В Китае отмечен 13-ти кратный рост забастовок и других форм протеста рабочих с начала 2011 года, в связи с чем власти страны «закручивают гайки».
Южнокитайскую провинцию Гуандун не зря называют «мировой фабрикой». На громадном количестве производств, которые там расположены, трудятся миллионы китайских рабочих и работниц. Низкая оплата их труда стала одной из причин растущего рабочего движения, которое вот уже несколько лет вовлекает в себя всё больше и больше трудящихся этой «мировой фабрики».
Рабочие борются за улучшение условий труда и повышение заработной платы.
В ответ на это китайские власти обрушиваются на союзников рабочих по борьбе — на неправительственные организации (НПО), защищающие права рабочих.
Такие НПО имеют особую важность для китайских рабочих, поскольку единственный в стране легальный профсоюзный синдикат (Китайская федерация профсоюзов) находится под контролем правительства и в спорах чаще стоит на стороне работодателя, чем на стороне рабочих.
Последним проявлением войны против НПО стала клеветническая кампания в прессе против Жень Фэй Ян (Zeng Feiyang), руководителя центра рабочих мигрантов (находящегося в Гуанчжоу), наиболее смелого и прямого в своей критике властей.
Согласно заметке от 22 декабря 2015 г. опубликованной рупором государственной пропаганды, газетой Синьхуа (Xinhua), Жень Фэй Ян якобы присвоил себе деньги, собранные рабочими после забастовки, которую Жень сам и помог организовать. С конца 2015 г. Жень также помог с организацией серии успешных забастовок на Гуанчжоуской обувной фабрике, где рабочие жаловались на неуплату сверхурочных, низкую оплату работы в праздничные дни и маленькие пенсии.
По сообщениям информационного агентства «Рейтер» (Reuter) Жень постоянно сталкивается с угрозами и бездействием полиции по поводу этих угроз. В частности, недавно полиция отказалась расследовать инцидент с неизвестными, облившими бензином автомобиль Женя. После этого случая Жень заявил: «Если они посадят меня, мне нечего терять».
Его центр, представляющий одну из 30 организаций в Китае, отстаивающих права рабочих, оказывает юридическую помощь рабочим и регулярно проводит семинары, на которых рабочим разъясняется, как организовать и вести забастовку. Отрицательной чертой центра, по мнению газеты Синьхуа (статья от 23 декабря 2015 г.), является то, что центр получает денежные средства от «зарубежных организаций» и, в свою очередь, предоставляет этим организациям отчёты по ситуации с рабочим движением в Китае. Синьхуа здесь особо подчёркивает, что центр имеет «близкие связи с иностранными посольствами в Китае».
По сообщениям прессы семь активистов, включая Женя, были задержаны, ведётся следствие. Эти активисты были членами как минимум четырёх местных рабочих НПО. Одному из задержанных было предъявлено обвинение в хищении, ещё трём — в «подстрекании больших групп людей к нарушению общественного порядка» (одна из множества абсурдно-общих статей, используемых в качестве инструмента для подавления всяческих движений за защиту гражданских прав и свобод). Этому задержанию предшествовали аресты более 20 рабочих активистов в Гуандуне 3 декабря 2015 г.
Автор заметки в Синьхуа, стремясь дискредитировать Женя, не гнушается грязными сплетнями в отношении его личной жизни. Приводить все то, что он выдумывает, ссылаясь якобы на сведения полиции, мы не будем — и так понятно для чего это делается.
Синьхуа подвергло критике и иностранные издания, заявив, что те «злонамерено раздули» обстоятельства забастовки на обувной фабрике.
Не мудрено, что Пекин сейчас гиперчувствителен к проблеме рабочего движения. В разгар замедления темпов роста экономики при параллельном повышении зарплат китайским рабочим множество компаний переводит свои фабрики и заводы туда, где зарплаты по- прежнему низки, например во Вьетнам.
Тем временем, по сообщению Китайского рабочего бюллетеня, число протестов и забастовок в Гуандуне увеличилось вдвое: с 23-х в июле до 56 в ноябре 2015 г. Всего же, в 2015 году в Китае прошло 400 забастовок
В мае 2015 г. китайское правительство выпустило законопроект о регулировании деятельности иностранных неправительственных организаций на территории Китая, запрещающего получение китайскими организациями финансовой помощи из неофициальных зарубежных источников (в том числе из Гонконга и Макао).
Несомненно, китайские власти пристально следят и контролируют большую часть активности, которая может сподвигнуть общество на какие-то массовые действия. Примером тому может стать арест пяти человек из движения феминисток в марте 2015 г., после озвучивания ими планов по распространению тематической литературы по поводу сексуальных домогательств в Китае. В июле по стране прошли задержания более ста адвокатов, борцов за права человека и их родственников.
Источник — http://qz.com/580553/china-is-cracking-down-on-labor-rights-ngos-in-its-worlds-factory-with-a-state-media-smear-campaign/
Перевод Т.Дасаев