Подавляющее большинство читателей популярных СМИ твердо уверены, что уж они-то точно знают правду о жизни КНДР – в отличие от тысяч людей, побывавших в стране лично, которые не знают ничего, ибо им, наивным, демонстрируют сплошную «показуху». Для краткости ниже приведены только самые свежие примеры «правдивой информации свободных СМИ», опубликованные в январе-феврале 3013 года.
1. Грозит ли голод КНДР?
В новом году, с обострением международной ситуации вокруг космической программы КНДР западная, а вслед за ней и отечественная пресса взялась со ссылками на анонимных «ученых» повторять рассказы о «голоде и каннибализме в КНДР».
Характерно, что даже такой специалист как Андрей Ланьков, работающий на один из южнокорейских университетов и крайне нелицеприятно отзывающийся о КНДР, регулярно опровергает подобные домыслы: «Сообщения о том, что там голод надвигается, – это досужие разговоры… Голод стране сейчас не грозит. Продовольствие сейчас есть. Когда его немножко не хватает, его подкидывает, правда, не очень щедро, в пределах минимума, Китай. И судя по всему, экономическая ситуация довольно стабильная. Она точно существенно лучше, чем десять лет назад» («Всего лишь молодой генерал»//«Эксперт», 23.12.2011).
«Так получается, что из Северной Кореи в мировую печать идут в основном только плохие новости. Сообщения об улучшении ситуации в КНДР до мирового читателя не доходят. Каждую осень в мировых СМИ пишут, что Северная Корея, дескать, находится на грани голода. К январю эти новости исчезают, так как очевидно, что никакого голода в КНДР нет, а на следующую осень разговоры о надвигающейся катастрофе начинаются по новой. – Повторил он уже в 2012 году, — Голод с массовыми смертями остался в прошлом, в конце 1990-х. После 2000-2002 годов с голода в стране никто не умирает. ….в последние 7-8 лет экономическая ситуация в КНДР постепенно улучшается. Однако об этом мировые СМИ не пишут. При этом любопытно, что и независимые специалисты, и даже вполне официальные, государственные организации Южной Кореи или США тоже согласны с тем, что экономическая ситуация улучшается, и даже публикуют соответствующие документы – однако эти оценки просто игнорируются».(С новым вождем! Как изменится политика КНДР после смерти Ким Чен Ира//Лента.ру, 12.01.2012).
При этом подобные писатели игнорируют даже данные ЕС и ООН, утверждающие что урожайность зерновых за 2012 год в КНДР, наоборот, улучшилась:
«Как сообщила американская радиостанция «Свободная Азия», эксперты ЕС, которые недавно вернулись из КНДР, пришли к выводу, что в этом году по сравнению с предыдущим Страна чучхе получит более высокий урожай зерновых. Схожую точку зрения ранее высказали и представители двух структур ООН — ФАО и ВПП. Согласно их докладу, в 2012 году КНДР получит в общей сложности зерновых на 5,9 % больше, чем в 2011 г.
Это сильно контрастирует с ранними прогнозами экспертов, которые предсказывали падение объема урожаев, так как летом КНДР сильно пострадала от нескольких тайфунов и последовавших за ними наводнений.
В этой связи экспертное сообщество стало склоняться к мнению, что КНДР сумела успешно внедрить новые сельскохозяйственные технологии, которые и позволили ей повысить урожаи» (КНДР увеличила урожаи//«Российская Газета», 23.11.2012).
Если изучить информационный контекст вокруг КДНР, в котором появилось данное сообщение, то можно заметить, что свежие утки о «голоде и каннибализме» появились сразу после резкого заявления Госкомитета Обороны КНДР, в ответ на обвинения в адрес ядерной программы КНДРyнапомнившего о двойственности и лицемерии «международных стандартов” и потребовавшего денуклеаризации США. Очевидно, западным мастерам пера, возмущенным таким посягательством на «святое», более аргументированного ответа в голову не пришло.
Американских писателей о «голоде в КНДР» мало интересует и тот факт, что в самих США, по официальной оценке министерства сельского хозяйства, недоедают десятки миллионов человек (Голод в США//«Взгляд», 31.10.2005).
2. Концлагерь в центре столицы
В начале января 2013 г. состоялся визит в КНДР председателя совета директоров «Google» Эрика Шмидта, вызвавший нескрываемое раздражение Госдепартамента США и повлекший падение ряда мифов об отсуствии в стране интернета. Вряд ли случайно на следующий день после прилета Шмидта в Пхеньян сразу во многих электронных СМИ появилась новость под названием «Google обнаружил в Северной Корее сеть концлагерей».
Вот только некоторые ресурсы, перепостившие «новость», разошедшуюся также в блогосфере и соцсетях:
http://gazeta.ua/ru/articles/
http://www.ridus.ru/news/
http://reporter-ua.com/2013/
http://www.newsfiber.com/p/s/
Речь в публикациях шла о том, что при помощи картографических спутников Гугла американские энтузиасты борьбы с корейским режимом «обнаружили» концлагеря, «замаскированные под обычные поселки». Наличие на некоторых снимках «ворот, шахт и нефтяных скважин»авторами статьи было объявлено несомненными признаками концлагерей – как обычно, со ссылкой на авторитет неизвестных «экспертов». Особую авторитетность им придавали замечательное утверждение «лагеря специально устроены по принципу небольшого города или поселка, чтобы сверху нельзя было сразу заметить что-то необычное», предлагающее скептическим читателям не верить глазам своим, а верить анонимным «специалистам», и адрес сайта, служащего первоисточником этой феерической ахинеи: в переводе «Свободная Корея. США».
Ну и самое смешное: на представленном в публикациях снимке легко узнаваем центр Пхеньяна, с излучиной реки Тедон и расположенном на одном из островов центральным стадионом. «Сенсация» даже при поверхностном рассмотрении оказалась образцом наиболее корявого, топорного и бездарного черного пиара.
Напрашивается вывод, что вводящий в заблуждение заголовок «Гугл обнаружил», опубликованный сразу после визита Э. Шмидта, был предназначен, во-первых, всплывать в онлайн-поисковиках при поиске новостей о поездке Шмидта, и во-вторых, поссорить корпорацию Googleи КНДР, раз уж неудобный для некоторых визит не удалось предотвратить обычным давлением на бизнесмена.
3. Невидимый концлагерь
«Концлагерь» в Пхеньяне, разумеется, не единственный в КНДР. На недавно появившейся на портале Гугла подробной интернет-карте КНДР неизвестные энтузиасты — «борцы с режимом», воспользовавшись опцией свободного добавления объектов, уже успели отметить очередной «концлагерь» и даже проставить его номер. Беда борцов с режимом в одном – если на том же сайте просматривать местность с «концлагерем» в режиме не карты, а спутниковой фотографии, спутник не видит на этом месте вообще ничего. Очевидно, если предыдущий северокорейский концлагерь был замаскирован под центр столицы, этот был замаскирован под чистое поле.
Концлагеря остаются невидимыми не только со спутника, но и при непосредственных поездках по КНДР. Неоднократно бывавший в республике англичанин Дермот Хадсон, руководитель общества британско-корейской дружбы, пишет:
«Они говорят о том, в КНДР якобы огромное количество политзаключенных, которые занимаются каторжным трудом в лагерях, которые иногда даже именуются «концентрационными», хотя трудовые и концентрационные лагеря – это разные вещи (в трудовых лагерях перевоспитывают для возвращения в общество). Число заключенных в этих лагерях якобы составляет от 150 до 250 тыс. человек. Их якобы содержат в 8 или 9 лагерях. Если бы подобные лагеря действительно существовали, то в каждом из них было бы заключено от 16 до 17 тыс. человек – это размер среднего города в КНДР.
Таким лагерям понадобилось бы большое количество охраны и развитая инфраструктура. Я посетил КНДР 6 раз, 2 раза проехал на поезде от Пхеньяна до Синыйчжу и также был в Синчон Ри, Саривоне, Кэсоне, горах Мехян и в Нампхо, но нигде не видел никаких признаков лагерей. Южнокорейские марионетки заявляют о том, что один из таких лагерей в 1990-е годы находился на побережье в Нампхо. Я побывал там в 1996 году и ничего такого не увидел. По иронии судьбы, в Британии я частенько оказывался поблизости от тюрем: я родился в больнице неподалеку от тюрьмы Вормвуд, жил с видом на тюрьму в одном из городов на юге Англии и неподалеку от известной тюрьмы Белмарш. Для тех, кто так любит твердить о лагерях, у меня есть один вопрос – действительно ли возможно для такой маленькой страны, как КНДР, скрывать такие крупные лагеря, а если они находятся в очень удаленных и недоступных местах, то как туда доставляют заключенных?
По этому поводу КЦАН заявило 19 июня 2008 года (касаясь обвинений о тюремном лагере в Хвансоне), что «говоря ясным языком, такое место, как вышеуказанный лагерь политзаключенных, в КНДР не существует». Если бы в КНДР действительно было столько трудовых лагерей, тогда не было бы нужды в том, чтобы армия работала на стройках, а рабочие и служащие помогали крестьянам в уборке урожая! (Д. Хадсон. «За зеркалом лжи: правда о КНДР»).
4. Тоталитарная парикмахерская
Широко растиражированная новость о «утвержденном правительством» перечне из восемнадцати видов причесок, разрешенных к употреблению жителям КНДР, разлетелась по электронным СМИ и социальным сетям в последних числах февраля 2013. «Новость» сопровождалась фотографией стенда с образцами разрешенных причесок, и комментарием о страшных наказаниях, ожидающих за нарушение данного «закона» угнетенных жителей страшной КНДР.
Уже через несколько дней дотошные читатели докопались до первоисточника данной фотографии, опубликованной «Ассошиэйтед Пресс». Дело в том, что у «АП» ни о каком «законе о прическах» речи не шло, а на фотографии, как гласила подпись, был изображен рекламный стенд в одной из парикмахерских в Пхеньяне. При посещении корейских парикмахерских, фотографии из которых также доступны в интернете, можно познакомиться и со множеством других предлагаемых клиентам образцов причесок.
Особое позорище данной дезинформации заключается в том, что ее источником оказалась широко известная и даже претендующая на респектабельность английская газета «Гардиан». Впрочем, как показывает данный случай, «известная» отнюдь не является синонимом «достоверная».
Выводы
Очевидно, что подобные «новости», регулярно всплывающие преимущественно в интернете, рассчитаны не на вдумчивый анализ и тем более скептичнскую проверку. Но даже не открывающие подобные статьи читатели регулярно видят в новостной ленте заголовки, вырабатывающие у него на уровне подсознания нехитрый ассоциативный ряд: «КНДР — голод», «КНДР — концлагеря», и так далее. Думаю, никого не удивит, что при попытке добраться до первоисточника первоисточники подобных вбросов в большинстве случаев поиск приведет на невнятной принадлежности ресурсы либо в США, либо в Южной Корее. Впрочем, даже на сайтах, не гнушающихся перепечаткой подобного информационного продукта, новости о «каннибализме» (нищете, тоталитаризме, отсталости и т. д. и т. п.) в КНДР давно уже находятся где-то между «Фото пьяных поп-звезд» и «Предсказана новая дата конца света».
Бесспорным лауреатом по редакционному маразму за прошлый год является «авторитетная» южнокорейская газета Чосон Ильбо, навсегда припечатанная в анналах пропагандистских ляпов словосочетанием «расстрел из миномета». Но как видно, у нее есть не менее сильные конкуренты с серьезными заявками на победу. Мы обязуемся следить за перипетиями этих волнующих соревнований и непременно подвести итоги в конце текущего года.
Григорий Глоба,
член Национального Союза Журналистов Украины