Лекция № 1. «Основные понятия»

Ленин(Подготовлено в рамках курса «Основы марксизма-ленинизма»)

Нас не устраивает общество, в котором мы живем. Мы хотим его изменить.

Но как?

В общем и целом мы понимаем, что нужно избавиться от тех негативов, которые нас особенно угнетают – от угрозы безработицы, от нищеты миллионов работающих и не способных при этом свести концы с концами, от произвола работодателей, который могут выгнать на улицу любого наемного работника в любой момент, когда им это заблагорассудится, от коррупции в государственных органах, от бесправия простых граждан в судах, от гнета полицейщины, от наркомании и проституции, от прогрессирующего дебилизма населения и т.п.

Это правильно и справедливо. Миллионы трудящихся не должны умирать с голоду, когда единицы паразитируют за их счет и за один только обед тратят несколько годовых зарплат нескольких сотен простых рабочих.

Но что именно мы должны сделать, чтобы всего этого у нас больше не было? Как нам нужно изменить наше общество, чтобы этих негативов не существовало?

Для начала мы должны понять, какое у нас общество.

Как мы можем понять наше общество?

Только твердо встав на материалистические позиции.

Почему?

Пример:  Человек, адаптируясь к природе, всегда поступал как материалист. Если бы он поступал иначе, он бы никогда не выжил на этой земле. Когда он слышал гром и не знал, откуда гром берется, тогда, разумеется, он вынужден был фантазировать, выдумывать себе богов и сверхъестественных существ, которые и устраивают этот шум в небе, т.е. он был идеалистом. Но когда он ловил рыбу, он четко знал, что без крючка и лески, без сети и уменья эту рыбу не поймать. Можно было сколько угодно взывать к богу, но в руки эта рыба сама из воды не прыгнет и столе не окажется. Чтобы накормить себя, одеть, обуть, защитить от холода и жары, человек вынужден был быть материалистом. Только потому он и сумел успешно приспособиться к природе и выживать на земле тысячи лет

Вот и нам нужно отбросить всякий идеализм, не искать ответов у бога, не выдумывать их из головы, а стать материалистами, чтобы понять, где мы находимся и как нам из этого печального положения выбраться. Пока мы будем идеалистами, мы ничего понять не сможем.

Почему не сможем?

Потому что произойдет то же, что и с доисторическим человеком – сколько бы мы не витали в облаках, сколько бы не взывали к богу, сколько бы не выдумывали действительность, но «рыба на нашем столе сама не окажется». Хотим мы того или не хотим, но если мы действительно намерены изменить мир, в котором живем, нам нужно внимательно изучить окружающую нас реальность.

Вот посмотрите сами:

Кургинян с его метафизикой отвечает на вопрос как изменить общество? Нет.

Социал-дарвинизм, заявляющий, что человек всегда порочен, потому что он животное и иного от него ожидать нельзя, отвечает на вопрос как изменить общество? Нет.

Может объективисты, которые пытаются смотреть якобы «объективно» на все общество, не видя, что в нем есть разные группы населения, у которых совершенно разные экономические интересы, говорят нам, как изменить существующее общество? Нет.

А может либерализм с его утопиями о «социальном» государстве и «сотрудничестве классов» – богатых и бедных предлагает нам пути изменения нашего общества? Нет.

Ну, значит, религия дает ответ на интересующий нас вопрос? Тоже нет!!!!

Все предлагаемые нам сегодня буржуазным обществом социологические теории и концепции – ложные. Цель их создания не выяснить как устроено наше общество и уж тем более не показать пути его изменения к лучшему, а запутать нас, чтобы мы не дай бог не разобрались в существующей ситуации и как можно меньше понимали из того, что на самом деле происходит в стране и мире, а, следовательно, не имели бы и возможности изменить окружающий нас мир. Т.е. цель всех ныне предлагаемых нам действующей властью социологических теорий – закрепить существующие в нашем обществе отношения.

В чем основа буржуазных идеалистических теорий?

В том, что они нам предлагают мнение философов — их создателей, а не знание. Но мнений много, а ИСТИНА – всего одна.  Только одно из мнений может быть истинно – то, которое отражает ЗНАНИЕ. (См. «Какое мнение истинно? Как отличить правду от лжи?)

Потому философская основа всех буржуазных социологических теорий, пытающихся объяснить как устроено современное общество – идеализм, нам не годится совершенно. Он не дает нам ответов. Он уводит в тупик. Он выгоден только тем, кто ныне нами правит.

Но если мы твердо встанем на позиции материализма, то нам очень многое станет ясно, в том числе и путь, каким следует идти, чтобы изменить наше общество.

Как мы можем встать на позиции материализма?

Только обратившись к экономике. Экономика  – основа нашего существования. Это она дает нам все витальные (жизненные) блага, без которых мы не можем выжить. Это экономика наполняет прилавки магазинов, формирует в них цены, дает нам работу, за которую мы можем получать зарплату и покупать все, что нам требуется для жизни.

Только изучая экономическую реальность нашего общества, мы сможем понять, как оно на самом деле устроено и почему в нем существуют именно такие отношения между людьми, а не какие-то другие. Это и будет материализм в применении к социологии, науке об обществе.

Экономика со всей очевидностью нам показывает, что у нас в стране не что иное капитализм. То, что кто-то с этим выводом не согласен, никакого значения не имеет, ибо это всего лишь частное мнение этих людей, а не знание. Мнение же, не подкрепленное знанием, как мы уже теперь знаем, есть мнение ложное, ошибочное. И оно нас совершенно  не интересует. Нас интересует только Истина.

Почему у нас капитализм?

Потому что капитализм это такое общественное устройство (общественно-экономическая формация или общественно-экономический строй), которое характеризуется 3 признаками:

— товарный характер общественного производства,

— частная собственность на средства производства,

— наемный труд.

Рассмотрим каждый из этих признаков подробнее, чтобы выяснить, что это такое и имеют ли место все эти признаки у нас в России.

  • Первый признак – «товарный характер общественного производства»

Здесь у нас два ключевых понятия, которые потребуется разобрать – общественное производство и товар.

Общественное производство

Человек – существо биологическое. Он из плоти и крови. Чтобы жить, ему нужно обеспечивать себя всем необходимым для существования своего биологического организма — едой, питьем,  одеждой,  защищаться от дождя и снега (т.е. иметь крышу над головой), лечиться, если заболеет, бороться с природными катаклизмами, если они случаются и пр. В отличие от животных, удовлетворяющих свои потребности с помощью того, что дано природой, человек производит все необходимое ему для жизни сам. Люди не могут производить в одиночку, они работают сообща, вступая при этом в определённые производственные отношения (отношения в процессе производства того, что им необходимо для выживания). Загнать и убить буйвола, можно только нескольким охотникам, но зато все племя будет сыто – и жены, и старики, и дети. И мост через речку построить одному тоже сложно, а вот всей деревней – нет проблем.

Поэтому производство материальных благ всегда является производством общественным. Оно является основой существования любого человеческого общества.

Общественное производство это процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для их существования.

Для производства любой вещи необходимы три элемента:

— предмет природы, из которого ее можно изготовить (предмет труда);

средства труда, с помощью которых это изготовление осуществляется,

— и целенаправленная деятельность человека, т.е. его труд.

Предметы труда и средства труда, взятые вместе, составляют средства производства:

Средства производства = предметы труда + средства труда

Результатом же производства является продукт труда, который по своей натуральной форме и роли в общественном производстве может быть либо средством производства (т.е. таким продуктом, который непосредственно употребить нельзя, но зато можно использовать для производства других продуктов, которые уже потребляются человеком), либо предметом личного потребления.

Все социальные отношения, т.е. отношения людей в обществе, есть отражение взаимодействия людей в процессе общественного производства. Т.е. человек плотно завязан на материальное, на экономику, ведь идеями и фантазиями сыт не будешь. Именно материальное является основой духовного — сознание есть отражение бытия.

Что значит «сознание есть отражение бытия»?

Это означает, что идеи в голове у человека сами по себе не возникают, они являются только отражением в человеческом сознании условий его материального существования, даже если сам человек об этом не подозревает, и без человека эти идеи не существуют.

Но производственные отношения возникают не сами по себе, они прочно связаны с уровнем производительных сил общества.

Что такое производительные силы общества?

Это все то, чем общество располагает – средства производства (здания, станки, оборудование, земля, недра и пр.), предметы потребления и сами люди — участники общественного производства — рабочие, трудящиеся массы. Человек есть главная производительная сила общества. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют определённые производственные отношения. Производительные силы и производственные отношения в сумме образуют способ производства.

1.cdr

Товар

Товар  — продукт труда, произведенный специально для обмена (продажи). Производство продуктов труда специально для их обмена (продажи) есть товарное производство.

Товарное производство может быть двух видов – простое и капиталистическое.

Простое товарное производство — это когда производитель сам производит товары на продажу, используя принадлежащие ему средства производства.

Пример простого товарного производства: Крестьяне, владеющие наделом земли и средствами труда, позволяющими ее обрабатывать (лошадью, сохой и пр.), не использующие чужого труда. В современных условиях России – сельские жители, выращивающие с\х продукцию на своем приусадебном участке с помощью сил своей семьи.

Капиталистическое товарное производство – производство товаров с применением наемного труда.

Пример капиталистического товарного производства: Капиталисты, владеющие заводами и фабриками, на которых работают наемные рабочие. Или фермеры, владеющие участком земли и средствами для ее обработки, нанимающие для работы на ней сельских рабочих или батраков.

Т.е. капиталистическое товарное производство не может существовать без наемного труда.

Но где взять столько работников, которыми бы согласились работать у капиталиста за деньги?

Лишение самостоятельного производителя принадлежащих ему средств производства есть необходимое условие становления всякого капиталистического производства. Как это происходит  в реальности, мы рассмотрим на следующем занятии, когда будем разбирать устройство капиталистического общества.

  • Второй признак капитализма – частная собственность на средства производства.

Здесь мы должны понять, что такое собственность, поскольку что такое средства производства, мы уже знаем.

Собственность

Собственность это исторически определенная общественная форма присвоения материальных благ, выражающая отношение людей друг к другу в процессе общественного производства. Собственность связана с предметами и вещами, но это не есть отношение человека к вещи, это только форма, через которую выражается отношение людей друг к другу, и форма эта зависит от того, как организованы в обществе процессы производства и распределения материальных благ.

Производство невозможно без той или иной формы собственности. Появившись с возникновением человеческого общества, собственность в каждую конкретную историческую эпоху имеет свой особый специфический характер и выступает в определенной, свойственной только этой эпохе, форме.

Буржуазная наука отрицает этот факт, она позиционирует капиталистическую частную собственность как вечную, существовавшую чуть ли не с момента возникновения самого человека. Это неверно. Собственность есть категория историческая, преходящая.

Капиталистическая частная собственность это совокупность существующих ныне общественных отношений, и вне этих отношений ее быть не может.

Что такое право собственности?

Право это воля господствующего класса, возведенная в закон. Это определение было дано классиками марксизма К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии» и наилучшим образом отражает сущность права.

Право собственности состоит из трех прав (так называемая триада прав) – права владения, права пользования, право распоряжения.

Право владения. Буржуазные источники определяют это право так – «законодательно закрепленное право владения имуществом, вещью и право ее удержания во владении». Главный элемент, заметьте, «удержание» уже предполагает силовую защиту это права.

Большая советская энциклопедия, отражающая марксистскую, т.е. научную точку зрения, определяет «владение» как фактическое обладание вещью, подчеркивая, что это право всегда  охраняется законом.

Особых различий, как мы видим, нет, но БСЭ дает лучшее понимание сути права владения.

Фактическое обладание вещью, особенно если эта вещь есть средства производства, кроме морального удовлетворения, дает ее владельцу еще кое-что и очень серьезное – право присвоения продуктов, произведенных с помощью этих средств производства.

Пример: В СССР, когда всеми средствами производства владел весь советский народ, он сам и присваивал все то, что производилось в стране. Теперь в РФ, когда средствами производства владеют единицы, именно они и являются хозяевами всего того, что в стране производится. Потому у нас появились богатые и нищие.

Именно право владения позволяет владельцам заводов и фабрик (капиталистам) получать с них прибыль. Ведь сами капиталисты на этих заводах не работают (т.е. ими не пользуются), свое право распоряжения не используют (т.е. не продают его и не отчуждают его каким-то иным образом). Они только владеют заводами и этого оказывается вполне достаточно, чтобы сказочно богатеть.

Право пользования. Здесь все просто и понятно, это возможность использовать что-либо для удовлетворения своих потребностей. Иметь право пользования на что-либо можно не только вследствие того, что являешься его владельцем, но и потому что это право тебе передано другими.

Пример: Аренда. Проживание в квартире это пользование квартирой, вне зависимости от того твоя она или чужая. Ездить на авто это пользоваться им, опять-таки вне зависимости от того, твое оно или чужое.

Право распоряжения. Это возможность совершать сделки с принадлежащим тебе имуществом – продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду и пр.

Пример:

В СССР право владения всеми средствами производства в стране, как уже было сказано выше в примере, принадлежало всему советскому народу. И это было юридически закреплено в Конституции СССР. И право пользования всем народным достоянием реально имел советский народ – он работал на принадлежащих ему заводах, использовал в своих целях имеющиеся в стране недра и природные ресурсы. То и с правом распоряжения — что-либо отчуждать из средств производства имел право только советский народ, что он и делал, например, продавая за рубеж некоторые средства производства (станки, оборудование и пр.)

Собственность на средства производства определяет:

— характер общества – является ли оно классовым или бесклассовым,

— какой класс в обществе господствует.

Собственность на средства производства бывает частная (индивидуальная и коллективная) и общественная (общенародная).

Частная собственность это собственность, принадлежащая части общества, т.е. одному (индивидуальная) или нескольким (коллективная) лицам.

Общенародная собственность (или общественная собственность) это собственность, которая принадлежит всему обществу в целом – всему народу.

Государственная собственность это собственность того класса, который господствует в обществе. В условиях общенародной собственность государственная собственность есть собственность общественная, всего общества. В условиях же капиталистического общества это собственность класса буржуазии, т.е. есть разновидность коллективной частной собственности.

  • Третий признак капитализма – наемный труд

Наемный труд – это труд по найму, то есть за деньги. Наемный труд существует только в капиталистическом обществе, когда рынок становится всеобщим, охватывая все сферы жизнедеятельности людей. Источник наемного труда — товар «рабочая сила», который продается покупается на рынке труда. Предлагают этот товар люди, лишенные средств производства, которые не могут существовать и выживать иначе, если они не будут продавать свою способность трудиться.

Рабочая сила – это особый товар, она покупается капиталистом только потому, что способна приносит прибыль. Как и почему это происходит, мы расскажем на следующем занятии.

Мы рассмотрели все три признака капитализма.

Глядя на реальность нашей жизни в России, мы можем видеть, что все эти признаки у нас в стране налицо. Т.е. производится только то, что потом можно продать на рынке, в экономике и иных сферах жизни правит бал частная собственность и существует рынок труда – десятки миллионов людей у нас могут выжить, если будут продавать свой труд.

Следовательно, в нашей стране самый настоящий капитализм.

Но откуда он у нас взялся? Ведь мы помним из истории, что в СССР был социализм?

Пример: Во время буржуазной контрреволюции в СССР, осуществленной в перестройку. Это было сделано в период с 1987 по 1990 г. Подробнее см. «Когда и как у советского народа отобрали все его достояние» 

Следовательно, нам, чтобы изменить общество, нам требуется изучить капитализм, понять как он устроен, выяснить законы, которые им движут и понять, как с ним нужно бороться. Этим мы и будем заниматься в течение всего нашего курса обучения.

Единственная наука, изучившая капитализм, это МАРКСИЗМ – ЛЕНИНИЗМ. Марксизм выявил законы капитализма и доказал, что на смену ему неизбежно придет КОММУНИЗМ.

Буржуазные идеологи стремятся нам доказать, что капитализм вечен. Но они лгут. Он смертен. Капитализм возник не с самого появления на свет человечества. У него есть четкая дата рождения – 16-17 век. А значит, он когда-то должен и умереть. Его сменит другой общественно-экономический строй. Но когда это произойдет, может сказать нам только сам капитализм, а точнее законы его развития. Потому нам жизненно необходимо изучат марксизм.

Почему марксизм это наука, а остальные буржуазные теории — антинаука?

Потому что основа марксизма – диалектический материализм. Это единственно научный метод исследования, примененный впервые К.Марксом для изучения общественных отношений. Метод Маркса опирается на факты и действительность, а не на фантазии, т.е. имеет твердую материалистическую основу, и рассматривает все явления и события не изолированно друг от друга, а во всей их полноте и взаимосвязи с другими явлениями и событиями, т.е. подходит к изучению общества диалектически.

Точно так же подходит к исследованию законов природы и любой настоящий ученый-естественник и даже любой специалист-профессионал в области естественных наук – физик, химик, биолог, инженер, медик и пр. Рассуждая о человеческом обществе, эти люди могут быть идеалистами, но в своей профессиональной области они необходимо должны быть только материалистами-диалектиками, ибо в противном случае они ничего не смогут открыть, создать, сконструировать или вылечить кого-то. Тот же врач вынужден четко исследовать реальные проявления болезни у пациента, а не выдумывать их из головы, иначе он никогда не поможет больному выздороветь.

И в отношении человеческого общества мы должны поступать точно также – опираться на реальность, а не на свое представление о ней, т.е. быть диалектиками-материалистами.

Диалектический материализм это не идеалистические умствования Гегеля, как стала изображать диамат позднесоветская философия. До сих пор многие бывшие советские ученые обществоведы делают то же самое, устраивая танцы вокруг категорий диалектики и пытаясь с их помощью понять действительность, подменяя тем самым диалектику Маркса диалектикой Гегеля. Диамат — это твердая опора на реальность бытия, отражение бытия во всей его полноте и многообразии. Диамат полностью противоположен диалектике Гегеля, о чем неоднократно заявлял Маркс, но чего так и не поняли советские ученые-марксисты послесталинского времени, в результате чего оказались полностью безоружными перед лицом наступающей буржуазной контрреволюции в СССР. Единственное, что сделал хорошего Гегель, это СЛУЧАЙНО открыл законы диалектики, но он совершенно не понял, что с ними делать. Об этом не раз писали сами классики марксизма.

Нам же нужно четко понять следующее, что использовать законы диалектики как математические формулы для изучения действительности НЕВОЗМОЖНО. Действовать нужно принципиально по-иному – исследовать реальные процессы действительности во всей их полноте и многообразии, и если  результат такого исследования покажет, что где-то действует тот или иной закон диалектики, значит так тому и быть. Не проявит себя ни один закон диалектики, значит либо процесс, идущий в действительности, еще не закончен, либо исследование было не достаточно широким.

Мы никогда не должны забывать требования Маркса к социологической теории – она должна точно изображать действительный процесс – и ничего более. (см. Ленин «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов», ПСС, т.1). И поскольку каждому из нас придется так или иначе применять диалектику на практике, решая те или иные задачи коммунистического движения, мы должны уделить этой работе Ленин особое внимание.

Маркс показал, что экономические законы в разных формациях разные. При капитализме – свои, при феодализме – свои, при коммунизме – свои. Единых экономических законов не существует.

Экономический законы капитализма, открытые Марксом, доказывают, что капитализм СМЕРТЕН, что он неизбежно дойдет до такой стадии, когда уничтожит сам себя. Ему на смену придет КОММУНИЗМ. И мы должны изучить учение Маркса, чтобы понять, как мы можем ПОМОЧЬ этому процессу.

Почему помочь? Разве само по себе это не произойдет?

Нет, не произойдет. Человеческая история не движется сама по себе, хотя ей и управляют объективные законы общественного развития. Историю делают массы —  миллионы людей, а не личности. Личности только выражают интересы масс. Это и есть позиция материалиста в области изучения исторической действительности.

Пример: Тот же Путин действует не сам по себе, он выразитель правящего в России класса – буржуазии. Точно так же, как Николай 2 и другие русские цари, выражали волю господствующего в РИ класса феодалов (помещиков и аристократов).

Человеческое общество может быть классовым и бесклассовым.

Бесклассовое общество такое общество, где экономические интересы у всех членов общества одинаковы.

Классовое общество это такое общество, где существуют различные группы населения, экономические интересы которых противоположны друг другу.

Какой характер имеет общество, зависит от уровня развития производительных сил.

Когда производительные силы человеческого общества на заре его развития были еще ничтожно малы, существовало бесклассовое первобытное общество.

С ростом производительных сил, но до тех пор, пока они не развились настолько, чтобы удовлетворить все материальные интересы каждого члена общества, мы имеем классовые общества:

 – рабовладельческое (класс рабовладельцев и класс рабов),

— феодальное (класс феодалов и класс крестьян),

— капиталистическое (класс буржуазии и класс пролетариев).

И только тогда, когда капитализм в силу присущих ему экономических законов настолько высоко развивает производительные силы общества, появляется возможность существования еще одного вида бесклассового общества – коммунистического. КОММУНИЗМ это общество, в котором нет классов, нет деления на бедных и богатых, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Почему? Потому что уровень развития производительных сил общества так высок, что способен материально удовлетворить абсолютно всех. При коммунизме у каждого есть все необходимое для жизни.

Так что же такое КЛАССЫ?

Наиболее полное и наиболее точное определение классов дал Владимир Ильич Ленин в статье «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.».

Как возникают классы?

Общественные классы возникают с разделением труда.

Первое разделение труда в человеческой истории это отделение скотоводства от земледелия. Стало производить значительно больше продуктов, чем прежде. Появился излишек продуктов, а значит, возник обмен между племенами, занимающимися разными видами хозяйственной деятельности. Излишки должны были кому-то принадлежать, ими кто-то должен был распоряжаться, это с одной стороны, а с другой стороны, потребовались уже специальные люди, функцией которых стало управление обществом, всей его хозяйственной деятельностью в целях лучшей организации процесса производства. Так возникла частная собственность и появились  классы – люди, владеющие собственностью и не владеющие ею (рабовладельцы и рабы).  Владельцам собственности, которых было ничтожное меньшинство, потребовалось ее защищать — появилось государство. Этот процесс хорошо описан Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Когда произошло второе разделение труда – ремесло отделилось от скотоводства и земледелия, возник новый общественно-экономический строй — феодализм. В те времена везде использовался ручной труд.

Когда же человек придумал машины – ткацкий станок и паровую машина (двигатель), то появился на свет капитализм.

Во всех классовых обществах малая часть людей, владеющих средствами производства, живет богато и сыто, а большая часть людей, работающая на тех, у кого есть средства производства, — нищие и голодные.

Примеры: В феодальном обществе феодал (владелец земли) сам не работал, на его земле работали крестьяне, которые выращивали и отдавали ему практически все, что вырастили.

Сегодня в условиях российского капитализма буржуй Прохоров, владеющий Норникелем, может бездельничать и кутить в Куршавелях, отдавая за один только обед по два миллиона рублей, а десятки тысяч рабочих Норникеля своим трудом обеспечивают ему эту райскую жизнь.

Как же могут быть уничтожены классы? Могли ли они быть уничтожены раньше, при рабовладельческом или при феодальном строе?

Нет. Только капитализм подготавливает все условия для полного уничтожения классов.

Почему?

Потому что в те времена производительность труда была слишком низкой, везде господствовал ручной труд. Капитализм же применяет труд машинный, автоматизированный, необычайно увеличивая производительные силы общества и высвобождая огромные массы людей из сферы материального производства. Благодаря достижениями НТР производительность труда при капитализме достигла небывалых высот в истории человеческого общества.

Пример: Сейчас 2% населения земли может обеспечить весь мир с\х продуктами, полностью решив проблему голода на нашей планете. И только потому, что в мире царствует капитализм, более половины жителей земли все еще голодают!

Почему голодают? Потому что капитализм, создав высочайшие производительные силы – самые современные технологии и оборудование, сам стал тормозом дальнейшего общественного развития. Его век закончен, он должен уйти. Но сам он не уйдет. Ему нужно помочь это сделать.

Так всегда было в истории – ни один прежний общественный строй сам не уходил. Его всегда разрушали сознательно те угнетенные им классы, развитию которых он мешал.

Смена одного строя на другой всегда происходила путем революций, т.е. кардинальных перемен во всех сферах жизни общества.  Главная причина революций – непримиримое противоречие между развивающимися производительными силами и сдерживающими их развитие старыми производственными отношениями.

Пример: Буржуазные революции в европейских странах происходили не единожды. В одной только Франции их было аж целых три – 1793, 1830, 1848 гг. Между ними – периоды контрреволюции, когда временно возвращалась старая феодальная, абсолютистская власть.

Следовательно, и контрреволюция в СССР и странах социализма для истории явление не уникальное. Это говорит о том, что впереди нас ждут новые социалистические революции, которые учтут ошибки и недочеты прежних соцреволюций и продолжат движение к коммунизму. Главное, что таковы объективные законы общественного развития, от которых не уйти и не спрятаться. История на стороне пролетариата и социалистических сил.

Л.Сокольский, МЛД «Рабочий Путь»


[1] Архивы ОБХСС СССР.

Лекция № 1. «Основные понятия»: 16 комментариев

  1. Спасибо за статью! Она кое-чему меня научила и помогла понять, что новый для меня путь к Коммунизму — единственно правильный. Я буду читать и дальше лекции в этом разделе и рекомендовать их своим знакомым, а те, по цепочке будут передавать их другим.
    .
    Какие статьи вы мне ещё порекомендуете?

  2. На основании лекции могу предположить, что коммунизм не единственное решение кризиса капитализма. Как выше сказано, переход к новым социальным отношениям сопровождается технологической революций, и как следствие, увеличением производительности труда. Под эти задачи подходит автоматизация, алгоритмизация и роботизация. Необходимость труда, в качестве условия производства товаров, становится настолько мала, что вызовет разрушение сложившегося капиталистического уклада. В этом ключе вижу коммунизм, как мобилизационную форму (более эффективную) капитализма для рывка в будущее.

    1. Да важно не что вы там видите (хоть зеленых человечков в небе! это ваше право!), а то, что есть. Вы даже первой лекции не осилили, роли труда в эволюции человечества не осознали, в законах капитализма и вообще общественного развития не разобрались, а уже «видите» что-то… Всегда удивляло, как легко неглупые вроде люди поддаются на байки о плюрализме….

    2. Хочу сказать, что мысль Д. Давыдова «Необходимость труда, в качестве условия производства товаров, становится настолько мала, что вызовет разрушение сложившегося капиталистического уклада» есть вредное заблуждение. На самом деле не важно сколько количества труда присваивается у трудящегося без средств производства тем участником производства, который их имеет. Важен сам факт особой формы присвоения, которая и характеризует капиталистический способ производства. Лишь ликвидация частного владения средств производства приведёт к исчезновению капитализма, а это будет только при революционном скачке от капитализма к социализму через политическую деятельность рабочего класса.

  3. С удовольствием начал изучать азы,без которых невозможно победить.
    Споткнулся на: «общественная собственность»,конкретно — её практическое воплощение;»государственная собственность»(обдумал,и появилось некоторое мнение); и не присутствующем здесь термине»социалистическая собственность».
    Считаю,что пора поглубже разъяснить эти понятия.
    С удовольствием вникну.
    p.s.
    Сегодня не заглядывал,но край как нужна статья о диктатуре пролетариата.
    Придётся скоро её использовать.

    1. Не ерничайте. Лучше потратьте время на учебу. Одних лекций будет недостаточно — нужно перечитать еще бы и всю рекомендованную литературу. Без этого что такое диктатура пролетариата, увы, не понять. Не понтуюсь, искренне советую — сами это проходили. А материал о ДП в принципе есть (лекции давно в тезисах, осталось только расписать). Они, конечно, не заменят Ленина «Государство и революция» и Сталинские работы «К вопросам ленинизма» и «Об основах ленинизма», но хотя бы дадут ориентиры.

  4. Читая Ленина
    («Государство и революция»)
    «По Марксу,государство есть орган классового господства,есть орган угнетения одного класса другим».

    То,что на личной шкуре чуем.
    Всех притеснителей «обуем».

  5. Читая Ленина
    (там же,в дальнейшем — «Г. и Р».)
    «Освобождение угнетённого класса невозможно не только без насильственной революции,но и без уничтожения того аппарата государственной власти,который господствующим классом создан и в котором это «отчуждение»воплощено.»

    Очень интересно:в таком случае нужно создавать новый подобный аппарат,пусть и обязательно из своих людей,с такими же функциями управления и (главное!)подавления,что неминуемо приведёт (и привело в СССР)к образованию обособленной,привилегированной касте,которая возжелает удержаться в лучшем положении.
    Какой выход?
    Он,конечно,есть.

  6. Читая Ленина
    («Г. и Р.»)
    «Энгельс умел еще в 1891 году указывать на «конкуренцию завоеваний», как на одну из важнейших отличительных черт внешней политики великих держав, а негодяи социал-шовинизма в 1914 — 1917 годах, когда именно эта конкуренция, обострившись во много раз, породила империалистскую войну, прикрывают защиту грабительских интересов «своей» буржуазии фразами о «защите отечества»,»

    Не смог удержаться и процитировал полностью:до чего пророчески сказано!

  7. Читая Ленина
    («Г.и Р.»)
    «3. Государство — орудие эксплуатации угнетенного класса».

    Ключевое положение,которое в нынешних условиях требует его рассмотрения и в новом аспекте,а именно:социалистическое государство — что это такое?

    1. Посмотрите программу курса — там есть специальная тема про государство вообще и социалистическое государство в частности. Не скачите сразу через двадцать ступеней, двигайтесь последовательно. Не поняв диамата, Вы мало что поймете и в этой ленинской работе. Начинайте с азов.

  8. Уважаемый Алекс,благодарен за ответ и за совет.
    Как раз сегодня у вас почитал(начал с продолжения чтения»Государство и революция»,но уже без публичных комментариев — этому объяснение найдётся здесь же,чуть попозже.а в настоящей лекции чуть застопорился на названном пункте,но обязательно продолжу столь занимательное чтение )о заинтересовавшем,одно из которых посчитал ключевым — что мы будем строить — что есть социализм в сугубо научном понимании.
    Конечно,овладеть досконально всем диаматом мне уже никогда не удастся,
    Смолоду же было тяжело —
    Выживанья мучило тягло.
    но

    Есть радость,размноженью наравне, —
    Что понимать могу ещё вполне.

    мучит потребность учиться,пока не отойду в мир иной.
    С согласием воспринимаю частичный упрёк в моём прыганье по разным,разновесным темам
    (Но такова уже моя натура,
    И не всегда я говорю ей:дура!),
    вникая,конечно,насколько хватает хилых способностей, в каждое изложение,пусть даже признанное за аксиому.Всегда подвергаю его обстоятельному разбору(- не критике без повода)- смотрю на него и с общей,достигнутой мной к тому времени,высоты;и всегда возникают по некоторым положениям вопросы(да вы видали это и на указанном вначале примере — «Государство и революция»).
    Ну и животрепещущие вопросы волнуют(как,например,с Крымом(где я остался с личным мнением)).Отступление(вроде бы,от темы:

    ГЕГЕМОНИЯ

    Рабочим нечего бояться —
    Без нас Земле не состояться..

    Заканчиваю.Так что знаю,что надо начинать с азов(всегда в своей практике придерживался этого незыблемого принципа,и, всегда,успешно),но — поздно,да и имею привычку отвлекаться(отдохнуть тоже иногда на менее ответственном участке надо).
    Быть беспристрастным я стараюсь,.
    Но(ведь не бог же!) — отвлекаюсь.
    Спасибо за внимание.

  9. Не удержался я…
    «alex 31.07.2016 в 14:47
    Не ерничайте»

    ОПРАВДАНИЕ(ОЙ-ЛИ?!)

    Не ёрничаю — честно говорю:
    В ближайшее движение смотрю..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.