Информационные сообщения о катаклизмах в отрасли похожи на фронтовые сводки потерь.
«Брянский машиностроительный завод» закрыли в конце января, отправив по домам почти всех рабочих. Обещают вновь запустить завод в марте, но не факт, что это сделают. Сейчас на заводе работает только один цех — маневровых тепловозов и вагоностроения.
О приостановке работы сообщил Новочеркасский электровозостроительный завод.
На Бежицком сталелитейном заводе грядет сокращение более тысячи человек, а это значительная часть трудового коллектива.
«Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ) в 2014 г. сократил 1 600 человек (с 7900 до 6300 человек). А сейчас работу на ТВЗ могут потерять еще до 30% штата.
ОАО «Коломенский завод» (работают 6700 человек) – более 500 работников получили уведомление о сокращении и переводе работников четырёх цехов в простой.
И это не единичные случаи. Аналогичная ситуация сложилась практически на всех предприятиях «Трансмашхолдинга».
В его состав входят:
- Новочеркасский электровозостроительный завод
- Брянский машиностроительный завод
- Коломенский завод
- Пензадизельмаш
- Бежицкий сталилитейный завод
- Тверской вагоностроительный завод
- Луганский тепловозостроительный завод
- Демиховский машиностроительный завод
- Метровагонмаш
- Октябрьский электровагоноремонтный завод
- Центросвармаш
- Трансконвертер
- Производственная фирма КМТ
- Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения
- ТРТранс
- Рейлкомп
- ТРАМРУС
Количество наемных работников на предприятиях холдинга по данным на 2014 г. составляло около 57 000 человек.
Любопытно взглянуть, на кого работает эта громадная армия наёмных рабов капитала, кого конкретно она обогащает.
Компания «Трансмашхолдинг» создана 15 апреля 2002 г. Её единственный номинальный акционер – некая фирма «The Breakers Investments BV» (Голландия), подконтрольная Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву. Среди владельцев еще и ОАО «Российские железные дороги».
То есть сокращения рабочих происходят отнюдь не только по воле частных собственников, но еще и государства российского.
А вот что представляют из себя главные хозяева:
Искандар (Искандер) Кахрамонович Махмудов
По данным журнала Forbes, на 2013 г. обладает состоянием в 8,7 млрд долларов, что позволяет ему занимать 15 строчку в списке богатейших бизнесменов России и 123 строчку в мировом рейтинге.[1]
Бокарев Андрей Рэмович
Президент ЗАО «Трансмашхолдинг»
По версии журнала Forbes от марта 2013 г., занимает 1088 место в мире, 47 место в СНГ и 46 место в России.
Состояние – 1,35 млрд долларов США.[2]
Распоряжается судьбами трудящихся от имени этих нуворишей председатель совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» Анатолий Алексеевич Ледовских.
Человек в вопросах ж/д машиностроения видимо, сведущий. Но насколько он сведущий, мы сейчас посмотрим. Вот пара строк о начале «трудового пути» и заслугах председателя:
Родился 8 апреля 1947 г. в поселке Мучкап Тамбовской области.
В 1970 г. окончил Ленинградский ветеринарный институт, в 1990 г. – Ленинградскую высшую партийную школу, в 1998 г. – Северо-Западную академию государственной службы.
1970-1984 гг. – главный ветеринарный врач совхоза «Подгороднее», а потом совхоза «Гатчинский».
О, как! Из партактива КПСС и ветеринарии прямиком в холуи капитала и частные собственники, да еще какие!
При Советской власти, видимо, считал себя неоцененным по достоинству. Но вот к концу Перестройки оказался востребованным — стал не коров щупать, а людьми руководить:
1990-1991 гг. – председатель Гатчинского районного Совета народных депутатов.
1991-2001 гг. – глава администрации Гатчинского района.
А с приходом нынешнего президента России сделал головокружительную карьеру, попав сразу не куда-нибудь, а в министры:
2004-2012 гг. – руководитель Федерального агентства по недропользованию.
В ноябре 2012 г. после скандала с незаконной (даже по нормам буржуазной РФ!) передачей прав на разработку полезных ископаемых в руки своих покровителей – Махмудова и Бокарева занимает нынешний пост председателя совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг».
Н-да, этот «сведующий» по факту оказался совсем не профессионалом в области железнодорожного машиностроения, а простым совхозным ветеринаром…
За «выдающиеся заслуги» перед капиталом, а попросту за пособничество в разграблении СССР, этот гражданин 1947 года рождения награждён:[3]
- орденом «За заслуги перед Отечеством» (орден предназначен для награждения граждан за особо выдающиеся заслуги, связанные с укреплением российской государственности, социально-экономическим развитием страны, научно-исследовательской деятельностью, развитием культуры и искусства, выдающимися спортивными достижениями, укреплением мира, дружбы и сотрудничества между народами, за значительный вклад в укрепление обороноспособности страны)[4];
- медалью Жукова (награждаются военнослужащие и лица вольнонаемного состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД, партизаны, участники подполья за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боевых действиях с немецко-фашистскими захватчиками, японскими милитаристами, и в ознаменование 100-летия со дня рождения Г. К. Жукова)[5];
- юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (награждаются военнослужащие и лица вольнонаёмного состава, принимавшие в рядах Вооружённых сил СССР участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, партизаны и члены подпольных организаций… труженики тыла, награждённые за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны орденами СССР, медалями… лица, проработавшие в период с 22 июня по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев… бывшие несовершеннолетние узники концлагерей…)[6];
- медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (награждаются участники обороны г. Ленинграда, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; граждане, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; труженики тыла, работавшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945…).[7]
Награды у Ледовских просто потрясающие! Интересно, когда это он успел повоевать в Великую Отечественную, оказаться в партизанах и поголодать блокадном Ленинграде, если родился на два года позже окончания войны? Ну да бог с ним! Хотя сразу ясно, что с таким субъектом рабочим вообще бесполезно о чем-то разговаривать и чего-то у него просить. Такие понимают только силу и только с силой считаются.
Печалит другое, что профсоюзы на предприятиях железнодорожного машиностроения усиленно пытаются сотрудничать со всеми этими людьми, которые только и занимались 20 лет тем, что грабили собственный народ. Хотя о каком сотрудничестве вообще может идти речь, когда за эти годы рабочие коллективы практически на всех предприятиях «Трансмашхолдинга» сократились больше чем наполовину? И разве это не говорит о том, что тактика официальных профсоюзов, которой они придерживались столько лет, никуда не годиться? Что она должна быть отброшена прочь и заменена другой, более эффективной, которая бы позволила действительно отстаивать права рабочего класса?
Жалкие попытки официальных профсоюзов ТМХ выставлять себя защитниками рабочих играют только на руку нынешним хозяевам предприятий. Надеяться на то, что последних, разжиревших на страданиях трудящихся в 90-е гг., можно чем-то разжалобить или умалить слезными просьбами, наивно. Не такие это люди.
Вот как описывает действия одного из нынешних хозяев — Махмудова интернет-сайт «Лучшие люди страны»:
«…В девяностых годах вокруг крупных предприятий – в Тольятти, Магнитогорске, Череповце, Красноярске – шли настоящие войны, с перестрелками, взрывами, заказными убийствами, когда вырезались семьи и захватывались в заложники дети.
…За Махмудовым закрепилась слава жёсткого и не стесняющегося в выборе средств дельца. Обвинения в адрес Махмудова были традиционны: пытаясь завладеть предприятиями, действует некорректно, часто силой, с применением милиции и спецназа…
…К вечеру к проходной завода была стянута милиция и несколько пожарных машин. Несмотря на 20-градусный мороз, митингующие не хотели расходиться и все более яростно отражали попытки судебных приставов войти на завод. Дело шло к крупной драке. В толпе были провокаторы, которые снова и снова подстрекали людей к беспорядкам. Местная администрация и милицейское начальство от принятия каких-либо решений дистанцировались. И тогда Махмудов принял решение сам: разогнать толпу водомётами! В морозных зимних сумерках вспыхнули фары машин и в течение нескольких минут толпу расстреляли мощными струями воды. Под прикрытием водометов и поддержке милиции Махмудов и судебные приставы вошли на предприятие.
…Через год аналогичная ситуация повторилась в Челябинской области…».[8]
Буржуи быстро учатся, поскольку понимают: повторение подобных событий может поднять такую волну возмущения рабочих, которая сметёт их всех. Сметёт, несмотря ни на какие их награбленные миллиарды. Отсюда и практика создания «карманных» профсоюзов, которые демонстрируют только видимость протестных действий.
Крича на всех углах о том, что они стоят на страже прав и интересов трудящихся, официальные профсоюзы на самом деле служат хозяйским интересам. Сбивая накал рабочего гнева, переводя его в рамки кабинетных реверансов, эти профсоюзы отстаивают не интересы рабочего класса, а интересы олигархов, интересы усиления эксплуатации рабочих.
Неспроста на корпоративном сайте, декларируется единство кадровой службы холдинга и профсоюзов.
«Пристальное внимание компания уделяет сотрудничеству с первичными профсоюзными организациями предприятий. В рамках холдинга работает Координационный совет профсоюзных организаций (КСПО), который является представителем коллективов при решении задач, связанных с определением политики холдинга в сфере корпоративных и социальных программ».[9]
На первый взгляд, странно. Координационный совет профсоюзных организаций – орган, который должен вести борьбу за права рабочих – работает под «пристальным вниманием компании». Спрашивается, в чьих интересах действует в таком случае организация, призванная защищать права всех рабочих «Трансмашхолдинга»?
Ответ очевиден – если этот, с позволения сказать, профсоюз работает в рамках и под пристальным вниманием руководства холдинга, следовательно, и интересы он защищает не рабочие, а хозяйские. Собственникам заводов жизненно необходимо держать «карманный» профсоюз, через который, как через предохранительный клапан, вовремя впускается в трубу все накопившееся возмущение трудящихся. Хозяева прекрасно осознают, что если разом поднимется весь почти шестидесятитысячный коллектив «Трансмашхолдинга», то никакие водомёты с ОМОНами не спасут ни их самих, ни их ставленников — администрацию заводов.
То, что профсоюзы рабочих «Трансмашхолдинга» работают на благо хозяев, а не рабочих, показывает и другой факт: руководство предприятий, тысячами сокращая рабочие коллективы, переводя рабочих на неполную рабочую неделю или останавливая предприятия, в лицо лгут своим наемным работникам и объясняют увольнения рабочих или сокращение им зарплат причинами, которые к рабочим не имеют никакого отношения. А профсоюзное руководство, которое должно быть по идее рабочими вожаками, лидерами, вместо того, чтобы разъяснить рабочему классу, что его откровенно дурят и обманывают, наоборот, подыгрывает работодателям, оправдывает их действия, успокаивает рабочих и всеми силами отговаривает их от справедливого протеста.
Вот, к примеру, какие причины нынешних сокращений наемного персонала называет руководство «Трансмашхолдинга»:
главная — отсутствие заказов РЖД, мол, деньги, которые раньше шли на заказы вагонов, теперь ушли на выкуп облигаций федерального займа[10];
дополнительная — по предприятиям ТМХ ударили банки, которые подняли ставки по кредитам до 25 – 30 процентов[11], а это уже для заводов ТМХ неподъемная величина.
Но дело-то в том, что ни первая, ни вторая причины рабочих нисколько не касаются! Это все проблемы не рабочих, а собственников предприятий! Это они получают прибыль от работы предприятий и труда рабочих. А рабочие в дележе прибылей не участвуют и никаким образом от наличия или отсутствия заказов не зависят!
Заработная плата рабочих выплачивается из ранее накопленного капитала собственников предприятий, но не из суммы заказа. Это основы политической экономии капитализма, его элементарные законы, в соответствии с которыми функционирует каждое капиталистическое предприятие, в том числе и заводы ТМХ!
Сказка об отсутствующих заказах, повышении процентов банкирами или росте цен на сырье — это все вопросы дележа прибылей капиталистов между собой! Но никак не вопросы оплаты заработной платы рабочих!
Собственники «Трансмашхолдинга» накопили за предыдущие годы такие огромные состояния, присваивая себе прибыли, созданные руками рабочих, что они без всяких проблем могут и сейчас оплачивать заработную плату всем своим наемным работникам, не увольняя ни единого человека.
Заводы и сейчас вполне могли бы работать, производя продукцию, которую можно было бы продавать не прежним, но новым покупателям или заказчикам, пусть и по более дешевой цене. Дорого или дешево — рабочих это опять-таки нисколько не должно волновать, ибо прибыль с реализации произведенной продукции всю до копейки получают только хозяева предприятий. Получат чуть меньше, чем хотели, только и всего! Но в том-то и дело, что собственники ТМХ не желают «чуть меньше» — они хотят много и сразу, да еще гарантированно. Они не желают жертвовать ни копейкой своего состояния, отдавая ее рабочим и поддерживая их в тяжелые кризисные времена. Они и сейчас рады урезать зарплаты рабочим, несмотря на огромный рост цен в стране, чтобы получать еще больше прибыли, чем раньше!
Капиталисты, предприниматели, всякие хозяева и работодатели — это не друзья рабочих, а классовые враги. Они богатеют от того, что беднеют рабочие. Им для своего богатства нищета рабочих жизненно необходима!
Все это обязан был сказать рабочим профсоюз — организация классовой борьбы рабочего класса, если бы он был такой организацией, а не ее имитацией.
У рабочих, если они действительно не хотят быть выброшенными на улицу и голодать вместе с семьями, есть только один способ решить свои проблемы — это заставить собственников предприятий делать так, как требуется рабочим. Заставить силой! Надавить так, чтобы те не могли отказаться!
Но для этого надо всем рабочим объединиться в совместных протестных действиях, действовать планомерно, целенаправленно и решительно. Важно выбрать момент, когда следует ударить по хозяевам, чтобы удар был сильнее и больнее. Требуется найти ту форму протеста, которая бы была для собственников «Трансмашхолдинга» неприятнее всего, которая бы била их по самому дорогому — по их прибылям, по их карманам.
В какой форме будет происходить это объединение рабочих — разницы нет — хоть рабочие союзы, хоть стачкомы, хоть общества по совместной вскопке грядок. Но только не под тем профсоюзом, который уже доказал, что доверять ему нельзя ни на грош!
Важно еще, чтобы рабочие были готовы сражаться за свои права до последнего, тем более что терять им все равно уже нечего. Их так и так увольняют, а значит если побороться за себя всем коллективом, то увольнений может еще и удастся избежать, заставив силой и упорством собственников предприятий поделиться с рабочими, вернуть им хотя бы частицу украденного у них за многие годы эксплуатации труда.
В единстве — сила рабочего класса! Вот главный лозунг борьбы рабочих, который всегда приводил их к победе.
Саша Шепетовка
Распечатать статью в виде листовки формата А4 — скачать файл
АУДИО
[1] https://ru.wikipedia.org
[2] http://dirbiz.ru/bokarev.htm
[3] http://www.kommersant.ru/factbook/79424
[4] http://wikigoogle.org
[5] Там же
[6] Там же
[7] Там же
[8] http://www.bestpeopleofrussia.ru
[9] http://www.tmholding.ru
[10] http://www.bragazeta.ru/news/2015/02/02/tmhbsz/
[11] http://www.bragazeta.ru/news/2015/02/04/bms/