Шутим? Нисколько! Судите сами. Вот сообщение далекой от идей коммунизма профсоюзной интернет-газеты «Солидарность» от 1 февраля 2015 года (выделения в тексте — В.К.):
«Председатель ФНПР Михаил Шмаков в письменном обращении к председателю правительства Дмитрию Медведеву выразил категорический протест против идеи передачи контрольно-надзорных полномочий в сфере трудовых отношений федеральных органов исполнительной власти субъектам РФ. Он попросил вынести этот вопрос на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии.
Такое предложение Экспертного совета при правительстве РФ было одобрено 26 декабря на совещании у зампреда правительства РФ Дмитрия Козака, при этом ни представители профсоюзов, ни работодателей, ни, даже, социального блока правительства, на этом совещании не присутствовали. Вопрос также не обсуждался на Российской трехсторонней комиссии.
Ранее было принято решение провести такой эксперимент до 2016 года в субъектах Крымского федерального округа и оценить результаты. Однако, не дожидаясь итогов, Экспертный совет предложил запустить «пилотный» режим для десяти субъектов РФ.
На заседании РТК 30 января работодатели поддержали профсоюзную сторону: они также считают реализацию этого предложения «поспешной».»[1]
Какое трепетное единство — желтый профсоюз и работодатели вместе против российского правительства!
Удивляют причины. На первый взгляд это какие-то детские обиды или скорее высосанные из пальца отговорки, мол, никто из нас — из тех, кого касаются вопросы трудовых прав наемных работников — при обсуждении данного предложения не присутствовал.
Ну и что? Разве в этом все дело? Какая разница кто присутствовал, гораздо важнее устраивает вас принятое правительством решение или нет.
В том-то и суть, что оно не устраивает ни ФНПР, ни работодателей. И это уже интересно, поскольку возникает закономерный вопрос — почему?
Что же вызвало у ФНПР и работодателей такое недовольство, что они выступили с протестом, причем не с простым, а «категорическим»? Чем же они так недовольны, причем и те, и другие?
Казалось бы, профсоюзы и работодатели должны были стоять по разные стороны баррикад в вопросах трудовых отношений. Ну, хотя бы формально, для видимости, поскольку ожидать от шмаковских профсоюзов, давно показавших свое настоящее лицо прислужников буржуазии, истинной защиты трудовых прав российских наемных работников было бы верхом наивности.
По логике уж одна из сторон — либо ФНПР, либо бизнес (работодатели) должны были быть удовлетворены намерениями российского правительства осуществить передачу контроля и надзора от центра в регионы — такое решение всяко должно было бы идти кому-то из них на пользу.
К примеру, тем же работодателям, которым всегда легче сговориться с местной властью, чем с федеральной. Ведь и вправду «подмазать» местного чиновника, чтобы он «не заметил» тех или иных нарушений на производстве или не слишком усердствовал, заставляя предпринимателей выплачивать рабочим долги по зарплате, не в пример проще, чем искать ходы-выходы на московских забуревших чиновников, где та же самая процедура обойдется во много крат дороже. Но нет, работодатели против — они «поддержали профсоюзную сторону» и «считают реализацию этого предложения «поспешной»». Что-то в данном решении российского правительства их совершенно не устраивает. Интересно, что?
Да и профсоюзы по идее должны были бы получить выгоду от той меры, которую намеревается провести наша федеральная власть. По крайней мере, «при переходе на региональный уровень трудовые инспекторы станут получать более высокую зарплату»[2], и это вроде бы неплохо, поскольку они будут меньше заинтересованы в том, чтобы легко «поддаваться на уговоры» работодателей закрыть глаза на то или иное нарушение. Опять же наемным работникам будет немалая выгода — все вопросы с нарушением своих прав они смогут решать на местах, не надо изрядно тратиться, выезжая в Москву «в поисках правды». Но нет, как мы видим, и профсоюзы против, да еще «категорически»!
Получается, что «за» одно только российское правительство. Положим, его интерес вполне понятен — оно, как минимум, ищет чисто экономических выгод, желая скинуть с себя часть затрат из госбюджета, перекинув их на регионы, которые пусть сами ищут откуда им брать средства на содержание всех этих трудовых инспекций и пр.
Но что же так напугало желтые профсоюзы и работодателей, что они оказались столь единодушны?
Оказывается, им есть против чего выступать и чего всерьез опасаться. Социальная обстановка в России более чем напряженная. Повсеместно идут сокращения наемного персонала, и в первую очередь заводских рабочих, закрываются целые предприятия или в лучшем случае цеха и отдельные подразделения. Многие предприятия переходят на неполную рабочую неделю с соответствующим уменьшением заработной платы своим работникам. Очень многим прилично срезали заработные платы и собираются делать это и далее, в текущем году — см. например, «зарплаты россиян в 2015 году снизятся более чем на 9 процентов»[3].
А цены на продукты, предметы первой необходимости и коммунальные тарифы растут как на дрожжах, и рост этот правительство остановить не может или не хочет.
Вот пара примеров из новостей сегодняшнего дня:
«Отечественные продукты будут дорожать, как бы ни грозила штрафами прокуратура, — …уверяют производители.
…в декабре 2014 г. цены на часть социально значимого продовольствия в российских регионах выросли, по данным, Росстата, на 30%, в январе рост цен не остановился.»[4]
Растут цены в детских садах, приближаясь почти к 100 руб. в день[5], а это значит, что детские сады станут многим нашим рабочим просто не по карману.
Все большее и большее число рабочих семей в самом прямом смысле слова живут впроголодь.
Многие российские пенсионеры уже давно голодают, урезая себя во всем. А некоторым из них — немалой части, кстати, не хватает пенсий даже на оплату коммунальных услуг за квартиру, и если бы не помощь работающих детей, то они бы в самом прямом смысле умерли от голода
Мелкие и средние предприниматели разоряются, не выдерживая роста закупочных цен и падения спроса покупателей. Многим из оставшихся еще в живых отраслей российской экономики (сельскому хозяйству, производству с\х машин и сельхозтехники и пр.) грозит полное уничтожение.
И при этом паразитирующий на трудовом народе монополистический капитал — к примеру, те же банки или энергетические монополии — не желают делиться с теми, за счет кого они и живут, ни малейшей копейкой. Ровно наоборот, они изыскивают все новые и новые способы обирания и ограбления трудящегося населения страны, стремясь за счет рабочего класса восстановить или даже увеличить свои прибыли, несколько сократившиеся за последнее время в связи с мировым экономическим кризисом и развернувшимся конфликтом с Западом. А российское правительство усердно им в этом помогает, по сути, предоставляя государственную казну страны в их полное распоряжение, выделяя монополиям и крупному капиталу огромные суммы «для поддержания штанов» в тяжелый период, но ни рубля не давая на жизненно необходимое всему трудовому народу сельское хозяйство.
Ясно, что такое положение долго продолжаться не может. И терпению пролетарских масс в России рано или поздно придет конец. И если на российских улицах мы пока не видим демонстраций и массовых протестов рабочего класса, не видим тысячи злых и решительных рабочих, к которым, вне всякого сомнения, присоединятся еще и значительная часть разоряемой монополиями мелкой буржуазии, служащих и интеллигенции — тех самых пресловутых «белых воротничков», которые по уверению буржуазных пропагандистов есть «опора капиталистического трона» — то это всего лишь означает, что все это мы увидим немного позже — возможно уже этой весной или летом. Причем увидим во всей красе и яркости, которая только может существовать. Грядущие и неизбежные протесты трудового народа будут гораздо мощнее тех, что представляются нам сейчас в нашем воображении. И это вполне закономерно — чем дольше пар копится в котле, тем сильнее у него срывает крышку. И тут уже никто ничего поделать не сможет — на свободу вырвется такая силища, что дай бог капиталистам ноги вовремя от нее унести! Тем более, что речь идет о России, где трудовой народ о советском прошлом не забыл и забывать не собирается. Можно не сомневаться, своим угнетателям и эксплуататорам он припомнит всё, что копилось у него долгие годы капиталистического рабства.
Все три стороны, о которых выше шла речь — российское правительство, отражающее интересы крупного монополистического капитала, работодатели, к которым относятся по большей части те, кто не столь близок к государственной кормушке, и верные холуи тех и других — профсоюзы ФНПР, все это отлично понимают. И у них заранее трясутся поджилки от одной только мысли, что «железные батальоны пролетариата» выйдут на улицу. А потому каждая из этих сторон стремится сбросить ответственность за неизбежное на своих подельников.
Наше дорогое правительство, догадавшись, что с него с первого будет спрос, желает все проблемы местных капиталистов перекинуть на их собственные плечи, по сути, заявляя им чуть ли не прямо в лоб «разбирайтесь там сами со своими рабочими».
А работодатели и желтые профсоюзы отлично понимают, что без помощи центральной государственной власти и ее силовых структур, они не имеют никакого шанса в противоборстве с рабочим классом. Потому они и «категорически против» передачи из центра в регионы контроля и надзора за трудовыми спорами и конфликтами, поскольку прекрасно понимают, что «Москва их просто хочет кинуть», т.е. оставить один на один с разъяренной массой трудового народа, с которой они заведомо не справятся собственными местными полицейскими силами. Тем более, что местные силовые структуры отнюдь не гарантируют им свою преданность — нет никакой уверенности в том, что они не перейдут на сторону восставшего российского народа, откровенно уставшего от всего этого контрреволюционного капитализма.
Самое любопытное и примечательное во всей этой ситуации то, что глава желтых профсоюзов гр.Шмаков оказался гораздо дальновиднее и последовательнее российского буржуазного правительства в защите интересов наших капиталистов. Именно он и обратил внимание работодателей на опасность тех мер, которые задумало провести в жизнь российская федеральная власть, изыскивая все способы и средства экономии бюджета в интересах крупнейших монополий. Слуга оказался предан своим господам и заботится об их благе больше, чем они сами.
Странно ли это? Ничуть! У предателей и провокаторов нет иного выхода, ибо спастись сами они могут, только спасая своих хозяев, а это значит, еще больше и еще подлее предавая тех, чьи интересы формально призван отстаивать.
Иное дело, что российский рабочий класс должен, по крайней мере, сделать из всего этого соответствующие выводы, осознав, наконец, что так панически бояться могут только тех, кто действительно неимоверно силен.
В.Кожевников
[1] http://www.solidarnost.org/news/Profsoyuzy_protiv_peredachi_regionam_kontrolya_i_nadzora.html
[2] http://www.rg.ru/2015/02/02/trud.html
[3] https://news.mail.ru/economics/20925094/
[4] https://news.mail.ru/economics/20922726/
[5] https://news.mail.ru/inregions/volgaregion/59/society/20926005/