В статье «Жирный крест на профсоюзном движении в России» мы писали о том, с каким лицемерием российская буржуазия уничтожает в нашей стране независимое профсоюзное движение, делая при этом вид, будто она его «защищает». Но подобные действия капитала не уникальны — наступление на профсоюзное движение буржуазия ведет по всему миру.
Пока существовал Советский Союз, ей приходилось хоть сколько-нибудь считаться с рабочим классом. Мировая буржуазия с полным основанием опасалась, что угнетаемый ею пролетариат может полностью солидаризоваться с рабочим классом Советского Союза и пойти его путем – то есть, уничтожить ее власть и само ее существование. Поэтому она старалась не перегибать палку.
Уничтожение Советского Союза нанесло удар рабочему классу всего мира, страшно деморализовало его, внесло в сознание рабочих и большинства коммунистов настроения бессилия, безнадежности и апатии. Лишь в немногих странах рабочее движение сохранило свой боевой дух, энергию и непримиримость к капиталистическому угнетению. В большинстве же стран Западной и Восточной Европы пролетарская борьба приобрела вялый и растерянный характер. Упаднические настроения и идеи, усвоенные рабочими и их лидерами из буржуазной пропаганды, обезоружили рабочий класс и дали козырь его классовым врагам.
Буржуазия только этого и ждала. Она немедленно начала наступление на пролетариат, отбирая у него те завоевания, которых он добился тяжелой напряженной борьбой в предшествующие годы. Во всех капиталистических странах трудовые кодексы переписывались в пользу капиталистов и в ущерб рабочим. Рабочий день и рабочая неделя постоянно удлинялись (например, в Польше законодательно был отменен восьмичасовой рабочий день). Условия труда ухудшались. Социальные гарантии сокращались. Работодателю становилось все легче грабить, притеснять или вышвырнуть рабочего на улицу, а рабочему – все труднее защититься от произвола капиталиста.
Важнейшим направлением борьбы мировой буржуазии с рабочим классом стало наступление на профсоюзное движение. Все меры, которые она предпринимала в этом отношении, сводились к одному — воспрепятствовать объединению рабочих для совместной организованной борьбы и защиты своих прав. Затруднить и сделать невозможным создание действенных и независимых рабочих организаций, урезать, сделать совершенно формальными права профсоюзов, облегчить для капиталиста и для буржуазного государства возможность преследования профсоюзных лидеров, узаконить расправу над ними. Удушить или взять под контроль, формализовать профсоюзное движение, направив его на путь экономической борьбы только теми способами, которые разрешает она сама – абсолютно для себя безопасными и абсолютно бесполезными для рабочего класса. Такую политику вела буржуазия всех стран мира, в том числе и бывших социалистических.
В последнее время из-за экономического кризиса, угрожающего вновь всему миру, и связанного с ним обострения классовой борьбы капитал душит профсоюзное движение особенно нагло и цинично.
Недавние примеры — закон о «защите» профсоюзных лидеров в России, рассмотренный нами в статье «Жирный крест на профсоюзном движении в России»; парламентская инициатива тори в Великобритании об ограничении права работников государственного сектора на проведение забастовок и других акций протеста[1]; закон о профсоюзах в Республике Казахстан, фактически уничтожающий в этой стране профсоюзное движение; преследование профсоюзных активистов в Южной Корее, о чем мы не раз писали на страницах нашего сайта, например, здесь и здесь, и др.
Все это означает только одно — мировой капитал пытается лишить рабочих самых основных буржуазно-демократических свобод, по сути, запретив им как-либо протестовать против эксплуатации и угнетения!
Пример Казахстана здесь особо нагляден. Казахстанская буржуазия перешла все границы. Она поступает с пролетариатом, как откровенный палач — берет рабочий класс за горло и душит его, и даже не считает нужным это скрывать. Рабочие для нее не живые люди, а винтики для производства прибыли.
Судите сами. Вот какие порядки вводят теперь казахстанские властители:
«планируется увеличение рабочей недели до 60-ти часов (12 часов в день), увеличение пенсионного возраста для мужчин до 68-ми лет, введение максимума заработной платы для всех рабочих профессий и специальностей во всех отраслях экономики, вышекоторого нельзя будет требовать увеличения своего заработка»[2].
Это еще не все. Это, как говорится, цветочки. А вот и ягодки:
«Параллельно закону «О профсоюзах» принят и новый Уголовный Кодекс, вводящий уголовную ответственность и тюремное заключение за призывы к забастовкам, за создание незарегистрированных профсоюзов и партий, ужесточающий наказание за «разжигание социальной розни» и вводящий тюремное заключение за участие в несанкционированных митингах и шествиях»[3].
Казахские буржуи собираются обеспечить себе возможность неслыханного грабежа своего рабочего класса! Они хотят высасывать из своих рабочих все силы и всю кровь, чтобы наживаться и богатеть. Обрекая рабочих на такую вампирскую эксплуатацию, казахстанские правители при этом запрещают им всякое сопротивление. Любую попытку сопротивления они готовятся беспощадно раздавить и жестоко покарать за нее, как они уже сделали это один раз в декабре 2011 г. в Жанаозене.
Все точь в точь как во времена самодержавия в России до семнадцатого года! Тогда рабочих также людоедски грабили. И также палачески душили всякую попытку сопротивления.
Буржуазия постсоветских стран прекрасно опровергла свою собственную ложь. Все постперестроечные годы она убеждала трудящихся бывших советских республик, что исторические факты о невыносимом положении рабочего класса в царской России – это «коммунистическая пропаганда», что на самом деле в царской России была не жизнь, а рай земной – сплошной хруст французской булки! Что большевики и коммунисты лгали народу о тяжелейшем положении российских рабочих и крестьян при царе. Что такого просто быть не могло. Не могло такого быть, говорили буржуазные идеологи — что рабочие работали по 12-15 часов за копейки, не имели никаких прав, и малейшую их попытку бороться, улучшить свое положение тут же давила целая армия исправников, урядников, жандармов, полицейских, стражников, всеми силами защищающих царя, капиталистов и помещиков. Не могло быть такого – говорили интеллигентные прихлебатели буржуазии — что бастующих рабочих били, расстреливали, отдавали под суд, а интеллигента за один только разговор с рабочими могли посадить в тюрьму или отправить на каторгу.
Все эти факты реальной действительности самодержавной России буржуазия отрицает, пытаясь внушить, что большевики «устроили революцию из-за своей врожденной кровожадности и человеконенавистничества», или же потому, что «были немецкими шпионами».
И вот теперь она сама своими собственными действиями наглядно показывает, что правы были рабочие и крестьяне, поддержавшие большевиков в Октябре 1917 года. Что все написанное о царском времени в СССР – полная правда! Что эксплуататоры именно так и поступают, до предела угнетая трудящихся. Она сама делает точь в точь то же самое, что делало царское самодержавие.
Сравним для примера. Назарбаев и его приспешники собираются официально заставить своих рабочих работать по двенадцать часов в день. А вот что мы узнаем о положении рабочих в царской России:
«Рабочий день на фабриках и заводах продолжался 12—15 часов, а учитывая, что сверхурочные работы были тогда обычным явлением, то доходил он до 18—19 часов».
Точь в точь то же самое. И хотя на первых порах казахстанская буржуазия официально не заставляет своих пролетариев работать по пятнадцать-шестнадцать часов, а довольствуется «всего» двенадцатью – но ведь она еще входит во вкус! Уже сейчас рабочие постоянно перерабатывают. Точно также буржуазия заставит перерабатывать их и дальше, но теперь уже – сверх 12 часов.
Буржуи не остановятся. Они будут стараться выжимать из рабочего все больше и больше прибыли, давая ему лишь столько времени на сон и восстановление сил, чтобы он, прежде чем заболеет и умрет от истощения, успел проработать на нее хотя бы несколько лет или несколько месяцев.
Кроме того, буржуазия, когда принимает законы против рабочих, оставляет для себя лазейки, которые ей позволяют увеличить эксплуатацию даже еще больше, чем устанавливает закон. Например, если принимается закон об официальном двенадцатичасовом рабочем дне – добавляется оговорка или поправка, которая разрешает, «если рабочий сам этого захочет» — работать и по пятнадцать. А заставить рабочего под страхом увольнения «захотеть» этого – это вопрос техники, особенно когда экономическая удавка в твоих руках.
Царское самодержавие жестоко давило рабочих, когда они прекращали работу, не выдержав притеснений фабрикантов. Полицию, казаков, чиновничий аппарат и суд – все бросало оно на подавление российского пролетариата, который больше не мог жить в таких нечеловеческих условиях. Яркие примеры – Кровавое воскресенье 1905 г., Ленский расстрел 1912 г.
Так поступали с рабочими в самодержавной России. Этим же путем идут ныне капиталисты Казахстана. Они собираются сажать рабочих в тюрьму за одни только призывы к забастовкам, не говоря уже об участии в них. Норовят ужесточить наказание за «разжигание социальной розни».
Но что называет буржуазия «разжиганием социальной розни»? Она называет так борьбу за справедливое переустройство общества, за создание справедливого общественного строя. Если вы говорите, что она грабит рабочий класс и за его счет наживает свои огромные богатства, и что грабежу надо положить конец, надо построить такое общество, где не будет роскоши одних за счет нищеты других – в ее понимании это значит, что вы «разжигаете социальную рознь».
Можно понять капиталистов, что они не любят, когда «разжигают социальную рознь» (то есть, разоблачают их паразитизм). Им куда больше нравится, когда социальную рознь, наоборот, «смягчают», скрывая факт их грабежа, присвоения ими чужого неоплаченного труда своих работников. Для этого и существуют, например, попы, которые внушают, что нет разницы между бедными и богатыми, между теми, кто ограблен, и теми, кто грабит. Все, мол, братья во Христе; так что незачем угнетенным бороться за справедливость – надо им примириться с угнетателями, как велел Христос, и тогда воцарится мир и любовь и все будет прекрасно.
Ну, а тех, кто «разжигает» — буржуазия не щадит. В Казахстане, как мы видим, уже существует наказание за это – а теперь это наказание еще и ужесточат. Точно так же и российское самодержавие не терпело, когда «разжигают социальную рознь». Оно отправляло революционеров социал-демократов и большевиков в тюрьмы, ссылки и на виселицу именно за то, что они «разжигали социальную рознь». За то, что вели среди пролетариата социалистическую пропаганду, открывали ему правду о его положении и указывали, что надо делать, чтобы построить справедливое общество без эксплуатации.
Страшно и жестоко давит буржуазия все попытки сопротивляться ее власти. Так она поступает теперь, так она поступала и до революции. Но никакие гонения не остановят рабочий класс. И в прошлом веке его не устрашили ни тюрьмы, ни виселицы. Несмотря на все преследования, он шел своим путем — путем борьбы за революционное переустройство общества. Тем же путем пойдут рабочие Казахстана, которых откровенно и цинично превращают в рабов, расстреливая всего лишь за попытку защитить свое человеческое достоинство (Жанаозен). Но рабочий класс не испугается гонений и не откажется от борьбы. Ему действительно стало нечего терять – что так смерть, что так. Что от истощения и переработок, что от пули на баррикаде. Но на баррикаде есть все-таки шанс победить, остаться в живых и стать действительно свободным человеком. А молчаливо снося притеснения буржуев, такого шанса уже нет – они забрали у рабочих все, что у него было.
Путь Революции – единственный путь к свободе! И буржуазия шла этим путем, когда она еще была прогрессивным общественным классом и боролась с феодалами и аристократами. Теперь История призывает рабочий класс – теперь ему придется решать судьбу всего человечества.
К этому пути надо готовиться и нам, российскому рабочему классу. Наши хозяева готовят нам тот же подарочек, что сделала казахстанская буржуазия своим рабочим. Прохоровы сулят нам двенадцать часов рабочего дня. А если мы не будем сопротивляться – нас заставят работать и по четырнадцать, и по шестнадцать часов в день. Нас будут выжимать до отказа, чтобы они могли богатеть еще баснословней, чем теперь.
Нас так же, как наших товарищей – рабочих Казахстана, превращают в рабов. Нам, так же как им, запрещено бороться, сопротивляться угнетению и грабежу. Наступление на профсоюзы и у нас идет по всем направлениям. Преследуют, увольняют, арестуют и судят профсоюзных лидеров и активных рабочих. Пытаются подкупить их и разложить профсоюзную организацию изнутри. Откровенно разгоняют или запрещают профсоюзы. Давят бастующих рабочих отрядами полицейских, грозят им судом и тюрьмой, расправляются с ними руками бандитов.
Буржуазия объявила нам войну. И нам не остается ничего другого, как бороться за свою жизнь и свою свободу. Другого пути у нас нет, как и у наших собратьев из Казахстана и всех бывших советских республик, изнывающих ныне под пятой капитала.
Фатима Бикметова
[1] http://www.unionstoday.ru/news/world/2014/07/07/19467
[2] http://socialismkz.info/?p=12351
[3] Там же