Давно хотелось написать по этому поводу статью, да как-то все руки не доходили. А тут мне товарищи переслали письмо, написанное ученицей выпускного класса, в котором как раз и идет речь о тех самых негативных моментах нашей школы, так ярко проявившихся в этой, как нам всегда казалось, прогрессивной (100 лет назад они ведь именно такими и были!) среде в последние десятилетия, что не высказать всего, что я думаю о наших учителях, я уже просто не могу. Но сначала само письмо:
О Маяковском, школьной программе и буржуазных ценностях
На первом же занятии нас осчастливили — мы будем изучать, в основном, дореволюционную лирику Маяковского. А то вы, наверное, сразу подумали: «Фи, Маяковский, революция… Нет, Маяковский писал не только о революции, и вы в этом скоро убедитесь».
И мы убедились. Из вводной лекции можно было почерпнуть замечательные сведения о поэте, как-то: в революцию он пришёл по инерции, случайно; по инерции же вступил и в РСДРП, и даже писал по инерции пресловутые стихи о революции (которые в нашей программе не значатся вообще). Впрочем, последние упоминаются вскользь, с полуулыбкой, подразумевающей: Сами понимаете, все ошибаются, а тут такая кипучая натура, ну и… (впрочем, подобные слова действительно звучали, пусть в другой формулировке). Итак, Маяковский всю жизнь боролся с собой. От того и застрелился, что не мог дальше «себя усмирять, становясь на горло собственной песне». (Обстановка торжественная, все затихли. Будто проповедь слушаем, а не объяснение). За сим следует потрясающий по силе своей довод: Теперь вы убедились, как гибельно слепое, безоговорочное подчинение какой угодно идее. Ведь и Раскольников тоже от этого страдал: помните, разрешение «крови по совести»?… Вот, то-то и оно. Социализм и «разрешение крови по совести» это, оказывается, одно и то же. И приводит первый, конечно же, к ужасающим результатам. Смотрю по сторонам: сидят, никто не шелохнётся, внимают нашей властительнице дум.
Не менее интересны лирические отступления от темы. Например, об антиутопии Замятина «Мы». (Не помню, к сожалению, плавного перехода от Маяковского к Замятину). «Удивительно, как писатель предугадал грядущую катастрофу. Он изобразил мир механистический, где всё делают одновременно, в ногу; едят по карточкам, и любят тоже по карточкам — розовым. Всё было, и пищевые карточки, и розовые! А если с чем не согласен — в ГУЛАГ тебя! Вот, Солженицына читать будем». Думаю, можно оставить без комментариев не слишком точное, мягко говоря, замечание про розовые карточки. По поводу пищевых видимо, преподаватель наш (вернее, преподавательница, раз уж на то пошло) уверен, что карточная система вводится государством для того, чтобы поиздеваться над населением и урезать его свободу?
Действительно, дать возможность всем гражданам получать продукты, не вынуждая их обращаться к услугам чёрного рынка — вот где видно истинное лицо тоталитаризма! Интересно, а та же самая система в западных странах — уже не зло, а, напротив, благо?..
И, наконец, буржуазные ценности. В рассуждениях на тему ранней лирики Маяковского было несколько раз подчёркнуто, что, мол, в ранних стихотворениях поэт восстаёт против буржуазного мира, бросая ему вызов своим антиэстетизмом. А вдруг кто возьмёт и сопоставит те «ценности», которые осуждает Маяковский, и те, что нынче пропагандируются. Отличит ли?..
P.S. Можно было бы возразить: легко критиковать учителя, нет бы самой попробовать встать на его место! Я испытываю уважение к своей преподавательнице как учителю, но не как к человеку с определённой общественно-политической позиции. Мне хотелось не сводить счёты заочно, а показать (хотя бы поверхностно), какой ужасающий бардак творится в головах гуманитарной интеллигенции и какие последствия это имеет, на примере конкретного её представителя. Свои убеждения такие люди считают неоспоримыми, создавая такой же, как и у них, бардак в головах одурманенных школьников…»
Екатерина Андерсон, ученица выпускного класса
По письму видно, что Катя думающая девочка и уже сейчас, еще не закончив школы, она на голову переросла тех, кто ее учит – своих школьных учителей, по крайней мере, учителя литературы переросла точно. По большому счету, это вот такие Кати должны учить наших школьных педагогов, совсем потерявшихся в этой жизни и не понимающих что они в ней, собственно, делают, а не они — наших Кать. Ведь дело не только и не столько в науках, где, вполне возможно, учителя что-то еще помнят и пока еще знают больше своих учеников, хотя и в этом вопросе картина с каждым годом все печальнее и печальнее. Дело в другом – в том, что главная задача школы это не передать учащимся некий набор сведений о той или другой науке, а выработать у школьников особое МИРОВОЗЗРЕНИЕ, которое потом будет определять их дела и поступки всю оставшуюся жизнь. Именно в этом и состоит социальная функция школы и всей системы образования вне зависимости от того, о каком обществе идет речь – капиталистическом или социалистическом. Тип общества только указывает, какое именно мировоззрение прививается учащимся – буржуазное индивидуалистическое или социалистическое коллективистское.
Очень многие у нас пока еще не понимают, что школа это точно такая же неотъемлимая часть всякого государства, как и иные его структуры – полиция, армия, суд, налоговые органы и т.п.
Задача всякой школы и вообще всей образовательной системы государства формировать тот тип человека, который наиболее устраивает правящий в обществе класс.
В нашем обществе таким правящим классом является буржуазия, следовательно, государство у нас буржуазное. А всякое буржуазное государство существует только за счет того, что оно подчиняет своему влиянию и своей силе во всех ее ипостасях (как экономической, так и политической, идейной, вооруженной и пр.) все остальные общественные классы населения, и в первую очередь класс наемных работников, которых всегда в любом буржуазном обществе подавляющее большинство населения. Буржуазия живет за счет паразитирования и грабежа других классов населения — ничтожное меньшинство живет за счет ограбления подавляющего большинства. И потому генеральной задачей школы в буржуазном государстве является выработать такое мировоззрение у подрастающего поколения, которое бы не позволило ему ясно видеть и понимать происходящие в обществе процессы, которое бы создавало у него иллюзию собственной свободы и возможного и близкого благополучия, вызывало страх и нежелание бороться за свои человеческие права и за свое освобождение, формировало бы в нем позорную гордость раба за свое рабское положение.
Именно в этом и состоит ныне функция нашей российской школы, которую за 20 лет капиталистических реформ в России успешно превратили в холуйствующую прислугу российских чиновников и олигархов. И не нужно обижаться на эти слова, которые только на первый взгляд кажутся резкими. На самом деле они очень точно отражают истинное положение вещей и указывают место школы в общественном производстве при капитализме – обслуживание правящего класса.
В нашей школе сегодня не осталось ничего из того, что было в школе советской, что являлось ее основной задачей, – ни истинно научного мировоззрения, которое следует передать будущему члену солидарного общества, ни обязанности научить ребят логически мыслить и видеть сущность явлений во всей их полноте и глубине, ни способности раскрыть творческие задатки наших детей, ни желания воспитать из подрастающего поколения достойных членов социалистического общества — надежных товарищей, верных членов коллектива, защитников слабых и угнетенных, патриотов родной страны и ее трудового народа. Советская школа создавала Человека будущего, пусть и не всегда у нее это удачно получалось и методики обучения и воспитания не были столь эффективными, как бы того хотелось. Но, по крайней мере, именно такая задача ставилась советским социалистическим государством перед советской школой, и, будучи государством трудового народа, оно делало все, чтобы школа с этой задачей справилась.
А сегодняшнее российское буржуазное государство ставит перед российской школой принципиально иную задачу – создать не Человека-Творца, а примитивное потребительское существо, бездумного робота, машину для труда и выжимания денег — раба класса чиновников и олигархов.
Сегодняшняя наша школа это принципиально иной социальный институт – институт духовного угнетения и манипуляции сознанием, когда с детских лет российским гражданам пытаются привить ложные ценности и знания, противоречащие науке, когда изначально нашим детям корёжат мышление, отучая их думать, анализировать, узнавать что-то новое. Буквально в первые же годы своего школьного обучения ребенок, рвавшийся в школу учиться и узнавать новое, начинает ненавидеть всякое обучение и всякие знания. Он перестает воспринимать книги, отказываясь их читать! И дело тут отнюдь не в компьютерах и новых технологиях, которые якобы отвлекают ребенка от обучения. И раньше у детей прежних поколений находилось немало развлечений, которые отвлекали их от учебы. Но тогда получение знания сопровождалось радостью – вся система образования была построена на этом. А потому ненависти к учебе не только не возникало, а наоборот, маленький человек из всех возможных развлечений своей жизни выбирал радость узнавания – свойство, неотъемлимое для всего живого на земле, и которое человеку как биологическому организму, присуще более чем кому-либо. Из радости узнавания прямо вытекает способность человека Творить и преобразовывать мир. Это качество и отличает человека от животного и делает его Человеком, приближая к богу — творцу всего. (Мы не разделяем никакие религиозные взгляды, и употребили данное сравнение только лишь для того, чтобы наша мысль была понятна как можно большему числу наших читателей, которые вполне возможно, являются людьми верующими.)
Компьютер всего лишь техническое устройство, которое можно использовать и так, и эдак. С помощью компьютера можно убивать время или развивать себя, узнавать что-то новое. А вот что именно выберет молодое поколение, это зависит от тех социальных условий, в которых оно растет и развивается, и в первую очередь, от школы, в которой ребенок проводит самые важные годы своей жизни, практически все свое основное время, если исключить время на сон.
Влияние школы на формирование человеческой личности трудно переоценить. И это отлично известно господствующим классам, которые всегда стремятся закрепить свое господство, воздействуя на человека с самых первых лет его жизни.
То, что наши дети сейчас массово выбирают компьютерные игры, а не творчество это отнюдь не случайное явление, не недостатки каких-то конкретных школьных коллективов или индивидуальных учителей, это результат действия хорошо продуманной СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, принятой в нашей стране. Это закономерный и вполне логичный результат ее эффективной работы. Да, именно эффективной, не нужно в данном случае удивляться. Понятие «эффективность» это классовое понятие. То, что кажется неэффективным рабочему или фермеру, будет очень эффективно для олигарха-монополиста и обслуживающего его интересы государственного чиновника. Неэффективной наше российское, как сейчас стало модно говорить, ЕГЭшное, образование кажется только нашим наивным гражданам, все еще не расставшимся с иллюзиями о «хорошем капитализме» и «рыночном обществе для всех людей».
Проблема в том, что эти люди до сих пор находятся под воздействия социалистического мировоззрения, наивно полагая, что капиталистическое государство существует для того, чтобы обеспечивать интересы всех своих граждан. И уже понимая, что наше российское государство отнюдь не такое, эти люди объясняют расхождения своих иллюзий с реальностью бытия тем, что наше российское государство какое-то неправильное. Увы, оно как раз очень правильное и совершенно типичное для всякого капиталистического общества. Как и всякое буржуазное государство, современное российское государство защищает только интересы крупного капитала и существует только и исключительно для выполнения этой функции. Методы, которыми оно может при этом пользоваться, абсолютно любые, какие только ему придут в голову. Законность или не законность – таких понятий для буржуазного государства в отношении себя и правящего класса не существует. Законно и эффективно абсолютно все, что приносит прибыль. Нет нужного закона, значит, мгновенно нарисуем какой надо.
Масса безграмотных людей, не способных на сопротивление, но готовых работать за кусок хлеба – безумно крупному капиталу выгодны. А значит, вся эта ЕГЭшная и болонская система, переход на церковно-приходское образование, школьное самофинансирование, дикие программы и т.п. меры СУПЕРЭФФЕКТИВНЫ!!! Но не для 99,99% населения, а для той 0,01 его части, благо которых и обеспечивает наше российское государство, финансируя и указывая российской школе какой ей следует быть.
Образовательная система всегда выполняет поступивший ей социальный заказ, об этом нужно помнить всегда! Задача современной российской школы была создать и воспитать поколение людей, не способных на сопротивление, не знающих и не понимающих истории своего народа, не умеющих мысль логически, делать выводы и адекватно воспринимать себя и мир. Наша российская школа выполнила это заказ бесподобно, ей не зря платили деньги – она честно сделала все, что от нее требовалось — создала людей-винтиков, безропотных исполнителей воли чиновников и олигархов, не интересующихся ничем и никем, кроме кружки пива, нового гаджета и компьютерных игр.
И учителя здесь были в первых рядах борцов со своим народом. Именно на них была возложена главная задача по одурманиванию ложью нашего молодого поколения, распространению в нем мифов и иллюзий, провоцирующих социальную и политическую безграмотность. И задачу они эту выполнили просто блестяще!
Это оказалось так легко потому, что наши школьные педагоги сами не понимали, что именно они делают. Неплохо разбираясь в различных науках, они отвратительно усвоили одну, но очень важную науку – политическую, без которой разобраться где правда, а где ложь невозможно. Наши школьные педагоги, толком сами не осознали насколько принципиально изменилась их социальная функция с изменением общественно-политического строя в нашей стране и воспринимали себя живущими в государственной системе, которая заботится о благе всего российского народа. Понять, что их откровенно использовали, они оказались не в состоянии. Многие из них не понимают этого до сих пор.
Но невольная вина не исключает самой вины. В данном случае, учитывая степень ответственности педагогов перед будущим всего народа, их вина только увеличивается. У них имелось все, чтобы захотеть разобраться в том, что на самом деле происходит в стране, чтобы понять самим и рассказать об этом другим – высокий образовательный уровень, время для осмысления происходящих событий, доступ к широким массам трудящихся и необходимой литературе. Ведь именно в этом всегда состояла социальная функция слоя образованных людей в любом обществе. И именно так поступали их предшественники – земские учителя, незаметный тяжелейший ежедневный труд которых по просвещению русского народа во многом обеспечил распространение революционных настроений в стране во времена царского самодержавия. 100 и более лет назад земские учителя, живя впроголодь и рискуя собой, несли забитому русскому народу правду о его жизни и надежду на освобождение, на иное — лучшее будущее.
Принципиально иным образом поступили бывшие советские учителя. Они радостно побежали угождать новой власти, беспрекословно выполняя все ее приказы, уничтожая все, что только было хорошего в наших советских школах. Они радостно оплевывали все, что было можно оплевать – вычищали все школьные библиотеки от советских книг, в том числе и детских, без всякой коммунистической пропаганды. Они сплошь и рядом выкидывали из школ портреты революционных деятелей и книги, касающиеся событий тех лет. Менялись программы учебных курсов, переписывались учебники, то, что вчера было черным, стало белым, и наоборот. И все это наших педагогов ничуть не смущало. Они совершенно не сопротивлялись происходящему, обучая детей теперь тому, что раньше казалось им верхом позора и неприличия.
Что говорить о программах преподаваемых предметов или новой трактовке исторических событий, когда дело доходило до того, что в наших школах закрывали школьные музеи героям Великой Отечественной войны и просто выбрасывали уникальные материалы — письма героев, их боевое оружие, подлинные фото того времени и пр. на мусорную свалку! Подобный пример перед глазами как раз в той самой школе, в которой сейчас учится мой сын. А ведь все это делалось публично на глазах учеников их собственными УЧИТЕЛЯМИ! Руководство школы и педагогический коллектив оплевывали память тех, кто погиб, защищая наш город, под пытками, истерзанный фашистами, в муках за свободу ныне живущих!
Да, может быть многие из нас в эти годы не лучшим образом вели себя на своих рабочих местах, своими руками разрушая построенное нашими предками в советское время. Но ответственность рабочего, ломающего по указке нового хозяина завода станок за зарплату, все же несравнимо меньше, чем ответственность учителя, который ведь и многократно образованнее рабочего, да и делает он это в присутствие своих учеников – молодого поколения, которое потом все это неизбежно повторит в своей жизни!
Причем, если у рабочего не было иного выхода, как делать то, что указывает хозяин, иначе уволят и другой работы не найти, то у учителя-то возможность сделать по своему остается всегда! Он ничем особенным не рискует – учителей повсеместно не хватало и не хватает. В учителя берут всякого, лишь бы кто выразил желание работать в школе. Ведь и сейчас, формально соглашаясь с руководством школы, чтобы не конфликтовать в открытую, учитель непосредственно на уроках может рассказывать детям ПРАВДУ, ничем особенным не рискуя, ведь каждый урок не проконтролируешь. Но весь ужас в том и состоит, что НИКТО из учителей этого не делал и не делает! Ровно наоборот – учителя несут такое, что иногда волосы просто дыбом встают от учительской безграмотности, ненависти к вырастившей и воспитавшей их стране и откровенной антисоветчины! Сванидзе отдыхает, как говорится. Письмо Кати это еще не самое страшное, что мне приходилось слышать от сына, рассказывающего, что выдавали у них учителя на уроках.
А потому видя, что творится в школе и кто теперь учит наших детей, мне становится смешно, когда приглашают на митинг или пикет против реформы образования. Разумеется, я не поддерживаю эту реформу, иное дело, что я отлично понимаю, что дело-то совершенно не в платности или бесплатности и не в этой самой реформе как таковой. Все дело в обществе и общественном строе! Можно сделать образование полностью бесплатным, но если оно будет вот таким же дерьмовым, как сейчас, если будут наших детей учить те, кого и на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям – люди беспринципные, злобные, глупые, которых откровенно не за что уважать, если не изменится все наше общество, то и с образованием у нас лучше не станет! Хорошее образование будет только в хорошем, справедливом обществе, в условиях государства, которое защищает народ, а не олигархов. А уж идти защищать учителей, которые только рады введению платного образования, потому что у них лично заработная плата станет выше, мне и даром не надо!
Г.Гагина, апрель 2013 г.