Все более углубляющийся экономический кризис в России и потеря значительной части доходов, связанная с напряженными отношениями с западным капиталом, заставляет российский крупный монополистический капитал, не желающий терять колоссальные прибыли, искать новые способы обогащения. Среди них главный и исторически самый старый — все большее ограбление собственного трудового народа.
Осуществляется эта политика выжимания последнего из наемных работников всеми возможными способами — от роста цен и тарифов и путем «отпускания рубля в свободное плавание» до примитивного массового увольнения работников и перекладывания их должностных обязанностей на тех, кто избежал увольнения. Последний метод, фактически обрекающий десятки и сотни тысяч семей в России на полуголодное существование, получил в последние годы в России широкое распространение, и известен российским трудящимся под названием «оптимизация». Вот так ласково назвали капиталисты варварский локаут, чтобы ввести в заблуждение наемных работников и парализовать их протестную активность.
В первых рядах «оптимизации» идут у нас госкомпании, которые относятся к своим наемным работникам ничуть не лучше, чем частники. Мало того, в большинстве частных компаний у наемных работников есть надежда, что пожаловавшись российскому правительству, они могут надеяться на его помощь в борьбе со своими работодателями. Понятно, что эти надежды более чем призрачны, но иногда такая помощь действительно оказывается, и если она кардинально ситуацию на предприятии не меняет, то, по крайней мере, снижается острота вопроса, хотя и ненадолго. Но на безрыбье, как говорится, и рак рыба. С паршивой овцы (т.е. с российского правительства) хоть шерсти клок. Пусть хоть чем-то поможет наемным работникам.
Но вот когда идет процесс «оптимизации» госкомпаний, то наемным работникам и жаловаться некому. Ведь их работодатель — само российское государство. А значит, это именно оно, а не кто-то другой — бессовестный и наглый, заинтересовано в ухудшении положения трудящегося населении страны. Иной вывод тут просто не сделаешь.
С протестами наемных работников на госпредприятиях дело тоже обстоит крайне печально. На большинстве из них, отнесенных российской буржуазной властью к стратегическим, все действенные протесты работников, к примеру, забастовки, запрещены. Как запрещены и любые рабочие союзы. То есть, конечно, корпоративный, кукольный, полностью подотчетный и подконтрольный самой буржуазной власти профсоюз, из числа тех, что входят в ФНПР, на них, как правило, имеется. Да только толку от этого профсоюза наемным работникам чуть. Он полностью стоит на стороне работодателя — российского государства, и всеми способами противодействует любым рабочим протестам. Собственно, и на частных предприятиях ситуация с профсоюзами не лучше. Большая часть так называемых «независимых» профсоюзов, если не все, прикормлена работодателями, и если они, случается, возглавляют какой-либо рабочий протест, то делается это, как правило, только для видимости, чтобы совсем не утерять свой авторитет среди рабочих.
Вот потому-то и цветет в России «оптимизация» пышным цветом, и каждый месяц в стране все новые тысячи рабочих теряют работу, оставаясь без всяких средств существования.
Особо дикие формы приобрела эта «оптимизация» в «Российских железных дорогах». В погоне за прибылью данная госкомпания доходит до откровенного маразма, стремясь распродать даже то, без чего функционирование железных дорог в принципе невозможно. Недавняя передача в частные руки вокзалов и перронов (!!!) наглядный тому пример. Сокращения же наемного персонала в РЖД, проводимые в рамках «оптимизации» просто вообще ни в какие ворота не лезут. Руководство компании умудряется сокращать даже тех, без кого поезда просто ходить не будут. Возникает ощущение, что «оптимизация» РЖД для российской власти это всего лишь повод просто уничтожить в России всю железнодорожную инфраструктуру.
Российская власть все ищет в стране пресловутую «пятую колонну». Да вот только российскому рабочему классу все более понятно становится, что штаб этой «пятой колонны» заседает в нашей стране в Кремле. Действующая власть явно ведет страну к национальной катастрофе, сознательно разрушая ее экономику, национальную безопасность, социальную сферу, грабя и обирая российское население так, как, наверное, ни одно буржуазное правительство в мире.
Российский рабочий класс, видя такое положение, больше не желает молчать и терпеть. Голос его становится все громче. И все меньше он боится запретов, которыми обложила его буржуазная власть.
Пример, недавняя забастовка железнодорожников РДЖ, которым практически запрещено бастовать. Но этот запрет уже не останавливает рабочих-железнодорожников, не желающих больше терпеть произвол работодателей ни по отношению к себе, ни по отношению к интересам всей страны в целом.
4 ноября в Беломорском районе Республики Карелия рабочие путевой машинной станции № 263, входящей в одно из подразделений филиала ОАО «РЖД» – «Путьрем», объявили забастовку, выступая против будущего сокращения персонала станции.
Дело в том, что из нынешних 224 специалистов этой путевой машинной станции (ПМС) 187, т.е. более 83% (!), попали под сокращение. Попытки объясниться с начальством результата не дали. На контакт с работниками руководство предприятия не пошло.
Местный профсоюзный комитет, возглавляемый инженером, как всегда предложил идти путем компромиссов, предложив железнодорожникам обратиться с письмом к руководству страны.
Под давлением профсоюза рабочие-путейщики в конце октября направили обращения президенту Путину и главе российского правительства Медведеву с просьбой рассмотреть возникшую на ПМС ситуацию. В этом обращении, в частности, было указано, что о сокращениях на ПМС даже думать нельзя, ибо кадров на станции и так не хватает, следить за ж\д путями некому, что участок ответственности станции немалый — весь Петрозаводский регион Октябрьской дороги длиной 1485 км, да еще работники станции постоянно привлекаются на другие участки, потому как и там немалая проблема с кадрами. Подписаны обращения были практически всеми наемными работниками станции.
Как оно и ожидалось, письма коллектива ПМС-263 из администрации президента и секретариата правительства были спущены вниз по инстанциям, т.е. отправлены для проверки и ответа в Минтранс РФ — в ту самую организацию, с подачи которой железнодорожников и собираются увольнять.
Рабочим ПМС стало понятно, что российская власть помогать им не желает. Что оставалось делать рабочим? Только действовать самим, чтобы к проблемам РЖД привлечь внимание всей страны.
Вот они и решили в День народного единства организовать акцию на перегоне Тунгуда — Летний. У моста через речку Летняя был натянут красный тканевый транспарант с надписью «Требуем Якунина!.. ПМС-263». В момент, когда на перегон вышел рейсовый состав, около него взорвались три петарды[1]. Машинисты железнодорожных составов были вынуждены остановить движение. В результате движение поездов на этом участке было задержано на полчаса[2].
Никакой особой катастрофы не произошло, никто не пострадал. Зато представители местной власти появились на месте событий через несколько минут. Сделанное рабочими их здорово обеспокоило. Они сразу представили себе, в что произойдет, если вдруг встанут поезда по всей стране? Российской власти и руководству РЖД, в частности, мало не покажется. Этак по карману их еще никто никогда не бил.
Может быть, остановка ж\д движения это не лучший способ воздействия на работодателей, и российскую власть. Однако, что прикажете делать рабочим-железнодорожникам, если российское общество упорно молчит, делая вид, что оно не понимает, чем ему грозит оптимизация РЖД, если она будет доведена руководством компании до конца?
Понятно, что сам Якунин, непонятно за какие заслуги, получающий в день 1,3 миллиона рублей[3], от «оптимизации» не пострадает, а только, скорее всего, увеличит свои доходы. Но вот что прикажете делать тысячам рабочих-железнодорожников в России, которые останутся без средств существования, и главное — миллионам российских граждан, которые будут практически лишены возможности передвигаться по стране?
Даже представители актива отнюдь не самого боевого профсоюза железнодорожников и те понимают, к чему в России дело идет: «В последние годы в Карелии регулярно отменяют и сокращают количество действующих электричек, объясняя это снижением численности пассажиров, увольняют путевых обходчиков и целые путевые бригады. Теперь добрались до машинных станций. А там можно будет и саму железную дорогу закрыть под предлогом её неэффективности.»[4]
Государственного мышления у рабочего класса, как выясняется, на порядок больше, чем у руководства госкомпании РЖД и страны в целом, раз они на пару проводят такую антинародную и антинациональную политику. То, что в РЖД проходит не «оптимизация», а идет откровенное разрушение железнодорожной инфраструктуры страны, рабочим уже яснее ясного. Понятно им и то, что пресловутый вахтовый метод работы путевых машинных станций, на который стремится якобы перейти РЖД, утверждая, что он более экономичный и, стало быть, более выгодный, это всего лишь отговорка российской власти, стремящейся выжать из наемных работников все соки, чтобы тем самым увеличить и так колоссальные прибыли российских монополий.
Местная прокуратура уже поспешила объявить действия железнодорожников ПМС-263 хулиганством. Однако, мы считаем, борьба рабочих-железнодорожников против капитала правильная, и ее нужно не только поддержать и одобрить, но и повсеместно распространить на другие регионы и другие предприятия РЖД и других крупных и компаний.
Рабочим следует действовать еще более решительно, не спрашивая никакого одобрения у властей, использовать другие формы борьбы и самое главное — подключать к своим протестам рабочие коллективы других предприятий. Только так можно чего-то добиться от буржуазной власти.
А.Акопян
[1] http://svpressa.ru/society/article/103195/
[2] http://petrozavodsk.rusplt.ru/index/karelskaya-transportnaya-prokuratura-izuchaet-zabastovku-na-jeleznodorojnyih-putyah-237650.html
[3] http://www.youtube.com/watch?v=HcxGiw-q0Ms
[4] http://svpressa.ru/society/article/103195/
Сильная статья.