Из курса «Введение в диалектический материализм»
Развитие социализма от утопии к научной теории — таково, согласно Марксу и Энгельсу, значение совершенного ими исторического дела. Поднять социализм на научную ступень им удалось благодаря применению выработанного ими «единственно научного, а следовательно — материалистического» (Маркс) метода к познанию окружающего их капиталистического общества. На изучении капитализма проверили и отточили Маркс и Энгельс острое оружие диалектического материализма.
Сами Маркс и Энгельс исследовали, с точки зрения своего учения, только одну из полос исторического процесса — возникновение и развитие капиталистического способа производства и тем самым дали в руки прогрессивным общественным силам, новому поднимающемуся революционному классу — пролетариату образец действительно научного изучения явлений общественной жизни. Наука об обществе была поставлена основателями научного коммунизма на прочный фундамент. Они вскрыли закономерность общественного развития, пробивающуюся в пестром хаосе переплетающихся фактов, на первый взгляд не подчиненных никакому закону, не объединенных прочной связью.
Вопрос о закономерности исторического процесса был и остается до сих пор камнем преткновения для буржуазной науки, здесь она не способна свести концы с концами. Одно из направлений в немецком идеализме (так называемое «идеографическое» — Виндельбанд, Риккерт) утверждает, что ни о каких законах истории не может быть и речи. По энергичному выражению Риккерта, толковать о законах истории все равно, что говорить о «деревянном железе»[1]. Марксистская теория исходит из противоположных посылок: общество так же подчинено объективным законам развития, как и природа — и тут и там явления связаны друг с другом безусловно необходимой связью. Задача науки и состоит в том, чтобы вскрыть эту связь — необходимая причинная связь явлений и формулируется в открытых ею законах.
На первый взгляд явления, с которыми имеют дело общественные науки, существенно отличны от фактов, изучаемых естествознанием. Ведь в природе мы имеем дело с действием одна на другую «слепых, бессознательных сил. И общие законы проявляются лишь путем взаимодействия этих сил. Здесь нигде нет осознанной желанной цели». Другую картину мы наблюдаем в общественной жизни, где «действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели. Здесь ничто не делается без осознанного намерения, без желанной цели». Однако, несмотря на это различие между природой и обществом, «оно ни мало не изменяет того факта, что ход истории определяется общими законами»[2]. Правда, поверхностному взору область исторических фактов являет картину беспорядка, хаоса, где в смене явлений нельзя усмотреть никакой связи. Недаром немецкий философ идеалист Шопенгауэр отрицал за историей право на звание науки. На поверхности явлений царит случайность, — люди, творящие историю, стремятся к известным целям, — но результаты, вытекающие из действий людей, отнюдь не совпадают с теми целями, которые ставились людьми, делающими историю. Очень часто эти последствия прямо противоположны желаниям деятелей.
Однако и в этом кажущемся хаосе действуют свои законы. «Где на поверхности господствует случайность, там сама случайность всегда оказывается подчиненной внутренним скрытым законам. Все дело в том, чтобы открыть эти законы»[3]. Только открыть эти законы не так-то легко, — природа их долгое время остается скрытой для участников исторического процесса.
Законы, господствующие над случайностями товарного производства и товарообмена, «отдельному производителю и участнику обмена… представляются, как чуждые, вначале даже неведомые силы»[4]. Человеческим обществом управляют законы, независимые от воли и сознания людей, независимые, конечно, не в том смысле, чтобы общество сознательных существ, людей, могло существовать и развиваться независимо от сознательных существ, а в том смысле, что законы эти — не плод обдуманного плана людей, они не придумываются ими и не устанавливаются сознательно, а стихийно вытекают из условий общественного бытия людей.
«Общественное бытие независимо от общественного сознания людей. Из того, что вы живете и хозяйничаете, рождаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно-необходимая цепь событий, цепь развития, независимо от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда»[5] (курсив Ленина).
«История делается таким образом,» — говорит Энгельс в одном из своих писем, — «что конечный результат получается от столкновений множества отдельных воль, при чем каждая из этих воль становится тем, чем она является, опять-таки, благодаря массе особых жизненных обстоятельств. Таким образом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, бесконечная группа параллелограммов сил, и из этого перекрещивания выходит один общий результат — историческое событие. Этот-то исторический результат можно рассматривать как продукт одной силы, действующей, как целое, бессознательно и невольно. Ведь то, чего хочет один, встречает препятствие со стороны всякого другого, и конечный результат есть нечто такое, чего никто не хочет. Таким образом, история, как она шла до сих пор, протекает подобно естественно-историческому процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам движения».
Примечания:
[1] «Границы естественно-научного образования понятий». М. 1902 г.
[2] Ф.Энгельс «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»
[3] Там же.
[4] Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
[5] В.И.Ленин «Материализм и эмпириокритицизм»
Реферат составлен С.Агапченко
Использованная литература: В.Быстрянский «Введение в изучение диалектического материализма», КУНД, №1, 1925 г.
Статья очень бедная, не говорится о связи категорий (случайности и необходимости) с динамическими и статистическими законами