Вчерашние события на мировых финансовых, фондовых и нефтяных рынках, когда на фоне продолжающегося падения цены на нефть обвалилась сразу на 10% не только российская валюта — рубль, но и акции российских компаний (до 15%), пронырливые российские журналисты, падкие на всякого рода сенсации, даже касающиеся их самих напрямую, уже окрестили российским «Черным понедельником».
Вот только это, увы, не просто понедельник. Это самая настоящая «Великая Депрессия» в отдельно взятой России, т.е. тот самый арктический пушной зверек, давно подкрадывавшийся и, наконец, добравшийся-таки до капиталистической экономики нашей страны. О том, что такое неизбежно случится, не раз предупреждали даже буржуазные экономисты из числа здравомыслящих. Ну, а для тех, кто не выбросил в помойку книги единственного настоящего экономиста, научно исследовавшего капиталистический способ производства — Карла Маркса, это было ясно изначально, с самого начала активных рыночных реформ, затеянных в горбачевскую Перестройку.
На науку, конечно, можно наплевать, можно даже сделать вид, что ее вовсе не существует, вот только объективные законы общественного развития обмануть нельзя! Они этого не прощают, а рано или поздно треснут невежд как следует по голове так же крепко, как сосулька, падающая на голову тому, кто вздумает отрицать закон всемирного тяготения.
Пока российские граждане приходили в себя после вчерашних новостей, подсчитывая убытки в своих карманах, российский Центробанк не терял времени даром. Он поддал трудовому народу России жару, облегчив его участь на смертном одре (видимо, чтобы не слишком долго мучился). В ночь на вторник, 16 декабря, он принял «поистине историческое решение», как его уже поименовали холуйствующие перед буржуазией работники пера.
«Совет директоров ЦБ на внеочередном заседании принял решение повысить ключевую ставку сразу на 6,5 процентных пункта — до 17%.».[1]
На следующий день, т.е. сегодня 16 декабря, на момент написания настоящей статьи за баррель нефти марки Brent стали давать 59.34 долл., за американский доллар — 74 рубля, за евро — 91 рубль.[2] А акции российских компаний пошли на дно еще быстрее.
«Торги акциями «Аэрофлота», АФК «Системы», «Мечела» и «Россетей» переведены в режим дискретного аукциона после сильного падения более чем на 20%»[3].
Что это все означает? А то, что действия Центробанка России не только не дали никакого результата, но еще более способствовали падению российской экономики в пропасть. И выбраться из нее буржуазной России уже не удастся. На российской промышленности и сельском хозяйстве, как, собственно, и на всем остальном, можно смело ставить крест. Никакого развития ничего не будет! Никто им заниматься не собирался и не собирается. А вся эта красивая болтовня последних месяцев российского президента и правительства об «импортозамещении», «развитии станкостроения» и т.п. есть ни что иное, как очередной обман российских трудящихся с целью их колоссального ограбления под шуршание пустых слов о «светлом капиталистическом будущем».
Потеряв доходы от западных санкций и падения цен на нефть, российский монополистический капитал использует теперь всю силу российского государства, чтобы выжать из российских рабочих последнее. Все свои убытки и все свои потери он стремится возместить за счет российских трудящихся, грабя их всеми возможными способами.
Ведь и вправду — ни одного решения за последний год (как, впрочем, и в предыдущие годы буржуазного бытия) не было принято российским правительством и парламентом в интересах простых граждан страны. Ровно наоборот — им постоянно увеличивали налоги, тарифы, платежи, повышали штрафы и пошлины. Их «оптимизировали» вдоль и поперек, сокращали зарплаты, увеличивали интенсивность и продолжительность труда, ухудшали условия работы, заставляя рисковать своей жизнью и здоровьем, до предела урезали социальные блага, доведя до полного развала образование, здравоохранение и пенсионную систему. Постоянно росли цены абсолютно на все товары и услуги, безработных и нищих в стране становилось все больше и больше, а «светлое капиталистическое будущее», обещанное перестрочниками — либералами и демократами, на горизонте так и не нарисовалось.
Им-то что? Они разводят руками и уныло лепечут, что-то вроде «извини, мужик, не смогла». Мол, не тот капитализм получился. Мы ж хотели как в метрополиях — в странах капиталистического центра, во всяких там Европах и Америках. А вышло как в Зимбабве, только значительно холоднее. Но суть та же — исключительно колониальная.
Простой человек в России, имеющий не самую плохую работу, лишен практически всего — даже такой примитивной вещи, как, к примеру, съездить к родственникам в деревню, ибо наше российское государство в погоне за «эффективностью» и «прибыльностью» минимизирует все траты на общественные нужды, и в частности на общественный транспорт, тем самым фактически лишив российских трудящихся свободы передвижения. И это только одна свобода, которая у нас была в СССР, а теперь, увы, нету.
Что это? Куда мы попали-то?
О, это царство капитализма! Именно то, в которое вы стремились! Господство частной собственности, которой наплевать на все то, что нужно всем.
Разгром и разруха в стране такая, что смотреть страшно. Миллионы гектаров заросших уже деревьями бывших плодородных колхозных полей, разрушенные фермы, остатки заводских строений, засранные и разграбленные леса, озера, реки…
С введением западных санкций процесс давления на трудовой народ многократно усилился. Работодатели как угорелые стали «сокращать издержки», т.е. увольнять наемный персонал, без зазрения совести выкидывая на улицу десятки тысяч российских рабочих.
Один только «Автоваз», в последние годы только и делавший, что «оптимизировавший производственный процесс», опять планирует сократить 7,5 тысяч человек. И что? Кого в правительстве интересуют судьбы этих людей, которым в Тольятти вряд ли удастся найти работу?
А разве у нас в стране один завод, одно предприятие, рабочим которого уже указали с «вещами на выход»? Да их десятки тысяч! Это значит, что миллионы рабочих или уже потеряли или в самое ближайшее время потеряют работу, и им просто нечем будет кормить свои семьи. И ни одна депутатская рожа, ни один министр квашенной капусты о них не думает, хотя живет и нежится за их счет!
И ведь как нежится! На одну только Госдуму бюджет России выделяет 7 миллиардов рублей, на Совет Федерации — 8 миллиардов[4]. И ведь деньги на содержание этих бездельников берутся не откуда-нибудь, а из нашего с вами кармана, товарищи рабочие!
А вот чаяния банкиров и крупных промышленников наше российское правительство удовлетворяет мгновенно! Им постоянно выделяются то на одно, то на другое неимоверные суммы. Для них средства в российском бюджете есть всегда. Как всегда есть в госбюджете суммы на усиление российского государства. Постоянно растут затраты на содержание чиновничьего аппарата — на днях, например, в очередной раз были повышены зарплаты судьям[5], которые и так не бедствуют. Растет и число чиновников, особенно работников силовых структур. Охранников всевозможного рода в России столько, что и имущества-то столько не найти — разворовано все за 20 лет капитализма.
Но все еще было как-то ничего — плохо, но терпеть еще можно было. Ухудшаться на глазах ситуация в стране стала с падением цен на нефть и ростом курсом доллара. Вот тут инфляция в самом деле поскакала по России галопом. Цены на самые необходимые товары стали расти как на дрожжах, по некоторым позициям увеличившись за месяц в 2 и более раза. Хотя оснований для этого не было никаких. Падение цен на нефть по логике должно было снизить цены на товары российского производства. Что же касается роста цен на импортные товары, то не они все-таки составляют основы жизнеобеспечения россиян, это, во-первых, а во-вторых, интересен сам вопрос, а с чего это вдруг американская и европейская валюта вдруг поперла вверх?
И вот тут причина-то, оказывается, единственная, причем чисто классовая — желание крупнейших российских монополий восстановить свои прибыли, потерянные из-за западных санкций и падения цен на нефть, да еще и стремление угодить иностранному капиталу, сделав Россию более привлекательной для инвестиций.
То есть, попросту говоря, до этого каждый капиталист в индивидуальном порядке грабил своих рабочих, а теперь при помощи российского правительства и Центробанка РФ решили грабануть всех российских граждан разом — примерно по типу того, как им вычистили карманы в 1992 г., когда «сгорели» все их советские сбережения, и во время дефолта 1998 г.
Кстати, пока статья писалась до этой строчки, пришло новое сообщение: «Курс евро в ходе торгов на Московской бирже впервые в истории преодолел отметку в 100 рублей. Доллар — 80 руб.».[6]
Классовую сущность таких процессов как инфляция и девальвация разъяснил еще К.Маркс в «Капитале». Означают они не что иное, как уменьшение для капитала издержек на оплату рабочей силы, а значит и значительное увеличение прибылей капиталистов.
Повышение цен на товары первой необходимости или девальвация местной валюты, например, на 50%, это то же самое, как если бы капиталисты просто уменьшили заработные платы рабочим в 2 раза. И вправду, ведь купить на те же самые деньги теперь рабочий может ровно в 2 раза меньше товаров, чем раньше! А значит, ему гораздо сложнее будет обеспечить свое существование, он будет сговорчивее и послушнее.
Причем в случае снижения курса национальной валюты крупные монополии, экспортирующие российские товары за рубеж, к примеру, те же энергетические монополии, еще и сверхприбыли получат. Ибо реализуют они продукцию труда российских рабочих за доллары и евро, а вот платят российским рабочим в рублях. Заработные платы рабочих пропорционально росту доллара или евро поднимать никто не собирается. Тем более, что именно этого реального снижения зарплат как раз и добивался финансовый капитал, ради сверхприбылей которого и устраивались все эти игры российского Центробанка с ростом курса доллара и евро.
Говоря о финансовом капитале, мы имеем в виду отнюдь не только монополии местного российского разлива, а в первую очередь, транснациональные корпорации, ради блага которых наше российское правительство готово вывернуться наизнанку.
Не случайно глава ЦБ Э.Набиуллина заявила[7], что «ослабление курса дает шансы для российского производителя, и наша задача использовать эти шансы и дать стимулы для развития собственного производства». А бывший министр финансов РФ А.Кудрин, полностью одобривший действия руководства ЦБ, разъяснил ее слова: «Решение ЦБ по повышению ставки до 17 % в настоящих условиях вынужденное, но правильное. За этой мерой должны последовать решения правительства по повышению доверия инвесторов к российской экономике»[8].
Какого именно «российского производителя» имела в виду Набиуллина, мы уже пояснили — того, кто добывает и экспортирует российское сырье. А среди таких «российских производителей» немало ТНК.
А вот другим российским производителям — тем, которые работают на российский рынок, к примеру, занимаются тем же станкостроением, сельхозтехникой или сельским хозяйством, действия Центробанка это нож в горло. Они и так еле выживали, а теперь и совсем сдохнут, поскольку банковские кредиты станут для них неподъемно дороги, а их продукция еще менее конкурентноспособной, чем раньше. Банкротства таких предприятий могут начаться еще до Нового года, и будут они, увы, не единичными, а массовыми — об этом даже буржуазные эксперты предупреждают.
А вот, что касается западных инвесторов, о которых говорил Кудрин, то этим политика российского Центробанка придется очень даже по душе. Тем более, что в России ожидается очередной этап бесконечной приватизации, где на продажу будут выставлены лакомые куски стратегических российских предприятиях, среди которых, например, фигурирует государственная компания «Роснефть». Учитывая, что стоимость рабочей силы в России с таким долларом или евро будет копеечной, многим захочется поживиться на российскую дармовщинку, получая сверхприбыли от эксплуатации российских рабочих.
Ну, а российским рабочим достанется, как обычно, большая дуля с маслом. Опять сокращения и невыплаты заработных плат. Рост процентов по кредитам и ипотеке — ведь банки начнут повышать кредитные ставки. Множество предприятий разорится, а значит, цены на все будут расти, поскольку российской продукции на рынке почти не останется. Импортная при таком курсе доллара будет неимоверно дорогой. Тарифы на услуги тоже не обрадуют — они взлетят вверх, вынимая из карманов рабочих последние гроши.
Кто сможет выжить в таких условиях? Единицы, готовые питаться хлебом пополам с лебедой. Но капиталу все это неважно, главное, что дешево и сильно прибыльно.
Задумано, как видим, с большим транснациональным размахом — оформлено чисто по неоколониальным рецептам. «Железная леди» российского Центробанка — настоящий смотрящий империалистических паханов в дикой холодной азиатской России.
При этом главный смотрящий транснационального капитала в России, трепетно оберегая свой драгоценный рейтинг, предпочел от этих неоколониальных штучек дистанцироваться, мол, я тут вообще не при делах. «Центробанк у нас независимый», — заявил его пресс-секретарь. Вот только забыл пояснить — независимый от кого? От России и ее народа? От российского правительства?
А зачем же нам, спрашивается, такое государство, у которого даже нет собственного банка? Зачем мы вас всех кормим и работаем на вас? На кой черт вы нам вообще нужны?
Раз вы, граждане буржуи, даже банка своего создать не смогли, то нечего вам и господствовать над трудовым народом России, который и без вас отлично обойдется.
Российскому рабочему классу требуется свое собственное государство, которое помогало бы ему крепко держать политическую и экономическую власть в своих руках. И тогда никто к нему в карман залезать не будет, выдумывая, то инфляцию, то девальвацию, то «оптимизацию», то «структуризацию» и т.п.
Лучше уж вас, граждане буржуи, «оптимизировать» куда-нибудь на лесоповал, там от вас вреда меньше, а толку больше будет. Глядишь, лет через тридцать грехи свои перед трудовым народом и замолите…
Павел Ложкин
[1] http://www.kommersant.ru/doc/2634429
[2] http://ria.ru/economy/20141216/1038515814.html#ixzz3M3by4sJj
[3] http://www.kommersant.ru/doc/2634565
[4] http://lenta.ru/news/2014/12/16/zhirinovskyeconom/
[5] http://www.rg.ru/2014/12/16/zarplaty-site.html
[7] http://svpressa.ru/economy/article/107386/
[8] Там же