Этот вопрос часто затрагивается в обсуждениях наших граждан как в интернете, так и в жизни. Не раз его задавали нам и наши читатели. Вот последний пример:
«Меня очень интересует вопрос: “Почему коммунизм возможен?” Сам я придерживаюсь левых взглядов, однако считаю коммунизм недостижимой утопией. Но вполне возможно, я не прав, поэтому мне бы было интересно узнать об этом больше».
В принципе, совсем не удивительно, что данный вопрос стал все больше и больше беспокоить российских граждан. 25 лет жизни при капитализме окончательно убедили их, что капитализм это совсем не тот общественный строй, при котором им хотелось бы жить. Более того, они не хотят, чтобы в этом варварском обществе жили их дети. Вот только буржуазная пропаганда последних десятилетий убедила значительную часть наших трудящихся в том, что коммунизм не возможен. И доказательство этой якобы невозможности коммунизма приводится защитниками капитализма на первый взгляд очень убедительное — гибель СССР. Аргументация идеологов буржуазии еще со времен горбачевской перестройки такая: «Пытались же построить коммунизм, да ничего не вышло, обратно скатились к капитализму, значит, коммунизм невозможен. Коммунизм — это просто красивая утопия, мечта, которую невозможно реализовать в жизни, ибо такова природа человека».
Почему мы говорим «на первый взгляд»? А потому, что в подобных рассуждениях нет ни логики, ни научности, они абсолютно противоречивы и не соответствуют реальности бытия, а принимаются нашими гражданами чисто на веру и только потому, что у трудящихся нет времени или возможности самим разобраться в вопросе.
Судите сами. Вот примеры из реальной жизни, с которыми сталкивался каждый из нас: человек рождается, взрослеет, стареет и умирает; животное или растение точно так же рождается, взрослеет, стареет и умирает, жизнь его заканчивается. Можем ли мы говорить в отношении человека, животного или растения, что они нежизнеспособны? Нет, не можем. Ведь они очень даже жизнеспособны. И эта жизнеспособность доказывается самой их жизнью. Только у каждого есть для жизни свой срок.
Точно так же и каждый общественный строй. Когда-то на нашей планете человечество жило в условиях первобытно-общинного строя. Потом этот строй сменил другой строй — рабовладельческий. Просуществовав какое-то время, рабовладельческий строй покинул сей бренный мир, и человеческое общество стало жить при феодализме. Но и феодальный строй оказался не вечен, на смену ему пришел капитализм. Так с чего же буржуазные идеологи взяли, что человечество будет жить при капитализме всю оставшуюся жизнь и его не сменит в будущем какой-либо другой общественный строй? Нелогично получается.
Логично и научно было бы как раз по-другому — считать, что капитализм когда-нибудь умрет точно так же, как умерли до него предыдущие общественные формации, и человечество станет жить в совершенно ином обществе и совсем по иным законам, как это уже не раз случалось в человеческой истории. Вопрос только в том, каким именно будет то общество, которое придет на смену капитализму.
И вот тут мы не можем сидеть и гадать, выдумывая что-то из головы. Ибо общественная жизнь человека развивается не сама по себе, не по воле какого-то «высшего разума» и не потому, что так хочется конкретным личностям, пусть даже могущественным правителям или великим ученым. Жизнь всякого общества развивается по объективным, не зависящим от воли человека законам, которые очень четко показывают, что, например, феодализм не мог наступить после первобытно-общинного строя, а капитализм никак не мог возникнуть сразу после рабовладения. Что тот же капитализм вырос из феодализма, как в свое время феодализм появился из недр рабовладельческого общества. Что все предыдущие общественно-экономические формации, умирая, всегда создают внутри себя все необходимые условия для появления нового, более прогрессивного, общественного строя, и что каждый новый общественный строй начинает зарождаться еще в старом обществе. Именно так всегда и происходило в человеческой истории. Тот же феодальный строй, развиваясь и подходя к своему неизбежному и логическому концу, не мог не создать условий для возникновения капиталистических отношений, ставших экономической основой общества, называемого «капитализм» — того самого, в котором мы сейчас все живем.
В каждом общественном строе действуют свои собственные законы общественного развития, которые определяют в этом обществе все — от экономики до идеологии и политики. Эти законы есть объективная реальность, человек выдумать их не может. Человек может только их познать — открыть и изучить, чтобы понять, как устроено это общество, как оно функционирует, откуда берутся в нем те или иные общественные явления и к чему это общество в итоге придет.
Законы капиталистического общества были открыты в середине XIX века великим немецким ученым Карлом Марксом, который почти 40 лет своей жизни потратил на то, чтобы понять, как оно устроено. Сотни тысяч тщательно собранных и проанализированных фактов реальной капиталистической жизни позволили Марксу сделать вывод, что капитализм смертен, что сами законы, действующие при капитализме, со всей неизбежностью приведут человечество к созданию нового общества — Коммунизма, для которого капитализм сам подготовит все необходимые условия. Что в этом новом обществе — Коммунизме — люди, наконец, навсегда освободятся от всякого угнетения и всякой эксплуатации, преследовавших их много сотен и даже тысяч лет.
Коммунизм, вековая мечта человечества, как оказалось, не просто возможен, он закономерен и неизбежен. Коммунизм — это прямой итоговый результат развития самого капитализма!
Коммунизм — не выдумка Карла Маркса, как сейчас пытаются внушить нам буржуазные идеологи. Это строгий научный вывод, который за 150 лет никто опровергнуть так и не смог. Более того, все последующее развитие капитализма с середины XIX века до наших дней полностью доказало правоту Маркса и верность его научных выводов.
В начале XX века работу Маркса по изучению капиталистического общества продолжил наш великий соотечественник — Владимир Ильич Ленин, который не только теоретически доказал, что капитализм перешел в свою последнюю стадию развития — стадию загнивания и умирания — и мир фактически вступил в эпоху пролетарских революций, знаменующих собой переход человечества от капиталистического общества к коммунистическому, но еще и великолепно подтвердил эти научные выводы на практике — Великая Октябрьская социалистическая революция в России и создание СССР, его феноменальные экономические и социальные успехи тому отличное доказательство.
«Но ведь он же погиб!», — скажет наш дотошный читатель, вспомнив тот самый либеральный миф, о котором мы говорили в самом начале нашей статьи. Да, к сожалению, СССР не удалось сохранить. Но его гибель не есть доказательство невозможности коммунистического общества. Ровно напротив: колоссальные успехи, достигнутые Советским Союзом во всех сферах общественной жизни, — это есть лучшее доказательство реальности и возможности существования коммунизма. А то, что новый общественный строй временно потерпел поражение от старого общественного строя, так в этом нет ничего удивительного и уникального для человеческой истории. Такое уже не раз случалось. Тот же буржуазный строй право на жизнь завоевывал себе с огромным трудом. В редкой европейской стране буржуазная революция происходила сразу и окончательно. Как правило, переход от феодализма к капитализму шел через целую череду сменяющих друг друга революций и контрреволюций, когда старый строй опять временно торжествовал. Во Франции, например, было три буржуазных революции — в 1793, 1830 и 1848 гг. А между ними — аж целых две контрреволюционные эпохи!
Переход же от капитализма к коммунизму есть на порядок более глубокое и кардинальное изменение, сотрясающее все основы общественной жизни, ведь это переход от классового общества к бесклассовому. Если раньше при смене одной общественно-экономической формации другой происходила замена одного господствующего в обществе класса другим, одна элита сменяла другую, то теперь требуется вообще уничтожить все общественные классы, а это задача на порядок более трудная и сложная, чем те, которые стояли перед революционными общественными классами раньше.
Да и не было в СССР еще окончательно построено коммунистическое общество — наша страна только двигалась к коммунизму, фактически стоя еще одной ногой в капитализме. В советском обществе в течение всего периода его развития шла упорная классовая борьба между новыми коммунистическими отношениями и не до конца уничтоженными элементами капитализма (товарно-денежные отношения, наличие двух, пусть и неантагонистических, общественных классов — рабочего класса и колхозного крестьянства и пр.). На определенном этапе, утеряв верные ориентиры, революционные коммунистические силы оказались несколько слабее сил контрреволюционных, буржуазных и пробуржуазных, в результате чего в СССР победила контрреволюция, восстановившая в стране капитализм. Подробнее об этом смотрите здесь.
Но то, что победа буржуазной контрреволюции в России — это победа временная, со всей очевидностью свидетельствует само развитие мирового капитализма, который с момента гибели СССР стал значительно ближе к своей смерти, чем это было раньше. Мировой капитализм создал последние необходимые условия, без которых успешное функционирование коммунистического общества было бы вряд ли возможно:
— он обобществил производство теперь уже в глобальном мировом масштабе, тем самым значительно упростив переход к общественной собственности на средства производства в масштабе всего мира;
— создал и внедрил в жизнь информационное технологии (интернет и сотовая связь), без которых невозможно было бы реализовать на практике принцип самоуправления, на основе которого функционирует коммунистическое общество;
— разработал и внедрил систему электронных платежей и банковские карты, что есть по сути основа той самой системы всеобщего учета и контроля не только за производством, но и за потреблением, и своего рода первый этап отмены денег и пр.
Фактически капитализм как общественная система полностью изжил себя. Человечеству он больше не нужен. Осталось уничтожить только частную собственность на средства производства — главную основу всякого классового общества — и дорога к коммунизму будет открыта.
То, что это неминуемо будет сделано, — несомненно. Сколько бы ни сопротивлялся тому паразитирующий на всем трудящемся человечестве умирающий класс буржуазии, законов общественного развития ему не изменить. Ход исторического развития неумолим. Победа, как и предсказывали классики марксизма, все равно в итоге будет за революционным классом — за пролетариатом, на которого возложена, может быть, самая важная в истории человеческого общества задача — уничтожение классового общества и освобождение всех трудящихся от тысячелетнего гнета, нищеты и эксплуатации.
Л. Сокольский
Версия для печати Аудиоверсия
Представил я гипотетически, что достигли мы коммунизма. Но где гарантия того, что у кого-нибудь (не только у одного человека) в голове не мелькнет мысль о том, что можно не работать, а паразитировать?
Сначала разберитесь с тем, что такое коммунизм, глядишь и подобных идиотских мыслей возникать не будет.
«…в голове не мелькнет мысль о том, что можно не работать,…»
Отсутствие стимула к труду именно это и вызовет (при определенных условиях, существует возможность возврата снова в капитализм).
Никогда в природе не видел полевых птиц-лентяев. Именно общие трудности и враги вынуждают, например, береговых ласточек объединяться в стаи, давая таким образом им возможность давать отпор общему врагу. И только птицы, подобные курице, которых с раннего возраста приучили ничего не делать, с каждым днем все больше жиреют и все больше умственно отстают от своих диких собратьев. Поэтому они никогда не поймут, что кормят и лелеят их не просто так, что рано или поздно их приведут на заклание.
При коммунизме такая мысль если и будет у кого-то мелькать,то это будут единичные исключительные случаи. Уже при социализме изменилось значение труда — труд из проклятья рода человеческого, каким он был до этого, стал делом чести и важнейшей потребностью человека. Я работала при социализме и знаю, что это не пустые красивые слова,что именно так и было. СССР не был тюрьмой, в которой всех насильно заставляли работать, как это внушалось нам с перестройки. Каждый был обязан работать (кто не работает — тот не ест), но и принудительной каторгой труд не был. Каждый работал не только за кусок хлеба, не только чувствовал свою обязанность вносить свой вклад в общее дело, люди хотели работать! Именно в общественном труде раскрывались все заложенные в человеке таланты, он чувствовал свою значимость, нужность и полезность обществу, что является важнейшей потребностью человека. И то, какое место занимает в обществе человек, определялось его достижениями в труде, . При феодализме место и значимость человека определялась его сословной принадлежностью — царь ли он, помещик или крепостной, и изменить которую было нельзя. При капитализме значимость человека определяется уровнем его богатства, при этом неважно, честно оно заработано (о честности здесь можно говорить только относительно — на каждом долларе ком грязи!), или откровенным криминалом — кто богат, тот и уважаем соответственно толщине своего кошелька. При социализме же значимость человека определяется его трудовыми достижениями. В почете в СССР были рабочие-стахановцы, ученые, заслужившие славу своими открытиями, воины-герои, деятели искусств, создавшие настоящие шедевры и т.д., перечень можно продолжать. Стоит заглянуть в любую советскую энциклопедию, чтобы в этом убедиться. А ведь потребность в общественном призвании и уважении — важнейшая потребность человека (не хлебом единым жив человек! ). И уже при социализме именно эта потребность, а также потребность в самореализации часто стояла на первом месте, а уже потом материальный интерес — зарплаты даже небольшой вполне хватало на удовлетворение необходимых потребностей. И эта тенденция усиливалась,а при коммунизме она будет главной, поэтому и не будет желающих не работать,а только есть, раскармливая себя, как породистая свинья. Именно поэтому при социализме многие женщины работали, а не сидели дома, хотя зарплата мужа позволяла им жить лучше других. При коммунизме же, когда всем всего будет хватать, материальный интерес отойдет еще дальше, а будет главным удовлетворение именно таких потребностей, и никто другой, кроме самого человека, этого за него не сделает. Конечно, были при социализме и те, для кого смыслом жизни было накопление богатства. Такие люди старались быть там, где можно обогащаться банальным воровством — поближе к материальным ценностям (пример — «торговая мафия»). Такие люди не были авторитетом у трудящихся — они их презирали и откровенно ненавидели, несмотря на то, что кое-кто заискивал перед ними с целью урвать и для себя что-нибудь. С ними велась борьба, но не до конца, потому что их «услугами» пользовались многие советские и партийные руководители — например, тот же Горбачев. Они не могли открыто пользоваться наворованным не только потому, что это было подсудное дело, но и потому, что боялись народного гнева. Такие тоже хотели славы и почёта, причем только для себя, а не для презираемого ими «быдла», к которому они относили всех рабочих, за счёт которых жировали, а вместо этого не только получали презрение от трудящихся, но и могли в один прекрасный день лишиться не только своего добра, но и свободы. Вот почему Горбачев постоянно говорил: «Так дальше жить просто нельзя!». Потому эта контра и погубила великую страну — СССР, что тягостно им было жить в стране, где рабочий класс владел всеми средствами производства и поэтому диктовал свои условия. Сами эти люди никогда никуда не денутся, их можно только победить, в том числе и создав такие условия, при которых их деятельность станет невозможной, вот тогда и будет коммунизм.
Коммунизм, вековая мечта человечества, как оказалось, не просто возможен, он ЗАКОНОМЕРЕН и НЕИЗБЕЖЕН. Коммунизм это прямое следствие самого капитализма, его итоговый результат!
Коммунизм, как эволюционный скачок, не неизбежен. В гору идти сложнее, чем с неё скатиться, ведь деградацию никто не отменял. Диалектику подучили бы что ли… Коммунизм возможен только тогда, когда подавляющая часть общества перестанет быть потреблядями и займётся развитием. А пока что покемоны — вершина человеческого «развития».
Закон формальной логики ‘Третего не дано’ в диалектики звучит немножко ;-) на оборот.
Если не поможем Коммунизму против капитализма, Все мы будем погибать вместе… (кк).bg
Нина, под деградацией Вы, верно, имеет ввиду деградацию человека (так выходит из контекста)? Тогда Вы забыли кое-какой принцип из исторического материализма, а именно что бытие определяет сознание. Именно капитализм обеспечивает некую «деградацию» человека, но в то же время он обеспечивает определённое сознание рабочего класса, а на определённом моменте и всего народа (я вычёркиваю из объёма этого понятия всяких олигархов… не достойны они находиться в объёме этого понятия). И если мы сменим бытие, то рано или поздно (не нужно мыслить это механически) полярно изменится сознание. Я сейчас о I-й фазе коммунизма и «переходном периоде». Именно там мы «подготовляем» человека, производим aufheben, некое диалектическое отрицание старого… Безусловно, коммунизм (во II-й фазе) строить сложно, однако одно мы знаем точно (именно ЗНАЕМ): он неизбежен, логика истории именно такая. Общество при капитализме не возьмёт и по Божьей воле (ирония) не станет вдруг высоконравственным, но наоборот… нам нужно быть активными, нам нужно агитировать, нам нужно бороться. Количество переходит в качество, а качество в количество. Бытие определяет сознание, а сознание влияет на бытие.
Замечательная статья! Всё абсолютно верно. КОММУНИЗМ рано или поздно восторжествует на планете «Земля». Даёшь коммунистическое общество!
Полностью согласен с статьёй, но как мне кажется, коммунизм снова восторжествует ещё не скоро…
Это зависит от каждого из нас.
Из-за таких речей нам и приходится терпеть капитализм.
Чтобы все люди понимали бы жизнь одинаковыми-объективно или точнее когда все люди будут понять что такое жизнь с появления земли и атомов до сенодняшнего это знание приводит в коммунизму неизбежно. Человек это просто как механическая машина состоящий из основного 4 элемента как азот углерод водород кислород. Он достает из земли эти элементы и со своим матрицам в ядро клетки строит свой машину(тело человека) или как мы именуем живым организмом и все эти и жизнь человека.
Человек — это НЕ механическая машина. Это качественно иной вид материи, ее высшая форма.
Будущее — это коммунизм! Или будущего вообще не будет…
Значит и коммунизм не последняя стадия развития общества?
Откуда это следует? Давайте, товарищ, обратно к статье «Как освоить марксизм самостоятельно» https://work-way.com/blog/2013/06/15/kak-osvoit-marksizm-samostoyatelno. Если вас действительно важны ответы на ваши вопросы, без ликбеза не обойтись. Надо это признать честно самому себе и за учёбу.