Что такое «женский день»? Кому он нужен? Не уступка-ли это женщинам буржуазного класса, феминисткам, равноправкам? Не вредит-ли он единству рабочего движения?
Такие вопросы ещё слышатся в России, за границей же их уже нет. На них сама жизнь успела дать яркий, красноречивый ответ.
«Женский день» — это звено длинной, прочной цепи женского рабочего движения. Растёт, с каждым годом растёт организованная армия работниц. Двадцать лет тому назад работницы небольшими группками теснились в профессиональных союзах и лишь как светлые, одинокие пятна мелькали в рядах рабочей партии… Сейчас в Англии числится более 292 000 работниц в союзах, в Германии около 200 000 в профессиональном движении и 150 000 в рабочей партии; в Австрии — 47 000 в союзах и почти 20 000 в партии. В Италии, Венгрии, Дании, Швеции, Норвегии, Швейцарии — всюду организуются женщины рабочего класса. Почти миллион охватывает организованная женская социалистическая армия. Это сила! И с ней приходится считаться сильным мира сего, когда дело идет о дороговизне жизни, о страховании материнства, о детском труде, о законах, охраняющих женскую работу.
Было время, когда рабочие полагали, что они одни на своих плечах вынесут тяжесть борьбы с капиталом, справятся сами, без женщин, со «старым миром». Но по мере того, как женщина рабочего класса вступала в ряды продавцов рабочей силы, гонимая нуждой, безработицей мужа или отца, — проникались и рабочие сознанием, что оставить женщину позади, в рядах «несознательных» — значит вредить своему делу, тормозить его. Чем более сознательных борцов, тем вернее и успех. А какая «сознательность» у женщины, что сидит у печки, что не имеет никаких прав в обществе, в государстве, в семье? Нет у неё своей «думы»! Все как велит отец или муж…
Нет, невыгодны, прямо — вредны рабочему классу отсталость и бесправие женщины, забитость и равнодушие её. Но как же втянуть работницу в движение, как разбудить её?
Не сразу нашла социал-демократия за границей правильный путь. Двери рабочих организаций стояли широко открытыми перед работницами, а те лишь редкими единицами проходили туда. Почему это?
Потому, что не сразу понял рабочий класс, что женщина-работница — самый бесправный, самый обездоленный член всего класса. Что веками запугана, загнана, затравлена женщина, что для того, чтобы разбудить её мысль, для того, чтобы громче и бодрее застучало её сердце, надо найти особые, ей, как женщине, понятные слова. Не сразу распознали рабочие, что женщина в этом мире бесправия и эксплуатации угнетаема не только как продавец рабочей силы, но и как мать, как женщина… Но когда рабочая социалистическая партия это поняла, она смело выступила с двойной защитой — женщины, как наёмной работницы, и женщины, как матери.
Во всех странах начали социалисты выставлять требования специальной охраны женского труда, обеспечения страхования материнства и детства, политических прав для женщин, защиты женских интересов.
И чем отчётливее понимала рабочая партия эту свою вторую задачу по отношению к работницам, тем охотнее шли женщины в ряды партии, тем яснее было для них, что она и есть их истинная защитница, что рабочий класс борется и за их, чисто женские наболевшие нужды… Сами работницы, организованные и сознательные, работали много для уяснения этой задачи. И сейчас главная работа по привлечению новых членов работниц к социалистическому движению лежит на женщинах. В партиях всех стран имеются сейчас свои особые женские комитеты, секретариаты, бюро. Эти женские комитеты с одной стороны ведут работу среди малосознательных женских масс, будят сознание работниц, втягивают их в организацию. С другой — разрабатывают те вопросы и требования, которые касаются ближе всего женщин: охрана и обеспечение рожениц, законодательная нормировка труда женщин, борьба с проституцией, с детской смертностью, требование политических прав для женщин, улучшение квартирных условий, борьба с дороговизной жизни и т. д.
Таким образом, состоя членами партии, работницы борются за общеклассовое дело, но вместе с тем намечают и выдвигают запросы и требования, которые ближе всего касаются их, как женщин, хозяек, матерей. А партия поддерживает эти требования и борется за них… Ведь запросы работницы — это же общерабочее дело!
В «Женский день» организованные работницы протестуют против своего бесправия.
Но, скажут некоторые, к чему такое выделение работниц? К чему особые «женские дни», особые листки для работниц, собрания, совещания женщин рабочего класса? Не есть ли это все-таки уступка феминисткам, равноправкам?
Так могут думать только те, кто не знает коренного различия между движением социалисток и буржуазных равноправок.
Чего добиваются феминистки? Тех преимуществ, той власти, тех прав в капиталистическом обществе, какими сейчас обладают их мужья, отцы и братья.
Чего добиваются работницы? Уничтожения всяких преимуществ по рождению или богатству. Работнице все равно, кому дана эта власть «хозяина»: мужчине ли, женщине ли. Вместе со всем своим классом может она облегчить своё положение труженицы.
Феминистки требуют равноправия всегда и повсюду. Работницы отвечают им: мы требуем прав для каждого гражданина и гражданки, но мы не позволим забыть, что мы не только работницы и гражданки, мы — матери! И как матери, как женщины — носительницы будущего, мы требуем особой заботы о себе и о детях наших, особой защиты со стороны государства и общества.
Феминистки добиваются политических прав. Но и здесь дороги расходятся.
Для буржуазных женщин политические права — лишь способ возможно удобнее, прочнее устроиться в мире, построенном на эксплуатации рабочего люда. Для женщин-работниц — это ступень на той скалистой, трудной лестнице, которая ведёт в желанное царство труда.
Пути работниц и буржуазных равноправок давно уже разошлись. Слишком разны задачи, какие ставит жизнь у тех и у других, слишком противоположны интересы работницы и хозяйки, прислуги и «госпожи»… Нет, и не может быть, точек общения, примирения, слияния… Поэтому не должны страшить рабочих ни отдельные женские дни, ни специальные собрания работниц, ни особая газета для них.
Вся особая, выделенная работа среди женщин рабочего класса — это лишь способ разбудить работницу, присоединить её к ряду борцов за лучшее будущее… Не расколу, а единению рабочего класса служат женские дни и вся кропотливая, медленная работа для пробуждения самосознания работницы.
Пусть же с радостным чувством, что они служат общеклассовому делу и борются вместе с тем за своё женское освобождение, присоединятся работницы к женскому дню.
А. Коллонтай.
Публикуется по тексту газеты «Правда» № 40 (244) от 17 февраля 1913 г.
Оказывается уже в те времена буржуазный феминизм и рабочее женское движение были различными течениями.. спасибо за информацию!
Да, согласен, спасибо что показали в статье четкое разграничение между движением социалисток и феминисток. Это важно знать!