Анархизм в России
Анархизм в России появился впервые в семидесятых годах XIX века, будучи перенесен русской эмиграцией из-за границы, где он пользовался большим влиянием.
В российском революционном движении 70-х годов было три течения, и все они были более или менее окрашены в анархистский цвет, хотя, по выражению В. Базарова, „окраска эта не прочно приставала к движению и быстро смывалась условиями политической и общественной борьбы”. Этим объясняется то, что влияние анархизма на русское революционное движение было сравнительно слабо.
В те годы в революционном движении в России господствовали бакунизм, учение Лаврова и течение, возглавляемое Ткачевым, издававшим журнал „Набат”, и представлявшее из себя что-то вроде бланкизма. (Бланкизм — политическое течение, отражающее взгляды сторонников заговорщической тактики в революционной борьбе, восходящее к тактическим принципам Л. О. Бланки и его сторонников. Тактика бланкистов и предлагаемые ими организационные формы движения носили сектантский характер. Они отстаивали необходимость создания узкой тайной иерархической организации, ставящей своей задачей свержение существующего режима путём внезапного вооруженного выступления. Отказываясь от пропаганды в широких массах, чтобы не подвергать опасности нелегальную организацию, не считаясь с объективными условиями, не учитывая наличия революционной ситуации, бланкисты главную ставку делали на неожиданность нанесения удара и на неподготовленность правительства к отпору. Попытки практического применения бланкистских доктрин окончились полной неудачей.)
Все эти три течения — бакунисты, лавровцы и ткачевцы, в той или иной степени считали необходимым установление безгосударственного социалистического строя, согласно теории анархизма, но расходились в тактике. Если бакунисты считали возможным в ближайшем будущем путем народных восстаний совершить социальную революцию, то сторонники Лаврова считали социальную революцию делом более или менее отдаленного будущего и выдвигали необходимость серьезной и длительной пропаганды. Ткачев же считал, что социальная революция может быть совершена только как следствие широко задуманного террористического заговора.
Наиболее сильным влиянием пользовалась последняя группа — ткачевцы, полагавшая, что народные массы через революционную диктатуру должны установить социалистический безгосударственный строй. Эти идеи, благодаря неудаче землевольческих хождений в деревню и правительственным репрессиям, стали господствующими в программе и тактике „Народной Воли“, возникшей в 1879 г.
„Хлебовольцы»
После разгрома народнического движения 70-х годов анархизм надолго теряет свое влияние на российские революционные организации, и только в начале XX века он снова возрождается.
Пропаганда идей анархизма теперь ведется первым русским анархистским печатным органом, издававшимся в 1903 г. в Лондоне при активном участии Кропоткина, Черкезова и др. Этот орган назывался „Хлеб и Воля“, и все приверженцы проводимых им идей назывались „хлебовольцами“.
Первое время анархистские идеи не имели успеха среди рабочих России, но уже в 1904 г. и особенно в 1905 г. интерес к анархизму значительно возрос. Среди отдельных слоев рабочих, на юге, юго-западе и северо-западе, появились группы анархистов. Революция 1905 г. и особенно ее поражение после московского декабрьского восстания окрылила анархистов и усилила их деятельность в разных местах России.
Почти все действовавшие в 1904 г. и в начале 1905 г. группы анархистов были сторонниками Кропоткина.
В 1904 г. они устроили первое совещание, на котором приняли целый ряд резолюций, которые легли в основу практических действий наиболее сильной в то время в России группы анархистов-коммунистов „хлебовольцев».
Вот вкратце теоретические основы учения этой группы:
- Всякое государство не только бесполезно, но и вредно.
- Анархисты должны стремиться к созданию антигосударственного коммунистического общества.
- Необходимо преобразование общества в духе коммунизма.
- Цели анархистов могут быть достигнуты только при помощи социальной революции, которая совершенно разрушит капитализм и государственный строй, его поддерживающий.
- Анархисты отвергают всякие программы-минимум, не признавая никаких промежуточных этапов, задерживающих развертывание революции.
- Анархисты должны быть готовы к объявлению всеобщей забастовки в городах и деревнях. Эта забастовка должна послужить сигналом для революции не только политической, но и коммунистической.
- Единство анархистского движения должно быть достигнуто не путем создания центральных комитетов, а лишь объединением одинаково мыслящих идейных групп, которые свободны в любой момент распасться при наличии разногласий.
Как можно видеть, современные левые в России, в том числе из тех, кто называет себя коммунистами, немало взяли из идей анархистов-«хлебовольцев». Пункты с 3 по 7 сплошь и рядом встречаются в их программных установках.
В своем органе „Хлеб и Воля» кропоткинцы в целом ряде статей дают пояснения к вышеперечисленным тезисам.
Например, в статье «Почему у нас нет программы-минимум», напечатанной в журнале „Хлеб и Воля» в 1904 г., читаем: „Мы не думаем, что ближайшая революция приведет нас к осуществлению нашего идеала во всей полноте; революция будет делом не одной какой-нибудь партии, а также не может сразу устранить всех пережитков старого общества, но вместе с тем мы знаем, что она пойдет в направлении равнодействующей всех сил, использованных для дела, и чем настойчивее и абсолютнее мы будем действовать в принятом нами направлении, тем сильнее обнаружится его влияние».
Практически то же самое, что мы читаем сегодня и у подавляющего большинства российских левых, не так ли? Навалимся могучей безыдейной массой, и дело в шляпе! Вот для того, чтобы разъяснить, что «в шляпе» оно никогда не будет, по крайней мере, в той шляпе, к какой стремишься — к коммунистическому обществу, мы и рассказываем об истории анархизма, чтобы показать, куда ин неизбежно скатывается с такими утопическими идейными установками.
Вся литература анархистов-коммунистов была полна нападок на социал-демократические партии и на программу-минимум РСДРП. Некоторые основания у анархистов для этого было. Дело в том, что программы-минимум служили всем социалистическим партиям Западной Европы основным поводом для скрытого или открытого отказа от революционных целей борьбы, для перехода их на позиции оппортунизма, буржуазной политики в рабочем движении. Но это ни в коей мере не может служить причиной отказа коммунистов от требований частичных реформ и от частичных завоеваний, необходимых для организации и собирания революционных сил. Ведь и сами анархисты-коммунисты в вышеприведенной цитате допускают, что социальная революция не может совершиться сразу. Для большей уверенности в победе пролетарской революции даже анархисты допускают организации, т.-е. допускают более или менее длительную подготовку к социальной революции. Нигде и никогда анархисты-коммунисты не могли доказать, что подготовительный период к социальной революции не может быть использован для частичных боев и завоеваний пролетариата. А вот историческая практика, напротив, доказала ложность установок анархо-коммунистов, показав, что борьба за расширение буржуазной демократии — политических прав и свобод трудового народа, необходима, поскольку в условиях более широких буржуазно-демократических свобод коммунисты получают широкие возможности проведения действительно массовой идеологической и организационной работы, позволяющей им сплотить миллионные массы для революционного переустройства общества.
Анархисты-коммунисты Кропоткина выдвигали в качестве основных принципов непримиримую классовую борьбу и насильственную революцию для осуществления социализма. Но эти принципы, конечно, ни в какой мере не были характерны для анархистской тактики, так как принцип классовой борьбы и насильственной революции является главным оружием в арсенале революционного марксизма.
Будучи противниками программы-минимум, анархисты, однако, не всегда были верны себе и кое-где оговаривались, что они вовсе не против частичных реформ. Они даже считали, что разговоры о том, будто анархисты-коммунисты являются врагами частичных реформ,— это, мол, легенда. „Мы, — пишут они в статье журнала „Хлеб и Воля“ № 6, посвященной стачкам,— должны безустанно бороться за проведение наших идей в жизнь. Этим путем мы косвенно можем повлиять и на проведение частичных реформ. Особенно подчеркиваем мысль, что борьба за реформы не может быть предметом социалистической деятельности, а является лишь чем-то привходящим в борьбу за полное осуществление рабочего идеала… Борьба за частичные реформы представляется важным делом, пока она не превращается в принцип, в противном же случае она перерождается в реформизм… Мы враги реформизма потому, что не желаем потом опять возобновлять бесплодного периода мечтаний о примирении капитала с трудом при помощи взаимных уступок». Вот только ссылаясь на борьбу с реформизмом, анархо-коммунисты-кропоткинцы скатывались к другой крайности, на деле совсем отказываясь от поддержки борьбы рабочего класса за осуществление демократических реформ.
По вопросу об экспроприациях, принявших в 1905 — 1906 гг. в России эпидемический характер, анархисты-«хлебовольцы» на своей конференции приняли следующую резолюцию, направленную против групп, которые ввели в свою тактику террор и экспроприацию как обязательный пункт: «Принимая во внимание, — читаем мы в резолюции, — что частные мелкие экспроприации не ведут к уничтожению существующего капиталистического строя, а экспроприации у частных лиц не служат средством пропаганды и содействия анархизму… мы, группа „Хлеб и Воля», признаем все существующие анархистские группы под названием „Черное Знамя» далеко отклоняющимися от реального понимания теории анархизма и считаем, что „чернознаменцы» не могут стать членами „хлебовольческих групп»».
Вопрос об отношении к профессиональным союзам стал предметом горячих споров для всех анархистских течений. Из целого ряда статей мы убеждаемся в том, что „хлебовольцы» признают огромное значение профсоюзов. Они рекомендуют анархистам вступать в члены союза, но не рекомендуют заниматься их организацией в России, прежде всего, потому, что это отвлекло бы силы анархистов и отодвинуло бы собственно анархическую работу на задний план.
Вопросы политического и экономического террора анархисты-„хлебовольцы» разрешают в положительном смысле. Они считают эти способы борьбы в революционной обстановке необходимыми для дезорганизации капиталистической системы и нападают в своих статьях на социалистов-революционеров за их непоследовательность в этих вопросах. „Хлебовольцы» высмеивают социалистов-революционеров за то, что те думают добиться разрешения аграрного вопроса парламентским путем, собрав большинство голосов в земском соборе или в Государственной думе.
Организационные принципы анархистов-«хлебовольцев» разрешаются ими в духе федерации. Существующий в других политических партиях тип централизованных или, по выражению анархистов, «иерархических организаций» анархистами отвергается, так как этот организационный принцип, мол, убивает всякую личную инициативу, душит самодеятельность членов организаций и отдает всю организацию в руки небольшой группы так называемых вождей-руководителей, которые повелевают массами. Анархисты-«хлебовольцы» не отмечают, конечно, того положительного влияния, которое оказывает централизм на сплоченность и боеспособность рядов партии.
И эти идеи сегодня ярко проявляются в нашей России, в том числе в среде левых, называющих себя «марксистами-ленинцами». Идиотская тема «власть партии или власть класса» муссируется ими не первый десяток лет, причем главным пугалом выступает, как и у анархистов-кропоткинцев, тезис о все тех же «вождях-руководителях, которые повелевают массами». На деле же сама постановка вопроса свидетельствует о крайнем политическом невежестве рассуждающих, о непонимании ими основ исторического материализма
В период 1903 — 1906 г. г. анархисты — коммунисты группы „Хлеб и Воля» пользовались очень большим влиянием, по сравнению с прочими группами анархистов, рассеивавшими свои силы на индивидуальный террор и экспроприации. Другие группы, о которых речь пойдет ниже, возникли позже, и влияние их после поражения революции было ничтожно.
«Безначальцы» и «чернознаменцы»
1905 год является годом беспрерывного нарастания и развертывания революции и одновременно годом четкого размежевания общественно-политических группировок. Начиная от крайних правых политических и террористических организаций и кончая крайними „левыми» группировками — все переживают период самой глубокой дифференциации и дробления.
Этой участи не избегли также и анархистские течения. До 1905 года, как мы видели, в России господствуют „хлебовольцы», но уже в начале 1905 года в различных пунктах страны организуются группы анархистов, недовольных умеренностью хлебовольческой тактики. В результате этого недовольства в апреле 1905 года возникает новая анархистская группа, получившая название „безначальцев» и создавшая свой орган — «Листок группы «Безначалие»». В первом номере „Листка» в передовице излагаются основные принципы группы. Действовавшие до сих пор группы анархистов, по мнению „безначальцев», беспомощно топтались на одном месте. Группа считает, что анархисты должны поставить на своем черном знамени следующие лозунги, цитируем, выделение — «Безначалия»:
- «Классовую борьбу, признавание и резкое подчеркивание глубокого классового антагонизма, существующего между привилегированными и богатыми классами, с одной стороны, и трудящимся и не имеющим возможности трудиться пролетариатом, с другой; антагонизма, который может исчезнуть лишь после социальной революции.»
- «Анархию, безначалие, отрицание всяких, и добрых и злых, властей и правительств и, в виду сильной конституционной горячки, охватившей у нас синих и красных представителей буржуазного общества, беспощадную борьбу со всякими зигзагами и увлечениями в эту сторону, поскольку этому увлечению поддаются и действительные революционеры; противопоставление буржуазному возгласу «Долой самодержавие!» единого пролетарского возгласа «Долой какую бы то ни было власть: и самодержавие, и земский собор, и всякую форму государственности!». В организационном плане — отрицание явных и тайных центров и централизованных партий, вообще торжественно возвещающего или торжественно умалчивающего о своем существовании централизма, под какой бы благовидной маской ни старался он скрывать свою настоящую личину.»
- «Коммунизм, т.-е. передачу земель группе свободных общин, а фабрик и заводов в руки рабочих и безработных; коммунизм как наиболее полное отрицание частной собственности, коммунизм на средства производства и потребление, и организация самого производства и потребления на началах: „с каждого по его силам, каждому по его потребностям»».
- «Социальную революцию, и ничего, кроме нее: борьбу с реформизмом и легализмом. Анархизм должен иметь в виду не синдикализм, не антимилитаризм, антиклерикализм или что-нибудь подобное, а лишь одно: полное разрушение буржуазного строя, т.-е. социальную революцию, которая для него и ближайшая и конечная цель; приверженцы его, в отличие от всех других русских оппозиционных партий, должны непосредственно готовиться лишь к подобной трансформации современного общества, ибо только эта трансформация способна уничтожить деление людей на классы.»
- «Как способ ее реализации, беспощадную кровавую народную расправу, вооруженное восстание народа, крестьян, рабочих и всякой голытьбы; признавание террора и всяких восстаний и открытой уличной борьбы во всех возможных видах ее и в какой бы жестокой форме и террор и уличная борьба ни выливались. Революцию en permanense[1], т.-е. целый ряд народных восстаний для окончательного торжества бедноты. Отрицание борьбы за реформы и частичные улучшения.»
- «Нигилизм — борьбу с авторитетами в какой бы то ни было сфере; атеизм, отрицание семьи, борьбу со всеми основами буржуазной морали и укоренившимися в нашей обыденной и партийной жизни предрассудками и суевериями; признавание краж и всяких открытых нападений на лавки и дома, совершаемых угнетенными классами.»
- «Работу не только среди крестьян и рабочих, но и среди так называемой „подлой черни», т.-е. безработных, босяков, бродяг и всяких „подонков и отщепенцев общества», ибо все они наши братья и товарищи.»
- «Безусловный отказ от совместных выступлений с какими бы то ни было политическими партиями, будут ли они либералы, социал-демократы или социалисты-революционеры; все они политические шулера, буржуи и враги народа, и временные выгоды от совместных действий никогда не окупятся той деморализацией, которую вносит в ряды товарищей подобное сотрудничество партий».
Как видно из этой программы, „безначальцам» нельзя отказать в решительности и смелости. На практике эта группа и все ее приверженцы в России отрицали какую бы то ни было организационную работу. Тактика „безначальцев“ состояла исключительно в создании боевых групп, задачей которых являлась атака правительства и буржуазии, а классовая борьба заключалась только в экспроприации собственности, принадлежавшей буржуазии.
Но над всеми этими лозунгами доминирует один — экспроприация и террор, направленные против представителей власти и владельцев фабрик и заводов, выделяющихся своей враждой к рабочему классу и противодействующих его требованиям. В том же номере „Листка» заграничная группа обращается к революционерам, живущим в России, с длинным письмом, в котором усиленно подчеркивает необходимость экспроприации и террора. «В основу нашей программы, — пишут они, — мы кладем борьбу масс, а в основу борьбы масс должен лечь принцип экспроприации; экспроприации не как отдаленного революционного акта, в котором завершится будущее окончательное восстание, свергающее навсегда государственное иго, а экспроприации как правила, которым массы и мы будем руководиться теперь, объявляя гражданскую партизанскую войну современному строю, гнетущему нас, не дающему свободно жить и наслаждаться жизнью… Принцип экспроприации — это великий дар анархии народу».
В одном из номеров журнала „Безначалие» дается и практический совет, «как поджигать помещичьи скирды». Эта статейка затем была перепечатана в России в виде отдельной прокламации и разбрасывалась анархистами из окон вагонов по деревням в различных пунктах России в течение продолжительного времени в 1905 году.
Стремясь во что бы то ни стало вызвать гражданскую войну, которая должна стать прологом социальной революции, „безначальцы“ считали, что в этой истребительной войне все должно погибнуть. В одной прокламации они так и пишут: «Не жалейте помещичьего добра, нам оно ни в каком случае не достанется». Однако здесь, вроде как веря в немедленное торжество социальной революции, которая установит безгосударственный коммунизм, „безначальцы“ впадают в противоречие сами с собою, когда говорят о том, что добро, которое они предлагают уничтожить, никому не достанется.
Определенно отрицательно „безначальцы“ относятся к парламентаризму и синдикализму, к профессиональному движению, ко всяким полумерам, способным, по их мнению, задержать наступление социальной революции. «Долой трэд-юнионизм, синдикализм и парламентаризм, ибо все они имеют целью продлить агонию умирающего врага».
Другие анархистские органы давали такие характеристики тактики „безначальцев“: „Бунтарь“ считал, что вся программа „безначальцев» сводится к тому, что „пролетариат может и должен предъявить капиталистическому обществу лишь одно требование — перестать существовать», а «Буревестник» писал, что „безначальцы“ всю свою тактику строят «на убеждении в чудодейственной силе террора и участии анархистов в повседневной борьбе пролетариата видят измену принципам анархизма».
В своем докладе анархистскому конгрессу в Амстердаме русские анархисты сообщали, что „безначальцы» доходили в своей проповеди террора и экспроприации до того, что рекомендовали пролетариям бросать работу на заводах и жить исключительно личными экспроприациями.
Однако, несмотря на это отрицательное отношение разных анархистских групп к „безначальцам», тактика последних стала иногда в скрытой, а иногда и открытой форме тактикой и единственным видом „прямого воздействия» большинства анархистских групп и одиночек на местах. (Вот откуда берет свое начало тот, популярный ныне в нашей молодежной среде принцип «прямого действия» — из самой одиозной формы русского анархизма!)
В этом нетрудно убедиться, если мы познакомимся с другой группой анархистов, известной под именем „чернознаменцев». Эта группа выпустила один номер своего журнала „Бунтарь» в 1906 году, а затем возобновила его только в 1908 г., уже за границей. Группа „чернознаменцев» уделяет не меньше внимания террору, чем „безначальцы», причем, главным образом, террору индивидуальному и неорганизованному.
«Частота и степень насильственных действий пролетариата против буржуазии — вот лучший показатель классовой борьбы», — писали „чернознаменцы» в № 1 „Бунтаря» (выдел. — авт). «Организуйтесь и вооружайтесь. Нападайте на магазины и организованно берите предметы первой необходимости»,— такие советы дают „чернознаменцы» безработным.
Одна из фракций чернознаменского течения, так называемые „безмотивники», решила поразить революционные рабочие массы каким-нибудь этаким чудодейственным средством, чтобы «услыхала его многомиллионная народная масса, чтобы затрепетала и содрогнулась в ужасе буржуазия». «Безмотивниками» эта фракция называла себя потому, что ее представители считали, что террористические акты и нападения на представителей буржуазии допустимы без всякого мотива, не за ту или иную конкретную вину, а за то, что они буржуа, что они эксплуататоры. В этом отношении „безмотивники“ подражали старым приемам западноевропейского анархизма, тоже практиковавшего такого рода беспричинные покушения.
В 1908 году, когда революция сменилась столыпинской реакцией, когда не только от анархизма, но и от всех остальных революционных политических сил остались только рожки да ножки, «чернознаменцы» возобновляют издание «Бунтаря». В № 2 — 3 помещено стихотворение «Мститель», посвященное Иосифу Брунштейну (Беленькому), участнику взрыва в кофейне Либмана в Одессе 17 декабря 1905 года.
Сытые богачи пируют, в зале музыка, смех. Бледный юноша бросает снаряд:
«Ужасный гром, предсмертных криков вой,
На месте пиршества осталась груда тел.»
В одном некрологе рассказывается о подвиге некоего рабочего Григория (Фрола). Сидя за бутылкой пива в ресторане, где находилась „чистая» публика, Фрол хватается за револьвер и кричит: «Вам весело, негодяи? — Весело, когда люди с голоду умирают? Смерть вам всем!» — и он начинает расправляться. Орган, зеркала, бутылки с дорогими винами — все разбивает Фрол и в исступлении кричит: „Бей всех богатых, бей всех, кому живется тепло и сыто! Да здравствует коммуна! Негодяям смерть!»
Если судить по этим статьям мемуарного характера, то нужно сказать, что „чернознаменцы» за период 1905 —1908 гг. так ничему не научились. Восхваление подвигов таких «героев революции», как Григорий (Фрол), едва ли свидетельствует о том, что безмотивный террор и индивидуальный грабеж способны двигать вперед дело социальной революции. И «чернознаменцы» отчасти отдают себе в этом отчет. Они понимают, что идейный террор, по существу, выродился в ряд мелких краж и грабежей. Поэтому в № 2 — 3 „Бунтаря» в статье «О терроре» ставится вопрос о неорганизованности террора и указывается, что в анархистских кругах доминирует террор, направленный только „против ближайшего угнетателя». «Не уничтожить террор против ближайшего врага хотим мы, — пишет „Бунтарь», — а поставить рядом с этим террором террор организованный, направленный в самое сердце, в самую душу буржуазии и власти, — вот одна из наших задач». Таким образом, мы видим, что перед „чернознаменцами» стал вопрос организационного характера, хотя и с большим опозданием. Возникла потребность в единой анархистской организации, не рассыпанной и не раздробленной на десятки мелких групп и течений, ни перед кем не ответственных и ни с кем не связанных а действующих систем и организованно. Вот почему в статье „О терроре» и в статье „Вопрос организации» ими выдвигается на очередь дня серьезный вопрос об анархистских фракциях и их объединении.
Как и прежде, „чернознаменцы» остались враждебными всяким моментам, способным задержать рост революционного настроения рабочих масс. В статье „Несколько слов о синдикализме» успех синдикализма в России объясняется тем, что среди анархистов много эмигрантов, механически перенесших условия Западной Европы в Россию. Эти эмигранты «стали учить красотам синдикализма… синдикат принимают за ячейку будущего строя. Анархисты стали звать угнетенных не к социальной революции, а к созданию синдикатов, анархисты стали звать не к нападению на буржуазный строй и не к уничтожению его, а к организации по профессиям для „будущих завоеваний»… Анархисты, которые первыми высказались и всегда показывали пример прямой борьбы и организации боевых сил в процессе борьбы, высказываются теперь за организацию, которая лишь когда-то будет действовать. Положение: действуя, организуйтесь, они хотят заменить положением — организуйтесь для действия в будущем» (выдел. авт.).
„Чернознаменцы» видят в синдикализме такого же противника социальной революции, как и в социал-демократии, в тогдашних коммунистах, которые, организуя миллионы рабочих вокруг парламентаризма, готовят их к битвам в далеком будущем, выдвигая программу-минимум для усыпления революционных стремлений пролетариата. Кроме того, в синдикатах не находят себе места безработный, люмпен-пролетарий, являющийся, по мнению „чернознаменцев», самым последовательным борцом за социальную революцию.
Анархо-синдикалисты
Анархо-синдикализм, этот позднейший вид анархизма, является своего рода шагом вперед от отвлеченного, оторванного от жизни анархизма к марксизму. Анархизмом синдикализм называется потому, что подобно другим анархистским течениям он признает всякую политическую борьбу, в том числе и парламентаризм, совершенно лишней и вредной. Анархо-синдикализм или, как его стали называть во Франции, революционный синдикализм ставит во главу угла объединение всех рабочих, без различия политических и других убеждений, в синдикаты, т.е. в революционные рабочие союзы. Анархо-синдикализм признает классовую борьбу и считает единственно приемлемой для пролетариата организацией не политические партии и не парламент, а исключительно профессиональный союз. От анархизма анархо-синдикализм отличается тем, что первый не допускает никаких промежуточных этапов между повседневной борьбой пролетариата и его конечной целью, анархо-синдикализм же настаивает на необходимости длительной подготовки пролетариата к будущей социальной революции.
Но, в отличие от социал-демократии, анархо-синдикализм считает, что всякие политические организации, политическая борьба, участие в буржуазных парламентах развращают и разлагают рабочий класс. «Самый уязвимый пункт ортодоксального марксизма, — пишет анархо-синдикалист А. Боровой, — вопиющее противоречие между „революционностью» его „конечной цели» и мирным реформистским характером его „движения», между суровым требованием непримиримой „классовой борьбы” и практическим подчинением ее парламентской политике партии».
Вот это-то внешнее «противоречие» (в понимании механицистов, каковыми являются все анархисты без исключения) между социал-демократическим движением и его конечной целью, «между действительностью и идеалом» пытается заполнить революционный синдикализм, рассматривая каждый шаг своего движения, как шаг вперед к конечной цели. Если цель борьбы пролетариата заключается в разрушении современного классового общества с его системой наемного труда, то повседневная революционная классовая борьба пролетариата, пропитанная духом ненависти ко всем видам капиталистического государства, является медленным, но верным приближением к конечной победе. Каждый отдельный момент в развитии синдикалистского движения сопровождается действиями, постепенно разрушающими капиталистический строй. „Чистые” анархисты, как мы уже видели, упрекают синдикалистов в том, что их теории являются компромиссом с буржуазным порядком, что синдикаты являются таким же тормозящим приближение социальной революции моментом, как программа-минимум у социал-демократов (коммунистов того времени), что они допускают возможность положительной творческой работы на почве капиталистического строя. Синдикалисты видят в синдикатах не только организации для подготовки к борьбе за социальную революцию, но также ячейки будущего строя.
Синдикаты, по мысли синдикалистов, ставят своей целью захватить в свои руки производство и потребление. Средства борьбы против капиталистического строя — это стачки, бойкот, саботаж. Анархисты-синдикалисты выдвигают принцип „прямого воздействия», т.-е. непосредственного давления пролетариата на капиталистов под руководством синдикатов путем вышеуказанных форм борьбы.
Совершенно исключается из средств борьбы синдикализма террор в смысле прямого насилия над отдельными представителями капитализма. «Террор в практике синдикалистов возможен только массовый, выражающийся в открытых классовых выступлениях пролетариата в каждый момент угрожающий капиталистическому строю в целом. Синдикализм, в противовес всем другим видам анархизма, не чуждается и не боится частичных уступок и реформ. Но он в то же время отвергает всякие соглашения с хозяевами».
Анархо-синдикализм в Европе возник и начал развиваться только в начале XX века. Поначалу особой популярностью он не пользовался, но после русской революции 1905 года его влияние на рабочие массы усилилось. Особенно сильно распространился революционный синдикализм во Франции, где, с одной стороны, рабочий класс разочаровался в парламентской борьбе, а с другой — социалистические партии выдвинули целый ряд вождей — изменников пролетариата, продавшихся буржуазии, вступивших в буржуазные правительства и принимавших участие не только в создании законов против рабочего класса, но и расстреливавших рабочих-стачечников. Во Франции синдикалистское движение выдвинуло целый ряд крупных теоретиков, как Пуже, Лягардель, Сорель и др. Анархо-синдикализм имеет также свою организацию „Индустриальные рабочие мира» в США, где все рабочее движение развращено под влиянием Американской федерации труда, руководимой вождями, подкупленными капиталистами. В несколько более слабой степени революционный синдикализм развит в Италии и в Англии.
В России анархо-синдикалисты, выступив в качестве более или менее организованной группы в конце 1905 г. и с первого же момента выразили свое недовольство деятельностью своих западноевропейских собратьев. Революционный момент требовал отказа от слишком умеренной тактики французских и американских революционных синдикалистов. Создав тайный „Революционный союз труда», они повели энергичную борьбу против царского правительства и самодержавного государства при помощи методов террора и экспроприации. Кроме того, они выдвинули как средство борьбы пропаганду отказа от уплаты податей, от исполнения воинской повинности и т. и.
В ноябре 1906 г. группа анархо-синдикалистов, руководимая Новомирским, выпустила в Одессе листовку, с изложением программы и тактики русского синдикализма. В этой листовке, в частности, говорится о том, что «буржуазное господство рабочий класс может уничтожить только насильственным уничтожением государственной власти и революционным захватом собственности посредством всеобщей стачки и вооруженного восстания, которые должны быть подготовлены рядом частичных и массовых стачек, всеобщим отказом рабочих отбывать военную службу и другие государственные повинности, массовыми экспроприациями продуктов в пользу бастующих и безработных, уничтожением эксплуататоров и врагов рабочего класса».
Относительно тактических принципов там же мы читаем: «1) Группа стремится всеми мерами отвлечь рабочие массы от участия в выборах. Полный бойкот всех выборных учреждений. 2) Отказ правительству в податях и рекрутах, уничтожение государственных имуществ, порча оружия и т. д. 3) Террористические нападения на государственных чиновников и капиталистов. 4) Создание в недрах современного общества ячеек будущего свободного общежития — организация тайных анархистских профессиональных союзов. 5) Группа против безмотивного террора и относится отрицательно к таким террористическим актам, как бросание бомб в ресторане, так как они ожесточают рабочих. Революционная энергия должна быть направлена только против крупных и активных врагов рабочего класса».
Группа „Новый Мир“ считала также возможным вступление анархистов-синдикалистов в одиночку и целыми группами („тайные синдикаты”) в открытые легальные беспартийные профессиональные союзы, с одной стороны, для проповеди идей анархизма, с другой — для борьбы против политических партий, стремящихся подчинить себе профессиональные союзы в своих целях. Т.е. одним из важнейших направлений их деятельности была борьба с социал-демократией, большевизмом, по сути, с политическим движением рабочего класса.
Еще более последовательной в смысле анархо-синдикализма европейского образца являлась группа „Буревестник”, организовавшаяся в Женеве в середине 1906 г. Эта группа с первого же момента высказала резко отрицательное осуждение всяким экспроприациям и террористическим актам, особенно таким, которые совершаются для личных целей. В ряде статей „Буревестник» осуждает попытки угнетенных улучшить свое положение при помощи законодательных органов. Защита таких попыток постепенно приводит к признанию за буржуазным парламентом и государством положительной роли. Не менее вредны и мирные стачки, приспособляющиеся к существующим в государстве законам. Такие способы „борьбы» гасят революционный пыл рабочих и приучают их приспособляться к государству и власти, считали буревестниковцы.
Отвергая, как и другие анархистские группы, парламентаризм и реформизм, группа „Буревестник» призывает рабочие массы вести непосредственно революционную, нелегальную борьбу. Единственным оружием в деле борьбы труда с капиталом она признавала только революционный синдикализм.
В отличие от группы анархистов — синдикалистов, объединившихся вокруг органа „Новый Мир», анархисты из „Буревестника» считали возможным наступление социальной революции в ближайшее время. На этом основании „Буревестник» хотя и признавал отсталость русского рабочего класса по сравнению с западноевропейским, тем не менее был уверен, что высокая степень революционного настроения русских рабочих дает им большие шансы на победу.
Группа „Буревестник» в 1907 —1908 г. г. пытается стать центром организации всех анархистских сил в России. Однако „Буревестник» не находит возможным создать централистическую организацию типа социал-демократических партий. Анархистская организация, по мнению „Буревестника“, может существовать лишь как федерация всех анархистских групп, действующих в стране.
Таким образом, на территории России существовали три группировки анархистов, если не считать случайных объединений, не игравших никакой роли и очень часто ограничивавшихся двумя — тремя налетами, экспроприациями («эксами») и бесцельными убийствами. Эти группировки отличались друг от друга, главным образом, своим отношением к синдикалистскому движению.
Группа анархистов-коммунистов признавала синдикаты лишь постольку, поскольку они являются местом сосредоточения рабочих масс. Поэтому анархисты могут вступать в профессиональные союзы с целью пропаганды анархизма, но вместе с тем они ни под каким видом не должны брать на себя инициативы в деле создания профсоюзов.
Группа „безначальцев“ совершенно отвергала какое бы то ни было участие анархистов в синдикальном движении.
И, наконец, группа анархо-синдикалистов считала синдикаты основой всей деятельности анархистов.
[1] Беспрерывную
Спасибо за статью,очень интересно было узнать о истории анархизма в Российской Империи.