О жизни в СССР

Здравствуйте, товарищи!

Предлагаю подготовить к 7 ноября подборку коротких рассказов, описаний, зарисовок о жизни в Советском Союзе. Дело в том, что поколение, знавшее реалии СССР не понаслышке, уходит. И для молодежи СССР становится всё больше похожим на сказку — для кого на страшную, а для кого — на волшебную. Но ни один, ни другой вариант идеализации на самом деле не годится, это ясно. Поэтому такое предложение.

Единственное, на что прошу обратить внимание: что цель данного обсуждения — не просто поболтать, предаваясь воспоминаниям, но собрать материал для публикации. Поэтому прошу в ответах явно отделять то, что предлагается для включения в подборку, от прочих замечаний и комментариев.

К. Октябрьский

О жизни в СССР: 80 комментариев Вниз

  1. В подборку должны войти воспоминания наших современников, живших в СССР, или материалы из книг и переодики того времени?

    1. Имеются в виду личные воспоминания наших читателей или их родственников. Не перепечатка чужих материалов.

      1. Мать рассказывает, что её папа, мой дедушка, работая водителем, каждый день приходил с работы с двумя полными сумками продуктов.

        А бабушка, жена этого дедушки, работавшая в торговле, рассказывает о безобразиях позднесоветской торговле, о припрятывании товаров, воровстве, списывании недостач на счёт работников торговли о сговоре начальства с одними работниками торговли против других работников торговли…

        Сам же дедушка нынче ярый поклонник Путина, о жизни в СССР ничего хорошего и плохого (по его мнению) не рассказывает. Рассказывает лишь, что был в молодости моряком, футболистом, боксёром, имел множество друзей-товарищей, В годы военной службы на флоте и дальнобойных рейсов после службы повидал пол-СССР. Куда всё это делось, — понятия не имеет. Меня слушать не желает. Считает, что «сейчас времена сложные», что «проклятый Запад мешает нам жить», и «вся надежда на Россию и Путина».

        1. И ещё. В годы перестройки дедушка, бабушка и их дети (моя мама и мой дядя) занимались перевозкой овощей-фруктов из Приднестровья на Украину, усиленно стремились сколотить капиталец, копили деньги в банке. Да только все сбережения сгорели. Думаю, поделом им! — Родину надо было защищать, а не о себе думать и своём жалком благополучии! Хотели «как лучше», — а получилось так, что оставили меня без Родины.

  2. Я человек молодой, поэтому буду говорить о том, что слышал. Мне рассказывали коллеги по транспортному предприятию — работники троллейбусного депо, что в СССР они имели возможность по своим проездным кататься по всему Советскому Союзу на троллейбусах.
    Таким образом, мой собеседник говорила, что она в Риге ездила на троллейбусах бесплатно. То есть они совершенно свободно могли съездить в Ригу, кроме того. И о поездках в Прибалтику, да и не только, я не только от неё слышал.

    Кроме того, примечательно какое было отношение к рабочим. Она говорит, что директор предприятия (дело было в 70-80-х, наверное) строго настрого запретил работникам управления во время обеда в столовой идти впереди водителей троллейбусов(!!!), так как на их труде держалось предприятие.
    Кроме того, один из директоров в этом промежутке времени ездил на работу на троллейбусе и никак иначе.
    Но всё это продолжалось до определённого момента — как она говорит «до Перестройки», когда, если кому-то что-то не нравилось, то сразу показывали на дверь. Но под Перестройкой, однако, она имеет в виду не 80-е годы, а именно 90-е и в этом её не переспоришь.

    ____________________

    Я не хочу именно восхвалить бесплатное катание и прочее. Мне кажется, что это было бы мещанством — видеть в СССР только сколько колбасы можно было съесть и где бесплатно что-то использовать. Но, в первую очередь, рассказываю для создания общей картины, как просил тов. Октябрьский, но разумеется и для того, чтобы показать, какие успехи были достигнуты, в том числе и в виде бесплатности определённых видов товаров и услуг.

  3. Внуки Ворошилова.

    Лет 10-12 назад родственник, ныне покойный, рассказал, что учился в одной школе с внуками Ворошилова, в одно время, но в разных классах. Меня это заинтересовало потому, что сам он был сыном рабочего и табельщицы с того же завода. Да и другие дети в школе, по его словам были из простых семей.

    Я нашел информацию в Интернете о том где учились внуки Ворошилова. Номер школы совпадал с номером школы на классной фотографией родственника. Возраст тоже подходящий. Не ахти какое подтверждение, но какое есть.

    Знакомство моего родственика с внуками маршала было шапочным и разница в возрасте сказывалась и не принято было досаждать расспросами. По его словам это были обычные ребята. Учились как все. Никаких привелегий у них не было. Один из внуков учился хорошо, а вот второй закончил школу с то ли с плохим атестатом, то ли вообще со справкой (это уже я подзабыл).

    Тут я задумался всерьез. Климент Ворошилов в СССР был фигурой знаковой. Один «ворошиловский стрелок» чего стоит. Да и СССР, это не огрызок от него под названием РФ. И внуки этого известнейшего в стране человека учились с детьми рабочих, мелких служащих, трудящейся интеллигенции на общих основаниях. Вместе проходили медосмотры, питались из одного котла. В школу пешочком ходили.

    В РФ такое в принципе невозможно. Внуки нынешних политиков даже не федерального и не регионального, а районного масштаба не будут учиться с детьми работяг. Значит и образование для всех развивать не надо. И аттестат им купят любой, как бы они не учились.

    Кое что о детях и культуре.

    СССР. Когда мне было 8 лет родители решили, что я уже достаточно большой, чтоб ездить в кино и музеи в компании с другими ребятами без взрослых. Мой старший товарищ (12 лет), под чью ответственность меня первый раз отпустили говорит моей матери: «не волнуйтесь, все будет нормально». Таких самостоятельных детских и подростковых компаний было много.

    РФ. Детей боятся отпускать одних во двор, не то что в музей и кино в другие районы города.

    СССР. Очередь в Эрмитаж. Организованные группы курсантов морских и сухопутных училищ. Школьные экскурсии. Дети с родителями и без, подростки, реже пенсионеры. Входной билет взрослый – 30 копеек, детский 15 копеек.
    РФ. Очередь в Эрмитаж. Одни китайцы. Русской речи не слышно вообще. Билет (для взрослых) стоит 400 рублей. Со стороны дворцовой площади вход по интернет ваучерам за 600 рублей. Тут есть немного русскоговорящих. Спрашиваю у одной семьи: «вы в музей или уже из него». Мне объяснили, что для их компании это слишком дорого, они так воздухом подышат, да на цветы посмотрят. Чтож, пусть китайцы просвещаются им нужнее.

    СССР. Вход в ленинградский зоопарк. Много народу, много детей, турникеты. Входной билет взрослый 20 копеек, детский 10 копеек.
    РФ. Народу мало даже в выходной. Детей без взрослых нет (запрещено). Турникетов нет, народу мало и они без надобности. Входной билет взрослый 500 рублей, детский 100 рублей, но без взрослых нельзя.

    Для сравнения. Водка в СССР стоила около 5 рублей. Входной билет для взрослых в Эрмитаж 30 копеек. В РФ за 400 рублей (входной билет в Эрмитаж) можно купить 2 бутылки водки. Сразу ясно какая власть была заинтересована в культурном развитии народа, а какая, чтоб народ водку пил.

    1. Водка в СССР стоила 3 р. 62 коп. — Эта цифра даже стала нарицательной и встречается во многих советских кино. Была еще за 4 р.12 коп. Ну и какие-то другие, я по водкам не спец.

      1. Я имею в виду поздний СССР. Самая дешевая водка «андроповка» стоила 4р.70коп. за 0,5л. Был еще кубинский ром, по сути дела та же тростниковая водка, он стоил дешевле, но не всегда бывал.

    2. > В РФ такое в принципе невозможно. Внуки нынешних политиков даже не федерального и не регионального, а районного масштаба не будут учиться с детьми работяг. Значит и образование для всех развивать не надо. И аттестат им купят любой, как бы они не учились.

      ——
      Как сказать. Конечно, дети Киркорова «в обычный садик, президентский» (с) Киркоров — с детьми работяг не попадут. А вот дети республиканских — запросто.
      Моя двоюродная сестра училась в одной группе с дочкой президента нашей республики. Даже видела, как Сан Саныч лично приезжал к ректору «порешать вопрос с отчислением». Но это конец 90-ых, сейчас может, и по-другому все.

      Насчет аттестата верно. Правда, это верно для любого родителя с деньгами. Даже мелкий буржуй вполне способен оплатить образование купить дипломы для всей семьи. Только не все покупают. Ценность образования резко снизилась.

      1. Дело даже не в ценности образования, а в том, что его просто сейчас нет или почти нет. Высшего образования в стране нет точно, возможно за исключением некоторого, очень ограниченного ряда специальность (например, медицина, хотя тоже как сказать, не врачи теперь выходят из медвузов, а недоделки уровня медсестры или максимум фельдшера). Среднее образование сведено на уровень практически церковно-приходской школы. Все гуманитарные предметы, кроме иностранных языков, можно сразу выбрасывать в помойку — там нет науки вообще. Естественно-научные урезаны и искорежены до такой степени, что от них практического толку нет никакого, не говоря уже о том, что часть естественно-научных дисциплин (например, биология) — тоже стала просто антинаучной помойкой. И эта имитация образования еще стоит громадных денег! Полный дурдом, иначе не скажешь. Причем дурдом отнюдь не российский — «цивилизованные» страны здесь бегут в первых рядах, наши придурки им только подражают. У нас в России еще что-то осталось от советского образования, хоть и крохи, на западе же и этих крох нет.

        1. Я в техникуме сейчас отучился 4 года и за эти 4 года абсолютно ничему не научился. На один из предметов мы приходили, «учитель» нам выдавал учебники и уходил. Мы срисовывали с них картинки с подписями — «делали конспект» и в конце урока он ставил нам оценки.

          Остальные предметы шли так, словно (такое создаётся впечатление) учителям просто надо поставить галочку, что они провели занятие.
          Я сейчас, познавая все эти знания в процессе работы, уже представляю, как можно было людей научить, чтобы они поняли.
          Но у нас так не преподавали. В нас пихали какими-то формулами, значения которых я лично не понимал — они у меня в голове никак не были связаны с практикой. У нас даже этой самой практики не было, так как завод отказался всех брать. Нам просто сказали, что кто сможет — тот пусть устраивается куда-нибудь. Естественно, я и мои знакомые, как молодые люди, которым с детства вдолбили пофигизм (если можно таким образом описать то мировоззрение, которое у меня было), решили никуда не ходить и так же получили зачёт по практике, как и те, кто всё-таки смог устроиться на работу.

          Диплом в конце концов получили все, кто хотел его получить. Это, однако, не значит, что они получили его на основании своих знаний.

        2. Удивительно примечательный факт — это то, что «учителя», которые преподавали у нас и у студентов института установили в одном из кабинетов стол для настольного тенниса, даже купили ракетки с шариками, и студенты всё время играли, даже во время занятий, так как учителей часто не бывало на месте, особенно одного из них.

          Но этого мало! В начале длинного коридора даже поставили монитор и показывали по нему кино. Со смеху упадёшь!!!

          Если старые учителя ещё пытались чему-то научить, НЕ ГЛЯДЯ НА ПЛАН(!!!) — чтобы студенты фактически(!!!) знали, а не юридически, то «молодёжь» (молодые преподаватели) в возрасте 30-40 лет были, как дети, честно слово — они ещё сами из студенческого возраста не вышли — такое лично у меня создаётся впечатление.

          1. Преподаватель, который даёт знания в техникуме, сталкивается с проблемами.
            1. Его начинают контролировать на каждом занятии. Тупо приходят из методического отдела и сидят на задних партах, наблюдая.
            2. Преподаватель обязан стоять весь урок.
            3. Преподаватель не должен ходить между рядами в классе.
            4. Преподаватель к каждому уроку обязан иметь конспект занятия по установленной форме.
            5. Преподаватель за месяц такой работы получает с усмешечкой «А вот и Ваша зарплата» 7500 рублей. Сейчас наверно по минималке десятку.

            Кто хочет возразить?
            Кто хочет услышать информацию из первых рук?

            ..

            1. В 2010 году у нас никто не ходил и никого не проверял. Иногда заходила ответственный заведующий чем-то, уже не помню, но больше по делам, чем проверить, как идёт урок.
              Учителей либо вообще на уроке не было, как в описанном случае, либо они, задав задание, сидели за столом.

              У нас в этом смысле, наверное, был «дружный» коллектив работников техникума — все работали, как я это вижу, ради того, чтобы техникум не нарвался на проверку, а поэтому сор из избы не выносили, как я это вижу.
              Даже тех, кто ВООБЩЕ ничего не знает, выпускали с дипломом.
              У нас даже сами преподавали предлагали помощь своих знакомых из завода, чтобы те сделали нам курсовые — за деньги, наверное — как же иначе?
              А то и сами делали — уже студентам института.

              1. «В 2010 году у нас никто не ходил и никого не проверял».

                Меня проверяли, каждое занятие в течении месяца.

                «Иногда заходила ответственный заведующий чем-то, уже не помню, но больше по делам, чем проверить, как идёт урок».

                Я ходил по классу, сидел на стуле (долго стоять не могу). Часто рисовал на доске для объяснения формул. Пытались понять, почему дети говорили, что я даю знания.

                «Учителей либо вообще на уроке не было, как в описанном случае, либо они, задав задание, сидели за столом».

                Уроки не пропускал.

                «У нас в этом смысле, наверное, был «дружный» коллектив работников техникума — все работали, как я это вижу, ради того, чтобы техникум не нарвался на проверку, а поэтому сор из избы не выносили, как я это вижу».

                Техникум был по содержанию частной собственностью семьи директора техникума.

                «Даже тех, кто ВООБЩЕ ничего не знает, выпускали с дипломом».

                Без взятки за диплом не выпускали.

                «У нас даже сами преподавали предлагали помощь своих знакомых из завода, чтобы те сделали нам курсовые — за деньги, наверное — как же иначе?»

                Иначе поставит на жёсткий контроль курсовые и брать за них деньги, не допуская чужих к своему делу.

                «А то и сами делали — уже студентам института».

                Капитализм.

  4. Классовая борьба шла постоянно. Всё было пропитано ей. Сейчас много лет спустя понимаю, а тогда не понимал. Мал был. Что может понять ребёнок коммунистов. Странным казалось мне стремление родственников «друга» иметь пасеку, продавать мёд. Как перестройкой восхищались два взрослых человека, смотря на ремонт дороги перед автоколонной и ремзаводом. Как сильно делают, один говорил. А ты, что хочешь. Перестройка. Отвечал ему второй. Сейчас нет ремзавода. Автоколонны нет наверно тоже.

  5. Рабочий рассказывал, он был уже на пенсии, но ещё работал. В советские времена ему не нравился запах масленой краски в бытовки завода, которою только что отремонтировали(сейчас бытовки на заводах больше на сарай похожи). И из-за этого он уволился, перешел дорогу и устроился на другой завод по этой же специальности, по тому-же разряду. Я был поражен, человек уволился не из-за низкой зарплаты, не из-за ужасных условий труда, а по причине запаха краски в бытовки. Ещё он рассказывал вот что интересное : Например начальник, какой либо хоть директор, поступил не правильно по отношению к рабочим, его легко могли критиковать прям на собрание, в глаза говорить то, что думают. И НИКТО ТАКОГО РАБОЧЕГО ЗА ЭТО НЕ УВОЛИЛ БЫ, НЕ ПРИСЛАЛ БЫ ОТМОРОЗКОВ ПОДЖИГАТЬ КВАРТИРУ , КАК СЕЙЧАС. И даже этот начальник не мог отомстить такому рабочему, максимум что мог сделать — это отправить в отпуск зимой, а не летом. В сегодняшние времена, времена капитализма, мы скоро вообще забудем что такое отпуск. Ещё отец рассказывал о том как за ним бегал председатель профсоюза и угрожал ему, если отец не пойдет и в этом году в профилакторий (!), он пожалуется на него в министерство здравоохранения. Вот были времена, не рабочий жаловался на начальство в министерство, мол ему не дают лечиться, а начальство бегало за рабочим и угрожала на него пожаловаться в министерство.

    1. По поводу последней части: Мне кажется, что председателя профсоюза не здоровье вашего отца волновало, а план по посещению профилакториев. Извините, если это не правда

      1. Конечно существовал план, только не как сейчас, так для галочки. Каждый рабочий расходовал, скажем так , ресурс своей трудоспособности. Которая состоит из двух частей, условно конечно, первую часть силы рабочего , так сказать ежедневную, рабочий востанавливает ежедневным отдыхом. А вот затраченные силы из основного «запаса человеческих сил» , второй резерв человеческой работоспособности, востонавливается долго, для этого нужна профилактика, иначе профессиональная болезнь сожрёт человека и он состариться преждевременно. Что бы это не допустить при социализме рабочий класс и внедрил системы профилактики, а профсоюз был обязан соблюдать нормы профилактики к каждому рабочему. План существовал это бесспорно и он был подобран к каждому работнику, при необходимости индивидуально. А не как сейчас есть план у завода отправить на профилактику 2 человека в раз в пять лет, жёлтый профсоюз решает кого отправить, в конечном итоги «единогласно» отправляют директора с его женой, которая вообще отношения к заводу не имеет.

  6. В 80-Х питались мы нормально, в магазине был очень вкусный хлеб и выпечка. По выходным ходили с соседскими родителями и детьми в парк катались на каруселях, нам покупали газировку и пирожные. В общем было все нормально. Не было на улицах бомжей и наркоманов. Дети были вменяемыми. А вот в начале 90-Х все перевернулось — все ребята стали много пить, курить, употреблять наркотики. Мыли машины богатым, сдавали бутылки. Многие пошли в криминал. Девчонки в проституцию. Помню жил у нас слепой в соседнем доме -в 80-Х он жил как нормальный человек, а в 90-Х просил милостыню на рынке. Меня это помню очень поразило. И еще помню, в 80-Х никто не заботился о безопасности. Иногда входную дверь оставляли открытой, а в 90-ё все начали ставить вторую дверь, решетки на окна, металлические двери на подъезды, домофоны.

  7. Про мещанские копилки и инфляцию.

    Советский кинематограф высмеивал копилки, «тренируйся на кошках» (копилках), говорит «Балбес» «Трусу». «А я люблю копилки из фарфора, они моя надежда и опора» поют для нэпманов в другом фильме.

    Между тем копилки в СССР были широко распространены. Их дарили детям дошкольного и младшего школьного возраста. В наше время были распространены копилки в виде деревянных бочонков. В такую влезало от 20 до 30 рублей в зависимости от номинала монеток и размера. Копили обычно 5-7 лет.

    У копилки было всего две функции. Она помогала детям узнать что, сколько стоит. А уже с 7 лет и чуть постарше многих детей посылали одних в магазин. Вторая функция копилки это принять решение, куда потратить 20-30 рублей. Приличные в СССР деньги. Мне неизвестны случаи, чтоб родители навязывали детям такое решение. Наоборот, демонстративно отстранялись и говорили: «ты накопил ты и решай». При таких обстоятельствах мы думали сами и советовались друг с другом. Как же советские дети потратили эти деньги?

    — один мой товарищ купил набор «Юный химик».
    — другой (ему серьезно добавляли родители) калькулятор для учебы.
    — еще один товарищ купил игрушечную железную дорогу (производства ГДР). Тут есть нюанс. Когда он подрос, то пошел работать на детскую железную дорогу. Мечтал стать машинистом поездов дальнего следования.
    — двое, копившие без определенной цели отдали деньги родителям на хозяйство.

    После гибели СССР копилки убила инфляция. Сейчас, кажется фантастикой, что за 5-7 лет деньги не обесценивались совсем. Можно было купить то же количество товара за точно такую же сумму. И того же качества, что важно. В РФ есть еще и скрытая инфляция. За 5 лет цены на ВСЕ товары (кроме рабочей силы) не только выросли, но часть товаров стала еще и худшего качества.

    Так что на копилки можно смотреть еще и как на индикатор инфляции.

    1. > стала еще и худшего качества

      Мы придумали даже название специальное для этого явления: «дефицит потребительной стоимости». И это не только в РФ, конечно же.

    2. Помню, когда брат учился считать (1988 год), отец посидел с ним пару вечеров, психанул, разменял 5 рублей на мелкие монеты в магазине, и учил считать на них (в мороженках). Правильно сосчитал — вечером идешь покупаешь. Неправильно — без лакомства. Так брателло за неделю живенько так сумму называть стал.

      А вообще в этом бочонке у нас лежало около 1000 рублей — всякими разными купюрами.
      Помню, одну сотку мы с братом порвали — не поделили Ильича. Отец не моргнув глазом на следующий день «доложил» вождя народов.

      ————
      Но вообще, мать очень плохо вспоминает о советской власти. Сплошное кумовство, мол, было. Все хлебные должности — только своим.
      Спрашиваешь, как же так, почему ее родной брат (из захолустной деревни) стал директором пищевого предприятия, а потом и зам. министра по с/х в республике, и что это за родственник руку приложил? — молчит. В памяти осталось только мещанство. И повальное бытовое воровство с предприятий. Инструменты перли домой чемоданами.

      Мне это непонятно, поскольку мать поколения конца 50-ых, а значит конец 60-ых — начало 70-ых застала в сознательном возрасте. И воспоминания других знакомых идут вразрез с этим.

      Я помню из советской действительности, что меня реально раздражало — это дни рождения. Родственников очень много — к каждому надо идти, там по 30-40 человек в девушке-трешке, домой возвращаешься поздно, а октябрь — самый лютый в этом плане месяц — просто ненавидел.
      Зато сегодня — подобные застолья только в юбилей… И то не у каждого денег хватает.

      На работе, водитель пенсионного возраста рассказывал, как в 1972 году строили дорогу, по которой мы тогда ездили. Говорит, асфальт первые лет 15 был без всяких выбоин, можно было на полной скорости самосвалом гонять. Или сегодня — года не проходит, можно заново стелить.
      А в 2014 году у нас курьезный случай произошел во дворе одного из домов. Перестелили асфальт у подъездов, и через 3 недели ливень.
      Весь асфальт просто СМЫЛО во двор и на улицу, а старый остался лежать. Жена по этому поводу высказалась в духе «только в РФ снятый асфальт выглядит лучше положенного нового».

      О качестве товаров. Пломбир, который раньше стоил 20 копеек, нынче просто не производят. Жирности 20% я в принципе не вижу.
      Хлеб, с той самой корочкой, который не черствел дня 2-3 (а не в течении дня) — тоже не видно. Он еще крошился в очень мелкую крошку, что является показателем качества муки.
      Копченую колбасу я особо не любил, а вот вареную — обожал. И была она из свинины, если не ошибаюсь, а не из курятины.
      Масло — ну, в принципе, у нас «Милково» чем-то напоминает вкус того масла. Сметана была немного другой на вкус, о майонезе можно не вспоминать. То нерастворимое гавно, что продают нам сегодня… я даже не знаю, по каким критериям ЭТО можно сравнивать с ТЕМ майонезом. Молоко — сегодня его производят так, что даже я, отнюдь не гурман в плане еды, а скорее как свинья в апельсинах разбирающийся, — и то чувствую подвох. Банально НА ВКУС уже порошок ощущается. Поэтому — только в чай добавляю или кофе. Нынешнее молоко не киснет как простокваша, а превращается в какую-то черноватую жижу…
      Пельмени. В то время они по вкусу были как домашние, только форма шестигранником и все одинаковые. С нынешних меня обычно рвёт (последний раз брал «Царские» в 2014 году по 240 рублей), поэтому уже не беру. Только свои лепим иногда.
      Зато сегодня у нас есть МАНДАРИНЫ! ПОМИДОРЫ!
      Вот на днях режу помидорку. Разрезаю пополам: пустой, только-только завязываться стал. Красный — и практически пустой. Хотя твердый, можно об стену швырять. Такие помидорки наверное не каждый хряк жрать будет, а у нас они людям, детям продаются.
      Апельсины — а кто из Вас, господа, помнит, когда он в последний раз ВКУСНЫЙ, ДОЗРЕВШИЙ апельсин покупал?
      Очень много изменилось в худшую сторону.

      В социальном плане все ухудшилось донельзя. Но в принципе, в обществе узаконенного воровства другого и быть не может. Поэтому ничего не напишу.

      1. «Но вообще, мать очень плохо вспоминает о советской власти. Сплошное кумовство, мол, было. Все хлебные должности — только своим.
        Спрашиваешь, как же так, почему ее родной брат (из захолустной деревни) стал директором пищевого предприятия, а потом и зам. министра по с/х в республике, и что это за родственник руку приложил? — молчит. В памяти осталось только мещанство. И повальное бытовое воровство с предприятий. Инструменты перли домой чемоданами.

        Мне это непонятно, поскольку мать поколения конца 50-ых, а значит конец 60-ых — начало 70-ых застала в сознательном возрасте. И воспоминания других знакомых идут вразрез с этим.»

        Это следствие мощной обработки сознания в годы Перестройки. Этакое расщепление сознания, встречающееся просто повально у людей из бывш. СССР, которые пережили Перестройку в сознательном возрасте. Благодаря ему в значительной степени и держался капитализм в России все эти годы. Как буржуи это провернули, понятно, не совсем понятно, как людей приводить в чувство… Причем приводить не единицы, а миллионы людей.

        1. На тех предприятиях, где я работал, существует группа людей, которая пользуется «авторитетом» в виду того, что работают очень давно и у них опыта «больше» (об «опыте» ниже).
          Именно на эту группу и опираются владельцы и управляющие.

          Но их «опыт» и «знания», честно сказать, относительны — сознательный рабочий ту работу, что они делают, сделал бы гораздо качественнее и быстрее, набравшись опыта, но всё дело в том, что опыта им набраться на дают — сознательных, задающих много вопросов, долго не держат — уж пусть лучше будет пьяница, пусть он, набравшись за 20 лет(!!!) работы хоть какого-то опыта (очень сомнительного!), делать работу будет кое-как, порой даже с риском для своей жизни(!!!) (что я не раз встречал: например, такой рабочий может тянуть ручную лебёдку, стягивая два троса, до тех пор, пока трос не лопнет и лебёдка не заедет ему по голове, а то и вовсе трос не снесёт её, в лучшем случае он будет стоять с открытым ртом, не понимая что произошло; или, например, другой может отсутствие электрического напряжения на проводах проверять… ладошкой), но зато он будет молчать в тряпочку и не вякать

          Плюс ко всему у таких зарплата чуточку побольше в виду давнего срока работы.

          Эти консервативные рабочие не только не дают молодым выполнять работу целесообразней, продолжая использовать свои варварские методы, но и прямо содействуют сохранению эксплуатации на предприятии и в стране, так как сами не выступают против неё, а, если выступают молодые, то не поддерживают их. А при условии, что главными производителями (несмотря на низкое качество) всё же являются они, старые, а не молодые, последних выгоняют без разговоров.

          Подобную группу, наверное, можно назвать «рабочей аристократией».

          Наверное, ещё стоит сказать, что я привожу здесь примеры предприятий из своего города, где преобладают рабочие старшего возраста и где технологии производства не так сложны — транспортное предприятие и предприятие, оказывающее коммунальные услуги населению.

          Но таких рабочих, наверное, трудно встретить там, где технологии посложнее, основаны на работе с компьютерной техникой и т.п. Там, по всей вероятности, преобладает молодое поколение. Таких рабочих можно найти на высокотехнологичных заводах в столице и крупных городах. Если ошибаюсь, поправьте.

          Я не хочу сказать, что старшее поколение не способно понять эти технологии, как у нас вошло в традицию говорить (старшее поколение работало на машинах в разы сложней в управлении, я считаю, чем сегодняшние), но так уж установилось, что старшее поколение в большинстве своём остаётся в стороне от высокий технологий.

          1. Тут явно не рабочая аристократия, а скорее быкующие бронзовые зады.

            Что на самом деле происходит? Ваши товарищи прекрасно в курсе, что молодежь их тупо выбьет с насиженного места, а вот БОЛЬШЕ они нифига не умеют. Вот и заклевывают более способных специалистов, дабы их не подсидели.

            Это кстати на любом КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ производстве наблюдается (что уж говорить, если даже в IT — 40-летние программисты, в свое время пролезшие на хлебные места, но с тех пор давно отставшие от жизни, ведут себя точно так же ;) ).

            Этот страх был хорошо описан в одной из статей на этом сайте — где говорилось про луддизм. Поищите.

            Может, кто добавить еще что-нибудь, но я так понимаю описанную Вами ситуацию.

            1. Да нет, что-то я не заметил страха перед тем, что молодёжь их выбьет — именно на этом предприятии.
              Та сфера, в которой я работал, хоть и малоинтеллектуальная, но всё же для того, чтобы работать там, нужен навык и навык этот так быстро не приобрести, то есть, «выбить» старых рабочих трудно. И они это прекрасно понимают.
              К тому же туда никто не идёт, так как зарплата маленькая, да и атмосфера, я считаю, плохая (как и на других предприятиях подобного рода, где работает в основном старое поколение — точней не знаю, как такие предприятия описать и стоит ли вообще их выделять в отдельную группу?). Молодёжи вообще нет. Я там лично задыхался от пьянства, глупости, патриархальных отношений (этакой дедовщины, когда прав тот, кто старше и дольше работает или тот, кто сильнее) и т.п. И все мои старания внушить коммунистические идеи (прямым текстом) наткнулись на полную поддержку капитализма, хотя и напарник мой работает на двух работах и чувствует на себе всю глупость своей работы, когда его заставляют делать совершенно бесполезную работу, и работает, нарушая технику безопасности, в одиночку, так как категорически не хватает рабочих. Но я моложе, а он старше и, я думаю, в том числе и поэтому убедить мне его не удалось.

              Нет, именно эти работники не боятся того, что молодёжь их выбьет. Они даже не видят прогрессивность этой молодёжи и уверены в том, что прогрессивнее их методов молодёжь им предложить не может — ведь молодёжь работает без году неделю, а они уже 20 лет (хотя это не является гарантией того, что они умнее и способнее). Чего уж тут бояться?
              Они, наоборот, считают себя мастерами, а молодёжь — салагами и это доставляет им, надо думать, индивидуальное удовлетворение.

              Хотя на других предприятиях, где работа была более интеллектуальной (работа с электронными приборами), но в то же время обучиться которой можно было быстрее — там нашёлся такой человек, который мне прям с порога заявил, что учить меня не будет и одной из причин — главной, было то, что я этого человека могу вышибить с работы (это чувствовалось, хотя он этого прямо не говорил).
              Но зато эти люди и сознательней были! (кстати говоря, этот человек полностью согласился со статьёй РП про КПРФ, которую я случайно оставил на столе,а он прочёл). Но на протест всё же они были не способны — в виду возраста, так как их никуда не возьмут уже, а так же в виду общего кризиса рабочего движения, когда большинство молчит.

              Что касается, например, меня, то мой напарник с транспортного предприятия наоборот всем хвалил меня, в том числе и начальству, что я так быстро научился обслуживать одну из транспортных частей, обслуживание которой, честно сказать, не представляет особого труда, но с которой, по его словам, не могли разобраться другие (его словам, конечно, веры нет — мог и сбрехнуть ради красного словца) — не могли разобраться, можно предположить, в виду того, наверное, что им не давали времени этого сделать, всё время давя на них морально, торопя и т.п.
              Ведь надо понимать, что новый человек не может сразу всё усвоить. А мой напарник, видимо, этого не понимал и не понимает. К тому же он пришёл работать, надо полагать, с какой-то основой советского образования, то есть с более-менее материалистической точкой зрения, с какими-то знаниями о технике, которые должны были дать хотя бы в школе (это всего лишь предположение — об уровне образования и общего развития людей 60-70-х годов к началу 90-х мне судить сложно).
              А я и мои сверстники приходим сейчас работать с идеалистической головой. Я, начав свою трудовую деятельность (отучившись перед этим в техникуме 4 года) только через несколько лет после начала деятельности начал сознательно понимать, что я всё-таки делаю и детально вникать в процессы, которые происходят в машинах и технике.
              До этого я как-то катился по инерции, невольно надеясь на опытных работников, но сам лично, как работник, представлял мало пользы и всё делал «на авось».
              Но, возвращаясь к начатому — он меня хвалил, чего нельзя было бы ожидать, если бы он боялся, что я его «вышибу».

              1. Ради справедливости стоит добавить, что «старые» работники были не все такие. Мне попался особенно активный, который слушать меня не хотел.
                Но были и другие, и те, мне кажется, поспокойней и попонятливей. Но что-то они у меня из головы вылетели.

              2. Да, уж. К разрыву поколений добавляется еще и противоположность двух миров… Молодежь со старыми советскими рабочими работать (вести комработу) не сможет, не тот уровень — ни общекультурных знаний, ни квалификации. А в рабочей среде чтобы стать авторитетом в политике, надо стать сначала авторитетом в работе. Вот где проблема. Это и раньше было, во времена большевиков. А авторитета в работе молодежи крайне трудно добиться, поскольку она по наивности думает, что что-то знает, хотя на самом деле не знает почти ничего. Сейчас производство деградировало лет на 70 назад, если не больше. А молодежи кажется, что имеется прогресс по сравнению с прежними временами.

                1. Сужу по тому, как работают рабочие, которых я видел, которые чуть ли не молотком высокоточные приборы «ремонтируют».

                  Чему тут учиться? И увещевание этих рабочих не помогает. Они не хотят применять более прогрессивные методики (то, что они прогрессивные видно невооружённым глазом!), опираясь на привычные и уже изученные. К чему думать головой ещё?

                  Не знаю уместно ли здесь привести пример. Но есть такой фильм, «Большая семья» (Иосиф Хейфиц, 1954 год) и там старшее поколение упорно не хотело учиться работать по-новому, по-научному, а всё надеялось на сноровку, и ругало молодое поколение, которое «выучилось». Но учиться всё-таки пришлось, так как технологии появились новые, более прогрессивные.

                  Мне кажется, что вы очень лестного мнения о рабочих и об уровне развития промышленности в СССР по сравнению с теперешним временем.
                  Мне кажется, что прогресс в некоторых областях всё же есть, но я не исключаю, что в других областях СССР до сих пор мог остаться впереди. Этот вопрос нужно исследовать, чтобы не говорить абстрактно.

                  1. Я жил в СССР в сознательном возрасте, успел даже после вуза поработать. И потому очень хорошо помню, что было тогда. Повторяю — сейчас крайняя деградация, практически во всем, прежде всего на производстве. Речь в том числе о технике. (Об организации процесса производства и говорить не стоит — здесь сейчас вообще каменный век.). Надо смотреть не на красивый внешний вид машин и механизмов, а на то, что они позволяют делать и как позволяют. Компьютеры — это не показатель, компьютеры — это рюшечки, но не платье. А важно именно платье, ибо оно всех кормит и поит. Компьютеры и в Союзе были, только более громоздкие и в основном не персональные (персональные были просто не нужны!). ЧПУ — это что по-вашему? Да тот же комп, только более страшный на вид, чем современные. Станки с ЧПУ появились в СССР еще в начале 60-х гг. Свои станки, не импортная хрень. До сих пор в РФ на этих станках делается все для сверхточной космической техники, авиации, ракетостроения и пр. — всего того, чем хвалится наша власть.
                    Вы просто представить себе не можете какая мощная экономика была в СССР. Машины и механизмы такие, каких вы в глаза сейчас не видывали. А что до технологий, то сейчас капиталисты (и наши, и иностранные) нередко выдают за новое открытие то, что было придумано и использовалось в СССР еще 40-50 лет назад! Я не шучу, это, увы, правда. Сам не раз слышал такое по ТВ и читал в буржуазной прессе.

                    1. Сейчас же отверточное производство в большинстве своём, потому уровень и «подтянулся».

                      Какие важнейшие задачи приходится решать на отверточном производстве, которое даже отладили за рубежом?
                      Таких задач две.
                      1) Как бы поменьше заплатить работникам (это архиважная задача капиталистического производства)?
                      2) Как бы поменьше подставить свой зад (это архиважная управленческая задача капиталистического производства)?

                      Всё. Вот эти задачи в ущерб всему остальному и решаются.

                      Если раньше директор предприятия мог попрощаться с карьерой из-за пары несчастных случаев либо невыполнением плана производства — и потому строил управление предприятием, исходя из этих насущных задач, то сегодня директору предприятия важно обеспечивать капиталисту нужный уровень прибыли, иметь прикрытый зад и нужные знакомства в органах власти.

                      Организация производства в таком случае — дело цатой важности.

                2. «Авторитета трудно добиться» у описанных мною рабочих потому, что они считают себя умнее своих коллег, которые умнее их, но зато ходят на цыпочках перед начальством, которое их глупее.
                  Ведь подобное отношение у этой категории не только к молодым, но и к «старым», но спокойным и рассудительным, про которых я писал.

                  Вообще, большой вопрос каких рабочих больше: таких вот гордых или более сознательных.
                  На меня, наверное, как и на других большое впечатление они произвели и поэтому врезались так в память, а другие остались в стороне.
                  По крайней мере, сейчас эти рабочие в «авторитете» у других — даже, может быть, у большинства — но авторитет этот мнимый во всех отношениях, в том числе и в отношении их «опыта».
                  Такое чувство, что авторитет этот ими «завоёван» больше «криком» о себе, чем действительными заслугами.
                  Я знаю других старых рабочих, которые гораздо профессиональнее описанного мною и сознательнее — вот у них действительно есть чему поучиться!!!
                  Но в «авторитете» пока что вот этот.

                  1. Авторитет в рабочей среде, подлинный авторитет, криками о себе не завоюешь. Рабочие не словам верят — делам. Значит вы чего-то не знаете, не все приметили об этих рабочих. Смотрите поверхностно, имхо.

                  2. Понятно теперь.
                    Вы про ленивых языкастых товарищей, которые шутят шутки и основная задача которых — обеспечивать «производственный настрой» (и естественно — обратную связь)?

                    Да, такие на любом производстве есть. Если коллектив больше 10 человек — стают мастерами и бригадирами, если меньше, им капиталист просто доплачивает напрямую либо закрывает глаза на их конкретные грешки.

                    Не знаю, как их называют, но хотя бы понятно, что о них речь.

                    Вот как бороться с такими — не знаю. Возможно, холодильник сперва должен победить голову, чтобы люди стали прислушиваться к Вам, а не к холуям-«шоуменам».

                    Уважаемый alex, просветите пожалуйста по этому вопросу.

      2. «Но вообще, мать очень плохо вспоминает о советской власти. Сплошное кумовство, мол, было. Все хлебные должности — только своим.
        Спрашиваешь, как же так, почему ее родной брат (из захолустной деревни) стал директором пищевого предприятия, а потом и зам. министра по с/х в республике, и что это за родственник руку приложил? — молчит
        »

        Но кумовство всё же было. Было даже в первые года советской власти. Об этом даже Маяковский писал — например, в стихотворении «Протекция» и других. Было, как болезнь, доставшая от старого общества. Но тогда с этим боролись. А в поздние времена оно стало закономерностью.

        «В памяти осталось только мещанство. И повальное бытовое воровство с предприятий. Инструменты перли домой чемоданами.».

        А сейчас наоборот — всё из дома несут на работу, так как на работе ничего не выдают и не покупают, а работать чем-то надо, но попросить или потребовать сейчас нельзя — сразу покажут на дверь. И считают это в порядке вещей! Нонсенс!
        Хотя так же продолжают тащить в других местах, если это удаётся и дисциплина не поставлена на высокий уровень. Если на предприятие несут свои инструменты, то оттуда тащат трубы, провода и т.д., чаще, наверное, не новые, а б/у.

        «Я помню из советской действительности, что меня реально раздражало — это дни рождения. Родственников очень много — к каждому надо идти, там по 30-40 человек в девушке-трешке»
        А меня сейчас раздражают эти дни рождения — вернее люди, с которыми приходится встречаться — родственники. Мне с ними абсолютно не о чем разговаривать — не то, чтобы я из-за этого не хотел с ними встречаться — я имею в виду, что у нас абсолютно разные «интересы», если можно так выразиться. Они прожжённые дельцы (в том смысле, что мышление у них такое) и на мир смотрят такими глазами, а поэтому им бесполезно рассказывать о язвах нашего общества, говорить о справедливости, так как в этом случае я и их буду обличать. И это не пустые слова. Я уже пробовал.
        Противнее всего — это то, что и они мне противны и я, как чувствую, им не особо интересен, но по традиции ходим друг к другу. Притом, от меня они норовят как можно скорее смотаться, покушав традиционное угощение.

        «На работе, водитель пенсионного возраста рассказывал, как в 1972 году строили дорогу, по которой мы тогда ездили. Говорит, асфальт первые лет 15 был без всяких выбоин, можно было на полной скорости самосвалом гонять. Или сегодня — года не проходит, можно заново стелить»

        Я тоже слышал от водителя, что асфальт был такой ровный, что можно было стакан ставить и ехать и ничего из него не прольётся.
        Конечно, может быть, в этом есть доля фантазии, но всё же можно судить о качестве асфальта.

        Во всяком случае нам сейчас говорят, что по-другому нельзя, что это в порядке вещей, что асфальт стоит недолго. Но упомянутый выше водитель подал мне замечательную мысль — ведь на МКАДе асфальт стоит и никуда не смывается — значит, можно сделать хорошо, когда нужно.

        Что ещё интересно — это то, что нам, например, сейчас делают придомовую территорию за счёт «федерального» бюджета (то есть за наш же счёт, но преподносят это так, как будто это деньги «правительства» — наверное, к выборам готовятся) и асфальт-то кладут новый, а трубы под ним старые и не далёк тот день, я думаю, когда асфальт этот пойдёт в утиль. У нас сейчас по всему городу копают трубы к отопительному сезону, так как их не меняли очень давно и даже забыли, что такое капитальный ремонт — об этом говорят сами рабочие теплосетей.

        «о майонезе можно не вспоминать. То нерастворимое гавно, что продают нам сегодня… я даже не знаю, по каким критериям ЭТО можно сравнивать с ТЕМ майонезом».

        У меня одна знакомая женщина ругала СССР за то, что у нас в городе, якобы, не производили майонез. Ей его и туалетной бумаги для полного счастья не хватало и, разумеется, колбасы, которую, по её словам, производили в нашем городе и которую они ездили покупать в Москву. Некоторые мои знакомые даже возмущались, говорят, что, мол, в Москве за «своей» колбасой должны стоять.

      3. «А вообще в этом бочонке у нас лежало около 1000 рублей — всякими разными купюрами.
        Помню, одну сотку мы с братом порвали — не поделили Ильича. Отец не моргнув глазом на следующий день «доложил» вождя народов.»

        Денег нам и окружающим хватало. На нормальную еду, квартплату и одежду было. На «черный день» тогда не копили. Не было «черных дней». На жилье тоже не копили кооперативных квартир было мало и минимум 90% получали его от советской власти. Жилье бесплатное, медицина и учеба бесплатное. Деньги особо были и не нужны. При социализме
        роль денег была гораздо ниже.

        Зарплаты у людей имели небольшой разброс. Молодая медсестра после училища получала 75 рублей. Молодой рабочий (только после школы или ПТУ) 160-200.

        Для примера за 75 рублей можно было проехать в метро 1500 раз. Сейчас чтоб проехать в метро 1500 раз нужно иметь зарплату 67500 рублей.

        Были перекосы интенсивности труда. Где то был хронический
        перегруз, где то простой, а где то ритмичная работа.

        1. Совершенно верно.

          В школе учился с парнем, у которого мать-одиночка — работала уборщицей. Ничего, класса до 6-го учился наравне с другими, никто его нищим не считал.
          А вот потом — да, пошло разделение на бедных/богатых.
          Сейчас это приобретает намного более дикие формы (например, у нас в садик ходит девочка в грязной одежде не по размеру, поскольку у родителей денег нет на сменку). И если судить по росту — явно не доедает. Какое у нее будущее? Хорошо, если доживет до сознательного возраста. А ведь у нее ПОЛНАЯ семья, оба родителя работают — отец не знаю кем (но мало получает), а мать уборщицей. И тем не менее — семья абсолютно нищая.

  8. По истории моей семьи можно проследить направление, которое дала революция и советская власть всему трудовому народу. Моя семья состояла до революции из потомственных крестьян. Причем, доподлинно известно, что из-за нехватки земли в крестьянской общине, из-за рождения двух девочек подряд моему прапрадеду пришлось по столыпинской реформе уехать в Сибирь. И, как ни старался Столыпин создать хутора и разобщить крестьян, мой прапрадед с товарищами на окраине империи все равно создали своим трудом деревню, общину. После революции и гражданской войны основанная прапрадедом деревня расцвела производствами: кирпичный заводик, дегтярный, пихтовый маслозавод – это до Великой Отечественной войны, гидроэлектростанция в 1950 г дала свет глухой сибирской деревне в таежной глуши. Во время войны, в 1943 г страна смогла помочь детям, старикам и женщинам в нелегком труде снабжения фронта, прислав на помощь первый в этих краях автомобиль – полуторку. Дети моего прапрадеда, которых в царской России ждал непосильный труд за сохой трудились много, но и получили немало от советской власти. Анна и Феодора (1911 и 1913 год рождения) не смогли получить образование, но стали уважаемыми колхозницами, одну из них называли по-мужски – Федора Петрович – потому что во время войны она принимала мудрые решения в колхозном правлении, заменила мужчин. Все трое сыновей (1922, 1925 и 1934 год рождения) обучились грамоте, Федор в 16 мальчишеских лет стал заведовать деревенским магазином и ездил за товаром ночью по таежной дороге имея при себе револьвер. Второе поколение, родившееся при Советской власти, моя мама и её брат (1937 и 1933 год рождения) уже стали городским пролетариатом: мама – сварщицей, посудомойкой в рабочей столовой, затем помощником кондитера и закончила трудовой путь кондитером высшего 5-го разряда, постоянно занимаясь самообразованием, её брат – механиком, затем водителем и водителем в милиции. Третье поколение, я и мои родственники (1958, 1968 года рождения), родившиеся в СССР, получили высшее образование и стали журналистом, режиссером культурно-массовых мероприятий и преподавателем. Вот так, от поколения к поколению советская власть поднимала своих детей к высотам науки и культуры.

  9. А теперь подробнее про маму, т.к. я уже была свидетелем некоторых событий её общественной жизни и внимательным слушателем о прошлом. В 16 лет (1953 г) она вручную доила 11 коров, была передовиком. Колхоз поощрял своих работников: в конце лета распределяли мед с общей пасеки, зерно, выделяли средства для большого деревенского праздника с общим столом посреди деревни. Тогда, в 16 лет, как лучшей доярке, ей вручили первый ценный подарок — наручные часы. Уже в городе, в 23 года у неё был очень трудный период в личной жизни. Работала в рабочей столовой помощницей кондитера, а от мужа пришлось уйти с маленьким ребенком и жила в вагончике на жд путях некоторое время. Когда об этом узнала заведующая столовой, то объяснила молоденькой женщине, что нужно идти в горком и требовать жилье. Мама пришла в приемную и сказала, что не уйдет, пока ей не дадут жилье. За ОДИН ДЕНЬ ответственный партийный работник навел о ней справки. И женщину-пролетария, передовика и одинокую маму поселили в кирпичный дом с коридорной системой (вроде общежития, но у каждого своя квартира). Несколько раз заявляла мама свои права, как представителя рабочего класса, и всегда её требования удовлетворялись, всегда высшее руководство проявляло внимание и уважение к её доводам. Вот ещё наглядный пример. В 1960-х годах, когда мама уже работала кондитером в той же рабочей столовой при большом строительном тресте и вела бухгалтерию своего кондитерского цеха, к ней повадились ездить с проверкой технологи-хапуги, желавшие подловить на недостаче и этим шантажировать с целью получать от неё продукты. Проверки по закону осуществлялись либо по жалобе, либо по плану. На неё жалоб не было, рабочие писали исключительно благодарности, все начальство строительного треста к праздникам непременно покупало её торты в буфете. Её портрет несколько лет находился на Доске почёта треста. Внеплановые проверки почти каждую неделю вкупе с лабораторными исследованиями её булочек и коржиков не показывали никаких отклонений, но маме эти проверки стоили огромных нервных затрат. И она посчитала, что данные проверки несправедливы, наносят вред её работе. Пришла без записи на прием к начальнику треста. Он прервал очередное заседание и выслушал её. На следующий день совещание ответственных работников треста состоялось прямо в кабинете заведующей столовой. Все проверяющие технологи были признаны виновными в необоснованных проверках и больше никогда не появлялись в этой столовой. Так рабочий класс проявлял способности к управлению, а партия в Сибири, в 1960-е годы ещё состояла из коммунистов, которые служили рабочему классу.

    1. Наталья, отличный рассказ!
      Наглядно видно, что рабочие были активны и солидарны, и поэтому руководство их слушало.

      Ну и гнилая сущность некоторых представителей пролетариата выпукло продемонстрирована.

      Спасибо, читал с интересом )

    2. У нас в РБ бы просто занесли её начальнику чего и он не продлил бы контракт. А проще — занесли бы какой работнице вышестоящей организации и она бы позвонила и сказала, что или ту работницу уволят или проблемы будут у всех. Хлебное место у нас принципиальным не светит, а всякие проверяющие заранее имеют план по штрафам. Ну а по поводу совещания — я в шоке. В РБ многие начальники даже сами не общаются с коллективом. Только доводят свою волю через кого-то. И о своём появлении где на участке объявляют за неделю, чтбы все всё убрали и оделись почище.

  10. О связи поколений. Я сама, будучи взрослой, всегда на семейных праздниках выспрашивала маму и внимательно слушала. Потому, когда моему ребёнку в начальной школе в 1990-х годах дали задание сделать надписи на общем полотне о погибших в Великой Отечественной войне родственниках, мне было что рассказать моему маленькому ребенку и мы вместе выполнили задание. А когда в 2000-х годах в Финансовой Академии при Правительстве России нашелся преподаватель, который задал студентам реферат по теме «История моей семьи в истории моей страны», то вы бы видели какими горячими и заинтересованными разговорами наполнился наш дом, как помолодела бабушка, рассказывая молодому слушателю историю семьи. Теперь мне есть на что опираться в объяснениях действительности моему уже взрослому ребенку. Связь поколений в наших руках.

    1. Рассказ не отличный. Особенно концовка косвенно пропагандирующая равные возможности для бедных и богатых.

  11. Когда прозвучал призыв строить БАМ, масса молодых людей поехала на это строительство с большим воодушевлением именно с целью строить. Молодёжи хотелось сделать что-то значительное в жизни и это связано было с достижениями в своём труде. В труде хотелось успеха. Я был ещё молод и только позже поехал прокатиться до БАМа и посмотреть. в то время основная часть строительства была завершена. Ж.д. билеты стояли дёшево. И что я увидел? В поездке, а она проходила несколько дней, зимой. Никаких проблем общения в поезде. Все очень доброжелательны к друг другу, все родные. Разницы между людьми не было. Потом на местном поезде от Усть-Кута до Звёздного. В Звёздном холод 40 градусов, вокзал в кавказском стиле (мне показалось так). Воочию то же, что и по радио. Большие собаки, которые зарывали мой хлеб в снег, сытые, собаки безобидные, но большие. Уборщица на вокзале, сначала пустом, пела и плясала даже. Потом пришла группа крепких парней, хорошо одетых в полушубках, все весёлые и радостные, добрые. Так я и съездил один, почти без денег и без всяких проблем: ни тебе воров, ни тебе пьяных, а о наркоманах и слыхом не слыхано было. Всё по доброму и я проверил, что было по радио, то и на самом деле. И тайга огромная и великолепная!

    1. Да и сейчас всем хочется трудиться, строить, но всё упирается в частную собственность.

      1. Совершенно верно.
        С удовольствием готов работать больше, но не увеличение богатства неведомого мне буржуя.

  12. Сейчас в российской армии есть дедовщина. Alex, расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях между солдатами в советской армии?

  13. Хоошо, Alex, скорее всего занят сейчас, но кто-то может ответить? Хоть написать нет времени или позже ответим.

    1. В сталинское время о дедовщине в армии и думать даже не могли. Некоторые элементы дедовщины стали появляться в хрущевско-брежневском (позднем) СССР, и активно стало это явление набирать силу в Перестройку. Получается, чем ближе к капитализму, тем больше мути и грязи.
      Собственно, со всем так.

    2. Дед в середине 90х рассказывал, что когда он проходил срочную службу в конце 1950х — начале 1960х в сухопутных войсках (танкистом), то никакой тогда дедовщины не знали, были только товарищеские отношения (в то время, кстати, срочная служба в сухопутных войсках была 3 года).Новобранцы уважали «стариков», но не потому, что они могли их избить, если те не будут выполнять работу за «стариков», а потому что они были уже опытными и умелыми солдатами, помогали молодым товарищам советом, учили их, были им примером.

  14. «но кто-то может ответить?»
    Из опросов знакомых:
    До 1958 года дедовщины не найдено даже в зачаточном виде.
    С 1984 была уже вполне сформирована.

    Что было в промежутке неизвестно.

    1. Вы , товарищ, забыли про то, как хрущ ‘переформатировал’ армию. До ‘реформ’ офицерам (прошедшим войну) и в страшном сне не могли привидеться нацразборки и дедовщина в части. А после ‘реформы’ стало на всё плевать и свои обязанности спинули ‘дедушкам’.

  15. Дедовщина в начале буржуазной России развивалась загнивающе. Знания требовались минимальные на должностях сержантов. Стали назначать сержантами отъявленных негодяев поддерживающих дедовщину. Так к началу 2000-х годов в армии основными дедами стали сержанты. Дедовщинники (термин придумал) никгода не работали, а заставляли работать за себя других солдат.

    1. Но у дедовщины есть и оборотная сторона. Дедовщина противопоставляется уставщине. Уставщина — это верность буржуазному «отечеству» и стукачество перед буржуазным командованием. Стукачество в армии не поощряется. Стукач клеймится «сукой». А это значит, что если «дедуля» осознает отсутствие своих перспектив при капитализме, если он поймёт, что чуждые ему командиры суть холуи капитала, то он станет влиятельнейшим проводником ком. идей в своей части.

      1. Уставщина — это верность буржуазному «отечеству» и стукачество перед буржуазным командованием.

        Уставщина соблюдается только в отношении тех, кто против буржуазного командования. Доводится до полнейшего абсурда.

  16. Школьный аттестат об образовании не имел никакого значения для офицеров. Я был единственным солдатом с аттестатом без троек во всей моей части (2500 человек). Но замечу, что в начале на курсах молодого бойца те кто в последствии стали дедовщинниками боялись, что назначать сержантами станут тех, кто хорошо учился в школе. Но этого не произошло. Я выжил в армии, не смотря на то, что пришлось забыть дискриминанты. Интеллект помог выжить, но далось это не просто.

  17. Дедовщина появилась тогда, когда большой массе уголовников после заключения по закону разрешили служить в армии. После этого начала она продолжила своё развитие, и в немалой степени по причине ослабления коммунистической направленности всего общества.

  18. Два воспоминания раннего детства. Когда я был маленький, мне папа сделал маленькую тачку. Такие я потом видел в фильмах о первых пятилетках. Она мне очень нравилась, я любил играть с ней. Не помню как её не стало.
    Однажды я выколол глаза на портрете Хрущёва… это видно потому, что взрослые обсуждали момент, когда его скинули за волюнтаризм. Помню, мама осудила меня за такие действия, с опаской за совершённый мной поступок. Тон её голоса был очень тревожный.

    1. Тоже помню подобное поведение у родителей. Значит репрессии в отношении большевиков в хрущевский период были.

      1. Естественно, были. Я бы мог рассказать кое-что из своих раскопок,но даже в личку не могу. Под некоторыми материалами стоит моя фамилия.

  19. В 1980-е годы ещё были комсомольские стройки. Моя сестра уехала по призыву на строительство нового города в Сибирь. Она была комиссаром большого комсомольского отряда. Он формировался в Москве из молодых людей со всех концов страны. Этот состав отправлялся прямо со съезда комсомола, торжественно, со знаменем, ребят и девчат провожали с Комсомольской площади. И партия, и хозяйственные министерства тогда только помогали, но не руководили строительством города. Реально всю инициативу, всю организацию сложнейших строительных, производственных и идейных задач проводил комсомол. И город получился широким, в ярких красках дома, с молодежными фестивалями, вечерними песнями под гитару на улицах. Моментально образовалось множество семей, зазвенел детский смех.
    Сестре, как молодому специалисту в области культуры, уже через полгода жизни в общежитии, смогли дать двухкомнатную квартиру, построенную её же друзьями-комсомольцами. В новеньких школах молодые преподаватели так организовывали учебный процесс, что и летом дети с ними не расставались, придумывались походы, диспуты, обучающие летние игры по истории, по устройству государства. Мне тогда было 15 лет и я приезжала в этот город как на веселую трудовую планету. Страна посылала лучших деятелей культуры и науки для обучения и вдохновления молодежи. Весь город был наполнен гордыми за свой общий труд людьми. Они и по сей день говорят: Мы сами построили этот город.

    Я заходила в штаб стройки и у меня было ощущение, что вошла в книгу «Как закалялась сталь». Настолько сосредоточенной, какой-то по-настоящему серьезной шла в нем работа. Даже половицы в этом строительном бараке на 2 этажа почти не скрипели, чтобы не мешать молодым комиссарам и начальникам стройки. Я знала, что прикоснулась к настоящему труду и героизму (ведь случались и авралы, и тяжелейшие погодные условия, и травмы, и смерти комсомольцев на стройке).

    Особо хочу отметить, что национальный состав был как в международном порту, повсюду слышались разные наречия, множество людей говорило с акцентом, но все они уважали и предпочитали разговаривать по производственным делам на русском языке. Диаспоры (как сейчас) не образовывались, приехавшие из одного района страны люди лишь вначале селились вместе, а потом их трудовая судьба сводила с представителями других национальностей и начиналось плодотворное взаимообогащение, часто заканчивающееся счастливой свадьбой. Была и категория людей, которым не подошла такая светлая трудовая атмосфера, это были авантюристы и «летуны». Они уже через 2-3 месяца уезжали. Город был на полном самоуправлении.
    Так что когда читаю про первые пятилетки после революции, у меня перед глазами встает этот город, его люди. Если даже на излете Советской власти вдохновленная молодежь сотворила в 3-5 лет замечательный город посреди степи, то как пылала энтузиазмом вся страна в годы строительства молодой республики Советов! Это чувство мимолетной причастности к огромному общему делу осталось в моем сердце. И мне от всей души хочется, чтобы дети нашей страны смогли его узнать, поэтому именно здесь я пишу эти строки. Благодарю РП за возможность впервые это рассказать.

      1. Он и сейчас существует, выживают в нем кое-как. Называется г. Шарыпово, Красноярский край. Стройка называлась КАТЭК — Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс. Это была открытая разработка угольных месторождений. Залежей угля там на несколько сот лет. Для освоения месторождений и позвали комсомольцев. Советская страна, ориентированная на рабочий класс, предоставила самым молодым представителям этого класса обустроить работу и личную жизнь в соответствии с их потребностями. Вырос красивый город (а не бытовки, на 17 человек в одной, как сейчас на Ямале, на космодроме Восточный), вокруг турбазы, регулярно начали ходить пассажирские поезда, хотя это была конечная станция на жд. До сих пор отдельные коллективы строителей-первопроходцев г. Шарыпово проводят встречи-сборы и тогда расправляются их плечи и молодеют лица.

        В СССР для освоения месторождений или больших заводов, комбинатов рядом строилась вся инфраструктура. Так и возникали удобные, зеленые города для отдыха и восстановления рабочих после напряженных трудовых дней.

  20. Вспомнились несколько случаев из 70-х годов, которые показательны для отношения молодёжи того времени к деньгам и к друг другу. Однажды я стоял на перроне ж.д. вокзала, вдруг из вагона вышла девушка, попросила отправить телеграмму в другой город о её приезде, дала денег. Я всё сделал как она просила. Другой случай. Однажды я ехал в одном направлении в поезде, потом решил поехать в другом направлении. В кассе оформил перелом маршрута, нужно было доплатить. Денег у меня не хватило, но билет был выписан. Тогда кассир внесла свои деньги, дала мне свой адрес и сказала, чтобы я вернул ей деньги. Что я и сделал. И третий случай. Мне срочно надо было уехать. Денег не хватало. В общежитии в комнате я самовольно пошарил по карманам, взял необходимые мне деньги. Оставил записку, извинился и ещё оставил свитер. Через некоторое время мне прислали свитер, сказали, что не нужно было его оставлять. Я вернул по почте деньги. И ещё случай, однажды я ехал в поезде, познакомился с дембелями из Узбекистана. Мне нужна была пересадка на другой поезд на станции, где не было остановки. тогда за срыв стоп крана был штраф 10р. Но ребята без моей просьбы, однако, согласовав с проводником, остановили поезд, я вышел, они ещё дали мне денег немного. Вот так молодость путешествовала, искала себя. Слова были в песне: «Надо, надо нам, ребята, жизнь красивую прожить, надо надо нам, ребята, в этой жизни что-то совершить …»

  21. Большое спасибо, товарищи! Начал переваривать материал. К празднику, к сожалению не получилось — прошу прощения. В ближайшее время напишу прямо сюда, тезисно, основные линии, которые я заметил. Может быть тогда что-то добавим ещё по ним.

  22. А, вот ещё что. Кажется, здесь нет ничего о кружках, занятиях, досуге для детей и юношества. Хотя да, есть про музеи и зоопарк. Но я имею в виду, в первую очередь, кружки, секции, Дворец Пионеров. Если у кого-то есть, что вспомнить по этой теме, то прошу добавить.

    1. Организованный досуг. Уровень класс – школа.

      Все кружки, секции и факультативы для детей были бесплатны. Спортивный инвентарь и форму тоже давали бесплатно. 2/3, если не 3/4 детей длительное время занимались спортом. Кружки и факультативы тоже посещало много народу.

      Спорт.
      Каждая известная мне школа усиленно занималась, каким-то видом спорта. Где то это был велоспорт, где то гандбол, волейбол, баскетбол и т.д. Уровень был достаточно приличный. Знал я команды, которые и на союзный уровень выступать ездили. Не редко на урок физкультуры приходили тренеры и приглашали желающих заняться тем или иным видом спорта. Мальчишки предпочитали футбол, баскетбол, борьбу, бокс, хоккей, волейбол. Девочки больше увлекались гимнастикой, легкой атлетикой, волейбол и гандбол тоже не забывали. Несколько меньше были популярны шахматы, конькобежный спорт, лыжи, акробатика, регби.

      Культура.
      Достаточно часто класс ходил в театр, музей или ездил на экскурсию. У двух учеников в классе отцы работали водителями автобусов. Как договаривалась школа и предприятия, на которых они работали, я не знаю. Но они нас и возили. Вполне официально. На уровне класса 1 раз в месяц было Чередование Творческих Поручений (ЧТП). Одни готовили самодеятельное выступление. Другие делали стенгазету. Третьи украшали класс. Четвертые добывали музыкальные записи. В следующий месяц менялись. На уровне школы самодеятельные выступления были частью всех праздничных вечеров и проходили перед каждой дискотекой. В каждом классном руководителе были свои изюминки. Учитель литературы больше налегала на поэтические и литературные вечера. Трудовик и физрук больше любили турпоходы.

      Учеба.
      Было много факультативов. Практически по каждому школьному предмету были факультативные занятия. На эти занятия ходили либо те, кого интересовал предмет, либо те, кто хотел «подтянуть» свои знания. Если факультатива не было, то его очень легко было организовать. 5-7 желающих заниматься учеников, было достаточно для начала его работы.

      Кружки рукоделия.
      Кружков тоже хватало. Кружок мягкой игрушки, рисования, радиолюбителей, юннатов, краеведения. Все так сразу и не вспомнишь. С учителями труда ездили на заводы. Что-то вроде экскурсий. Съездили посмотреть, как делают мебель. Заодно набрали (с разрешения) для школьных поделок обрезки дсп, досок, шпона. Мать моего одноклассника учила (вне уроков труда) девочек вышиванию бисером, шить.

      Между классами и между школами проводили соревнования. В домах и во дворце пионеров, в домах и дворцах культуры тоже было много кружков и секций для детей. Так, что если в классе и школе не находилось нужного кружка, то найти его было не трудно.

  23. Дети сами выбирали и сами записывались в кружки. Взрослым и в голову не приходило сопровождать школьника на дополнительные занятия. Как отвели родители на праздничную линейку 1 сентября, так больше не водили ни в школу, ни во дворцы культуры, ни на занятия кружков и секций. Уверенности взрослых в безопасности младших школьников и подростков способствовали градостроительные нормы, в которых во главе всего был полноценный отдых и досуг трудящихся. Поэтому на определенное количество жителей города было построено необходимое при социализме: школа, детский сад, дом культуры, стадион, кинотеатр. Все это было «в шаговой доступности», как сейчас говорят (но теперь лепят религиозные объекты и сетевые магазины).

    Так что маленький гражданин СССР ещё совсем юным самостоятельно определял для себя приоритеты и познавал мир через науку, искусство и трудовое мастерство. Мы, дети СССР, с любовью вспоминаем наших педагогов из кружков и секций.
    Вот пишу и сама себе завидую.

  24. Отдельно надо вспомнить летний отдых в пионерском лагере. Путевки в пионерский лагерь давали абсолютно всем работающим родителям (а безработных тогда не было и инвалидами были лишь престарелые люди). Можно было ехать хоть на все лето — на три смены (21-22 дня — одна смена). Пионером мне в лагере не понравилось (по состоянию здоровья уехала раньше, чем закончилась смена), а вожатой (когда повзрослела) было интересно.

  25. Тезисно не получилось — работаю сразу со всем материалом. Авторский текст меняю только чуть-чуть: убираю скобки, разбиваю на абзацы. Несколько рассказиков добавлю от себя (отдельно). Рассказики группирую по темам и пишу короткие вводные/выводы. Скоро уже будет.

  26. Дедушка рассказывал, что он, работая на заводе заместителем начальника отдела вычислительной техники, ездил по другим предприятиям города и помогал менее умелым рабочим (абсолютно безвозмездно). это тем господам, которые утверждают, будто человек в любом обществе стремится, прежде всего, к собственному обогащению.

  27. Переношу из обсуждения под статьей «Н. К. Крупская «О работе ВЛКСМ среди детей» (доклад на VIII съезде ВЛКСМ)»

    Red_PestyZide In reply to Наталья.

    //Я умела и могла сформулировать требования, сказать настоящую
    //правду о взаимоотношениях учителей и учеников.

    Вас за такую активность не вызывали ‘на разговор’ без свидетелей с намёками на аттестат и характеристику, не?

    //Так что комсоргом была избрана заслуженно.
    А комсоргов выбирали? И кто выбирал? Неужели ученики? Администрация кандидатуры утверждала?

    1. Наталья ответит, думаю сама. И я отвечу, поскольку пришлось учиться в школе в 70-х годах.
      1. Не вызывали, и не намекали. Когда нам не нравился по какой-то причине учитель, мы всем классом шли к директору школы и просили его заменить (было у нас один раз такое, кажется это был 7 класс). Если аргументы серьезные, меняли без проблем — не нашел учитель контакта с классом, сам виноват.
      2. Комсоргов выбирали сами без всякого указания или намеков «сверху». А потом в институте также выбирали и старост, и профоргов, и даже культмассовиков (тех, кто в группе отвечает за культурно-массовую работу). Партийцы спокойно выбирали сами членов партийного комитета и секретарей опять без всякого давления ректоров или деканов. На более высоком уровне — райкомы\горкомы\обкомы, возможно уже что-то было, но в низах мы с этим никогда не сталкивались. Определенные намеки на давление стали появляться только с приходом Горбачева уже в перестройку.

      1. //Когда нам не нравился по какой-то причине учитель, мы всем клас
        //сом шли к директору школы и просили его заменить (было у нас
        //один раз такое, кажется это был 7 класс)

        Учился в середине 90-х годов в ‘продвинутой’ школе (фактически, гимназии),где либерализма в хорошем смысле слова было больше по отношению к ученикам. Просили однажды заменить — администрация продинамила. Короче говоря, волосы красьте в какой угодно цвет и что хотите носите, но в управление не лезьте… Да и не представляю такой активности у нас в 7-м классе. Мы были просто разновидностью варваров, хотя и на уровне классического средневековья.

        У нас никогда никаких выборов на низовом уровне не было. Кого-то назначали и всё.

  28. Я 81-го г.р сам помню что был очень вкусный хлеб,долго гуляли до 10 часов даже зимой и не боялись отпускать.С рассказов родственников люди были значительно проще и дружней.Начальство было на ты с рабочими(может не все и не всегда но такое слышал).Дешевая электроэнергия,качественные и не дорогие продукты(помню отец говорил что 10 копеек это обед,где сейчас эти 10 копеек?).Не дорогие ГСМ.В деревнях не было проблем иметь ружье.Медецина и учеба бесплатные.Отец сын сельского учителя,начал с простого лесника и дослужился до зама.отдела Краевого управления лесным хозяйством,соцлифт работал.

  29. ХОРОШАЯ ИНИЦИАТИВА была, тов. К. Октябрьский.

    Ясно что для 2017 ничего не мог получиться.

    Но и 2018 тоже прошла.

    А материал (комменты) не плохой…

    Впереди Октябрь’2019!!!… 21.45 bgt (кк).bg

Наверх

Добавить комментарий для Мельников Антон Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

С правилами комментирования на сайте можно ознакомиться здесь. Если вы собрались написать комментарий, не связанный с темой материала, то пожалуйста, начните с курилки.

*

code