В перестройку буржуазия развернула массированную антиленинскую кампанию. На Ленина и его последователей были вылиты моря клеветы. Клевета выливалась на все – на личность Ленина, на его роль в истории, его происхождение, семью, родных, и пр.
Помимо всего прочего, буржуазные идеологи обвиняли Ленина в расколе социал-демократической партии на большевиков и меньшевиков.
Одна из версий этого обвинения, например, гласит, что раскол произошел из-за фанатизма и нетерпимости Ленина к чужому мнению, из-за желания его сторонников установить в партии свою диктатуру, и прочее в таком роде. На этой версии целиком построен фильм «Раскол», снятый в 1993 году. Меньшевики там этакие пай-мальчики – вполне культурные, цивилизованные люди, истинные интеллигенты. А Ленин и его сторонники – безумные фанатики и диктаторы.
Что было на самом деле? Почему российская социал-демократия раскололась на большевиков и меньшевиков?
Чтобы ответить на это, в общих чертах расскажем историю российского социал-демократического движения.
На начальном этапе оно состояло из мелкобуржуазной интеллигенции. Если буржуазная интеллигенция, как консервативная, так и либеральная, всегда поддерживает существующий буржуазный строй, то среди мелкобуржуазной интеллигенции всегда есть известная ее передовая часть, которая стремится к революционным переменам в обществе. Та часть революционной русской интеллигенции, которая связывала свою работу с рабочим движением и ставила своей целью вносить в рабочие массы идеи научного социализма, называлась социал-демократией.
Русская социал-демократия зарождалась в 1884-1894 гг. В это время передовая российская интеллигенция увлекается идеями марксизма. Это был, по выражению Ленина — «утробный период» социал-демократии — «социал-демократия существовала без рабочего движения».
В 1894-1898 гг. социал-демократия устанавливает связи с рабочим классом: «С быстротой эпидемии распространяется повальное увлечение интеллигенции борьбой с народничеством и хождением к рабочим, повальное увлечение рабочих стачками. Движение делает громадные успехи» (Ленин «Что делать?», т.6, стр. 180).
К революционному движению присоединяется все больше рабочих. И вот тогда-то и начинает обозначаться резко различное отношение к революции пролетариата и мелкобуржуазной интеллигенции. Все яснее становится, что своя революция у социал-демократов-рабочих и своя – у мелкой буржуазии. По–разному смотрят они и на цели и характер предстоящей революции, и на свою собственную роль и участие в ней.
Революционеры-рабочие и та часть интеллигенции, которая твердо стояла на позиции рабочего класса, знают: их цель – суровая и беспощадная борьба пролетариата за свержение самодержавия, за завоевание политической свободы, которая даст им возможность совершить социалистическую революцию, построить общество, свободное от всякого угнетения. И они идут этим путем по-пролетарски решительно, не останавливаясь перед трудностями и не боясь жертв.
Мелкобуржуазная социал-демократическая интеллигенция стремится к социальным переменам, к демократизации общества. Но она в силу своей классовой позиции между буржуазий и пролетариатом двойственна и непоследовательна. Она постоянно шатается то в одну сторону, то в другую. Она вроде бы борется за демократические перемены в обществе, но не готова идти по этому пути до конца, до революции именно пролетарской, социалистической. Она вроде бы хочет социализма – но только без диктатуры пролетариата. Она вроде бы стремится к революции – но надеется на «мирную революцию», и при этом воображает, что либеральная буржуазия ей будет помогать. И чтобы не испортить отношения с либералами, она в угоду им готова сужать размах революционной борьбы, отказаться от решительных действий, от боевых позиций марксизма, постоянно уступать и идти на попятный.
Беспринципность мелкой буржуазии в итоге всегда оборачивается предательством. Выступая за революцию на словах, на деле она на каждом шагу ее предает.
Если мелкая буржуазия и пролетариат так различно относятся к революции, то ясно, что и к вопросам партийного строительства они относятся по-разному.
Пролетариат чувствует и понимает, что вся его сила – в сплоченности, что без организации он – ничто. Способность трудиться совместно, умение подчинять свои интересы общей работе выработано у него самой жизнью, самим характером его труда. Поэтому он знает, что его главная задача в борьбе с врагом – создание прочной революционной организации. Он стремится к этому и сознательно готов подчинить себя строгой партийной дисциплине.
Совершенно по-другому смотрели на партийную организацию социал-демократы из мелкой буржуазии. В силу своего общественного положения они привыкли сознавать себя «элитой», созидателями «духовных ценностей» и так далее. Подобным образом они видели и свою роль в революционном движении.
Они претендовали на исключительное положение в партийных организациях. Они считали, что дисциплина, обязательная для других, для них не нужна. Они категорически не хотели связывать себя твердыми обязательствами по отношению к партии. Всякие попытки заставить их подчиняться общей для всех дисциплине и наравне со всеми регулярно выполнять определенную работу воспринимались ими как оскорбление, как посягательство на их независимость.
Свои амбиции они ставили выше, чем интересы дела, честь партии и ответственность перед товарищами.
Все это привело к тому, что они начали вообще отрицать необходимость прочной революционной организации с единым центром и строгой дисциплиной. Они стали ратовать за организацию «свободную», «демократическую», наподобие европейских парламентских партий. То есть, за партию буржуазного типа. Подобная партия не имела ничего общего с боевой организацией революционеров, которая одна только способна была повести решительную борьбу за свержение самодержавия, и которую стремился создать Ленин.
Два разных взгляда на организационные принципы социал-демократической партии – революционно-пролетарский и интеллигентский, мелкобуржуазный (порожденные разной классовой позицией и разным отношением к революции) — непримиримо столкнулись на Втором Съезде РСДРП в Лондоне 1903 года и привели партию к расколу.
Социал-демократы из мелкой буржуазии, превыше всего ставящие свои личные амбиции, и тут остались верны своему индивидуализму. Они настаивали на создании такой партии, в которой они будут занимать исключительное положение — не связанные никакой дисциплиной, не ограниченные никакими правилами, не несущие никакой ответственности, не берущие на себя никаких обязательств.
Ленин, поддержанный своими сторонниками, настаивал на том, что членом партии может быть только тот, кто полностью стоит на ее идейной платформе и подчиняется партийной дисциплине – то есть, считает для себя обязательным выполнять сообща принятые партийные решения, готов выполнять возложенные партией поручения и нести ответственность за них. Человек, который видит в партии не развлечение от скуки, а дело жизни, который пришел не для того, чтобы играть роль и любоваться собой – а чтобы самоотверженно работать — только такой человек нужен был партии, и только такой человек мог быть ее членом. Ленин считал, что каждый член партии должен состоять в каком-либо партийном подразделении, выполняющем определенную партийную работу – и в обязательном порядке участвовать в жизни партии. Таких членов, которые только числятся в партии, но не состоят ни в каком партийном подразделении и не участвуют наравне с товарищами в революционной работе – быть не должно.
Противники Ленина объявили, что Ленин требует введения в партии «диктатуры», «палочной дисциплины», что это есть «насилие над личностью». Сами они хотели такого партийного устава, который позволял числиться в партии, называть себя ее членом – и при этом не состоять ни в каком партийном подразделении. Они также считали, что нельзя требовать от каждого члена партии обязательного участия в общей работе. По их мнению – член партии должен работать, только если сам захочет, и когда захочет.
Обязательное для всех членов партии исполнение принятых сообща решений, ответственность каждого за взятые на себя поручения перед товарищами и руководством, перед партией в целом противники Ленина тоже отрицали.
Понятно, во что превратилась бы партия, если бы их требования были приняты. Она бы заполнилась случайными людьми, болтунами и позерами, пришедшими не работать, а поразвлечься и полюбоваться собой. Этот балласт погубил бы партию. Вместо твердой дисциплины и товарищеской сплоченности в ней бы воцарилась безответственность, разгильдяйство и амбициозность, вместо боевой организации вышло бы сборище говорунов.
Амбиции противников Ленина заведомо обрекали революционное движение на поражение. Ленин и его сторонники воспротивились этому со всей силой. Большинство участников съезда их поддержали. Меньшинство встало на сторону дезорганизаторов. Так появились большевики и меньшевики.
Сразу после раскола меньшевики повели борьбу против партии и продолжали курс на дезорганизацию. После Февраля 1917 года они открыто предали пролетарскую революцию и встали на сторону буржуазии.
Хотя формально причиной раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков стало разногласие по вопросам партийной организации, но настоящие причины этого раскола были намного глубже. Разность классовой позиции большевиков-ленинцев, твердых и последовательных представителей пролетариата, и меньшевиков, выражающих идеологию мелкой буржуазии – вот настоящая причина раскола 1903 года. Поэтому и разошлись пути Ленина и мелкобуржуазной интеллигенции – что Ленин всегда и везде отстаивал принципиальную классовую позицию пролетариата.
За это его и возненавидели и ненавидят до сих пор враги пролетариата. За это и изобретают клевету одну подлее другой.
Фатима Бикметова
С исторической стороны очень верная статья. Спасибо.