пропаганды и основной «источник знаний» молодых россиян, выдает об этом величайшем ученом несколько скупых строк, попутно сообщая, например, следующее:
«После смерти Павлов был превращён в символ советской науки, его научный подвиг рассматривался и как подвиг идеологический. (в чём-то «школа Павлова» (или учение Павлова) — стала идеологическим феноменом). Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 году так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны.
Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова (см., например, приведённые ниже его цитаты).»
Но стоит начать разбираться подробнее, к примеру, кто «подвергся гонениям» и за что, как тут же выясняется, что это были вовсе не «ведущие физиологи страны», а работники науки вполне себе средней руки, и критиковали их вполне справедливо и как раз за то же самое, за что критиковал некоторых из них и их предшественников сам академик И.П.Павлов.
Что же касается цитат якобы самого Павлова, которые Википедия приводит в статье о нем в немалом количестве и в которых Павлов якобы негативно отзывается о политике, проводимой в СССР, то очень любопытны источники, откуда взяты эти «цитаты Павлова». Все они, как один, почему-то не из работ и не из выступлений самого И.П.Павлова, а из «желтой прессы», из более чем сомнительных книженок начала 90-х годов, которые контрреволюционная буржуазия печатала в то время тоннами, высасывая из пальца все, что ей вздумается, лишь бы обгадить СССР, советский социализм и все, что с ним было связано.
Мы поступим по-другому. Чтобы напомнить об этом великом человеке, выдающемся советском ученом мирового уровня, рассказать о том, что он сделал в науке и каким был в жизни, мы дадим статью об академике И.П.Павлове, написанную в 1949 году к его столетнему юбилею. В этой статье десятки высказываний самого Павлова со ссылками на его труды, которые может проверить любой наш читатель, если потрудится зайти в библиотеку. Это стоит сделать, поверьте, чтобы окончательно убедиться в том, на какую подлость и низость способна буржуазия и ее верные холуи, буржуазные пропагандисты, в классовой борьбе против рабочего класса.
О диалектико-материалистическом характере учения И. П. Павлова
Чл.-корр. АН СССР Э. А. АСРАТЯН
Столетие со дня рождения великого русского естествоиспытателя И. П. Павлова является знаменательной датой для советского народа. Благодаря нашей партии, личному вниманию Ленина и Сталина, выдающееся творчество корифея естествознания Ивана Петровича Павлова достигло особого расцвета в советский период его деятельности и является гордостью советской науки. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности составляет особую заслугу великого учёного и должно быть по праву оценено как революционный переворот в знании о функциях мозга.
До И. П. Павлова в изучении деятельности головного мозга, наиболее сложного и совершенного из созданий органической природы, не было достигнуто познание того, что Энгельс и Ленин считали одной из наиболее важных и трудных задач естествознания: почти не были раскрыты протекающие в мозге процессы; не была изучена внутренняя природа и сущность работы большого мозга; не были выявлены закономерности его деятельности, благодаря которой и посредством которой осуществляется наиболее совершенная, тонкая и точная приспособительная деятельность организма, т. е. высшая нервная (или психическая) деятельность. Распространённые среди естествоиспытателей в XIX столетии материалистические и прогрессивные взгляды и особенно воззрения И. М. Сеченова о рефлекторной природе работы большого мозга имели на Павлова значительное влияние. Однако они носили ещё неразвёрнутый характер, не были достаточно обоснованы экспериментально и вследствие этого были лишены необходимой действенной силы. Физиолог Гольц, один из крупных исследователей функций головного мозга, вынужден был в конце XIX века сказать: «каждый, кто основательно занимался физиологией головного мозга, согласится со мной, что неоспоримое знание о процессах, протекающих в этом важнейшем органе, немногим больше наших сведений о природе планеты Марс»[1]. А великий Павлов, приступая к своим классическим исследованиям в этой области на пороге нашего столетия, с горечью констатировал, что «физиология высшего мозга находится сейчас в тупике», что в ней «идейно нового очень мало».
Существовавший в то время в физиологии однобокий аналитический метод познания природных явлений и связанные с ним порочные приёмы дробного исследования функций мозга (искусственная стимуляция тех или иных частей мозга в условиях грубого вивисекционного эксперимента, повреждение или удаление отдельных его частей) оказались непригодными для разрешения такой сложной и трудной задачи, как объяснение протекающих в мозге процессов.
«Мелочная, детальная разработка, конечно, шла дальше,— говорил Павлов, характеризуя состояние физиологии того времени,— но основные, руководящие идеи, основные методы были исчерпаны в 70-х годах. Далее идут только детальное применение и расширение их. Это уже подражание, а не творчество; нового же за 30 лет не создано ничего, всё топчется в старых рамках»[2].
И вот на этом сером горизонте появляется сверкающий гений Павлова, уже умудрённого богатым опытом раскрытия глубоких тайн органической природы, вооружённого совершенным синтетическим научным методом и тонкими приёмами физиологического эксперимента, с новыми, свежими, плодотворными идеями, с новыми целевыми установками в работе.
На основе точных и достоверных естественно-научных фактов Павловым была установлена материальная природа высшей нервной деятельности, была доказана детерминированность этой деятельности условиями существования организма,— иными словами, было доказано решающее значение внешней среды в возникновении и формировании высшей нервной деятельности. Путём неотразимых фактических данных Павловым был доказан также диалектический характер процессов, протекающих в головном мозге.
Несмотря на очевидное выдающееся значение учения И. П. Павлова для марксистского философского материализма, мы не можем, однако, сказать, что научное творчество Павлова и его философские воззрения в достаточной мере обобщены под углом зрения диалектического материализма. Богатейший и ценнейший экспериментальный материал и теоретические концепции Павлова ещё не использованы в достаточной мере для дальнейшего развития и естественно-научного обоснования ряда важнейших положений марксистско-ленинской философии. Это не может считаться нормальным и терпимым помимо всего прочего ещё и потому, что с усилением идеологической реакции в лагере империализма весьма активизировались враги материалистического учения Павлова, стремящиеся отвергать учение Павлова, извращать его, противопоставлять материалистическим концепциям Павлова антинаучные, идеалистические трактовки высшей нервной деятельности. Поэтому исследование научно-теоретического содержания учения Павлова и применение этого разящего материалистического оружия в борьбе с идеализмом весьма актуальны.
* * *
Взгляды И. П. Павлова складывались под воздействием мировоззрения великих представителей русской материалистической философии XIX века.
В годы учения Павлова (т.е. в то время, когда И. П. Павлов был ещё студентом — Ред.) бурно развивалась передовая общественная мысль в России. Великие революционные демократы — Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Герцен, Писарев — вели самоотверженную, напряжённую борьбу против реакции в общественной жизни и в науке за пробуждение сознания народных масс, за свободу, за высокие прогрессивные идеи. Много внимания уделяли они горячей пропаганде идей материалистического естествознания, в частности биологии, и сами развивали передовые естественнонаучные воззрения. Огромно было влияние этой славной плеяды революционеров-мыслителей на молодёжь. Павлов со страстным напряжением следил за борьбой этих властителей дум передовой общественности, с увлечением читал их статьи в «Современнике» и в других прогрессивных журналах, в частности их статьи по вопросам естествознания.
В «Автобиографии»[3] Павлов писал: «Под влиянием литературы шестидесятых годов, в особенности Писарева, наши умственные интересы обратились в сторону естествознания, и многие из нас—в числе этих и я — решили изучать в Университете естественные науки».
Весьма сильное влияние оказало на И. П. Павлова научное творчество отца русской физиологии И. М. Сеченова. Борясь за приоритет русской науки, И. П. Павлове гордостью подчёркивал роль И. М. Сеченова в развитии важнейших разделов физиологии. Он писал ленинградскому Обществу физиологов имени И. М. Сеченова: «Да, я рад, что вместе с Иваном Михайловичем и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половинчатого весь нераздельно животный организм. И это — целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общей человеческой мысли»[4].
Особое же значение для развития воззрений И. П. Павлова имел советский период его жизни и деятельности.
Павлов оказался счастливее многих представителей славной плеяды деятелей русской науки и культуры XIX века. Ему посчастливилось не только увидеть свержение ненавистного царского режима, но прожить после Великой Октябрьской социалистической революции почти два десятилетия, претворить в жизнь все свои научные замыслы и стать крупным деятелем советской культуры. В условиях советского строя, благодаря заботам нашей партии и личному вниманию к работам Павлова, оказанному Лениным и Сталиным, с особой силой развернулось творчество этого гениального учёного.
Ещё в первые годы революции, когда страна переживала холод, голод, лишения во всём, и когда наш героический народ, руководимый партией Ленина — Сталина, вёл тяжёлую борьбу за молодую советскую власть, Владимир Ильич Ленин издал специальное правительственное постановление, свидетельствующее о чрезвычайно внимательном, заботливом отношении большевистской партии и Советского правительства к И. П. Павлову и его работе. В этом постановлении отмечались исключительные научные заслуги академика И. П. Павлова, имеющие огромное значение для трудящихся всего мира; поручалось комиссии во главе с А. М. Горьким в кратчайший срок обеспечить наиболее благоприятные условия для научной работы академика Павлова и его сотрудников.
В дальнейшем при постоянном внимании со стороны товарища Сталина наша партия и Советское правительство неизменно содействовали созданию наилучших условий для всестороннего развития научной деятельности великого учёного.
К семидесятипятилетию И. П. Павлова был организован новый мощный Физиологический институт в системе Академии наук СССР, ныне носящий его имя. В ознаменование восьмидесятилетия учёного в Колтушах, под Ленинградом, был построен специальный научный институт-городок, единственное в мире научное учреждение по изучению высшей нервной деятельности животных. Для осуществления давней мечты Павлова об изучении высшей нервной деятельности человека были организованы при его институтах клиники нервных и психических заболеваний. Все руководимые им научные учреждения были оснащены новейшим оборудованием.
Павлов жил и творил, окружённый всенародной любовью. Он пользовался могучей моральной и материальной поддержкой советской власти.
Важно отметить, что в советский период своей деятельности И. П. Павлов испытывал благотворное влияние научного мировоззрения диалектического материализма. Он читал философские произведения классиков марксизма-ленинизма. Неоднократно, например, говорил он своим ученикам о внимательном чтении им книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» и заявлял о своём полном единомыслии с Владимиром Ильичём по кардинальным вопросам философии.
Резко противоположное отношение к научной работе И. П. Павлова при царизме и в период социалистического государства не могло не волновать великого учёного. В то время, как при царском режиме он постоянно встречал массу препятствий в своей научной деятельности, теперь его не покидала тревога: сумеет ли он оправдать все заботы советской власти, доверие правительства и его щедрую помощь. Очень показательны в этом отношении слова И. П. Павлова, сказанные им на приёме в Кремле Советским правительством делегатов XV Международного конгресса физиологов, происходившего в 1935 году в СССР. «Мы, руководители научных учреждений, — говорил он,— находимся прямо в тревоге и беспокойстве по поводу того, будем ли мы в состоянии оправдать все те средства, которые нам предоставляет правительство»[5]. По другому поводу Павлов восторженно и взволнованно говорил: «Хочется долго жить потому, что небывало расцветают мои лаборатории. Советская власть дала миллионы на мои научные работы, на строительство лабораторий. Хочу верить, что меры поощрения работников физиологии, а я всё же остаюсь физиологом, достигнут цели, и моя наука особенно расцветёт на родной почве»[6].
Великий русский учёный И. П. Павлов, полный чувства любви к своему народу и к своей Родине, с гордостью прославлял Советскую страну и как пламенный советский патриот жил мыслями о победоносном развитии социалистического общества в СССР.
Незадолго до кончины он произнёс волнующие слова: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству. На моей родине идёт сейчас грандиозная социальная перестройка. Уничтожена дикая пропасть между богатыми и бедными. Я хочу жить ещё до тех пор, пока не увижу окончательных результатов этой социальной перестройки… Огромное достижение советской власти заключается в неустанном укреплении обороноспособности страны. Хочу жить возможно дольше и потому, что за безопасность своей родины я спокоен»[7].
Павлов ненавидел фашистских поджигателей войны. Его речь на XV Международном конгрессе физиологов была пламенным выражением этой ненависти, страстным призывом к непримиримой борьбе против озверелого фашизма. В последние годы своей жизни, когда всё очевиднее становились агрессивные намерения фашистских вандалов и мракобесов, он говорил о своей ненависти к ним особенно часто, говорил со священным гневом. Он высказывал твёрдую уверенность в том, что наш богатырский народ во главе с другими свободолюбивыми народами мира спасёт цивилизацию от фашистской чумы. В войне, говорил Павлов, мы будем защищать от врагов нашу настоящую родину, нашу культуру, нашу науку. Весь народ станет на защиту своей страны. Выдающийся представитель великой русской нации, И. П. Павлов глубоко воспринял идеи интернационализма, идею дружбы народов Советского Союза и с восторгом следил за успехами в их жизни. Сильно жалея, что из-за своей, как говорил Павлов, науки ему не удалось побродить по Советской стране, он постоянно расспрашивал о жизни наших народов. «На днях, — например, говорил Павлов, — приезжали мои сотрудники, побывавшие в среднеазиатских республиках и на Дальнем Востоке. Я в восторге от их рассказов; отсталые народы теперь грамотны, просвещены, богатеют».
И. П. Павлов — великий учёный, пламенный советский патриот, строитель передовой советской науки, имя которого товарищ Сталин назвал в числе наиболее выдающихся представителей русского народа. Павлов близок и дорог всем народам Советского Союза и всему передовому человечеству, интересам которого служила его творческая, яркая жизнь.
* * *
Добытый Павловым и его учениками громадный и ценнейший экспериментальный материал и построенное на этой основе его учение имеют непосредственное отношение к кардинальному в философии вопросу, к вопросу об отношении мышления к бытию, духа — к природе. Этот вопрос является как бы своеобразным индикатором, с помощью которого определяется философское кредо, выявляется мировоззрение того или иного учёного, выясняется теоретический характер того или иного научного направления.
Единственно правильный, ясно и чётко сформулированный ответ диалектического материализма на этот вопрос общеизвестен: «…Мышление есть продукт материи, достигшей в своём развитии высокой степени совершенства, а именно — продукт мозга»[8].
Гениальные классики марксизма-ленинизма, обобщая развитие естествознания, учат тому, что единственно правильным путём исследования психических явлений нужно считать выведение последних из исторического развития материи. Свойство материи — свойство простого отражения — в процессе возникновения и развития органической природы, с усложнением нервной системы и органов чувств получило особое выражение, переходя от элементарных явлений раздражимости ко всё более и более совершенным видам нервной и психической деятельности, вплоть до сознания у человека, обусловленного общественно-историческими закономерностями происхождения и развития последнего.
Павлов был не только блестящим экспериментатором, он был глубоким мыслителем, выдающимся теоретиком биологии и всегда очень высоко ценил значение теории для естественных наук. Это он писал в своём мудром письме к нашей научной молодёжи: «Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты… Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие»[9]. Заветы, обращённые к молодёжи, характеризуют путь, пройденный в науке самим И. П. Павловым. Весьма показательна также одна из любимых им поговорок: «Если нет в голове идей, то не увидишь и фактов».
На всём протяжении своего научного творчества великий мыслитель постоянно прибегал к теоретическим обобщениям накопленного им и его сотрудниками богатейшего эмпирического материала и создал ряд цельных, монолитных и высокоидейных физиологических учений. В процессе своей многолетней экспериментальной и теоретической работы Павлов неоднократно высказывал глубокие мысли по многим кардинальным и по существу своему философским вопросам физиологии, биологии и естествознания вообще. Всё это в совокупности представляет значительный материал для суждения о его мировоззрении.
В качестве отправной точки для анализа мировоззрения гениального физиолога необходимо дать хотя бы сжатое изложение основного содержания его учения о высшей нервной деятельности — венца всей долголетней и исключительно плодотворной научной деятельности И. П. Павлова.
Маститый учёный, уже имевший выдающиеся достижения в развитии физиологической науки, И. П. Павлов в начале нашего столетия приступил к разгадке самой сложной и загадочной из тайн природы — психической деятельности. Применяя в качестве основного орудия познания созданный им и доведённый до высшей степени совершенства метод так называемого хронического физиологического эксперимента, гениальный учёный достиг в своей долголетней научной работе в этой новой области небывалых по новизне и ценности результатов.
В основе величественного здания учения Павлова лежит простой факт, который по-настоящему был открыт для науки лишь его проницательным умом, оценён впервые по достоинству его гением. Этим обычным фактом является выделение слюны при виде или запахе пищи («слюнки текут»). Если вспышка света, звонок или почёсывание кожи несколько раз совпадают с простой рефлекторной деятельностью слюнных желез во время еды,— этого достаточно, чтобы названные посторонние для пищевой деятельности раздражители приобрели для организма новое биологическое значение — стали сигналами к деятельности слюнных желез и вообще к пищевой деятельности организма, иначе говоря, стали раздражителями для этих органов и вызывали деятельность последних. Это тоже рефлексы, но уже не врождённые, простые рефлексы, а выработанные и более сложные, рефлексы нового качества — продукт особого рода синтеза простых рефлексов. В отличие от врождённых рефлексов такие рефлексы имеют временный характер, весьма чувствительны к изменениям в окружающей и во внутренней среде организма. Такого рода рефлексы Павлов назвал условными, так как их образование, закрепление, осуществление и сохранение в резкой степени зависят от условий существования организма.
Работы И. П. Павлова показали, что любое изменение во внешнем мире и в самом организме, доступное для внешних и внутренних органов чувств, может стать условным раздражителем или сигналом для деятельности пищеварительных органов, равно как для деятельности любых других органов и систем организма и для многих состояний организма в целом. У высших животных и человека эти новые, высшие, разнообразные и разнородные рефлексы образуются самыми верхними отделами центральной нервной системы. Отсюда следует, что, с точки зрения физиологической роли и биологического значения, условные рефлексы являются как бы средством высшей регуляции разнообразных функций сложного организма в процессе его взаимодействия со средой с помощью коры большого мозга.
Павлов оценил и осмыслил значение условно-рефлекторной деятельности как истинный материалист и продолжатель материалистических идей дарвинизма и раскрыл диалектический характер этой деятельности. Если его прежние многолетние исследования в области физиологии кровообращения и пищеварения привели его к выводу о единстве организма и среды, к выводу о том, что «животный организм представляет крайне сложную систему, состоящую из почти бесконечного ряда частей, связанных как друг с другом, так и в виде единого комплекса с окружающей природой»[10], то его исследования в области физиологии больших полушарий мозга привели к расшифровке закономерностей взаимоотношений организма с окружающей природой. Согласно его учению, наиболее тонкое, точное и совершенное приспособление организма к окружающей среде осуществляется именно с помощью образования (а при необходимости также и задержки) самых разнообразных, разнородных, разностепенных и разнокачественных условных рефлексов. Павлов писал: «Первое обеспечение уравновешивания, а следовательно и целостности отдельного организма как и его вида составляют безусловные рефлексы… Но достигаемое этими рефлексами уравновешивание было бы совершенно только при абсолютном постоянстве внешней среды. А так как внешняя среда при своём чрезвычайном разнообразии вместе с тем находится в постоянном колебании, то безусловных связей, как связей постоянных, недостаточно и необходимо дополнение их условными рефлексами, временными связями»[11]. С этой точки зрения только и можно понять колоссальное биологическое значение физиологических особенностей условных рефлексов. Их временность, изменчивость, хрупкость и крайняя обусловленность факторами внешней и внутренней среды делают их гибкими, подвижными, тонкими и совершенными средствами приспособления организма к вечно изменяющейся окружающей его среде. Сигнальный же характер условно- рефлекторной деятельности позволяет организму по одним только отдалённым сигналам (или условным раздражителям) стремиться к благоприятным для существования условиям и избегать неблагоприятных. А в силу того, что каждая из жизненно важных деятельностей организма может быть вызвана бесчисленным количеством многообразных условных раздражителей, сигнальная, или условно-рефлекторная, деятельность неизмеримо расширяет диапазон восприятия предметов и событий окружающего мира, а также диапазон деятельности самого организма.
Хотя Павлов постоянно противопоставлял условные н безусловные рефлексы, подчёркивая разницу между ними и биологические преимущества условно-рефлекторной деятельности перед безусловно рефлекторной, но одновременно с этим он как диалектически мыслящий исследователь всегда указывал также на относительный характер этого противопоставления, этой разницы, указывая на историческую связь между названными двумя основными видами нервной деятельности, на возможность перехода одного вида в другой. Если условные рефлексы возникают на основе безусловных, то, с другой стороны, «можно принимать, что некоторые из условных вновь образованных рефлексов позднее наследственностью превращаются в безусловные»[12].
Это положение, как и постановка вопроса о единстве организма и среды, а также ряд других положений И. П. Павлова свидетельствуют об идейно-теоретическом родстве учения Павлова с принципами мичуринской биологии.
Павлов не ограничился безупречным экспериментальным установлением принципиально весьма важного положения, что разнородные, многообразные и разностепенные условные рефлексы в совокупности составляют основной фонд психической, или высшей нервной деятельности животных. Опираясь на этот твёрдый фундамент и мастерски используя созданный им метод условных рефлексов, он поднял на небывалую высоту всю физиологию большого мозга. «Для физиологии,— писал Павлов,— условный рефлекс сделался центральным явлением, пользуясь которым можно было всё полнее и точнее изучать как нормальную, так и патологическую деятельность больших полушарий»[13]. Гениальный исследователь на протяжении более 35 последних лет своей кипучей научной деятельности, и в особенности в годы советского периода его жизни, когда для его работы были созданы наилучшие условия, о которых он мог лишь мечтать при царском режиме в России, систематически и целенаправленно, всесторонне и углублённо исследовал закономерности формирования и осуществления высшей нервной деятельности. Он раскрыл закономерности образования и закрепления, исчезновения и появления условных рефлексов, их взаимодействия. Павлов изучил особенности протекания в коре большого мозга процессов возбуждения и торможения, закономерности целостной и локальной, синтетической и анализаторной деятельности коры, взаимодействия условных и безусловных рефлексов. Предметом исследований Павлова является также ряд таких вопросов, как локализация функций, физиологические основы типа и характера, явлений сна и гипноза и т. п. Результаты всей многолетней и напряжённой экспериментальной работы И. П. Павлова служили материалом для построения грандиозного и величественного здания его материалистического учения о высшей нервной деятельности.
Проводя долголетние научные исследования высшей нервной деятельности в специальных опытах на собаках, И. П. Павлов в порядке «этапного» приближения к своей исконной цели — к изучению закономерностей высшей нервной деятельности человека — в последние годы своей жизни с увлечением занимался также исследованием поведения человекообразных обезьян (шимпанзе). Павлов придавал особое значение исследованию закономерностей высшей нервной деятельности человекообразных обезьян с позиций своего материалистического учения ещё и потому, что многие из зарубежных учёных (Хобхауз, Кёлер, Иеркс, Лешли и др.) довольно интенсивно изучали поведение этих животных под углом зрения идеалистической психологии, стремясь своими лженаучными концепциями и «теориями» укрепить расшатанные позиции последней. В полную противоположность павловскому объективному, строго научному подходу к изучению закономерностей сложного поведения человекообразных обезьян эти учёные прибегают к субъективно-идеалистическому истолкованию наблюдаемых явлений. Они оценивают внутренний мир антропоидных животных сквозь призму субъективных переживаний человека и приписывают им специфически человеческие формы психической деятельности: наличие идей, разума, представлений, способности к «внутреннему проникновению» в сущность предметов и явлений. Решение этими животными сложных жизненных задач и выход их из неожиданных трудных ситуаций оцениваются указанными учёными как результат «внезапного озарения» их сознания.
Двух — трёхлетняя интенсивная и целеустремлённая исследовательская работа Павлова и его сотрудников по изучению поведения человекообразных обезьян привела к выдающимся экспериментальным и теоретическим результатам, обогащающим его материалистическое учение и в отношении частного, но весьма важного вопроса — о поведении антропоидов. Верный своим давним традициям, Павлов не спешил с официальной публикацией этих принципиально весьма важных результатов, значительно дольше обычного задерживался на фазе всестороннего коллективного их обсуждения внутри своего научного коллектива — на знаменитых научных конференциях по средам (павловских «средах») и в более частных беседах, в узком кругу сотрудников. Но в самые последние месяцы своей жизни он уже счёл возможным готовиться к докладу на эту тему на предполагавшемся очередном Международном конгрессе психологов в Мадриде. Там же, в Мадриде, где Павлов в 1903 году торжественно возвестил всему миру о рождении своего гениального учения, в 1936 году должен был зазвучать могучий голос этого колосса научной мысли, страстный и беспощадный голос боевого материалиста, направленный против приверженцев и защитников тлетворного идеалистического мировоззрения. Но это его намерение не осуществилось. Ко времени созыва конгресса Павлова уже не было в живых.
Основная суть добытых Павловым результатов сводится в кратких чертах к следующему. Всё поведение человекообразных обезьян, изучавшееся в условиях своего рода естественных экспериментов, оказалось строго детерминированным условиями их жизни, факторами той своеобразной внешней среды, которая создавалась для них экспериментатором. Образование у этих обезьян сложных моторных навыков, делающих возможным добывание пищи, происходит по принципу «проб и ошибок», т. е. по принципу накопления «жизненного опыта», образования простых и сложных условных рефлексов, а отнюдь не в силу каких-то изначально присущих им идей, представлений, суждений, рациональных тенденций, внезапного озарения сознания или вообще благодаря каким-то непостижимым, таинственным силам, как утверждали и продолжают утверждать сторонники реакционной, идеалистической психологии.
Процессы возникновения и закрепления, осложнения и комплексирования, ослабления и исчезновения навыков, равно как и взаимоотношение и взаимодействие между ними, протекают в основном по закономерностям условно-рефлекторной деятельности. Некоторые отклонения в проявлении этих закономерностей сравнительно с данными, наблюдаемыми у собак, не выходят из рамок вариаций «основного мотива» и обусловливаются специфическими особенностями двигательной системы, уровнем развития и биологическими особенностями животного и т. п. В частности, было установлено, что в образовании сложных двигательных навыков у человекообразных обезьян, как и в формировании их поведения в целом, весьма важную, даже ведущую роль сравнительно со зрительными и другими восприятиями играют восприятия собственно органов движения, или так называемая кинэстетическая рецепция. Далее, было установлено, что вырабатываемые по принципу временных связей двигательные навыки легко и довольно широко генерализуются по коре большого мозга, что обусловливает возможность использовать эти навыки для решения новых задач.
Эти и ряд других достигнутых Павловым фактических и теоретических результатов ознаменовали собой очередную крупную победу материалистического понимания сложных жизненных явлений вплоть до их высшего предела в виде психических явлений. Они означали победу гениального учения Павлова над лженаучными и беспочвенными идеалистическими «теориями» и «концепциями» реакционных учёных капиталистических стран, с которыми он вёл страстную научную полемику, беспощадную идеологическую борьбу.
В последние годы своей жизни Павлов вплотную подошёл к своей исконной цели — изучению высшей нервной деятельности человека. На основании долголетней экспериментальной работы по высшей нервной деятельности животных и на основании пяти — шестилетней интенсивной работы в клинике душевных и нервных заболеваний Павлов достиг выдающихся результатов не только в области выяснения сущности некоторых сложных заболеваний нервной системы человека и их научно обоснованного лечения, но также вообще в области познания специфических особенностей высшей нервной деятельности человека. Великий классик естествознания обогатил своё учение об условно-рефлекторной, или сигнальной, деятельности высших отделов центральной нервной системы новым и исключительно ценным вкладом — развитием концепции о так называемой второй сигнальной системе. Хотя в процессе развития животного мира условно-рефлекторная, или простая сигнальная, деятельность нервной системы и непрерывно развивается, осложняется и совершенствуется, тем не менее, считал Павлов, она не претерпевает коренных, качественных изменений в рамках животного мира. У всех без исключения животных, на каком бы уровне эволюционного развития ни стояли они, условно-рефлекторная, или сигнальная, деятельность мозга обусловливается прямым и непосредственным воздействием предметов и явлений внешней или внутренней среды организма на те или иные их органы чувств. Павлов считал, что «для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма»[14]. Исчерпывая почти всю высшую нервную деятельность животных, этот вид сигнальной деятельности занимает значительное место и в психической деятельности человека. «Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными»[15]. Но высшая нервная деятельность человека этим не исчерпывается. «В развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности»[16]. В связи с возникновением и развитием трудовой деятельности, в условиях социальной жизни у человека «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов, — в виде слов произносимых, слышимых и видимых»[17]. Эта качественно новая и совершенная сигнальная система свойственна только высшей нервной деятельности человека и является «специально нашей»; она и играет исключительную роль в нашей сознательной жизни. Эти сигналы сигналов, или слова, «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом»[18].
Открытие Павловым речевой сигнальной системы является выдающимся вкладом в науку. Оно глубоко вскрывает особенности высшей нервной деятельности человека. Понятно вместе с тем, что только исторический материализм даёт подлинную научную трактовку происхождения и значения речи. И. П. Павлов видел уже роль труда в формировании человека, но ему не пришлось завершить свои идеи о второй сигнальной системе. Он оставался в основном в пределах непосредственно физиологического аспекта этой прежде всего общественно-исторической проблемы.
* * *
Исходя из всего содержания учения Павлова, с неоспоримостью следует, что И. П. Павлов был материалистом, причём материалистом не «бессознательным», «стихийным», «стыдливым», а материалистом убеждённым, сознательным, воинствующим. В частности, его гениальное учение о высшей нервной деятельности является материалистическим не только по объективному своему содержанию, но и по теоретическому освещению творцом этого учения сущности и происхождения сложнейших явлений психической деятельности. В кардинальном вопросе о соотношении материн и психики Павлов выступает как непоколебимый в своих убеждениях материалист. Для Павлова объект его исследования является материальным, представляет собою частицу материальной природы; все интимные процессы, которые протекают в большом мозге, разыгрываются на материальной базе, «функция» и «динамика» неразрывно связаны с «видимым аппаратом», «приурочены к тончайшим деталям конструкции аппарата» (Павлов). Факты, явления и процессы, которые он изучает, объективно существуют во времени и в пространстве. «Мы объясняем это чисто физиологически, чисто материально, чисто пространственно»[19],— писал он. Учение об условных рефлексах, указывал И. П. Павлов, всё время имеет дело «только с объективными фактами, т. е. с фактами, существующими во времени и пространстве»[20]. «Работа всё время держится на прочном, материально-фактическом фундаменте, как во всём остальном естествознании»[21]. На кардинальный вопрос, что является первичным и что вторичным, производным, — материя или мышление, — Павлов всегда давал материалистический ответ. «…Сознание, — пишет Павлов, — представляется мне нервной деятельностью определённого участка больших полушарий»[22].
И. П. Павлов считает, что «психическая деятельность есть результат физиологической деятельности определённой массы головного мозга»[23]. Как бы в ответ на слова Энгельса о том, что «материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений»[24], Павлов в защиту своего материалистического подхода к изучению мозга ещё на заре рождения своего великого учения говорил: «Для натуралиста всё — в методе, в шансах добыть непоколебимую, прочную истину, и с этой только, обязательной для него, точки зрения душа, как натуралистический принцип, не только не нужна ему, а даже вредно давала бы себя знать на его работе, напрасно ограничивая смелость и глубину его анализа»[25]. Или же: «Естествознание — это работа человеческого ума, обращённого к природе и исследующего её без каких- либо толкований и понятий, заимствованных из других источников, кроме самой внешней природы»[26].
Сознательный, боевой материализм Павлова особенно ярко выявляется в его полных страсти полемических выступлениях против анимистов, виталистов, дуалистов и заражённых другими разновидностями идеализма психологов и физиологов, в его ожесточённой борьбе за искоренение идеализма и торжество материализма в фундаментальных вопросах биологии и медицины, за материалистическое понимание важнейшего и сложнейшего вопроса естествознания и философии — о соотношении материи и сознания.
Но Павлов как убеждённый материалист не ограничивается признанием первичности материи и вторичности психики и блестящим экспериментальным доказательством правильности этого основного для материалистического миропонимания положения. Гениальный натуралист впервые в истории естествознания экспериментально установил, что высшая нервная или психическая деятельность животных детерминирована условиями их жизни, факторами их внешней среды, имеет «опытное происхождение» и представляет собой совокупность многообразных, разнородных и разнокачественных условных рефлексов, выработанных в их индивидуальной жизни. Об этом с исчерпывающей убедительностью говорят результаты долголетних его исследований высшей нервной деятельности собак, об этом с не меньшей убедительностью говорят результаты его исследований высшей нервной деятельности у человекообразных обезьян, которые в кратких чертах были изложены выше. Опираясь на эти результаты, Павлов непрерывно вёл ожесточённую борьбу с приверженцами и представителями идеалистического мировоззрения в физиологии и психологии. Огонь молодости, воинственность материалиста не покидали его до конца его долгой жизни. «Теперь от мирных дел перейдём, можно сказать, к военным, к господину Кёлеру, — говорил он с присущей ему горячностью. — С ним мы воюем. Это серьёзная борьба… У них, повидимому, имеется желание, чтобы их предмет оставался неразъяснённым; вот какая странность! Их привлекает таинственное. От того, что можно объяснить со стороны физиологии, они отворачиваются… В этом вредном, я бы сказал, паскудном стремлении уйти от истины, психологи, типа Иеркса или Кёлера, пользуются такими пустыми представлениями, как, например: обезьяна отошла, «подумала на свободе» по-человечески и «решила это дело». Конечно, это дребедень, ребяческий выход, недостойный выход…»[27]. Павлов считал, что «незаконный успех этой психологии среди современных психологов можно понять только так, что среди них всё ещё даёт себя знать дуализм, в виде анимизма, то есть понятия о своеобразной субстанции, противопоставляющейся остальной природе и обязывающей исследующую мысль держаться в отношении её иначе, чем в отношении материальных явлений»[28].
В последние годы своей жизни всей силой своего могучего гения Павлов беспощадно громил Лешли, Кёлера, Спирмана, Шеррингтона и других зарубежных учёных за отрицание ими связи между психической деятельностью и материальной структурой мозга, за отрицание ими принципа причинности в высшей нервной деятельности и вообще за идеалистическое понимание сущности психической деятельности, «замаскированное утверждением о своеобразности психических явлений, под которым чувствуется, несмотря на все научноприличные оговорки, всё тот же дуализм с анимизмом»[29]. Отрицательное отношение Шеррингтона и других зарубежных учёных-идеалистов к материалистическому учению об условных рефлексах сам Павлов совершенно справедливо объяснял тем, что это учение своим остриём направлено «против дуалистического представления — в этом вся причина заключается; об этом, — писал Павлов, — говорят и прошлогодние лекции Шеррингтона, где он выступил дуалистом, представляя, что человек есть комплекс двух субстанций: высшего духа и грешного тела. Он прямо заявляет, как это ни странно для физиолога теперешнего времени, что может быть между умом и мозгом нет связи…»[30]. «Кёлер заядлый анимист,— с возмущением отзывался о нём Павлов, — он никак не может помириться, что эту душу можно взять в руки, взять в лабораторию, на собаках разъяснить законы её деятельности. Он этого не хочет допустить… Кёлер—жертва анимизма. А Шеррингтон — другая жертва анимизма»[31].
Только в свете такого непримиримого отношения материалиста Павлова к идеализму, ко всем его разновидностям можно понять истинное его отношение к психологии, вызвавшее немало кривотолков у части наших учёных. В действительности при близком знакомстве с мотивами его долголетнего враждебного отношения к психологии нетрудно убедиться, что это — вражда непримиримого материалиста к идеализму. Он обрушивался на субъективистскую психологию за её антинаучную сущность, за её индетерминизм, за отрыв психики от материи и активно боролся за развитие научной, материалистической психологии.
Сознательный характер материализма Павлова сказывается и в другом — в его признании возможности познания тайн природы. Павлов был великим оптимистом и глубоко верил во всемогущество человеческого ума, в его торжество над разнообразными сложными явлениями природы. В произведениях Павлова на всех этапах его творчества имеется большое количество прекрасных высказываний, насыщенных бодрым, материалистическим оптимизмом, направленных против неверия в науку, против широко распространённых среди естествоиспытателей агностицизма, релятивизма и других разновидностей идеалистического мировоззрения. Великий мыслитель считал, что наука постепенно всё более и более приближается к полному знанию работы мозга. Он писал: «Сложное берётся наукой только по частям и обрывками, но оно захватывается ею постепенно всё более и более. Следовательно, будем надеяться и терпеливо ждать, когда точное и полное знание нашего высшего органа — головного мозга — сделается нашим подлинным достоянием, а с этим и главною основою прочного человеческого счастья»[32].
Павлов безгранично верил в силу научного опыта в деле раскрытия тайн природы, ибо если «наблюдение собирает то, что ему предлагает природа», то в противоположность этому «опыт же берёт у природы то, что он хочет» (Павлов).
Павлов безгранично верил в мощь естественно-научной мысли, в то, что и физиологию «ждут такие же поражающие открытия и с ними такая же чрезвычайная власть над высшей нервной системой, которые не уступят другим приобретениям естествознания»[33]. Он верил в то, что его работа по высшей нервной деятельности животных окажет большую помощь психологам в разгадке законов психической деятельности человека. Ко всему этому следует добавить то, что Павлов был строго объективным исследователем сложных явлений природы, придававшим объективным фактам решающее значение в проверке правильности своих теоретических положений. Он считал действенность, т. е. практику, критерием истины. Среди многочисленных упрёков Павлова по адресу психологов и психологии имеется также упрёк в том, что психолог «ещё не совсем отрешился от пристрастия к философскому приёму дедукции, от чисто логической работы, не проверяющей каждый шаг мысли согласием с действительностью. Физиолог действует совершенно обратно»[34]. Павлов смотрел на факты, как на мощную броню против проникновения идеализма в его материалистическое учение, в его творческую атмосферу.
У нас некоторое распространение имеет мнение, будто материализм великого естествоиспытателя является ограниченным, механистическим.
Подобного рода мнения являются плодом непонимания или прямого извращения философских основ учения Павлова. Мы знаем, что имеются отдельные высказывания И. П. Павлова, которые обычно предъявляются «критиками» его воззрений как «доказательства» павловского якобы механицизма.
Однако, исходя из отдельных, порой неудачных и нечётких характеристик, вроде того, что организм есть «физико-химическая система», «человек есть, конечно, система, грубо говоря, — машина» и т. д., совершенно неосновательно характеризовать мировоззрение великого естествоиспытателя как механистическое. И. П. Павлов применял понятие «механический» как материалистический, причинно-обоснованный, закономерный.
Гениальный мыслитель высоко стоял над уровнем механистического материализма. Живое содержание, подлинная философская сущность его учения носит диалектико-материалистический характер.
Великий натуралист на протяжении тридцати пяти лет объективным и точным методом с беспримерными в нашей науке мастерством, целеустремлённостью и последовательностью исследовал явления и процессы, протекающие в большом мозге. Он выявил сложные закономерности его работы, непрерывно углублялся, говоря словами Ленина, «…от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца»[35]. И неизбежным образом, повторим, подлинная сущность, содержание его материалистического учения является диалектическим.
* * *
Иван Петрович Павлов является творцом метода так называемого хронического эксперимента в физиологии. Этот правильный и плодотворный метод физиологического эксперимента Павлов с виртуозным мастерством и большим успехом применил при выполнении своих классических работ по физиологии пищеварительной системы; с тем же мастерством и с ещё большим успехом он применил его в своих исследованиях по физиологии большого мозга. В отличие от всех старых и подавляющего большинства новых приёмов физиологического исследования большого мозга, созданный Павловым метод условных рефлексов даёт возможность объективно и всесторонне исследовать функции и закономерности этого высшего интегративного органа в его естественной, органической связи со всеми остальными органами и системами целостного организма. Он обеспечивает исследование протекающих в мозгу процессов в их неразрывной связи и взаимодействии, в их естественной динамике, возникновении и развитии. Метод Павлова дал возможность изучать процессы большого мозга «в их «самодвижении», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни»[36], осуществить многогранное синтетическое исследование функций мозга и одновременно произвести тонкий анализ деятельности отдельных его органов и систем. Совершенно бесспорно, что научно-исследовательский метод Павлова является диалектическим по своим установкам и подходу к изучаемому объекту, явлению.
Согласно учению Павлова, сложнейшие и многоообразные явления и процессы, протекающие в большом мозге, как-то: образование и протекание различных положительных и отрицательных условных рефлексов, высшая анализаторская и синтетическая деятельность, явления взаимной индукции, суммации, иррадиации и концентрации процессов возбуждения и торможения большого мозга находятся в постоянном взаимодействии и взаимной обусловленности.
Неразрывно взаимосвязаны также и постоянно взаимодействуют части большого мозга между собой, большой мозг — с другими частями нервной системы, с органами чувств, с инкреторной системой и почти со всеми другими системами организма. Эта взаимосвязь и взаимная обусловленность проявляются в виде усиления одних и исчезновения других групп условных рефлексов, в виде доминирования условных рефлексов одного рода над условными рефлексами другого рода, в виде изменения характера течения основных нервных процессов и т. д. В конце концов — что весьма важно — вся деятельность большого мозга тесно связана и резко обусловлена окружающей средой. Исследователь по своему плану может сформировать любой тип условно-рефлекторной деятельности путём комбинации раздражителей, путём, например, создания своеобразной внешней среды в своей экспериментальной камере. Не случайно основной вид деятельности коры большого мозга Павловым был назван «условным рефлексом».
Приведём ряд высказываний самого Павлова по вопросу о взаимосвязи и взаимообусловленности: «Большие полушария представляют собою в период деятельности систему, все части которой находятся во взаимодействии друг с другом»[37]. «Кора больших полушарий представляет собой сложнейшую функциональную мозаику из отдельных элементов, каждый из которых имеет определённое физиологическое действие — положительное или тормозное. С другой стороны, также несомненно, что все эти элементы объединены в каждый данный момент в систему, где каждый из элементов находится во взаимодействии со всеми остальными»[38]. В другом месте Павлов говорит о том же: «Всякое новое местное воздействие на эту систему даёт себя знать более или менее во всей системе»[39].
Характеризуя закономерности работы большого мозга, Павлов далее пишет: «Эти явления были описаны нами отдельно как бы вне зависимости друг от друга. В действительности же, как это ясно и по смыслу дела, они должны встречаться вместе, комбинироваться, взаимодействовать»[40].
У Павлова часто попадаются фразы: «по общему закону взаимодействия нервных центров». Выбор наименования «условный» для обозначения нового вида рефлекса он мотивирует так: «Этим прилагательным я желал выдвинуть характерную объективную черту этих рефлексов, именно чрезвычайную зависимость от массы условий, начиная с условности их происхождения»[41].
Сложность условного рефлекса, говорит Павлов, «заключается не в сложности механизма его образования, а в чрезвычайной зависимости его от явлений как собственной внутренней среды организма, так и окружающего внешнего мира»[42].
И. В. Сталин дал следующую яркую и глубокую характеристику первой, основной черты марксистского диалектического метода: «В противоположность метафизике, диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга,— а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга»[43].
Сказанное ранее с достаточной убедительностью свидетельствует о глубоко научном характере положений Павлова, соответствующих содержанию этой черты диалектики. Диалектикой насыщено также павловское понимание взаимоотношений части и целого. Достаточно указать хотя бы на его теорию о динамической локализации функций в коре большого мозга или на его воззрения на функциональную мозаику коры большого мозга.
Теоретические положения учения Павлова соответствуют также с полной убедительностью и второй черте диалектики, которая рассматривает природу «не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что- то разрушается и отживает свой век»[44].
Богатейший фактический материал Павлова по физиологии большого мозга является яркой иллюстрацией того, что в центральной нервной системе вообще и в большом мозге в особенности явления и процессы не только протекают в тесной, неразрывной взаимосвязи и взаимодействии, но и находятся в непрерывном движении, развитии, возникновении и исчезновении. Ведь одной из характерных особенностей деятельности коры большого мозга, можно сказать, даже самой характерной особенностью её сложнейшей и богатейшей деятельности, как раз и является исключительная вариабельность, подвижность, динамичность, изменчивость протекающих в ней процессов и явлений. Не случайно основной тип деятельности коры большого мозга Павловым иногда называется «временным рефлексом». Часто Павлов противопоставляет кору большого мозга другим частям центральной нервной системы именно по этому признаку её рефлекторной деятельности. Соответственно окружающей ситуации и условиям внутри самого организма в коре большого мозга возникают, развиваются и исчезают различные и разнообразные положительные и отрицательные условные рефлексы, производятся сложный анализ и синтез, происходят суммация, взаимная индукция, иррадиация и концентрация основных нервных процессов и совершаются другие виды мозговой деятельности. Благодаря этой особенности корковой деятельности и осуществляется наиболее совершенное, тонкое, точное и быстрое приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям внешнего мира, к изменениям внутри самого организма. Этот диалектический характер природных явлений нашёл своё яркое отражение в теоретических положениях и формулировках И. П. Павлова. Я приведу из большого числа относящихся к этому вопросу его характеристик лишь некоторые.
Обращаясь к «внутреннему механизму работы больших полушарий», к основным его нервным процессам, Павлов говорит: «Первое, что здесь прежде всего привлекает к себе внимание,— это движение этих процессов…»[45].
О коре большого мозга Павлов говорит: «…деятельность её характеризуют две основные черты: чрезвычайная обусловленность и естественно с нею связанная текучесть явлений, составляющих эту деятельность»[46].
Об особенностях условно-рефлекторной деятельности Павлов пишет: «Изучаемые нервные явления характеризуются именно их изменяемостью: каждый момент, при каждом условии они получают новое направление»[47]. Или же: «Окружающий животное внешний мир, вызывая, с одной стороны, беспрерывно условные рефлексы, с другой стороны, также постоянно подавляет их»[48].
Очень характерным в этой связи является высказывание Павлова о том, что большой мозг есть «специальный орган для беспрерывного дальнейшего развития животного организма»[49].
Для диалектического существа учения Павлова весьма показательно, далее, следующее: обобщив громадный материал, Павлов констатировал «естественную общность основных отношений» в деятельности высших и низших отделов центральной нервной системы и вместе с тем неоднократно отмечал «специфический характер» и новые качественные особенности основных видов деятельности коры большого мозга. Если всмотреться в сущность процессов мозга, то нетрудно видеть, что почти все основные закономерности работы большого мозга отличаются от своих аналогов в низших этажах центральной нервной системы не только по степени сложности, не только количественно, но прежде всего качественно. Это относится, например, к различию между низшим анализом и синтезом, с одной стороны, и высшим анализом и синтезом — с другой; к особенностям всевозможных безусловных и условных рефлексов, а также к особенностям протекания основных нервных процессов — возбуждения и торможения — в низших и высших отделах центральной нервной системы и т. п.
Мы имеем прекрасную иллюстрацию к положению Ленина о поступательном развитии. На высшем витке «спирали» повторяются примерно те же закономерности, что и на низших витках, но с новыми качественными особенностями.
Павлов был того мнения, что наука должна помочь человеку в решении важнейших практических задач, и всегда стремился в своей научно-творческой работе уделить много внимания экспериментальной разработке вопросов патологии и терапии, в частности патологии и терапии большого мозга человека. Но смелый новатор науки проявлял крайнюю осторожность в вопросе о переносе результатов лабораторного эксперимента с животных на человека как в случае нормальной, так и в случае патологической деятельности большого мозга. Он писал по этому поводу: «Если сведения, полученные на высших животных относительно функций сердца, желудка и других органов, так сходных с человеческими, можно применять к человеку только с осторожностью, постоянно проверяя фактичность сходства в деятельности этих органов у человека и животных, то какую же величайшую сдержанность надо проявить при переносе только что впервые получаемых точных естественно-научных сведений о высшей нервной деятельности животных на высшую деятельность человека. Ведь именно эта деятельность так поражающе резко выделяет человека из ряда животных, так неизмеримо высоко ставит человека над всем животным миром»[50].
Наконец, следует сказать, что накопленные Павловым ценнейшие фактические данные относительно двух основных противоречивых нервных процессов — возбуждения и торможения — а также его правильное теоретическое освещение этих данных, в частности, его высказывания об единстве этих активных нервных процессов, об их непрерывной борьбе и взаимном переходе друг в друга, об их решающей роли в высшей нервной деятельности, являются фундаментальными и яркими естественно-научными доказательствами глубокой научности воззрений Павлова, его диалектического подхода к оценке физиологии мозга. Можно считать, что экспериментальные данные и теоретические положения И. П. Павлова о роли и значении возбуждения и торможения в деятельности мозга могут дополнить указания о специфических противоположностях в математике, механике, физике, химии и в общественных науках, какие приводятся Лениным в его гениальной работе «К вопросу о диалектике».
Можно с полным основанием словами Ленина сказать в отношении Павлова, что он изучил «противоречия в самой сущности предметов».
Для иллюстрации этой мысли приведу несколько высказываний Павлова: «Нервная деятельность вообще состоит из явлений раздражения и торможения. Это есть как бы две половины одной нервной деятельности»[51]. «Раздражение и задерживание это — лишь разные стороны, разные проявления одного и того же процесса»[52]; «Торможение постоянно следует за возбуждением… оно в некотором роде является как бы изнанкой раздражения»[53]; «Можно было бы условно говорить о положительной и отрицательной возбудимости»[54]; «…синтез и анализ и исчерпывают всё поведение животного… Основные процессы, на которых основывается этот синтез и анализ,— это, с одной стороны, раздражительный процесс, а с другой — тормозной процесс, какая-то противоположность раздражительного процесса»[55]. Диференцировка, иначе говоря, отрицательный условный рефлекс, есть, по характеристике Павлова, результат «борьбы между раздражением и торможением». Эта борьба имеет универсальный характер (растормаживание, срывы, взаимная индукция, суммация, тонкий анализ и синтез, сон и бодрствование и т. д.). Более того: по утверждению Павлова, «баланс между этими процессами и колебания его в пределах нормы и за норму и определяют всё наше поведение — здоровое и больное»[56].
Подытоживая сказанное сейчас, мы видим, что фактические данные и учение Павлова соответствуют положениям марксистского диалектического метода о том, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия и что борьба между ними составляет внутреннее содержание процесса развития.
* * *
Павлов — слава и гордость нашей науки, корифей естественно-научной мысли. Он был искусным экспериментатором, виртуозным мастером физиологического опыта, с необычайной силой и убедительностью раскрывавшим сложнейшие тайны органической природы, в изобилии добывавшим достоверные, веские и красочные научные факты. На основе неопровержимых естественнонаучных фактов великий учёный доказал существование материальной основы психической деятельности и детерминированность этой деятельности условиями существования организма.
Ещё на заре своей революционной и теоретической деятельности, полемизируя с Михайловским, великий В. И. Ленин писал: «…Пока не умели приняться за изучение фактов, всегда сочиняли a priori общие теории, всегда остававшиеся бесплодными… Нелеп тут был уже приём. Нельзя рассуждать о душе, не объяснив в частности психических процессов; прогресс тут должен состоять именно в том, чтобы бросить общие теории и философские построения о том, что такое душа, и суметь поставить на научную почву изучение фактов»…[57].
Если в свете этих мыслей В. И. Ленина оценить суть изложенных выше долголетних исследований Павлова по физиологии высшей нервной деятельности, то можно сказать, что он блестяще претворил в жизнь то, о чём говорил великий Ленин.
Павлов был крупнейшим теоретиком физиологии, биологии и медицины. 35-летней напряжённой и целеустремлённой научно-творческой работой в области физиологии большого мозга он воздвиг величественное здание своего бессмертного материалистического учения о высшей нервной деятельности. Павлов был не стихийным, а сознательным материалистом. Он был принципиальным, непримиримым и страстным борцом за линию материализма в сложнейших и важнейших вопросах естествознания и в сильнейшей степени способствовал его победе в этих вопросах как виртуозный мастер физиологического эксперимента и как глубокий мыслитель и теоретик биологии. Трудно переоценить значение учения Павлова для диалектического материализма. Его богатейший фактический материал по физиологии большого мозга насыщен «объективной диалектикой», а при обобщении и осмысливании этого материала Павлов выдвигал диалектико-материалистическую оценку сложнейшей работы большого мозга.
Учение Павлова о высшей нервной деятельности знаменует собой крупнейшее достижение современного естествознания в области познания глубоких тайн мозга и является могучим оружием в арсенале нашей идеологической борьбы со всеми чёрными силами реакции, со всеми и всякими проявлениями идеализма, мракобесия в науке о жизни.
В настоящее время, когда всё более и более обостряется борьба между силами прогресса и силами реакции, наш долг — совершенствовать это оружие, делать его ещё более грозным и сокрушительным. Мы должны всемерно развивать бесценное наследство гениального учёного по намеченным им путям и вести наступательную борьбу со всеми врагами материалистического учения Павлова за рубежом, а также разоблачать отдельных советских учёных, которые под влиянием враждебной буржуазной идеологии проявляют антипатриотическое отношение в оценке воззрений Павлова.
Многочисленные ученики и последователи И. П. Павлова — учёные Советского Союза — продолжают дело Павлова на основе единственно научного мировоззрения — диалектического материализма. Они руководствуются положениями Ленина и Сталина о том, что только революционное мировоззрение нашей партии может обеспечить победу передовой науки и привести к разгрому её врагов.
Из журнала «Вопросы философии», № 1, 1949 г., стр.147-164
[1] Р. Гольц «Труды съезда по внутренней медицине», стр. 262. 1884. (Немецкое издание.)
[2] И. П. Павлов. Полное собрание трудов. Т. I, стр. 392. 1940.
[3] Автобиография в сборнике «Товарищеская памятка врачей выпуска 1879 года бывшей Императорской Медико-хирургической Академии», изданная ко дню 25-летия окончания курса. СПБ. 1904.
[4] И. П. Павлов. Полное собрание трудов. Т. I, стр. 27.
[5] И. П. Павлов. Полное собрание трудов. Т. I, стр. 30.
[6] Там же, стр. 31.
[7] Там же, стр. 31.
[8] «История ВКП(б). Краткий курс», стр. 107.
[9] И. П. Павлов. Полное собрание трудов. Т. I, стр. 27. 1940.
[10] И. П. Павлов. Соч. Т. II, стр. 452. 1946.
[11] П. П. Павлов «Двадцатилетий опыт», стр. 710. 1938.
[12] И. П. Павлов «Двадцатилетний опыт», стр. 275.
[13] Там же, стр. 712.
[14] И. П. Павлов «Двадцатилетний опыт», стр. 722.
[15] Там же.
[16] Там же.
[17] Там же, стр. 732.
[18] И. П. Павлов «Двадцатилетий опыт», стр. 616.
[19] Там же, стр. 341.
[20] Там же, стр. 206.
[21] Там же. стр. 282.
[22] Там же, стр. 248.
[23] Там же, стр. 706.
[24] К. Марке и Ф. Энгельс. Соч. Т. XIV, стр. 651.
[25] П. П. Павлов «Двадцатилетний опыт», стр. 36.
[26] И. П. Павлов «Двадцатилетии й опыт», стр. 62.
[27] «Павловские среды». Т. II, стр, 386—388.
[28] «Павловские среды» Т. III, стр. 44.
[29] И. П. Павлов «Двадцатилетий опыт», стр. 548.
[30] «Павловские среды». Т. III, стр. 252— 253.
[31] «Павловские среды». Т. II, стр. 430 — 432.
[32] И. П. Павлов «Лекции о работе больших полушарий головного мозга», стр. 315. 1927.
[33] И. П. Павлов «Двадцатилетий опыт», стр. 291 — 292.
[34] И. П. Павлов «Двадцатилетний опыт», стр. 537 (курсив мой.—Э. А.).
[35] В. И. Ленин «Философские тетради», стр. 237. 1947.
[36] Там же, стр. 327.
[37] И. П. Павлов «Физиология и патология высшей нервной деятельности», стр. 23. 1930.
[38] Там же, стр. 35— 36.
[39] И. П. Павлов «Лекции о работе больших полушарий головного мозга», стр. 202.
[40] Там же, стр. 178.
[41] И. П. Павлов «Двадцатилетий опыт», стр. 261. 1938.
[42] Там же, стр. 259.
[43] «История ВКП(б). Краткий курс», стр. 101.
[44] Там же.
[45] И. П. Павлов «Лекции о работе больших полушарий головного мозга», стр. 133.
[46] Там же, стр. 329.
[47] И. П. Павлов «Двадцатилетий опыт», стр. 138.
[48] И. П. Павлов «Двадцатилетний опыт», стр. 127.
[49] Там же, стр. 275.
[50] И. П. Павлов «Лекции о работе больших полушарий головного мозга», стр. 345.
[51] И. П. Павлов «Двадцатилетий опыт», стр. 157.
[52] Там же, стр. 168.
[53] Там же стр. 234.
[54] Там же, стр. 306.
[55] Там же, стр. 410.
[56] Там же, стр. 11.
[57] В. И. Ленин. Собр. соч. Т. I, стр. 126— 127.
Товарищи, спасибо! Больше и неоткуда почерпнуть истинно научных знаний, основанных на диалектико-материалистическом методе, знаний, как у вас на ресурсе, да из советских статей и книг. Остальное, большая часть современного — это идеализм и подобная ересь. Читать подобное противно.
И ведь действительно — вроде 21 век на дворе, но буржуазная наука о мозге и высшей нервной деятельности так и не продвинулась дальше в понимании работы мозга. Все эти МРТ мозга, ЭЭГ мозга, рентгены с контрастами и прочие научные методы накопления фактов дают им лишь факты, которые они никак не могут объяснить со своих идеалистических, метафизических, иногда вульгарно материалистических взглядов.
Работы товарища Павлова смогут быть продолжены лишь в будущем социалистическом и коммунистическом обществе. Сейчас же физиология мозга переживает не лучшие времена. Механистический подход больше не работает. Постоянно опровергая друг друга буржуазные учёные никак не могут понять, что проблема кроется в их подходе к наблюдаемым фактам, в их взглядах. Отказываясь от диалектического материализма они отказываются и от научного подхода к изучению природы и человека.
Относительно того, что те, кого на упомянутой сессии критиковали » вовсе не «ведущие физиологи страны», а работники науки вполне себе средней руки» — это легкое заблуждение. Среди них был выдающийся физиолог академик Л.А. Орбели, лауреат Ленинской премии академик П.К. Анохин.
«Выдающийся» для кого? Для буржуазии и ее холуев? Регалии и звания не показатель. Орбели и Анохин — идеалисты, помогавшие хрущевцам громить передовую советскую материалистическую науку.
Да… Беда, коль сапоги начнет тачать…. Против таких аргументов сложно что-то возразить, автору только нужно завершить предложением все исправить, убрать и запретить. Хотя, можно для начала посоветовать почитать хотя бы вузовский учебник по физиологии.
Вузовские учебники в разное время были разные. Причем принципиально. В сталинское время это были учебники действительно научные, в них излагалась материалистическая биология. А в послесталинское и сейчас — идеалистической биологии, которая крайне далека от истинной науки. Вероятно, Вы об этом даже не подозревали. Что ж, теперь знайте. Может и голову начнете включать. А не только повторять, как попугай, за тем, что болтают в СМИ, в вузе и школе вовсе не дружественные Вам люди.
Вам только кажется, что Вы что-то знаете. На деле Вы не знаете пока почти ничего. Но сможете узнать, если захотите учиться всерьез.
Для начала не торопитесь здесь на сайте писать — это сайт для думающих, хотя сейчас их и немного. Сначала почитайте побольше, глядишь, что-то начнете соображать. И даже, может быть, до Вас дойдет, в чем все-таки была сущность спора между генетиками в СССР, и кто все-таки был на самом деле прав.