Капиталистический мир – это мир неразрешимых противоречий. Мир господства капитала над трудом, тех, кто не работает, над теми, кто работает.
Мир уродливого, циничного сочетания роскоши и привилегий единиц и нищеты и бесправия большинства.
Это мир вопиющего неравенства в распределении благ между людьми – как материальных, так и духовных.
Олигарх, заставивший работать на себя сотни тысяч людей – тратит миллионы на свои прихоти и на удовлетворение своего тщеславия.
Дворцы, которые затмевают все фантазии Шахерезады, предел комфорта и изысканности. Авиалайнеры – по сути такие же дворцы, но только летающие. Роскошные яхты с драгоценной отделкой, со спортивным залом, теннисным кортом, бассейном, сауной и передвижным гаремом из модельных красавиц. Собственный небольшой остров, купленный у какой-нибудь бедной страны, на котором наш олигарх ради своего развлечения наряжает всех жителей в костюмы определенной эпохи или страны – и полунищие жители, ради небольшой подачки, готовы строить из себя скоморохов и развлекать господина. Банкеты и балы, на которых наш счастливец превосходит самого себя, обезумев от расточительства и упоения богатством. Например, приказывает поймать на другом конце земного шара редкое животное, вписанное в Красную книгу, и немедленно доставить его для чревоугодия своих гостей и для собственного тщеславия – и не жалеет никаких денег, чтобы его прихоть была исполнена.
А его рабочие, которые создают его богатство – всю жизнь живут в черном теле. Для того, чтобы угощать друзей салатом из соловьиных язычков – своим рабочим наш олигарх платит ровно столько, чтобы они не умирали с голода и могли поддерживать свою рабочую силу, чтобы снова прийти на предприятие и обогащать его своим трудом. За деньги, брошенные на такой преступный и подлый кутеж — каждый их этих рабочих мог бы дать своим детям образование или вылечить родных от тяжелой болезни, приобрести жилье или просто несколько лет прожить в нормальном достатке.
Точно так обстоит дело и с распределением духовных богатств, с возможностью получать знания, приобщаться к достижениям культуры, науки и искусства.
Буржуазия имеет все возможности приобщаться к благам культуры – у нее есть деньги и время для этого. Рабочие не имеют ни денег, ни времени. Денег хватает только на жизнь, на удовлетворение элементарных физических потребностей. Время целиком уходит на то, чтобы добыть это скудные средства, которых хватает только на поддержание своего существования.
Буржуа и олигархи могут дать своим детям самое лучшее образование, за свои деньги отдать их в лучшую частную школу или университет, за деньги нанять им любых репетиторов и учителей, отправить учиться за границу, содержать во все время, пока их дети будут учиться. Уже с первых классов школы они готовят своих детей на роль представителей господствующего класса, на роль «элиты», людей высокого общественного положения.
Рабочие не могут дать своим детям другого образования, кроме минимального объема необходимых знаний, которое дает буржуазная школа детям неимущих, и которое их обрекает пойти по стопам своих родителей – стать рабочими.
Как дети буржуазии с самого начала образования готовятся к тому, чтобы в будущем занять высокое общественное положение, стать той же буржуазией – так дети рабочих с самого начала готовятся к тому, чтобы впоследствии стать их рабочей силой, их наемными рабами для создания прибавочной стоимости.
Что получается в итоге?
В итоге получается, что большинство граждан капиталистического мира фактически необразованны и глубоко невежественны.
Неимущие — потому что не имеют возможности приобщаться к культуре.
Имущие – потому что они, относясь к классу буржуазии, классу эксплуататоров, который заинтересован сохранить эксплуатацию – приобщаются именно к буржуазной культуре. А цель буржуазной культуры, науки и искусства – служить интересам буржуазии. То есть – сохранить буржуазный строй, сохранить господствующее положение буржуазии и буржуазную эксплуатацию. Поэтому назначение буржуазной культуры, буржуазной науки и искусства – так или иначе прославлять эксплуататорский строй, оправдывать эксплуатацию, внушать мысль о том, что этот порядок естествен, справедлив и единственно возможен.
Отсюда следует, что буржуазная наука и буржуазное искусство не ставят своей целью просветить человека, раскрыть ему истинную картину мира — а извратить ее в угоду своим интересам. Не дать истинные знания – а внушить те представления, которые выгодны буржуазии.
Поэтому люди, приобщившиеся к буржуазной науке и усвоившие неверные, искаженные в угоду буржуазии представления о действительности – по сути своей тоже невежественны, как и рабочие, лишенные образования. Хотя формально они могут иметь самое лучшее и престижное по капиталистическим меркам образование. Но что из этого? Пусть у какого-нибудь буржуазного ученого уйма научных званий и целые тома диссертаций, пусть он считается «мировым именем» и «светилом науки» — но если он при этом проповедует поповщину, если всерьез пытается доказать, что мир создан в шесть дней, что человека слепили из глины, что женщина забеременела от духа святого – то что толку от всей его «учености»?
В силу всех этих причин ныне капиталистический мир и сталкивается с проблемой, которая на первый взгляд кажется абсурдной и нелепой, но на самом деле вполне закономерна — с проблемой неграмотности.
Мы уверены, что наши читатели даже не подозревают, насколько остро стоит эта проблема в современном мире. Мы тоже об этом не подозревали и были поражены, когда ознакомились с данными статистики. Без преувеличения можно сказать – положение с грамотностью в современном капиталистическом мире — ужасающее. Иначе как катастрофой это не назовешь.
И добро бы эта проблема стояла остро только в бедных, отсталых странах с низким уровнем жизни. Но в том-то и дело, что теперь бьют тревогу общества и тех стран, которые традиционно считаются развитыми и благополучными.
Приведем статистику. Она просто шокирует.
Оказывается, в наше время огромное число людей не умеют читать и писать. Согласно докладу ЮНЕСКО, обнародованному в 2012 году в штаб-квартире ООН, сегодня в мире насчитывается 774 млн. взрослых людей, не умеющих читать и писать.
И вот как в этом отношении обстоят дела в некоторых странах, которые считаются вполне благополучными:
Голландия
В Нидерландах становится все больше людей, которые с трудом могут читать и писать. В целом по стране насчитывается 1,3 миллиона малограмотных в возрасте от 15 до 65 лет. Это 10% работоспособного населения страны. За последние 5 лет число таких людей увеличилось на 200.000.
Малограмотные сталкиваются с самыми различными проблемами — дети не могут читать вслух, взрослые не могут заполнять необходимые формуляры в различных инстанциях, пользоваться банкоматами, не могут получить работу или продвигаться вверх по службе.
Кроме 1,3 миллиона малограмотных, в «благополучных» Нидерландах насчитывается еще и 250.000 совершенно неграмотных.[1]
Германия
«По результатам исследования, проведенного в 2011 году по заказу Министерства образования Университетом Гамбурга, около 7,5 млн жителей Германии в возрасте от 18 до 64 лет не могут правильно читать и писать… 300 тыс. человек абсолютно незнакомы с алфавитом. 2 млн немцев могут только разобрать отдельные слова или с трудом их написать. 5,2 млн немцев способны прочитать лишь отдельные абзацы… 60,3% мужчин и 39,7% женщин обладают слабыми навыками в чтении и письме… Называемая специалистами цифра общего количества неграмотных в Германии может зашкалить за 10% от общего числа населения страны»[2].
Италия
«По данным Центрального института статистики (ISTAT, Istitutо centrale di Statistica) за 2011 год, шесть миллионов итальянцев являются неграмотными. Это соответствует 12% населения по сравнению с 7,5% людей с высшим образованием… 66% итальянцев едва умеют читать и писать, не обладая достаточными и специальными знаниями для участия в созидательной деятельности и развитии экономики… От 20 до 25% итальянских детей выходят из средней школы, практически не умея ни читать, ни писать, что говорит о низком уровне подготовки учащихся в итальянских школах»[3].
Так обстоят дела с грамотностью в современном мире и в благополучных капиталистических странах.
Неграмотность почти миллиарда людей на планете и огромного процента людей в буржуазных странах, в том числе и преуспевающих — это одно их преступлений капитализма. Это преступление того же рода, как голод миллионов людей, как социальные болезни, болезни бедности, уносящие сотни тысячи жизней.
В то время как одни завалены огромными количествами пищи, предаются обжорству и чревоугодию – другие умирают от голода. В то время как медицина достигла невероятного могущества – есть люди, которым не доступна медицинская помощь. В то время как человечество летает в космос и проникает в глубочайшие тайны человеческого организма – на земле есть люди, которые не умеют читать и писать.
Нет сомнения, что первая причина малограмотности в развитых капиталистических странах – это бедность, которая не дает возможность огромному количеству людей получать достаточное образование.
Но дело не только в этом. Во все времена эксплуататорские классы как огня боялись давать угнетенным образование.
Эксплуататорский класс — что рабовладельцы, что феодалы, что капиталисты – всегда составляли ничтожное меньшинство общества. Поэтому их сила держалась только на одном – на невежестве угнетенных народных масс. Темнота народных масс – вот единственная опора власти эксплуататоров и залог их господства. И наоборот – знание – вот единственное, что дает угнетенным силу освободиться и что представляет опасность для господства угнетателей. Просвещенный раб – опасный раб, образованный крепостной – опасный крепостной.
Наемный работник, критически мыслящий, владеющий логикой и умеющий анализировать – также опасен для буржуазного строя. А ну как он подвергнет критическому анализу такие «бесспорные истины», вбиваемые в голову буржуазной пропагандой, как например: «капитализм – это равные возможности для всех», «при капитализме каждый может стать собственником», «хозяин дает рабочим работу, значит, он их кормит», и прочие? А ну как он поймет, что при капитализме нет никаких равных возможностей, что возможности его, рабочего – смешно даже сопоставить с возможностями монополиста-олигарха? Что собственниками могут стать вовсе не все – а лишь ничтожная часть населения – а остальные могут только пойти к ним в наем и работать на них? А вдруг он вообще додумается до того, что не собственник-капиталист его кормит – а наоборот – он, рабочий, своим трудом обогащает капиталиста?
Если такие мысли придут в голову рабочему – то ничего хорошего буржуазии это не сулит. Ведь этот рабочий может, чего доброго, и других заразить подобной крамолой!
Поэтому совершенно ясно – буржуазии не требуется, чтобы рабочая сила умела критически мыслить и анализировать, составить себе целостную картину мира. Рабочая сила должна знать ровно столько, чтобы уметь работать на капиталиста, и не более того. Она должна обладать профессиональными знаниями и навыками, которые ее сделают хорошим и полезным для капиталиста наемным рабом, машиной для производства денег. Все, что сверх того – от лукавого.
Соответственно с этой установкой буржуазия и строит систему образования. Она стремится дать неимущим минимальное, урезанное, ограниченное образование, которое должно сформировать полезную и послушную рабочую силу, дать знания для работы, но ни в коем случае не развивать мысль, наоборот – придавить ее и заглушить.
Примером такого образования для низшего слоя может служить образование в дореволюционной России.
Всем известные церковно-приходские школы исполняли именно эту роль. Они давали минимум знаний – умение читать по складам и кое-как писать, плюс азы арифметики. Этого было достаточно, чтобы потом научиться выполнять неквалифицированную работу на фабрике или в хозяйстве кулака. Остальное «образование» в церковно-приходских школах приходилось на закон божий, на молитвы и псалмы. Словом, не давало никаких действительных знаний, но зато внушало мысль о необходимости любить царя, покоряться власти, чтить фабрикантов и помещиков и усердно работать на них.
Показателен такой факт. В конце 60-десятых годов девятнадцатого века в России по инициативе прогрессивных деятелей образования начали создаваться народные школы. Особенно значительную роль в этом прогрессивном движении сыграл Илья Николаевича Ульянов, отец Ленина. Он был одним из самых передовых деятелей просвещения того времени.
Его педагогические воззрения формировались под влиянием революционно-демократических идей Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Он был сторонником равного образования для всех: мальчиков и девочек, русских и нерусских, богатых и бедных. Он создал первые школы для мордвинов, чувашей и татар. Школа, по взглядам Ильи Николаевича, должна была формировать правильные взгляды на окружающий мир, способствовать приобретению практических сведений и навыков, необходимых в жизни; развивать природные способности детей, учить их думать и поощрять стремление к знаниям.
Как мы видим – то, что видел идеалом народного образования отец Ленина – было полной противоположностью тому, что давала церковно-приходская школа. И поэтому царское самодержавие и тогдашние реакционные деятели образования ополчились против народных школ, создаваемых Ульяновым и подобными ему прогрессивными педагогами. По решению царского правительства большинство народных школ, которые были созданы многолетним подвижническим трудом Ильи Николаевича – были закрыты. Самодержавие решило отдать предпочтение церковно-приходским школам.
Это обстоятельство сыграло роковую роль для Ильи Николаевича, стало причиной его безвременной смерти. Илья Николаевич страдал, видя крах того дела, которому посвятил свою жизнь. И эти страдания не прошли для него даром, они в конце концов привели к мозговому кровоизлиянию, унесшему его жизнь.
Вот другой подобный факт, показывающий, как боялось царское самодержавие давать образование угнетенным народным массам.
Надежда Константиновна Крупская в свое время работала в воскресной школе для рабочих. Туда приходили малограмотные и безграмотные рабочие, которым так «хорошо» жилось при царе-батюшке, что они в тридцать, сорок и пятьдесят лет не выучились читать и писать. Учительницы школы той школы, где работа Крупская, почти все были марксистками. Они старались развить ум рабочих, дать им как можно больше знаний – чтобы рабочие могли понять свое положение, и затем усвоить идеи марксизма. Но царское правительство держало воскресные школы под строгим контролем. Оно разработало для них весьма ограниченную программу, и учителя должны были строго придерживаться этой программы и ни в коем случае не выходить за ее рамки. Изучение чего-либо не предусмотренного по программе влекло за собой угрозу закрытия школы или в лучшем случае группы, в которой было допущено подобное «преступление». И вот, Надежда Константиновна рассказывает – как царские инспектора закрыли группу лишь за то, что в ней учительницы проходили с рабочими дроби, в то время как по программе было предусмотрено только изучение четырех правил арифметики!
Как же панически царское самодержавие боялось давать рабочим образование!
Хотя с того времени много воды утекло – но отношение эксплуататорских классов к этой проблеме не изменилось. Наши господа хотят, чтобы мы знали только то, что нам требуется для работы на них – и не более того. Все современные образовательные системы в буржуазных государствах имеют как раз эту цель.
Это мы видим и в нашей сегодняшней России, которая активно подражает в этом «цивилизованному» Западу.
Начиная с Перестройки у нас шла и идет массированная атака на идею фундаментального образования. В противовес ему выдвигается идея узко-профильного образования. Оно как раз дает только специальные знания, нужные для того, чтобы стать хорошим специалистом, винтиком, хорошим работником для капиталиста, способным эффективно добывать для него прибавочную стоимость. И не более того.
Что касается Запада – то он давно идет по этому пути. О фундаментальном образовании там нет даже и речи. Его не получают даже дети господствующего класса. Они получают в основном те знания, которые им позволят в будущем занять положение менеджеров, директоров и собственников капиталистических предприятий – то есть знание одной специализированной отрасли и навыки управления. Образование, которое им дается, тоже мозаично. Оно не дает целостной картины мира и не способствует развитию мысли. Еще в большей мере это относится к образованию, которое получают дети неимущих, трудящихся. Оно еще более ограниченно, некачественно и формально.
Результатом этого и является то, что многие дети выходят из школы практически безграмотные, неспособные понять мир, который их окружает.
Правительства буржуазных стран считают безграмотность серьезной проблемой и говорят, что ее необходимо решать. Действительно — буржуазии на современном этапе промышленности все-таки требуется более – менее образованная рабочая сила. Люди, не умеющие читать и писать, не могут эффективно добывать прибавочную стоимость, и невыгодны ей. Так, по поводу Голландии в статье по ссылке говорится, что малограмотность и неграмотность ежегодно обходятся бюджету страны более чем в полмиллиарда евро.
Но тем не менее, для буржуазии более безопасно и более приемлемо терпеть подобные убытки от неграмотности и малограмотности – чем дать трудящимся такое образование, которое единственно решило бы проблему безграмотности – качественное, фундаментальное наподобие того образования, что было в Советском Союзе.
На это ни одна буржуазия в мире никогда не пойдет. Она никогда не даст трудящимся возможность правильно познавать мир, научиться мыслить, иметь целостную и законченную картину мира, знать закономерности общественного развития и понимать суть исторических процессов. Потому что в таком случае она дала бы им оружие против себя — оружие для своего освобождения и свержения буржуазного строя.
Проблема неграмотности в современном обществе – это проблема капитализма. И решить ее можно только одним путем — уничтожив капитализм.
Оксана Снегирь
Аудио
[1] http://www.telegraaf.nl/binnenland/24099695/__Steeds_meer_laaggeletterd__.html
[2] http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2012/04/2012-04_r_kvm-s13.pdf
[3] Там же