Большая Советская энциклопедия, 1-е изд., т. 46, с. 658—666.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в России была организована в конце 10 в., после принятия христианства великим князем киевским Владимиром и обращения в христианство населения Киевского государства (988—989 гг.).
Христианство было заимствовано из Византии, с которой киевские князья и их дружинники вели торговлю еще с начала 10 в. Отдельные дружинники стали принимать христианство еще в первой половине 10 в., в середине 10 в. приняла христианство великая княгиня Ольга. Окончательное закрепление христианства и христианской церкви относится ко второй половине 11 века.
Побудительным мотивом к принятию христианства для киевских князей и их дружинников послужило, несомненно, то обстоятельство, что христианство должно было способствовать усилению и укреплению возникавшего государства. По учению христианства, власть государя и всякая другая власть происходит от бога, и первейшая обязанность христианина заключается в повиновении властям. Греческая вера казалась киевским князьям надежным средством для укрепления их власти и сплочения разрозненных славянских племен в единое государственное целое.
Православная церковь в Киевском государстве была организована под руководством константинопольского патриарха, выступая первое время в качестве подчиненной последнему митрополии. Византийские императоры также рассчитывали на превращение Киевского государства в свою колонию, но этот расчет не оправдался.
Переход в христианство имел большое прогрессивное значение. Христианство не только ускоряло процесс ликвидации остатков родового строя, оно способствовало ускорению развития феодального способа производства в Киевской Руси. Православная церковь осуждала рабовладение, насаждая те феодальные методы хозяйствования, которые выработались в условиях византийского феодализма. В связи с организацией Православной церкви в Киевское государство проникло из Византии и мощное культурное влияние. Вместе с христианством проникла в Киевскую Русь письменность; она была введена греческими монахами, перенесшими в Киев славянскую азбуку, составленную Кириллом и Мефодием, грамотность и богослужебные книги. Христианство было «прогрессом по сравнению с языческим варварством… вместе с христианством славяне получили письменность и некоторые элементы более высокой византийской культуры» («К изучению истории». Сборник, 1937, стр. 38). В 11—12 веках появляются переводы наиболее популярных произведений византийской религиозной литературы, создаются произведения древне-русской литературы; в первую очередь в монастырях составляются летописи. Огромный толчок дается развитию искусства — архитектуры, живописи; у византийских художников учились русские художники, которые очень быстро от подражания византийским образцам перешли к выработке русских стилей. Некоторые мотивы и сюжеты византийской религиозной литературы нашли доступ и в народную среду и были усвоены народным творчеством (фольклором). Православная церковь способствовала также ликвидации варварских пережитков права и обычая (кровная месть, многоженство) и других родовых институтов.
По отношению к народной массе Православная церковь в Киевской Руси была организацией эксплуататоров. Монастыри и церкви являлись не только культурными центрами, но и центрами колонизации в незаселенных местностях, являлись организациями для феодальной эксплуатации крестьянства.
После распада Киевского государства и перемещения центра в Ростово-Суздальскую Русь Православная церковь освободилась от византийской опеки и целиком включилась в феодальную систему. В 13—15 вв. руководящими нормами церковной организации были не византийские каноны, а удельно-феодальные обычаи, установившиеся тогда в русских княжествах. Церковь освящала и проповедывала типично феодальную концепцию общества и государства, согласно которой общество делилось на три «богоустановленные» группы: «воинников» — князей и бояр, «молитвенников» — епископов и монахов и «работных людей» — крестьян.
В связи с потерей Киевом своего былого значения митрополиты в 1299 г. переселились во Владимир-на-Клязьме, а затем, со времени митрополита Петра (1308—26 гг.) — в Москву. С этого времени московские митрополиты становятся самыми энергичными и деятельными сотрудниками московских князей в борьбе со светскими и церковными феодалами за централизацию государственной и церковной власти. К такому сотрудничеству митрополитов побуждали материальные интересы Православной церкви. В 14 в. церковные учреждения, в особенности монастыри, владеют уже значительными свободными средствами, которые пускаются в торговые операции и в рост; в 15 в. многие монастыри уже переводят своих людей на денежные оброки (в серебре). В связи с этим процессом руководящие группы Православной церкви становятся решительными противниками феодальной раздробленности. Смуты, затевавшиеся боярами, были для церкви только вредны; напротив, московский князь, как насадитель «тишины» и «порядка», был желанным попечителем и другом. В 14 и 15 вв. митрополиты Петр, Алексей и Иона неуклонно поддерживают московского князя против непокорных князей и бояр, пуская в ход орудие анафемы (отлучения).
Во второй половине 15 в. при Иване III, завершившем объединение удельных княжеств и городских республик под властью Москвы, один из виднейших клириков Иосиф Волоцкий выдвинул новую концепцию власти московского государя: московский государь — это самодержец и государь «всея Руси», наместник самого бога, под судом, властью и попечением которого находится вся русская земля, включая «церковное и монастырское». Таким образом, московский государь был провозглашен также главой русской церкви. Эта концепция оправдывала новые взаимоотношения между московским князем и митрополитом, который с половины 14 в. выдвигался московским князем и только посвящался константинопольским патриархом. А в 15 в. на церковных соборах 1448 г. и 1459 г. было определено, что московский митрополит ставится «по избранию святого духа и по повелению господина нашего великого князя». Таким образом, московская церковь стала независимой от константинопольского патриарха и подчинилась руководству московского государя. За патриархом после этого осталось только назначение отдельного митрополита в Киев. Через сто лет с небольшим (в 1589 г.) московский митрополит, по предложению московского государя, был возведен в сан патриарха.
В 14 и 15 вв. феодальная церковь выдержала серьезную борьбу с оппозиционными еретическими движениями внутри самой церкви. Исходным моментом, вызвавшим зарождение ересей, был протест городских мирян и части городского клира против церковной эксплуатации.
Первая ересь, так называемых стригольников, возникла в Пскове в среде псковского купечества, организованного в так называемые братчины. Последние были не только сословными, но и церковными организациями: братчины имели свои церкви, попы которых поставлялись новгородским архиепископом из кандидатов, представлявшихся братчинами. В связи с уничтожением политической зависимости Пскова от Новгорода в Пскове возникло реформационное движение, отрицавшее профессиональный клир, в первую голову — епископат, и требовавшее предоставления права совершать богослужение любому мирянину. Это движение не нашло широкой поддержки и скоро было ликвидировано.
Гораздо сложнее и опаснее для Православной церкви оказалась так называемая ересь жидовствующих. Она возникла во второй половине 15 в. среди новгородских «черных людей» и приходских попов, одинаково страдавших и от архиепископского грабежа и от высоких цен на хлеб, привозившийся из Москвы. Еретики критиковали феодальную церковь и новгородскую боярскую верхушку, пользуясь библейским материалом и иудейской книгой «Шестокрыл» (отсюда и название ереси), и стояли за подчинение Москве. Иван III покровительствовал еретикам; после окончательного подчинения Новгорода он взял в Москву попов, возглавлявших ересь, и назначил их служить в кремлевских храмах. К их проповеди против стяжательства клириков и монастырского землевладения прислушивался и московский князь, который не прочь был экспроприировать церковные и монастырские земли и у себя в Москве и поставил вопрос об этом на соборе 1508 г. В загоревшейся ожесточенной борьбе Православной церкви все же пришлось пойти на значительные уступки. Она согласилась на отмену судебных иммунитетов и на ревизию монастырского землевладения. Постановлением Стоглава (1551 г.) за монастырями были оставлены только земли, пожертвованные на «помин души», а на будущее время над дачей земель «по душам» был установлен государственный контроль.
Однако и после всех этих уступок Православная церковь все еще сохранила за собой солидную материальную базу, которая позволяла ей держаться по отношению к государству в качестве самостоятельной силы, вследствие чего иногда возникали конфликты между церковью и государством. Особенно острый конфликт имел место между Иваном IV и митрополитом Филиппом, который публично выступил против опричины. Исход этого конфликта — казнь Филиппа — показал, что борьба для церкви стала уже неравной.
В начале 17 века, когда в Московское государство вторглись польские захватчики, многие церковные руководители показали себя врагами народа. Агент польских интервентов, Лжедмитрий, нашел среди русских епископов предателя родины Игнатия, который согласился быть патриархом при польском ставленнике и был готов принять унию с католической церковью. В 17 в. процесс огосударствления Православной церкви пошел вперед быстрым путем. Правда, патриарх Филарет, отец первого царя из Романовых, был первым лицом в государстве, фактическим царем, но он в первую очередь соблюдал интересы государства, а не церкви.
В середине 17 века, нуждаясь в землях для поместного фонда, царь Алексей Михайлович на земском соборе 1649 г. провел вторично и окончательно положение, принятое еще в 1580 г., но из-за смут и войн не проводившееся в жизнь, о том, что церковным лицам и учреждениям запрещалось принимать земли на «помин души», а также покупать и брать в заклад земли. Несколько позднее патриарх Никон (см.) произвел последнюю попытку отстоять самостоятельное место церкви в Московском государстве. Эта попытка кончилась крахом. Историю повернуть назад было невозможно, и Православная церковь окончательно стала подчиненным орудием в руках дворянского государства. В то же время против церковного властвования обнаружилась сильнейшая оппозиция со стороны всех тех общественных групп Московского государства, которые были объектом эксплуатации со стороны последнего. Произошел церковный раскол, который окончательно толкнул Православную церковь в объятия московского самодержавия.
Этот церковный раскол явился выражением непрерывно нараставшего недовольства крестьян против закрепощения их, а также протеста посадских людей против тяжелого тягла, возложенного на их плечи военной политикой первых Романовых. И крестьянская и посадская оппозиция приняла теперь религиозную окраску. Ушедшие в раскол клирики нашли здесь для себя опору и увлекли в раскол (старообрядчество) довольно значительные массы крестьянства и посадских людей. Церковный раскол был вызван церковной реформой царя Алексея. На протяжении почти 7 веков со времени крещения Руси в разных областях и монастырях сложились разнообразные варианты молитв и песнопений и различные варианты некоторых обрядов, восходившие к местным «святителям». Кроме того, существовали освященные традицией некоторые основные элементы магической церковной обрядности, распространенные повсюду и опиравшиеся на греческие нормы 10 в., в том числе т. н. двоеперстие и восьмиконечный крест (см. Старообрядчество). В среде клира, особенно приходского, а также среди значительной массы верующих, установившиеся с 10 в. чины и обряды считались спасительными, оправданными, опытом «святых», которые, соблюдая эти обряды, «спасли» свою душу и стали «чудотворцами» и «спасителями» рядовых верующих. Церковное «разноязычие» говорило о церковной раздробленности, об отсутствии в ней централизованного управления. Самодержавию же в это время для укрепления своей власти нужен был сильный централизованный аппарат Православной церкви. По мысли царя, основной стержень реформы должен был заключаться в упорядочении культа, как главного средства религиозного одурманивания, и в борьбе с бытовым разложением клира. Никон целиком присоединился к этому мероприятию, но по его мысли церковная реформа должна была пойти еще дальше. Никон выдвинул требование установить в церкви единоличную власть патриарха, не зависящего от царя и руководящего царем, согласно принципу «священство выше царства». Царь на это согласиться не мог; произошел конфликт, в ходе которого Никон не встретил достаточной поддержки. По указу царя, Никон был предан суду церковного собора 1667 г., который осудил его на ссылку в отдаленные монастыри. Проведение церковной реформы, однако, продолжалось. Исправление книг и обрядов было произведено по печатным греческим книгам 17 в., в которых обряд и чины были закреплены в значительно измененной форме. В результате оказалось, что многие старые чины и обряды были заменены новыми, не имевшими за собой традиционного авторитета, а тексты богослужебных чинов были настолько переработаны, что весь приходский клир, в значительной части малограмотный и в известном проценте совсем неграмотный, должен был переучиваться заново. Поэтому, когда из Москвы были разосланы новые книги, на местах их не приняли, и в Москву посылались челобитные о сохранении «старой веры». В ответ правительство стало применять репрессии к непослушным; тогда приходский клир, особенно провинциальный, и часть монахов решительно отказались принять «новую незнамую веру», объявили ее «люторскою и латинскою ересью», а царя и Никона объявили сначала злыми еретиками, а затем — антихристами. Епископат высказался за реформу; раскольники на суде собора 1666 г. были преданы «вечному проклятию», а главнейшие руководители раскола были лишены сана и сосланы. Борьба официальной церкви с расколом, поддержанная всем бюрократическим и военно-политическим аппаратом царской власти, все же не могла ликвидировать старообрядчество. Правда, крестьянские массы, ушедшие в раскол, скоро стали отходить от него, но они не вернулись в официальную церковь, а распылились по многочисленным сектантским новообразованиям (см. Сектантство). Старообрядческие организации оказались живучими; они положили начало двум старообрядческим церквам — беспоповщинской и поповщинской, которые в течение 21/2 веков выдержали все атаки официальной церкви и самодержавия и были легализованы в 1905 г. после объявления веротерпимости (см. Раскол, Старообрядчество).
После падения Никона Православная церковь окончательно становится служанкой дворянского государства, сначала фактически, а затем, с 20-х гг. 18 в., и формально. Церковь пробовала выступить последний раз против Петра I; патриарх Адриан и часть епископата вкупе со старой боярской знатью участвовали в заговорах против великого преобразователя России. Но эта фронда была бессильна и лишь ускорила формальное преобразование Православной церкви в «ведомство православного исповедания».
Петр нанес решительный удар и по материальной базе и по организационной структуре Православной церкви. Не отчуждая формально церковных имуществ, Петр передал их в управление Монастырского приказа, совершенно светского учреждения, возглавлявшегося чиновником и подчиненного Штатс-конторе и Юстиц-коллегии. Церковные учреждения получали из Монастырского приказа положенные средства, а весь остаток поступал в казну на общегосударственные нужды. Эта реформа была завершена через 50 лет: в 1764 г. манифестом Екатерины II все монастырские и церковные земли были формально секуляризованы, и Православная церковь окончательно потеряла самостоятельную материальную базу. Со стороны административной Петр I ликвидировал патриаршество и формально подчинил церковное управление государственной власти.
В 1721 г. был опубликован «Духовный регламент» (т. 23, стр. 676), согласно которому во главе Православной церкви был поставлен синод, т. е. коллегия архиереев по назначению императора, контролируемая и руководимая светским чиновником, обер-прокурором, «оком государя и стряпчим по делам государственным». Таким образом, церковь формально стала «ведомством православного исповедания» и формально была наделена полицейскими функциями — клир был обязан быть «верным и послушным рабом и подданным» императора, защищать прерогативы императорской власти, исполнять «тайные дела», которые ему будут поручены, наставлять прихожан в повиновении властям, а крестьян — в повиновении господам, и доносить об открытых на исповеди «воровстве, измене или бунте».
Во время восстания Пугачева попы действовали в качестве «секретных смотрителей», собирали сведения о настроении крестьян и посылали начальству периодические «сводки». В первой половине 18 в., когда по всей империи участились крестьянские выступления против крепостного права и помещиков, сельские попы были всегда верными помощниками помещиков и военно-полицейских усмирителей. Во второй половине 19 в., когда революционные идеи стали проникать в деревню, попы, по меткому выражению В. И. Ленина, были непременными участниками «новейшей охраны» крестьянства, вместе со стражниками и земскими начальниками (см. Ленин, Соч., т. XV, стр. 415—416). На православный клир царское правительство опиралось также и в национальных областях, подвергавшихся колониальной эксплуатации царизма. Так, после восстания 1863 г., во время которого белорусские крестьяне выступали против всех помещиков, независимо от национальности последних, в Белоруссию стали массами назначаться попы из центра, как наиболее надежные «урядники казенного православия». В приволжских и восточных национальных областях попы-«миссионеры», «обращавшие» националов в православие, проводили насильственную русификацию и содействовали русским помещикам в ограблении земель у «новообращенных». Те же «миссионеры», ведя борьбу с расколом и сектантством, не ограничивались идеологическим «изобличением» старообрядцев и сектантов, но так же энергично занимались сыском и доносительством.
Верная служба церкви самодержавному государству 18—19 вв. определялась, помимо всего прочего, материальной зависимостью церкви от государства. Лишенная самостоятельной экономической базы, церковь жила за счет казенных кредитов и доходов от религиозных «операций». Руководящие церковные верхи, епархиальные архиереи, были целиком обеспечены казенным жалованием (от 4000 до 7800 руб. в год в начале 20 в.) (для сравнения: зарплата заводского рабочего того же периода времени составляла 20—25 руб. в мес., фабричного — 14—15 руб. в мес. — Прим. РП), и чисто церковные доходы были для них лишней премией. Из монастырей в начале 20 в. около 30% также было на полном иждивении казны. В 40-х гг. 19 в. был поставлен вопрос об установлении казенного жалования и для приходских попов. Эта реформа проводилась медленно; но с 1893 г., в связи с ростом стачечного движения и брожения среди крестьян, ассигнования на содержание приходского клира стали быстро возрастать, причем в первую очередь на казенное жалование переводились сельские попы.
В конце 19 и в первые десятилетия 20 вв., когда началось быстрое нарастание революционной борьбы, Православная церковь стала особенно энергично помогать самодержавному режиму в его борьбе за существование, ибо от исхода этой борьбы зависело существование и самой церкви. В условиях развивающегося капитализма рабочий класс, «воспитанный крупной фабричной промышленностью, просвещенный городской жизнью, отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь на земле» (Ленин, Соч., т. VIII, стр. 419—420). Точно так же появившиеся в деревне рабочие агитаторы нанесли, по признанию самих сельских попов, жесточайший удар религиозному дурману. «Прежде (жалуется один сельский поп. — Н.Н.)… верили люди в волю божию и тщету мирских благ, верили и находили силу терпеть в уповании на загробную награду. Нынче этой веры уже нет. Нынче там вера такая: мы — поработители, они — порабощенные» (см. Ленин, Соч., т. XVI, стр. 311).
Православная церковь все больше и больше переключалась на политическую борьбу, открыто выступая в качестве активной контрреволюционной силы. Православная церковь действовала всеми возможными средствами — и проповедью с церковного амвона, и изданием контрреволюционных листовок, и прямым участием в провокационных действиях, террористических актах и погромах. Так, 9/1 1905 г. повел питерских рабочих на расстрел поп-зубатовец Гапон, действовавший с «благословения» митрополита Антония и по директивам охранного отделения. После 9/1 епископы и попы выступили в числе организаторов и активных участников погромных организаций — обществ хоругвеносцев и «Союза русского народа». В декабре 1905 г. московские попы предоставили военному командованию церковные колокольни для установки пулеметов, из которых расстреливались рабочие. Все эти контрреволюционные выступления церкви не привели к цели, но лишь окончательно дискредитировали Православную церковь среди широких народных масс. В 3-й Государственной думе буржуазные депутаты выдвинули проект церковной реформы, которая должна была опереться на приходскую организацию, на выборность приходских попов и на поднятие таким путем авторитета церкви. Но против проекта реформы выступили реакционеры и епископы, и реформа была отложена в долгий ящик.
Великая Октябрьская социалистическая революция нанесла Православной церкви последний удар. Но церковь пробовала бороться. Церковники открыто поддерживали контрреволюцию, орудуя в качестве агентов белых «правительств» и иностранных интервентов. В Советской России церковники вели подрывную «работу», предавая «анафеме» большевиков, агитируя против Советской власти, скрывая во время голода церковные ценности от сдачи государству в пользу голодающих.
Когда под руководством Ленина и Сталина была разгромлена белая контрреволюция, Православная церковь вступила в полосу окончательного разложения. Единая Православная церковь разбилась на несколько соперничавших одна с другой организаций («тихоновцы», «григорьевцы», «живая церковь», «церковное обновление» и др.). Эти «церкви» постепенно растеряли свою прежнюю «паству», по мере того как победоносно двигалось вперед социалистическое строительство и начал параллельно совершаться переворот в миросозерцании широких масс. Превратившись в мелкие, замкнутые организации, не имеющие никакой опоры в массах, обломки Православной церкви, как и другие религиозные организации, вступили на путь шпионажа, измены и предательства. Такова последняя позорная страница истории православной церкви.
Лит.: Голубинский В. Е., История русской церкви, 2 изд., т. I—II, М., 1900—11; Доброклонский А., Руководство по истории русской церкви, 2 изд., вып. 1—4, Рязань—М., 1889—93; Никольский Н.М., История русской церкви, 2 изд., М.—Л., 1931; Каптерев Н. Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. I—II, Сергиев-Посад, 1909—12; Верховской П. В., Учреждение Духовной коллегии и духовный регламент, 2 тт., Ростов н/Д., 1916; Горчаков М., О земельных владениях всероссийских митрополитов, Патриархов и св. Синода, СПБ, 1871; его же, Монастырский приказ (1649—1725), СПБ, 1868; Кандидов Б. П., Церковь и московское восстание 1905 года, [М., 1930]; его же, Церковь и гражданская война на Юге, Москва, 1931.
Н. Никольский
Извините, но эта статья:
1. Не актуальна, и может рассматриваться лишь как некий фрагмент из истории Православной церкви в России, т.к. охватывает период истории РПЦ от момента принятия Русью православия до конца 30-х годов прошлого века.
2. Лично я очень уважаю автора этой статьи (читал не одну его книгу), но он допускает «неточности» в этой статье:
«Вместе с христианством проникла в Киевскую Русь письменность…», «…вместе с христианством славяне по¬лучили письменность…».
Ещё Екатерина II в одном из своих писем писала о том, что письменность у славян была задолго до Кирилла. И она права, потому что письменность не «проникает» и не «получается» одним народом от другого вместе в принятием той или иной формы религии, а появляется в обществе тогда, когда в нем возникают товарно-денежные (в качестве денег могут использоваться не только монеты, но и другие вещи) отношения. И служит она (письменность) в первую очередь для обслуживания этих отношений. Поэтому письменность у славян существовала задолго до «принятия» ими христианства.
Правильнее было бы написать, что в связи с образованием государства и введением единой государственной религии, в Киевском государстве, в первую очередь для обслуживания этого государства, удовлетворения государственных и церковных потребностей, широкое (для данного времени) распространение получила славянская письменность, «обработанная» Кириллом для церковных и государственных нужд.
Мы не считаем статью неактуальной. Как раз напротив, это, возможно, единственный краткий источник, по которому можно понять историю РПЦ и ее классовую суть, что по нашему мнению, есть самое главное в этой статье.
Что касается письменности, автор статьи явно понимал под письменностью гораздо более широкое явление, чем черточки и палочки, которые, конечно, зачаток письменности, но еще совсем не письменность. Он ясно пишет о высоком прогрессивном влиянии греческого православия на культурное развитие древнерусских народов.
Хорошо бы это как листовку сделать.
Для листовки слишком большой объем, имхо.
А скажите, как трактовать факт примирения никонианцев и старообрядцев внутри страны, а также разговора глав РПЦ и Ватикана?
Это вполне закономерно — противоречия в стане эксплуататоров отходят на второй план перед лицом более страшного врага всех эксплуататорских классов — революционного пролетариата, который стремится их всех уничтожить.
Согласен . В одном из выпусков Атеистических чтений обсуждается вопрос принятия христианства и письменности. Там говорится, что до Кириллицы, на Руси существовала Глаголица, на которой, к слову, были заключены русско-византийские договоры 907,911,944 годов и купеческие договоры на Пути их варяг в греки. А после принятия христианства Кирилл добавил несколько букв, и назвал новую азбуку своим именем.
Да и прочитав начало статьи, можно ошибочно понять для себя, что религия имеет прогрессивное значение. А монастыри являются оплотом просвещения. (если считать просвещением хвалебные оды попов эксплуататорам в виде летописей)
Так можно понять только в том случае, если насмерть не понимаешь диалектики. Когда-то, да, церковь религия была прогрессивным явлением. Сейчас, когда перед человечеством стоит задача уничтожения классового общества, она есть явление абсолютно реакционное, поскольку является опорой умирающих эксплуататорских классов.
Значит ли это, что язычество всегда реакционнее авраамизма? Персидский феодализм зародился при зороастризме, феодальные Индия и Япония… не отказывались от язычества и это язычество сохранилось и при капитализме!
Не значит. Что язычество, что православие — одна хрень, это все религия, идеалистическое миропонимание. Не научное. А значит, иллюзорное, не соответствующее действительности.
У вас будет статья, посвящённая атеистической пропаганде Невзорова?
Нет, не планируется.
Здравствуйте Товарищи.
Как вы относитесь к так называемым «Православным-Сталинистам» ?
По сути ведь обычные оппортунисты? или еще хуже?..
Мы беседовали с разновидностью таковых граждан. Они, правда, называли себя «христианами — коммунистами». Суть их теорий такова: в быту — аскетизм, в распределении общественного продукта — уравниловка, в политике — братская любовь всех ко всем. Смешивают и перепевают на новый лад ранние христианские догматы о равенстве всех перед богом, о совершенствовании души, и идеи социалистов-утопистов об улучшении общества путём его просвещения и пропаганды гуманистических идеалов. Объективный идеализм, неизменно приводящий рабочих к самой махровой поповщине. Полный отказ от классовой борьбы с капиталом, примиренчество, долготерпение, соглашательство — вместе с сопливой ностальгией по советскому социализму. Где здесь место большевизму? Где здесь место большевику Сталину?