Лекция № 30. «Формы классовой борьбы пролетариата. Рабочее и коммунистическое движение.»

(Подготовлено в рамках курса «Основы марксизма-ленинизма»)

С самого своего возникновения пролетариат был вынужден вести борьбу с буржуазией за улучшение своего материального положения и все достижения рабочего класса, которые имеются в мире  современного капитализма, есть не добрая воля хороших господ-капиталистов, а результат этой борьбы – борьбы между классами.

Свою борьбу против капитализма пролетариат ведет в трех главных формах: экономической, политической, идеологической. Причем политическая борьба пролетариата имеет первостепенное значение для его освобождения. Почему? Да потому, что как бы ни прогнили экономические основы капитализма, он сам не рухнет, потому что его защищает буржуазное государство. Поэтому классовая борьба пролетариата направляется не только против экономических основ капитализма, но и против защищающей их политической власти.

Но  разберем все по порядку.

Формы классовой борьбы пролетариата

Экономическая борьба

Экономическая борьба является исторически первой формой классовой борьбы пролетариата. Во всех странах борьба рабочих начиналась с отстаивания ими своих экономических интересов. В этой борьбе возникли и первые организации пролетариата — профессиональные союзы, которые стали для него школой классовой борьбы. Экономическая борьба имеет своей ближайшей задачей защиту повседневных интересов рабочих: повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д. В зависимости от конкретных условий экономическая борьба может иметь разные формы и способы. Важнейшим средством экономической борьбы служат стачки («чисто пролетарским методом борьбы», называл стачки Ленин) – отдельных предприятий, отраслевые и всеобщие.

В чем суть стачек или по-другому – забастовок? В том, что рабочий класс отказывается предоставлять капиталисту свой труд – то, без чего капиталист прожить не может, ибо он не может получать прибыль. В связи с чем, стачки становятся одним из самых эффективных способов воздействия на капиталистов, доступных даже самым неразвитым пролетарским массам. Серьезнейший плюс стачек в том, что для их успеха рабочие должны быть хорошо организованы, действовать коллективно и сплоченно, а такие действия закладывают основы классовой организации рабочих, без которой добиться победы над классом буржуазии невозможно.

В некоторых странах, например в Италии, в ответ на попытки предпринимателей сократить производство или закрыть предприятия рабочие иногда применяют «забастовки наоборот»: занимают фабрики и берут управление производством в свои руки, чтобы побудить хозяев не останавливать предприятия. Этот метод могли бы взять на вооружение и наши российские рабочие, если бы они были более сознательными и активными, и желали учиться опыту мирового рабочего движения.

Всеобщий закон капиталистического накопления ведет относительному и абсолютному обнищанию рабочего класса. Как показал Маркс, в основе заработной платы лежит стоимость рабочей силы. Но в отличие от других товаров цена рабочей силы (т.е. заработная плата рабочего), как правило, отклоняется вниз от ее стоимости. Капиталисты стремятся не оплачивать полностью рабочему стоимость его рабочей силы, используя для этого безработицу и конкуренцию среди рабочих. Ведя экономические бои против капитала, пролетариат, организованный в профессиональные союзы, при правильном, классово выдержанном руководстве способен дать отпор грабительским посягательствам предпринимателей на его жизненный уровень. Поэтому закон стоимости рабочей силы реализуется в ходе классовой борьбы пролетариата. Фактический уровень заработной платы, степень ее отклонения от стоимости рабочей силы зависит от сопротивления рабочего класса, от его организованной борьбы. Пролетариат не может отменить действие закона обнищания, но своей классовой борьбой может ослабить его пагубные последствия и добиться некоторых экономических уступок от буржуазии, сдержать процесс своего обнищания, но не более того. Свободным и независимым, в том числе экономически, он не станет.

Это более чем наглядно показали последние сто лет, когда в начале 60-х годов в развитых капстранах капиталисты вынуждены были пойти на некоторые уступки своих рабочим  вследствие страха перед социалистической революцией. Тому очень способствовало наличие в мире стран социализма, и в первую очередь могучего СССР с его высочайшими социальными гарантиями для советского населения. Американский писатель Теодор Драйзер в связи с появлением в 30-х годах социального законодательства в США писал: «За все это я благодарю Маркса и красную Россию».

Максимального уровня социальные гарантии в капстранах Европы достигли в 60-е – 70-е годы, когда положение европейских рабочих в некоторых странах улучшилось настолько, что буржуазные идеологи заговорили даже о новом виде якобы социализма – о «государствах велфер-стейт», более известных у нас в России как «шведский социализм».

Что это означает? Это обыкновенное капиталистическое государство с той же самой частной собственностью на средства производства и господством класса буржуазии, но в котором имеются неплохие социальные гарантии для населения – пособия по безработице, позволяющие худо-бедно прокормиться; бесплатное среднее образование для большинства населения; страховая медицина, доступная всем работающим; неплохие пенсии для работающих; социальное жилье для некоторых нуждающихся и т.п. Понятно, что все эти гарантии не могли охватить абсолютно всех членов капиталистического общества, да и уровень их оставлял желать лучшего (скажем, то же бесплатное образование, которое предлагалось в европейских капстранах, не шло ни в какое сравнение в высочайшим уровнем советского образования, поскольку оно было таким же мозаичным, как и сейчас в России, а не фундаментальным, как в СССР), но все же это было кое-что до селе невиданное. И все эти социальные гарантии в государствах «велфер-стейт» мгновенно испарились как дым, как только был уничтожен СССР. Сегодня европейцам, и тем же самым шведам и норвежцам, остается о них только вспоминать.  Буржуазия, перестав бояться соцреволюции, тут же показала «кто в доме хозяин» и больше не захотела делиться своими гигантскими прибылями со своими рабочими.

Экономическая борьба за повседневные нужды имеет для рабочего класса жизненноважное значение. Как мы уже выше говорили, она не только противодействует процессу обнищания пролетариата, но и способствует его организации для решения более широких революционных задач. Но значение экономической борьбы не следует преувеличивать, как это делают некоторые наши российские левые (например, РКРП и Рот-Фронт). Экономическая борьба не может принести рабочему классу избавления от эксплуатации, нужды, необеспеченности, не может выйти за рамки капитализма. Она есть борьба сугубо буржуазная, своего рода конкуренция между рабочими и буржуазией – борьба за более выгодные условия продажи рабочими своей рабочей силы. В Англии пролетариат на протяжении почти 200 лет борется за повышение заработной платы, за улучшение условий своего труда и т. д., но это не привело его к освобождению от эксплуатации. В России же, где пролетариат под руководством большевиков, развернул грандиозную политическую борьбу, был достигнут принципиально иной результат – была свергнута власть буржуазии и установлена диктатура пролетариата, а затем построено первое в мире социалистическое общество, в котором осуществлено полное освобождение трудящихся от угнетения и эксплуатации.

Лишь путем политических действий рабочие могут бороться не только за улучшение условий продажи своей рабочей силы, но и за уничтожение самих экономических отношений, вынуждающих их продавать свою рабочую силу капиталистам. Поэтому политическая борьба является главной, решающей формой классовой борьбы пролетариата.

Исторически политическая борьба развивалась вслед за экономической, но политическая борьба есть более высокая форма классовой борьбы.

Чем экономическая борьба отличается от борьбы политической?

1) В экономической борьбе могут выступать против своих эксплуататоров отдельные отряды рабочего класса. В политической борьбе противостоят друг другу рабочий класс и класс капиталистов в целом.

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали: «Всякая классовая борьба есть борьба политическая». Как это надо понимать? Так, что любое выступление представителей класса есть выступление классовое?

Нет.  Выступления рабочих отдельного предприятия, отстаивающих свои ближайшие, повседневные интересы,  требующие, например, прибавки к заработной плате, еще не являются классовой борьбой в подлинном смысле этого слова, ибо в них принимает участие лишь небольшая частица класса, которая отстаивает свои частные, групповые, а вовсе не классовые интересы. Если же в движение втягивается весь или почти весь рабочий класс, руководимый революционной партией, то оно неизбежно превращается в политическую борьбу, потому что в этом случае рабочие многих заводов и предприятий будут отстаивать общеклассовые интересы, единые для всех участвующих в движении рабочих, противопоставляя тем самым рабочий класс всему классу капиталистов, его государству и буржуазному строю в целом.

Оппортунистам свойственно противопоставлять ближайшие, временные интересы рабочих коренным, отрекаться от общеклассовых интересов во имя частичных интересов отдельных групп рабочих. Поэтому они выдвигают на первое место экономическую борьбу и пытаются свести классовую борьбу пролетариата к экономической борьбе.

Один из идеологов «экономизма», оппортунистического течения в русском рабочем движении, утверждал, что раз экономические интересы классов играют решающую роль в истории, то, следовательно, экономическая борьба пролетариата должна иметь первостепенное значение для его классового развития и освобождения. Ленин заметил по этому поводу: «Это «следовательно» совершенно неуместно. Из того, что экономические интересы играют решающую роль, отнюдь не следует никакого вывода о первостепенном значении экономической (= профессиональной) борьбы, ибо самые существенные, «решающие» интересы классов могут быть удовлетворены только коренными политическими преобразованиями вообще; в частности, основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата».

Развитой классовой борьбой в полном смысле этого слова марксисты считают лишь такую борьбу, когда она не только охватывает область политики, а и в политике берет самое существенное — вопрос о политической власти. Главным в марксизме является не просто признание классовой борьбы, а распространение ее до признания диктатуры пролетариата. Именно здесь лежит водораздел между марксистским и либерально-реформистским пониманием классовой борьбы, тот «оселок» (выражение Ленина), на котором проверяется истинная «коммунистичность», поскольку современные оппортунисты очень любят называть себя «коммунистами» и прикрываться своей принадлежность якобы к «марксистам-ленинцам» и даже «большевикам».

2) В экономической борьбе, если она ведется в отрыве от политической, у рабочих вырабатывается лишь тред-юнионистское сознание, т. е. понимание своих профессиональных интересов. В политической борьбе под руководством настоящей марксистско-ленинской партии у рабочего класса вырабатывается действительно классовое пролетарское сознание, понимание своих коренных общеклассовых интересов, своей исторической миссии, революционных задач.

3) Экономическая борьба делает необходимой организацию пролетариата в профессиональные союзы. Политическая борьба требует создания марксистской политической партии, представляющей собою высшую форму классовой организации пролетариата.

Рабочий класс в своем развитии проходит различные ступени классовой организации. Рост крупной капиталистической промышленности с необходимостью ведет к концентрации рабочего класса, способствует его сплочению и организации. Но для того чтобы быть способным низвергнуть капитализм, пролетариат должен не только объективно сложиться как класс, но и осознать свои коренные классовые интересы. Он должен, по выражению Маркса и Энгельса, стать из класса «в себе» классом «для себя». А превращение пролетариата в класс «для себя» предполагает, в том числе его организацию в политическую партию – это главный итог осознания себя отдельным общественным классом со своими особыми, отличными от других классов интересами.

Да, экономическая борьба, развиваясь, действительно перерастает в политическую борьбу. Но политическая борьба разная. «Есть политическая борьба и политическая борьба» (Ленин).

Борьба рабочих с правительством за какие-либо частичные экономические требования, например за сокращение рабочего дня, за установление гарантированного минимума заработной платы, за увеличение зарплаты пропорционально инфляции, за изменение статей Трудового Кодекса, за пенсии и больничные и т. д., это тоже борьба политическая. Но эта политическая борьба, опять-таки, не выходит за рамки капиталистического способа производства, не требует его изменения и устранения. Она не угрожает капитализму как системе.

Пролетариату нужна иная политическая борьба, главная задача которой – свержение власти класса капиталистов и установление власти пролетариата – диктатуры пролетариата.

Это выражение классиков – «стать из класса «в себе» классом «для себя»» очень любят повторять лидеры РКРП и некоторые наши профессора, полагающиеся себя марксистами и коммунистами. Наверное, ни одно выступление  лидера РКРП Тюлькина не обходится без того, чтобы он не сказал этой фразы. Вопрос только в том, понимает ли РКРП под ней то, что понимали классики? Последнее крайне сомнительно. Отнюдь не просто так эту партию упрекают в экономизме. Ее упор на работу с профсоюзами, далее которых РКРП не идет, позиционируя профсоюзы  организациями классовыми только на том основании, что в них входят представители рабочего класса, ее стратегия и тактика работы с рабочим классом, не выходящие из узких рамок борьбы за сиюминутные экономические интересы рабочих, наглядно показывают, что эта партия по уши погрязла в самом примитивном тред-юнионизме, и выйти за его пределы она неспособна.

Выше мы разъяснили, что значит «классовый», — это значит отражающий интересы класса в целом, а не свои частные, групповые интересы. Т.е. забастовка солидарности с другими рабочими – это выступление классовое. А вот профсоюз сам по себе вне сущности тех действий, которые он совершает, не может быть назван классовым, потому что, во-первых, в него входят не только рабочие, но еще и служащие (существуют профсоюзы, состоящие вообще из одних служащих – профсоюзы учителей или медиков, государственных служащих, даже полицейских!). А во-вторых, классовые интересы, т.е. интересы класса в целом, профсоюзы как организации чисто экономического характера способны отражать только тогда, когда ими руководит действительно коммунистическая партия, твердо стоящая на принципах марксизма-ленинизма. Вне такой партии профсоюзы выше экономических требований узких групп лиц, в лучшем случае, производственной отрасли, не поднимутся. Даже если эти требования будут носить политический характер (изменение закона в пользу протестующих работников или др.), вопроса о политической власти они не поставят никогда. А, следовательно, принципиально положения рабочих профсоюзная деятельность изменить не может.

Для истинной компартии работа с профсоюзами должна быть только одним из видов деятельности, вдобавок партия не должна заниматься профсоюзной работой – это прекрасно сделают сами рабочие. Компартия должна направлять деятельность профсоюзов, вносить через них социалистическое сознание в рабочие массы. В противном случае будет то, что мы имеем в МПРА – вроде бы борющийся профсоюз, да только ничего кроме личных интересов рабочих этого профсоюза не интересует – ни единой акции протеста в поддержку кого-либо, не входящего в МПРА, или хотя бы друг друга, члены этого профсоюза провести не смогли; ни единого требования общеполитического характера, касавшиеся бы всех рабочих России, они ни разу не выдвинули. Зато гордость РКРП Этманов, лидер МПРА, хороший пример классической рабочей аристократии – депутат ЗАКСа с очень немалым вознаграждением. Сознание его крайне далеко от коммунистического. По информации функционеров РКРП, «возились» они с Этмановымне один год, катая его по заграницам и обучая с помощью западных товарищей профсоюзной работе.

Наряду с экономической и политической важнейшей формой классовой борьбы пролетариата является идеологическая борьба. Иногда эту форму борьбы называют теоретической борьбой.

Идеологическая борьба имеет своей задачей освободить рабочих от буржуазных идей и предрассудков, внести социалистическую идеологию в массы пролетариата. Эта форма классовой борьбы крайне важна для освобождения пролетариата, для его окончательной победы.

Почему?

Чтобы поднять рабочий класс на широкую экономическую и особенно политическую борьбу, необходимо его просветить, помочь ему осознать свои классовые интересы, задачи и цели, нужно внести в пролетарские массы социалистическое сознание, как говорил Ленин. Этому служит марксистская теория научного социализма.

Без революционной теории не может быть революционного движения. Революционная теория — это надежный компас, путеводная звезда в борьбе пролетариата за свое освобождение и за создание нового общества. Благодаря тому, что идеи социализма овладевают сознанием широких масс пролетариата, стихийная классовая борьба рабочих превращается в борьбу сознательную.

Стихийное рабочее движение само по себе не может породить теории социализма; будучи стихийным, оно неизбежно идет по пути тред-юнионизма, т. е. ограничивается борьбой за профессиональные интересы рабочих. С другой стороны, теория социализма, не связанная с практикой рабочего движения, бессильна и не может быть претворена в жизнь. Необходимо соединить теорию научного социализма с рабочим движением.

Просвещением и организацией пролетариата занимается политическая партия рабочего класса, отражающая его коренные классовые интересы. Только под руководством своей марксистско-ленинской политической партии рабочий класс может выступить как единая организованная сила, способная свергнуть капитализм.

Политическая партия рабочего класса

Партия рабочего класса по своим целям, организации и роли принципиально отличается от всех других партий. Партия пролетариата строится на базе принципов марксизма-ленинизма, которые составляют ее незыблемую идеологическую основу. Это революционная партия, последовательно, смело и до конца отстаивающая интересы рабочего класса, интересы освобождения всех трудящихся от классового и национального гнета. Вне марксизма-ленинизма – идеологии пролетариата говорить о политической партии рабочего класса невозможно, хотя партии оппортунистов частенько так поступают, вводя рабочий класс в заблуждение. Наглядный пример КПРФ, которая фактически отказалась от идеологии МЛ.

Партия рабочего класса, как и всякая политическая партия, есть часть класса. Но это не просто часть класса, а его передовая, политически организованная и активная часть, его авангард – лучшие люди РК.

РК неоднороден. В его среде есть различные слои. Большинство рабочих, придавленных тяжким гнетом эксплуатации, не может в условиях капитализма подняться до того уровня классовой сознательности, каким отличается передовая часть, партия; даже профсоюзы, более простые, более доступные сознанию неразвитых слоев рабочих, не охватывают всего пролетариата. Поэтому наивно думать, будто в условиях капитализма (и даже в условиях перехода от капитализма к коммунизму) может исчезнуть грань между передовой частью рабочего класса и всем классом. Эта грань сотрется лишь тогда, когда коммунизм одержит окончательную победу.

Как поднимается рабочий класс на борьбу?

Сначала самые сознательные и активные, которые самостоятельно осваивают теорию МЛ или учатся у революционных интеллигентов. Они и создают костяк партии. За ними тянутся средние слои рабочего класса. А самые неразвитые рабочие, пропитанные буржуазным сознанием, поднимаются в самом конце, когда революция уже в разгаре. «Что делать» Ленин.

Все другие организации пролетариата — его профсоюзы, кооперативы, культурно-просветительные объединения и т. п. помогают ему в классовой борьбе, но не могут разрешить ее коренную задачу — ликвидацию капиталистического строя и осуществление социалистической революции. Только политическая партия, являющаяся высшей формой классовой организации пролетариата, способна объединить деятельность всех пролетарских организаций, направить ее к одной цели — к социалистической революции.

Исторический опыт учит, что рабочий класс не может одержать победу над буржуазией, установить свою власть и, тем более, удержать ее без руководства опытной и закаленной мар-ксистской партии. Рабочий класс без марксистской политической партии — это, можно сказать, туловище без головы.

Примеров в истории полно.  Та же революция в Германии 1918 г. потерпела поражение потому, что в стране не было на тот момент марксистской партии РК, в рабочем движении Германии правили бал оппортунисты, которые просто «слили» немецкую соцреволюцию буржуазии.

Сила коммунистической партии состоит в том, что она представляет собою передовой отряд рабочего класса, вооруженный научной революционной теорией и в силу этого стоящий по своей сознательности, дисциплине и преданности революции, делу освобождения рабочего класса выше масс.

Будучи передовым отрядом рабочего класса, партия в то же время теснейшим образом связана со всем классом. Она сильна и непобедима лишь при том условии, что неразрывно связана с массами, никогда не отрывается от масс. А это возможно только в том случае, когда партия знает положение рабочего класса и трудящихся масс во всех подробностях и деталях, знает все нужды класса и его интересы.

Основным организационным принципом строительства пролетарской партии является принцип демократического централизма. Он сочетает централизованное руководство с внутрипартийной демократией, железную партийную дисциплину с активностью и самодеятельностью партийных масс, с широким развитием критики и самокритики. ДЦ предложен и разработан Лениным, потому партии называют себя ленинского типа.

Марксистская партия, как боевая организация революционного пролетариата, обязана очищать себя от оппортунистических элементов, пытающихся разложить партию изнутри. Оппортунисты — это проводники буржуазной идеологии в рядах рабочего движения. Их можно сравнить с лазутчиками врага, проникающими в крепость рабочего класса, чтобы открыть врагу ее ворота. Поэтому необходимым условием укрепления пролетарской партии является борьба против оппортунизма во всех его проявлениях.

Оппортунизм

Оппортунизм — не случайное явление в рабочем движении. Он имеет социальные корни, является результатом давления буржуазии на неустойчивые слои рабочих. Рабочий класс неоднороден: наряду с потомственными пролетариями в его среде имеются и недавние выходцы из мелкой буржуазии, а также верхушечные слои «рабочей аристократии». Каждый поворот в развитии классовой борьбы усиливает расхождения взглядов и стремлений этих слоев, вызывая появление различных — «левых» или «правых»— уклонов и течений в рабочем движении.

История оппортунизма

Современный ревизионизм (отступления от марксистско-ленинской теории в идеологии), как и ревизионизм в прошлом, представляет собою международное явление. Апеллирует он к «устарелости» важнейших принципов марксизма, отрицанию исторической необходимости диктатуры пролетариата при переходе от капитализма к социализму, отрицанию руководящей роли пролетарской партии, отказу от принципов пролетарского интернационализма и сползание на позиции буржуазного национализма, отказ от основных ленинских принципов партийного строительства и прежде всего от демократического централизма.

Ревизионисты стремятся превратить марксистскую партию из боевой классовой политической организации пролетариата в культурно-просветительную организацию, в некое подобие дискуссионного клуба или клуба по интересам. Ревизионизм (правый оппортунизм), представляет в современных условиях главную опасность потому, что он капитулирует перед империализмом, облегчает ему возможности развернуть идеологические атаки против социализма.

Потому борьба за чистоту марксизма-ленинизма есть не прихоть догматиков, а крайняя необходимость действительно боевой партии. МЛ, это идейное оружие необходимо постоянно оттачивать, совершенствовать, очищать от ржавчины ревизионизма и догматизма, защищать от буржуазной идеологии.

Развитие рабочего движения во всех капиталистических странах наглядно показывает необходимость для марксистской партии добиваться теснейшего сочетания экономической, политической и идеологической борьбы. Если рабочее движение не руководствуется революционной теорией, если пролетариат не осознал своих коренных интересов и большая его часть еще находится под влиянием буржуазной и мелкобуржуазной идеологии, то он не может сбросить с себя ярмо капитала. Слабость рабочего движения в США и в некоторых других капиталистических странах состоит в том, что там большинство рабочих еще не освободилось от идеологического и политического влияния буржуазии, не осознало того положения, которое пролетариат занимает в капиталистическом обществе. Эта идеологическая слабость рабочего движения объясняется многими причинами, в частности более высоким уровнем материального положения рабочего класса в этих странах сравнительно с остальными странами капитализма, наличием значительной прослойки «рабочей аристократии» и т. д.   Однако неравномерность политического и идейного созревания рабочего класса в разных странах не уничтожает общего закона о нарастании революционной борьбы рабочего класса. Население капстран пролетаризируется, положение его ухудшается, кризисы капитализма ударяют по нему все сильнее и сильнее, потому пролетариат буржуазных стран неизбежно будет вынужден искать выход – а он один – марксистско-ленинская партия.

Чем объясняется существование в рабочем классе капиталистических стран нескольких партий?

За счет колоссальной прибыли, получаемой путем грабежа колоний и экономически зависимых стран и путем установления высоких монопольных цен, империалистическая буржуазия подкупает и развращает верхушку пролетариата, создает слой так называемой «рабочей аристократии», которая и становится питательной почвой оппортунизма в рабочем движении. Социал-демократические партии, сложившиеся в рабочем классе в конце XIX и начале XX в., оказались зараженными червоточиной оппортунизма, встали на путь соглашения с буржуазией и отказа от революционной борьбы. Вследствие этого революционное крыло рабочего движения оформилось в самостоятельные, независимые от оппортунистов марксистские коммунистические партии.

Многие лидеры партий правых социалистов, а также профсоюзов представляют собой, по выражению Ленина, «обуржуазившихся рабочих». По своему образу жизни и миросозерцанию они сблизились с буржуазией. Такие лидеры рабочих сплошь и рядом срывают забастовки, заключают за спиной рабочих выгодные для капиталистов сделки, помогают реакционной буржуазии в проведении ее внутренней и внешней политики, в нападках на коммунизм.

Исторический опыт показывает, что раскол рабочего класса дает возможность буржуазии наносить поражения рабочему движению. Поэтому назревшей потребностью рабочего движения является единство. «…Единство,— указывал Ленин,— бесконечно дорого, бесконечно важно для рабочего класса. Разрозненные рабочие — ничто. Объединенные рабочие — все» .

Важнейшим принципом деятельности марксистской партии является пролетарский интернационализм. В отличие от борьбы всех предшествовавших угнетенных классов классовая борьба пролетариата приобретает интернациональный характер. Рабы никогда, а крестьяне сравнительно редко поднимались до объединения своих усилий даже в масштабе отдельной страны. Пролетариат объединяется не только в национальном, но и в интернациональном масштабе. Объективные условия для такого объединения порождаются капитализмом, который образует всемирный рынок и вместо прежней местной и национальной замкнутости устанавливает всестороннюю связь между народами. Развитие капитализма создает во всех странах пролетариат, которому противостоит общий враг — буржуазия. Освобождение рабочего класса и всех трудящихся от капиталистической эксплуатации может быть достигнуто лишь объединенными усилиями пролетариев всех наций. Отсюда вытекает единство интересов пролетариев различных наций, что и выражено в боевом лозунге, провозглашенном Марксом и Энгельсом более ста лет назад: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Интернационализм — неотъемлемая черта идеологии рабочего класса; он противостоит буржуазному национализму. Национализм используется буржуазией и ее оппортунистическими прихвостнями для того, чтобы затушевать противоположность интересов пролетариата и буржуазии внутри нации, заглушить классовую борьбу пролетариата и разжечь межнациональную борьбу. Национальная рознь отвлекает внимание трудящихся от борьбы против своих угнетателей, раздробляет и ослабляет рабочее движение. Тот, кто действительно защищает интересы трудящихся, дело освобождения наций, не может не стремиться к интернациональному единству рабочего движения и к устранению национальной розни. Патриотические стремления и национальные чувства народов не противоречат интернациональному единству трудящихся, а, наоборот, сочетаются с ним, ибо подлинный патриотизм состоит в том, чтобы стремиться к освобождению своей страны и своего народа от всякого классового и национального гнета.

Теснейшее сотрудничество коммунистических и рабочих партий различных стран необходимо для успешной борьбы за освобождение трудящихся, за ниспровержение капитализма и победу коммунизма.

Л.Сокольский, МЛД «Рабочий Путь»

 

Лекция № 30. «Формы классовой борьбы пролетариата. Рабочее и коммунистическое движение.»: Один комментарий Вниз

Наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code