Вопрос: У меня товарищи вот такой вот вопрос, только что спросил меня отец, и я в полной растерянности нахожусь. Вот кг мяса стоит 200 руб. ориентировочно, там смотря еще у кого покупать, а кг колбасы стоит 600 руб. Как так может быть?
Из чего они ее тогда делают и почему цена ее в 3 раза больше?
Ответ: Действительно, на первый взгляд ситуация кажется парадоксальной, поскольку известно, что в самом лучшем сорте российских колбас содержится не более 14% мяса, а остальное — наполнители, которые стоят значительно дешевле мяса. Значит и себестоимость колбас никак не может быть дороже мяса, а должна быть значительно дешевле, чем 200 р. за кг. Но мы все видим, что цены на колбасу в наших магазинах в разы превышают цены на мясо, по некоторым сортам колбас доходя до 1000 рублей за кг. Это означает, что 80% стоимости колбасы составляет прибыль капиталистов — производителей, посредников, перевозчиков и торговцев.
Почему же так получается? Ведь у нас капитализм, а значит, должны находиться какие-то другие капиталисты-производители колбасы, которые бы довольствовались меньшим процентом прибыли. И если бы у них колбаса была дешевле той, что сейчас нам продают, то они бы смогли вытеснить с рынка жадных до прибыли капиталистов. И всем было бы хорошо — им прибыль, а нам более дешевые колбасы. Примерно так рассуждает основная масса российского населения, слышавшая от буржуазные пропагандистов о благотворном влиянии конкуренции на товарный рынок.
Вот только дело все в том, что у нас в стране (и не только в стране, а уже во всем мире!) не просто капитализм, а последний и заключительный его этап, который называется империализмом. Вот потому колбаса у нас дороже мяса и цены на нее (как и на все остальные товары!) в кризис не снижаются, а только лишь возрастают.
Главной и основной характеристикой империализма является образование и доминирование монополий. Монополии это объединения капиталистов, которые в свое время и стали объединяться ради того, чтобы господствуя на рынке и диктуя ему свои условия, получать сверхприбыли. И вот такие странные казусы с ценами на рынке, о которых спрашивает товарищ, задавший вопрос, есть не что иное, как результат их политики. По сути, сейчас и рынка-то как такового не существует, если понимать под рынком тот рынок, который имел место в начальный период развития капитализма — капитализма растущего и поднимающегося. Тому рынку действительно была свойственная конкуренция, которая при всех ее недостатках являлась могучим двигателем развития капиталистического строя.
Говорить о конкуренции на современном рынке просто смешно. Сегодняшний рынок это субъективная воля действующих на нем монополий, против которых более мелкие и слабые участники рынка, которых осталось не так-то и много, и слова сказать не могут.
Как возникли монополии? В силу самих законов рынка и его главного закона — конкуренции. В ходе конкурентной борьбы на рынке, и особенно в кризисы, выживали только наиболее сильные, крупные и финансово устойчивые капиталистические предприятия. Довольно быстро капиталисты поняли, что противостоять стихии рынка, действуя в одиночку, крайне сложно. Потому они стали объединяться, создавая то, что и получило впоследствии название «монополии».
Исторически первой формой монополии были картели, представляющие из себя формально отдельные капиталистические предприятия, которые всего лишь договорились между собой о «правилах игры», т.е. о политике цен на рынке и объеме выпускаемой каждым из них продукции.
Наиболее простой и распространенной формой картеля был простой договор между предприятиями, который определял, не ниже каких цен обязуются капиталисты продавать свои товары, устанавливал, какое предприятие сколько должно производить и выпускать товаров, чтобы не получилось превышения предложения над спросом, распределял заказы, рынки сбыта и цены на покупаемое сырье. Уже в такой примитивной еще форме первые монополии достигали существенного ограничения или даже полного уничтожения конкуренции, добивались поднятия цен на свои товары, получая тем самым господство на рынке, а значит и значительного увеличение прибылей входивших в них капиталистов.
Пожирая в огромном числе более мелкие и слабые предприятия, монополии с течением временем становились все крупнее и мощнее, они включали в себя не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности, пока не получилось так, что на рынке остались только несколько самых крупных и сильных игроков. Не удивительно поэтому, что последние являются полными хозяевами рынка и имеют самую широкую возможность навязывать покупателям свои цены, назначая их по принципу «сколько хочу, столько и поставлю, все равно будут платить».
И действительно покупатели вынуждены платить, покупая втридорога, потому что никто другой эти нужные людям товары по более дешевым ценам предложить не может — монополии просто не позволяют появиться таким предприятиям, уничтожая их на корню (скупая, разоряя, запугивая владельцев и пр.). С их силой мелкому бизнесу невозможно спорить, тем более что в эпоху империализма интересам монополистического капитала полностью служит и буржуазное государство с его законами, судами, тюрьмами, полицией и армией.
Но уничтожение конкуренции приводит не только к непомерному обогащению узкого слоя общества — капиталистов, владельцев монополии. Оно не только колоссально ухудшает материальное положение трудящихся масс, поскольку посредством многократно завышенных цен вынимает из их карманов последнее. Уничтожение конкуренции еще и крайне негативно влияет на всю экономику капиталистических стран. Имея в своих руках силу государства, монополии перестают улучшать и совершенствовать технику, как это было раньше при начальной фазе капитализма. Они достигают своих прибылей другими способами — посредством повышения цен на свои товары, понижения заработной платы рабочим и усиленной эксплуатацией трудящихся своих стран и особенно отсталых развивающихся стран, откуда они получают многие виды сырья и рабочей силы. Производительные силы капитализма перестают расти, экономические кризисы усиливаются и учащаются, и капиталистические страны оказываются неспособными из них выйти (как это происходит, например, сейчас).
Капиталистический строй становится тормозом экономического развития, и человечеству, если оно не желает окончательно деградировать, неизбежно придется его сломать, перейдя к принципиально иным экономическим отношениям — к коммунистическим.
Вот так в небольшом примере «странной» разницы цен на колбасу и мясо отражаются главные противоречия капитализма, которые закономерно приведут этот строй к гибели.
Л.К., 17.11.2014 г.
Спасибо