25 октября в Риме прошла общенациональная профсоюзная манифестация[1], собравшая на центральной площади Святого Иоанна около миллиона человек. Манифестация организована крупнейшей профсоюзной организацией CGIL (Всеитальянская конфедерация труда). Она направлена против тех реформ, которые намерено провести правительство Маттео Ренци. В первую очередь, это так называемая «реформа трудового рынка», которая вызывает настолько широкое недовольство в обществе, что правительство неделю назад смогло провести через сенат ее законопроект лишь в увязке с вотумом доверия.
Голосование в палате депутатов ожидается в последние дни октября. И нынешняя манифестация – это одна из форм решительного отпора, который итальянские трудящиеся вынуждены дать своей буржуазной власти, чтобы не позволить ей принять законы, ущемляющие права рабочих. Рабочие, в первую очередь, настаивают на сохранении 18-й статьи трудового кодекса Италии, запрещающей работодателям необоснованные увольнения наемных работников.
Капиталисты, желая как всегда переложить свои убытки от экономического кризиса на рабочих, требуют от итальянских властей отменить 18-ую статью ТК, что фактически предоставило бы им право увольнять рабочих по собственному произволу – безо всякой, хотя бы даже формальной, причины. Они хотят по одному лишь собственному желанию иметь возможность вышвыривать за ворота сотни и тысячи рабочих или увольнять тех, кто наиболее активно защищает свои права и права товарищей.
Правительство Матео Ренци с охотой идет навстречу крупному капиталу и готово отменить неугодные ему законы, несмотря на бурное общественное возмущение.
Прежним итальянским правительствам, пытавшимся ущемить интересы рабочих, этого сделать не удавалось благодаря тому, что итальянские трудящиеся каждый раз массово поднимались на защиту своих прав. Иное дело, что тогда итальянские профсоюзы были более консолидированы, чем сейчас.
Буржуазия не дремлет. Она отлично знает, что проводить в жизнь свои интересы намного легче и удобнее, если рабочее движение расколото. И она делает все, чтобы этого добиться, в том числе подкупая рабочих и профсоюзных лидеров, стравливая между собой разные профсоюзы, намеренно разжигая между ними противоречия, экономически противопоставляя друг другу отдельные отряды рабочего класса и т.п. Итальянское профсоюзное движение сейчас не имеет былого единства, оно расколото, и нынешнюю демонстрацию проводит лишь одна, хотя и самая крупная, из трех профсоюзных конфедераций.
Потому новое правительство, выслуживающееся перед капиталистами, полагает, что сможет добиться отмены неугодной им статьи Трудового Кодекса. Сам премьер-министр Ренци заявил об этом во всеуслышание: «Мы уважаем профсоюзы, но протесты нас не остановят». То есть он прямо говорит, что в любом случае сделает по-своему, и итальянское трудовое право будет полностью соответствовать интересам крупного капитала.
Примечательный факт, который отмечают даже буржуазные источники — нынешняя профсоюзная манифестация впервые проводится против правительства Демократической партии, которое считается «левоцентристским». Итальянские трудящиеся наконец-то начали понимать, что все буржуазные правительства, даже и под «левым» соусом, по своей сути одинаковы – они всегда действуют в угоду капиталистам и всегда предают интересы рабочего класса (которые они, как «левые», на словах якобы защищают).
Лидер Всеитальянской конфедерации труда Сюзанна Камусо, выступая на митинге во время манифестации, сказала, что если это потребуется и до правительства «не дойдет», то профсоюз готов объявить общенациональную забастовку.
Борьба между трудом и капиталом обостряется. Итальянский рабочий класс пытается дать отпор притязаниям капиталистов, показывает свою решимость бороться за свои права. Капитал тоже готовится к схватке. В лице своих представителей он осуждает борьбу рабочих, цинично ссылаясь на несвоевременность их выступлений. Президент Конфедерации итальянских промышленников и предпринимателей Джорджо Скинци, «выступил с резкой критикой протестов и забастовок в разгар экономического кризиса и поддержал как политику правительства Ренци в целом, так и готовящуюся им реформу труда».
Что президент конфедерации капиталистов поддерживает законы, дающие право капиталистам вышвыривать рабочих безо всякого повода – в этом нет ничего удивительного. Не удивительно и то, что он осуждает рабочих, которые выступают против этих законов. Ведь эти «бессовестные» рабочие хотят лишить господ капиталистов желанной возможности сбросить с себя всякую ответственность за тот грабеж и непомерное обогащение, которые, по сути, и приводят капитализм периодически к экономическим кризисам перепроизводства, когда ограбленные ими трудящиеся просто не в состоянии купить то, что произведено ими же самими. Капиталисты и в кризис жаждут увеличения своих прибылей, они готовы увеличить эксплуатацию рабочих еще больше, попутно сваливая на трудящихся все издержки кризиса, который возник по их же собственной вине.
Поэтому ясно, что добиться чего-то от капитала можно только солидарностью трудящихся, объединением всего рабочего класса. Один миллион вышедших 25 октября в Риме на манифестацию это много, но как видим, даже эта цифра не впечатляет буржуазное правительство. Только тогда, когда весь рабочий класс объединится и весь поднимется на борьбу, он сможет добиться победы.
Поэтому перед итальянскими рабочими, как и перед рабочими всеми мира, сейчас стоит главная и основная задача — преодолеть раскол рабочего движения. Вот тогда победа над капитализмом будет гарантирована и неизбежна.
Оксана Снегирь
[1] http://www.kommersant.ru/doc/2598725